Что такое личность человека и каждый ли ею становится


Определение личности в психологии

Личность в психологии – совокупность характеристик человека, определяющих его поведение и место в обществе. Общество состоит из множества личностей, каждая из которых индивидуальна и уникальна.

Личность формируется годами из привычек и предпочтений человека, его эмоциональных реакций, социокультурного опыта и накопленных знаний. Базисом для формирования личности служат индивидуальные психофизиологические особенности: строение нервной системы, тип темперамента, наследственные черты. Это то, что дается человеку от рождения и что мы изменить никак не можем.

На этом фундаменте и строится личность под воздействием социального окружения. Социокультурный опыт преломляется через призму индивидуальных особенностей, формируя устойчивую психоэмоциональную систему.

Фильмы BBC о развитии личности до 2 лет

В первой части учёные пытались разобраться, как люди становятся личностями, как формируется индивидуальность, способности и мировоззрение, откуда берутся предрассудки и предпочтения.

Во второй серии исследовали, как в детстве выстраиваются первые социальные связи с другими людьми.

В заключительной части эксперимента рассмотрено, каким образом за пару лет беспомощный новорождённый превращается в маленького взрослого, который ходит, говорит и имеет собственное мнение.

Индивид, индивидуальность, личность

С понятием “личность” тесно связаны другие два термина: индивид и индивидуальность. Несмотря на схожесть, у них есть ключевые различия.

Индивид – отдельный представитель рода Homo Sapiens. Это “человек вообще”, без акцента на каких-то его индивидуальных особенностях.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Индивидуальность – система уникальных черт, присущих какому-то конкретному человеку.

Каждый человек рождается индивидом, затем происходит формирование его индивидуальности, которая кристаллизуется в личность через взаимодействие с социальной средой.

«Градуалистские» позиции

Сто­рон­ни­ки гра­ду­а­лист­ской пози­ции, ста­вя­щие во гла­ву угла поэтап­ность раз­ви­тия, обра­ща­ют вни­ма­ние на то, что и спер­ма­то­зо­ид, и яйце­клет­ка явля­ют­ся живы­ми объ­ек­та­ми еще до про­цес­са опло­до­тво­ре­ния, и под­чер­ки­ва­ют, что опло­до­тво­рен­ная яйце­клет­ка раз­ви­ва­ет­ся в чело­ве­ка посте­пен­но. Цен­ность эмбри­о­на зна­чи­тель­на, но не абсо­лют­на. Что же каса­ет­ся его пра­ва на жизнь — тут мне­ния варьи­ру­ют в извест­ном диа­па­зоне: кто-то может счи­тать, что эмбри­он чело­ве­ка обла­да­ет пра­вом на жизнь, дру­гие пред­по­чтут гово­рить о пра­ве на развитие.

Сто­рон­ни­ки гра­ду­а­лист­ских пози­ций пола­га­ют, что пра­ва эмбри­о­на уси­ли­ва­ют­ся и рас­ши­ря­ют­ся по мере его раз­ви­тия. Соот­вет­ствен­но, пра­ва эмбри­о­на могут пере­ве­ши­вать­ся дру­ги­ми пра­ва­ми или инте­ре­са­ми, таки­ми, как сооб­ра­же­ния здо­ро­вья мате­ри, в тех слу­ча­ях, когда эти послед­ние силь­нее. Про­тив­ни­ки такой пози­ции опа­са­ют­ся, что варьи­ро­ва­ние сте­пе­ни защи­ты, предо­став­ля­е­мой эмбриону/плоду в рам­ках гра­ду­а­лист­ско­го под­хо­да, может подо­рвать ува­же­ние к чело­ве­че­ско­му досто­ин­ству и прин­цип рав­ной мораль­ной цен­но­сти всех лиц. Ведь с точ­ки зре­ния гра­ду­а­лист­ской пози­ции, если по каким-то при­чи­нам нуж­но выби­рать меж­ду эмбри­о­на­ми, то исхо­дить при выбо­ре сле­ду­ет из того, какие инте­ре­сы силь­нее и при­о­ри­тет­нее[19]. Один из сто­рон­ни­ков этой пози­ции при­во­дит такой при­мер: «Пред­ставь­те себе, что 2‑месячный ребе­нок ока­зал­ся в ловуш­ке в кли­ни­ке, и вы мог­ли либо спа­сти одно­го ребен­ка, либо 100 эмбри­о­нов, но не обо­их. Кто-нибудь коле­бал­ся бы на секун­ду, преж­де чем спа­сти ребен­ка? Навер­ня­ка нет, но если бы эмбри­о­ны дей­стви­тель­но были мораль­но экви­ва­лент­ны мла­ден­цам, то был бы выбор в спа­се­нии мно­гих эмбри­о­нов и толь­ко одно­го ребен­ка, что было бы реша­ю­щей при­чи­ной спа­се­ния эмбри­о­нов»[20]. Ана­ли­зи­руя этот при­мер, нуж­но ска­зать, что наше пове­де­ние в той или иной ситу­а­ции не лиша­ет эмбри­о­на его ста­ту­са. То, что мы себя так пове­дем, гово­рит толь­ко о нашем вос­при­я­тии (вос­пи­та­нии), а не о том, явля­ет­ся ли эмбри­он чело­ве­ком или нет.

