Как работает фантазия человека? 5 способов для реализации фантазий


Фантазия – это качество, которым хочет обладать любой, поскольку человек с фантазией способен креативно решать встающие пред ним задачи, нестандартно выходя из неоднозначных ситуаций, создавать новое, творчески себя являть миру. Когда же человек с фантазией адаптирован в социуме, умеет мыслить логически – он высокоэффективен. Фантазия нужна творческим людям, чтобы рождать образы, воплощая их в искусстве.

Фантазия в психологии это элемент воображения, тесно повязанный с мечтами. Поэтому человек, какой много фантазирует, постоянно хочет чего-то, стремится к предметам своих мечтаний. Окружающими он воспринимается часто как новатор, интересный собеседник, поскольку способен придумывать новое, делать каждый день отличным от остальных.

Слово «фантазия» исходит от понятия в греческом языке, обозначающего явление, какого нет доселе в реальности. Если мы фантазируем – в воображении мы формируем нечто новое. Люди с выраженной способностью фантазировать имеют и сильное представление, легче меняют установки и экспериментируют, воплощая придуманное в жизнь.

Что такое фантазия?

Фантазия — это продукт воображения, характеризующийся силой, живостью, спонтанностью и уникальностью символов, образов или фантазий, которые она создает. Это сверхконцентрация идей, которая стимулирует обучение, вызывает живой интерес ко всему, что нас окружает, и желание все это познать. Согласно этому, способность к воображению — это способность создавать в воображении нечто новое, невероятное, невообразимое, невозможное или неактуальное. Хорошо, что кладовая воображения неисчерпаема.

Без воображения человеку было бы трудно жить с реальностью или создавать ее. Ведь все вокруг нас — это результат чьего-то воображения, воплощенный в материалах, конструкциях, бытовой технике, транспорте, Интернете, книгах, картинах — во всем. Воображение как личное качество необходимо для любого процесса, но в творчестве оно незаменимо. Вот почему художники, писатели, фотографы, дизайнеры, танцоры, стилисты ценят этот навык. Чаще, однако, это называется творчеством.

Но способность мечтать полезна не только для творческих людей. Фантазии, оговорки, свободные ассоциации, неправильные действия — все это прямой путь в бессознательное. А бессознательное является предметом изучения психологии. Недаром Зигмунд Фрейд называл фантазии «фасадами сновидений», которые отражают скрытые мысли, тайные желания, нереализованные намерения. Правда, напомнил он, их необходимо отличать от реальности.

И здесь кроется неоднозначная польза фантазии. С одной стороны, развитие фантазии увеличивает способность создавать, расширять, удваивать реальность. Но с другой стороны, это способ избежать этого. Иногда фантазия становится образом жизни и как-то незаметно заменяет существенную ее часть. И здесь нужно быть осторожным.

Откуда берутся необычные сексуальные фантазии 2

Чаще всего фантазии порождают различные книги, фильмы и рассказы. Так, например, фильм «50 оттенков серого» мало кого оставил равнодушным. После просмотра этого фильма число девушек, мечтающих опробовать нечто похожее значительно увеличилось. Но также есть и самые откровенные женские фантазии, которые рождаются в ваших мыслях без каких-либо на то причин.

Они могут быть немного странными и необычными. Их появление может быть связано с какими-то переживаниями или воспоминаниями и прошлого. Такие воспоминания могут быть как положительными, так и отрицательными и от этого зависит то, насколько необычны могут быть ваши фантазии.

Также здесь свою роль играет и ваши предпочтения в сексе и даже то, насколько вы творческий человек. Проще говоря, факторов очень много и понять, какой именно вызвал у вас те или иные фантазии будет непросто.

Зачем людям нужны воображение и фантазия

Некоторые люди ошибочно полагают, что воображение и композиция — это пустые занятия, не имеющие применения. Но хорошо развитое воображение — это основа творческого мышления, которое так ценится в современном обществе.

Только подумайте: мы не просто подчиняемся своим инстинктам. Вместо этого мы мечтаем, имеем амбиции, ставим цели и наслаждаемся красотой жизни. Вы не можете мечтать, если не представляете себе объект своей мечты. Так что наличие воображения — это то, что отличает людей от животных.

Вот несколько причин, почему воображение — полезная вещь:

  1. Воображение позволяет вам расти. Если вы будете строить планы только на основе опыта, вы не сможете ничего изменить и создать. Воображение расширяет ваши границы и позволяет ставить цели, которых вы раньше не достигали.
  2. Воображение помогает быстрее решать проблемы. Вместо того чтобы пытаться делать «бизнес как обычно», люди с активным воображением придумывают новые стратегии и быстрее решают проблемы. Это называется творческим мышлением.
  3. Воображение ведет к открытиям. Например, Альберт Эйнштейн представлял себе место, где люди могли бы остановить время и навсегда запечатлеть лучшие моменты своей жизни. В конечном итоге эти размышления привели его к созданию общей теории относительности, которая изменила представление человечества о времени. И без воображения люди по сей день считают время фиксированной величиной.
  4. Воображение дало миру новые изобретения. Полет на самолете, разговор по телефону, горячая вода в ванной — все это началось с воображения. Люди хотели летать как птицы, разговаривать с далекими людьми, не замерзать в ванной. Список можно продолжать еще долго. Все эти классные вещи вокруг нас существуют благодаря воображению.
  5. Любое творчество начинается с воображения. Без воображения и фантазии не было бы ни музыки Бетховена, ни кинематографической вселенной Marvel, ни всех тех историй, которые начинаются с «Однажды». Видели ли вы необычное, красивое здание? Архитектор увидел это первым в своем воображении. Воображение и творчество — понятия неразделимые.
  6. Воображение позволяет видеть красоту. Слышали ли вы поговорку «это действует на воображение»? Музыка, живопись, красивый вид из окна, звездное небо, золотые деревья ранней осенью…. Мы воспринимаем все эти вещи через наше воображение, поэтому и видим красоту. Скажем так: человек без воображения не может долго смотреть на горящий огонь или текущую воду. Хотя есть кошки, которые могут долго смотреть в одну точку. Но я думаю, что дело в другом.

