Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка


Понятие одаренности

Определение 1
Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).

Определение 2

Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.

В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Определение 3

Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.

Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка.

Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными:

«Каждый ребенок является одаренным от рождения»

«Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко»

Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения.

Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям. Детей, имеющих одаренности необходимо искать, с целью их дальнейшего развития, осуществляемого в специально организованных условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Понятие одаренности в педагогике 400 ₽ Реферат Понятие одаренности в педагогике 240 ₽ Контрольная работа Понятие одаренности в педагогике 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Система работы с одаренными детьми

Государственная система работы с одаренными детьми включает в себя несколько уровней. Основой этой системы является школа, которая охватывает максимально широкий круг детей. На уровне школы необходимым условием является наличие у учителей навыков распознавания одаренности своих учеников и создания для них оптимальных условий в плане обучения и взаимоотношений со сверстниками. И, при необходимости, показать пути обращения во внешкольные учреждения, работающие с одаренными детьми; также желательно, чтобы школа позволяла вести обучение по гибким программам, позволяющим получить дополнительные знания тем ученикам, которые в этом нуждаются, что является большой редкостью. Школы в крупных городах имеют больше возможностей для организации специального обучения одаренных детей, чем, например, школы в сельской местности, хотя это и не часто так. Поэтому школы-интернаты для одаренных детей могут быть рекомендованы для особо одаренных детей из сельской местности.

В целом, как показывает практика, в 90% традиционного школьного преподавания доминирует монолог учителя, призванный передать ученикам готовые знания. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, его функции в основном ограничиваются воспроизведением темы. Учителя не обращают внимания на содержание заданий, характер и форму вопросов и их место в системе обучения. В большинстве случаев в них используются задания репродуктивного характера, ориентированные на однозначные ответы и не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Поэтому система дополнительного образования играет важную роль в развитии одаренного ребенка. Соответственно, формируется следующий уровень каникулярных центров для одаренных детей, которые говорят на разных языках и способны дать сильный толчок интеллектуальному развитию ребенка, чтобы выработать мотивацию к уходу даже во время учебного года. Наиболее известными в Европе являются центры летнего отдыха для одаренных детей международной школы Cadmus в Великобритании и международный центр отдыха французской ассоциации ALREP.

Внеклассные клубы, студии и творческие мастерские предоставляют возможности для реализации интересов, выходящих за рамки учебной программы.

На особом уровне находится работа, связанная с ранней профессионализацией одаренных детей. Речь идет о тех детях, которые проявили способности в определенной области в очень раннем возрасте и прошли обучение в этой области.

Общественные объединения играют значительную роль в организации системной работы с одаренными детьми. Они дополняют государственные структуры, отражая более широкий спектр мнений по проблемам обучения одаренных детей.

Работа с одаренными детьми — один из способов конкретной реализации права человека на индивидуальность. В целом, массовое образование является одним из важнейших институтов современного общества. По своей природе это образование обязано заботиться в первую очередь о большинстве студентов. Однако школа, ориентированная на средний уровень, оказывается плохо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

К сожалению, гораздо меньше сделано для детей, которые по разным показателям превышают возрастную норму. Однако именно высокоодаренные люди могут внести наибольший вклад в развитие общества, и растрата таланта — недопустимая ошибка для развития государства.

И поэтому законом и обязанностями работы с одаренными детьми принята система дополнительного образования. Термин «дополнительное образование» может быть связан с количеством новых. Первоначально педагогические явления, связанные с этими проблемами, назывались другими терминами: «внеклассная», «внешкольная», «внеурочная», «внеклассная работа». Но, несмотря на относительную новизну этого термина, можно с большой долей уверенности сказать, что он устарел, поскольку еще не успел как следует укрепиться в учебной литературе и в общественном сознании. Это связано с высокой динамикой изменений в сфере домашнего образования.

Очевидно, что в последние годы система дополнительного образования превратилась из «надстройки» к основному образованию, которой фактически являлась ее предшественница — система внеклассных и внешкольных занятий, в ведущий фактор формирования «образовательной личности» человека.

Дополнительное образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и формирующей образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ, в интересах человеческого общества.

