Материал по психологии — таблица «Познавательные процессы»

Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.

Психические состояния

Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные — к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и волевому усилию.

Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную деятельность человека, помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек — весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.

Ощущения

Ощущения – основной источник информации о внешнем мире и о собственном теле, они являются одним из главных условий психологического развития. Ощущения представляют собой каналы, по которым информация о явлениях окружающей среды и состояниях организма доходит до мозга. Они позволяют человеку ориентироваться во внешнем мире и своем теле.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Все ощущения можно разделить на три основных типа:

  • Интероцептивные – тип ощущений, при котором сигналы из внутренней среды обеспечивают регуляцию элементарных влечений. Они дают информацию о внутреннем состоянии организма. К ним можно отнести чувство голода, чувство дискомфорта, чувство успокоения и т.д.;
  • Проприоцептивные – тип ощущений, который обеспечивает регуляцию движений тела и дает информацию о положении тела в пространстве;
  • Экстрацептивные – тип ощущений, которые являются базисом сознательного поведения человека. Их условно разделяют на контактные и дистантные. Контактные ощущения возникают при непосредственном взаимодействии раздражителя с соответствующим воспринимаемым органом. К ним относят вкус и осязание. Дистантные ощущения возникают при взаимодействии раздражителя и органа чувств на определенном расстоянии. Это такие ощущения, как обоняние, слух и зрение.

Уровень деятельности

То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.

В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик — от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности — вдохновения.

Воображение

Под воображением понимают когнитивный процесс, при котором объекты и явления в данным момент времени не ощущаются органами чувств, а формируются на базе полученного опыта. Воображение тесно связано с памятью и характерно только для человека. Оно может влиять на функции и движение организма.

Выделяют непроизвольное воображение, т.е. формирование образов без каких-либо усилий человека, и произвольное воображение, при котором индивидуум намеренно пытается вообразить что-то конкретное. К особым видам воображения следует отнести мечты. Мечта представляет собой сознательный процесс создания образов желаемого, они показывают, что для человека важно и к чему он стремится.

Свойства личности

Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным — чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

Познавательные процессы

Зрительные
являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, зеленого, синего) цветов.

Слуховые

являются отражением звуков различной высоты (высокие — низкие), силы (громкие – тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы).

Обонятельные

являются отражением запахов.

Вкусовые

являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне.

Осязательные

являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе.

Указанные

называют экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Эти ощущения подразделяются на
контактные
( вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела – вкус, осязание) и
дистантные
( раздражителями действующими на органы чувств на некотором расстоянии- зрение, слух).

Двигательные

( проприоцептивные) отражают положение конечностей, их движения и степени прилагаемого при этом усилия.

Положения

( равновесия), играют важную роль в процессе восприятия ( например, устойчивости).

Внутренние

(интероцептивные), отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты и.т.д.

Восприятия бывают:

    • предметов и явлений окружающего мира;
    • человека человеком;
    • времени;
    • движений;
    • пространства;
    • вида деятельности;

Восприятия времени, движений и пространства

– это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный -краткосрочный, большой – маленький, высокий – низкий, быстрый – медленный и т.д.

Восприятие деятельности

подразделяется по видам: художественное, техническое, музыкальное и т.д.

  • внешненаправленные

(восприятие предметов внешнего мира).

  • внутренненаправленные

( восприятие собственных мыслей и чувств).

  • ошибочное(иллюзорное)

Иллюзия —

искаженное восприятие реально существующей действительности.

Непроизвольное –

возникает без намерения человека увидеть или услышать что –либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями.

Произвольное –

активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержания уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность.

Постпроизвольное –

оно наступает после произвольного. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее, уже не требует специальных волевых усилий и ограничена лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.

Внешненаправленное (перцептивное) –

направлено на окружающие объекты и явления.

Внутреннее

– на собственные мысли и переживания
.
Природное –

врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное –

складывается в течении жизни субъекта в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное

– не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует социальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное

– регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.

