Статья:
В каждом обществе существуют определенные нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Общественные нормы часто подавляют инстинкты и желания индивидуума. Но если вы хотите, чтобы окружающие понимали и принимали вас, вам нужно как-то этим нормам соответствовать. К примеру, видя прекрасную цветущую клумбу и следуя при этом общественным нормам, вы вдыхаете аромат и любуетесь цветами вместо того, чтобы оборвать их и унести с собой. Естественно, что воспитывая своего ребенка, вы стараетесь приучить его к такому же образу действий. И все-таки даже у добропорядочных родителей поведение детей порой выходит за рамки предписанных обществом норм. Такое поведение психологи называют девиантным, асоциальным, неадекватным и так далее. В чем состоит феномен детей с отклонениями в поведении и как с ним бороться?
Девиантное поведение
На самом деле дети с отклонениями в поведении – не такая уж редкость. Некоторые отклонения не только вызывают негодование родителей и учителей, но и несут в себе зачатки будущих проступков, представляя угрозу самому ребенку, его окружению и даже обществу в целом. Исследуя детей с отклонениями в поведении, психологи подразделяют их действия на социальные отклонения корыстной, агрессивной и социально-пассивной ориентации. К социальным отклонениям корыстной ориентации относятся кражи, мошенничество, спекуляция и другие проступки, цель которых – получить выгоду. Отклонения агрессивной ориентации направлены против личности – это оскорбления, хулиганство, побои и т.д. Социально-пассивные отклонения связаны с нежеланием решать личные и социальные проблемы, к ним относятся уклонение от учебы и работы, бродяжничество, наркомания и суицид. За каждым внешним проявлением у детей с отклонениями в поведении могут стоять глубокие личностные проблемы. И поскольку не существует универсального ответа на все ситуации девиантного поведения, чтобы помочь ребенку, нужно разобраться в причинах каждой конкретной ситуации.
«Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте»материал
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Доклад
На тему: «Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте»
Автор-разработчик: Ковальчук Н.А.
мастер п./о ГБПОУ
2019
Содержание
1. Предпосылки и причины девиантного поведения несовершеннолетних
. Социально — психологические.
. Психобиологические
. Социальные
2.Влияние возрастных особенностей на формирование девиантного поведение несовершеннолетних
3. Особенности поведенческих реакций девиантных подростков
девиантное поведение подростков – это отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов поведение, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поступки, неудовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.
Предпосылки девиантного поведения несовершеннолетних можно разделить на несколько категорий: Социально – психологические, психобиологические, социальные.
1. Социально — психологические предпосылки ( семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогическая несостоятельность родителей или их низкий образовательный уровень.
2.Психобиологические предпосылки
На основе анализа многочисленной психологической, медицинской и педагогической литературы в подростковом возрасте, к возрастным психобиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и девиантного поведения несовершеннолетних можно отнести некоторые кризисные явления в организме: психике и взаимоотношениях подростков.
Во-первых, это ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания.
Во-вторых, это изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, выражающиеся в повышенной конфликтности.
В-третьих, это изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола.
Кроме того, социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения.
3. Социальные предпосылки можно выделить четыре большие группы социальных предпосылок девиантного поведения.
-социально-экономические предпосылки (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия).
-медика — санитарные предпосылки (хронические заболевания родителей и т.д)-
-социально-демографические предпосылки ( неполные или многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками).
— социально — психологические предпосылки (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогическая несостоятельность родителей).
Психологической причиной отклоняющегося поведения трудновоспитуемого подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к социальному окружению.
Трудности воспитания связаны с недостаточным развитием общих способностей подростка. Такие учащиеся не уясняют в достаточной мере требований, затрудняются своевременно и адекватно реагировать на замечания, не проявляют должной сообразительности при выполнении поручений, правил поведения. Постоянный неуспех заостряет их негативное отношение к товарищам, учителям, родителям, заставляет искать « психологические заменители», которые компенсируют дефицит положительных эмоций. Параллельно с этим происходит развитие трудновоспитуемости. Усиление сопротивления воспитательным воздействиям.
Нарушения в дошкольном воспитании: сюда относятся = нарушение требований программы дошкольного воспитания, слабая методическая подготовка отдельных воспитателей. Это приводит к тому, что их воспитанники оказываются труднообучаемыми и трудновоспитуемыми в школе.
Школа для ребенка начинается с учителя, воспитателя. Самые совершенные программы, учебники, технические средства обучения не могут компенсировать душевную черствость, бестактность, психологическую неподготовленность педагога.