Признаки одаренности

Первые признаки одаренности проявляются у ребенка в период дошкольного детства. Их выявление осуществляется посредством наблюдения за характером деятельности ребенка. Основными аспектами ведущих признаков одаренного поведения являются мотивационный и инструментальный:

  • Инструментальный – определяет характер способов деятельности.
  • Мотивационный – определяет характер отношений ребенка к окружающей действительности и собственной деятельности.

Основные признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка:

  1. Быстрое освоение способов и приемов выполнения того или иного вида деятельность, её успешное выполнение.
  2. Изобретение и применение новых более эффективных способов и приёмов деятельности, для разрешения необходимых жизненных ситуаций.
  3. Глубокое овладение предметов, на основании чего выдвижение новых целей деятельности, направленных на новое видение ситуации и ее последующее успешное разрешение.

Для ребенка, действительно имеющего одаренности, характерным является именно третий признак поведения.

Определение 4

Новаторство – это, своего рода, выход за рамки требований осуществляемой деятельности, позволяющий ребенку открывать новые закономерности и приемы.

Основные признаки мотивационного аспекта одаренного поведения:

  1. Высокая чувственная избирательность к некоторым сторонам предметной действительности (звуки, запахи, цвет, растения и т.д.), и некоторым формам своей деятельности (физическая, познавательная, художественная и т.д.).
  2. Высокие познавательные потребности, проявляющиеся в повышенной любознательность, а также стремлении выходить за рамки исходных требований учебно-познавательной деятельности.
  3. Высокий интерес к определенным видам или сферам деятельность, увлеченность конкретным предметом, погруженность в выполнение какого-либо дела. Данный интерес проявляется в усидчивости, упорстве, трудолюбии, предпочтении противоречивой, парадоксальной и нестандартной научной информации, непринятие и отвержение шаблонов и стандартов.
  4. Повышенная требовательность к результатам своего труда, стремление ставить сверхсложные цели и настойчивость в их достижение, склонность к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.

Педагог и одаренный ребенок

Мы рассмотрели все виды одаренности. Работа с одаренными детьми также требует внимания, поскольку эти ребята уникальные и требуют особого отношения к себе. Итак, есть целый список форм работы с ними:

  • Педагог должен организовывать творческие мастерские для развития таланта детей.
  • Обязательны в практике отдельные групповые занятия, на которые приходят самые сильные дети из параллельных классов.
  • Педагог обязан проводить дополнительные факультативы по тем предметам, которые даются одаренным детям особенно легко.
  • В школе должны быть организованы кружки по интересам, где дети могли бы свободно реализовать свой потенциал.
  • Вместе с ребенком учитель должен заниматься исследовательской деятельностью.
  • Для разнообразия жизни детей, а также для повышения уровня их мотивации проводятся различные конкурсы, эстафеты, соревнования.
  • Одаренные дети должны принимать участие в различных олимпиадах и конференциях.
  • Если у ребенка действительно наблюдаются высокие достижения в определенной области знаний, то имеет смысл разработать для него индивидуальный план работы, по которому он будет работать совместно с педагогом.
  • Если в школе были выявлены действительно талантливые дети, то организовывается совместная работа с вузами определенной направленности. Это нужно для того, чтобы этот ребенок мог двигаться дальше, достигать еще больших высот и впоследствии имел возможность получить не только хорошее высшее образование, но и достойную работу.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

1. Из какого языка пришло слово “вундеркинд”? а) английский б) немецкий в) французский г) итальянский

