- Что такое чувство ответственности
- Чувство вины: всегда деструктивно?
- Исключают ли друг друга вина и ответственность
- Чувство стыда
В одной из предыдущих статей мы затронули тему того, что такое чувство навязанной вины. А в этом материале предлагаем поговорить о соотношении чувств вины, ответственности и стыда. Так, существует точка зрения, что чувство вины априори деструктивно (то есть любая вина равна вине навязанной – такой, какая разбирается в предыдущем материале). Согласно этой теории, у взрослых самодостаточных личностей такого чувства нет: для них характерна лишь ответственность. Другие же придерживаются иного мнения (и нам оно ближе): что вина и ответственность – разные чувства, при этом вина также может быть конструктивной. Предлагаем вам принять решение самостоятельно, основываясь на представленном ниже материале.
Что такое чувство ответственности
Говоря в общем, чувство ответственности – это осознание того, что нам под силу взять на себя какое-либо обязательство и выполнить дело как минимум на удовлетворительном уровне. Также чувство ответственности включает в себя а) осознание последствий выполнения/невыполнения задачи; б) готовность ответить за результат – как положительный, так и отрицательный. Под делом/задачей здесь понимаются обязательства перед другими людьми и перед самим собой (в личной жизни, в работе/учебе и во всех других ситуациях).
В отличие от вины и стыда, чувство ответственности появляется еще до того, как мы столкнулись с какими-то проблемами
.
В норме оно «включается», когда мы только собираемся взять или уже берем на себя какую-либо задачу. Есть у него и еще несколько важных отличий от двух других, рассматриваемых в статье:
- вина и стыд всегда негативны, тогда как ответственность изначально НЕ негативна
и может быть также нейтральной и позитивной; - у чувства ответственности есть более или менее четкие сроки
: когда оно появляется и когда уходит. О времени начала мы уже сказали выше. А заканчивается оно обычно тогда, когда дело можно считать сделанным; - при возникновении проблем чувство ответственности «заставляет» нас предпринимать различные действия по исправлению ситуации
.
Рассмотрим этот пункт подробнее. Именно здесь ярче всего проявляется готовность ответить за результат: если мы совершили ошибку, мы призна
ем ее и будем исправлять. А в идеале – еще и извлечем необходимые уроки, чтобы подобное больше не повторялись.
Из всего сказанного выше вытекает то, что ответственность – конструктивное чувство
: она связана с активной деятельностью, принятием себя, своих возможностей, анализом результатов.
Конечно, к конструктиву не относится гиперответственность. Как и всякая излишне выраженная черта, она как минимум мешает и может привести к различным проблемам. Мы вернемся к этому вопросу в наших следующих статьях.
Перфекционизм — где грань между нормой и патологией?
Хорошо ли быть перфекционистом? В более умеренных вариантах перфекционизм может иметь большие преимущества и рассматриваться как адаптивная черта, которая помогает нам выжить и хорошо выполнять повседневные задачи.
Самое крайнее проявление перфекционизма может вызвать значительный личный дискомфорт, трудности на рабочем месте и в обществе, а также привести к различным психологическим проблемам.
Клинический перфекционизм заключается в стремлении соответствовать высоким личным стандартам, несмотря на негативные последствия, и полагаться на самоопределение/самооценку для их достижения. Самое крайнее проявление перфекционизма (клинический перфекционизм) может вызвать значительный личный дискомфорт, трудности на рабочем месте и в обществе, а также привести к различным психологическим проблемам.
Вдоль этих линий, перфекционизм может вызвать бессонницу, подавленное настроение и тревожность в более или менее преходящее способом, но это также было отмечено , что это может быть фактором риска и поддержание ряда расстройств , таких как депрессия, компульсивные расстройства, ипохондрия и различные проявления клинической тревоги.
И в настоящее время научных исследований проверки на когнитивно-поведенческом в качестве лечения первого выбора, ведущего к уменьшению дискомфорта, вызванного клиническим перфекционизмом и вытекающими из него симптомами (например, тревогой, депрессией, навязчивой идеей, принуждением и др.).
Можно ли исправить перфекционизм? Когнитивно-поведенческая терапия описана в качестве эффективного лечения для уменьшения клинических и перфекционизм симптомов.
Важно, чтобы, если человек видит, что он может соответствовать критериям высокого перфекционизма и что они вызывают дискомфорт или некоторые из проблем, которые мы здесь раскрываем (тревога, депрессия, одержимость и другие), он консультировался, чтобы иметь возможность правильной оценки, диагностики и лечения.