Как негативный факт следует отметить неудовлетворительные знания отдельными классными руководителями условий жизни учащегося, склонного к нарушениям дисциплины, уровня его интеллектуального и эмоционально — волевого развития, интересов, круга общения, положения в семье, в коллективе класса. Школа в результате этого возможности индивидуального подхода в работе с трудными подростками используются не в полной мере.
Трудности воспитания следует так же связывать с уровнем методического обеспечения воспитательного процесса.
Учителя, воспитатели испытывают значительные трудности при необходимости определения основных методов воспитания и перевоспитания подростков, выяснения сущности и конкретного предназначения каждого из них.
Причиной возникновения и роста случаев трудновоспитуемости и девиантного поведения следует признать встречающиеся еще порой в работе отдельных школ разрыв обучения и воспитания, педагогически неоправданным в этом плане чрезмерное увлечение отдельных учителей модными системами обучения, внедрением новинок науки без внесения соответствующих коррективов в содержание и форму воспитательного процесса.
Некоторых учителей, однако, вполне удовлетворяет успеваемость учащихся, и поэтому совершаемые ими проступки не замечаются, остаются безнаказанными, коррективы начинают перерастать в серьезные проступки и даже правонарушения. Степень трудновоспитуемости при этом значительно возрастает, нередко школа своими силами не в состоянии справится
с прогулами, драчливостью, хулиганскими выходками и другими отклонениями в поведении благополучных прежде ребят.
Внеурочные занятия трудных подростков носят чаще всего развлекательный характер, а увлечения спортом — нестабильны.
Трудным подросткам, бывает трудно самоутвердится, завоевать положительный статус или лидерство в сфере организованного досуга, в среде сверстников, которые, как правило, имеют более развитый интеллект, более сильную волю и устойчивые эмоции.
Влияние возрастных особенностей на формирование девиантного поведение несовершеннолетних
« Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и несколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие»
Подростковый период часто называют периодом диспропорций в развитии.
Этот возраст характеризуется интенсивными преобразованиями во всей психической сфере подростка. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость, а физические недостатки часто приувеличиваются.
Существенные сдвиги происходят в формировании интеллектуальной деятельности. Этому возрасту особенно свойственны — стремление к познанию, формирование абстрактного мышления, творческий подход к интеллектуальным проблемам. Восприятие, память, внимание достигают уровня высокой производительности и избирательности. Интенсивное развитие приобретают волевые черты: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формируются самосознание и самооценка, возникает повышенный интерес к оценке окружающими своих личностных качеств.
Происходят существенные сдвиги в интересах, развиваются духовные потребности. Идет интенсивное формирование нравственных убеждений и идеалов, развиваются моральные чувства.
В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания и трудовой подготовки подрастающего поколения.
Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с детьми подросткового возраста. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей, трудовых установок.
В реализации этих мероприятий значительное место принадлежит проблеме так называемых трудных подростков, у которых нарушения поведения или нарушения в эффектной сфере становится причиной дезадаптации.
Изучение неблагоприятных социальных факторов, играющих ведущую роль в формировании трудностей поведения у подростков, включает исследование особенностей окружения, воспитания и обучения, препятствующих процессу правильного формирования личности подростка.
Сложности подросткового возраста были раньше и остаются сейчас серьезной педагогической проблемой
Ее первая объективная основа – в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах.
Психологические особенности подросткового периода, когда они резко выражены, получили название пубертатного криза.
Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма.
Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций. Подростки под влиянием этих физиологических процессов становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми.
Особенно часто соматические изменения/ типа зафиксировавшегося заикания \ наступают при выраженных проявлениях акселерации. Явления соматической акселерации обнаруживаются во всех возрастах, но особенно они заметны в период полового созревания.
Таким образом, второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Можно сказать, что подросток и взрослые живут в разном масштабе времени, а отсюда происходят и все различия в оценках одних и тех же событий или явлений. При этом для взрослого в поведении подростка многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более, что все это оказывается неожиданным и непонятным часто и для самого подростка.
Третья причина сложности подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания. В сознании и поведении подростка значительную роль приобретают сексуальные интересы.
Проявляется повышенное внимание к своей внешности.
Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. В процессе полового созревания меняется самовосприятия подростка. К тому же подростки становятся объектом специфического внимания некоторых взрослых.
Это порождает свои проблемы.
Четвертая объективная основа сложности подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. В результате формирования в классе общественного мнения, относительно независимого от мнения взрослых, подростки начинают
сознавать преимущества и недостатки своего положения в семье.
Пятой объективной основой сложности подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые раньше отчетливо не проявлялись из-за недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения. Подросток же все в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а деятельность его оценивается окружающими строже, чем деятельность ребенка.