2. Что означает слово “вундеркинд ? а) чудо-ребенок б) умный в) гениальный г) одаренный 3. Кто, объясняя достижения выдающихся художников, поэтов писал “не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одаренности”? а) Платон б) Демокрит в) Пифагор г) Аристотель 4. Из какого языка пришел термин гений (“дух”)? а) латинский б) немецкий в) греческий г) испанский 5. Что в переводе означает термин “талант” (от греч. talanton) ? а) образование б) воспитание в) крупная мера золота г) одежда 6. Кем был предложен термин “чистая доска”? а) Дж. Локк б) Д.Дидро в) Гельвеций г) Г.Лейбниц 7. Автором какого трактата является И.Кант? а) ― О гении б) ― Наследственность таланта: ее законы и последствия в) ― Парадокс об актере г) ― О составных элементах художественно мыслящего ума 8. Кто не разделял концепцию Ф.Гальтона о генетически детерминированного и фиксированного интеллекта? а) А.Бине б) Л.Термен в) Р.Кеттелл г) Дж.Равен 9. Какое понятие ввел в психологию ученый Д.Хебб ? а) генотипический интеллект б) коэффициент интеллекта в) умственные способности г) социальный интеллект 10. На рубеже каких веков в рамках ассоциативной психологии появился функциональный подход к одаренности? а) 19-20 веков б) 18-19 веков в) 17-18 веков г) 16-17 веков 11. В чем заслуга известного русского ученого Г.И.Россолимо? а) ввел понятие одаренности б) создал методики диагностики интеллектульной одаренности в) описал гениальность как феномен г) дал определение коэффициенту интеллектуальности 12. «Одаренность является уровнем и одновременно типом реагирования индивида на требования жизни». Кто высказал это мнение? а) В.Штерн б) Э.Клапаред в) В.Лоуэнфельд г) Дж.Рензули 13. До какого времени одаренность определяли исключительно по тестам интеллекта? а) до нач. 19 века б) до нач. 20 века в) до сер. 19 века г) до сер. 20 века 14. Модель структуры интеллекта Дж.Гилфрда предлагает по шутливому утверждению автора около ____ способов быть умным. а) 120 б) 110 в) 130 г) 140 15. Кто из специалистов, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных авторов к проблеме соотношения интеллекта и креативности, выделяет 3 основных позиции? а) А.М.Матюшкин б) К.Д.Бирюков в) В.Н.Дружинин г) М.А.Холодная 16. “Одаренные дети создаются не хорошей школой; очевидно, что этот процесс имеет принципиально иную технику” Кто высказал данное мнение? а) В.Штерн б) Э.Клапаред в) В.Лоуэнфельд г) Дж.Рензули 17. Какой советский ученый считает, что в составе высших психических функций человека нет и не может быть ничего врожденного, генетически наследуемого, психика человека является результатом воспитания в широком смысле этого слова? а) Э.В.Ильенков б) К.Д.Бирюков в) В.Н.Дружинин г) М.А.Холодная 18. Кто является автором культурно-исторической теории развития высших психических функций? а) Л.С.Выготский б) А.Н.Леонтьев в) С.Л.Рубинштейн г) Б.М.Теплов 19. Сторонники какой теории считали, что развитие, рассматриваемое как переход индивидуума на более высокую ступень, есть результат биологического созревания организма и его взаимодействия со средой? а)- вероятностная теория б)- эволюционная теория в)- революционная теория г)- основной биологический закон 20. В ходе изучения биографии 400 выдающихся людей было установлено, что __ % из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни? а) 50% б) 40% в) 60% г) 65% 21. Какой известный специалист в области изучения детской одаренности утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необыкновенные способности видны не сразу? а) Н.С.Лейтес б) А.Н.Леонтьев в) С.Л.Рубинштейн г) Б.М.Теплов 22. Кому принадлежит высказывание “Познание начинается с удивления”? а) Платон б) Сократ в) Демокрит г) Аристотель 23. Кто произнес слова: “Все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует”? а) С.Л.Рубинштей б) Л.С.Выготский в) А.Н.Леонтьев г) Б.М.Теплов 24. Кто ввел в психологию понятие “познавательная самодеятельность”? а) Д.Б.Богоявленская б) З.И.Калмыкова в) А.М.Матюшкин г) К.Дункер 25. Кем были предложены термины “дивергентное мышление” и “дивергентные задачи” ? а) Д.Гилфорд б) А. Бине в) Р.Кеттелл г) Дж.Равен 26. Что специалисты С.Кейплан, Д.Сиск, П.Торренс рассматиривали в качестве основной особенности мышления творчески одаренного человека? а) оригинальное мышление б) легкость генерирования идей (продуктивное мышление) в) гибкость мышления г) склонность к задачам дивергентного типа 27. «Способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях.» Кому принадлежат эти слова? а) А.М.Матюшкин б) З.И.Калмыкова в) А.М.Матюшкин г) К.Дункер 28. Кто внес значительный вклад в разработку проблем самоактуализации? а) А.Маслоу б) Бине в) Р.Кеттелл г) Дж.Равен 29. Назовите фамилию ученого, который писал: “Школа мало использует их возможности, почти не проявляет заботы об их дальнейшем росте? а) Н.С.Лейтес б) А.М.Матюшкин б) З.И.Калмыкова в) А.М.Матюшкин 30. «Одаренные дети, так же как и их «нормальные» сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках». Кому принадлежат данные мысли? а) Ж.Пиаже б) Бине в) Р.Кеттелл г) Дж.Равен 31. Кто является автором “концепции эгоцентризма”? а) Ж.Пиаже б) Д.Сиск в) Бине г) К.Тэкэкс 32. До скольки лет, по мнению Т.Ханта, разработка теста для «выявления способности иметь дело с людьми» развивает социальный интеллект? а) 17-18 б) 15-16 в) 16-17 г) 18-19 33. Кому принадлужит следующее высказывание: «… следует различать предвидение будущего масштаба свершений и оценку качественных особенностей дарования?» а) К.Тейлор б) Б.М.Теплов в) Т.Хант г) Бине 34. Кто из ученых на основании исследований сделал вывод о том, что половину всех одаренных детей,выявленных в начальной школе, составляют девочки? а) Б.Кларк б) Л.Холлингуорт в) Л.Термен г) Р.Стернберг 35. В каком году Дж.Мейкер (США) было проведено исследование, в результате которого было обнаружено, что дети с разными видами зифических недостатков, имеют выраженные особенности в когнитивном развитии? а) 1971 б) 1970 в) 1991 г) 1990

