Подросший малыш с удовольствием общается со сверстниками, и родители стремятся как можно скорее отдавать активных детей в детский сад. Но иногда поспешность оборачивается проблемами, и адаптация ребенка проходит не так, как хотелось бы маме и папе.
Всегда веселый и активный кроха вдруг становится раздражительным, отказывается идти в садик, плачет. Конечно, такое поведение не может не огорчать. Как правильно вести себя в этой ситуации родителям? Как ускорить и упростить адаптацию к новым условиям жизни и общения малыша? И как приучить ребенка ходить в садик без слез? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук, детский психолог Ольга Архипова.
Что такое адаптация ребенка
Адаптацией называют приспособление организма к новой обстановке. Речь идет и об адаптации ребенка к детском саду.
Первое время подобное учреждение для любого малыша является неизведанным и чужим пространством, с новыми людьми и отношениями. Процесс привыкания требует серьезных психических затрат, нередко сопровождается напряжением и даже истощением физических и психических сил.
Некоторые проявления настроения ребенка в дни адаптации вызывают тревогу у родителей, заставляя их сомневаться в том, что он вообще сможет пройти этот период без серьезного нервного срыва. Важно помнить: особенности поведения, нередко волнующие родителей, зачастую являются типичными при адаптации к детскому саду.
Почти все мамы, столкнувшись с переменами в поведении маленькой дочери или сына, приходят к выводу, что детский сад – «это не для нас». Родителям кажется, что у других членов группы не наблюдалось подобных симптомов, либо они не настолько выражены. Это не так. Адаптации свойственны разные негативные проявления, проходящие на всех уровнях. Попав в непривычную обстановку, малыш практически всегда испытывает нервный стресс, особенно ярко проявляющийся в первые дни. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные симптомы этого непростого периода, и выясним, сколько он длится.
Адаптация ребёнка к садику
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичнымидля всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.
I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.
1.Эмоции ребенка.
В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за заторможенность» детей, как будто эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2.Контакты со сверстниками и воспитателем.
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. Познавательная активность.
Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Навыки.
Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
5. Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
6. Двигательная активность.
Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
7. Сон.
Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
8.Аппетит.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
9. Здоровье.
Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется — бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительнуюослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?
1.В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.
2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери.
3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.
III. Кому легко, а кому трудно.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
· Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
· Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
· Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
· Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.
IV.Чем могут помочь родители?
Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
· В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
· В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
· Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
· Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
· Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
· Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
· Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.
V. Спокойное утро.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
· И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
· Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
· Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
· Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
VI. Типичные ошибки родителей
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
· Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
· Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
· Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
· Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
VII. Помощь нужна еще и родителям!
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.
Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
· быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.
· поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
· воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию даёт психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
· заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Автор Николаева Е.И.
https://nsportal.ru
Адаптационный период
Существует несколько степеней адаптации ребенка в детском саду.
Легкая степень
Обычно длится до недели. Это довольно короткий период, характеризующийся плохим сном малыша, потерей аппетита, нежеланием вступать в игры с прочими малышами. Постепенно все приходит в норму, наступает полное привыкание к новым условиям. К концу первой недели аппетит возвращается к прежнему уровню, режим сна восстанавливается немного дольше. Может наблюдаться затормаживание речи. Обычно эта степень адаптации не сопровождается внезапными заболеваниями.
Средняя степень
Длится от недели до месяца. Эмоциональное состояние малыша приходит в норму медленнее, нежели при легкой форме. В первый месяц начинают проявляться болезни: обычно в виде острых респираторных инфекций. Заболевание длится около недели и заканчивается без осложнений. На восстановление аппетита требуется месяц или немного больше. Эмоциональный фон неустойчив, настроение часто меняется. В течение дня наблюдается плаксивость. В отношениях с близкими людьми ребенок эмоционально возбужден: при расставании и встрече плачет или кричит. Отношение к сверстникам чаще безразличное, но заинтересованность тоже может проявлять. Замедляется речевая активность.
Характерные внешние проявления:
- красные щеки или бледность;
- темные круги под глазами;
- потливость;
- диатез.
Эти симптомы длятся около 2-х недель. Чувствуя эмоциональную поддержку близкого человека, ребенок начинает проявлять познавательную активность и адаптируется быстрее.
Тяжелая степень
Самая сложная степень адаптации ребенка в детском саду, длящаяся 1-2месяца (или больше). Эмоциональное состояние малыша очень медленно восстанавливается. Дошкольник может перенести несколько заболеваний, протекающих с осложнениями.
