Ты наверняка не раз встречала людей, которые поражают своим развитым воображением, неординарными мыслями и суждениями. Они являются творческими личностями, которые отличаются способностью генерировать свежие идеи. Быть может, ты сама – такой человек?
Творческий процесс требует решения задач нетиповыми неординарными методами. Это могут быть как логические пути решения проблемы с помощью анализа, синтеза, обобщающих приемов, метода индукции и дедукции, так и эвристические, т.е. основанные на работе интуиции, на иррациональных подходах.
Фото Florian Klauer on Unsplash
Эвристика как наука изучает суть творческой деятельности. Психология объясняет эвристический путь познания как способ получить ответ творческой задачи путем метода проб и ошибок.
Эвристическое познание способствует лучшему пониманию индивидом сути проблемы и поиска путей ее решения.
На самом деле, человеком опытным путем либо доказывается информация, либо отвергается. Эвристика подвластна только человеческому сознанию, то есть ее методы не могут быть использованы искусственным интеллектом.
Ведь творчество предполагает некие «отклонения» в решении задач, но они приводят к гениальным результатам.
В этой статье:
Какие эвристические методы можно применять на практикеКак применять методы эвристики на практикеНесколько эффективных методик поиска нестандартного решенияЭвристика и жизнь
Какие эвристические методы можно применять на практике
Вот тебе несколько «рабочих» схем, которые могут пригодиться:
- Метод «мозгового штурма».
Применение данного метода предполагает внедрение группового творческого мышления. По мнению американского психолога А. Осборна, есть люди, которым подвластна генерация оригинальных идей, но они испытывают сложности с их анализом. И, наоборот, некоторым индивидам легко отрабатывать чужие идеи, в то время как с выработкой собственных идей у них возникают затруднения.
Эвристика доступности
Метод «мозгового штурма» – это предложение множества разных идей, из которых методом анализа можно выделить наиболее действенные креативные примеры. Поэтому мысли оригинально, игнорируя стандарты мышления, чтобы получить неординарные решения.
- Метод синектики.
Согласно этому методу, который образовался в результате использования мозгового штурма в практической деятельности, происходит отбор среди участников группы (синекторов).
На первом этапе осуществляют оценку знаний и рассматривается опыт индивида; второй этап – анализ творческого потенциала; третий этап – рассмотрение коммуникативных способностей. Прохождение этих этапов необходимо для того, чтобы сделать выбор участников, которые будут задействованы в применении метода синектики.
Далее происходит разработка разных вариантов идей, которые формируются благодаря знаниям и эмоциональному опыту. Такая коллективная работа порождает оригинальные идеи, однако возможно быстрое привыкание участников группы друг к другу, что снижает общую продуктивность метода.
- Морфологический ящик.
Метод основан на том, что создание нового – это комбинирование имеющегося старого, либо комплект из известного с неизвестным. То есть в данном случае рассматривается целостный комплекс связей, который подвергается тщательному анализу.
- Метод инверсии.
С помощью этого метода рождаются оригинальные и разнонаправленные идеи. Явления в данном случае рассматриваются со всех сторон, с применением как логического, так и интуитивного мышления, аналитического и синтетического, статистического и динамического методов. Применение данного метода требует определенного опыта, знаний и навыков, но результат его использования дает креативные необычные решения.
Эвристика — как эффективный способ решения управленческих задач
Эвристика — это совокупность приемов исследования, методика постановки вопросов и их решения; метод обучения с помощью наводящих вопросов.
Эвристические методы базируются на принципах, определяющих стратегию и тактику лиц, принимающих решения, при решении слабо определенных и неопределенных проблем. Они стимулируют творческое мышление в процессе принятия решения, позволяют генерировать новые идеи, использование которых дает возможность повышать эффективность решения управленческих задач. Кратко изложим эвристические методы, наиболее часто используемые в практике принятия решений.
Методы групповой работы
1. Метод «мозговой атаки». Бывают ситуации, когда лицу, принимающему решение, трудно найти вариант решения. В этом случае можно применить метод «мозговой атаки». Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение.
