Джон Беньян и зефирный экспериментО литературных корнях одного психологического опыта

В конце 60-х и начале 70-х годов прошлого века профессор Стэнфордского университета Уолтер Мишел провёл серию экспериментов, в ходе которых доказал, что дети с этой чертой характера чаще достигают успеха в жизни. Что же это за черта и почему опыт назвали «зефирным», мы расскажем ниже.

Чтобы узнать, как достичь успеха в жизни лично вам, узнать свои индивидуальные особенности и оценить свой потенциал, приходите на онлайн-программу «Самопознание».

Как проходил эксперимент

Читайте также: Как сделать забор из поликарбоната

Стэндфордский зефирный эксперимент проходил с участием 8 исследователей и 32 детей в возрасте от 3 до 5 лет. Перед каждым из маленьких участников стояла одна и та же задача – продемонстрировать способность к самоконтролю.

Эксперимент с зефиром довольно прост. Взрослый заводит в комнату ребенка и усаживает в кресло, а на столе перед ним лежит сладкая зефирка. Когда малыш замечает лакомство, ученый говорит: «Мне нужно отойти на 15 минут, а ты меня подождешь. В мое отсутствие ты можешь съесть этот зефир, но, если дождешься меня и не съешь – получишь еще одну зефирку в награду за ожидание. Решать тебе».

Зефирный тест Уолтера Мишела позволяет определить, способен ли малыш спрогнозировать получение сладости в двойном размере и сдержать свое желание съесть угощение прямо сейчас.

Новое исследование 2021 года

Новое исследование, опубликованное в конце мая 2021, бросает на всю эту концепцию тень сомнения. Исследователи – Тайлер Уоттс из Нью-Йоркского университета, Грег Данкан и Хоанан Куан из Калифорнийского университета в Ирвине – поменяли условия классического зефирного эксперимента, разработанные психологом из Стэнфорда Уолтером Мишелом в 1960-х.

Уоттс с коллегами скептически отнеслись к выводам Мишела. Оригинальные результаты базировались на выборке из менее чем 90 детей, обучавшихся в дошкольном учреждении в кампусе Стэнфорда. Уоттс с коллегами внесли важные изменения в условия эксперимента: они использовали гораздо большую выборку, более 900 детей, которая была также и более репрезентативной для населения, в плане расы, этнической принадлежности и образования родителей.

Также при анализе результатов исследователи принимали во внимание такие параметры, как доход семьи. Это могло повлиять на способность ребёнка откладывать вознаграждение и на его успех в долгосрочной перспективе.

В итоге исследование пришло к ограниченному подтверждению идеи о том, что способность откладывать вознаграждение приводит к успешному будущему. Его результаты говорят о том, что способность подождать второй зефирки в основном определяется социальным и экономическим окружением ребёнка – и именно это окружение, по мнению исследователей, а не способность откладывать вознаграждение, стоит за успехом ребёнка в долгосрочной перспективе.

Заключение

Я бы не согласился с тем, что в 2021 году исследователям удалось опровергнуть эксперимент из 60-х. Второе исследование, в действительности не противоречит первому, а просто дополняет сделанные ранее выводы. Тем более, что сейчас еще только 2021 год и отследить будущее этих детей, как это было сделано Мишелом в его лонгитюдном исследовании, невозможно.

А вот так проходил эксперимент

Другие статьи из этой серии:

Окна возможностей для развития EQ

Любовь без страха. Эмоциональный иммунитет младенца

5 эмоциональных уроков до школы

2 видео практики осознанности для детей

Дальнейшая судьба участников

Дети, прошедшие зефирный тест, выросли. Эксперимент, наконец, завершился. Все эти годы исследователи наблюдали за участниками и выявили ту самую взаимосвязь между самоконтролем в детстве и успехом в дальнейшей жизни.

Участники, проявившие максимальную стойкость, успешно сдали итоговый тест по окончании школы. Уровень их IQ был на порядок выше по сравнению с остальными школьниками. Все это позволило им поступить в университеты и продолжить учиться.

Как проводили «зефирный эксперимент»

Чтобы глубже исследовать этот факт Уолтер Мишел провёл эксперимент, который позже назвали «зефирным». В качестве испытуемых он взял 16 мальчиков и 16 девочек в возрасте от 3,5 до 5,5 лет. На каждого из восьми исследователей пришлось по 4 ребёнка — 2 мальчика и 2 девочки.