2.Особенности поведенческих реакций девиантных подростков
Одновременно присутствие черт детскости и взрослости с очередностью выступает в типичных для подросткового возраста психологических реакциях, возникающих при взаимодействии с окружающей средой.
Ситуационные личностные реакции проявляются у всех в подростковом возрасте, но у педагогически запущенных подростков они нередко развиваются в стойкие асоциальные проявления. К основным формам ситуационных личностных реакций можно отнести: реакции эмансипации,
« отрицательной имитации», группирования со сверстниками, увлечения и реакции, обусловленные формирующимся поведения ,в основе которых лежит утрированное стремление подростков к самостоятельности.
Однако при неблагоприятных условиях среды такие реакции ведут к социальной дизадаптации.
Реакция «отрицательной имитации» Она проявляется в поведении контрастом по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
Реакция увлечения, она отражает особенности внутренней структуры личности подростка и в основе имеет склонность к сверхценным интересам и увлечениям.
Реакции, обусловленные формирующимися сексуальными влечениями, включают преждевременное начало половой жизни и т.д.
Необходимо разграничивать патологические и психологические ситуационные личностные реакции.
Психологическая реакция представляет собой преходящие ситуационно обусловленное изменение поведения подростка, которое проявляется только в определенной макросоциальной среде, имеет четкую психологическую направленность и не ведет к длительным нарушениям социальной адаптации.
Патологические ситуационные реакции проявляются в стереотипных отклонениях поведения, которые возникают в разных психотравмирующих ситуациях, имеют склонность превышать определенный « потолок» нарушений поведения, возможный у сверстников. Такие реакции чаще всего развиваются постепенно на основе психологических реакций.
В зависимости от природы, характера и степени выраженности выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию подростков.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно — психическими заболеваниями. в основе которых лежат функционально- органические поражения центральной нервной системы.
Психосоциальная дезадаптация связана с полововозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка.
Социальная адаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций и социальных установок.
Следствием неправильного подхода к воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных обучающихся выступает социальная запущенность. Социально запущенные обучающиеся не только плохо учатся, но и имеют хронические отставания по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но и профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Не характеризуются глубоким отчуждением от семьи и учебных заведений, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения: такие как бродяжничество, наркомания, пьянство, аморальное поведение.
Неадекватное поведение ребенка
В основе неадекватного поведения ребенка лежат отрицательные аффективные переживания, связанные с неудовлетворенностью важных для него потребностей. Когда оценка своих способностей, основанная на предыдущих достижениях ребенка, не соответствует нынешней ситуации и нужно признать свою несостоятельность, у некоторых детей возникают аффективные переживания. Вместо того чтобы переоценить свои притязания, дети проявляют неадекватную реакцию на неуспех – повышенную обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, заторможенность, отрицание. Например, если в одной школе ребенок имел успехи в английском языке и получал похвалу учителя, то поступив в другую школу, где его достижения не выделяются на фоне других учеников, он может начать обижаться на учителя и считать, что с ним обходятся несправедливо. Неадекватное поведение ребенка – это своего рода защитная реакция, призванная помочь в случае фиаско. Чтобы не снижать самооценку, ребенок начинает обвинять родителей, учителей, ближайшее окружение обстоятельства, судьбу. Неадекватное поведение ребенка вызывает ответные реакции учителей и родителей, что еще в свою очередь усиливает аффективные переживания. Круг замыкается.
Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.
Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.
Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.
В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.
Асоциальное поведение детей
Говоря об асоциальном поведении детей, психологи отмечают, что оно возникает в результате нарушения взаимодействия личности со средой. Детей с асоциальным поведением подразделяют на четыре группы:
- Первая группа. В неё входят дети, асоциальное поведение которых связано с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы и индивидуальными особенностями, вплоть до психопатий;
- Вторая группа. Это дети, асоциальное поведение которых связано с неверными формами воздействия. Например, когда взрослые предъявляют к ребенку строгие дисциплинарные требования без учета его возраста, эмоционального состояния, переживаний. Дети этой группы не нуждаются в коррекции поведения, напротив, это взрослые должны пересмотреть отношение к своим действиям в ситуации;
- Третья группа. В нее входят дети с серьезными пробелами в моральном и нравственном воспитании. Иными словами, это запущенные дети, асоциальное поведение которых связано с попустительством взрослых. Такие дети не нарушают общественные нормы осознанно, поскольку просто не знакомы с ними;
- Четвертая группа. Это трудновоспитуемые подростки, асоциальное поведение детей этой группы связано с искажением нравственных представлений и качеств личности. Такие дети понимают, что их поведение противоречит общественным нормам, но они не желают его менять и отказываются от любого вмешательства в их жизнь, реагируя на критические отзывы равнодушием, вызывающим поведением и не соглашаясь с негативной оценкой окружающих. Это наиболее сложная для воспитания группа, поскольку такие дети уверены в своей правоте.