Существует несколько разновидностей этого метода: прямая «мозговая атака», обратная «мозговая атака», «конкуренция идей» и др. Рассмотрим первую и вторую разновидности.
1.1. Прямая «мозговая атака» форма работы коллективного генерирования идей по решению творческой задачи. Ее цель — отбор идей.
Правила для участников:
- участники садятся за стол лицом друг к другу;
- запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится;
- время выступления для участника — 1-2 мин;
- высказываются любые идеи, вплоть до бредовых;
- количество идей важнее их качества.
Рекомендации:
- идеи следует встречать с одобрением;
- необходимо верить в разрешимость проблемы;
- разрешается задавать вопросы, развивающие идею;
- следует стремиться к решению выдвинутой проблемы;
- все участники равноправны;
- не нужно думать о последствиях сказанного;
- группе не ставится конкретная задача, а характеризуется проблема в общем;
- нежелательны переглядывания, перешептывания, жесты, отвлекающие внимание от решения проблемы.
Руководитель должен:
- направлять ход дискуссии, задавать стимулирующие вопросы;
- подсказывать, использовать шутки, реплики, создающие неформальную обстановку.
Ограничения и условия:
- количество участников — 4-15;
- желателен различный уровень их образования и специализации;
- необходимо соблюдать баланс в уровне активности, темперамента;
- время работы — от 15 мин. до 1 ч.
Идеи отбирают специалисты — эксперты, осуществляющие оценки в два этапа: вначале отбирают наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем оптимальные, с учетом задачи и цели ее решения.
1.2. Обратная «мозговая атака». Технология этой формы коллективного взаимодействия предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся.
Правила для участников:
- • критикуется, обсуждается и оценивается каждая идея по критериям: соответствия начальным требованиям, возможности ее реализации или отсутствия таковой; реализации по затратам, применимости в другой сфере;
- • критика излагается лаконично, позитивно. Идеи, требующие продолжительного времени для обсуждения, рассматриваются позже;
- • выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу;
- • продолжительность выступления — 15—20 мин;
- • желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке.
Обратная «мозговая атака» может быть проведена сразу после прямой, когда после коллективного генерирования идей формируются контридеи. При этом производятся:
- систематизация и классификация идей, а также их группирование по признакам, выражающим общие подходы к решению проблемы;
- оценка идей на реализуемость и поиск препятствий к этому;
- оценка критических замечаний, отбор идеи и контридеи, выдержавших критику.
Целесообразно всех участников разделить на группы:
- генераторов идей (когда проводится прямая «мозговая атака»);
- анализа проблемной ситуации и оценки идей;
- генераторов контридей.
Этот метод базируется на принципах:
- взаимодействия в процессе поиска решения;
- доверия к творческим возможностям и способностям друг друга;
- оптимального сочетания интуитивного и логического (запрет критики, критического анализа идей приводит к торможению левополушарных процессов мозга и стимулированию правополушарных).
Преимущества метода:
- возможность использования всех имеющихся в аппарате управления специалистов;
- совершенствование социально-психологических внутригрупповых процессов.
Недостатки метода:
- позволяет найти идею в общем виде, не гарантируя тщательной ее разработки;
- неприменим при решении проблемы, требующей громоздких расчетов;
- требует хорошей подготовленности руководителя, владеющего навыками организации мыслетехнических, психотехнических процессов в группе;
- не всегда удается преодолеть инерцию мышления (следствие закона инерции).
1.3. Метод ключевых вопросов. Технологию его реализации целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы. Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления, наводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам.
Известно, что еще в Древнем Риме политикам рекомендовалось для сбора более полной информации о событии ставить перед собой ряд вопросов и отвечать на них: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
Принципиальные требования к использованию метода:
- проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами необходимо снижать проблемность задачи до оптимального уровня или уменьшать неопределенность проблемы;
- дробление информации. С помощью вопросов постараться разделить проблему на подпроблемы;
- целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.
