Инженерная психология — «Система человек – машина»


Основные направления инженерной психологии[3]

  • Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.
  • Инженерно-психологическое проектирование
  • Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.
  • Анализ психологической структуры деятельности операторов.
  • Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.
  • Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.
  • Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».
  • Анализ процессов переработки информации человеком, её хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.
  • Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.
  • Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания.
  • Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.
  • Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-технических и человеко-информационных) систем.

В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому, а далее — к системному.

Научно – технический прогресс привел к распространению условий, повлекших за собой создание инженерной психологи, на все виды человеческой деятельности, требующей профессионализма. К таким условиям относятся:

  • резкое увеличение темпов
    социальной жизни, значительный рост
    информационных потоков
    и связанной с этим
    неопределенностью
  • рост гражданских и военных энергетических мощностей,
    управляемых профессионалом: слишком
    дорогой
    стала
    цена ошибо
    к исполнителей и некомпетентных руководителей:
  • значимо возросло количество и разнообразие экстремальных ситуаций
    , увеличилась нервно–психическая
    напряженность
    субъектов труда
  • технические устройства, средства обработки и отображения информации — стали повсеместно опосредствовать деятельность людей, даже в традиционно гуманитарных сферах занятий.

Таким образом, в настоящее время в любой работе субъект труда, профессионал, — оказывается подобен человеку-оператору в человеко-технических системах, изучаемых в инженерной психологии. В связи с этим в новой технической и информационной реальности возникла необходимость (и возможность) распространения инженерно–психологического подхода

и методов, наработанных в инженерной психологии, на любые виды сложной профессиональной деятельности.

В результате произошедших изменений в технической и информационной реальности, в новых условиях актуальным стал инженерно-психологический подход к изучению профессиональной деятельности и профессионализма.

Особенности направлений инженерной психологии, ключевые моменты развития

Психологи, занимаются изучением направлений, связанных с психологической деятельностью работников, обслуживающих технику:

  1. Комплексная работа операторов, взаимодействие во время выполнения поставленной задачи.
  2. Личность внутри управления, распределение функций.
  3. Факторы, оказывающие влияние на деятельность оператора.
  4. Специфические методы профориентации.
  5. Переработка информации, регуляция деятельности на основе новой информации.
  6. Оптимизация обучения непосредственно на производстве.
  7. Разработка новых методов диагностики психического состояния оператора.
  8. Применение полученных результатов диагностики для создания профилактических методов защиты.
  9. Повышение психологической устойчивости сотрудников.
  10. Проведение просветительских мероприятий.

Развитие науки способствовало переходу от изучения конкретных элементов деятельности к рассмотрению труда, как целостного процесса. Оператор стал отдельной высокоорганизованной единицей. Социальная сфера науки 21 века стала антропоцентрической, ориентированной на физическое и психологическое благополучие работников.

Становление инженерной психологии как самостоятельной науки

История развития отрасли началась в 20 веке, после технологического бума. Развитие технологий в странах Европы, Америке и России привело к возрастанию интереса психологов к психологическим аспектам труда. Изменение условий производства повлекло за собой изменение подхода к работе и как следствие — рассмотрение психики технического оператора.

В СССР первая Всесоюзная конференция психологов, посвященная изучению труда, состоялась в 1957 г. На ней инженерную психологию признали отдельной наукой. Главным итогом конференции стало создание первой лаборатории индустриальной психологии. Заведующим лаборатории стал Б. Ломов, организовавший проведение всесоюзных исследований. Благодаря результатам работы лаборатории условия работы многократно пересматривались.

В период с 1960 по 1963 годы создали еще три крупных лаборатории, в которых занимались изучением влияния условий производства на психику, особенности взаимодействия оператора и механизмов. Это позволило повысить производительность, не прибегая к дегуманизационным методам. Основной вклад в развитие отрасли в СССР и России внесли В. Вавилов, В. Венда, А. Галактионова.

Типы высшей нервной деятельности

Имеются индивидуальные особенности людей, обусловленные своеобразием нервной системы и ее свойства. Процессы торможения и возбуждения могут быть сильными, слабыми, подвижными, уравновешенными и неуравновешенными.

Сила нервной системы характеризуется высоким пределом работоспособности нервных клеток, их устойчивостью к раздражителям, большой силы, интенсивности, сопротивляемостью к действию постоянных раздражителей. Слабость нервной системы — малая выраженность её силы, повышенная утомляемость, но при этом высокая чувствительность.

Подвижность и малоподвижность (инертность), торможение проявляется в быстроте возникновения и превращения этих процессов в легкости переходов от одного к другому, быстроте перехода человека от состояния покоя к активности, в умении владеть собой, собираться с мыслями.

Уравновешенность и неуравновешенность характеризуются соотношением силы возбуждения и торможения.

Типов высшей нервной деятельности может быть множество, но выделяют основные: Сильный (сангвиник), Спокойный (флегматик), Безудержный (холерик) и Слабый (меланхолик).

Рефлекс это основная форма деятельности мозга, при отражении различных воздействий на человека.

Скорость реагирования различных тканей не безразлична. Нервная ткань не может реагировать более чем 500 раздражителей в секунду. Мышечная — не более чем на 200. Этот показатель называется Лабильностью тканей. Если поток нервных импульсов превышает уровень лабильности наступает состояние «перевозбуждения» или Парабиоза

, когда реакция организма не верна и не адекватна.

Выделяют 3 стадии парабиоза:

1. Уравнительная — одинаковая реакция на сильный и слабый раздражители. 2. Парадоксальная — слабая реакция в ответ на сильные раздражители и наоборот. 3. Тормозящая — реакция отсутствует.

6 числа — КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА, до этого нужно получить 4 оценки, а то пиздец (полный).

Придется отрабатывать на последующих двух неделях сверх основного ДЗ

Среда, 30.09

ДЗ на следующую пару: Вопрос — взаимосвязь психики и мозга человека (доклад)

Основные аспекты инженерно-психологического подхода

Основные аспекты инженерно–психологического подхода сводятся следующему:

В методологии

— это
системный принцип
в сочетании с
антропоцентрической
,
естественно-научной
и
технико-технологической
парадигмами.

