Этот вопрос волнует не только философов и психологов. Этот вопрос задают себе и обычные люди, которым не чуждо понятие нравственность. Давайте же попробуем разобраться, что такое совесть и где находятся ее истоки? Совесть это простыми словами.
Рождается человек. Его окружают родные и заботливые люди. Наполняют мир малыша безграничной любовью. Ребенок еще не знает что такое хорошо, а что такое плохо.
Он чувствует неподдельную заботу о нем. И всеми силами старается отплатить родителям такой же любовью. А по мере взросления еще и хорошим поведением.
И, если вдруг, малыш что-то сделал не так и его постыдили. Он будет сильно переживать об утраченном доверии со стороны любимых им людей.
После совершения плохого поступка, малыша посещает чувство стыда и страха быть наказанным. И уже в этом случае можно уверенно говорить, что совесть тронула сердечко маленького человека.
Где еще ребенок учится быть совестливым? Конечно же, в игре! Для ребенка игра — это мир, в котором он учится жить и общаться. В игре со сверстниками или старшими детьми малыш учится быть честным и терпимым.
Учится любить и сопереживать. Старается находить выход из различных ситуаций, отстаивать свое мнение и вести диалог.
Ребенок взрослеет, изменяется его внутренний мир, его отношение к окружающим. Свои и чужие поступки он уже оценивает со стороны своего, пусть небольшого, но уже собственного жизненного опыта.
И уже совесть играет в жизни подростка роль строгого и неподкупного внутреннего судьи. И этот судья будет настойчиво царапать душу подростка при первых же нравственных промахах.
Как и когда это будет происходить?
Сказать сложно. Однако уверенно можно сказать, что совесть это простыми словами, не проспит и на сговор не пойдет.
Каждый родитель не хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А как это сделать? Как сделать так, чтобы все барьеры взрослой жизни их ненаглядное чадо смогло преодолеть без трудностей?
Ответ прост. Воспитывать и воспитывать, и прежде всего, примером собственных отношений. Ведь согласитесь, в семьях, где царит любовь и взаимопонимание между родителями, дети растут счастливыми и уверенными.
Надежный семейный тыл для подростка является залогом успешного взросления. А ребенок, который растет в любящей семье, вряд ли совершит что-то из рук вон выходящее.
Фото из картинок yandex.ru
А собственные поступки будет оценивать через регулятор своего нравственного поведения, которое называется совесть.
У каждого возраста понятие совести разное. Дошкольники- это стыд или страх перед наказанием. У старшеклассников — переживания и обостренное чувство справедливости.
А у взрослого человека угрызения совести появляются тогда, когда он упустил возможность что-то сделать. Что-то действительно положительно — важное: «Почему не сказал?», «Почему не помог?», «Почему не приехал?»
Однако для разных возрастов совесть неизменно состоит из понятий: порядочность, честность, любовь, доброта и открытость.
Невозможно однозначно сказать: рождается человек с совестью или нет. Утвердительно можно сказать только об одном — совесть прививается только воспитанием и постоянной работой над собой.
Второй аргумент
В повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин продемонстрировал историю трагичной любви между Лизой и Эрастом. Бедная крестьянка и богатый дворянин полюбили друг друга, их чувства были яркими и искренними. Однако в один момент любовь Эраста к Лизе охладела, он перестал встречаться с ней каждый день, а затем и вовсе отправился на войну, оставив Лизу в одиночестве. Вскоре девушка увидела Эраста, и он признался ей в том, что женится на другой женщине. Это откровение и предательство возлюбленного стали причиной того, что Лиза кончает жизнь самоубийством. Эраст, узнав об этом, чувствует свою вину. До конца своих дней он считает себя причастным к этой трагедии. Совесть героя не позволяет ему быть счастливым человеком. Рассказчик отмечает, что Эраст до конца своей жизни был несчастлив.
Совесть это простыми словами — то особенное чувство,
которое отличает нас от животных. Это нравственная основа человека. Только тот, у кого есть совесть, сумеет судить самого себя. Вести с самими собой внутренний диалог, выступать одновременно защитником и обвинителем.
Вот интересно, чья позиция ближе к термину «совесть», пессимиста или оптимиста. На мой взгляд ближе к здоровому пессимизму, так как оптимизм он такой, притянет за уши в свою пользу все, что можно, а может и нельзя.