Тяжелая степень характеризуется стойкими нарушениями в поведении:
- Сон прерывистый, тревожный.
- Малыш может просыпаться со слезами или вскрикивать во сне.
- Аппетит практически пропадает – временами вплоть до отказа от еды.
- Возможна невротическая рвота.
Ребенок сознательно и бессознательно пытается выйти из положения, и все его эмоции направлены на это: крик, плач, агрессия. Может наблюдаться активный двигательный процесс или отсутствие активности при очевидных отрицательных эмоциях (подавленности, пассивное подчинение, тихий плач, напряженность). Малыш старается избегать сверстников, может проявить агрессию. Отказывается от игр.
Что не нужно делать при расставании с ребенком
Есть перечень рекомендаций, которые должен соблюдать каждый взрослый, отводя ребенка в дошкольное учреждение:
- Фраза типа: «Не будешь меня слушать — отведу в садик!» — это табу! Ведь то, чем пугают, не может вызывать положительные эмоции.
- Если малыш при расставании плачет, не ругайте его и не сердитесь. Здесь лучший помощник — терпение, внимание, теплые слова и действия (обнять, поцеловать, не забыть сказать, что обязательно заберете).
- Не обещайте невыполнимое. Например, сегодня сходишь, а завтра останешься дома. А, если пообещали, обязательно держите данное слово.
- Старайтесь не приходить за малышом последним. Особенно в первые месяцы его пребывания в саду.
- Вместо перечисленных «не», чаще хвалите, внимательно и с интересом слушайте его рассказы о жизни в коллективе, о его достижениях и неудачах.
Какие факторы влияют на адаптацию ребенка
Имеется немало важных факторов, влияющих на адаптацию к детскому саду:
- Состояние здоровья ребенка и уровень его развития. Хорошо развитый и почти не болеющий дошкольник проще справляется со сложностями социальной адаптации.
- Наличие любимых игр или предметной деятельности. Это помогает увлечь его соответствующими занятиями.
- Возраст. Сложнее адаптация происходит у деток, не достигших двухлетнего возраста. Перейдя этот рубеж, они легче приспосабливаются к новым условиям. Этому имеется простое объяснение: взрослея, дети становятся любознательней, приобретают больше опыта поведения в разных ситуациях.
- Индивидуальные черты. Дети одной возрастной категории могут вести себя по-разному в период адаптации. Одни могут впасть в стрессовое состояние, перестав проявлять интерес к окружающему миру или проявляя явный протест. Однако проходит небольшой период, и поведение нормализуется: аппетит, сон, настроение возвращаются. Другие дети могут первые дни внешне не показывать своего беспокойства, но спустя несколько дней их напряжение выплескивается наружу: настроение ухудшается, им не хочется расставаться с родителями. Эта категория ребят требует помощи близких людей, воспитателя. Будьте бдительны: подваленные реакции могут продлиться долго, обернувшись серьезными заболеваниями.
- Половая принадлежность. Мальчикам адаптация дается сложнее, так как в дошкольном возрасте они больше привязаны к родителям, тяжело перенося расставание с ними.
- Семья и условия жизни. Речь идет о создании режима для малыша в соответствии с его индивидуальными чертами и возрастом, формировании навыков и умений. Если семья не создает правильные условия для развития ребенка, не обучая его элементарным навыкам, то ему будет нелегко привыкнуть к детскому садику. Непросто протекает адаптация и у единственных детей в семье – в особенности, если они чрезмерно опекаемы и зависимы от матери или отца.
Причины тяжёлой адаптации
Выделим отдельно причины, из-за которых адаптация проходит сложно:
- Отсутствие в домашних условиях режима, совпадающего с тем, который установлен в детском саду.
- Неумение самостоятельно себя занять.
- Наличие специфических привычек.
- Отсутствие элементарных навыков.
- Отсутствие опыта общения с незнакомым окружением.
Факторы, указывающие на завершение периода адаптации
Имеются факторы, характерные для завершения адаптации к детскому саду:
- Хороший аппетит.
- Крепкий сон.
- Бодрость и хорошее настроение.
- Восстановление ранее приобретенных навыков, бодрость.
- Прибавка в весе, соответствующая возрасту.
От чего зависит степень адаптации?