В теории

– это совокупность следующих концепции:

  • концепция деятельности
    как целеустремленной открытой системы и человека как
    субъекта труда
    , в том числе оператора
  • концепция информационной
    и
    концептуальной
    (психической)
    моделей
    профессиональной деятельности
  • концепция требований к человеку – профессионалу
  • концепция обеспечения надежности человека
  • трансформационная теория обучения
  • концепция экстремальных условий и реабилитации профессионалов после перегрузок
  • концепция проектирования деятельности

а также ряд других концепций

В методическом инструментарии

– методы
профессиографии
(базирующиеся на системном использовании профессиограмм), профориентации, профотбора, тренажерной и тренинговой подготовки, анализа кривых обучаемости, алгоритмизации, проектирования и эргономической оценки деятельности, анализа и оптимизации психических состояний специалиста, являющихся следствием его профессиональной деятельности.

См. также

  • Профессиограмма
  • Эргономика
  • Юзабилити

«Система человек – машина»

Согласно принципам системного анализа, объектом инженерной психологии является система управления («человеко-машинная система» — ЧМС), а объект управления имеет ярко выраженный системный характер. Системы, объект и его управление описываются набором моделей, основанных на анализе функций их элементов. Примерами системных объектов управления являются воздушное сообщение в районе аэропорта, энергоснабжение региона, производственные предприятия, региональные и государственные (и международные) системы здравоохранения и образования. Управление такими объектами требует разработки специальных структурно-функциональных образований — систем управления, обеспечивающих решение социально значимых задач. Существует два типа таких систем — информационные системы или системы обработки данных (DPS) и системы управления (MS).

Информационные системы различаются по степени обобщения информации и включают: 1) территориальные системы передачи и обработки данных для планирования, контроля и реализации программ развития в различных отраслях экономики; 2) отраслевые информационные системы для услуг в области здравоохранения, образования, науки, транспорта, энергетики, финансов и банковского дела; 3) локальные системы сбора и обработки планово-экономической и учетной информации для задач планирования и контроля на предприятиях и в организациях. Сами системы управления предназначены для управления функционированием объекта системы с помощью технических, в том числе электронных, средств. Они включают два типа систем: 1) системы управления технологическими процессами (производственные, энергетические и транспортные системы); 2) системы дистанционного управления (роботы-манипуляторы) и поддержки деятельности «пилота» транспортного средства «в кабине». Проблемы в разработке устройств дистанционного управления очевидны.

Инженерно-психологические проблемы разработки средств поддержки деятельности людей, управляющих дорожным движением, не столь очевидны. Управление высокоскоростными железнодорожными поездами, воздушными судами (самолетами, вертолетами), объектами водного транспорта (кораблями и подводными лодками), космическими аппаратами характеризуется высокой ситуационной динамикой и необходимостью учета большого количества факторов, включая факторы угрозы. Возможности человека по учету большого количества взаимосвязанных характеристик и скорости в таких условиях ограничены; для их преодоления требуются специальные инженерно-психологические разработки, поддерживающие, а значит, обеспечивающие эффективность и безопасность функционирования системы. В качестве примера можно привести управление посадкой вертолета на палубу корабля. Пилот должен выбрать время посадки для успешного приземления — интегрировать характеристики скорости, крена и вертикального движения, прогнозировать изменения относительного положения палубы и вертолета по четырем координатам.

Системы управления, независимо от их природы и назначения, можно представить в виде «контура управления», содержащего четыре компонента: объект (то, что подлежит управлению), компонент управления (то, что управляет), механизм воздействия и средства обратной связи.

В основном, системы управления различаются тем, является ли управляющим компонентом программное и аппаратное обеспечение или человек. Когда управляющие действия выполняются по программам функционирующих технических средств, такую систему принято называть автоматической. Это означает, что человек не участвует в схеме управления последовательно с техническими элементами, но в его функции входит запуск системы, выбор программы и режима работы, а также контроль их выполнения. В случае сбоя — возникновения неисправностей — система прекращает работу до устранения неисправности и требует разрешения на продолжение работы.

Главные аспекты: концепции науки, принципы и требования

Инженерно-психологический подход создается на соблюдении концепций, обеспечивающих безопасность, продуктивность и эффективность. В совокупность концепций входят следующие принципы:

  • оговоренный набор требований к оператору;
  • постоянно совершенствование методов обучения;
  • реабилитация работников, подвергшихся перегрузке;
  • доступность и достоверность профессиональной информации;
  • открытая деятельность, ориентированность на сотрудника как субъекта производственного процесса;
  • прогнозированность деятельности.

Инструментарий психолога, работающего над изучением взаимодействия техники и человека, включает методы профотбора, обучения, анализа психического состояния и оптимизации психического здоровья людей.

Относительная четкость сочетаний цветов при отраженном свете.

Оценка четкостиЦветовая комбинация
Очень хорошоЧерные буквы на белом фоне;
ХорошоЧерные на желтом, темно-синие на белом, зеленые на белом;
УдовлетворительноКрасные на белом, красные на желтом;
ПлохоЗеленые на красном, красные на зеленом, оранжевые на черном, оранжевые на белом.

Рис. 60. Если последние цифры не имеют сущестепного значения (т. е. содержащаяся в их показаниях точность не соблюдается), то их следует заменять постоянными нулями. Иной подход рекомендуется для впереди стоящих цифр, которые не требуются оператору к работе; в этом случае соответствующее пространство должно быть пустым.

Отношение высоты цифр к их ширине для барабанных счетчиков должно быть 1 : 1, а не 3 : 2, как рекомендуется для других контрольно-измерительных приборов. Это объясняется искажениями формы цифр, вызываемыми изогнутой поверхностью барабана.

Счетчики всегда должны быть ориентированы гак, чтобы их показания читались слева направо. Промежутки между цифрами не должны превышать половику высоты цифры.

Если требуется больше четырех цифр, то следует учитывать, что многозначные числа легче читаются и запоминаются, если они разбиты на группы, разделенные несколько большими промежутками, точками или запятыми.

В окне счетчика одновременно должно появляться не более одной цифры.

Ввиду небольшого угла зрения, под которым видны цифры в счетчиках барабанного типа, они должны располагаться перпендикулярно к линии наблюдения.

Контраст между цифрой и окружающим фоном следует всегда делать максимальным. Черные цифры на белом фоне при нормальных условиях освещения обеспечивают наиболее четкую видимость. Белые цифры на черном фоне целесообразны, когда требуется поддерживать условия темповой адаптации глаз наблюдателя.

Цифровые приборы также должны соответствовать инженерно-психологическим требованиям.

