В то время как понятие «человек» подчеркивает его биосоциальное происхождение, «личность» связана главным образом с его социальными и психологическими аспектами. К ним относят чувство собственного достоинства, самооценку, ценностные ориентации, убеждения, принципы, по которым человек живет, его моральные, эстетические, социально-политические и другие социальные позиции, его убеждения и идеалы. А также характер, особенности его интеллекта, стиль и независимость его мышления, специфику его эмоционального состава, силу воли, образ мыслей и чувств, социальный статус. Понятие «личность» в истории философии рассматривалось с самых разных точек зрения.
Определение
Понятие личности в философии, психологии и социологии является одним из ключевых. Сам термин происходит от латинского слова persona, означающего маску. Личность — это шаблонный набор привычек, черт, взглядов и идей индивида. Поскольку они организованы внешне в роли и статусы и внутренне связаны с мотивацией, целями и различными аспектами самости.
Если представить кратко понятие личности в философии, можно сказать, что это ее сущность, смысл и предназначение в мире.
По словам Роберта Парка и Эрнеста Берджесса, это сумма и организация тех черт, которые определяют ее роль в группе. У других психологов это понятие охватывает организованную совокупность психологических процессов и статусов, относящихся к человеку. Также это все, что человек пережил и испытал, поскольку все это можно понять, как единство. Кроме того, это понятие относится к привычкам, взглядам и другим социальным чертам, которые характерны для поведения данного человека. По Юнгу, личность представляет собой совокупность поведения индивида с заданной системой тенденций, взаимодействующей с чередой ситуаций.
Основные положения персонализма
- Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
- Человек – это активное познающее существо.
- Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
- Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).
Различные точки зрения
На основании этих определений можно сказать, что, кроме философского, существует еще два основных подхода к изучению личности:
- психологический;
- социологический.
Психологический подход рассматривает личность, как определенный стиль, ей свойственный. Этот стиль определяется характерной организацией психических тенденций, комплексов, эмоций и настроений. Психологический подход позволяет нам понять явления дезорганизации личности и роль желаний, психического конфликта, репрессий и сублимации в ее росте. Социологический подход рассматривает личность с точки зрения статуса личности, ее понимания своей роли в группе, членом которой она является. То, что другие думают о нас, играет большую роль в формировании нашей личности.
Сущность
Таким образом, личность — это сумма идей, установок и ценностей человека, которые определяют его роль в обществе и составляют неотъемлемую часть его характера. Она приобретается в результате его участия в групповой жизни. Как член группы, он изучает определенные системы поведения и символические навыки, которые определяют его идеи, установки и социальные ценности. Эти идеи, отношения и ценности являются составляющими элементами. Рассматривая основное определение, следует учитывать, что понятия «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность» в философии являются однопорядковыми, но не идентичными.
Понятие личности в философии
Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание. В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность
Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом
В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.
Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.
Замечание 1
Личность определяет внутреннюю жизнь человека, определяет концепцию внутреннего «Я» и мышление. Кроме того, личность является основой для социального общения людей.
Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.
В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.
В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.
Значение
Рассматривая кратко понятие личности в философии, нужно отметить, что она является продуктом социального взаимодействия в групповой жизни. В обществе каждый человек имеет разные черты, такие как кожа, цвет, рост и вес. У людей разные типы личностей, потому что они не похожи друг на друга. Это относится к привычкам, взглядам, а также физическим качествам человека, они похожи, но различаются от группы к группе и от общества к обществу. Согласно этому подходу, у каждого есть личность, которая может быть хорошей или плохой, впечатляющей или не впечатляющей. Она развивается в процессе социализации в культуре определенной группы или общества. Невозможно определить ее индивидуально, потому что она варьируется от культуры к культуре и время от времени. Например, убийца считается преступником в мирное время и героем в войне. Чувство и действия человека во время взаимодействия формируют личность. Это сумма общего поведения человека и охватывает как явное, так и скрытое поведение, интересы, психику и интеллект. Это сумма физических и умственных способностей и умений.
Невозможно представить личность как нечто отдельное от человека или даже от его внешнего и общего физического вида. Это лицо, с которым мы сталкиваемся. Когда люди проводят пластические операции и подтяжку лица, они изменяют свой внешний облик, что, как показали психологические наблюдения, также меняет что-то в их психике. Все в человеке взаимосвязано и влияет на личность в целом. То, на что похож человек, является внешним выражением его внутреннего мира.
Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.
Генотип* индивида определяет схему его индивидуального развития.
Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них – теория биологического созревания – утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).