Экспериментатор заводил ребёнка в комнату, сажал в кресло и клал перед ним на стол одну зефиринку. После этого предлагал сделку: «Слушай, я сейчас выйду на 15 минут. Пока меня не будет, ты можешь съесть этот зефир, а можешь не съесть и получить в награду второй. Решать тебе».

Опровержение

В эксперименте Мишела полагалось, что развитие волевых способностей имеет врождённую подоплёку. То есть одни дети рождаются более способными к отсрочке удовольствия, а другие – менее способными. Однако многие исследователи заметили, что эксперимент был необъективен.

Первое его опровержение поступило уже в 2012 году. Специалисты Рочестерского университета повторили его, немного усложнив. Для начала детей разделили на две группы и раздали им небольшие подарки. Им сказали, что через некоторое время они получат дополнительные подарки. Детям из первой группы обещанные подарки так и не подарили, а участники из второй группы их получили. После этого началась вторая часть исследования – собственно «зефирный эксперимент».

Оказалось, что дети, которые не получили обещанные подарки, съедали зефир сразу, не дожидаясь дополнительного. А дети из второй группы, которые получили дополнительные подарки, могли терпеливо ждать 15 минут, чтобы получить второй зефир.

Это эксперимент показал, что на способность отсрочивать удовольствие влияют не только врождённые показатели, но и жизненный опыт испытуемого. Дальнейшие исследования только подтвердили это предположение. В последующих экспериментах участвовали дети из разных семей: «белых» и «чёрных», образованных и необразованных, бедных и богатых.

Выяснилось, что дети из бедных семей съедали зефир сразу, а дети из богатых терпеливо ждали второго. Объяснение здесь в том, что дети из богатых семей привыкли к тому, что они всегда получают обещанное; а дети из бедных семей привыкли к тому, что если сейчас у них есть вкусная еда, то в другое время её может и не быть, поэтому нужно пользоваться моментом. Кроме того, для детей из богатых семей маленькая зефирка – это несущественная мелочь, всё равно дома их ждёт много разных сладостей; а для бедных детей даже такое маленькое угощение значит очень много.

Таким образом, на выбор детей влияли их жизненные обстоятельства, окружение. В эксперименте учитывались даже такие мелочи, как наличие книг в доме, отзывчивость матерей к детям, образованность родителей и т. д.

Опровержением «зефирного эксперимента» является и другой эксперимент – политический. Речь идёт о построении социализма в Югославии. Иосип Броз Тито ввёл на государственных предприятиях своеобразные либеральные порядки. 95 процентов прибыли предприятия поступали в государственный бюджет, а оставшиеся 5 процентов расходовались рабочими по своему усмотрению. У них было два варианта действий: забрать эти деньги себе в качестве небольшой прибавки к зарплате или вложить их в модернизацию предприятия, чтобы в будущем оно приносило большую прибыль и, следовательно, более высокие зарплаты сотрудникам. Тито ожидал, что рабочие будут вкладывать эти деньги в развитие предприятий, таким образом, будет проводиться модернизация экономики силами самих рабочих; налицо и экономический стимул – возможное многократное увеличение зарплаты в будущем. Однако Тито просчитался: чаще всего рабочие просто забирали эти деньги себе, обеспечивая пусть небольшую, но сиюминутную прибавку к зарплате. Простые жители Югославии в детстве познали все тяготы бедности, поэтому теперь, при «развитом социализме», продолжали по привычке «пользоваться моментом».

Все эти эксперименты наглядно показывают разницу между психологией бедного человека и богатого. Дети из обеспеченных семей легко могут отложить вознаграждение, потому что они знают, что потом обязательно получат ещё. И в зрелом возрасте таким людям гораздо проще вести деятельность, связанную с риском, — например, открывать собственный бизнес. Такие люди организуют производственные предприятия, характерная черта которых – отсутствие сиюминутной прибыли: производственная организация способна принести прибыль только через долгое время после открытия, но эта прибыль будет внушительной.

Бедные люди, наоборот, стремятся к стабильности, они осторожны и не любят рисковать. Бедняки живут одним днём, поэтому даже самым маленьким подарком судьбы они стремятся воспользоваться сразу. Если бедняк имеет возможность открыть свой бизнес, то в большинстве случаев таким «бизнесом» является торговля: она не требует серьёзных денежных вложений и способна принести достаточно быструю прибыль, однако эта прибыль никогда не будет большой. Кроме того, бедным людям свойственно часто баловать себя небольшими приобретениями, чтобы жизнь не казалась слишком беспросветной.