Расположение органов управления: наиболее часто используемые органы управления следует располагать на высоте между локтем и плечом.

Наиболее легко отыскивается орган управления, расположенный впереди немного ниже плеча (рис. 61); максимальные усилия могут быть приложены к рычагам, захватываемым стоящим оператором на уровне плеча, а сидящим — на уровне локтя (рис. 62).

Рис. 61

Рис. 62

Предпочтительнее расположение органов управления на некотором расстоянии сбоку от центральной оси оператора.

При фиксированном положении оператора (например, пилота, прикрепленного к сидению заплечными ремнями) органы управления должны располагаться на расстоянии не более 700 мм от плеча оператора (рис. 63).

Рис. 63

Примером неудачного расположения клавишей является кнопочный переключатель скоростей на современных американских автомобилях:

ОБЫЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ

Ошибки:

  • Нет логической связи с последовательным нарастанием скорости;
  • Нет опоры на привычную связь направлений;
  • Нет логической связи с последовательностью операций.

РАЗМЕЩЕНИЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Примененные принципы:

  • Кнопка, соответствующая начальной операции, помешена вверху слева, так как это обычно первое место, которое видит оператор при осмотре панели;
  • Большую часть времени автомобиль, как правило, идет на средней скорости (1), поэтому ее клавиша помешена в привычной для человека последовательности «слева-направо», второй после старта;
  • Задний ход — следующее наиболее часто употребляемое переключение, поэтому эта клавиша по тому же принципу «слева-направо» расположена правее средней скорости;
  • Возрастанию скорости от самой низкой до самой высокой соответствует привычное расположение органов управления снизу вверх;
  • 2-я и 3-я скорости следуют в привычном для человека порядке сверху вниз.

Шкалы, циферблаты и стрелочные индикаторы приборов должны соответствовать эргономическим требованиям.

Основные механизмы нервной деятельности

Иррадиация

— распространение, расширение охватываемой возбуждением или торможением зоны в коре головного мозга.

Индукция

— этот процесс стимулирует возникновение обратного процесса в соседних зонах, по этом не следует отвлекать человека, занятого той или иной деятельностью.

Концентрация

возбуждения или торможения как обратный иррадиации процесс.

Основным механизмом высшей нервной деятельности — обеспечивающий правильную реакцию и установление равновесия между организмом и средой, является рефлекс

, как ответная деятельность организма на воздействие внешней или внутренней среды.

Безусловные рефлексы —

природообусловленные;
Условные рефлексы —
сформировавшиеся как ответ на особенности жизнедеятельности человека обеспечивают приспособленность человека к среде.

Устойчивая система условных рефлексов называется Динамическим стереотипом.

Система условных рефлексов, которая обеспечивает правильное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств, называется первой сигнальной системой

.

В процессе длительного развития у человека сложилась вторая сигнальная система — сигналом или раздражителем является понятие, существующее в виде слова.

Лекция № 2

Анатомо-физиологические основы физики.

1. Строение нервной системы 2. Уровни функциональной активности 3. Основные механизмы в нервной деятельности 4. Типы высшей нервной деятельности 5. Парабиоз

4 стр., 1534 слов

Желудочковая система головного мозга

… мозга. В венозные синусы. Оттекает в корни лимфатической системы, главным образом, в лимфатическую систему носовой полости. 3. Элементы периферической нервной системы. Черепные нервы: краткая характеристика V — VII пар. Нервная система человека … профессиональной деятельности учителя и психологи способны оказывать влияние на психику ребенка или взрослого, именно опираясь на знания о нервной системе, …

Особенности инженерной психологии, назначение и смысл науки

Объекты изучения инженерной психологии: человек, техника, взаимосвязь рабочего и оборудования. С ее помощью происходит разработка новых технологий, внедрение в повседневную жизнь, подбор, профессиональную и психологическую подготовку людей для взаимодействия со сложным оборудованием.

У психологов, изучающих психику операторов, двойственная задача. Исследователи параллельно работают с психикой людей, отвечающих за создание и обслуживание техники, и технической составляющей. Такая особенность требует специфических методов. Структура, включающая человека и технику, направлена на создание работоспособной последовательности действий. Поэтому ряд отдельных структур характеризуется закономерностями, ориентированными на объединение материальных и субъективных начал.

Направляющая закономерность относится к решению проблемы производительности. Повышение скорости обеспечивается модернизацией техники и увеличением накопленного опыта операторов. Объединение достижений человека и техники приводит к согласованию, повышает надежность и безопасность работы техники, ускоряет и облегчает подготовку работников. Совокупность наработок приводит к развитию эргономики — взаимовыгодного взаимодействия человека и предметов техники, как в условиях производства, так и в быту.

Еще одна закономерность определяет характер производственных отношений. Капиталистический подход приводит к отчуждению труда и дегуманизации личности, социалистический направлен на формирование отношения к труду как к части гармоничного развития. Таким образом, исследования особенностей технического прогресса ориентированы на поиск способа перехода к социалистической модели производства.

Этапы деятельности оператора.

ЭтапыСодержание этапаВыполнение действияВлияющие факторы
Прием информацииФормирование перцептивного (чувственного) образа.Обнаружение — выделяется объект из фона;Различение — раздельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, либо выделение деталей;Опознание — выделение и классификация существенных признаков объекта.Сложность воспринимаемого сигнала, вид и число индикаторов, организация информационного поля, размеры изображений, их физические и технические характеристики.
Оценка и переработка информацииФормирование оперативного образа.Сопоставление заданных и текущих параметров (режимов) системы «человек — машина»;Анализ и обобщение информации.Способы кодирования, степень сложности информационной модели, объем отображения, динамика смены информации.
Принятие решенияФормирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования исходной информации.Поиск, выделение, классификация и обобщение информации о проблемной ситуации;Построение текущих образов с рядом оперативных концептуальных моделей;Сопоставление текущих образов с рядом эталонов и оценка сходства между ними;Коррекция моделей;Выбор эталонной гипотезы или ее построение;Принятие принципа и программы действий.Тип решаемой задачи, число и сложность проверяемых логических условий, сложность алгоритма и число возможных вариантов решения.
Реализация принятого решенияИспользование выходных «каналов» человека: двигательного (моторного) или речевого.Перекодирование принятого решения в машинный код;Поиск нужного органа управления;Движение руки к органу управления и манипуляция с ним.Число и тип органов управления, их характеристики (размер, форма и т. п.), совместимость двигательных операций, компоновка рабочего места, характеристика окружающей среды и др.