Современный мир буквально терроризирует человека призывами сохранять оптимизм в любых жизненных ситуациях. На постулатах позитивного мышления выросла огромная индустрия тренингов, курсов, разнообразных программ саморазвития.
Люди, склонные не слишком лучезарно воспринимать перспективы, чувствуют себя неуютно в обществе мотивированных коллег. Между тем в нашем выживании именно негативный опыт имеет решающее значение.
Фото из картинок yandex.ru
В последнее время психологи усомнились в эффективности искусственного безоблачного настроя. Ведь поддержание его очень затратно. И задумались о конструктивной роли здорового пессимизма.
Первый аргумент
Центральный персонаж рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» Витька совершает довольно подлый поступок: съедает всю собранную землянику и набивает туесок травой, чтобы казалось, что ягод много. Для того чтобы Санька, с которым Витька собирал ягоду, ничего не рассказал бабушке героя, он решается украсть у нее калачи и отдать их Саньке.
Дважды обманув свою бабушку, Витька испытывает муки совести. Главный герой осознает, что поступил нехорошо. Витька не может заснуть из-за того, что все это время он сравнивает себя с настоящим преступником. Совесть мальчика не позволяет Витьке хранить от бабушки секрет, поэтому он решает сказать об обмане утром.
Однако Витька не рассказывает об обмане бабушке, и она продает кружку с земляникой, после чего самостоятельно узнает о поступке внука. Все это время Витька чувствует свою вину. Это говорит о том, что главный герой – совестливый мальчик, который понимает, что поступил неправильно.
Что такое защитный пессимизм?
Эту технику многие используют неосознанно, но она вполне может практиковаться как тактический прием. Наиболее эффективно это работает в случаях естественной склонности к пессимизму.
Когда человек представляет негативные сценарии перед грядущим непростым испытанием, он вкладывается в программу борьбы с трудностями. И неожиданные повороты не становятся для него сюрпризом. Пока оптимист борется с неприятным удивлением, пессимист уже решает проблему.
Суть защитного пессимизма как психологической техники состоит в проговаривании всех возможных препятствий. Которые могут возникнуть в связи с предстоящим испытанием.
Желательно гиперболизировать эти сценарии. В результате вместо слепой уверенности человек получает конструктивное отношение и готовность к неожиданностям.
Надо отметить, что этот метод носит именно тактический характер и работает на решение кратковременных ближайших задач. Представлять негативные исходы в случае, к примеру, серьезной болезни – деструктивно.
Похожий подход может быть полезен и для преодоления последствий психологической травмы. Проговорить и записать детали происшествия значительно проще и полезнее. Чем безуспешно пытаться выкинуть все из головы.
Цена права принадлежности
Любой человек начинает испытывать угрызения совести, когда он совершает те или иные поступки, которые не принято делать в его семье. Отсюда можно сделать вывод, что совесть, это некий инстинкт, который служит человеку, когда дело касается его вины и невиновности.
Когда человек теряет чувство равновесия, он делает то или иное движение, чтобы не упасть. Так и при угрызениях совести, человек совершает те или иные поступки, чтобы не потерять право принадлежать своему сообществу. Будь это родительская семья, рабочий коллектив, государство. Хотя эти действия могут идти вразрез или даже вредить его личной жизни.
Но мы не можем жить без совести. Она не дает нам уйти в животное состояние и стимулирует нас на правильные дела. Именно на правильные дела, а не на «хорошие».
Пессимизм и бизнес
Распространенное представление о крупном руководителе соответствует скорее образу пессимиста. Чем человека позитивного: скупость на эмоции, серьезность, скепсис.
Это мнение в большинстве случаев соответствует действительности. Поскольку такие должности предполагают максимально полный и объективный анализ ситуации, а не построение иллюзий.
Стрессоустойчивость является одним из основных качеств, необходимых в деловой сфере. Пессимистичная оценка перспектив делает человека менее чувствительным к напряженной ситуации.
Ведь он остается равнодушно-спокойным и оценивает полученную информацию. А не впадает в шок, что весьма продуктивно.
Возможно, настороженный и недоверчивый коллега не так приятен на первый взгляд. Но информированность и готовность к любым неожиданностям. А это отличает конструктивных пессимистов. Обязательно получат достойную оценку в тяжелый момент.
Духовная совесть
Есть другая совесть — духовная, которая гораздо масштабнее по действию и значению.