Каждый ли человек становится личностью

Исходя из определения, на первый взгляд может показаться, что каждый. У всех людей есть свои индивидуальные особенности, которые влияют на его поведение.

Однако дело обстоит сложнее. Личность – продукт социализации индивида. Она формируется только под влиянием общества. Если человек вовремя не интегрируется в социум, не пройдет поэтапно все стадии социализации, то и личностью он, к сожалению, не станет.

Феномен человека без личности можно наблюдать на так называемых людях-маугли. Это индивиды, которые в детском возрасте были вырваны из человеческой среды и воспитывались животными. Даже если их возвращают обратно в общество, полноценными его членами они никогда не станут. У них попросту не сформированы и не развиты функции мозга, отвечающие за социальное взаимодействие, а сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для их развития уже прошли. Поэтому личности у таких людей нет.

Структура личности

Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:

  1. Низший. Врожденные свойства психики, а также те, которые обусловлены возрастом, полом и физиологическими особенностями.
  2. Второй. Особенности восприятия, мышления и поведения, формирующиеся под влиянием факторов первого уровня.
  3. Третий. Личный опыт, включающий приобретенные знания и навыки. Формирование этого уровня зависит от социального взаимодействия и жизненного опыта.
  4. Высший. На высшем уровне находятся принципы, идеалы, самооценка, желания, интересы и прочее «личное». Именно этот уровень определяет внутреннее содержание человека.

На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.

Компоненты личности

Из чего же состоит личность? Это многокомпонентная сложная структура. Ее компоненты – устойчивые психические явления, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ним относятся способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Давайте рассмотрим их все подробно.

Способности

Способности – это то, что определяет успешность индивида в разных видах деятельности.

Это понятие можно истолковать по-разному. С одной стороны, под способностями подразумевают особенности протекания психических процессов, положительно влияющих на качество деятельности. С другой – это высокий уровень развития умений, навыков и знаний.

Существует несколько классификаций способностей.

По структуре способности подразделяются на:

  1. Элементарные способности. Они связаны с функциями мозга, присущими каждому человеку. К ним относятся, например, способность различать цвета, запахи, звуки, способность запоминать и усваивать информацию. Они врожденные, но поддаются развитию в течение жизни.
  2. Сложные или социально обусловленные способности. Это способности к какой-то конкретной деятельности. Например, музыкальные, спортивные, художественные, литературные способности. Не являются врожденными, развиваются в процессе взаимодействия с социумом.

По распространенности:

  1. Общие способности свойственны всем людям. Например, способность к общению, двигательные способности, к эстетической и нравственной деятельности.
  2. Частные способности свойственны не каждому. Важную роль в их формировании играют задатки: музыкальный слух, художественно-эстетическое чувство и т. п.

По характеру деятельности бывают:

  1. Теоретические способности связаны с абстрактно-логическим мышлением. Отражают, как хорошо человек решает теоретические задачи, оперирует абстрактными терминами, устанавливает логические связи между предметами и явлениями.
  2. Практические способности связаны с манипулированием конкретными предметами в процессе деятельности.

Все способности дополняют друг друга и позволяют человеку гармонично развиваться. От их реализации во многом зависит жизненный успех.