Отличным примером человека с активным воображением является Стивен Хокинг. В своем воображении он побывал во многих уголках Вселенной, исследуя ее и удивляясь ее великолепию. Открытия Хокинга в области космологии и квантовой гравитации были сделаны прямо из инвалидного кресла, к которому он был прикован большую часть своей жизни. Человек без воображения и фантазии не способен на такое.


Фантазия позволяет человеку искать смысл жизни и цели деятельности

Зачем развивать фантазию?

По сравнению с процессом воспоминаний воображение значительно увеличивает нейронную активность. Когда человек представляет или вспоминает то, чего на самом деле никогда не видел, гораздо проще мыслить творчески, чем пытаться представить что-то незнакомое. Развитая фантазия требует включения новых нейронных связей, потому что в данном случае мозг не может полагаться исключительно на связи, сформированные прошлым опытом.

Чтобы быть эффективным и успешным в профессиональной сфере, одних только вчерашних знаний недостаточно. Воображение важно для всех, особенно для лидеров, которые не только должны вести людей в будущее, но и предвидеть еще неизвестные проблемы, ожидающие их команду.

Кроме того, развивая фантазию, человек развивает свою речь – важный навык, необходимый каждому, кто находится в социуме.

Секретный ингредиент, который применяют почти все успешные люди, – это умение использовать воображение в свою пользу. Так, например, гении Билл Гейтс и Стив Джобс смело фантазировали, представляя, как персональные компьютеры изменят мир, позволив людям более эффективно работать, учиться и общаться, не выходя из дома [About my Brain, 2014].

Согласно исследованию, опубликованному в медицинском журнале Американской академии неврологии, стремление к фантазии, творчеству и любимым занятиям до старости может сохранить разум и предотвратить деменцию [CNN Health, 2015].

Исследователи обнаружили, что люди, которые занимались художественной деятельностью, такой как рисование и скульптура, в среднем и пожилом возрасте, на 73% реже имели проблемы с памятью, мышлением, а также другие когнитивные нарушения, приводящие к слабоумию.

Исследование показало, что при занятиях ремеслами, такими как шитье, обработка дерева и керамика, в среднем и пожилом возрасте вероятность возникновения когнитивных проблем на 45% ниже.

Общение с другими людьми или посещение кино, концертов, книжных клубов и путешествий снизило риск развития проблем с мозгом у участников на 55%, а активное использование компьютера и Интернета – на 53%.

Национальный институт старения клиники Мэйо проводил исследование в течение четырех лет с участием 256 пациентов, средний возраст которых составлял 87 лет. У большинства пациентов, увлекавшихся творческими или активными видами деятельности, когнитивные проблемы не появлялись и в ходе исследования [CNN Health, 2015].

«Делайте то, что отличается от вашей повседневной работы», – сказала руководитель эксперимента доктор Роузбад Робертс. «Мы знаем, что выполнение разнообразных дел может стимулировать активность мозга. Это не только обогащает вашу жизнь, но и приносит вам пользу для здоровья тоже. Увлечение вашего мозга этими бесчисленными способами может не только защитить нейроны от смерти, но также стимулировать рост новых» [CNN Health, 2015].

Воображение разжигает страсть. Став взрослым, человек оказывается в мире ответственности и практичности, где деньги, статус и работа определяют, как он живет, отдыхает и воспринимает окружающий мир. Потребность в развитии фантазии может возникнуть из-за глубокого стремления получить доступ ко внутреннему ребенку, творчество для которого является абсолютной нормой.

Фантазия и воображение создают будущее. Многие философы справедливо полагали, что «мысли становятся вещами», а «мускулы воображения» – именно то, что делает это возможным.

Когда человек все время погружается свою текущую реальность, он постоянно сталкивается с одними и теми же вызовами, проблемами и переживаниями. В таких условиях невозможно создать что-то новое и нестандартное. Но стоит ему в своем воображении сосредоточиться на реальности, которую он хочет изменить, энергия приходит в движение, что, в свою очередь, активизирует великие и важные изменения.

Фантазия стимулирует творчество и инновации. Некоторые из самых влиятельных и новаторских творений возникли в результате простой фантазии о чем-то большем, легком и прекрасном.

Ученые и творческие умы обладают удивительным даром нестандартно мыслить и дают своему воображению свободу. Многие из этих фантазий как раз и создали продукты, полностью изменившие привычный образ жизни. Без этой творческой силы у человечества, возможно, никогда не было бы Интернета, смартфонов, самолетов и других удивительных технологий, без которых сегодня невозможно представить жизни. Проще говоря, фантазия – это ключевой ингредиент для расширения и развития границ мира [Stanford News, 2014].