В чем она проявляется? В Жизненных Порядках. Например, если в роду исключают родственника за его плохие поступки, Жизненные Порядки, в лице духовной совести, начинают выравнивать эту «несправедливость». В новом поколении семьи этот исключенный человек «возвращается», вернее возвращаются его непринятые и непрожитые тогда чувства. Их наследует человек, родившийся позднее.
Начинают происходить странные вещи. В молодой семье рождается ребенок, который начинает проживать «двойную» жизнь, неся бремя чувств за себя и за «того парня». Это хорошо можно увидеть в практике семейных расстановок. Какова судьба этого ребенка, можно только догадываться. Часто такие люди начинают страдать раздвоением личности или шизофренией. Кстати, шизофрения считается болезнью всей семьи, а не одного конкретного человека.
Совесть
У евреев не было слова «совесть». Сама совесть была. Без нее нельзя. Но слова не было. Все оттенки моральных состояний традиционно выражались вариациями на тему «страха Божия». Язычники же, не имевшие таких емких словосочетаний, связанных с Единым, искали свои адекватные термины.
Василий Поленов. Христос и грешница. 1888
Евреи могли презрительно относиться к самой идее того, что за пределами Израиля возможны успешные духовные поиски. Их избранность и долгое хранение истины в одиночестве лучше всего способствовали развитию чувства религиозного высокомерия. Но духовная гордость, помноженная на презрение, и априорная убежденность в чьей-то бесплодности и бесполезности – плохие товарищи. Слово «совесть» тому доказательством.
И в греческом, и в русском, и в английском, и еще, вероятно, во многих языках это слово сконструировано одинаково. В нем заключена идея со-присутствия, со-существования. Есть некий голос во мне, который, в сущности, не мой. Звуча во мне, но частью меня не являясь, этот голос реагирует на события, совершаемые в моральной области. Он неподкупен, этот голос. Случись что-либо не по его воле – и он тут же начинает звучать. Причем заставить его замолчать не в силах человека. Этот голос способен казнить и мучить, он способен утешать и дарить внутреннее блаженство, иногда – посреди физических мук. «Голосом Бога» стали называть этот голос бывшие язычники, познавшие Бога. И даже отказавшиеся от Бога бывшие христиане (хоть плач, хоть смейся) называли его «внутренним комиссаром» (Фурманов, например).
Само появление термина связывают с философской школой стоиков. И термин оказался так удачен, он так виртуозно вскрывал одну из жгучих тайн внутренней жизни, что прочно вошел в Священное Писание там, где нужно было обращаться не к евреям, а к представителям эллинистического мира.
Вот Павел говорит о язычниках, что «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их
и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2: 15).
Апостол язычников учит тому, что цель проповеди есть «любовь от чистого сердца и доброй совести
и нелицемерной веры» (1 Тим. 1: 5).
Он же говорит, что «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» (1 Тит. 1: 15).
Таких мест больше всего у Павла. Это объясняется как близким знакомством апостола с эллинской мудростью, так и необходимостью общаться с паствой на понятном ей языке. Другие авторы Нового Завета находятся в большей зависимости от традиционной еврейской терминологии. Их язык по-еврейски классичен и сформирован псалмами Давида и речами пророков. Пример подобной речи – слова Иоанна Богослова: «Если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3: 20). Внутренняя жизнь привычно описывается состояниями сердца, этого главного органа богопознания и источника нравственных движений.
Один только раз Иоанн пользуется словом «совесть» – когда рассказывает историю женщины, схваченной в прелюбодеянии. Рассказ этот настолько уникален, что на нем стоит остановиться.
Согрешивших так, как эта женщина, закон велит бить камнями. На практике же подобная казнь настигала далеко не всякого прелюбодея или прелюбодейку. В худшие времена, когда обман и насилие, идолопоклонство и прелюбодеяние умножались безмерно, в случае строгого соблюдения закона камнями побивать пришлось бы чуть ли не весь народ. Но высказаться вслух против заповеди, данной Моисеем, означало подписать себе смертный приговор. Всего естественнее от Христа – в целях самосохранения – ожидали услышать: «Как написано, так поступайте».
Будь эти слова произнесены, они прозвучали бы жутким контрастом на фоне всего учения Спасителя об очистительной силе покаянии и милости к падшим. И Христос сразу ничего не говорит. Он удерживает молчание и даже не смотрит на пришедших, наклонившись к земле. Господь что-то пишет перстом на прахе, и, как знать, не о том ли прахе, из которого создан человек, Он в это время думает. Но вот, подняв лицо, Спаситель говорит кратко и повелительно: «“Кто из вас без греха, первый брось на нее камень”. И опять, наклонившись низко, писал на земле» (Ин. 8: 8).