- Возраст. Если ребенок умеет самостоятельно ходить на горшок, пользоваться ложкой, засыпать без помощи взрослого, ему будет легче привыкнуть садовским условиям. Как правило, эти навыки закрепляются у детей к 2-3 годам. Также в этом возрасте у детей начинает проявляться интерес к сверстникам, хотя главным источником общения пока еще является воспитатель. Для успешной адаптации ребенка 4-5 лет необходимо умение договариваться и сотрудничать со сверстниками.
- Состояние здоровья. Так как адаптация отнимает у малышей много сил, состояние здоровья детей с серьезными хроническими заболеваниями в этот непростой период может ухудшиться. Часто болеющие дети также могут испытывать трудности при адаптации, поэтому им требуется особое внимание и забота.
- Социализация. Привыкание к саду легче дается детям с достаточно большим опытом взаимодействия как с детьми, так и с взрослыми. Малыши, у которых не развиты коммуникативные навыки, испытывают сильную тревогу, находясь в незнакомом коллективе. Поэтому очень важно не ограничивать круг общения ребенка и помочь ему научиться налаживать контакт с людьми.
Во многом, адаптация ребенка зависит от воспитателя, который должен суметь заинтересовать малыша и завоевать его доверие.
Негативная реакция детей: основные этапы адаптации
Важно понимать все критические моменты, затрудняющие адаптацию к детскому саду.
Выделим основные из них:
- Ранний подъем. Для деток, режим дня которых ранее регламентировался редко, пробуждение в 7:30 (или еще раньше) может стать серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот негативный для адаптации фактор, за пару недель до визитов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немного раньше необходимого, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, нежась в постели, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
- Дневной сон. Чтобы дошкольник проще адаптировался к детскому саду, не игнорируйте этот аспект. Ребенок привык засыпать с мягкой игрушкой? Пусть поначалу берет ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести забавную пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
- Обед без компании мамы или папы. Немало проблем в адаптации вызывает кормление деток. Некоторые отказываются от еды, отличающейся по вкусу от домашней, другие просто не желают обедать без мамы.
- Привыкание к режиму. Хотите, чтобы адаптация прошла мягче? Выясните заранее режим выбранного детского сада. За месяц-два начните введение режима в домашних условиях. Делайте это не резко, а постепенно. В дошкольном возрасте ребенку рекомендуется спать около 2-3 часов днем и 10 часов ночью. Для комфортной адаптации к садику, укладывание ко сну следует начинать уже в 21:00.
- Пребывание в детском садике полный день. Рекомендуется первую неделю посещать садик до сна. На вторую неделю уже можно остаться до полдника. На полный день желательно оставаться через месяц посещений. Безусловно, эти нормы довольно индивидуальны. При тяжелой степени адаптации, забирайте ребенка раньше. Для любой степени адаптации не рекомендуется забирать малыша последним – дети тяжело переживают это осознанно, либо подсознательно. Старайтесь не допускать ситуации, чтобы ребенок оставался в одиночестве после того, как всех детей заберут родители.
- Контакты с незнакомыми детьми. Часто в современных семьях растет лишь один ребенок, и он нечасто имеет возможность завязать отношения со сверстниками. Обычно пересечения с ними происходят лишь в поликлинике, на детской площадке или в гостях. Результат: ребенок не приучен к контакту с другими ребятами. Понаблюдайте за тем, как он общается с окружающими. Ребенок-экстраверт быстро вступает в контакт, активно общается с окружающими – в таком случае адаптация будет проходить легче. Маленький интроверт обычно стеснительный и очень послушный, поэтому у него, вероятно, возникнут трудности в общении с более агрессивными или активными сверстниками.
- Контакт с воспитателем. Бесспорно, воспитатель – важная фигура в процессе привыкания к детскому садику. Опыт и коммуникабельность позволяют ему правильно оценить психологическое состояние дошкольника и предотвратить различные проблемы. Если есть возможность заранее познакомьтесь с воспитателем – наверняка, вы сразу определите, насколько вашему сыну или дочери будет комфортно с таким человеком. Расскажите ему об индивидуальных чертах ребенка, его предпочтениях, опасениях. Осуждайте все стадии адаптации.
Степени адаптации
Легкая степень адаптация (до 1 месяца) обычно свойственна физически здоровым, коммуникабельным детям с высокой психологической устойчивостью. О том, что адаптация проходит легко можно судить по нескольким признакам:
- Ребенок с радостью идет в детский сад и заходит в группу;
- Налажен контакт с воспитателем;
- Малыш играет с другими детьми;
- Нет негативных эмоций при выполнении режимных моментов (прием пищи, прогулки, занятия, сон);
- Общий эмоциональный фон стабильно положительный.
