Условия успешной социализации ребенка дошкольного возраста


Факторы успешной социализации

Социализация – это сложный процесс, который происходит под воздействием достаточно большого количества самых разнообразных факторов. Так, в современной науке принято выделять несколько основных групп условий (факторов) социализации:

  1. Мегафакторы – космические факторы, условия планетарного значения, мировые тенденции и факторы;
  2. Макрофакторы – состояние государства, этнос и его особенности, установки в обществе, в целом место страны на мировой арене;
  3. Мезофакторы – тип поселения, в котором находится человек и проходит свою социализацию, СМК, наличие субкультуры и роль в ней самого индивида, который социализируется;
  4. Микрофакторы – семья человека, соседи, которые окружают его и могут оказывать влияние на его психическое состояние и мировоззрение. Сюда же следует отнести группы сверстников, воспитательные организации, разнообразные организации различного значения: общественные, государственные, религиозные и частные организации, контрсоциальные организации, оказывающие девиантное влияние на общество. Нельзя исключать фактор микросоциума и его состояния.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Средства социализации могут быть самыми различными, и зависят от того, к какой сфере они относятся. Это может быть и способ, которым пользуется мать для вскармливания младенца и последующего ухода за ним. Исследователи причисляют к средствам социализации формируемые бытовые и гигиенические умения, окружающие человека продукты материальной (массовой) культуры, элементы духовной культуры, которые прививаются человеку. Важно учитывать стиль общения, его содержание, то, как выстраивается диалог в семье, и как он в дальнейшем поддерживается. Нередко говорят, что для успешной социализации человека необходимо проявлять к нему уважительное отношение, даже если он еще мал. Ребенок все чувствует, и модель поведения в дальнейшем переносит на свое общение со сверстниками и другими членами общества.

Основываясь на так называемом субъектно-объектном подходе, процесс социализации и ее условия следует рассматривать в качестве сложного образования, которое оказывает серьезное влияние на развитие человека и его непосредственное самоизменение в процессе усвоения культурных элементов и их последующего воспроизводства. Условия жизни могут привести его к стихийности, а могут быть строго направленными на конкретный результат.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Условия социализации 460 ₽ Реферат Условия социализации 220 ₽ Контрольная работа Условия социализации 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Критерии успешной социализации личности в условиях школы–интерната

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ–ИНТЕРНАТА

Критерий – это признак, на основе которого производится оценка или проверка той или иной работы. Ученые выделяют критерии результата, процесса и условий. Все это подразумевает совокупность качественных показателей, определяющих социализацию воспитанников, характеристику личностного развития, которые необходимо освоить воспитаннику в качестве устойчивых навыков, для успешной социализации в современном обществе.

Социализация, это тройственный союз процессов обучения, воспитания и социальной адаптации. Воспитанник должен вписываться в эти процессы, приобретая социальный опыт, успешный опыт, который необходим в семье, школе, в обществе сверстников.

Очень часто у воспитанников, обучающихся в школе-интернате, не всегда есть возможность, оценить личностные качества, знания и умения воспитанника. Важно оценивать взаимодействие с воспитанниками школы-интерната, которые, как правило, имеют целый набор психологических комплексов, зависимых от оценок его личностных качеств и действий.

Основным методом исследования педагога должно стать наблюдение, анализ ситуации и коллективное принятие решений по разработке педагогической поддержки. Для этого необходимо выделить показатели социального развития, которые будут отражать желаемый результат.

Основной деятельностью воспитательной системы школы-интерната, должна стать должна стать позитивная информация, которая необходима воспитаннику в жизненной ситуации, через освоение навыков социальной компетентности и создание своего собственного плана.

Результатом успешной социализации можно считать:

— достижение воспитанником самостоятельного решения, адекватного его интересам, потребностям, возможностям, намеченным планам;

— наличие четких представлений о самом себе, своих возможностях;

— возможность справляться с трудностями, возникающими на его пути, в случае необходимости знать, где и от кого он может получить помощь, умение вовремя за ней обратиться;

— осмысления своих поступков или проступков, возможностей и ограничений, т.е. способность включать и использовать рефлексию в качестве основного механизма социализации;

— умение работать в команде, развитие памяти, мышления, умение разрешать конфликты, находить личностный смысл в каждом деле, вырабатывать такие качества, как толерантность, гуманность, уметь совершать выбор, быть ответственным.