Вот тут-то и вступает в свои права совесть. Она молчала, пока не заговорил Христос. Когда же голос Его достиг слуха человеческого, то голос Его же ожил в глубине души.
Обличаемые совестью, люди, недавно требовавшие казни, начинают уходить. Причем первыми уходят старшие. Эта деталь удивительна, поскольку, миновав бурные годы молодости, от многого мирского отказавшись по причине преклонных лет, состарившись над изучением Писаний, эти старшие могли удобно уверовать в «свою праведность». Но нет! Совесть ожила в них первых, потому что для совести все события жизни человека произошли сегодня
и срока давности для грехов и преступлений нет.
Люди молча уходят, и когда Христос опять поднимает лицо, Он видит перед Собою одну лишь женщину, чья жизнь и смерть только что зависели от одного Его слова. «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» – спрашивает Господь. И слыша в ответ: «Никто, Господи», – говорит: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8: 10–11).
***
Мы так часто ищем прямых указаний. Мы так жадны до резких, как посвист розги, слов «да» и «нет». В очередной раз, когда мы приступим к кому-либо со словами: «Не юлите. Говорите прямо. Вы за или против», – давайте вспомним этот кусочек Евангелия. В нем содержится ответ, вернее, в нем содержится творческий подход к поиску ответа. Этот творческий подход звучит просто: «Спроси у совести. Прислушайся к ней».
Заметим также, что помилование женщины было связано с тем, что осуждавшие ее не были безгрешны. Именно общность греховного опыта, обретаемая на глубине сердца, заставляет нас удерживать гнев, закрывать уста, смиряться. Мы разные снаружи, но находимся в одной и той же беде внутри. И если Симеон Новый Богослов или другой, подобный ему, святой муж в молитвах называет себя виновным во всех противоестественных страстях, то это не от греховных фактов жизни. Это от той глубины, на которую сошел его молящийся ум. Там, на глубине, он увидел себя соединенным со всей человеческой природой и грехи всего человечества ощутил, как свои.
***
Итак, мы, коль скоро заговорит в нас разбуженная Богом совесть, отказываемся считать себя более праведными, чем кого-либо. Поэтому мы и способны прощать. Но слова Христа: «И Я не осуждаю тебя», – рождены иным опытом.
Христос прощает нас не потому, что Сам грешен. В Нем нет греха, и Ему не надо вынимать из глаза бревно, чтобы затем помочь ближнему расстаться с сучком. Христос прощает и милует единственно из любви, что нам, признаться, совсем непонятно.
Любовь во Христе не ищет ответной благодарности. До сих пор, уже после Креста и Воскресения, Он терпит выпады против Себя, насмешки над Собою, хулу на Себя.
Его любовь не находится в зависимости от чувства крови, от родственной привязанности или еще чего-то земного. Его любовь не страстна, не взвинченна, не экзальтированна. Умея любить и будучи Любовью, внешне Он царственно спокоен.
Наша же любовь, эгоистичная, истеричная, ждущая взаимности, чувствительная к обидам, истощающаяся со временем, даже и любовью не достойна назваться на фоне любви Христовой.
Он прощает нас потому, что любит, а не потому, что Сам виноват.
***
Теперь, когда мы, размышляя о Благословенном Спасителе, на краткое время дали уму возможность взлететь и, распластавши крылья, парить в высоте, нужно снова спуститься на землю. Нужно спуститься в гущу повседневных событий, посреди которых глаз реагирует на свет, кожа – на перемену температуры, ухо – на звук, а совесть – на любое событие, связанное с нравственностью. Иногда этот голос тих, как шепот, а иногда кажется назойливым, как жужжащее насекомое. Но самое страшное состояние – это когда он замолкает. Это – состояние внутренней смерти, и апостол Павел называет таких изнутри мертвых людей «лжесловесниками, сожженными в совести
» (1 Тим. 4: 2).
В идеале же голос этот есть голос Самого Христа, Который, «когда выведет Своих овец, идет перед ними; а овцы за Ним идут, потому что знают голос Его
» (Ин. 10: 4).
Как сформировать совесть?
Одного желание стать совестным человеком мало. Для того чтобы развить в себе это чувство необходимо пройти несколько стадий саморазвития:
- Заняться изучением нравственных и духовных законов, принципов и беспрекословно следовать им.