Другая теория – теория ведущей роли среды – утверждала, что среда – решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили его к накоплению знаний, умений и навыков.
Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека. Как известно, ядро биологической клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением и Х- и Y-хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1 : 500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом. Индивиды с лишней Х-хромосомой отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной агрессивностью Лишняя Y-xpoмосома обусловливает снижение уровня воли и интеллекта. Конечно, хромосомную аномальность нельзя трактовать как наличие у отдельных людей «генов преступности». Благоприятная система воспитания, учитывающая биологические особенности данного индивида, нейтрализует отрицательные стороны хромосомной аномалии. Для каждого развивающегося индивида существуют свои наследственно-средовые ограничения. Среда может стимулировать экспрессию (проявление) генетического потенциала.
В основе типологии индивида как представителя биологического вида могут лежать три различных критерия: генетический, нейрогуморалъный и врожденные особенности типа высшей нервной деятельности (нейротип).
По нейрогуморальным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) на воздействия среды выделяют три поведенческих типа: 1) А-тип (адреналовый), 2) НА-тип (норадреналовый), 3) А + НА-тип (смешанный).
Представители А-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечно-сосудистым заболеванием. (Среди мужчин доля А-типа составляет более 30%, среди женщин – 30%.) Представители НА-типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА-тип среди мужчин составляет 17%, среди женщин – 26%)
Представители А + НА-типа (смешанного) отличаются крайней повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью. Это люди истероидного типа – они артистичны, любят быть в центре внимания.
Связь с философией
Личностью считается социально развитый человек, тот, кто является частью конкретного исторического и природного контекста, той или иной социальной группы, человек, обладающий относительно устойчивой системой социально значимых личностных качеств и выполняющий соответствующие социальные роли. Интеллектуальные рамки личности формируются его потребностями, интересами, системой взглядов, особенностями темперамента, эмоций, силы воли, мотивации, ценностных ориентаций, независимости мышления, сознания и самосознания. Центральная черта личности — мировоззрение. Человек не может стать личностью, не развивая то, что известно, как мировоззрение, которое включает в себя его философский взгляд на мир.
Знание философии является неотъемлемым атрибутом высшего образования и культуры человека. Поскольку мировоззрение является привилегией современного индивида, а его ядром — философия, каждый должен знать философию, чтобы понять себя и окружающих. Даже те, кто отрицают и высмеивают философию, обладают ею. Только животное не имеет никакого мировоззрения. Оно не оценивает вещи в мире, смысл жизни и другие проблемы. Мировоззрение — это привилегия личности, то есть человека, возвышенного культурой.
Понятие личности преступника в криминологии
В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.
Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.
Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.
Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.
Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.
Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Социальная основа личности
И исторически, и онтогенетически человек становится личностью в той мере, в которой он ассимилирует культуру и способствует ее созданию. Наш далекий предок в условиях первобытной орды и начальных этапов становления общества еще не был личностью, хотя он уже был человеком. Ребенок, особенно в его ранние годы, — это, конечно, человек, но еще не личность. Ему еще предстоит стать ею в процессе своего развития, образования и воспитания.
Таким образом, понятие «личность» в философии подразумевает принцип, который объединяет биологическое и социальное в единое целое. А также все психологические процессы, качества и состояния, которые регулируют поведение, придавая ему определенную согласованность и стабильность по отношению к остальному миру, другим людям и себе. Личность — это социально-историческое, естественно обусловленное и индивидуально выраженное существо. Человек — это личность, поскольку он сознательно отличает себя от всего, что его окружает, и его отношение к миру существует в его сознании как определенная точка зрения в жизни. Личность — это человек, который обладает самосознанием и мировоззрением и достиг понимания своих социальных функций, своего места в мире, который осознал себя, как субъект исторического творчества, создателя истории.
Сущность и структура личности
На протяжении веков над вопросом, что такое «человек», «личность» задумывались и на него отвечали философы, теологи, антропологи, медики, психологи, социологи. Начало философскому осмыслению личности положили концептуальные разработки греческих мыслителей. Исключительность положения человека в мире особо подчеркнул Протагор в известном изречении «человек – мера всех вещей», которое Сократ дополнил следующим образом: «человек как мыслящий есть мера всех вещей».
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта жизнедеятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
Науки (и отдельные ученые) «выхватывают» только отдельные аспекты этой природы человека. Поэтому многообразие точек зрения на личность и множество теорий, описывающих ее, объясняются изначальной сложностью человека, его природы.