Среди показателей социальной адаптированности можно назвать высокую мотивацию к учебе, соблюдение норм поведения, наличие освоенных навыков.

Для успешного педагогического решения этого вопроса, должна быть определена компетентность педагога, которая должна быть направлена на решение всех этих направлений: т.е. на знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение, профессионализм, которые включают в себя профессионально-педагогические способности, глубокие познания воспитанника, методы воспитания и обучения детей, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы.

Профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.

Работа по социализации воспитанников школы-интерната должна проводиться последовательно, непрерывно, с учетом способностей и возможностей воспитанников. По необходимости должен быть организован педагогический процесс и организована педагогическая коррекционная работа. Все это будет способствовать достижению воспитанниками уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции в жизненном самоопределении.

Таким образом, решение социализации воспитанников школы-интерната возможно. Для ее решения необходима педагогическая коррекционная работа, хорошо организованная и правильно проведенная.

Определение социализации

Если кратко, в психологии социализацией называют процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в ходе разных видов деятельности, способность индивида адаптироваться и участвовать в общественной жизни.

Значение понятия в обществознании:

  • освоение общепризнанных правил и образцов поведения (начинается со дня рождения и продолжается всю жизнь);
  • перерождение из биологического существа в индивида с совокупностью значимых качеств, свойственных всей социальной структуре;
  • весь путь эволюции поведения и способностей человека, который общество прошло за всё время своего существования.

Социализация подразумевает приобретение необходимых навыков и развитие в:

  • отраслях, обслуживающие базовые потребности населения;
  • физической сфере;
  • творческом, познавательном, теоретическом, эмпирическом, дивергентном, конвергентном, саногенном и патогенном видах мышления.

Становление личности – одновременно и передача информации, и восприятие, усвоение опыта и правил общества, который нельзя создать искусственно.

Таблица: «Как раскрывают суть термина психологические школы и направления»

ГуманистическаяЭто проявление Я-концепции человека
НеобихевиоризмПроцесс передачи, накопленного опыта и знания от старшего поколения, подражание социальным ролям.
Символический интеракционизмВзаимопроникновение индивида и агентов социализации.
Российская и советская психологическая школаПрактически не разделяет воспитание и социализацию.

Всё о асоциализации: успешная и неуспешная социализация

Становление личности не всегда проходит успешно, часто возникают проблемы, от которых никто не застрахован.

Асоциализация (социальная дезадаптация) – принятие исключительно антиобщественных правил, отрицательных действий, направленностей и стереотипов мышления. Всё это провоцирует изменение публичных взаимоотношений и потерю стабильности.

С этой проблемой связано ещё 2 термина.

  1. Десоциализация – утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, что отражается на его жизнедеятельности, возможности самореализации и существования. Проблему у подростков нередко провоцирует неблагоприятная микросреда. В результате происходит распад былых норм, постижение свежих антиобщественные ценностей и паттернов поведения.
  2. Отставание в социализации – запоздание овладения индивидом положительных правил и тенденций, которые присваиваются обществом определённому периоду формирования личности. Спустя время способно спровоцировать тягу к негативным нормам, или полному подчинению воле антиобщественных элементов.

Важно! Успешная и неуспешная социализация – крайние состояния, встречающиеся редко.
При полностью успешной социализации индивид неукоснительно следовал бы всем общественным правилам, полностью соглашался с любыми аспектами социальной жизни. Такая личность полностью удовлетворена своим положением в социуме.

Абсолютно неуспешная социализация означает, что человек полностью игнорирует все без исключения правила и установки, которые диктует общественная жизнь. Такое состояние бывает только у людей с тяжёлыми психическими расстройствами.

Этапы и стадии социализации

В ходе социализации личность проходит несколько ступеней, двигается от простого к сложному, от малых групп к большим коллективам.