Рекомендации для руководителя:
- должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения проблемы;
- в вопросах должна быть минимальная информация;
- при постановке серии вопросов необходимо: 1. снижать уровень проблемности задачи; 2. задавать вопросы, логически увязанные, интересные по форме, побуждающие к возникновению неожиданных взглядов на решаемую проблему;
- необходимо стимулировать как эмпирическое, аналитическое (аксиоматическое), так и диалектическое (творческое) мышление;
- проблему следует разбить на подпроблемы, этапы решения.
Рекомендации для членов группы (аппарата управления):
- запоминать наиболее характерные вопросы и стараться систематизировать их;
- ставить перед собой вопросы: 1. упрощающие проблему; 2. позволяющие осмыслить ее с новой неожиданной стороны; 3. стимулирующие использование имеющихся знаний и выработанных навыков; 4. разделяющие проблему на подпроблемы; 5. побуждающие к самоорганизации, самоконтролю.
Рекомендуется поэтапная постановка вопросов, стимулирующая решение проблемы и повышающая ее определенность.
Последовательность действий. Необходимо выяснить:
- что неизвестно;
- что дано;
- в чем состоит условие;
- возможно ли удовлетворить условие;
- достаточно ли условие для определения неизвестного (или нет, или чрезмерно, или противоречиво);
- сделать чертеж (рисунок);
- ввести подходящие обозначения;
- разделить условие на части;
- постараться записать их.
Формирование идеи и разработка плана решения:
- как найти связь между данными и неизвестными;
- известна ли какая-нибудь родственная задача;
- нельзя ли ею воспользоваться;
- нельзя ли использовать метод ее решения;
- не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей;
- нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще;
- нельзя ли придумать более доступную задачу, более общую, более частную, аналогичную;
- нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия;
- нельзя ли извлечь что-нибудь полезное из данных;
- все ли данные и условия использованы;
- приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.
Осуществление плана. Реализуя план решения, контролируйте свои шаги:
- ясно ли вам, что предпринятый план правилен;
- сумеете ли вы доказать, что он правилен.
Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли:
- проверить результат;
- проверить ход решения;
- получить тот же результат иначе;
- проверить правильность полученного результата;
- в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат;
- решить задачу, обратную этой.
2. Метод свободных ассоциаций. Отмечено, что на этапе генерирования идей при использовании новых ассоциаций повышается результативность творческой деятельности за счет возникновения новых идей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные связи между элементами решаемой проблемы и прежним опытом лиц, привлеченных к коллективной работе. Данный метод и технология его исполнения учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей. Так, если члены группы предлагают слово, понятие, то оно может стать базисом для установления ассоциативных связей.
Например, у некоторых людей слово, услышанное случайно, чей-то образ, картина, мелодия рождают идею, способствующую решению проблемы. Так, издателю одного журнала предстояло уменьшить его себестоимость. Мучительно раздумывая, он пытался найти экономичное решение. Случайно взяв орфографический словарь, он обратил внимание на слово «бумага», и сразу возник вопрос: «Заметит ли покупатель и подписчик, что бумага будет более дешевая?». Зафиксировав внимание на слове «газета», издатель подумал: «А почему не напечатать хотя бы один номер журнала на газетной бумаге?». Слово «картон» ассоциировалось у него с вопросом: «Может быть, и обложку сделать из более дешевого картона?» и т. д. Издатель схватил ручку и начал выписывать слова, давшие целую программу действий.
Рекомендации для руководителя:
- не спешить решать задачу (проблему), а попытаться неоднократно ее переформулировать, посмотреть на нее с другой стороны;
- предлагать слово, понятие, попытаться «вызвать» какой-то образ, который может стать стимулом для образования неожиданных свободных ассоциаций, способствующих возникновению идеи решения проблемы;
- на начальных этапах генерирования идей на основе образования ассоциаций критика запрещена;
- смена слов, понятий, картин, образующих ассоциации, должна происходить быстро.