Чувство вины: всегда деструктивно?
Как мы сказали, существует точка зрения, что чувство вины всегда деструктивно и что взрослым, психологически зрелым и органичным личностям оно не свойственно. Однако, на наш взгляд, во-первых, вина и ответственность не исключают друг друга, во-вторых, вина также бывает разной.
В целом чувство вины – это внутренняя негативная оценка своих поступков, осознание, что мы нарушили некие принятые нами долженствования, принципы, установки
. В большинстве случаев это чувство относится к чему-то уже совершенному, но возможно – и к чему-то, что будет сделано или не сделано в будущем. Например, вы что-то пообещали, но точно знаете,
что не выполните. Поэтому час Х еще не наступил, но вас уже мучает вина.
Впрочем, главная особенность этого чувства не «время начала», а довольно расплывчатый «срок окончания»
. Скажем, друг уже давно простил вас за сломанную вещь, а вы все еще терзаетесь. Такая долговременность, особенно если чувство сильное и мешающее, может очень сильно ударить по самооценке, вере в себя и пр. Подобную вину, конечно, не стоит рассматривать как конструктивное чувство.
Еще одна черта вины: фактически она не требует от нас каких-либо действий
. Как мы говорили выше, ответственность подразумевает активную работу по исправлению ошибок, вина же «по умолчанию» не включает такую функцию (а по мнению тех, кто считает, что она всегда деструктивна, – никогда не включает). Формально это чувство заставляет просить прощения, но не исправлять содеянное.
Впрочем, на наш взгляд, с виной не все так плохо. Порой именно она подстегивает к работе над ошибками, останавливает от совершения непродуманных поступков, учит отделять плохое от хорошего
. Все дело в том, какую вину вы испытываете, и в степени этого чувства. И тут мы перейдем к наиболее противоречивому вопросу: вина vs. ответственность.
Как научить ребенка ответственности в учебе
Конечно, было бы здорово, если учёба является личным делом и ответственностью ребёнка. Однако существует риск того, что пущенный на самотёк образовательный процесс приведёт к тому, что школьник перестанет учиться / будет получать одни неуды / станет постоянно забывать портфель, учебники / начнёт опаздывать на первые уроки…
Чтобы этого не произошло, необходимо здраво оценивать возможности ребёнка и найти для него золотую середину ответственного поведения в учёбе. То есть не нужно впадать в крайности. Во-первых, переоценивать возможности школьника, думая, что в 10 лет он уже способен отслеживать свои успехи и планировать свою деятельность. Во-вторых, предъявлять излишние требования к подростку, когда полный контроль сводит на нет все усилия по воспитанию ответственности.
Фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4144696/
Чтобы результаты вас не разочаровали, следует помнить о нескольких важных аспектах.
- Возрастные особенности. Возраст – не просто цифры и количество отмеченных дней рождения, а объективный фактор. К примеру, некоторые участки коры больших полушарий мозга окончательно формируются к 13 годам. Это относится к лобным долям, которые отвечают за составление планов, прогнозов, контролирование своей деятельности.
- Пошаговый процесс. Любой навык развивается поэтапно. Сначала за ребёнка всё делает родитель, затем ребёнок делает что-то вместе с родителем, а только потом – выполняет самостоятельно. Это относится и к учёбе, когда на определённых этапах нужен родительский контроль.
- Организация процесса. Взрослый опытнее ребёнка, а значит, именно он должен помочь в освоении навыка школьнику. Чтобы воспитать ответственность к учёбе, нужно правильно организовать весь процесс. Например, составить перечень вещей, которые нужны к каждому уроку, распределить время на домашние задания и т.д.
Любую задачу, проблему нужно решать, исходя из детского опыта. Если ребёнок сам может решать уроки, мириться с одноклассниками, не стоит вмешиваться. Если же опыта решения проблемы нет, нужно помочь школьнику на первых этапах, а потом – отступить в сторону и позволить сделать всё самому.
Исключают ли друг друга вина и ответственность
Наверное, в идеальном мире у людей действительно чувства вины нет, а есть только чувство ответственности – они оценивают свои возможности, берут на себя обязательства и выполняют их. Однако в жизни даже самый ответственный и усердный человек совершает ошибки и, несмотря на то что он способен нести ответ за свои действия, это не значит, что его не беспокоит чувство вины. Например, вы случайно разбили древнюю китайскую вазу своего лучшего друга. Вы можете взять на себя ответственность за данный поступок – компенсировать поломку (например, отдать деньги или поискать другую вазу). И это не исключает чувства вины за произошедшее.