Фантазия добавляет волшебства в обычную жизнь. Так, например, маленький ребенок с помощью одного лишь воображения превращает простой ящик в мощную ракету, корзину для белья – в пиратский корабль, а обычную ванну – в глубокое море, полное сокровищ. Достаточно взглянуть на мир детскими глазами, чтобы вернуть радость и удивление, которые приносит воображение. Насколько прекрасным был бы мир, если бы все люди в нем ежедневно испытывали радость от обычных вещей?

Иногда фантазия помогает защититься от суровой реальности. Достаточно сложно регулярно просматривать новости и слышать о совершенном насилии, преступлениях, болезнях и бедствиях. Чтобы сохранить оптимизм и веру в хорошее, необходимо уметь абстрагироваться от происходящего и видеть прекрасное в каждом дне. Попадая в ловушку «того, что есть» и полагая, что так устроен мир, человек становится жертвой и отказывается от своей истинной творческой силы [Nielsen, 2018].

Необходимо использовать силу фантазии, чтобы подарить себе надежду. Ведь там, где есть надежда, в конечном итоге появляется возможность для трансформации и изменений.

Чем воображение отличается от фантазии

В наши дни существует стереотип о том, что это одно и тоже. Однако для опровержения этого приведу простую фразу: Завтрашний день строится в воображении сегодняшних людей, сегодняшняя наука — это фантазия из прошлого.

Воображение — это средство, которое позволяет идее стать реальностью. Когда мы говорим о воображении, мы опираемся на логические рассуждения. Фантазия — это свободомыслие; она может быть необоснованной и противоречить здравому смыслу. Однако фантазия и воображение тесно связаны между собой, и любое творчество без них просто невозможно.

Это можно легко объяснить на примере научной фантастики. Многие писатели-фантасты опережают свое время, представляя технологии, которых мир еще не видел. Например, в романе Джулиуса Верна «Двадцать тысяч лье под водой» описывается подводная лодка еще до появления настоящих подводных лодок. Но это не фантазия. Автор специально представил себе существование такого корабля в реальном мире.

Сегодня это научная фантастика о космических кораблях и завоевании Вселенной. Космический туризм все еще находится в зачаточном состоянии, и полеты на Марс нам обещает только Илон Маск. Но авторы таких книг, как «Марсианин», уже представляют себе, как это может выглядеть с научной точки зрения. Такая фантастика основана на логике и здравом смысле. Именно поэтому фантастика называется научной, а люди, разбирающиеся в физике, сносят произведения, в которых авторы выдумали чушь.

Фантазия, с другой стороны, не ограничена законами и правилами. Это все, что приходит вам в голову. Это далеко от науки, но может привести к действительно умным идеям. Воображение используется всеми творческими людьми. Художникам и музыкантам вместо логики нужна лихорадка красок и неожиданных поворотов. С возрастом многие люди перестают фантазировать. Именно поэтому говорят, что творческие люди — это большие дети.

Подведем итог: наши идеи рождаются из фантазии, растут в нашем воображении и затем становятся реальностью.

Фантазия в психологии

Способность к созданию чего-то нового, состояние сознания, ведущее к появлению оригинальных образов, идей, структур, и есть фантазия. Это понятие не имеет ничего общего с бесплодными грезами и построением воздушных замков.

Цель фантазии – воплотить то, что не существует в реальной жизни, но уже создано воображением творца. Так возникают новые подходы к уже имеющимся явлениям, рождаются новые формы для старого содержания.

Фантазия – это сестра упорядоченности, цельности, законченности. Чтобы доказать это, достаточно вспомнить, как творит поэт. Из хаоса разрозненных легенд, верований, видений, представлений он создает единое произведение со стройной композицией.

Воображение и возраст

Детство — не единственный период, в котором развивается воображение. Он проходит несколько стадий:

  • Детство;
  • Переходный возраст;
  • Подростковый возраст.

Каждый из этих трех периодов имеет свои особенности и стимулы.

В детстве ребенок знакомится с миром как таковым. Шаблонное мышление еще не сформировано. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. В этом возрасте мозг работает очень быстро. Так задумано природой. В то же время у ребенка нет знаний об окружающем мире.

Подросток думает по-другому. Он ищет свое место в реальном мире. Его воображение основано на настоящем, но в то же время он рисует картины будущего. Мечты становятся важной частью их мышления. Иногда безумный и наивный, но уже рациональный.

Взросление представляет собой другую проблему. Да и сам он уже другой — более или менее устоявшиеся взгляды, более стабильный, более эрудированный. Он может смотреть вдаль и мыслить творчески и свободно, без ограничений. В зрелом возрасте эта способность может ослабнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств.