Причины проявления заболевания
Причины девиантного поведения подростков делятся на две большие группы – социальные и физиологические. К группе социальных причин относятся:
- неполные семьи – в данном случае не формируется образец поведения с противоположным полом. Кроме того, один родитель, воспитывая ребенка, часто требует слишком сильного подчинения, послушания, не додает ребенку внимания и участия;
- ошибки учебно-воспитательного процесса приводят к конфликтам с учебным коллективом и педагогами, как следствие неуспеваемости;
- конфликтные или асоциальные семьи – конфликты между родителями приводят к упущениям в воспитательном процессе и отстраненности ребенка, а паразитический образ жизни, антиобщественное поведение родителей или алкоголизм вообще становятся примером к действию.
Среди физиологических причин девиантного поведения подростков можно выделить следующие:
- патологии центральной нервной системы формируются в результате черепно-мозговых травм или тяжелых заболеваний в первые годы жизни ребенка, а проявляются в неустойчивости эмоционального проявления и снижением возможностей к адаптации;
- особенности переходного возраста – под воздействием гормонального всплеска в организме происходит созревание некоторых отделов головного мозга и формирование ряда психических функций высшего типа, в результате которых у ребенка происходит обострение черт характера и появление асоциальных поступков;
- наследственные признаки умственной недостаточности, склонностей к зависимостям от алкоголя или наркотиков, аномальные черты характера.
Суицидальное поведение детей
В наиболее трагических случаях отклонения в поведении ребенка принимают крайнюю форму – суицида. Психологи полагают, что суицидальное поведение детей связано с двойственным отношением к смерти – ребенок воспринимает смерть как способ манипуляции, к примеру, представляя, как мама расстроится, но необратимость последствий не осознает.
Обычно суицидальное поведение детей имеет цель привлечь внимание, ему предшествуют депрессия, скука, одиночество, замкнутость, агрессия по отношению к окружению. Иногда суицидальное поведение принимает скрытую форму, когда ребенок выбирает экстремальные виды спорта, входит в опасные группировки, принимает наркотики.
К причинам суицидального поведения детей относят конфликты с родителями, сверстниками, ближайшим окружением, непонимание в школе. При этом дети чаще всего отказываются от помощи взрослых.
Диагностика заболевания патологий поведения подростков
Психика – материя тонкая. Психические отклонения невозможно диагностировать лабораторными исследованиями. Поэтому психологи и психиатры проводят следующие клинические и психологически мероприятия:
- изначально необходимо наблюдение и проведение беседы, целью которой является установление условий проживания и внутрисемейных отношений, привычек подростка и наличия у него хобби, а также оценка общего состояния, поведенческих ответных реакций и эмоциональных особенностей;
- следующим этапом становится опрос родителей и близких родственников. Ввиду того, что самокритика подростков с отклонениями поведения зачастую отсутствует вообще или сильно занижена, крайне важны мнение и жалобы окружающих и близкоконтактирующих с пациентом людей;
- психологические тесты и личностные опросники позволяют установить превалирующие особенности личности и характерологические черты. При этом проводится несколько видов тестирования для получения более объемной картины;
- проективные методы направлены на получение сведений о вытесненных эмоциях: страхах, агрессии или тревогах. Они основаны на специфических тестах с цветом и формой.
Для полноты формирования клинической картины психиатру требуются дополнительные сведения:
- характеристики от учителей из школы;
- характеристика уполномоченного детской комнаты полиции;
- выписки из амбулаторной карты детских врачей педиатра, невролога и других узких специалистов.
Эти сведения призваны дополнить информацию, полученную в результате проведенных диагностических процедур.
Интеграция в социум
Обычно дети с отклонениями в поведении с трудом идут на контакт с педагогами, психологами, взрослыми, объясняя это выражением «меня не понимают». И действительно, чтобы создать доверительные отношения с таким ребенком, нужно обладать долей симпатии, интересом к его жизни, надеждам и тревогам, уметь терпеливо выслушивать, давать советы, сопереживать и вовремя переходить от свободного общения к руководству. Не каждые родители на это способны, и, конечно не каждые педагоги. Но только так можно достучаться до детей с отклонениями в поведении, сформировать у них понятие об общечеловеческих ценностях, развить нравственно положительные черты и качества характера, а также помочь адекватно оценить картину мира и быть принятыми в социум.
Профилактика девиантного поведения
Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:
- Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
- Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
- Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
- Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
- Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.
Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.