Сенсорное

— направлено на восприятие.

Интеллектуальное

– направлено на мышление, работу памяти.
Моторное —
направлено на движение.

Генетическая (наследственная) –

включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Она хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Прижизненная

– является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Подразделяется на: —
непроизвольную –
автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящей без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

произвольную

– запоминание со специальной установкой запомнить и требующая определенных волевых усилий.

Механическая

– основана на повторении материала без его осмысливания.

Смысловая

– предполагает осмысливание запоминаемого материала, которая основана на понимании внутренних логических связей между его частями.

Кратковременная

– сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Оперативная

– рассчитанная на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная

– способна хранить информацию в течение практически не ограниченного срока. В эту память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

Когнитивная

– процесс сохранения данных.

Эмоциональная

– сохранение в сознании переживаний и чувств.

Личностная

– обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

Словесно-логическая

– тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающей такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений.

Зрительная

– связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая

– запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых).

Двигательная

– представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведении с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Осязательная, обонятельная, вкусовая –

играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к обеспечению безопасности и самосохранения организма.

Теоретическое –

познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.

Практическое

– подготовка преобразования действительности.

Аналитическое

– носит временной, структурный, осознаваемый характер.

Реалистическое –

направлено на внешний мир и регулируется законами логики.

Аутистическое

– связано с реализацией желаний человека.

Продуктивное –

воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а
репродуктивное
– воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.

Непроизвольное – предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное –

целенаправленное решение мыслительных задач.

Устная –

общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая –

развернутая речь человека, обращенная к другим людям.

Диалогическая –

представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей.

Внутренняя –

беззвучна скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.

Письменная

— в отличие от монологической строится при помощи письменных знаков
.
Пассивное преднамеренное –

образы и фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей.

Пассивное непреднамеренное

– происходит при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Активное воссоздающее –

имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию.

Активное творческое –

самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктов деятельности.

Синтез

Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

  • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
  • Темперамент — природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
  • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
  • Характер — система способов поведения и отношений.

Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность — сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом — оставшаяся в памяти информация.

Психические явления

Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, чувства, ощущения, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.

Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.

Назад Далее

Ощущение — первая ступень познавательной деятельности. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений, как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.

Ощущения условно можно разделить на:

  • экстероцептивные (сигналы из внешнего мира; в соответствии с анализаторами: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения)
  • проприоцептивные (сигналы о положении тела в пространстве)
  • интероцептивные (сигналы от внутренних органов)

Свойства ощущений (та информация, которую они дают):

  • модальность (качество; основная информация, отображаемая данным ощущением; например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; температурная чувствительность — о температуре и пр.)
  • интенсивность (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции; например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена из-за затруднений в работе рецепторов)
  • длительность
  • пространственная локализация

Синестезия («совместное чувство») — особенность чувственного познания, когда наряду со специфической для того или иного стимула модальностью ощущения возникают ощущения и других модальностей. Самый известный пример: цветной слух, т.е. способность вместе со звуками воспринимать определенные цвета. Сам по себе феномен синестезии не является патологией, считается, что он имеет важное значение для развития тонко дифференцированных процессов восприятия, особенно у музыкантов, художников, дегустаторов и пр.

Восприятие — психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием.

Восприятие — не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Оно включает систематизацию и интерпретацию информации, поступающей от органов чувств (в том числе на основе прошлого опыта, хранящегося в памяти — см. представление).

Восприятие является сложным процессом, в котором задействованы многие сферы психической деятельности человека: внимание

(необходимо для отделения объекта от фона),
память
(узнавание основано на хранящейся в памяти информации),
мышление
(например, выделение и сопоставление наиболее важных признаков),
моторная сфера
(например, «ощупывающие» движения глаз при рассматривании предметов и пр.),
эмоции
(как будет видно далее, значительная часть симптомов нарушения чувственного познания связаны с определенными эмоциональными состояниями) и даже
особенности личности
[так, в некоторых направлениях психологии получили развитие теории о связи познания и особенностей темперамента, познавательных (когнитивных) «стилях» личности и т.д.].