Фантазия людей: современные методы изучения

Для распознавания творчества и определения оригинальности используются следующие методики:

  1. Нетрадиционное применение или трактование предметов. Испытуемый должен изобрести несколько способов необычного употребления бытовых предметов или истолковать неотчетливые изображения.
  2. Предвидение результатов. Участник теста описывает последствия, которых можно ожидать из-за изменения конкретной ситуации.
  3. Заголовок к рассказу. Человека просят придумать несколько оригинальных названий для прочитанного рассказа.
  4. Тест Роршаха. Задача для исследуемого – представить уникальные трактовки чернильных клякс.
  5. ТАТ. Индивиду показывают несколько картинок и просят растолковать их, составить по ним рассказ, придумать развязку изображенной ситуации.
  6. Анаграммы. Нужно составить редко употребляемые лексемы из букв, которые имеются в составе данного слова.
  7. Сочинение рассказа. Необходимо придумать повествование, в которое входило бы максимальное число слов из предложенных 50 наречий, прилагательных и существительных.
  8. Тест Шульмана. Следует в сложных формах обнаружить замкнутые пространства.

В основе всех перечисленных испытаний лежит взгляд на творчество как алогичный процесс. Результаты тестов позволяют выявить оригинальность мышления, чувствительность к новизне, восприимчивость к непростым проблемам.

Фантазия и действительность

Распространенное мнение о том, что фантазия полностью оторвана от реальности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может быть основана только на впечатлениях от реальности, то есть на том, что человек воспринимает.

Кстати, очень многие ученые видели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Таким образом, фрагментарные пазлы восприятия собираются в целостную картину, вид, гештальт. И эта возможность воображения также важна.

Например, ребенок учит урок за уроком об особенностях какого-то великого события. Он узнает о том, что предшествовало этому, какие люди жили тогда, как они одевались, какие у них были привычки и обычаи, как они строили и развивались. Все это должно сложиться в картину, а это уже задача для воображения. Эта форма работы становится возможной благодаря опыту других людей, опыту общества и расширяет личный опыт ребенка и взрослого.

Творческая фантазия

Невозможно написать поэму или вывести математическую формулу без фантазии. Она непреложное условие активности творца. У литератора, ученого, музыканта, художника для построения образа или научной модели всегда недостаточно информации либо она вовсе отсутствует.

Так, писателю-баталисту приходится создавать исторический роман на основе отдельных архивных документов, дополняя и связывая их своей фантазией. Чем активнее включится в работу его воображение, тем сильнее и живее будет впечатление от произведения.

Чтобы претендовать на звание творца, надо обладать рядом специфических качеств:

  • гибкостью и легкостью мышления;
  • высокой скоростью мыслительных операций;
  • широтой подхода к проблемам;
  • свободой выбора;
  • скептическим отношением к общепризнанным мнениям;
  • чувствительностью к новизне, способностью ее открывать в обычных вещах;
  • чуждости подражательству, плагиату;
  • склонности к непредопределенным решениям;
  • нонконформизмом, готовностью отстаивать новые идеи.

Механизм работы: что, как, почему и зачем?

Умственная деятельность человека протекает в двух режимах:

  • Концентрированный — умственные усилия направлены на выполнение конкретной задачи, и в этот процесс вовлечены все ресурсы кратковременной памяти.
  • Рассеянный — внимание и усилия не сосредоточены на чем-то конкретном и не имеют мотива. В этом случае человек занимается рутинными делами, которые доведены до автоматического режима: уборка, бег, приготовление пищи во время просмотра телевизора.

Чудеса фантазии рождаются в распределенном режиме. Мозг работал в собранном режиме. Он собирал и упаковывал информацию с подарочных сайтов, раскрывал тайные архивы воспоминаний. Тогда лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха происходит обработка новой информации, создаются новые связи между нейронами. Когда все готово, открытие приходит само собой — нестандартное и полезное.

Чтобы понять, как работает фантазия, обратимся к исследованиям, проведенным нейрофизиологами Калифорнийского университета. Представьте себе человеческий мозг, состоящий из миллиардов нейронов. Это библиотека опыта и знаний, пополняемая на протяжении всей жизни. Это хранилище всех мелочей. Это хранилище всего забытого и неосознанного. И даже наспех просмотренная книжка с картинками займет свое место в хранилище нейронов. Некоторые залы библиотеки всегда открыты, другие приоткрыты на мгновение, третьи скрыты за коваными решетками и тяжелыми замками условных знаков.

Каждую секунду сознание обращается к этому хранилищу информации. Получив запрос, мозг использует резервы рабочей памяти и направляет свой мыслительный процесс по проторенному пути к группе нейронов, в которых хранится запрашиваемая информация. Например, если вы хотите решить уравнение, ваш мозг направит вас к тем нейронным связям, которые хранят алгоритм этого действия. Чем привычнее и рутиннее задача, тем быстрее приходит решение.

Но что происходит, когда человек посылает нетрадиционный запрос своему подсознанию? Привыкшая к рутинному однообразию, рабочая память направляет мышление по проторенным путям. Полученный ответ оказывается либо очень обычным, либо совершенно неправильным. Ситуация знакома каждому. Пример: 23 февраля и выбрать подарок для любимого человека. Какая первая мысль приходит ему или ей в голову? Носки! Возможно, пена для бритья, складной нож, нижнее белье, дезодорант. Через этот список проходят 90% девушек. Именно здесь возникает необходимость мыслить творчески. Казалось бы, мелочь, но сколько проблем и душевной боли?

Что происходит в голове у человека, наделенного даром магической фантазии?

  • Первые варианты отбрасываются,
  • запрос меняется с «Что подарить?» на «Необычные подарки на 23 февраля»,
  • запускаются новые схемы, предлагаются новые решения.