36. Кем были в школе А.Энштейн, Х.К.Андерсен, Вудро Вильсон? а) дислексики б) «белые вороны» в) «сами себе на уме» г) «гадкие утята» 37. Кто считал, что признаки интеллекта всегда имеют более обобщенный, комплексный характер? а) Ф.Гальтон б) А.Бине в) У.Синклер г) Д.Армхейм 38. Какой ученый внес существенный вклад в обоснование и разработку наблюдения как психологического метода? а) М.Я.Басов б) В.С.Юркевич в) А.Ф.Лазурский г) Д.Магидссон 39. Продолжите высказывание американского автора: “лучший прогноз будущего поведения человека — это ______ ? а) прошлое б) настоящее в) профессия г) здоровье 40. Какой ученый характеризует менторство как наиболее перспективную форму обучения детей с выдающимися способностями? а) П.Торренс б) Э.Крепелин в) У.Синклер г) Д.Армхейм 41. Кому принадлежат слова: “Все специальные способности человека – это в конце концов различные проявления, стороны общей его … способности к обучению и труду? а) З.И.Калмыкова б) М.Я.Басов в) С.Л.Рубинштейн г) В.С.Юркевич 42. Кто из ученых занимался всесторонним изучением одаренных детей и выявил структуру математических способностей ? а) В.А.Крутецкий б) А.М.Матюшкин б) З.И.Калмыкова в) А.М.Матюшкин 43. Что не включает в себя “трехкольцевая модель Дж.Рензули? а) интеллект выше среднего б) гениальность в) усиленная мотивация г) творческие способности 44. Кто в начале XX века предположил, что в основе одаренности лежит особая «умственная энергия», которая, будучи постоянной для отдельного индивида, значительно отличает людей друг от друга? а) Э.Крепелин б) П.Торренс в) А.Бине г) Ч.Спирмен 45. Кто выступал против “узкого интеллектуализма”? а) А.Ф.Лазурский б) Б.М.Теплов в) М.Я.Басов г) Д.Магидссон

Ключи к тесту

10а 19б 28а 37б
116 20в 29а 38а
За 12а 21а 30а 39а
13г 22а 31а 40а
14а 23а 32а 41в
15в 24а 336 42а
16а 25а 34а 436
17а 26а 35а 44г
18а 27а 36 а,б 45б

Источник: Автор-составитель: преподаватель кафедры прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М.Машерова» Е.В.Шкетик

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]