Поэтому очень важно понимать перед кем вы испытываете вину, в какой степени и как долго
. В прошлой статье мы разобрали навязанное чувство вины, которое в нас культивируется извне (обычно родителями).
Оно заставляет испытывать значительные моральные терзания, не соответствующие масштабу проблемы или вообще не имеющие достаточных оснований. Повторимся, что такая вина приводит к сниженной самооценке, отсутствию стремлений и целей в жизни и к целому ряду других неприятных следствий. Люди, для которых характерно это чувство, легко становятся жертвами манипуляторов. Ничего позитивного и конструктивного здесь, конечно, нет.
Однако если чувство вины возникает у вас по объективным причинам и не столько заставляет бесцельно мучиться, сколько толкает к действиям, – пользуйтесь им
. Иными словами, концентрируйтесь не на том, что надо было бы сделать, а на том, что можно сделать сейчас. Не думайте о себе в духе «У меня никогда ничего не получается», «Вечно я ошибаюсь». Вместо этого анализируйте, что вы можете сделать сейчас и в будущем, чтобы такого не повторялось.
Кроме того, это чувство может предостеречь вас от чего-то, о чем вы можете пожалеть в будущем, поможет взглянуть на мир глазами других людей, посочувствовать им. Размышляя над неким спорным действием, вы сможете задать себе вопрос: не будете ли вы впоследствии испытывать вину? При этом не стоит думать, что если шанс на это чувство есть, нужно сразу отказываться от своих планов. Если человек действительно важен для вас, возможно, сначала стоит продумать, можете ли вы как-то сами исправить последствия своего выбора.
Когда начинать развивать ответственность у ребёнка
Маленькие дети инфантильны по своей природе и не умеют быть ответственными. До трёхлетнего возраста малыши вообще не оценивают последствия своих действий. Да, ребёнок говорит маме: «Я сам», но это не означает, что он осознаёт конечные результаты своего поступка. Но это желание делать всё самому и формирует самостоятельность, которая, как мы знаем, является основой ответственности.
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети становятся более самостоятельными и начинают принимать осознанные решения. Конечно, инфантильность ещё никуда не пропала, поэтому сложно требовать от семилетнего школьника качественной уборки или ответственного подхода к выполнению домашнего задания. Как научить ребенка ответственности в 8 лет? Только давая поручения и разрешая ошибаться.
Следует понимать, что каждый ребёнок является индивидуальностью. Даже если вы будете всё правильно делать, это не значит, что в подростковом возрасте ваш сын или дочь станет максимально ответственным человеком. Многое зависит от темперамента, уровня интеллекта, социального окружения. Но воспитывать самостоятельность нужно, и мы расскажем, как это можно сделать, на конкретных примерах.
Чувство стыда
Стыд часто сопутствует вине. Хотя конкретное определение стыда у специалистов разнится, примем, что чувство
вины человек испытывает перед самим собой, а стыд – скорее перед другими. То есть вина отражает то, как мы сами оцениваем свои поступки, а
стыд – это реакция на то, как, на наш взгляд, другие оценивают наши действия и нас в целом
. Мы как бы смотрим на себя чужими глазами, и нам не нравится то, что мы видим. Важно учитывать, что это
наше личное, субъективное представление о мнении других людей
, которое может и не иметь ничего общего с действительностью. Например, нам может быть стыдно перед кем-то за что-то, хотя этот кто-то даже не обратил на наш проступок никакого внимания. И напротив – человек может не чувствовать стыда, хотя важные для него люди не одобряют его поведение.
Признаки перфекционизма
Перфекционисты стремятся поддерживать «высокие стандарты Дон Кихота». Они думают, что хорошего никогда не бывает. Таким образом, они попадают в бесконечный цикл перенапряжения.
Но почему возникает этот поиск? Перфекционисты, как правило, имеют низкую самооценку, они ценят не то, что они есть, а то, что делают и имеют. Поскольку они не одобряют себя, они ищут одобрениядругих.
Перфекционисты находятся в бесконечном цикле перенапряжения.