Центральный, творческий этап деятельности оператора — принятие решений.

Для быстрого и эффективного принятия управленческого решения необходима оптимальная организация получаемой оператором исходной информации — оптимальные условия различения и опознания знаков (см. таблицу).

Связь с другими науками, роль в общей структуре наук

Внутри процесса человек и оборудование рассматриваются как единство. На основании этого представления формируется ряд требований и рекомендаций к разработке техники, обустройству пространства, методике подбора и подготовки специалистов. Для этого необходимо взаимодействие с другими дисциплинами, изучающими структуру личности, характер и поведение.

Изучение условий производства является основой для создания нового подхода к рассмотрению взаимосвязи человека и техники. Он подразумевает рассмотрение человека, как часть процесса производства, который зависит от него и напрямую влияет на условия жизненной и рабочей среды. При этом работник также оказывает влияние на среду, формируя взаимозависимую связь агрегатов и операторов. Исследования технических характеристик трудового процесса учитывают эту связь для разработки практических методов, внедряемых на предприятии для улучшения условий труда, повышения безопасности, гуманистичности рабочего процесса.

Исследования в области трудовой деятельности человека значимы не только для производства техники, но и для изучения человеческой психики. Во время работы проявляются особенности личности человека, как индивида и как субъекта деятельности. Эти особенности важны для получения полной информации о структуре психики.

Так изучение аспектов труда способствует повышению осведомленности психологов о вариантах индивидуальных реакций психики, особенностях личности, влиянии личностных характеристик на особенности производства.

Перспектива работы для инженерного психолога

На данный момент большинство инженерных психологов заняты в частном секторе, показатели производительности компаний оказывают сильное влияние на количество рабочих мест и спрос на специалистов в этой области. Однако, по мере того как корпорации все больше осознают важность роли, которую инженерный психолог может играть в процессе проектирования и разработки продукции, спрос на квалифицированных специалистов растёт.

Теги: Карьера, работа

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

  • Next
  • Prev

Методы инженерной психологии.

Основными методами исследования в инженерной психологии являются наблюдения, беседа и эксперимент.

Наблюдение за деятельностью оператора позволяет получить довольно полное представление о его подготовленности, работоспособности, самообладании, решительности, эмоциональной устойчивости, скорости и точности его управляющих действий.

Наблюдающий должен хорошо знать специфику деятельности оператора, иметь достаточное представление о психологической сущности этого метода и четко понимать поставленную задачу наблюдения.

Беседа обычно используется при изучении причин, ошибок в работе оператора, а так же предпосылок к ним. Испытуемому задают заранее продуманные вопросы, порядок и форму которых меняют в зависимости от индивидуальных особенностей человека и хода самой беседы.

9 стр., 4079 слов

Творчество в деятельности преподавателя психологии

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ» СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЕНД К У Р С О В А Я Р А Б О Т А По дисциплине «Методика преподавания психологии» Творчество в деятельности преподавателя психологии & …

Близким к методу беседы является метод анкетного опроса, который проводится в целях получения необходимой информации от большого числа операторов.

Эксперимент

— это такой способ исследования, для которого характерно преднамеренное планомерное воспроизведение изучаемых процессов при точно учитываемых условиях, которые протекают с регистраций изучаемых параметров.

Различают лабораторный, естественный и модельный эксперименты.

Лабораторный эксперимент проводится с целью изучения различных психофизиологических процессов (скорости и точности реакций, восприятие, внимание, мышление, памяти, волевых качеств, эмоциональной устойчивости и т.д.), а так же поведение оператора в различных ситуациях. Для лабораторного эксперимента используются различные приборы, стенды и тренажеры, моделирующие элементы деятельности оператора

Недостатком лабораторного эксперимента является его искусственность

Для лабораторного эксперимента используются различные приборы, стенды и тренажеры, моделирующие элементы деятельности оператора. Недостатком лабораторного эксперимента является его искусственность.

Естественный эксперимент

проводится в условиях реальной деятельности. Испытуемый иногда даже и не знает, а порой забывает что он является объектом исследования. По этому полученные в результате естественного эксперимента данные объективны и имеют большую ценность.

Модельный эксперимент

это искусственное воспроизведение какого-либо явления, аналогичного другому изучаемому явлению. Модельный эксперимент может выражаться более или менее точно воспроизведение отдельных элементов деятельности оператора на тренажерах. Однако, если модельный эксперимент проводится в целях психофизиологического отбора оператора, то действия испытуемого во время эксперимента не обязательно должны быть идентичны по форме и действиям оператора при выполнении поставленной задачи.

Литература

  • Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. — М.: МИР, 1968
  • Wickens, Christopher D. (1984). Engineering Psychology and Human Performance. Columbus: Merrill.
  • Основы инженерной психологии. Учебник для техн. ВУЗов / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986.
  • Howell, William Carl (1971). Engineering Psychology: Current Perspectives in Research. New York: Appleton-Century-Crofts. ISBN 978-0-390-46456-9.
  • Пископпель А. А., Вучетич Г. Г., Сергиенко С. К., Щедровицкий Л. П. Инженерная психология (дисциплинарная организация и концептуальный строй). — М, 1994.
  • Wickens, Christopher D.; Hollands, J.G. (2000), Engineering Psychology and Human Performance, Prentice-Hall, ISBN 978-0-321-04711-3
  • Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Академия, 2005.
  • Сергеев С. Ф. Инженерная психология и эргономика. — М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  • Francis Durso, Patricia DeLucia (2010), «Engineering Psychology», The Corsini Encyclopedia of Psychology, 2, John Wiley and Sons, pp. 573–576, ISBN 978-0-470-17026-7
  • Stanley N. Roscoe (1997), The Adolescence of Engineering Psychology, Human Factors and Ergonomics Society, archived from the original on 28 September 2011, retrieved 2 July 2011
  • Journal of Engineering Psychology

История инженерной психологии

В истории развития научного направления выделяют два этапа.