Темперамент

Темперамент – совокупность свойств нервной системы и особенностей протекания психических процессов, определяющих поведение и реакции человека. Темперамент – врожденная характеристика, которая не меняется в течение жизни.

Классификацию темпераментов предложил еще Гиппократ в V веке до н. э. Он разделил людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Люди пользуются этой классификацией и по сей день. В чем проявляется каждый тип темперамента?

Основные характеристики сангвинического темперамента – устойчивость нервной системы и экстравертированность. Сангвиники – активные, энергичные весельчаки. Они легко сходятся с людьми, оптимистичны и деятельны. Их отличает умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и высокий уровень саморегуляции.

Флегматики – интроверты со стабильной нервной системой. Они хладнокровны, слабо эмоциональны, медленно возбудимы. Однако, когда им удается включиться в деятельность, они проявляют высокий уровень работоспособности. Трудно приспосабливаются к новым условиям и тяжело отказываются от старых привычек.

Холерический темперамент характеризуется нестабильностью нервной системы и экстравертированностью. Холерики вспыльчивы, эмоциональны, импульсивны. Но довольно быстро остывают, если им идут навстречу.

Меланхолики – интроверты с нестабильной нервной системой. Это тревожные, пессимистичные, ранимые люди. Они склонны к постоянному самокопанию и чрезмерной озабоченности своей внутренней жизнью.

Знание темперамента открывает человеку широкие возможности. На их основе можно гораздо эффективнее планировать деятельность. Вы будете знать свои особенности, стараться избегать потенциально уязвимых ситуаций, эффективно взаимодействовать с людьми.

Тесты на определение типа темперамента и выделение преобладающих черт характера ищите в нашей подборке психологических тестов.

Характер

Характер – это устойчиво сложившаяся система способов взаимодействия человека с миром.

В отличие от темперамента характер не является врожденной характеристикой. Он более гибок и подвержен всевозможным влияниям. Однако в его основе все равно лежат врожденные особенности, на которые впоследствии накладываются факторы среды.

Отдельные устойчивые паттерны поведения человека в различных ситуациях называют чертами характера. Выделяют три группы таких черт:

  1. Коммуникативные. Проявляются в общении с другими людьми. Человек может быть коммуникабельным или замкнутым, тактичным или резким, приветливым или агрессивным.
  2. Деловые. Характеризуют человека в деятельности. К ним относятся аккуратность, исполнительность, трудолюбие, безалаберность, лень и другие.
  3. Волевые. Характеризуют умение человека сознательно управлять своим вниманием и направлять его в русло достижения цели. К ним относятся целеустремленность, настойчивость, упорство, уступчивость и т. п.

Загляните также в наши статьи про положительные и отрицательные качества человека.

Воля

Воля – один из важнейших компонентов личности, ее стержень. Именно сила воли определяет силу личности. Под волей подразумевается способность управлять своим поведением, контролировать психические состояния и процессы.

В человеке постоянно борются разные мотивы, желания, направленности. Воля помогает нам следовать тем из них, которые в конкретный момент времени являются наиболее полезными и приближают к достижению цели. Поэтому воля всегда сопряжена с самоограничением.

Воля – величина не статичная. Она поддается тренировке, словно мышца. Подробно о самодисциплине мы писали в статье о том, как развить силу воли.

Эмоции

Эмоции – индивидуальные переживания, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы.

Эмоции нужны человеку для более эффективного приспособления к окружающей среде. Они играют важную роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.

В психологии принято классифицировать эмоции следующим образом:

  1. Настроение – совокупность эмоциональных реакций, протекающих в определенный момент времени.
  2. Простейшие эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей.
  3. Аффект – бурный неконтролируемый всплеск эмоций.
  4. Чувства – переживания, вызванные конкретным объектом или человеком.
  5. Страсть – яркие, сильные и положительно окрашенные эмоции, которым человек не в состоянии противостоять.
  6. Стресс – смесь сильных негативно окрашенных эмоций с характерными физиологическими реакциями.

Эмоции оказывают сильное влияние на восприятие человеком собственной жизни и на восприятие его самого другими людьми. У всех людей эмоции протекают по-разному.