В целом, в ходе адаптации у малыша может снижаться аппетит, ухудшаться сон, наблюдается болезненность, плаксивость и капризность. Это нормально, ведь организм ребенка испытывает стресс и мобилизует все силы на то, чтобы справиться с ним.
Средняя степень адаптации (1 – 2 месяца) характеризуется тем, что ребенок при посещении сада не испытывает серьезных трудностей. Эмоциональные всплески ситуативны и кратковременны. Может отмечаться снижение иммунитета. Особенности проявления адаптации средней степени:
- Тяжелое расставание с мамой (или другим значимым взрослым) перед заходом в группу;
- Снижение активности, ухудшение речи и временное исчезновение навыков;
- Малыш некоторое время после ухода мамы плачет, не контактирует с окружающими;
- Однако напряжение быстро сходит на нет, ребенок начинает обращать внимание на игрушки, сверстников, воспитателя, включается в общую деятельность;
- Большинство режимных моментов не вызывают трудностей.
Тяжелая степень адаптации (2-6 месяцев) сопровождается частыми болезнями, капризами и истериками, подавленным эмоциональным состояние малыша в течение большинства времени пребывания в детском саду. Напряжение ребенка может быть настолько сильным, что отражается на его поведении дома и взаимоотношениях с родителями. К признакам тяжелой адаптации также относят следующее:
- Ребенок систематически не хочет идти в сад;
- Малыш пугается и не доверят воспитателю;
- В группе он не отвлекается на игры и постоянно находится в напряжении;
- Отсутствие контакта со сверстниками;
- Агрессия по отношению к другим детям.
Если малыш тяжело проходит процесс адаптации, необходимо обязательно обсудить этот вопрос с воспитателем и проконсультировать с психологом. Только общие усилия каждой стороны в этом случае приведут к успеху. Некоторые дети совсем не могут приспособиться к условиям детского сада, но это явление крайне редкое.
Чем родители могут помочь ребенку в период адаптации
Помощь родителей можно назвать основополагающей в адаптации.
Общие рекомендации:
- Позаботьтесь о приобретении ребенком простых навыков (умение пользоваться ложкой, проситься на горшок, одеваться, контактировать с окружающими, пользоваться носовым платком, выражать свои просьбы словами или жестами).
- Не обсуждайте свои переживания в присутствии ребенка.
- Одевайте малыша по сезону. Обувь и одежда не должны создавать для него трудностей. Выбирайте обувь не на шнурках, а на липучках, а одежду не на пуговицах, а на кнопках.
- Изучите заранее режим детского сада. Соблюдайте его каждый день (в выходные тоже).
- Слишком частые посещения общественных организаций (спектакли, кружки) в сочетании с множеством интеллектуальных занятий дома могут перегрузить нервную систему малыша.
- Часто рассуждайте при дошкольнике, как полезен детский сад, и как важно ему там бывать (уложить спать кукол, напоить цветочки, поиграть с мягкими игрушками).
- Регулярно проверяйте содержимое карманов малыша, исключая наличие в них колющих, мелких или острых предметов.
- Встречаясь с воспитателем, рассказывайте ему о настроении и здоровье малыша. Интересуйтесь, как он ведет себя с садике.
- Не давайте ребенку слишком дорогие игрушки, и если это произошло, и малыш не уследил за вещью, не будьте к нему слишком строги.
- Планируйте собственный график так, чтобы в первый месяц пребывания в садике, дошкольник не находился там до конца дня, и мог быстрее оказаться в привычных домашних условиях.
- Приучайте сына или дочь к общению с другими людьми. Ходите в гости или чаще бывайте на многолюдных детских площадках.
- Посещение детского сада допустимо лишь здоровыми детьми. Помните о профилактике ОРВИ и ОРЗ.
Если вы пришли к выводу, что малыш испытывает потребность в контактах со знакомыми взрослыми и не боится незнакомцев, то это хороший знак. Если он стремиться к самостоятельности, охотно вступает в игры, владеет некоторыми навыками самообслуживания, доброжелателен и открыт, то, вероятно, он уже готов к детскому садику.