Если идеи не удовлетворяют, запрос меняется снова, и так далее, пока не будет достигнут желаемый результат. Никто не знает, через какие уголки подсознания пройдет мысль. Все зависит от количества соединений. В поисках идей для подарка девушка наткнется на увлечения своего возлюбленного; она вспомнит восхищенного мистера Штопора или коллекционную бутылку вина. Она вспомнит о его любви к автомобилям и странным освежителям воздуха, о его мечтах играть в гольф или прыгать с парашютом… В этот момент лучше изменить ситуацию и подумать о чем-то другом.


По статистике дети фантазируют больше и чаще уже взрослых людей

Фантазии человека и сновидения

З. Фрейд исследовал причины неврозов и пришел к выводу: наша бессознательная сфера является одним из источников фантазий. Отец психоанализа провел кропотливую работу по изучению сновидений пациентов клиники. Было установлено: ночные фантазии, являя собой иллюзию исполнения заветных желаний, выполняют роль «охранников» сна, избавляют его от лишних раздражителей.

Сновидения отражают как внешнюю реальность, так и душевные переживания, не осознаваемые индивидом. В образах ночных картинок зачастую сдвигаются акценты и сгущаются краски. Большую роль играет в них символика. То же самое происходит в бреднях психопата, причудах невротика, поэтическом произведении, мифических вымыслах, интимных грезах, религиозных верованиях.

Выход из глубоких пластов психики в сферу сознательного происходит по принципу проекции. Как ребенок воплощает свои желания в играх, так стремления взрослых людей находят проявление во снах, бреде, мечтаниях или произведениях искусства.

Проблемы воображения

Проблемы возникают не тогда, когда человек использует свое воображение, а когда он обращается с ним особым, можно сказать болезненным, образом. Например, магическое мышление.

В «Большой энциклопедии психиатрии» можно прочитать, что магическое мышление — это, в самом общем виде, вера в то, что мы можем влиять на реальность своими мыслями, фантазиями и желаниями. Будучи нормальным явлением, оно в определенной степени свойственно детям до 3-5 лет, которые считают, что их мысли являются причиной или аналогом того, что происходит во внешней реальности, а также представителям «примитивных» культур.

Структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют наряду с другими, более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами. Таким образом, в ортодоксальном сознании может сочетаться несовместимая вера в божественное провидение и вера в то, что человек может магически контролировать обстоятельства своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления реальностью.

Воображение – какое оно бывает?

Исследования

На самом деле, вы даже не представляете, какое огромное количество научных трудов написано на данную тему!

Более того, маститые кандидаты и профессора от педагогики и психологии не устают бесконечно развивать эту тематику.

Практически все исследования в области детского воображения направлены на изыскание новых методов его развития, и на то, как ускорить этот процесс. Так как всем не терпится запихнуть в детскую головку как можно больше «полезностей».

Наконец, существуют некоторые незыблемые определения: виды воображения и его развития в разновозрастной период ребенка. И для того чтобы идти дальше, нужно разобраться именно с этими понятиями.

Виды фантазии

Здесь все просто. Так как маленькие дети не имеют значительного опыта или знаний в каких-либо областях. Поэтому все, что они могут на фантазировать это либо то, что было рассказано взрослыми (другими детьми), либо прочитанным в детских книжках. Вот самое простое разделение таких фантазий:

  • пассивные – то, что никогда не осуществится (сны, мечты);
  • активные – то, что нужно воплотить (в случаях с детьми, воплотить это нужно прямо сейчас);
  • творческие – не просто повторение идей уже кем-то воплощенных, а созданных самостоятельно;
  • репродуктивные – использование чужих идей в собственной интерпретации.

Примером репродуктивной фантазии становится перевоплощение в сказочного персонажа. Часто такое происходит после прочитанной книжки или просмотренного мультика.

При этом ребенок, играя в какого либо героя, только сначала берет прообраз своего персонажа.

Потом добавляет столько своего и нового, что родители только удивляются: «откуда, что берется, сказка-то была совсем о другом!».

Категории воображения

Итак, в данном вопросе нас в первую очередь волнует развитие активной разновидности воображения. А оно в свое время подразделяется на несколько категорий:

  • вербальное – на основе речи (выдумывание новых слов, подбор аналогичных к уже знакомым и. д.);
  • невербальное – фантазии на основе уже виденного;
  • музыкальное – способность воплотить в жизнь или описать словесно музыкальные образы;
  • эмоциональное – воплотить или описать, трансформировать в реальность эмоциональную составляющую образов и переживаний;
  • двигательное – воплощение фантазийных форм с помощью пластики движения.

На самом деле последние подвиды достаточно условны, например, в двигательной форме (танце) можно выразить и музыкальные, и эмоциональные и любые невербальные образы.

Все вышеописанное – краткая теория. Заучивать ее не обязательно, но она дает нам основные понятия, которые пригодятся в дальнейшем.

Какие бывают фантазии?

Фантазия — настолько обширная тема, что невозможно рассмотреть ее со всех сторон сразу. Давайте поговорим о самых популярных из них.