Мотивация

Мотивация – психический компонент, который отвечает за побуждение человека к деятельности. Это совокупность причин, обусловливающих поведение человека.

Мотивация тесно связана с потребностями человека. Можно сказать, что она является своего рода инструментом удовлетворения потребностей. Чем сильнее выражена конкретная потребность, тем выше мотивация к ее реализации.

Действующей единицей мотивации является мотив. Это внутренний позыв, который возникает в ответ на потребность и заставляет человека совершать определенные действия.

Мотивация является главной движущей силой нашего развития. Без нее человек не сможет достичь в жизни успеха и реализовать свой потенциал. Поэтому нужно относиться к ней бережно и внимательно.

Что такое личность?

Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.

Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.

Все люди со временем меняются, иногда довольно сильно. И если в ком-то перемены слишком заметны, про него иногда говорят: «Он стал совсем другой личностью!». Все понимают, что это тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его «не узнают».

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.

Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:

  1. Совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение.
  2. Уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.

Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).

Концепции и теории развития личности

Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.

Теория Зигмунда Фрейда

Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:

  1. Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
  2. Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
  3. Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.

Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.

Теория Карла Густава Юнга

В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.

Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.

Юнг выделял несколько основных сфер личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
  2. Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
  3. Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.

Гуманистическая теория личности

В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.

Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.

Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.

Поведенческая (бихевиористская) теория личности

Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.

Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.

Библейский и святоотеческий взгляд на статус эмбриона

Зача­тие и рож­де­ние ребен­ка, с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ской веры, пред­став­ля­ет­ся даром Божи­им. «…при­об­ре­ла я чело­ве­ка от Гос­по­да», — гово­рит Ева по рож­де­нии сына (Быт. 4:1). О бес­плод­ной Анне, впо­след­ствии мате­ри про­ро­ка Саму­и­ла, ска­за­но, что «Гос­подь заклю­чил чре­во ее» (1 Цар. 1:5). Когда же она, после дол­гих молитв, рож­да­ет ребен­ка, то гово­рит: «От Гос­по­да Бога Сава­о­фа я испро­си­ла его» (1 Цар. 1:20). Автор псал­ма опи­сы­ва­ет раз­ви­тие эмбри­о­на и пло­да как твор­че­ский акт Бога: «Ты устро­ил внут­рен­но­сти мои и соткал меня во чре­ве мате­ри моей… Не сокры­ты были от Тебя кости мои, когда я сози­да­ем был в тайне, обра­зу­ем был во глу­бине утро­бы. Заро­дыш мой виде­ли очи Твои…» (Пс. 138: 13, 15–16). О том же сви­де­тель­ству­ет Иов в сво­их сло­вах, обра­щен­ных к Богу: «Твои руки тру­ди­лись надо мною и обра­зо­ва­ли все­го меня кру­гом… Ты вывел меня из чре­ва» (Иов 10: 8, 18). «Я обра­зо­вал тебя во чре­ве <�…> и преж­де неже­ли ты вышел из утро­бы, Я освя­тил тебя…», — гово­рит Гос­подь про­ро­ку Иере­мии (Иер. 1:5). Исхо­дя из тако­го пред­став­ле­ния, Пра­во­слав­ная Цер­ковь наста­и­ва­ет на непри­кос­но­вен­но­сти жиз­ни чело­ве­че­ско­го пло­да или эмбри­о­на на любой ста­дии раз­ви­тия. «Тот, кто будет чело­ве­ком, уже чело­век»[9], — писал Тер­тул­ли­ан. Во 2‑м и 8‑м пра­ви­лах свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го ска­за­но: «Умыш­лен­но погу­бив­шая зача­тый во утро­бе плод под­ле­жит осуж­де­нию смер­то­убий­ства… Даю­щие вра­чев­ст­вод­ля извер­же­ния зача­то­го в утро­бе суть убий­цы, рав­но и при­ем­лю­щие дето­убий­ствен­ные отра­вы»[10]. При этом свя­ти­тель Васи­лий уточ­ня­ет, что тяжесть вины не зави­сит от сро­ка бере­мен­но­сти: «У нас нет раз­ли­че­ния пло­да обра­зо­вав­ше­го­ся и еще необ­ра­зо­ван­но­го»[11].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]