Джон Уотсон: биография, фото Джона Бродеса Уотсона


Детство

Джон Уотсон (1878–1958) родился в Южной Каролине, в небольшом городке Травелерс Рест. Его отец, Пайкенс Уотсон, вёл разгульный образ жизни, из-за чего в доме постоянно происходили разлады и не прекращались скандалы. Это привело к тому, что спустя 13 лет после рождения сына его папа покинул семью. В результате у мальчика осталась глубокая эмоциональная травма. Его мать Эмма была очень религиозной по своей натуре, что привело к строгим методам воспитания ребёнка, а также практически полному отсутствию свободы выбора дальнейших ориентиров. И если бы в 22 года Джон Уотсон не лишился матери, то вполне возможно, что мир не услышал бы о столь выдающемся психологе, так как она страстно желала для сына карьеры священника.

Джон Уотсон: бизнесмен и великий психолог

Джон Уотсон родился 9 января 1878 года. Эмма и Пайкенс Уотсон – родители Джона – жили в Южной Калифорнии, в небольшом городке Тревелерс Рест. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Сам Пайкенс предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это. Подростковый период с момента ухода отца был довольно бурным, есть в его биографии аресты и за драки, и за стрельбу в черте города. Взялся за ум он в 1894 году, когда поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле на философский факультет, дабы удовлетворить желание матери и стать священником. Однако увлечение наукой пересилило взятые обязательства, и, получив степень магистра в 1900 году, Джон Уотсон продолжил учёбу, но уже в Чикагском университете. Три года спустя, в 1903 году, Джон Уотсон получил докторскую степень по экспериментальной психологии, оказавшись самым молодым доктором университета. Здесь же он и остался работать в должности ассистента, впоследствии став преподавателем. С будущей женой – Мэри Икес – он так же познакомился в университете. Она была студенткой. У них родилось двое детей, Мэри и Джон. Однако ветреный Джон Уотсон своими увлечениями испортил не только карьеру, потеряв место преподавателя, но и ухудшил отношения с женой. В 1908 году Джон Уотсон принимает предложение возглавить психологическую лабораторию университета Джона Хопкинса в Балтиморе. Именно здесь он разработал своё учение о бихевиоризме (кстати говоря, первый шаг в этом направлении был сделан ещё докторской диссертацией, посвящённой изучению процесса научения у животных). Джон Уотсон пришёл к выводу, что поведение легче поддаётся наблюдению и изучению, чем человеческое осознание и чувства. Работая над своей теорией, Джон Уотсон не обошёл вниманием и взгляды И.П.Павлова. И в 1913 году вышла в свет «Психология с точки зрения бихевиориста». В этой книге он называет теоретической целью бихевиориста – предсказание поведения и контроль за ним. Уотсон предложил компромисс: либо психология должна включить факты поведения независимо от того, имеют они отношение к проблемам сознания или нет, либо изучение поведения должно стать отдельной наукой. Джон Уотсон считал, что исследования животного и человека не отличаются друг от друга, поэтому к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению животного. Основными понятиями его теории стали понятия стимула и реакции, когда поведение есть реакция организма на стимул среды. А так как до этого момента изучая сознание, психологи опирались лишь на наблюдение, не имея возможности проводить эксперименты, то психология, по мнению Уотсона, оказывалась в положении умозрительной науки, не способной решать важные человеческие проблемы. А бихевиоризм полностью отвечал требованиям естественной науки. Джон Уотсон считал, что с помощью подкрепления можно повлиять на формирующуюся личность, чтобы вырастить из ребёнка желаемого члена общества. Благодаря своим идеям он оказался в центре внимания психологического общества, и в 1915 году был выдвинут на пост президента Американской психологической ассоциации. 1919 год ознаменовался изменениями в личной жизни учёного – состоялся громкий развод с женой, которой надоели его постоянные увлечения другими женщинами. Последней каплей стал интерес к аспирантке Розалии Рейнер, на которой он и женился после разрыва с Мэри Икес. В этом браке родились два мальчика. Однако громкий скандал сыграл свою отрицательную роль – Уотсон потерял место преподавателя и был вынужден переехать в Нью-Йорк. Так в 1921 году он начал карьеру в рекламном бизнесе, работая в агентстве Дж.У.Томпсона. Зарплата была высокой, что, несомненно, было неплохим подспорьем. Совместно с новой женой Джон Уотсон выпустил книгу «Психологический уход за ребёнком», основные методы воспитания в которой были взяты из бихевиоризма. Одновременно с коммерческой деятельностью, он продолжал популяризировать свои идеи, выступая на радио, публикуя статьи, издавая книги. В 1935 году Джон Уотсон сменил работу, став руководителем рекламного агентства Уильям Эсти Компани, где и проработал следующие 10 лет. Надо сказать, что и в этой сфере его бихевиористские идеи нашли своё применение, подсказав своему создателю, что с помощью определённого стимула можно вызвать желательную реакцию у потребителя. Достаточно найти необходимый стимул. А в 1945 году умерла Розалия. Смерть жены сильно повлияла на Уотсона, и он вновь кардинально поменял жизнь, основав собственную ферму в Вестпорте, штат Коннектикут. Сначала здесь, а затем в Воудбери (куда он переехал в 1950 году), Уотсон занимался хозяйством и уходом за скотом. При этом почти полностью отгородился от людей, но занятия наукой он не бросил, продолжая писать книги. Когда он почувствовал скорое приближение смерти, Джон Уотсон собрал неопубликованные труды и сжёг их. Умер Джон Уотсон 25 сентября 1958 года. И хотя последние свои труды он уничтожил, изданные ранее книги («Бихевиоризм», «Психология как наука о поведении» и другие) до сих пор популярны, а идеи Джона Бродеса Уотсона интересны и сегодня.