Периоды социализации:

  1. Быстрый.
    Длится от до 5-10 лет, приблизительно 7. За это время ребёнок впитывает всё, что предоставляет ему окружающая среда. В этот период дети умудряются взять максимальное количество знаний, которые требуются им для приличной жизни.
  2. Медленный.
    Тянется до 40-50 лет.
  3. Медленного затухания.
    У людей за 50 лет процесс протекает очень неторопливо, к 70 годам завершается окончательно. Наблюдается упадок интеллектуальных, физических, психологических возможностей.

Таблица: «3 уровня становления личности на основании периодов социализации».

ОбычныйСвойственен для большинства людей. Период быстрой социализации недолгий, фаза стабильности берет начало в 20 лет, после 45 – постепенно затухает. Процесс личностного формирования понемногу финиширует, ориентировочно к 50-70 годам.
НизшийТипичен для лиц, которые родились и выросли в среде с невысоким уровнем образования и культуры. В первые 5-10 лет дети не получают необходимых знаний, их социализация неполная.
Фаза медленной социализации длится до 30 лет, цикл стабильности практически сразу переходит на уровень затухания. Все процессы личного становления полностью прекращаются при достижении 40 лет.
Высший уровеньБыстрое развитие в раннем возрасте, короткая стадия медленной социализации, но довольно длительная продолжительность фазы стабилизации и затухания. Ослабление общественной активности и работоспособности наступает после 75 лет.

Порог социализации – индивид имеет огромный багаж знаний, максимальный уровень обшей культуры, что позволяет ему созревать даже без помощи социальной среды. Процесс часто называют самосоциализацией. Люди с такими качествами преимущественно встречаются среди творческих и интеллигентных личностей.

Высокий уровень личного развития находится за порогом социализации.

Среда, в которой происходит социализация индивида, значительно влияет на сам процесс. При тяжёлой физической работе формирование личности останавливается в 25-30 лет, начинается спад. У интеллигенции затухание происходит медленно, начинается после 60 лет.

Классификация стадий по Петровскому:

  1. Адаптация.
    Период с рождения и до подросткового возраста. Усвоение социального опыта лишено критичной оценки, дети и подростки впитывают знания через подражание и приспособление.
  2. Индивидуализация.
    Стремление личности проявлять индивидуальные характеристики. Человек критично оценивает общепринятые нормы поведения, нередко отрицает их полностью или частично.

У подростков наблюдается стадия промежуточной социализации. У индивида характер и мировоззрение неустойчив, но есть сильное желание к самоопределению. Что часто приводит к конфликтам с окружающими и внутри себя. Процесс окончательного созревания личностных свойств заканчивается в 19-27 лет.

  1. Интеграция.
    Человек стремится найти свое место в обществе, определяется с видом трудовой деятельности. Успешность процесса определяется соответствием личностных качеств индивида общественным ожиданиям. Если эти критерии совпадают, индивида можно назвать зрелой личностью.

Если ребёнок не пройдёт адаптацию, то в дальнейшем обучить его основам жизни в социуме практически невозможно. Взрослые со сложившимися навыками даже после длительного одиночества, остаются людьми и личностью, им несложно возвратиться в общество, воссоздать прежние привычки.
Поскольку основы нормы социализации закладываются в детском возрасте, выделяют несколько этапов этого процесса.

Таблица: «Стадии социализации в зависимости от возраста ребёнка»