Однако указанные опровержения не являются таковыми в полном смысле слова; скорее, они лишь дополняют и уточняют основной эксперимент. Раннее развитие волевых способностей тоже имеет определённое значение. Здесь можно упомянуть эксперименты над шимпанзе, которые, как выяснилось, тоже способны откладывать удовольствие. Обезьянам предлагали на выбор две горсти винограда: в первой было четыре ягоды, а во второй двенадцать. Если обезьяна выбирала первую горсть, то все ягоды из неё давались ей сразу; а если вторую, то ягоды из неё давались ей по одной с определённой задержкой. Было проведено сорок сеансов, при этом учитывалось, как часто обезьяны выбирали второй вариант и хватало ли им терпения дождаться, чтобы все виноградины были выложены в миску. Предварительно у всех шимпанзе был измерен уровень интеллекта. Выяснилось, что выраженной способностью откладывать удовольствие обладают обезьяны с самыми высокими умственными показателями.

Как проводилось «зефирное исследование»

Для более глубокого изучения данного феномена Уолтер провел тест среди детей, который спустя несколько лет стал называться «зефировый эксперимент». Исследование проводилось на 16 мальчиках и 16 девочках, чей возраст варьировался в пределах 3,5-5,5 лет. Всего было 8 исследователей, каждому из которых было поручено 2 девочки и 2 мальчика.

В ходе эксперимента ребенок заводился в комнату, присаживался на кресло, и исследователь клал перед ним на стол маршмеллоу. Далее он предлагал сделку: «Мне сейчас нужно выйти на 15 минут. В мое отсутствие ты можешь съесть эту зефиринку, если же нет, то ты получишь в качестве награды еще одну. Выбор за тобой».

Зефирный тест

Фильм «Зефирный тест»

Сколько времени ребенок может ждать, чтобы не съесть зефиринку, если исследователь пообещает принести еще одну в обмен на ожидание?

15-минутный тест на самоконтроль или как несъеденная конфетка приводит к успеху. Тест маршмеллоу (или Зефирный тест).

Психологический эксперимент

В 1960-х профессор психологии Уолтер Мишел провел эксперимент с детьми из стэнфордского детского сада с целью выяснить, насколько они могут сдерживать свои желания.

Детей 4-6 лет приводили в пустую комнату со столом и стулом. На стол клали лакомство (маршмеллоу). Ведущий объяснял ребенку, что если он сдержится и не съест лакомство до возвращения взрослого, то получит еще одно. Ведущий уходил, а ребенок оставался наедине с лакомством.

Когда ведущий объяснял детям правила получения второй конфетки, практически все дети решали подождать. Затем исследователь покидал комнату на 20 минут.

В то время как несколько четырехлеток оказались в состоянии противостоять искушению целых 15 минут, большинство сдалось менее чем через одну минуту. Когда взрослые предлагали накрыть лакомство (по принципу «с глаз долой – из сердца вон»), чтобы было легче удержаться, дети, как правило, отказывались.

В течение примерно года в детях происходили разительные изменения в области самоконтроля. В возрасте пяти-шести лет большинство предпочитали не иметь перед собой вознаграждений и настойчиво подавляли мысли о них в соответствии со стратегией самоконтроля.

Продолжение эксперимента

Психологи продолжали интересоваться дальнейшим развитием и судьбой детей, проходивших маршмеллоу-тест.

Последующие исследования показали, что дети, которые могли сдержаться и не съесть сладость в возрасте 4 лет, опережали своих сверстников во многих областях, когда достигали 18 лет: успешная сдача SAT (стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения в США) и высокие показатели IQ тестов. При сравнении результатов SAТ детей с самым коротким временем отсрочки лакомства (нижняя треть) с результатами детей с наибольшим временем отсрочки (верхняя треть), различие составило 210 пунктов. См. ->

В 2006 году, закончив исследования, У. Мишел пришел к заключению, что у респондентов проваливших в детстве тест уровень стресса, зависимостей, эмоциональных и межличностных проблем был в среднем намного выше, чем у успешно его прошедших.

Молодые люди в возрасте 27–32 лет, которые дошкольниками демонстрировали наибольшую выдержку в ходе маршмеллоу-тестов, имели оптимальный индекс массы тела, эффективнее добивались своих целей и успешнее справлялись со стрессами. В среднем возрасте те, кто умел в детстве упорно ждать («длительная отсрочка»), и те, кто не мог этого делать («краткая отсрочка»), имели совершенно разные сканограммы головного мозга в тех областях (префронтальна кора), которые отвечают за склонность к пагубным привычкам и ожирению.