Юность

Окончив в 1900 году баптистскую школу при Университете Фермана, он покидает родной город и отправляется в Чикаго за своим следующим образованием. Джон Уотсон поступает на местное отделение философии, однако из-за специфики преподавания он отказывается от научного руководителя и обращает взор на психологию. Спустя всего лишь 3 года он защищает докторскую диссертацию на тему обучения животных, ради которой он провёл множественные эксперименты на крысах. Помимо того, что ему удаётся стать самым молодым студентом в истории учебного заведения, получившим учёную степень, он также является первым, кто посвятил такую масштабную работу опытам именно на этих грызунах. Этот момент определил направления дальнейшей деятельности Джона и очертил границы будущих исследований.

Бихевиоризм

По прошествии двух лет с момента становления доктором наук Джон Бродес Уотсон получает приглашение возглавить кафедру экспериментальной психологии в Университете Балтимора. Он охотно соглашается, тем самым открывая всё больше возможностей для погружения в собственные исследования и эксперименты. Этот период его жизни связан с разработкой той концепции, благодаря которой имя учёного вошло в анналы истории. Он становится автором и последователем теории бихевиоризма, которую он подробно описывает в своём манифесте под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». Он зачитал его публично 24 февраля 1913 года, в день, который по праву можно считать рождением этого направления. Уотсон заявляет всему миру, что психология является скорее объективной наукой, относящейся к сфере естествознания. Он критикует её современное положение и значение, говоря о том, что её изучение ошибочно опирается на внутренний мир человека, его мысли и чувства. Тогда как правильно было бы сосредоточить внимание на внешнем поведении, а также данных, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Критика эксперимента и судьба «Альберта»

Эксперимент позволил Уотсону сделать вывод, что реакции страха, тревоги, фобии и антипатии формируются у людей в детстве. Вот только ему не удалось избавить малыша от безотчетного страха перед белыми крысами, кроликами и предметами, имеющими белый мех. Как же сложилась судьба маленького Альберта дальше? По одним данным, он был усыновлен, по другим — уехал с матерью, а вот эксперимент Уотсона, несмотря на пользу его открытия для психологии, был подвергнут жесткой критике.

Несмотря на то, что опыт с маленьким Альбертом является известным в психологии и входит во все классические учебники, его критиковали по двум причинам:

  1. Неэтичность. В наше время такой опыт не мог бы быть проведен повторно.
  2. Субъективность. Эксперимент был проведен с нарушениями процесса, при отсутствии четкого плана. Во многом исследователи полагались на собственные интерпретации, кроме того, судьба подопытного не отслеживалась в дальнейшем. Было также известно, что Уотсон вмешивался в эксперимент, мешая малышу использовать любое защитное поведение, а также способствовал формированию страха. Например, если ребенок начинал сосать палец, Уотсон вынимал палец из его рта.

