В психологии есть понятие, которое является неотъемлемой частью детского восприятия и мышления – это синкретизм. Все знают, что ребенок рождается словно чистый лист бумаги, его ощущения и восприятие не имеет опыта, память, мышление и воображение еще не развиты. Но развитие психики у малыша будет стремительно обогащаться новым умением и опытом. Физиологическое и психологическое развитие ребенка тесно связанны, это стоит учитывать при рассмотрении такого понятия, как – синкретизм.
В этой статье:
Что такое синкретизмПризнаки синкретизмаОсновная черта синкретизмаИнтеллектуальное развитие и синкретизмЭгоцентризм и синкретизм
Что такое синкретизм
Фото автора Artem Podrez: Pexels
Синкретизм – это психическая функция мышления ребенка, которая появляется в обобщенной связи предметов и объектов без общих признаков и оснований. Наверняка родители могли наблюдать, как их ребенок размышлял над тем или иным вопросом, и его суждения базировались лишь на тех знаниях, которыми он в силу возраста обладал.
На самом деле, в раннем возрасте, а именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, ребенку еще не подвластны некоторые мыслительные операции, и он пользуется тем, что уже освоено. Синкретизм проявляется, как раз неким промежуточным моментом в процессе формирования и развития интеллекта.
Религиозный синкретизм
Практика синкретизма довольно распространена в большинстве современных религий и религиях прошлого. Например, иудейские идеи сыграли значительную роль в формировании христианства. Кроме этого, у христианства сейчас есть много деталей, которые не были характерны раннему христианству.
Например: Рождество с ёлкой и подарками является древним языческим ритуалом. Он был введён в христианство для облегчения обращения из старых религий в новую. То же самое произошло и с пасхальными яйцами — они были частью греческих и римских языческих традиций.
Если исследовать несколько религиозных направлений, то можно обнаружить синкретизм почти в любой современной религии.
Смотрите также значения Эклектика, Культура, Религия и Искусство.
Признаки синкретизма
Основные характеристики и признаки синкретизма в мышлении ребенка заключаются в следующем:
- Суждения ребенка о предмете сводятся к его внешнему восприятию.
Полученное впечатление относится к связям этого объекта и выступает в качестве его характеристик.
- Психические функции ребенка действуют нераздельно.
В умозаключении ребенка участвуют восприятие, впечатление и память в одной неразрывной схеме. Для более наглядного примера стоит вспомнить эксперимент, который проводили психологи на тему синкретизма.
Giphy
Детям предлагалось взглянуть на макет природы с запоминающимся ландшафтом, после чего им предлагалось выбрать изображение этого ландшафта из нескольких фотокарточек, которая бы полностью соответствовала виду, открывающемуся перед ним. Но, когда его просили найти фотокарточку природы, которую видел другой ребенок, который сидел напротив него, он однозначно выбирал «свой» снимок.
- Неспособность к логическим рассуждениям, которые базируются на истинном знании.
Данная характеристика подтверждает, что в мыслительных операциях ребенок пока еще опирается на внешнее впечатление о ситуации или предмете, так как не способен увязать в одну схему все действительные связи.
Так или иначе, синкретизм является неотъемлемой частью в интеллектуальном развитии ребенка, и проходит данная психическая функция неоднократную трансформацию на всем пути развития ребенка, вплоть до подросткового возраста.
Синкретизм и начало познания мира
Ребенок начинает познавать мир, когда багажа его знаний недостаточно. Прежде всего, ребенок не понимает, что любое явление имеет внешние и внутренние признаки. И поэтому поначалу, он объединяет видимые ему явления в одно суждение, просто потому, что видит эти явления одновременно. В этом и заключается суть синкретизма в понимании психологии.
В результате у ребенка окажется целый набор суждений, среди которых он начнет выделять, те, что оказались верными. И чем дальше, тем больше таких суждений ребенок найдет. За несколько лет дети, по сути, изучат логику и научатся выводить причинно-следственные связи.
Основная черта синкретизма
Основной чертой этой психологической функции является её субъективность. Ребенок порой дает невероятные и смешные для взрослых людей умозаключения, которые всегда исходят исключительно из его собственной точки зрения.
Теряет свои силы данная функция лишь в процессе мыслительного перехода от субъективности к объективности. Так, например, ребенок имеет представление о том, что большие предметы и вещи тяжелые, а маленькие наоборот легкие. Маленький камушек в руках, кажется ребенку очень легким, но бросая его в воду, он тонет, так как для воды он тяжелый.
Объяснить объективность данного явления ребенку раннего и дошкольного возраста практически невозможно. Он, конечно, может усвоить это на конкретном примере и запомнит его, возможно с интересом будет повторять и делиться своими впечатлениями, но понять, что есть определенная закономерность, связь и истинное значение данного процесса он не сможет. Точно так же, как и не сможет применить данное знание на примере других вещей и предметов.