  1. Первый этап связан с возникновением новой области знаний и активным накоплением практических исследований (20-60 гг. 20 века). Это было обусловлено развитием техники и проведением экспериментов, которые подготовили основу для зарождения инженерной психологии как науки. Основателями инженерной психологии как нового научного направления стали американские и английские психологи: А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет. В России первыми исследованиями инженерно-психологического характера стали разработки, проведенные в двадцатые годы XX века в сфере психологии труда и психотехники. В октябре 1959г. в ЛГУ была организована лаборатория индустриальной психологии, где руководителем был Б. Ломов. В 1963 г. была выпущена его монография «Человек и техника». Именно данная работа стала тем научным трудом, которая послужила роль толчка к проведению масштабных исследований по главным проблемам инженерной психологии. Данный этап характеризуется «машиноцентрическим» подходом, когда осуществлялось активное накопление эмпирического материала. Именно эти наработки и стали в дальнейшем основой различных методических рекомендаций, инженерно-психологических нормативов, всевозможных учебников.

  2. Второй этап связан с теоретическим оформлением инженерной психологии (60-90 гг. 20 века). Преобладающим становится «антропоцентрический» подход, согласно которому человек рассматривается как субъект, а техника — средство труда. Данный этап характеризуется переходом от обезличенного к индивидуальному человеку, в руках которого находится пульт управления.
  3. Третий этап характеризуется системными исследованиями в инженерной психологии (90 гг. 20 века — настоящее время). Человек рассматривается не просто как звено системы «человек — машина», акцент смещается на проектирование деятельности человека в системах «человек-техника».