Еще от древних греков идет представление о человеке как о микромире. Они полагали, что существует большой мир (вселенная, макрокосмос) и малый мир (человек, микрокосм). Большой мир сложен, предстает перед нами разными своими сторонами, но и человек тоже сложен, являясь перед нами разными сторонами своей природы.
Особенность социологического подхода к изучению личности состоит в том, что социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, т.е. как продукт природы; цель и специфика социологического подхода – изучение личности как совокупности общественных отношений, т.е. как продукт общества.
Социологический подход выделяет в личности социально типическое. Основная проблематика социологической теории личности – формирование личности и развитие ее потребностей, закономерности взаимосвязи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности и др.
И для того чтобы ответить на вопрос, что же такое личность, нужно провести разграничение таких понятий как «человек», «индивид», «личность».
«Человек» – это лишь отличие биологического вида. Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens).
«Индивид» — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной общности. Индивидуальность – это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.
«Личность» —это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде его социально значимых черт и психобиологической основы. Личностью не рождаются, а становятся. Только появившийся на свет ребенок – человек, но еще не личность, хотя в нем уже заложена, запрограммирована реальная возможность последующего превращения в личность.
Специфика биологических и психологических признаков определяется во многом тем, какие именно социальные «свойства» приобретает тот или иной индивид. Таким образом, понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает социально значимые черты данного общества, той или иной социальной группы, общности. Поэтому преступник – это тоже личность (асоциальная личность), в чем студенты иногда сомневаются. А вот что касается душевно больного, то это может быть тот случай, когда наступает распад личности (в одном человеке и Наполеон, и Иван Иванович).
Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:
— изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и социальных институтов;
— изучение личности как объекта социальных отношений (воздействия общества на личность, в том числе в процессе ее формирования, социализации и т.п., т. е. воздействия как через общие социальные условия макросферы, так и через специфические социальные условия, представленные микросферой);
— рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе выделяя социальную деятельность и активность личности. Личность действует на основе социально обусловленных интересов; развитое самосознание позволяет выйти за рамки жестких ролевых предписаний. Личность как субъект социальных отношений характеризуется определенной автономностью, независимостью от общества.
Соотношение в личности социального и биологического – предмет многолетних дискуссий в социологической и философской литературе. Еще Спенсер в свое время, настаивая на примате биологического, писал об иллюзорности надежд на то, что недостатки человечества могут быть исправлены хорошими учреждениями. «Каков бы ни был социальный строй, несовершенная природа граждан будет проявляться в их дурных действиях. Такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы превратить олово инстинктов в золото поступков, не существует».
А между тем хорошо известны факты, когда дети, попавшие в раннем возрасте в логово зверя, при возвращении в человеческое общество так и не смогли приспособиться к нормальной человеческой жизни (овладеть речью, прямо ходить, есть с помощью ложки и т. д.). Следовательно, без социального окружения и обучения из человеческого существа личность не вырастет. Но, с другой стороны, вне всякого сомнения, вырастить Толстого или Чайковского невозможно ни при какой системе воспитания, если природа не заложила в личности этот «божий дар».
Строение и свойства человеческой природы еще до конца не выяснены, но можно сделать несколько очевидных предположений: прежде всего, человек есть живое природное существо, во-вторых, человек – социальное существо, в-третьих, он – существо духовное.
Таким образом, большинство ученых сходится на том, что личность является интегративной целостностью биогенных, психогенных и социальных элементов. В случае возникновения противоречий между этими «тремя братьями» наступает дезинтеграция личности. Например, когда культурный идеал, общепринятые нормы требуют подавления сильных биологических побуждений. Это может привести к психологическому срыву, заболеванию нервной системы. К числу социальных причин можно отнести: участие в нескольких социальных группах, навязывающих индивиду противоречивые системы ценностей и образцы поведения. Например, противоречия между системой ценностей в семье и молодежной группой, между влюбленными и семьей и др.
Может возникнуть противоречие между био- и психологическими элементами и требованиями социальных ролей. Например, когда робкий и несмелый человек вынужден брать на себя роль, требующую большой ответственности, инициативы и смелых решений, тогда невозможность приспособиться к роли кончается дезинтеграцией личности, нервным срывом.
В структуре личности могут возникнуть и противоречивые коллизии. Амбивалентность (от лат. ambo — оба и valentia – сила) – противоречивый, двойственный. За этим термином скрывается сосуществование в глубинной структуре личности противоположных взаимоисключающих эмоциональных установок, например, любви и ненависти по отношению к какому-либо объекту или человеку. Причем одна из этих эмоциональных установок оказывается вытесненной в область подсознательного и оказывает действие, которое даже не осознается личностью.