Фото автора Liliana Drew: Pexels
Определение слова «Синкретизм» по БСЭ:
Синкретизм — Синкретизм (от греч. synkrлtismуs — соединение) 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. нерасчленённость психических функций на ранних ступенях развития ребёнка и т. п.). 2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный С. периода эллинизма. в философии — разновидность эклектики.
Синкретизм — в языкознании, слияние формально различавшихся прежде грамматических категорий (значений) в одной форме, которая в результате этого становится многозначной (полифункциональной). Например, в латинском языке С. в падежной системе привёл к объединению в аблативе функций инструментального (творительного) и местного падежей. С. может проявляться не только в морфологии, но и в синтаксисе. Понятие С. — парадигматическое (см. Парадигматика), отличающееся от нейтрализации оппозиций (см. Оппозиция лингвистическая), происходящей в синтагматической (см. Синтагматика) ряду. С. — необратимый системный сдвиг в процессе развития языка, тогда как нейтрализация — живой процесс, сопровождающий употребление языковых единиц в речи.
Интеллектуальное развитие и синкретизм
Интеллектуальное развитие человека проходит разные этапы в том или ином возрастном периоде. Сравнивать интеллект ребенка и взрослого человека бессмысленно, так как очевидно, что в детском возрасте еще не сформированы все мыслительные процессы, и функции логики не освоены.
Родителям необходимо знать, что на каждом возрастном этапе у ребенка формируется тот или иной психологический познавательный процесс, и идет активное применение новых возможностей и способностей в реальной жизни.
Психологи и педагоги называют этот период сенситивным – то есть оптимально адаптированным для развития той или иной психологической функции. В качестве примера можно рассмотреть следующие ситуации:
- Речь у ребенка развивается в возрасте от 1 года до 3 лет.
Иными словами, всем понятно, что именно в этом возрасте у человека идет формирование речевого аппарата.
- В возврате от 4 до 6 лет у ребенка идеальный период для развития произвольной памяти.
Фото автора cottonbro: Pexels
Конечно, многие эти процессы проходят незаметно для родителей, но если в этот период оказать помощь и поддержку для развития этой функции, то следующие этапы формирования памяти будут более успешными и эффективными.
- От 3 и до 7 лет у ребенка формируется самосознание.
Большинство мам и пап наслышаны о кризисах 3 и 7 лет, так как именно в этом возрасте можно услышать: «Я сам», «Я сделаю по-своему» и т.д. Упрямство в этом возрасте ярко выражено, так как ребенок начинает себя отделять от окружающих и пытается найти собственные границы.
Этапы развития мышления у ребенка постоянно находятся в переходах от одного вида мышления к другому, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, и в итоге к словесному мышлению.
Данная тема сенситивного периода затронута неспроста: родителям стоит знать, что синкретизм имеет место быть в возрасте от раннего возраста до подросткового. В данном случае точный возраст нет смысла указывать, так как у каждого человека развитие психических функций может проходить в определенном возрастном промежутке.
Пока мышление у ребенка имеет форму наглядно-образного, то синкретизм будет проявляться в полной мере, так как иначе его мыслительные процессы не способны обрабатывать информацию.
У ребенка, собственно, как и у взрослого, есть свои определенные схемы действий, именно они позволяют человеку решать поставленные перед ним задачи. Стоит понимать, что схема действия у младенца и ребенка уже 3 лет значительно отличаются, а значит и мышление обрело уже новые функции.
Фото автора Artem Podrez: Pexels
Пока у ребенка активно будет развиваться познание, он будет проводить с предметами различные манипуляции и устанавливать простейшие связи, будет присутствовать в мышлении синкретизм.
Синкретизм в философии
В философии синкретизм является сущностной характеристикой, которая совмещает различные философские направления в одной системе, но без объединения их и этим отличается от эклектизма. Хоть понятие синкретизма и есть близким к нему, но эклектизм с помощью критики выделяет из разных систем основные принципы и связывает в единую совокупность.
Синкретизм в отличие от эклектизма связывает неоднородные начала, но истинное их объединение так и не случается, потому что нет необходимости связывать их во внутреннем единстве с противоречиями друг к другу.
Наиболее ярко синкретизм выразился в александрийской философии, в частности Филона Иудейского и у других философов не менее, которые занимались тем, что пытались связать греческую философию и восточные философские направления. Такая же тенденция присутствовала в сторонников гностицизма.
Религиозно-философский синкретизм совмещает в себе оккультные, мистические, спиритуалистические и другие направления, непохожие на традиционные религиозные направления. В таких концепциях объединяются компоненты, вытекающие из различных религий вместе с вненаучными и научными познаниями. Такой религиозно-философский синкретизм можно наблюдать в таких направлениях, как гностицизм, александрийская философия, теософия, в частности теософия Блаватской, антропософия Агни-Йога Рерихов или Рудольфа Штейнера. Основываясь на синкретических религиозно-философских учениях, начали появляться религиозные движения. Например, основываясь на Блаватской теософии, появилось больше ста эзотерических религиозных движений.