Самоконтроль играет важнейшую роль в долгосрочном предсказании успехов и качества жизни человека.

Механизмы, обеспечивающие самоконтроль, помогают управлять своими эмоциями, бороться с вредными привычками, легче переносить стрессы.

Похоже, что тем из нас, кому трудно было удержаться от конфетки в детстве, может быть сложно удержаться от сигареты во взрослой жизни.

Девочка, тянувшаяся к конфетке, уже выросла, теперь она чувствует тягу к любимому и ничего не может с этим поделать. Развод и расставание погружает ее в пучину негативных переживаний, из которой она самостоятельно выбраться не может, потому что не умеет, не привыкла сдерживать себя.

Самоконтроль нужен школьнику и студенту, сидящим над учебниками. Балерине, осваивающей сложные танцевальные «па» и придерживающейся строгой диеты. Желающим бросить курить и расстаться с лишними килограммами не обойтись без самоконтроля.

Успешная учеба, карьера, счастливая семья – все это требует множество раз преодолеть свое «Хочу» и реализовать свое «Надо».

Если хотите провести Маршмеллоу-тест со своими детьми

Условия эксперимента:

Возраст ребенка 4-7 лет.

Обстановка: комната без развлечений и отвлекающих факторов, на столе – любимое лакомство вашего ребенка.

Объясните ребенку, что он может съесть лакомство, но если он потерпит и не съест его до вашего прихода, то получит второе. Важно, чтобы ребенок понял это условие и верил, что получит обещанное второе лакомство.

Как оценивать результат?

Если ваш ребенок сумел удержаться и дождался «отложенного вознаграждения», то поздравьте его с хорошим самоконтролем для его возраста и себя с тем, что сумели привить это ценное качество.

А если не сумел? Если зефир надкушен?!

Сохраняйте спокойствие и оптимизм. Перед Вами стоит творческая задача не спеша и последовательно развивать у ребенка самоконтроль. Учить его не поддаться своему «Хочу», а весело и энергично делать то, что сделать «Надо».

Один из лучших способов научить другого, особенно ребенка — показывать на собственном примере.

Как проходил эксперимент?

Психолог Уолтер Мишел еще с юности интересовался проблемами самоконтроля. И это не удивительно: он отлично знал на своей шкуре, что значит «поддаться соблазну».

Уолтер Мишел и его знаменитый зефир

За день психолог выкуривал три пачки сигарет, а когда заходил в кафе, то не мог удержаться, чтобы не заказать какой-нибудь вредный десерт. А потому он уже давно мечтал выяснить: как же человек все-таки противостоит искушениям?

Такая возможность представилась ему в Стэнфордском университете. При университете работал свой большой детский сад, который посещали дети от 4 до 6 лет. В этом возрасте у детей активно идет формирование способностей к самоконтролю, а значит психолог мог изучить силу воли в ее «первозданном виде».

Полученные результаты

Результаты, полученные в первом эксперименте, позволили Мишелу наблюдать развитие волевых навыков у людей в разных стадиях своего развития. Известно, что воля формируется у ребёнка в самые первые годы жизни. Но сначала она носит импульсивный характер – ребёнок делает то, к чему он чувствует влечение; например, тянется к игрушке, чтобы её взять. В более старшем возрасте ребёнок начинает одновременно испытывать разные влечения, часто они являются противоположными. Из-за этого встаёт необходимость волевым усилием выбирать из этих влечений какое-то одно и отметать остальные, то есть расставлять приоритеты. Кроме того, желания детей становятся более осознанными и направлены уже не только на удовлетворение собственных нужд, но и на удовлетворение нужд других. Так, старший дошкольник может нарисовать рисунок, чтобы порадовать родителей на праздник.

Поведение ребёнка становится всё менее непосредственным и ситуативным. Так он усваивает нравственные нормы, социальные правила. В первое время, конечно, твёрдо усвоенные правила могут перебиваться яркими эмоциями. Так, ребёнок, уже научившийся здороваться со взрослыми, может забыть поприветствовать бабушку, которая принесла ему гостинцы.

Таким образом, умение отсрочивать удовольствие свидетельствует о «взрослении» ребёнка и о том, что он становится более независимым, а также приобретает способность строить долгосрочные планы. А это и есть критерии успеха во взрослой жизни. Замедленное развитие отсрочки удовольствия может стать причиной проблем в зрелом возрасте.

Как уже указывалось, в эксперименте Мишела наиболее способными к отсрочке удовольствия оказались самые старшие из испытуемых.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]