В медицинской практике этой проблемой занимался З. Фрейд. А в художественной литературе подобное состояние описано и блестяще проанализировано Ф.М. Достоевским. Социологическая интерпретация амбивалентности дана в работах Р. Мертона, который истолковывал этот феномен с помощью понятий: социальная роль, статус, конфликт ролей (см. подробнее тему «Социальная структура общества»). А, по мнению Дж. Мида, один и тот же субъект в реальной жизни выполняет множество ролей, которые порой противоречат друг другу. К примеру, отличный работник и плохой семьянин.
В наше время амбивалентность можно отметить у многих людей в области социально-политических ценностей и ориентаций. В структуре личности одновременно присутствуют по сути взаимоисключающие друг друга старые ценности и новые, связанные с рыночными отношениями.
6.2. Социологические концепции личности
В социологии существует несколько концепций личности, к ним можно отнести: теорию зеркального «Я», ролевую теорию, отдельные формы бихевиоризма в социологии, теорию референтной группы, установки и др.
Концепция зеркального «Я» является одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Таким образом, личность трактуется как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Стержень личности, ее самосознание не что иное, как результат социального взаимодействия, в котором индивид обучается смотреть на себя как на объект глазами других людей. Человек имеет столько социальных «Я», сколько существует лиц и групп, мнением которых он озабочен.
Автор теории «зеркального Я», или как еще ее называют «Теории общественного зеркала» Ч. Кули считал главным признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнения о себе. Не существует чувство «Я» без соответствующего ему чувства «Мы» и «Они». Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Согласно теории «зеркального Я», отражение «Я» складывается из трех элементов.
1. Определение того, как нас видят другие, представление о том, каким я кажусь другому человеку.
2. Представление о том, как они оценивают наш внешний вид, понимаемый весьма широко, охватывая наше поведение и деятельность, т.е. представление о том, «как этот другой оценивает мой образ».
3. Реакция на эти представляемые оценки в виде раздумья, удивления или стыда, гордости, или унижения. Все это складывается в «чувство личной определенности» человека – «зеркальное «Я».
Следует учесть, что отраженное «Я» часто не совпадает с субъективным «Я». Субъективное «Я» — это обычно комплекс положительных представлений о себе, часто противопоставляемый невыгодным оценкам окружения. Толстой сравнивал человека с дробью, где числитель – это мнение о себе, а знаменатель – оценка окружающих. Недаром существует пословица «В чужом глазу соринку замечаем, а в своем бревна не видим».
Ролевая теория личности. Ролевую теорию личности активно разрабатывали Дж.. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Ролевая теория личности описывает ее поведение с помощью двух основных понятий: социальный статус и социальная роль. Совокупность выполняемых ролей составляет ролевой набор (см. подробнее тему «Социальная структура личности»). Таким образом, личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые выполняет индивид в обществе.
Социальная роль – это точка, где соприкасаются общество и личность, социальные роли превращаются в индивидуальное поведение, а индивидуальные качества испытываются на соответствие их требованием норм. Заняв определенную позицию в обществе или в системе межличностных связей, человек должен изменяться, порой до радикальной трансформации личности. Наиболее известный пример такой трансформации – это история уличной цветочницы Элизы Дулитл в пьесе Б.Шоу «Пигмалион». В результате усвоения ею внешнего для нее рисунка роли знатной дамы она настолько изменилась как личность, что возвращение к прежней социальной роли стало невозможным. (В действительности такие превращения едва ли возможны или очень редки).
Приняв новую социальную позицию, человек вынужден приспосабливаться к требованиям роли, иначе ему придется либо оставить эту роль, либо испытать значительные санкции и укоры собственной добросовестности. Так, заведя собаку, ее хозяин, который всю жизнь считал себя «совой», открывает в себе способность рано вставать, чтобы успеть до работы выгулять своего любимца.
Общая мысль о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе («социальное состояние человека»), наиболее полно и последовательно была выражена в бихевиоризме, который трактовал личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.
В теории социальной установки личность рассматривается как результат тех подчас неосознанных установок, которые общество формирует самим фактом постоянного повседневного воздействия, «давления» на индивид. Накапливая разносторонние установки, человек привыкает быть личностью. У него складывается принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.
Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Разрабатывая теорию личности с психологических позиций, З.Фрейд считал, что личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом, ибо биогенные побуждения противоречат культурным нормам.
В структуре личности Фрейд выделял три главных психологических компонента: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго (сверх «Я»).
Ид – это источник энергии, подпитывающий стремление к получению удовольствия (сексуального, удовлетворения потребности в пище и др.). Ид или «Оно» представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей.