Способность к восприятию не является врожденной, процессы восприятия проходят последовательные этапы развития у ребенка в первые годы его жизни. Он постепенно учится рассматривать и различать окружающие его объекты, вслушиваться в звуки, запоминает образы и их обозначения и т.д. При этом «обучение» сложным аспектам восприятия может происходить не только у детей, но и у взрослых на протяжении всей жизни (например, становление дифференцированного восприятия оттенков вкуса у вин, звучания тонов сердца при аускультации и пр.). Как мы увидим далее, таким же постепенным, как и становление процессов восприятия, может быть и их распад при патологии соответствующих центров коры (см. агнозии).

Можно выделить восприятие:

  • предметов и явлений (предметное восприятие)
  • пространства
  • движения
  • времени

Представление — процесс воспроизведения в памяти или воображении наглядных образов предметов или явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (т.е. эти образы основаны на сохранившихся прошлых ощущениях и восприятиях).

Представлением называют как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. представляемый образ.

Каждый из нас может представить перед своим «мысленным взором» образ практически любого предмета или явления, с которым ему прежде приходилось часто встречаться, или пережить хотя бы однократную, но достаточно яркую и запоминающуюся встречу. Например, мы можем представить себе образ президента своей страны, машины любимой марки, самолета, представить звучание голоса известного актера и пр. В других случаях, задавшись соответствующей целью, мы можем вообразить себе какой-либо нереалистичный образ (например, человека со 100 руками), т.е. то, чего мы в жизни никогда не видели, однако комбинировать этот образ мы будем из того, с чем прежде встречались в жизни.

На самом деле способность представлять себе такие образы у разных людей выражена по-разному, у кого-то это получается лучше (обычно у художников, дизайнеров), у кого-то хуже.

Представляемые образы обычно нестойки, т.е. когда фокус нашего внимания смещается на что-то другое, они быстро распадаются. Проецируются эти образы в некое субъективное пространство, не связанное с реальным пространством, окружающим человека в текущий момент (т.е. мы можем представить себе что-то очень большое, например самолет, размер помещения, в котором при этом находимся, не имеет никакого значения, ибо представляемые образы никак не связаны с этим реальным пространством).

Образы представлений могут возникать произвольно (в соответствии с нашим волевым усилием) или непроизвольно (например, глядя на лимон, мы вместе с этим часто непроизвольно представляем его кислый вкус). К непроизвольным представлениям можно также отнести сновидения.

Поскольку представления возникают при отсутствии действующих на органы чувств объектов, они менее ярки, менее детальны, более фрагментарны, чем обычное восприятие реальных объектов. При этом представления более схематизированы и обобщены, чем восприятие, так как отражают наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Степень обобщенности в представлениях может быть различной. Так называемые единичные представления (например, образ своей матери) индивидуальны и конкретны, хотя и они содержат некую степень обобщения, поскольку являются суммированными образами многих восприятий конкретного объекта. Общие представления более абстрактны и объединяют в себе прежде воспринимавшиеся образы множества схожих предметов (например, образ матери в целом как обобщенный образ женщины, воспитывающей своих детей).

Представление является переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению (т.е. к абстрактным понятиям). В отличие от понятий представления еще не содержат выделения внутренних, скрытых от непосредственного восприятия закономерных связей и отношений.

Можно представить себе такую условную последовательность этапов обработки информации, проходящей путь от процесса ощущения к мышлению:

  • ощущение (например, веса наступившего вам на ногу попутчика в метро)
  • восприятие (например, попутчика, с которым вы едете в метро, который только что наступил вам на ногу и которого вы теперь рассматриваете)
  • представление (например, образ того попутчика в метро, который вчера наступил вам на ногу)
  • понятие (например, о характеристиках попутчиков, которые обычно больно наступают на ноги в метро)

Нейробиология процессов ощущения, восприятия, представления

Первичная, субкортикальная обработка информации, поступающей от всех органов чувств (за исключением обоняния), происходит в таламусе (зрительном бугре). Дальнейшая обработка происходит в корковых центрах анализаторов — первичных (проекционных, проводящих оценку отдельных параметров объектов), вторичных (проводящих более сложный, комплексный анализ воспринимаемой информации) и третичных (ассоциативных, объединяющих информацию от разных анализаторов). Более того, обработка поступающей информации может проводиться на разных «уровнях» и в различных «направлениях».