Бессознательные

Иногда можно услышать упрек: «Вы совершенно лишены воображения». На самом деле людей, неспособных к воображению, не бывает. Просто фантазии возникают бессознательно. Психоанализ Фрейда объясняет их двумя способами: а) они изначально возникли в бессознательном; б) они возникли в сознании, но попали в бессознательное через подавление.

  • Плюсы. Это ключевое понятие в психоаналитической теории, которое поможет вам многое узнать о себе.
  • Конс. Если его не контролировать, он может вызвать психологические и психосоматические расстройства или бред.

Детские

Детское воображение активно с 3-3,5 лет и не имеет границ. Дети придумывают воображаемых друзей, сюжеты для игр, новые истории для любимой книги или героев мультфильмов. Таким образом они познают мир, учатся вести себя и общаться в реальном мире, формируют механизмы психологической защиты, раскрываются творчески.

  • Плюсы. Воображение и творчество помогают им раскрыть свою уникальность и талант, расслабиться и просто повеселиться.
  • Если ребенка не научить разнице между фантазией и ложью, он может вырасти патологическим лжецом.

Научные

Инновации — это не просто фантазия. Это революция, которая дает возможность выйти за рамки правильных ответов и найти действительно новое решение. Сочетание воображения и научного мышления привело к появлению роботов-хирургов, сотовой связи, биопротезов, искусственного интеллекта, гибких смартфонов, 3D-печати и виртуальной реальности.

  • Плюсы. Ожидаются новые тенденции в мире инноваций и творчества — технологические города будущего, непобедимые квантовые компьютеры, 4D и 5D печать, роботы, способные обучать, и новое поколение автомобилей без водителя.

Писательские

Глубина воображения писателя позволяет читателю путешествовать во времени и пространстве, входить в художественный мир героев, наблюдать увлекательные события из прошлого и будущего. Книги приносят в жизнь читателей столько прекрасных вещей, знаний, эмоций, советов, приключений, что можно только порадоваться такому богатому воображению.

  • Плюсы. Чтение — это та самая форма досуга, которая приносит наибольшее ощущение счастья и удовлетворения жизнью.

Эротические

Сексологи шутят: 90% людей предаются сексуальным фантазиям, а остальные 10% просто не признаются в этом. Ночь с бывшим партнером, секс со знаменитостью или незнакомцем, сексуальные игры на природе или в незнакомом месте — эти эротические сны помогают «нарисовать» не очень радостную картину реальности.

  • Активные фантазии о сексе позволяют ослабить внутренние запреты, выразить и реализовать подавленные желания.
  • Слишком реалистичные и нереализованные эротические фантазии могут привести к сексуальным извращениям. Они также оказывают разрушительное воздействие на отношения. Особенно если партнеры пытаются разыгрывать их на стороне.

Невротические

Пугающие фантазии невротика вызывают страх перед воображаемым будущим. Это могут быть преувеличенные страхи смерти, страхи кометы или падения дома, страхи неизлечимых болезней, извращенные навязчивые идеи. Все это не имеет никакой основы в настоящем времени, но причиняет невротику сильный дискомфорт.

  • Страдания, эмоциональная нестабильность, неуверенность — все это часть личности невротика. Зацикленность на своих страшных иллюзиях отравляет невротика и всех окружающих.

Фантазия (К.Г. Юнг)

Фантазия. Под фантазией я подразумеваю два различных явления, а именно: во-первых, фантазму и, во-вторых, воображающую деятельность. Из текста моей работы в каждом данном случае вытекает, в каком смысле следует понимать выражение “фантазия”. Под фантазией в смысле “фантазмы” я понимаю комплекс представлений, отличающихся от других комплексов представлений тем, что ему не соответствует никакой внешней реальной объективной данности. Хотя первоначально фантазия может покоиться на вспоминающихся образах действительно имевших место переживаний, все же ее содержание не соответствует никакой внешней реальности, но остается, по существу, выходом творческой активности духа, деятельностью или продуктом комбинации психических элементов, оккупированных энергией. Поскольку психическая энергия может подвергаться произвольному направлению, постольку и фантазия может вызываться сознательно и произвольно как в целом, так и по крайней мере частично. В первом случае она тогда не что иное, как комбинация сознательных элементов. Однако такой случай является искусственным и только теоретически значимым экспериментом. В повседневном психологическом опыте фантазия в большинстве случаев или вызывается вследствие настороженной интуитивной установки, или же является вторжением бессознательных содержаний в сознание.

Можно различать активные и пассивные фантазии; первые вызываются интуицией (см.), т.е. установкой (см.), направленной на восприятие бессознательных содержаний, причем либидо (см.) тотчас оккупирует все всплывающие из бессознательного элементы и доводит их, через ассоциацию параллельных материалов, до полной ясности и наглядности; пассивные фантазии появляются сразу в наглядной форме, без предшествующей и сопровождающей интуитивной установки, при совершенно пассивной установке познающего субъекта. Такие фантазии принадлежат к психическим “автоматизмам”(Automatismes, Жане). Эти последние фантазии могут, конечно, появляться лишь при наличии относительной диссоциации в психике, потому что их возникновение требует, чтобы существенная часть энергии уклонилась от сознательного контроля и овладела бессознательными содержаниями. Так, например, видение Савла предполагает, что бессознательно он уже христианин, что укрылось от его сознательного понимания, инсайта.