ПренатальнаяНачинается с 3-5 месяца внутриутробного развития, младенец начинает познавать мир на уровне сенсорного восприятия.
ИдентификационнаяС рождения до 3 лет. Дети отождествляют себя с людьми и предметами, которые их окружают. Происходит формирование доречевых практических интеллектуальных способностей. Психическая деятельность основана на восприятии происходящего и моторных реакций.
КорреляционнаяВозрастные рамки – 3-5 лет. Вырабатывается интуитивное мышление, зарождаются социальные связи, приобретаются навыки руководства и подчинения.
ЭкспансивнаяВ 6-10 лет дети активно расширяют спектр социальных ролей. Складывается самооценка, система требований к самому себе.
КонвентивнаяВзрывоопасная стадия пубертатного периода. Подросток создаёт конфликтные ситуации и пытается найти выход из них. В поисках правильных решений он обращается к различным источникам, но наибольшее доверие вызывает мнение сверстников и информация из СМИ.
Всеми поступками движет тяга к самоутверждению, часто подростки совершают действия, которые не соответствуют их моральным принципам.
Концептуальная16-20 лет, время начала самостоятельной жизни. Возникает необходимость в выборе жизненного пути. Система взглядов и ценностей практически полностью установлена.

Процесс определения личности в простом обществе и сложном протекает по-разному. Многогранная структура сложного общества подразумевает усвоение не только общепринятых социальных норм, но и правил межгруппового общения.

Этапы социализации

Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.

Этап адаптации

Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения. В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность. Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.

Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.

Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.

Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей. А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно. У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.

Этап индивидуализации

Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков. Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».

Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты. Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство, конструирование, коллекционирование и т. д.), переносят кризис подросткового возраста намного легче.

Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем. Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.

Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.

Этап интеграции

Итак, если человек преодолел самый сложный этап социализации, определил, чем он может заслужить уважение общества, то он начинает искать сферу приложения своих способностей и единомышленников для совместной деятельности. Этот этап хорошо заметен в юности, когда молодые люди стоят перед выбором профессиональной деятельности или только начинают ее. Они стремятся к активности, к демонстрации своих талантов, но, к сожалению, им пока не хватает опыта и доверия общества. Поэтому легче всего им в кругу сверстников-единомышленников. Это самый «тусовочный» период, молодежь создает свои фан-клубы, неформальные группы, сообщества, где они могут обсуждать общие интересы и заниматься общим делом, где все они на равных правах.

Это завершающий этап социализации. На нем человек может продемонстрировать свою значимость для общества и начать свой путь к успеху. Если, конечно, он благополучно прошел первые два этапа. К сожалению, нередко человеку не удается найти свое призвание на этапе индивидуализации, тогда он начинает чувствовать себя неудачником и может еще долго искать свой путь, меняя разные занятия и профессии, или просто плыть по течению.

Этот человек тоже полноценный член общества, но реализовать себя в полной мере он не в состоянии. Однако не стоит разочаровываться и опускать руки, многие находили свое призвание и способ самореализации даже в зрелом возрасте. И от этого не только чувствовали удовлетворение, но даже молодели.

Таким образом, социализация – один из тех глобальных процессов, которые лежат в основе существования общества. Поэтому не только каждый отдельно взятый индивид, но и общество в целом заинтересовано в ее организации. Можно сказать, что на это брошены все силы общества и социализацией занимаются все его основные институты: государство, семья, школа, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, литература и все виды зрелищного искусства.

Функции социализации

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:

  • Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  • Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Механизмы социализации

Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

Результаты социализации

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.

Показателями успешной социализации личности являются:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.

Виды социализации

Разграничивают 2 фазы:

  1. Первичная
    – охватывает периоды от рождения ребенка до совершеннолетия. На процесс влияет семья, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии – фундамент для дальнейшего формирования личности. Затем воздействуют дошкольные и школьные учреждения, детям приходится сталкиваться с большими коллективами и вести себя соответствующе новым правилам.
  2. Вторичная (ресоциализация)
    – устранения старых рефлексов, и получение непривычных моделей поведения. Примеры – эмиграция, обретение нового вероисповедания, приобретение более высокого социального статуса. Этот период длится от момента зрелости до старости.

Разновидности социализации:

  1. Групповая – стремление подражать нормам поведения той группы, где индивид проводит больше всего времени.
  2. Гендерная – познание роли мужчины и женщины, в детском возрасте девочки учатся вести себя женственно, а мальчики – по-мужски.
  3. Организационная – черпание навыков и знаний, востребованных для выполнения определённых задач на работе.
  4. Досрочная – проба потенциальных социальных отношений. Пример – игра дочки-матери у детей.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]