Главные ошибки родителей
Многие родители допускают ошибки, мешающие адаптации к детскому саду. Итак, рассмотрим наиболее распространенные заблуждения:
«Чем раньше отдать ребенка в ясли (год-два), тем скорее он адаптируется
По возможности, лучше отказаться от яслей, если в них нет острой необходимости. Детям до трех лет (некоторым и дольше) важно чувствовать связь с семьей и желательно большую часть дня проводить в своем доме. В этот период особенно крепка его эмоциональная связь с матерью и отцом, она формирует в ребенке уверенность в себе, обеспечивает чувством безопасности. Также многие физиологические и психологические потребности может «закрыть» лишь мать или отец. Замечено, что дети, пребывавшие в раннем возрасте не в яслях, а с мамой, более эмоционально устойчивы.
Специалисты, занимающиеся дошкольным развитием, пришли к выводу, что в последние годы у дошкольников зачастую наблюдаются трудности в развитии, поэтому в раннем возрасте лучше пребывать под наблюдением и заботой матери. Это не исключает совместного посещения игровых занятий для раннего развития, что станет первым шагом к социализации.
«Трехлетний ребенок может весь день находится в садике»
Детские садики в основном принимают детей с трехлетнего возраста. Однако не у каждого дошкольника в 3 года имеется такая готовность, в особенности, если речь идет о пребывание на полный день. Кому-то удается адаптироваться в три года, другим – в четыре, а третьи – и в пять нелегко переносят разлуку с мамой или папой. Адаптированный ребенок ходит в сад с желанием и прощается с мамой без плача и страданий.
Девочкам быстрее удается привыкнуть к новым людям и режиму, и им это проще дается в 3-4 года, чем мальчикам, которые адаптируются значительно медленней. Мальчики эмоционально сильнее привязаны к родителям, и тяжелее переживают разлуку даже на несколько часов. Ориентируйтесь на состояние малыша, анализируйте его.
«В садик нужно идти с осени»
Чаще детей приводят в сад в сентябре, но более благоприятное время для адаптации – конец весны и лето. В этот период обычно завершаются занятия познавательного цикла, дети больше гуляют, занимаются творчеством. Световой день становится длиннее, ярче и теплее. Пробуждение поутру проходит легче.
Осень сложно назвать удачным временем для адаптации. Первое время малышу важно наблюдать неспешность процессов, чтобы иметь возможность осмотреться вокруг, привыкнуть. Проще это сделать именно летом, когда в саду меньше детей, а воспитатели покончили с основными образовательными программами и больше времени уделяют ролевой игре.
Отметим прочие трудности, проявляющиеся весной:
- Малыш быстрее утомляется, ему сложнее сконцентрироваться.
- Наблюдается снижение эмоционального фона из-за недостатка солнечного света, мрачной погоды, раннего захода солнца.
«За недельку можно привыкнуть к садику»
Для некоторых детей это возможно, но далеко не для всех. Первый месяц желательно не оставлять ребенка на весь день. Одна-две недели – период привыкания для эмоционально устойчивого ребенка 5-6 лет или для того, кому уже доводилось посещать детский садик. Девочкам быстрее удается привыкнуть, мальчикам обычно нужно не менее месяца. Как уже упоминалось, первую неделю малышу желательно проводить время в саду до обеда, потом – до полдника, и лишь через месяц попробовать полное пребывание.
Случается, что ребенок сразу остается на полный день, не высказывая особых признаков беспокойства или неудобства, но через 1-2 месяца начинает проявляться психическое перенапряжение (навязчивые движения, тики, энурез, потеря аппетита, вирусные заболевания). Описанные факторы указывают на высокую нагрузку, оказавшуюся не по силам дошкольнику.
В каком возрасте отдавать ребенка в садик
Бытует мнение, что чем раньше отдать кроху в садик, тем проще ему будет там освоиться. Но это мнение ошибочно.
«Поступление в детский сад — серьезный стресс для ребенка, — комментирует детский психолог, кандидат психологических наук Ольга Архипова. — Особенно для малышей в возрасте одного, двух лет. В этом возрасте между ребенком и мамой существует сильная эмоциональная связь. При этом потребности в общении с другими детьми пока нет».
По словам специалиста, самое неблагоприятное время для знакомства с садиком — один год. В это время адаптация ребенка к условиям детского сада проходит тяжелее всего. Малыш не только сильно переживает разлуку с мамой, но также боится незнакомых ему людей.