- Познать добро и научиться его отличать от зла. Человек должен знать, как проявляется добро не только в его жизни, но и во всем мире. Для этого нужно совершать достойные цели и придерживаться правильных мотивов. Также необходимо узнать и зло, научиться его находить в себе и в окружающем мире. Ни в коем случае нельзя поддаваться ему. Насилие, агрессия, ненависть, зависть—это все идеалы зла и их необходимо искоренять из своей души.
- Отказаться от пороков. Человек, который на протяжении всей своей жизни испытывает зависть, злорадствует и проявляет свою гордыню, никогда не познает чувство совести.
- Выполнять ритуалы духовного развития. Они не простые и требуют от человека постоянных усилий. В первую очередь, необходимо избавиться от плохих привычек и изменить свои личные убеждения.
Только светлая душа человека способна познать, что такое Совесть. И только правильный выбор жизненно пути, наполненный благородными мотивами и поступками, поможет развить в себе чувство совести, и прожить всю жизнь в гармонии с собой.
Тема совести в научных исследованиях
С появлением устройств, позволяющих сканировать мозг и визуализировать очаги повышенной активности, стартовала эра экспериментов по исследованию головного мозга человека. Постепенно ученым удалось сложить цельную картину того, как работает мозг и какие его участки отвечают за те или другие эмоции.
В 2014 году удалось обнаружить участок мозга, который активизируется, когда человеку предлагается принять заведомо аморальное решение. Ученые из Оксфорда пришли к выводу, что эмоции, связанные с такой категорией как совесть, концентрируются в одном из 12 отделов боковой фронтальной коры головного мозга человека, находящейся прямо над бровями [University of Oxford, 2014].
Визуально данный отдел представляет собой сгусток нервной ткани шарообразной формы, причем у разных людей он имеет разный размер, поэтому реакции каждого индивида на одни и те же внешние раздражители могут отличаться. Интересно, что этот 12-й отдел (боковой лобный полюс) есть только у человека, в то время как у обезьян всего 11 отделов. Эти 11 отделов во многом совпадают по строению с аналогичными отделами боковой фронтальной коры человека.
Уточним, что задачи исследования были заметно шире, чем «поиск совести», и полностью отображены в статье Brain area unique to humans linked to cognitive powers («Область мозга, уникальная для людей, связана с когнитивными способностями») [University of Oxford, 2014].
Разумеется, исследования подобного масштаба не проводятся в один день или год. Промежуточные результаты были опубликованы еще в 2011 году в статье Frontal cortex and reward-guided learning and decision-making («Фронтальная кора и обучение и принятие решений, ориентированные на вознаграждение») [M. Rushworth et al., 2011].
Свой вклад в исследование данной проблематики внесли и российские ученые. Наши ученые предлагают рассматривать совесть с антропоцентрических позиций, что позволит лучше понимать глубинные причины поведения человека в ситуациях нравственного выбора. Подробнее о таком подходе можно прочитать в статье «К пониманию феномена совести в психологии» [С. Барсукова, 2010].
Ученые Института мозга человека РАН считают, что так называемые «муки совести» являются признаком нормальной работы головного мозга [Интерфакс, 2015]. Однако российские ученые, в отличие от своих западных коллег, не склонны считать, будто за эмоции, связанные с совестью, отвечает только один участок головного мозга. Все, что связано со сложными психологическими реакциями, можно рассматривать лишь в контексте работы нервной системы и мозга в целом.
Исследования темы совести актуализируют новые научные проблемы, связанные с данной проблематикой. Так, некоторые исследователи особо акцентируют внимание на том, что любой человек самоопределяется в вопросах совести и морали как в своем личном качестве, так и в качестве социального агента, т.е. выступая агентом общественной морали, действие которой институционально опосредовано [Р. Апресян, 2018].
Поэтому в дальнейших исследованиях будет логично изучать совесть как явление с учетом того, что она будет проявляться по-разному в качестве автономного агента и в качестве агента общественной морали. Более подробно эта дилемма рассмотрена в статье «Проблема совести в современных отечественных психологических исследованиях и задачи этики» [Р. Апресян, 2018]. Эту свою мысль автор развивает в своих последующих работах. В частности, в статье «Философо-этические установки психологического изучения совести» [Р. Апресян, 2019].
Теперь, когда мы имеем некоторое представление, как функционирует совесть и что это вообще такое, самое время попытаться ответить на вопрос, вынесенный в заголовок: почему совесть есть не у всех?