Судьба малыша Альберта долгое время оставалась тайной. Говорили, что он вырос странным мужчиной, всю жизнь боявшимся белых пушистых предметов. Лишь недавно удалось узнать о нем больше. Группа американских психологов во главе с Hall P. Beck в течение 7 лет занималась исследованием данного эксперимента. По изучению географии проведения опыта и сведений о личности матери мальчика им удалось узнать настоящее имя ребенка – Дуглас Мерритт. Он скончался в возрасте 6 лет 10 мая 1925 года от гидроцефалии. По словам автора исследования, оно продлилось дольше, чем жизнь самого ребенка. В 2012 году Холл П. Бэк и Алан Дж. Фридлунд сделали потрясающее заявление. Оказывается, малыш Альберт вовсе не был здоровым, нормальным ребенком, как заявлял Уотсон в описании своего исследования в 1920 году. Они предоставили убедительные доказательства того, что Уотсон знал о болезни малыша и преднамеренно скрыл этот факт. Увы, эта новая информация не только подвергает сомнению достоверность эксперимента, вошедшего во все классические учебники по психологии, но и делает его еще более неэтичным и жестоким.

Возникает логичный вопрос: но почему?! Зачем было нужно уважаемому, успешному человеку, который добился многого к своим 40 годам, совершать такой глупый поступок — подтасовка исходных данных эксперимента, неэтичный опыт… Утратил ли он критичность к своим действиям, ведомый страстью к науке, или здесь замешана страсть другого рода — к ассистентке Розали, которая, возможно, повлияла на Уотсона и его стремления? Увы, мы это вряд ли когда-нибудь узнаем.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  1. Веб-сайт Университета Фурмана. Раздел, посвященный жизни и деятельности Джона Уотсона –
  2. Уотсон Дж. «Психология с точки зрения бихевиориста», Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17-18.
  3. Уотсон Дж. «Психология как наука о поведении». — М., «АСТ-ЛТД», 1998 г.
  4. Fridlund, A. J., Beck, H. P., Goldie, W. D., & Irons, G. (2012). Little Albert: A neurologically impaired child. History of Psychology. doi: 10.1037/a0026720
  5. “Conditioned Emotional Reactions,» by John Watson and Rosalie Rayner, The Journal of Experimental Psychology, February 1920
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Научная карьера

Благодаря новизне теории и её последующему развитию, Джон Уотсон находится на вершине величия в научных кругах. Его оклад повышается вдвое, исследовательская лаборатория увеличивается в размерах, а от студентов, желающих попасть на лекции, нет отбоя. В 1915 году его назначают на должность президента Американской психологической ассоциации. Эти годы можно назвать расцветом направления бихевиоризма. Публикации прославившегося учёного то и дело появляются в различных изданиях, а под его редакцией выходят 2 научных журнала. В 1914-м его библиография пополняется весьма значимым трудом «Поведение: введение в сравнительную психологию», в котором сознание как предмет психологии полностью отвергается. Его теории также получают практическое применение, и сам Уотсон овладевает искусством управления человеческим поведением.

История развития

Как мы уже говорили, основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон. Он стремился сделать психологию более точной и объективной наукой, изучающей свойства психики строгими научными методами. При этом он ориентировался на работы Ивана Павлова, которого можно считать предшественником теории бихевиоризма. Именно его исследования условных и безусловных рефлексов были положены в основу данного направления.

Уотсон озвучил основополагающую идею бихевиоризма: стимул провоцирует ответную реакцию. Таким образом, поведение каждого человека всегда зависит от внешних стимулов и того, как он их воспринимает. Он был уверен, что его учение в будущем позволит сделать каждого человека полезным для общества и востребованным, независимо от врожденных талантов и базовых предпосылок.

Впоследствии эстафету подхватил американский психолог Беррес Скиннер, ставший главным популяризатором бихевиористической теории XX века. Он разработал большое количество исследовательских методик, позволяющих анализировать поведение, выявлять в нём закономерности и сопоставлять с определенными внешними факторами. Скиннер внёс огромный вклад не только в развитие бихевиоризма, но и в его популяризацию. Он позиционировал данное направление психологии как инструмент, который позволит преобразить социум, повысить качество жизни и культурный уровень.