Пассивная фантазия всегда возникает из какого-нибудь процесса в бессознательном, противоположного сознанию, процесса, который содержит в себе приблизительно столько же энергии, сколько и в сознательной установке, и который поэтому способен проломить сопротивление последней. Напротив, активная фантазия обязана своим существованием не только и не односторонне — интенсивному и противоположному бессознательному процессу, но настолько же склонности сознательной установки воспринимать намеки или фрагменты сравнительно слабо подчеркнутых бессознательных связей и, преобразуя их при помощи ассоциирования параллельных элементов, доводить их до полнейшей наглядности. Итак, при активной фантазии дело отнюдь и не всегда сводится к диссоциированному душевному состоянию, но, скорее, к положительному участию сознания.

Если пассивная форма фантазии нередко носит на себе печать болезненного или, по крайней мере, ненормального, то ее активная форма принадлежит нередко к высшим проявлениям человеческого духа, так как в ней сознательная и бессознательная личности субъекта сливаются в одном общем объединяющем произведении. Фантазия, сложившаяся так, может быть высшим выражением единства известной индивидуальности и даже создавать эту индивидуальность именно при помощи совершенного выражения ее единства (ср. понятие “эстетического настроения” у Шиллера). По-видимому, пассивная фантазия обычно никогда не бывает выражением достигнутого единства индивидуальности, так как она, как уже сказано, предполагает сильную диссоциацию, которая со своей стороны может покоиться только на столь же сильной противоположности между сознанием и бессознательным. Фантазия, возникшая из такого состояния через вторжение в сознание, именно поэтому никогда не может быть совершенным выражением объединенной в себе индивидуальности, но будет преимущественно выражением точки зрения бессознательной личности. Хорошим примером тому может служить жизнь Павла: его обращение в христианскую веру соответствовало принятию дотоле неосознанной точки зрения и вытеснению прежнего антихристианского образа мыслей, который впоследствии обнаруживался в его истерических припадках. Поэтому пассивная фантазия всегда нуждается в сознательной критике, если она не должна односторонне давать дорогу точке зрения бессознательной противоположности. Напротив, активная фантазия как продукт, с одной стороны, сознательной установки, отнюдь не противоположной бессознательному, с другой стороны, бессознательных процессов, также не противоположных сознанию, а лишь компенсирующих его, нуждается не в критике, а в понимании.

Как в сновидении (которое есть не что иное, как пассивная фантазия), так и в фантазии следует различать явный и скрытый смысл. Первый выясняется из непосредственного созерцания фантастического образа, этой непосредственной манифестации фантастического комплекса представлений. Конечно, явный смысл почти и не заслуживает названия — в фантазии он всегда оказывается гораздо более развитым, чем в сновидении — это, вероятно, должно проистекать из того, что сонная фантазия обычно не нуждается в особой энергии для того, чтобы действенно противостоять слабому сопротивлению спящего сознания, так что уже мало противоположные и лишь слегка компенсирующие тенденции могут дойти до восприятия. Напротив, бодрствующая фантазия уже должна располагать значительной энергией для того, чтобы преодолеть тормозящее сопротивление, исходящее от сознательной установки. Чтобы бессознательная противоположность дошла до сознания, ей необходимо быть очень важной. Если бы эта противоположность состояла лишь в неясных и трудно уловимых намеках, то она никогда не смогла бы настолько завладеть вниманием, т. е. сознательным либидо, чтобы прорвать связь сознательных содержаний. Поэтому бессознательное содержание приковано к прочной внутренней связи, которая именно и выражается в выработанном явном смысле.

Явный смысл всегда имеет характер наглядного и конкретного процесса, однако последний, вследствие своей объективной нереальности, не может удовлетворить сознания, притязающего на понимание. Поэтому оно начинает искать другого значения фантазии, — ее толкования, т. е. скрытого смысла. Хотя существование скрытого смысла фантазии сначала вовсе не достоверно и хотя вполне возможно оспаривать даже и саму возможность скрытого смысла, однако притязание на удовлетворительное понимание является достаточным мотивом для тщательного исследования. Это отыскание скрытого смысла может сначала иметь чисто каузальную природу, при постановке вопроса о психологических причинах возникновения фантазии. Такая постановка вопроса ведет, с одной стороны, к поводам, вызвавшим фантазию и лежащим далее, позади; с другой стороны, к определению тех влечений и сил, на которые энергетически следует возложить ответственность за возникновение фантазии. Как известно, Фрейд особенно интенсивно разрабатывал это направление. Такого рода толкование я назвал редуктивным. Право на редуктивное понимание ясно без дальнейших разъяснений и точно так же вполне понятно, что этот способ толкования психологических данных дает некоторое удовлетворение людям известного темперамента, так что всякое притязание на дальнейшее понимание у них отпадает. Когда кто-нибудь издаст крик о помощи, то этот факт будет достаточно и удовлетворительно объяснен, если мы сможем доказать, что жизнь данного человека в данный момент находится в опасности. Если человеку снится уставленный яствами стол и доказано, что он лег спать голодным,то такое объяснение сна удовлетворительно. Если человек, подавляющий свою сексуальность, например средневековый святой, имеет сексуальные фантазии, то этот факт достаточно объяснен редукцией на подавленную сексуальность.