Беседа с инженерным психологом Анатолием Костиным

Удобство — ключевая характеристика любой вещи, особенно если это коммерческий продукт. Часто производители так увлечены поиском инновационных и многофункциональных решений, что забывают об этой «мелочи». А ведь многим вещам славу принес как раз удачный интерфейс: вспомните Macintosh или iPod. Инженерный психолог и юзабилист Анатолий Костин раньше проектировал оборудование для космонавтов, а сейчас создает компьютерные интерфейсы и web-сайты. О правилах инженерной психологии, науке об удобстве техники, профессор Костин, научный реководитель UsabilityLab, рассказал старшему редактору «HBR — Россия» Дмитрию Фалалееву. Главный постулат юзабилити — отталкиваться не от тех задач, которые сам придумываешь или способен решить, а от того, что ищет пользователь. Проектирование интерфейса должно начинаться не с программирования, а с понимания того, в каких условиях работает потребитель и с кем взаимодействует. Это так называемый «сценарий деятельности», он должен предшествовать началу работ. В жизни порой побеждает другой подход: давайте сделаем программу, в которой будет то-то и то-то — а клиент потом это оценит. Но как этой программой будут пользоваться люди, никто не подумал. Проблема в том, что готовый продукт невозможно адаптировать — это кривой дом, который проще сломать, чем чинить. Постулат юзабилити работает не только применительно к компьютерным и ядерным установкам. Просто компьютерный интерфейс появился позже других. Раньше инженерные психологи проектировали пульты управления атомных станций, заводов, приборных панелей автомобилей и др. На еще более общем уровне этим занимается эргономика. Эргономисты до сих пор работают даже с простейшими инструментами. Принципы создания удобной вещи очень похожи — вот один из главных выводов беседы. Большинство людей никогда не слышало про инженерную психологию. Что это за наука? Инженерная психология — пограничная область между техникой и психологией. Эта наука зародилась в середине XX века. В 1950-х произошел впечатляющий скачок в развитии техники: появились реактивная авиация, сложнейшие промышленные установки. И вслед за этим резко возросло количество человеческих ошибок при управлении техникой. Некоторые приводили к серьезным и даже трагическим последствиям. Раньше к ошибкам относились очень просто: виноват человек — недосмотрел, отвлекся, неквалифицирован. Если жертв не было, его наказывали — и благополучно забывали про инцидент. Пока аварии были единичными, такой подход более или менее годился, но тут ошибки посыпались как из рога изобилия. Наказывать надо было всех и по несколько раз на день — естественно, это было глупо и бессмысленно. Стало понятно, что природа человеческих ошибок имеет неучтенную закономерность: виной всему была неприспособленность техники к возможностям человека. Раньше никто не задавался целью делать технику такой, чтобы с ней было удобно работать, но теперь выбора не оставалось. Так родилась эргономика — наука о труде. А уже в нее вошла инженерная психология, изучающая взаимодействие человека и техники. Вот только раньше надо было делать технику удобной для подготовленного оператора, а сейчас — для массового потребителя. Смена объектов непринципиальна, закономерности остались прежними. Так или иначе, постепенно наука развивалась, и ее результатами стали пользоваться не только на промышленных предприятиях, но и на частных производствах. А в 1980-х годах американцы ввели в обиход понятие юзабилити, которое означает область инженерной психологии, занимающейся проблемами создания компьютерных интерфейсов. По-русски звучит дико, но найти корректный эквивалент пока никто не смог: удобопользуемость, удобство — все плохо. Так что пользуемся английским термином. Вы совершенствуете интерфейсы компьютерных программ. Объясните, в чем секрет успеха Apple? Macintosh считается одной из самых удобных систем. Дело в удачности или неудачности тех или иных решений. Вот у Microsoft, по моим представлениям, одно из самых больших юзабилити подразделений, в котором тестируют и исследуют интерфейсы разрабатываемых программных продуктов. Так что считать, будто об удобстве думают только в Apple, неверно. Просто многофункциональность, за которую борются многие крупные разработчики, — палка о двух концах. Они стремятся запихнуть в продукт как можно больше опций. Но есть закономерность: 90% людей используют возможности программного обеспечения на 10%, про оставшиеся 90% функций знают только продвинутые пользователи, а их максимум 10%. Огромное число опций перегружает интерфейс, и простому человеку, чтобы решить тривиальную задачу, приходится продираться сквозь дебри. Ну а каком удобстве тут может идти речь?! Чем больше функций, тем сложнее добиться юзабилити? Естественно. Сложность продукта возрастает, умножаются связи между функциями, стало быть, увеличивается число возможных незапланированных ситуаций. Все это выливается на пользователя. Ведь почему Apple добилась успеха? Функциональность Mac «сжата» до минимума, на виду только те опции, которые человек ищет в первую очередь. У Mac вообще очень незамысловатый интерфейс — поэтому он и стал таким популярным. Но не надо огульно обвинять юзабилистов остальных ИТ-корпораций — просто они проповедуют другую философию. Она изначально была нацелена на увеличение функций и усложнение продукта. Вывод напрашивается сам собой: получается, многофункциональный продукт нельзя сделать простым? В общем-то да. Одно из главных правил юзабилити гласит: лучше сделать несколько относительно простых продуктов для разных групп пользователей, чем один сложный и громоздкий и потом адаптировать его для нескольких групп. Все равно ведь каждому не угодишь, а при узкой специализации продукт по крайней мере становится понятным и удобным. Какие еще правила есть в юзабилити? На самом деле главный постулат один: идти не от тех задач, которые ты сам придумываешь или в состоянии решить, а от того, что ищет пользователь. Казалось бы, неоригинальный вывод, но на самом деле очень глубокий. Проектирование интерфейса должно начинаться не с программирования, как многие думают, а с определения задач, которые предстоит решать человеку, с понимания того, в каких условиях он работает, с кем взаимодействует. Это так называемый сценарий деятельности, его составление должно предшествовать проектированию. Но в жизни часто все происходит иначе: давайте сделаем такую программу, чтобы в ней было то-то и то-то. Хорошо, сделали, а как этим будут пользоваться люди, никто не подумал. Проблема в том, что готовый продукт потом невозможно адаптировать — кривой дом проще сломать, чем чинить. Я так понимаю, это очень распространенная ошибка? Пожалуй, самая типичная. Многие заблуждаются, считая, что юзабилити, удобство — это применимо только лишь к интерфейсу. Часто бывает, что юзабилиста приглашают, когда продукт уже спроектирован: вот мы сделали, а ты облагородь, расставь правильно иконки. Но инженерный психолог и графический дизайнер — не одно и то же. И кривую работу не переделать, все нужно начинать с нуля, уже по правилам. Вот только мало кто на это соглашается: затрачены деньги, труд людей, время, горят сроки. Получается этакий чемодан без ручки — и бросить жалко, и носить неудобно. В таком виде продукт и попадает к пользователю. А если бы его создатели отталкивались от потребителя, а не от собственных фантазий, то и отдача была бы совсем другой. Те правила, о которых вы говорите, работают на уровне логики. Зачем тут знать психологию? Вместо ответа приведу один характерный пример. В авиации есть такой прибор — авиагоризонт. Он показывает положение самолета относительно линии горизонта и нужен пилоту, чтобы ориентироваться в пространстве, когда земля не видна. По сути это шарик с поперечной линией — сверху небо, снизу земля и силуэт самолета. Казалось бы, куда уж проще, однако есть одна маленькая закавыка. Дело в том, что прибор можно сконструировать двумя разными способами: сделать землю неподвижной, а самолетик подвижным, и наоборот. Американцы закрепили самолет, а мы — землю. Казалось бы, невелика разница. Однако наши инженерные психологи доказали: раз летит на самом деле самолет, то он и должен быть подвижным. Когда угол крена машины небольшой, то действительно особой разницы нет и ориентироваться легко, но когда самолет совершает крутой вираж, летчику приходиться мысленно проводить сложные преобразования, представляя себе, как машина повернута относительно земли. А на приборе-то все наоборот! Очень часто в результате человек теряет ориентацию, что приводит к самым трагичным последствиям. Пилот всегда неосознанно соотносит себя с самолетом на экране? Конечно. Я даже думаю, что виной многих катастроф стал психологически неадекватный авиагоризонт — на западных самолетах стоит американская версия. Давайте вернемся к менее экстремальным примерам неудобных интерфейсов. Сколько готов мучиться человек, прежде чем он закроет программу или уйдет сайта? Это очень индивидуально, все зависит от типа личности и мотивации. Конечно, на сайте человек должен достичь цели за два-три клика, не больше, иначе он запутается или вообще забудет, что ищет. Но если вам кровь из носа нужно добиться своего, то вы все равно пробьетесь. А если не очень — бросите на третьем-четвертом клике. Я это знаю по себе: когда интернет-сайт одной из центральных газет изменил верстку, я, проклиная все на свете, тщетно пытался найти кнопку «Поиск», но не уходил с сайта, т.к. очень нужен был один старый материал Обычная ситуация — у меня то же самое было с одним популярным новостным ресурсом. В результате я перестал его читать. Но, может, новая верстка сделана психологически правильно, просто надо привыкнуть? Ничего подобного — раз вы ушли, значит, создатели что-то недоработали. Скорее всего, они хотели улучшать дизайн и добавить кое-какие функции. Облагородить-то они все облагородили, только вот не подумали, как этим будет пользоваться человек. Значит, ошибается тот, кто думает, что отток клиентов после смены дизайна — явление временное? Мол, постепенно привыкнут. Вот именно. Когда удобно, люди не уходят. Такие сайты — типичный пример проектирования «из головы». По-хорошему, сначала надо провести исследование — не маркетинговое или социальное, а психологическое: что люди ищут, зачем, сколько времени готовы потратить на поиск и т.д. То есть в идеале к каждому пользователю надо подходить индивидуально? Юзабилити — это не просто удобство, но удобство для конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Если продукт сделан для абстрактного человека, то он никогда не станет популярным. Перед глазами всегда должен быть прототип. В инженерной психологии есть даже такое понятие как персонажи. Им создают биографию, личностные особенности, детали. Сначала персонажей несколько — нужно перебрать все потенциальные варианты. По ходу работы целевые группы начинают выкристаллизовываться и остается один или несколько персонажей: например, домохозяйка за сорок, студент, пенсионер и т.д. А потом надо сделать продукт, который удовлетворил бы всем трем персонажам? А вот это вопрос. Может, надо сделать три разных продукта — иногда ведь персонажи принципиально отличаются друг от друга. Руководитель проекта, конечно, предпочтет универсальное решение, но оно не всегда бывает оправдано. Тут неплохо бы посоветоваться с инженерным психологом. Насколько важны психологические трюки? Ну вроде того, что человек чаще смотрит в правый угол экрана, но не смотрит в левый и т.д. Привлечь внимание можно стандартными дизайнерскими приемами: цветом, размером. Предпочтения по цветам и по размерам иконок, разумеется, существуют, но это простейшие вещи, задачка для графического дизайнера. Время нажатия на кнопку, число кликов и т.д. не раскрывают причин действий человека. Для этого нужен психолог, который еще на этапе анализа и проектирования создаст адекватный инструментарий. Гораздо важнее — что вывести на экран монитора. Представьте себе, например, интерфейс программы для трейдеров — это огромный объем информации. И вот здесь, как именно отразить, — вторичный вопрос, важнее — что. А чтобы понимать это, нужно разобраться в работе трейдера. И уже после этого можно расставлять информацию по приоритетности и программировать интерфейс. В общем, мы снова вернулись к главному правилу юзабилити: отталкиваемся от деятельности человека. Эти правила подойдут и в случае небольшой группы людей? Например, если речь идет о софте для сотрудников одной компании? Снова приведу пример. Один мой коллега проектировал интерфейс для телекомпании, он должен был разработать программу, которая позволяла бы редакторам оперативно работать с поступающими текстами. Интерфейс получался не слишком сложным: надо было выбрать текст, загрузить, начать с ним работу и т.д. Было создано несколько вариантов, но ни один не устраивал заказчиков. Система, по сути, не работала. Одни тексты всегда были предпочтительнее других, и за них шла война, другие, наоборот, никому не были интересны — в общем, в редакции воцарился хаос. Получилось, что несовершенство интерфейса привело к социальной напряженности в подразделении. Ситуацию решили предельно просто — отказались от развернутых вариантов интерфейса, оставив всего одну виртуальную кнопку. На ней была надпись: «Получить текст». И все — проблемы на этом кончились. Почему? Не стало проблемы выбора, и острота взаимоотношений между людьми тоже сошли на нет. Редакторы перестали выбирать тексты получше, теперь они просто получали их по мере поступления. В связи с этим случаем напрашиваются сразу два вывода. Первый — проектировать интерфейс нужно с учетом не только психологии индивида, но и социальных связей в группе (особенно если речь идет о внутрикорпоративных программах). Второй — иногда человека лучше лишить выбора и предложить ему уже готовые опции. А если мы имеем дело, например, с клиентами банка, которым нужно доходчиво рассказать о кредитах? Аудитория огромная, нужно ли ее исследовать? Конечно. Пусть и не так досконально — но нужно. Неужели правильнее вывалить на сайт всю нужную и ненужную информацию? Простое структурирование, к которому всегда прибегают владельцы коммерческих сайтов, тут не поможет. Оно подчинено формальным принципам — это просто ряд разделов-кнопок, чтобы совсем уж не утонуть в информации. А нужны ли они клиенту? Или зачем ему, скажем, кнопка поиска на сайте банка? Я сомневаюсь, что разработчики коммерческих сайтов задают такие вопросы. Вы говорите о компьютерных интерфейсах, но похоже, что эти правила универсальны. В конце концов, непродуманная структура и справочная информация торгового центра — тоже недоработка интерфейса. Совершенно верно. Просто компьютерный интерфейс хронологически появился позже других. Раньше инженерные психологи проектировали пульты управления атомных станций, технологических производств, приборных панелей самолетов, космических и морских кораблей, автомобилей и др.На еще более общем уровне совершенствованием удобства широко распространенных вещей, бытовых приборов, инструментов занимается эргономика. Принципы создания удобной вещи очень похожи, хотя какие-то отличия, конечно, всегда есть. Значит, навыки инженерного психолога или эргономиста всегда пригодятся? Ну, это уже давно очевидно. Для создания любого коммерческого продукта нужен юзабилист. Представления разработчиков, программистов, на которые раньше опирались, — абсолютно неадекватны. К счастью, в последнее время российские предприниматели стали это понимать.