Синкретизм – это принцип, по какому определяется, как человек относится к окружающему миру, к себе самому, как он относится к воспроизводимой деятельности. Он является сущностной характеристикой не расчлененности модальностей, в нем отсутствует понимание того, как мир различается, различные явления от логических дуально направленных оппозиций в одновременном полном беспорядке (то есть отсутствие логических запретов) в определении явлений, соотнесение их с каким-то из полюсов оппозиции основываясь на принципе все и во всем.
Такая идея с первого взгляда кажется весьма абсурдной. Потому что в самом деле, как может быть возможным произвольное разделение мира на категории добра и зла, например, и в то же время полагать, что такое различие свойственно реальному миру. Но такая бессмыслица возможна при одном обстоятельстве: если по такой логике, каждое явления мира является оборотнем, то есть оно не есть тем, чем является, оно имеет способность превращаться во что-то совершенно другое, чем оно есть подлинно.
Такое явление происходит, когда человек мыслит по инверсионной логике. Например, в различных культурах есть такие толкования: камень может быть тотемом, медведь – братом, живой волк может оказаться убитым человеком, попугай – просто человеком, работник – вредителем и так можно продолжать до бесконечности.
Философское мышление позволяет людям так полагать, поскольку есть отличие в культуре, как накопленному опыту человечества, народа и опыта самой личности и видимости явлений. Это позволяет каждому человеку каждый день интерпретировать каждое явление, которое есть для него значимым в представлениях культуры, при условии если такое явление поддается сопоставлению, соотнесению с определенным компонентом этой культуры, а его значение «проигрывается» каждым полюсом оппозиции. Значение такого явления все время перекручивается в голове, в деятельности человека происходит стабильно постоянное осознание и переосмысление.
Если у человека не было бы такой способности, он бы ни был человеком с философским мышлением.
Синкретизм является сущностной характеристикой социальной, культурной, философски наполненной жизни, сформированной стремлением человека соединится с важнейшим для него природным и социальным ритмами. Он не есть самостоятельным, отдельным от социального целого ответственности человека. Для него свойственно анализировать каждое различие через серьезность опасности отлучения, обрезание связи с космосом, окружающим миром, с самим собой и своей душой.
Синкретизм выявляется, как причина дискомфортного ощущения состояния, стимул к большей активности, ориентированной на инициацию и партиципацию, присоединение к единому целому. Синкретизм не отличает всеобщее от единичного. Существенное единичное явление является для человека сигналом, которыми вызываются в сознании отдельные нерасчленённые общие системы соображений и представлений. Здесь также понимается тяготение к возвращению, к прошлому, в основном через страх перед отделением от целого, направленность на возвращение к тотему, вождю, социальному порядку. Как раз это представляет основу синкретического человечества, которое если отошло от философии синкретизма то, по крайней мере, не пыталось, используя его основания, вернутся к такому государству, которое основывается на жречески-идеологической направленности.
Эгоцентризм и синкретизм
Оба эти понятия можно смело назвать общими характеристиками детского мышления. Ребенок находится в особой позиции, когда все его умозаключения и собственно мыслительный процесс строится исключительно с его точки зрения, которая является единственной и абсолютной.
Синкретичное мышление ребенка как раз характеризуется тем, что все его представления базируются на субъективных схемах действий. А значит, пока еще мышление лишено логики, способности анализировать и синтезировать объективные связи вещей и предметов.
Пока эгоцентризм проявляется в полной мере, у ребенка нет способности прибегать к объективным связям объектов, его мышление будет работать исключительно на его субъективных схемах действий. Эгоцентричность в мышлении и практической деятельности сохранятся до 7-8 лет.
Постепенно ребенок приобретает способность отбирать и анализировать синкретические связи, которые позволят понимать и принимать истинность суждения. Только в подростковом возрасте ребенок приобретает свободу мышления и отказывается от привязанности к объектам, он начинает строить свои суждения, опираясь на гипотезы.
Синкретизм сегодня
Для современного искусства характерна тенденция к синтезу, объединению различных видов искусств, а также появление на этой основе качественно нового продукта. В театральных постановках вокальные партии чередуются с речитативами, сценические действия компонуются с демонстрацией видеороликов, на выставках демонстрируются инсталляции. Танцевальным движениям вновь придаётся магический смысл, а сам танец представляют собой театральное действо.
Синкретичными по своей природе являются телевидение и реклама. Современный синкретизм – это стирание границ между высоким искусством и повседневной жизнью, автором и потребителем, исполнителем на сцене и зрителями в зале.
Вероятно, стремление человека к интеграции обусловлено осознанием себя членом некоей общности, представителем рода. Также в условиях постиндустриального общества синкретизм в искусстве обусловлен необходимостью осмысливать новую реальность (экономические и политические кризисы, распространение информационных технологий, изменение взглядов на человека, общество) и приспосабливаться к ней.