Например, для зрительного восприятия: из первичных зрительных центров, расположенных в затылочных долях коры больших полушарий, для дальнейшей обработки информация идет в двух направлениях: дорсальном (в направлении задней части теменной доли коры) и вентральном (в направлении нижней части височной доли коры).

Дорсальный поток информации (канал «где?») необходим для оценки пространства, локализации в нем объекта, оценки его движения; эта информация определяет движения глаз, необходимые для целостного восприятия объекта.

Вентральный поток информации (канал «что?») связан с узнаванием объекта, предметным восприятием. При этом по мере «движения» информации от первичной зрительной коры (затылка) по вентральному потоку (к направлению полюса височной зоны) происходит все более дифференцированное восприятие предметов. В височной коре «хранятся» образы представлений всех предметов, на их основе и происходит узнавание. Локализация этого «хранения» семантически организована (по смысловым категориям, т.е. предметы, относящиеся к одной категории, хранятся рядом).

Эти нейрофизиологические особенности восприятия позволяют понять различные варианты патологии восприятия, например, различные варианты агнозии или галлюцинаций.

Назад Далее

Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться

Особенности личности

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично — они всегда остаются апатичными и вялыми.

Отношение к науке

Отечественная психология все психические явления разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.

Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах — это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.

Воля и эмоции

Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое — аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.

А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, — это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции — точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

Познание и интеллект

Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, — одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

Структура и функции

Познавательные процессы в психологии считаются самыми «молодыми». Даже центры этих процессов расположены в неокортексе – самой молодой части коры головного мозга, за исключением центров внимания и памяти.

Однако эти процессы одновременно являются и чрезвычайно важными для человека, поскольку выполняют ряд необходимых функций:

  • Приём новой информации и её дифференциация, для чего имеются разные каналы поступления информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д.).
  • Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
  • Хранение информации.
  • Установление связей между разными видами сенсорной информации, понятиями, образами, а также связей между новой информацией и уже имеющейся.
  • Создание понятий и знаков, установление закономерностей между явлениями и процессами окружающего мира; знаки также используются для коммуникации, что является основой речи.
  • Создание стратегии поведения и его мотивов.
  • Формирование целей и перспективных задач деятельности.
  • Способность предвидеть результаты действий и планировать своё поведение.

Уровень интеллекта человека определяется тем, насколько эффективно его познавательные процессы выполняют свои функции. Познание окружающего мира, конечно же, не происходит стихийно и хаотично.

Оно имеет определённую структуру и состоит из нескольких этапов

:

  • Вначале мозг получает новую информацию и обрабатывает полученные данные.
  • Затем пользуется методами анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
  • Полученные сведения запоминаются и сохраняются.
  • Из полученной информации создаётся новая – в виде образов и понятий.
  • Наконец, на высшем уровне познания осуществляются сложные операции с данными, в том числе и прогностического характера.

Выводы

Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания — специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными — это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.

Универсальные, или неспецифические, процессы психики — это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.

Материал по психологии — таблица «Познавательные процессы»

Абстрактное мышление

– мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией.

Логическое мышление

– вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно,
абстрактно – логическое мышление
– это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление

– особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Конвергентное мышление

– вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы.

Наглядно – действенное мышление

– особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Наглядно – образное мышление

– особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами.

Образное мышление

– это мышление, в котором используются образы. (образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление

– вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление

– один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов.

Творческое мышление

– один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Критическое мышление

– представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление

— понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме.

Вербально – логическое мышление

– один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций.
Пространственное мышление
– совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление

– один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление.

Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]