Предмет, цель и задачи инженерной психологии.

Инженерная психология

— это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «человек-машина» (СЧМ).

Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека.

Человек это субъект труда, а машина это орудие труда.

Таким образом предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники.

Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука инженерная психология изучает психологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решая задачу информационного приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает культы ( панели ) управления технических устройств, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.

Таким образом конечной целью инженерной психологии является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека-оператора с техническим средством, повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологий.

Главной задачей инженерной психологии является разработка оптимальных методов и средств разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой с одной стороны, и трудовой деятельностью человека с другой.

Основные задачи инженерной психологии.

1. Анализ функций человека в системе «Человек-машина», изучение структуры и классификация деятельности оператора.

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит …

2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором, которая включает: Прием информации, Переработку информации, Принятие решения, Осуществление управляющей деятельности.

3. Разработка принципов построения рабочих мест оператора.

4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ.

5. Разработка принципов и методов проффесиональной подготовки операторов, которая включает: Проффесиональный отбор, обучение, тренировку, формирование коллектива.

6. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ.

В более конкретном плане проблематика инженерной психологии может быть разделена на ряд направлений:

1. Методологическое

, включающее в себя определение предмета и цели исследования, разработка методов и принципов исследования и установление места инженерной психологии в системе наук.

2. Психофизиологическое

, включающее в себя характер оператора, анализ деятельности оператора и изучение состояний оператора.

3. Систематическое

, разработка принципов построения элементов СЧМ, проектирование и оценка СЧМ, и оценка надежности и эффективности СЧМ.

4. Эксплуатационное,

включает проффесиональную подготовку операторов, психологическое обеспечение научной организации труда и разработку методов повышения работоспособности операторов.

№ 3 «Водитель как оператор ВАДС»

Человек, управляющий техникой на современном уровне развития общественного производства, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия системы «человек-машина» (СЧМ).

Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Оператор — это человек, выполняющий какую-либо операцию (действие).

Функции оператора выполняют работники самых различных профессий. Основным содержанием их деятельности являются прием, анализ, переработка информации и выполнение соответствующих действий по управлению регулируемым объектом или производственным процессом.

Водителя автомобиля можно рассматривать как оператора сложной системы ВАДС ( Водитель.Автомобиль.Дорога.Среда). Эффективность работы любой СЧМ, в том числе и системы ВАДС, зависит от надежности оператора, которая определяется безотказностью его работы.

Различают психологическую надежность оператора, которая определяется соответствием его психологических качеств требованиям выполняемой деятельности, и физиологическую надежность, зависящую от физических данных и состояния и здоровья.

Строение нервной системы

Материальной основой психического выступает головной мозг, по этому большое значение в познании психики человека имеют знания по физиологии человека, головного мозга и высшей нервной деятельности.

Задачи нервной системы человека

1) Координация органов тела и физиологических систем организма. 2) Взаимодействие организма как целостной системы со средой.

Строение нервной системы

1) Первичным элементом нервной системы является нейрон — нервная клетка. Её функциями являются: проведение нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе ( Ц Н С ); проведение нервных импульсов от ЦНС органам движения и проведение нервных импульсов от одного участка ЦНС к другому. 2) Нервная система делится на центральную (головной, промежуточный и спинной мозг) и периферийную (нервная система участков всего тела и внутренних органов человека.