Подсознанием правит принцип удовольствия. Фрейд считал, что в каждом человеке как бы существует такое существо, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но поскольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа, и прежде всего, желания и влечения, осуждаемые обществом, то индивиду приходится с этим бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».
Эго («Я») – своего рода «цензорный» компонент, что-то вроде семафора на путях сообщения между личностью и окружающим миром. К примеру, если Ид сигнализирует о голоде, то Эго блокирует попытки употребить в пищу запасную пищу или ядовитые грибы. Сферой сознания, т.е. Эго («Я»), управляет принцип реальности. Если в начале своего жизненного пути, только появившись на свет, человек требует немедленного удовлетворения своих биологических потребностей, то постепенно формируется сознание, или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобряемого поведения.
Суперэго (сверх – «Я») – идеализированный родитель, осуществляющий нравственные оценочные функции. Это пересаженные в голову человека социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т. д. Если Эго – это внешние табу, то Суперэго – это те нормы, которые уже усвоены личностью и стали внутренними детерминантами ее поведения.
По Фрейду, cуперэго (сверх – «Я») — это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Можно сказать, что центр Суперэго составляет совесть со всеми требованиями, предъявленными человеком самому себе, с помощью которых человек наблюдает и анализирует свое поведение.
Концепция личности Э. Фромма. Оригинальная, носящая ярко выраженный диалектический характер, концепция личности разработана Э. Фроммом. Эта диалектика органично вплетена в ткань его рассуждений о человеке XX века, жизнь которого полна противоречий. Биологическое и социальное, эгоизм и альтруизм, технократизм и гуманизм, подавление и свобода, пассивность и активность – вот те дихотомические пары, в которых воплощается изначальное противоречие «иметь» или «быть». С категориями «иметь» или «быть» Фромм связывал две различные ценностные структуры, преобладание которых в индивиде определяет тип личности, а также все его мысли, чувства и поступки.
Отвечая на этот, по сути, гамлетовский вопрос, обладать или быть (в смысле самореализации по своим задаткам и дарованиям), Фромм утверждает, что без нового человека невозможно и новое общество. Основой будущего общества может быть лишь человек, способный интегрировать в себе любовь к людям и готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия, понимаемого как способность жить без идолопоклонства, умеющего чувствовать свое единство со всем живым на Земле.
Теории личностного развития
Тип теории | Родоначальники | Ключевые положения теории |
«Я» — теория | Ч. Кули (Концепция «зеркального «Я») Дж. Мид | «Я» — образ, отражающий представление людей о том, как они выглядят в глазах окружающих. Человеческое «Я» развивается на протяжении нескольких стадий, включающих игровое освоение ролей других людей и построение таких компонентов личности как, «Я – сам» и «Я – меня» |
Психоаналити-ческие теории | З. Фрейд Э. Эриксон | Личность проходит в развитии ряд стадий, заканчивающихся половой зрелостью и характеризующихся противоречием между Ид и Суперэго. Личность развивается в течение всей жизни, проходя ряд стадий, каждая из которых отмечена преодолением какого-то определенного, главного для этой стадии кризиса. |
Когнитивные | Ж. Пиаже Л. Кольберг | Способность осуществлять мыслительные процессы развивается через ряд последовательных стадий, каждая из которых отмечена овладением новыми наборами когнитивных навыков. Нравственное развитие происходит на нескольких последовательных стадиях, зависящих от развития познавательных навыков и способности понимать чувства других людей. |
Социализация личности
Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции индивида в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.
Можно оказать, что под социализацией подразумевается процесс, посредством которого вступающий в жизнь индивид становится социокультурной личностью, т.е. по определению Р. Кеннинга, «переживает второе социокультурное рождение» путем формирования познавательных, мотивационных, эмоционально-аффективных, лексических, практически-поведенческих признаков личности.
Развернутую социологическую теорию, описывающую интеграцию индивида в социальную систему посредством интернационализации общепринятых норм представил Парсонс. Согласно его взглядам, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры и его потребностью.
Основным рычагом первичной социализации Парсонс считает семью, где, по его мнению, заключаются фундаментальные мотивационные установки личности. Не случайно эмпирические исследования убедительно подтверждают зависимость отклоняющегося поведения от ранней социализации. Процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация проходила в условиях семейных конфликтов или в безотцовских семьях.