Совершенства не существует, поэтому тот, кто его ищет, испытает чувство разочарования. Следовательно, если мы примем во внимание, что депрессия приводит к чувству потери, гнева, печали и разочарования, которые мешают повседневной жизни,то сделаем вывод, что оба эти чувства могут быть связаны.
Это некоторые черты перфекционизма, которые, наряду с другими, могут маскировать депрессию:
- Постоянная самокритика.
То, что дела идут не так, как ожидает перфекционист, может вызвать цикл аргументов против него самого. Если кто-то критикует и не принимает его мнение как верное, то он склонен «тонуть». Эти мысли могут даже привести к чувству отвергнутости другими.
- Невозможность прекращения проектов.
Для перфекционистов отключиться от работы — задача невыполнимая. Это происходит потому, что они никогда не считают задачи действительными. Они всегда «на крючке», что заставляет их гореть вместе с ним (задачами). Что может привести к депрессии.
В этих случаях важно преобразовать требование, которому они предъявляются по преимуществу. Избегать навязывания себе, выполнять задачу плавно и даже, если возможно, получать от нее удовольствие. Таким образом, не возникают неприятные эмоции и они направлены на благополучие.
- Старание быть идеальным в социальном плане.
Тот, кто пытается быть идеальным для других, сталкивается с двойной проблемой. Это люди, которые истощаются именно из-за того, что все время борются против самих себя. Потому что невозможно не ошибиться.
Этот тип практики ежедневно проявляется в социальных сетях, посредством демонстрации жизни, далекой от реальности.
Это люди, которые создают химеру, которая подстраивается под их жизненные параметры. Они склонны лгать, им трудно признать, что они делают что-то не идеально. Это может привести к серьезным дискуссиям и конфликтам с другими, например, с коллегами или семьей.
- Трудности решения проблем.
В сложных ситуациях перфекционист старается их избегать. Часто они используют стратегии побега, такие как прекращение отношений или работы, когда возникают трудности. Часто это сопровождается «триадой депрессии»: «моя роковая жизнь», моя семья не любит меня», «так будет и дальше, я не могу это изменить».
Следовательно, отказ от решения проблем — обычная практика для перфекционистов.
Хотя этот вариант, кажется, устраняет проблему, но он имеет тенденцию накапливать их и усиливать чувство неудовлетворенности и разочарования.
- Необходимость доминировать над ситуацией.
Для перфекционистов держать все под контролем — это не синоним измерения времени и возможностей, а навязчивая идея, потому что все буквально соответствует их сценарию. Перфекционисты пытаются спланировать все до кончиков пальцев. Это что-то нереальное, они требуют от себя большего, чем могут дать.
В их мышлении преобладает цель, и они не оставляют места ни для чего другого. Есть люди, которые не говорят в чужой стране, потому что они верят, что пока они не овладеют языком в совершенстве, они не должны этого делать. Это создает ситуацию изоляции, которая заставляет проводить неприятное время в одиночестве.
- Чрезмерное чувство ответственности.
Тот, кто живет, пытаясь быть идеальным, и ничто не ускользает от их контроля, в конечном итоге истощает физически и морально.
Для тех, кто руководствуется перфекционизмом, главными словами являются долг, честь и верность.
Высокое чувство ответственности не позволяет им отказываться от предложений друзей, семьи и коллег. По этой причине они всегда заняты, и во многих случаях их обязанности превышают реальное время их выполнения. Они могут выгорать, страдать от хронического стресса и истощения , они не заботятся о себе. Если человек находится на грани депрессии или погружен в нее, причина, которая заставляет его обременять себя задачами, заключается в том, чтобы избежать неприятных ситуаций.
Материальная ответственность работника
Работник отвечает за ущерб:
— имуществу работодателя, на котором работает: онлайн-касса в кафе, рабочий ноутбук;
— имуществу клиентов работодателя: блейзер Gosha Rubchinskiy, который принесли в ателье подшить.
Беречь материальные вещи — это очевидно. Но работник таким же образом отвечает за программы на компьютере и чужие авторские права.
Работник установил пиратский Фотошоп. Это вскрылось, и работодатель заплатил компенсацию правообладателю. Теперь работник отвечает за ущерб работодателю.
Работник оплачивает ущерб
Если работник виноват в порче, он возмещает прямой действительный ущерб по ст. 233, 238 ТК РФ.
Прямой действительный ущерб — сколько денег предприниматель реально потерял. Работник платит только за него. За упущенную выгоду наёмные сотрудники не отвечают.