Схожие эмоции испытывают дети в возрасте полутора лет. Со стороны родителей будет ошибкой ждать, что веселый и беззаботный кроха спокойно войдет в детский коллектив и там мгновенно переключится на общение со сверстниками и взрослыми. На практике все происходит иначе. Резкая перемена привычного образа жизни становится серьезным испытанием для нервной системы малыша.
В два года кроха уже не так сильно боится посторонних, а его привязанность к маме постепенно уменьшается. Но это не значит, что адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе пройдет без проблем. Далеко не все детки в два года морально и физически готовы идти в ясли, а значит, процесс привыкания к новым условиям может затянуться.
«Самый благоприятный возраст для поступления ребенка в детский сад — три года», — отмечает Ольга Архипова».
pixabay.com /
Адаптация ребенка к детскому саду: советы психолога
Обычно адаптация сопровождается стрессом, и родители могут помочь ребенку справиться с ним.
Итак, какие способы позволят это сделать?
- Попытайтесь понять, какие аспекты мешают комфортной адаптации. Зачатую проблема лежит на поверхности: достаточно спросить у ребенка напрямую. Бывает и так, что родителям приходится столкнуться с рядом скрытых сложностей. Если адаптация затянулась, необходимо проконсультироваться с психологом.
- Важно осознавать, какие эмоции могут появиться у ребенка в период адаптации, чтобы нейтрализовать отрицательные и усилить положительные. Среди отрицательных наиболее ярко выражаются: гнев, обида, страх. В числе положительных: любознательность, удовлетворение чувством самостоятельности.
- В первые недели желательно ограничить пребывания ребенка в саду тремя часами. Увеличивайте интервал неспешно. Всегда говорите ребенку, когда вы придете, чтобы он не ощущал себя покинутым. Не проявляйте беспокойство при прощании: оно передастся вдвойне. Будьте расслаблены, шутите.
- Позволяйте малышу брать в сад любимые игрушки. С их помощью он ощутит связь с домом. Может помочь еще одна хитрость: пусть в сад его отводит не мама или папа, а другой член семьи, к которому он не так сильно привязан. В таком случае первые минуты в группе пройдут не так болезненно, как после расставания с мамой.
- Переживайте вместе с малышом новый для него период. Спрашивайте о подробностях прошедшего дня. Вас должно интересовать все: с кем он играл, что узнал, что ему понравилось и чем он недоволен. Ребенку важно ощущать ваше внимание и поддержку. У него не должно возникнуть ощущения, что он предоставлен сам себе.
- Незадолго до сна поговорите с ребенком о планах на завтра. Напомните о том, что завтра он вновь пойдет в сад, подбодрите его, дайте задание поиграть с какой-то детсадовской игрушкой или дайте другое «задание», которое ему следует выполнить в саду.
Рекомендации для родителей как облегчить расставание с малышом
Информация для родителей про адаптацию к детскому саду часто располагается на стендах в раздевалке и выдается в виде памяток и буклетов. Будет хорошо, если родители подготовятся и настроят ребенка на новые условия жизни задолго до того, как он окажется на пороге группы.
Необходимые действия
- Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя малыша с кем-либо из других взрослых, производить одно и то же действие, чтобы ребенок его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой в раздевалке ДОУ.
- Примерно за полгода до того, как пойти в сад, начать привлекать к общению с ребенком других взрослых, чтобы у него появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.
- Постепенно оставлять малыша одного в комнате, пока мама находится вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.
- Стараться формировать положительную самооценку и представления крохи о себе: говорить ему, какой он умный, самостоятельный, веселый и общительный. При этом необходимо избегать высказываний о том, что ребенок нелюдимый, капризный или сердитый.
Ненужные действия
- Никогда не уходить от ребенка в тот момент, когда он отвлекся. В этой ситуации он сильно пугается, что мама исчезла неизвестно куда. В следующий раз он будет всеми силами стараться не отпустить маму от себя ни на шаг.
- Не пытаться оставить ребенка одного дома, отправившись даже в магазин, располагающийся в соседнем доме. Во-первых, это повысит у малыша уровень тревожности, а во-вторых, он и за несколько минут может попасть в опасность в собственной квартире.
- Не нужно каждый раз после расставания покупать малышу вкусное или игрушки: если у него закрепится понимание, что после разлуки его ждет что-то материальное, подобные покупки придется делать каждый день, когда ребенок пойдет в детский сад.