На социализацию оказывают влияние классовые различия, религиозные, расовые, культурные (традиции). Вообще на формирование личности могут оказать влияние различные по своей природе силы: физические особенности (красивый, уродливый, ощущение своей ущербности накладывают отпечаток на мироощущение человека), окружающая социальная среда (богатый особняк или трущобы), индивидуальный опыт (смерть близких может вызвать надолго чувство тревоги, неуверенности), культура (воздействие родителей, учителей и др.). Формирующаяся личность находится на пересечении множества воздействий и факторов.
В социологии выделяют ряд этапов (стадий) социализации:
· первичная, которая проходит главным образом в рамках семьи;
· вторичная – это процесс усвоения социальных ценностей и норм внесемейного воспитания (в рамках школы, техникума, института, групп сверстников и др.);
· третья стадия, по мысли Л. Кислера, продолжается всю жизнь.
Социализация как целостный феномен может носить характер стихийного или сознательного процесса (воспитания и самовоспитания). Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агентами первичной социализации являются люди, с которыми индивид связан тесными личными отношениями (родители, братья, сестры, другие родственники), другими словами – это семья.
В культурах всего мира семья, возможно, единственный важнейший агент социализации, который остается с нами на протяжении всей жизни. Именно в период первичной социализации на 70% формируется человеческая личность.
Агентами вторичной социализации являются те, кто связан с индивидом формально деловыми отношениями (например, представители администрации школы, вуза, техникума и т.д.). Особой строкой следует выделить средства массовой информации, влияние которых на процесс социализации чрезвычайно велико.
Поскольку на протяжении жизни индивиду приходится осваивать не одну, а множество ценностно-нормативных систем, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, роли, правила поведения и т.п. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый жизненный цикл, человеку приходится переобучаться.
Анализ факторов и механизмов социализации позволяет выделить в этом процессе две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам и общностям, к социальным институтам и организациям.
Вторая фаза – интериоризация – это процесс включения социальных норм, ценностей во внутренний мир человека, когда это ценности и нормы становятся главными детерминантами поведения личности. Интериоризация – это процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я».
Под ресоциализацией в социологии понимается овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации, новым обстоятельствам (от занятий по иностранному языку на основе своего институтского багажа до профессиональной переподготовки).
В переходных обществах ресоциализация нередко связана с коренной сменой социальной среды, что обусловливает необходимость полной перестройки взглядов на общество, переоценки своей жизни. Все это связано с разрушением прежнего мировосприятия, необходимости выработки нового; происходит разрыв с традиционными культурными ценностями, приходится брать на себя непривычную социальную роль и т.д.
К ресоциализации можно отнести и психотерапию. Зарубежные социологи в ресоциализации выделяют особой строкой проблемы стариков, которые испытывают значительные трудности психологического плана (одиночество), приводя в пример Японию, где традиционно старики – объект уважения и почитания.
Наряду с понятием «ресоциализация» в научной литературе встречается и «десоциализация». Этот термин обозначает процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни (преступники, пьяницы, наркоманы и проч.).
Итак, структура процесса социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), механизмы социализации.
Этапы развития личности
Отвечая на вопрос, каковы же первые страницы социализации, когда появляется индивидуальность, социологи считают, что индивидуальность начинает зарождаться тогда, когда у ребенка появляется способность мыслить о себе таким же образом, как о других людях, т.е. мыслить о себе в третьем лице.
Процесс формирования индивидуальности, согласно концепции У. Мура, например, происходит на трех стадиях.
1. Имитация (ребенок просто подражает взрослым, годовалый сын пытается стучать палочкой как молотком, глядя на отца).
2. Игровая стадия или стадия ролевых игр (игра в дочки-матери, в школу, в доктора, магазин и т.д.).
3. Стадия коллективных игр (футбольная команда дворовых мальчишек и др.).
Много внимания нравственному развитию детей посвятил Л. Кольберг. Он разработал восемь стадий нравственного развития в строгой последовательности аналогично когнитивным стадиям (т.е. стадиям процесса обучения мышлению). На последних стадиях, согласно Кольбергу, люди способны к нравственному поведению, независимо от общепринятых ценностей, у людей стоящих на шестой фазе развития есть собственная этика, т.е. универсальные и неизменные нравственные принципы (Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг).
Поскольку процесс социализации бесконечен, Э. Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности на протяжении всей жизни. Жизненный цикл, согласно теории, состоит из восьми стадий: первые пять стадий человек проходит в детстве, а последние три соответствуют различным периодам взрослой жизни:
Свойства и механизмы
Рассмотрение понятия проблемы личности в философии и социологии обуславливает необходимость более глубокого изучения ее сущности. Она заключается не в физической природе, а в социально-психологических свойствах и механизме психической жизни и поведения. Фактически, это индивидуальная концентрация или выражение социальных отношений и функций, предмет познания и трансформации мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех других социальных стандартов. Когда мы говорим о понятии личности в философии и других науках, мы имеем в виду ее социальные, моральные, психологические и эстетические качества, кристаллизованные в интеллектуальном мире человека.