Рекомендации для членов группы (аппарата управления):
- высказывать, демонстрировать все, что прямо или косвенно вызывает возникновение ассоциаций, идей;
- фиксировать любые идеи, зарождающиеся у коллег;
- после наработки идей систематизировать и классифицировать их;
- посредством критического анализа выбрать наилучшие идеи.
3. Метод инверсии. При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом. Нередко в ситуациях, в которых логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными, оптимальна противоположная альтернатива решения. Классический пример инверсии — изобретение ракеты К. Циолковским. Он решил, что придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и выпускающую вместо ядер газы. Метод и технология его исполнения базируются на принципе дуализма (двойственности), оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления, диалектического подхода к анализу объекта исследования.
Рекомендации для руководителя:
- побуждать (стимулировать) членов группы к неоднократному переформулированию проблемы в целях осмысления;
- наряду с прямой задачей выдвигать обратные;
- добиваться диалектики анализа и синтеза рассуждений;
- предлагать членам группы в процессе решения проблемы использовать противоположные процедуры.
Рекомендации для членов группы:
- помнить, что инверсия — поиск идей в направлениях, противоположных традиционным взглядам, убеждениям, здравому смыслу, формальной логике;
- начинать решать задачу с попытки ее переформулировать;
- ко всякой идее искать контридею;
- решая задачи, стараться использовать противоположные процедуры, средства.
Метод и данная психотехнология позволяют:
- развивать диалектику мышления;
- находить выход из безвыходных ситуаций;
- отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.
Применение этой формы работы с людьми требует развитых творческих способностей, базовых знаний, умений и навыков.
4. Метод синектики.Дает возможность получить наиболее оригинальные идеи за счет «обучения» участников использованию в процессе «мозговой атаки» методов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.
Условия и требования:
- проблема формулируется в общем (образном) виде;
- обсуждение следует начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;
- не рекомендуется останавливаться на одной, даже оригинальной идее решения;
- при затруднениях в решении проблемы следует вернуться к анализу ситуации, в которой возникла проблема;
- выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников.
Критический отбор и оценку идей решения проблемы лучше осуществлять поэтапно:
- анализ каждой выдвинутой идеи;
- группировка и классификация идей;
- критический анализ выдвинутых идей;
- отбор оригинальных, оптимальных решений.
Рекомендации для руководителя:
- применяются все рекомендации методов «мозговой атаки», аналогии, инверсии, свободных ассоциаций и др.;
- оптимальный состав группы — 3 -15 человек с разными способностями, профессиональными интересами и подготовкой;
- необходимо побуждать членов группы к многократному переформулированию проблемы;
- не следует успокаиваться при получении удачной идеи;
- использовать вопросы типа: «Ну и что?», «Как вы себе это представляете?», «А что здесь нового?», «А что, если сделать наоборот?».
Рекомендации для членов группы:
- максимально использовать личный опыт, знания, умения;
- не прибегать к преждевременным, поспешным формулировкам;
- выдвигая идеи, использовать аналогии, метафоры, инверсию, элементы игры, рассуждения вслух;
- анализировать объект с различных позиций: внешних и внутренних, научных и житейских, в различных ситуациях.
5. Метод 635. Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу. Заполняющий формуляр принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.
Условия: рекомендуемое количество участников — 6. Время на ротационную фазу может увеличиваться на последующих фазах. Технология позволяет получить до 108 (6 х 3 х 6) предложений.
6. Метод Дельфи. Внешне метод реализуется как многоуровневая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим изолированно друг от друга. Им предлагаются вопросы и формулировки ответов без аргументации. Например, в ответах могут быть числовые оценки параметров. Полученные оценки обрабатываются с целью получения средней и крайних оценок. Экспертам сообщаются результаты обработки первого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует.
В дальнейшем (во втором туре) эксперты изменяют свою оценку, объясняя причины корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются экспертам. При отклонениях оценок от среднего значения эксперты комментируют их. Туры повторяются, пока оценки не станут стабильными.
Итеративная процедура опроса с сообщением результатов обработки и их аргументацией побуждает экспертов критически осмыслить свои суждения. При опросе сохраняется анонимность ответов экспертов, что исключает конформизм (подавление одного мнения другим, более авторитетным).