Немалый вклад в развитие научного направления внёс также американский психолог Эдвард Торндайк. Впоследствии его наработки позволили значительно дополнить и усовершенствовать общую теорию бихевиоризма, однако в классическую концепцию они не попали, поскольку принимали в расчёт субъективные и физиологические характеристики человека. В частности, Торндайк считал, что исходной точкой формирования реакции становится не просто стимул, а некая ситуация, вызывающая у человека отклик – положительный или отрицательный. В таком случае человек реагирует, а если стимул ему безразличен, то и реакции не последует.

Личная жизнь

Во времена преподавания в университете основатель бихевиоризма женился на своей студентке Мэри Икес. Несмотря на то, что у пары родились двое детей, их брак нельзя было назвать удачным. В 1920 году очередное увлечение учёного юной аспиранткой разрушило не только брак, но и всю успешную карьеру, которую он выстраивал столько лет. Супруга обнаружила свидетельства романтичной переписки мужа и опубликовала их в прессе, что вызвало бурный скандал. Отныне ни о какой преподавательской деятельности не может быть и речи. Развод был очень громким, но несмотря на это, Розалия Рейнер и Джон Уотсон, фото которых представлено ниже, сразу же поженились. А в результате этого брака, оказавшегося удачнее предыдущего, на свет появились ещё двое Уотсонов, оба мальчики. Розалия рано покинула этот мир, на 23 года раньше супруга. Джон тяжело перенёс потерю, но всё равно продолжал работать. Правда, уже немного в другом направлении.

Изучение формирования страха

Джон Уотсон занимался вопросом возникновения страхов и фобий, их природы. В процессе изучения ему пришла в голову идея: можно ли сформировать страх к объекту, который ранее не вызывал его? Так он и решился на свой злополучный опыт, стоивший ему карьеры.

История с 9-месячным малышом Альбертом началась в 1920 году. По одним данным, подопытный был ребенком из детского дома, а по другим — сыном ассистентки Уотсона Розали Рейнер. Имя Альберт было присвоено ребенку экспериментаторами. Как его звали на самом деле, история умалчивала.

Объектом, к которому решено было вызвать страх, была назначена обычная белая лабораторная крыса. В течение двух месяцев в лаборатории Уотсона, которая представляла собой кабинет с двумя уютными креслами и столиком, младенцу показывали различные объекты. Среди них были: белая крыса, кролик, вата, маска Санта-Клауса с накладной бородой, другие подобные предметы, отличающиеся белым мехом.

Спустя два месяца начался сам опыт. Ребенка усадили на ковер в кабинете и дали в руки белую крысу. Малыш совершенно не боялся и с удовольствием играл со зверьком. Затем Уотсон начал свое воздействие. Он ударял молотком по металлической пластине (трубе), которая находилась позади малыша, всякий раз, когда Альберт дотрагивался до крысы. Естественно, ребенок пугался такого резкого и неприятного звука, начинал плакать. Вскоре малыш усвоил связь между прикосновениями к крысе и звуком. Он перестал прикасаться к животному.

Уотсон и Рейнер описали это так: «В момент, когда была показана крыса, ребенок начал плакать. Почти сразу он резко повернул влево, упал на левую сторону, поднялся на четвереньки и пополз прочь так быстро, что он был пойман с трудом у края стола».

Тогда Уотсон решил пойти еще дальше в своем исследовании. Теперь он поместил крысу в кроватку к малышу и ударил молотом по пластине пять раз подряд. После этого опыта ребенок начинал плакать уже при одном виде белой крысы. Более того, он стал бояться и похожих вещей, которые показывали ему в самом начале: белых кроликов, ваты, маски Санты и в целом белого меха. Так как при их показе никаких ударов молотом не было, Уотсон сделал вывод, что реакция была перенесена на все похожие объекты. Этот феномен получил название переноса в бихевиоральном направлении. Другими словами, произошла генерализация эффекта. Спустя неделю Уотсон повторил опыт, и реакция осталась той же, включая перенос на подобные объекты.

В студенческие годы он успел побывать лаборантом, дворником и даже официантом, но в будущем это мало кого волновало, ведь миру он стал известен, как Джон Уотсон – психолог. Скандал с изменой вынудил его искать новые направления для реализации, и он выбирает практическую сферу применения полученных знаний. Если быть конкретнее, то он уходит с головой в рекламу. В те времен эта сравнительно новая сфера требовала детального исследования с целью выяснить механизмы управления поведением потребителей. А ведь именно этот контроль занимал центральное положение в психологии отрасли, поэтому Джон с головой погружается в рекламную карьеру. Начинает он, как и любой другой, с самых низов, в одном из агентств Нью-Йорка под управлением Стэнли Ризора. Вместе с другими кандидатами он проходит все этапы трудоустройства, даже несмотря на свои обширные познания и научные заслуги. Со временем он раскрепощается, приобретает новые навыки и полностью погружается в психологию торговли, применяя положения своих теорий на практике. Так, ему удаётся дослужиться до вице-президента компании и задержаться на этой должности несколько лет.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения), нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться.