Функции
В каждом из своих основных отношений человек выступает в особом качестве. Здесь речь идет о специфической социальной функции, как субъекта материального или духовного производства, средств определенных производственных отношений, как член определенной социальной группы, класса, представитель, определенной нации, как муж или жена, отец или мать, как создатель семейных отношений.
Социальные функции, которые человек должен выполнять в обществе, многочисленны и разнообразны, но личность не может быть сведена к этим функциям, даже если рассматривать их, как единое целое. Дело в том, что личность — это то, что принадлежит данному человеку и отличает его от других. В определенном смысле можно согласиться с мнением тех, кому трудно провести грань между тем, что человек называет собой, и тем, что — своим. Личность — это сумма всего, что человек может назвать своим. Это не только его физические и интеллектуальные качества, но и его одежда, крыша над головой, супруги и дети, предки и друзья, социальный статус и репутация, имя и фамилия. Структура личности также включает в себя то, что ей дано, а также силы, которые были в ней воплощены. Это личное проявление воплощенного труда.
Границы
Понятие личности в философии определяет ее пределы намного шире, чем пределы человеческого тела и его внутреннего интеллектуального мира. Эти пределы можно сравнить с кругами, распространяющимися по воде: ближайшие — это плод творческой деятельности, затем идут круги семьи, личной собственности и дружбы. Дальние круги сливаются с морями и океанами всей общественной жизни, ее историей и перспективами. Здесь на первый план выходит то, как рассматривает философия понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Полнота последней выражается в ее уникальности, в ее неповторимости. Именно это называется индивидуальностью. Личность в целом — это абстракция, которая конкретизируется в реальных людях, в отдельных, рациональных существах со всеми неповторимыми свойствами их психики и телосложения, цветом кожи, волос, глаз и так далее. Она является уникальным представителем человеческой расы, всегда особенной и непохожей на любую другую личность во всей полноте духовной и материальной, физической жизни: каждое «эго» уникально.
Индивидуальность как определяющее качество
В данном случае рассматриваются некие особые характеристики. По сути, личность — это индивидуальное рациональное существо. Что еще можно добавить? Исходя из понятия личности и индивида в философии, можно сказать, что в более широком смысле последний термин является синонимом отдельного конкретного существа. Это также относится к понятию «индивидуальность». Которое включает в себя духовные особенности личности, а также ее физические особенности.
В мире нет ничего более индивидуального, чем человек, ничто в творчестве столь не разнообразно, чем люди. На человеческом уровне разнообразие достигает своего пика, в мире столько личностей, сколько людей. Это связано исключительно со сложностью человеческой организации, динамика которой, казалось бы, не имеет границ. В совокупности все это базируется на понятиях «человек», «индивид» и «личность» в философии. Характерные особенности при этом определяются наличием разных мнений, способностей, уровня знаний, опыта, степени компетентности, темперамента и характера. Личность индивидуальна в той степени, в которой она независима в своих суждениях, убеждениях и взглядах, то есть, когда мозг не «стереотипен» и обладает уникальными «образцами». У каждого человека, независимо от общей структуры его индивидуальности, есть свои особенности созерцания, наблюдения, внимания, различные типы памяти, ориентации и другое. Уровень мышления варьируется, например, от высот гения до худших случаев умственной отсталости.
Понятие личности в религии
Христианство
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 24 января 2013 года |
В христианстве (православии) личностями считаются:
- Три Лица Святой Троицы
- Ангелы и демоны (падшие ангелы)
- Люди (как сотворённые по образу Бога)
Каждый человек непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. Все люди (как и все ангелы) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие.
Личность может быть способной и гениальной, а может быть бездарной и серой (невыразительной), притягательной и отвратительной, самоотверженной, героической и эгоистичной и мнительной, добродушной, любящей, честной и преступной, злобной, маниакальной, хитрой.
Что касается домашних животных и диких зверей (а, тем более, растений), то они не считаются личностями, но только особями, не имеющими (в отличие от людей) универсального самосознания, абстрактного (беспристрастного) суждения, стремления к познанию сути вещей, бесконечному самосовершенствованию — богоуподоблению, различному раскрытию своей личности и творчеству. Именно поэтому христианство категорически запрещает аборты (убийство зародившихся детей), но очень терпимо относится к убийству животных и вкушению их мяса.