Приемы индивидуальной работы
1. Прием «Ожидание вдохновения». При решении трудных задач, когда не удается сконцентрировать усилия, целесообразно чередовать напряженную интеллектуальную работу с расслаблением, отключением сознания от задачи. Однако перед сном следует вновь вспомнить о задаче и думать о ней, пока не уснешь. Утром или даже ночью, подчас неосознанно, проснувшись, можно встать и решить сложную задачу. Прием базируется на «просоночных состояниях», возникающих в период засыпания (метод Э. Куэ) и позволяющих «ставить задачи» своему мозгу. Психотехнология учитывает, что с переходом к естественному сну и «отключением» сознания бессознательное человека как бы программируется на решение какой-либо важной (актуальной) задачи.
2. Мыслительная технология: «метод Меттчета». Рекомендуется использовать следующие «режимы мышления» для создания, контроля и применения образа мышления при решении проблемы:
- стратегические схемы (действовать в соответствии со стратегией, создавать ее);
- образы (представлять проблему в виде схем, рисунков);
- в параллельных плоскостях (наблюдать за своими мыслями во время их пересечения);
- с разных точек зрения;
- в основных элементах (варианты решений, суждений, понятий, тактик, отношений, препятствий).
Технология может быть использована для организации индивидуального мышления лица, принимающего решения, а также для повышения эффективности его совместной работы с персоналом.
3. Аналитический прием: «Метод ликвидации безвыходных ситуаций». Используя данный способ, можно моделировать принятие различных управленческих решений, последовательно исключая факторы, приводящие к нежелательным прогнозируемым последствиям. Достигается это за счет варьирования решений: приспособить, модифицировать, усилить, ослабить, заменить, переделать, объединить использовать что-то по-другому.
Виктор Колпаков, кандидат военных наук, профессор кафедры управления персоналом Межрегиональной академии управления персоналом (г. Киев, Украина), полковник в отставке.
Источник: Elitarium.ru
Как применять методы эвристики на практике
Если ты занимаешься творческой деятельностью, то тебе пригодятся следующие правила для развития творческого мышления и формирования личности:
- Замечать внешнюю среду. Многое из того, что нас окружает, мы зачастую не замечаем. Особенно следует обращать внимание на детали.
- Изучать несколько областей знания. Это может быть математика, музыка, живопись, поэзия – не следует останавливаться на какой-либо узкой специализации, рассматривай все области познания для развития творческого потенциала.
- Устанавливать ассоциации. Изучая окружающий мир, находи новые способы применения предметам и вещам.
- Нестандартные решения. Концентрируйся на проблеме, но не ищи типовых решений.
- Идеи и смех. Смех вызывает позитивный отклик. Если твоя идея вызывает смех, то ее применение будет продуктивным.
- Идеи и жизнь. Творческая идея должна быть воплощена в жизнь. Только практика может подтвердить инновационное значение теоретической оригинальности.
Отзывы и комментарии
Если этот материал был для вас полезен, а также, если вы хотите поделиться собственным опытом или представлениями об эвристике, ее методах, их практическому применению, оставьте комментарий в специальном поле ниже.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Изобретательство: подборка полезных материалов
- Абдукция: поиск истины через расширение сознания
- Deep Learning: в чем суть метода глубокого обучения?
- Теорема Ферма и 380 лет на ее доказательство
- Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
- Эвристика репрезентативности
- Научное мышление: значение, особенности и методы
- Теории мышления
- ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
- Комбинаторное мышление
Ключевые слова:1Когнитивистика
Несколько эффективных методик поиска нестандартного решения
Семья, личная жизнь, бизнес – часто в твоей жизни возникают ситуации, которые встают перед тобой как непреодолимая стена. Если возникла проблема, то ее нужно решать, и, желательно, скоро и легко.
Для этого можно применить известную методику мозгового штурма. На практике ее использование заключается в том, что ты берешь несколько разных любых предметов и пытаешься связать их со своей проблемой. Записывай все, что приходит в голову – все это касается решения твоей задачи. Проанализируй результаты, и ты найдешь творческое решение.