Часть ЦНС и периферийной, регулирующей внутренние органы и части организма, называют вегетативной
нервной системой.
Другая часть нервной системы, которая обеспечивает взаимодействие органов со средой, называется
Анимальнойнервной системой.
13 стр., 6391 слов

Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

… чихание, дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга. У человека имеется свой рано созревающий набор функциональны систем,т.е. свой системогенез. … у него срыв нервной деятельности. Для детей раннего возраста сверхсильными раздражителями могут оказаться хотя и безобидные, но незнакомые объекты: новый человек, гром, сильный …

Строение головного мозга

Человеческий мозг состоит из 25 миллиардов нейронов, которые представляют собой серое вещество. Мозг покрыт оболочками: твердой, мягкой и паутинной (по её каналам циркулирует так называемый «ликвор», который является спинномозговой жидкостью и является амортизатором, защищающим головной мозг от ударов).

Конечный мозг

протянулся от затылочной до лобной кости. В нем различают два больших полушария. Он отличается от других отделов мозга наличием большого количества извилин и борозд.

Полушария различают доли (теменную, лобную, затылочную, височную), кору и подкорку.

Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое правой. Они дополняют друг друга.

Кора головного мозга

это поверхностный слой толщиной в 3 мм, покрывающий полушария. Он состоит из вертикально ориентированных нервных клеток с отростками.

Функции коры головного мозга: височная доля — слух и обоняние; затылочная доля — зрение; теменная — осязание и вкус; лобная — речь, движение, сложное мышление.

Каждый нейрон (серое вещество) имеет до 10 000 контактов с другими нейронами.

Белое вещество головного мозга

— это нервные волокна. Внутри полушарий мозга находятся скопления серого вещества. Его функции — передача информации. Конечный мозг управляет всеми важными для жизни человека процессами, и нашими интеллектуальными способностями.

Промежуточный мозг

состоит из
гипоталамуса, метоталамуса, таламуса и эпиталамуса.
Таламус — это посредник, в котором все полученные раздражения направляются в полушария мозга. Его часто называют «зрительным бугром». Благодаря ему организм быстро приспосабливается к изменяющийся внешней среде.

Гипоталамус — это подкорковый центр, в котором происходит регуляция вегетативных функций. Он регулирует бодрствование и сон, формирует питьевое и пищевое поведение.

Задний мозг

состоит из расположенного спереди моста, и находящегося позади него мозжечка. Мост имеет вид белого толстого валика. От функционирования мозжечка зависит наша координация движений.

Средний мозг

— в нем расположен центр ориентировочного рефлекса, обеспечивающий поворот тела в сторону резкого шума.

Продолговатый мозг

являет собой продолжение спинного мозга. Этот мозг отвечает за координацию движения, равновесие, регуляцию обмена веществ, кровообращение и дыхание.

Лекция №3

Деятельность оператора СЧМ

1) Психологический анализ деятельности; 2) Основные характеристики и виды деятельности оператора; 3) Психологические аспекты принятия решений оператором;

Примеры похожих учебных работ

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

… мозгом. Физиологические механизмы поведения человека — результат совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Человек … програм­мы действия (последовательности нервных команд, поступающих к исполнителям: …

Высшая нервная деятельность 7

… объединял в первую сиг­нальную систему. У человека, отличающегося от животных уровнем органи­зации головного мозга, коры его полушарий, особенностя­ми высшей нервной деятельности, появилась речь, способ­ность к …

Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии …

… психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией … изучения групповой деятельности. Модели́рование … ПС ТР операторов автоматизир-з … изучения движений человека путем фотографирования …

Высшая нервная деятельность 3

… мозга постоянно возникают временные связи между различными центрами. Главное отличие высшей нервной деятельности человека … (центростремительные) нервные волокна, проводящие возбуждения в центральную нервную систему. 3. Нервные центры, где …

Тема 3. Основы высшей нервной деятельности

… гипоталамус, большие полушария головного мозга). 7. Основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Сравнительная характеристика безусловного и условного рефлексов. 8. Первая сигнальная система как реакция на …

Цель и задачи, изучение практического трудового процесса

Достижением главной цели является обеспечение эффективной работы схемы — человек и техника. Для этого необходима теоретическая и практическая база, изучение на базе комплекса наук. Инженерная психология — наука, которая изучает технические характеристики труда и трудовую активность работника с целью улучшения.

Для улучшения технологической стороны рабочего процесса необходимо:

  • минимизировать время выполнения отдельных трудовых операций;
  • исключать ошибки в трудовом процессе;
  • сократить риски, связанные с выполнением деятельности;
  • сохранить работоспособность, сократить энергозатраты во время трудового процесса.

Для улучшения условий, стимулирующих нормальную рабочую деятельность, необходимо:

  • рационально использовать пространство;
  • соблюдать соответствие сложности техники и уровня подготовки;
  • устранять вредные факторы среды;
  • повышать надежность механизмов;
  • улучшать эстетический вид устройств.

Помимо улучшения условий производства, для стимуляции операторов необходимо улучшать социальные условия, вырабатывать позитивную мотивацию к труду.

К задачам психологов, изучающих специфику труда, относятся теоретические и практические задачи. Теоретическая отрасль занимается изучением человека, психических свойств, психофизиологического состояния, особенности трудовой деятельности. Исследования направлены на выяснение особенностей психологических процессов работников, обработке информации при управлении техникой, изучение регуляторных функций. Практическая отрасль исследует взаимодействие человека с техникой. Ее предмет — согласование, приспособление оператора к агрегатам, грамотное распределение рабочих функций.

Уровни функциональной активности

Нервная система человека и ее отдельные части могут иметь три уровни функциональной активности:Первый уровень — состояние относительного функционального покоя

, характеризуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности, но при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности, и готовые среагировать в нужный момент.
Возбуждение
— процесс повышенной активности в результате воздействия на организм каких-то факторов и раздражителей. По источнику они могут быть внешними или внутренними.
Торможение
— процесс торможения, процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной системы, ведущей к нарушению, угасанию связей в нервной системе. Особой формой торможения является
запредельное торможение,
вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах максимально усиливается, переходит в свою противоположность — торможение, что является своеобразным защитным организмом нервной системы, охраняющим её от разрушения в экстремальных ситуациях. Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими особенностями, но и степенью значимости для данного человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]