Швея испортила блейзер и ателье заплатило клиенту 82 000 ₽. Это прямой действительный ущерб, его работник возмещает.
Клиент каждый месяц подгонял в ателье новую вещь. После испорченного блейзера сказал, больше не придёт. Для ателье это упущенная выгода и проблема предпринимателя.
Когда работник не платит
Если причина ущерба в неверных указаниях, неисправном оборудовании или форс-мажоре, с работника снимается ответственность. Это правило из ст. 239 ТК РФ.
Блейзер поцарапала игла в швейной машинке. Машинку принёс директор ателье, сказал, она в норме. Платить за вещь клиента швея не обязана.
Взыскание с сотрудника — право, но не обязанность предпринимателя по ст. 240 ТК РФ. Налоговая не накажет за прощение долга человеку.
Сколько можно удержать из зарплаты
Общее правило такое. При любой сумме ущерба работник платит в пределах среднего месячного заработка — ст. 241 ТК РФ.
Средний заработок швеи 20 000 ₽. Швея заплатит только эти деньги.
Если работник согласен, он отдаёт всю сумму сразу. Нет возможности — работодатель вычитает из зарплаты, но не больше 20 % в месяц — ст. 138 ТК РФ.
Посмотрите нашу пошаговую инструкцию по взысканию ущерба с работника.
Исключение — полная материальная ответственность сотрудника из ст. 242, 243 ТК РФ. Это когда работник обязан заплатить всю сумму ущерба, а потолка нет.
Полная материальная ответственность бывает в случаях, когда работник:
— Работает с деньгами или товаром и оформлен договор о полной материальной ответственности. С кем можно так сделать, написано в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Такие договоры — отдельная тема, о ней расскажем в будущем;
— Деньги, товар или вещи клиента дали по доверенности;
— Сломал вещь умышленно, был пьян или нагло украл;
— Ущерб причинён не в рабочее время.
Если возник спор с работником
Споры про материальную ответственность решает суд. Срок обращения — один год со дня обнаружения ущерба по ст. 392 ТК РФ. Не упустите.
Правильные и неправильные вопросы
В сфере обслуживания
Неправильные | QBQ |
Когда же служба доставки начнет отправлять заказы вовремя? | Как мне помочь им? |
Почему у клиента такие завышенные ожидания? | |
Когда уже отдел продаж научится все делать правильно с первого раза? |
В сфере менеджмента
Неправильные | QBQ |
Почему молодое поколение не хочет работать? | Как мне стать более эффективным наставником? |
Когда мы найдем хороший персонал? | Каким образом я могу лучше понять каждого подчиненного? |
Почему у них нет никакой мотивации? | Как создать более сильную команду? |
Для руководителей
Неправильные | QBQ |
Кто допустил оплошность? | Как мне стать хорошим лидером? |
Когда уже они усвоят стратегию? | Каким образом показать, что мне небезразлично? |
Кто еще будет беспокоиться так, как я? | Как научиться общаться эффективнее? |
Для подчиненных
Неправильные | QBQ |
Почему на нас обрушились все эти перемены? | Каким образом я могу повысить свою продуктивность? |
Когда же меня научат этому? | |
Почему я мало зарабатываю? | Как адаптироваться к меняющимся условиям? |
Кто мне четко объяснит мои задачи? | |
Когда уже менеджмент начнет действовать согласованно? | Каким образом развивать себя? Как повысить свою заинтересованность? |
Кто разработает для нас стратегию? |
Почему мы боимся ответственности
Страх ответственности связан с глубоко укоренившимся чувством неуверенности в собственных возможностях. Проблема не только в боязни конкретных обязательств. Часто человек попросту не считает себя способным, взяв на себя эти обязательства, достичь положительных результатов и не потерпеть неудачу.
Ольга Безбородова
практикующий психолог, системный терапевт, специалист «Центра консультирования и системных решений»
Страх ответственности вырастает из низкой самооценки, неуверенности в своих силах, сомнений в своих возможностях. Что, в свою очередь, может возникать из-за нехватки опыта принятия решений.
Гипенгиофобия также связана с неспособностью или нежеланием действовать в условиях неопределённости. Наша жизнь непредсказуема, но многие по-прежнему пытаются сохранить полный контроль над тем, что с ними происходит. Представьте себе ситуацию, когда на такого человека обрушивается вся эта неопределённость и он вдруг осознаёт, что единственный выход — приспособиться к меняющимся обстоятельствам.