Воспользуйся другим эффективным способом решения творческих задач. Это понимание того, что ты решаешь не проблему, а ставишь перед собой цель. То есть у тебя есть цель вместо проблемы. Когда ты четко определишь себе цель, то творческие решения появятся непременно.
Попробуй применить метод «преобразующего мышления». Задается комплекс вопросов. Отвечая на них, можно вывести творческую мысль и идею. Итак, предлагаем вопросы:
- Каким другим способом можно заменить данный процесс, методику, технологию?
- Возможно ли сравнение данного процесса, деятельности, подхода, методики с чем-нибудь похожим?
- Можно ли что-либо изменить: возможно ли добавление, акцентирование на чем-то или отказ от чего-либо, можно ли увеличить, уменьшить?
Image by Alexandr Ivanov from Pixabay
- Возможно ли посмотреть на проблему с другого ракурса или использовать ее для решения другой задачи?
- Что можно устранить без существенных потерь?
- Есть ли возможность переформулировки проблемы, ее преобразования?
Отвечая на эти, казалось бы, несложные вопросы, можно пошагово прийти к новым оригинальным решениям. И суть методики заключается в новом, не узком, а широком взгляде на вещи и ситуации.
Эвристика: история и современность
Эвристика (от древнегреческого ευρίσκω – «отыскиваю», «открываю») – совокупность логических приемов, методов и правил, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристика – это момент открытия нового, а также методы, которые используются в процессе этого открытия. Эвристикой еще называют науку, которая имеет дело с изучением творческой деятельности. В педагогике под этой категорией подразумевается метод обучения.
Как наука, изучающая творческое, неосознанное мышление человека, эвристика еще полностью не сформировалась. Ее предмет, методы тесно связаны с психологией, философией, физиологией высшей нервной деятельности и другими. Мы не будем сосредотачиваться на применении этого термина в конкретных отраслях науки, а предпримем попытку выяснить какие суждения, явления, смыслы исторически пребывали в .
По легенде, Архимед, принимая ванную, открыл один из главных законов гидростатики – закон вытеснения (названный позже в его честь). Следуя общепринятому мнению, после своего открытия он выкрикнул: «Эврика», что стало причиной привязки этого слова к открытию. Не будем судить о правдивости этой истории, достоверно известно другое. Именно в Древней Греции зародилась система обучения, называемая эвристикой. Ее автором был Сократ, а сводилась она к сократическим беседам (диалогу, в педагогике – сократический метод) – разговор учителя с учеником, в результате которого путем постановки наводящих вопросов, обучающийся самостоятельно приходит к нужному результату, находит решение задачи, что позволяет также развивать критическое мышление. В то же время, понятие «эвристика» употреблялось и в трактатах древнегреческих математиков (в особенности, Паппа Александрийского, которому многие приписывают первое упоминание этого термина), исходя из чего, можно судить о довольно широкой основе предмета этой отрасли.
В средние века значительный вклад в развитие эвристики внес Раймонд Луллий, который известен благодаря своей идее создания машины для решения самых разных задач на основе всеобщей классификации понятий.
Примерно до середины XIX века представления об эвристике как методе творчества и познания в целом сводились к уже упомянутому методу проб и ошибок. В Википедии приводится любопытная статистика: Томас Эдисон, работая над устройством щелочного аккумулятора, провел около 50 тыс. экспериментов!
Выделение эвристики из системы логического знания началось в 1850-1860-х гг. До этого попытки выделить эвристику в отдельную науку предпринимались Эвклидом, Р. Декартом, Г. Лейбницем. Но лишь в обозначенный период в науке начал формироваться подход к эвристике как своеобразному междисциплинарному методу со своими правилами, уверены канадские ученые М. Романисия и Ф. Пелатье, разрабатывающие данную проблематику.