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.Респондентное поведение — это характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Наследие Уотсона

Работая в рекламной индустрии, Джон Уотсон продолжает облекать свои научные теории в книги. После его смерти будущим поколениям психологов и теоретиков остаётся ещё несколько произведений, в числе которых «Бихевиоризм», «Пути бихевиоризма» и «Психологический уход за ребёнком». Среди его самых известных последователей, работавших над теорией дальше, можно выделить Берреса Скиннера, который вместе с другими коллегами сумел добиться популяризации бихевиоризма. Однако концепция неоднократно подвергалась жестокой критике, по большей части из-за того, что больше напоминала инструмент принуждения. В последующие годы её изучение пошло на спад, оставив после себя лишь набор некоторых техник, и по сей день используемых в торговле, политике и других сферах.

НАШИ ЛЮДИ

Яхода, Мария Психологи

британская социальный психолог австрийского происхождения

Ястров, Джозеф Психологи

американский психолог

Ярошевский, Михаил Григорьевич Психологи

советский и российский психолог, историк науки, специалист по истории науки , психолингвистике, теории и методологии психологии, психологии творчества

Юстин, Эва Психологи

немецкий психолог и известный расовый антрополог нацистской Германии, является одним из главных инициаторов геноцида цыган в Германии

Юнг, Карл Густав Психологи

аналитической психологии

Эткинд, Александр Маркович Психологи

советский психолог, впоследствии британский и американский культуролог, историк культуры и литературовед

Эриксон, Эрик Хомбургер Психологи

Хомбургер Эриксон был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Энджелл, Джеймс Психологи

американский психолог и педагог, ученик Джона Дьюи, один из лидеров американской ветви функциональной психологии

Последние годы жизни и смерть

Спустя несколько лет после смерти жены бывший преподаватель принимает решение уйти из рекламного бизнеса и обосноваться на тихой ферме. Там и доживает свои последние дни Джон Уотсон. Биография его жизни обрывается в 1958 году. Несколькими месяцами ранее ассоциация, в которой он некогда состоял президентом, включила его в список своих почётных членов. Однако это не помогло забыть обиду за то, что когда-то его лишили любимой работы и права занимать определённые должности, поэтому в тот же год, в который он покинул этот мир, он устраивает пожар во дворе, отдавая пламени множественные научные труды. Это становится последним отголоском хоть какой-то деятельности Уотсона, однако этот поступок не тронул репутацию, ведь вклад именно Уотсона в психологию сделал его одним из самых выдающихся учёных прошлого столетия.

Скандал со студенткой: непопулярная версия отставки Уотсона

Немногим известно, что официальным поводом для отставки Уотсона послужил вовсе не печально известный эксперимент, а публичный скандал, разразившийся из-за романа с его научной сотрудницей — Розали Рейнер, участвовавшей в проведении того самого эксперимента. Этот скандал повлек за собой развод с женой, Мэри Икес. Ей удалось каким-то образом перехватить переписку мужа с любовницей, после чего разгневанная Мэри опубликовала ее в местной газете. История получила широкую огласку и затронула многих из администрации Университета Хопкинса, поэтому Уотсону было предложено оставить свой пост по собственному желанию. Что он и сделал, впоследствии женившись на Розали.

Уотсон был расстроен вынужденным уходом из академической психологии, но затем ушел в другую сферу деятельности: он занялся рекламой, изучая причины, побуждающие людей покупать. Также он выступал на радио и публиковал свои статьи в женских журналах, активно пропагандируя идеи поведенческой психологии. Вместе с женой Розали он жил на ферме, увлекался конным спортом, любил плавать на лодке. Однако в возрасте 35 лет Розали умерла от скоропостижной болезни. Это был тяжелый удар для Уотсона. Похоронив жену, он переехал на маленькую ферму в Вудберри, штат Коннектикут, где и прожил до своей смерти в 1958 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]