Буддизм
Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала». Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование а и личности. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм). В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна). Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности, являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной.
Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством.
Другие религии
Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 ноября 2013 года |
Классификация
На основе понятия личности в философии и социологии люди могут быть разделены на различные типы — в зависимости от преобладания определенных элементов в структуре. Человек может быть склонен к практическому или теоретическому мышлению, рациональному или интуитивному пониманию реальности, работе с чувственными образами или обладать аналитическим складом ума. Есть люди, которые во многом руководствуются своими эмоциями. Например, чувственные типы обладают исключительно развитым восприятием реальности. Для них ощущение является конкретным выражением полноты их жизни.
Представители различных типов
Наука, исходя из понятия личности в философии и других дисциплинах, предлагает следующее разделение. Человек интеллектуально-интуитивного типа постоянно стремится к новым возможностям. Он не может быть удовлетворен приверженностью общепризнанным ценностям, всегда ищет новые идеи. Люди этого типа являются движущей силой культуры, инициаторами и вдохновителями новых предприятий. Типы личности также могут быть классифицированы в соответствии с поведенческой ориентацией. Человек может быть классифицирован, как экстраверт или интроверт. В зависимости от того, ориентируется он на объективную реальность или на свой внутренний мир. Интроверты часто молчаливы и редко или с трудом открывают свои сердца окружающим. Как правило, их темперамент меланхоличен, и они редко выделяются или выходят на первый план. Внешне спокойные, даже равнодушные, они никогда не пытаются заставить кого-то еще что-либо делать. Их истинные мотивы обычно остаются скрытыми.
Личностные качества
В психологии и социологии человека обычно характеризуют его индивидуальные особенности. Выделяют качества, связанные с определенным способом восприятия или суждения, а также с тем, как человек влияет на окружающую среду. Внимание сосредоточено на оригинальности, на особенностях, которые выделяют индивида в обществе, на функциях, которые он выполняет, на степени влияния, которое он оказывает, или на впечатление, которое производит на других людей: «агрессивный», «покорный», «тяжелый» и далее. Независимость, сила воли, решительность, интеллект и мудрость считаются очень важными.
Понятие личности в психологии
Личностью в психологии является индивид, который проявляет себя в предметной деятельности и социальных отношениях. Он проявляет свое видение мира, что и выражает его индивидуальные особенности. Также важным становится то, какие взаимоотношения выстраиваются у человека с окружающими.
Отношение к определенному предмету у человека выражается через тот опыт, которым уже обладает, и знания, которые имеются у индивида. Они-то и формируют ту реакцию, которая проявляется человеком в отношении данного предмета.
В зависимости от отношения человека к определенным вещам, у него формируются мотивация. Ее уровень зависит непосредственно от того, насколько важным для себя человек считает тот или иной предмет.
Есть два фактора, которые человек забывает учитывать, когда проживает свою жизнь, принимает жизненно важные решения, выбирает для себя того или иного партнера для брака, работы. Человек на самом деле является хозяином своей судьбы. Даже если он не осознает этого, подчиняется чужой воле, зависим от мнения окружающих людей, пытается кому-то понравиться, все равно отвечает за то, какой жизнью живет. Это был его выбор стать безвольным и подчиняемым человеком, даже если не помнит того момента, когда принял данное решение.
Есть два фактора, которые человек упускает в решении любого вопроса:
- Он в ответе за свою жизнь. А значит, если ему не нравится тот путь, по которому он идет, и ничего не делает для того, чтобы пойти другим путем, это тоже лежит на его совести.
- Он в ответе за то, является он личностью или нет. Трудно назвать человека личностью, когда он от кого-то зависит, поддается чужому влиянию, не думает своей головой и постоянно нуждается в помощи. Конечно, все люди являются личностями. Но такого человека можно назвать «пустой личностью», то есть отсутствующей, сонной, недоразвитой.
Вы проживаете свою жизнь. Поймите, что никто не сможет прожить вашу жизнь. Это вы болеете, чувствуете, проходите через все события. Никто вместо вас не проживет все это. Соответственно, вы в большей степени подвластны над своей жизнью. На вас могут влиять, запугивать, подавлять и т. д. Но только вам решать, как именно на это реагировать. Есть много путей решения одного и того же вопроса. И то решение, которое принимаете вы, влияет на вашу дальнейшую судьбу.
Идите своим путем и будьте личностью. Несомненно, вы живете в обществе, где есть правила и законы, которым вы должны подчиняться. Но это еще не мешает вам самим решать свою судьбу и быть тем человеком, который был бы достоин вашего собственного уважения.