Дальнейшее развитие эвристики связано с развитием в области других наук, в первую очередь психологии творчества и физиологии мозга. Современная психология и эвристика тесно связаны: они сосредотачиваются на задаче определения механизма принятия человеком решения в условиях недостаточности информации. Несовершенство эвристических методов приводит к ошибкам познания, которые в психологии принято называть когнитивными искажениями.
В ХХ веке основные успехи в развитии эвристики как науки были сопряжены с успехами ученых-психологов. Так, роль эвристики в принятии решений одними из первых изучили израильские психологи А. Тверски и Д. Канеман в 1973 г., но наибольшие достижения области связаны с именем нобелевского лауреата Г. Саймона. Он ввел понятие ограниченной реальности, которая отображает природу эвристической деятельности человеческого мозга. Суть идеи в том, что на выработку человеком решения влияют такие факторы как ограниченность имеющейся информации, познавательные границы разума и время.
Учение настолько прогрессивно, что в процессе его развития в современной психологии утвердилось такое понятие как «эвристика доступности», которым объясняются модели человеческого поведения. Если опустить научное определение этого термина и сформулировать его простыми словами, то эвристика доступности – это оценка реальности возникновения ситуации или явления на основе легкости приведения примеров для подтверждения. Важную роль в этом процессе играют СМИ. Например, увидев новости о кризисе и утрате рабочих мест, человек может начать думать, что тенденция глобальная и станет больше переживать по этому поводу, плохо спать, хуже справляться со своими обязанностями и в результате будет уволен. Прочитав в газете статью о победителе лотереи, может сложиться превратное мнение о том, что такое случается гораздо чаще, чем все привыкли думать, после чего последует желание потратить больше, чем обычно, денег на лотерейные билеты. Эвристика доступности – двустороннее явление, которое может быть как полезным (в плане быстродействия и реакции на проблему), так и негативным (в силу того, что может возникнуть заблуждение, которое приведет к недостаточной информированности или наоборот – значительной гиперболизации).
Эвристика и жизнь
Эвристическим приемам творческого мышления обучаются постепенно. Они не приходят к человеку с самого детства. Если у тебя нет креативного мышления, это не повод для переживаний. Творческую мысль можно развивать. Для этого необходимо ставить цели и четко понимать, к чему ты стремишься и чего добиваешься. Если цель определена, то вслед за ней ты получишь мотивацию.
Эвристическое учение стало прогрессивной частью современной психологии. С помощью эвристических методов человек ставит цели в условиях обладания неполноценной информацией и при отсутствии определенной программы по решению творческой задачи.
Эвристика – молодая наука, поэтому на многие вопросы ответы все еще не найдены. Однако ее методы эффективно применяются многими людьми, чья жизнь и профессия тесно связаны с творческой деятельностью.
Методы эвристики помогают принимать нестандартные креативные решения в практической сфере, улучшают качество жизни, расширяют сознание и познавательные границы человеческого разума.
История развития эвристики
Отцом-основателем самой сути эвристики считают Сократа. Он имел особенный подход при обучении своих последователей. Для того, чтобы человек смог познать суть предмета, или явления, великий философ использовал наводящие вопросы. Это позволяло ученику выстроить логическую цепочку, и в правильной последовательности «осознать» суть вещи. Подобные диалоги назывались «сократическими беседами» именно они по мнению многих легли в основу эвристических методов.
Метод Сократа неоднократно был описан и развит в трудах многих известных деятелей. В числе таких: Архимед, Г. Галилей, Ф. Бекон и другие. Эвристику с педагогической точки зрения, рассматривали в своих трудах Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Оба автора пришли к выводу, что ребёнок должен познавать новое, через призму собственного опыта. При этом, ученик должен иметь свободу выбора при решении поставленных задач. Такой же точки зрения придерживались С. Френе, С. Т. Шацкий, П. Ф. Каптерев и другие.
Новый толчок развития эвристика получила в прошлом столетии, этому способствовало изобретение электронной вычислительной машины. Создание ЭВМ способствовало упрощению и ускорению поиска правильного решения, ведь компьютер, на основе полученных от программиста моделей и алгоритмов, мог подобрать правильный ответ.