Но, если бы мы захотели объяснить видение Петра ссылкой на тот факт, что он голодал и что поэтому бессознательное побуждало его есть нечистых животных, или же что поедание нечистых животных вообще лишь исполнение запретного желания, то такое объяснение дает мало удовлетворения. Точно так же наш запрос не будет удовлетворен, если мы захотим свести, например, видение Савла к его вытесненной зависти, которую он питал к роли Христа среди его соотечественников и при помощи которой он отождествлял себя с Христом. В обоих этих объяснениях может быть доля правды, но к психологии Петра или Павла, обусловленной духом их времени, объяснения эти не имеют никакого отношения. Это объяснение чересчур просто и дешево. Нельзя трактовать мировую историю как проблему физиологии или как вопрос личной скандальной хроники. Эта точка зрения была бы слишком ограничена. Поэтому мы вынуждены значительно расширить наше понимание скрытого смысла фантазии, прежде всего в смысле причинности: психологию отдельного человека никогда нельзя исчерпывающе объяснить из него самого, но надо ясно понять, что его индивидуальная психология обусловлена современными ему историческими обстоятельствами и как именно. Она не есть лишь нечто физиологическое, биологическое или личное, но и некая проблема истории того времени. И потом, никакой психологический факт никогда не может быть исчерпывающе объяснен только из одной своей причинности, ибо в качестве живого феномена он всегда неразрывно связан с непрерывностью жизненного процесса, так что, хотя он, с одной стороны, есть всегда нечто ставшее, с другой стороны, он все же есть всегда нечто становящееся, творческое.

У психологического момента лик Януса: он глядит назад и вперед. В то время, как он становится, он подготавливает и будущее. В противном случае намерение, задание, установка целей, учет будущего и предвидение его были бы психологически невозможны. Если кто-нибудь выражает какое-либо мнение и мы относим этот факт только к тому, что до него кто-то другой высказал такое же мнение, то это объяснение практически совершенно недостаточно, ибо мы хотим знать не просто причину этого поступка для его понимания, но еще и то, что он имеет при этом в виду, в чем его цель и намерение и чего он хочет этим достигнуть. Узнав и это все, мы обыкновенно чувствуем себя удовлетворенными. В повседневной жизни мы без дальнейшего рассуждения и совершенно инстинктивно прибавляем к этому еще объяснение и с финальной точки зрения; очень часто мы даже считаем именно эту финальную точку зрения решающей, совершенно оставляя в стороне момент, в строгом смысле причинный, очевидно инстинктивно признавая творческий момент психического существа. Если мы так поступаем в повседневном опыте, то и научная психология должна считаться с таким положением дела и поэтому не должна становиться исключительно на строго каузальную точку зрения, заимствованную ею первоначально у естественных наук, но принимать во внимание и финальную природу психического.

И вот, если повседневный опыт утверждает как несомненное финальное ориентирование содержаний сознания, то с самого начала нет никаких поводов для того, чтобы отвергнуть это применительно к содержаниям бессознательного, конечно, до тех пор, пока опыт не обнаружит обратного. По моему опыту, нет никаких оснований отрицать финальное ориентирование бессознательных содержаний, напротив, есть множество случаев, в которых удовлетворительное объяснение достижимо только при введении финальной точки зрения. Если мы будем рассматривать, например, видение Савла с точки зрения мировой миссии Павла и придем к заключению, что Савл, хотя сознательно и преследовал христиан, но бессознательно принял уже христианскую точку зрения и стал христианином вследствие перевеса и вторжения бессознательного, потому что его бессознательная личность стремилась к этой цели, инстинктивно постигая необходимость и значительность этого деяния, то мне кажется, что такое объяснение значения этого факта будет более адекватным, чем редуктивное объяснение при помощи личных моментов, хотя последние, в той или иной форме, несомненно соучаствовали в этом, ибо “слишком человеческое” имеется всюду налицо. Точно так же данный в Деяниях Апостолов намек на финальное объяснение видения Петра, является гораздо более удовлетворительным, чем предположение физиологически-личных мотивов.

Итак, объединяя все вместе, мы можем сказать, что фантазию следует понимать и каузально, и финально. Для каузального объяснения она есть такой симптом физиологического или личного состояния, который является результатом предшествующих событий Для финального же объяснения, фантазия есть символ, который пытается обозначить или ухватить с помощью имеющегося материала определенную цель или, вернее, некоторую будущую линию психологического развития Так как активная фантазия составляет главный признак художественной деятельности духа, то художник есть не только изобразитель, но творец и, следовательно, воспитатель, ибо его творения имеют ценность символов, предначертывающих линии будущего развития Более ограниченное или более общее социальное значение символов зависит от более ограниченной или более общей жизнеспособности творческой индивидуальности Чем ненормальнее, т е. чем нежизнеспособнее индивидуальность, тем ограниченнее социальное значение созданых ею символов, хотя бы эти символы и имели для данной индивидуальности абсолютное значение

Оспаривать существование скрытого смысла фантазии можно только тому, кто полагает, что естественный процесс вообще лишен удовлетворительного смысла. Между тем естествознание уже выделило смысл естественного процесса в форме законов природы Признано, что законы природы суть человеческие гипотезы, установленные для объяснения естественного процесса Но, поскольку удостоверено, что установленный закон согласуется с объективным процессом, постольку мы имеем право говорить о смысле совершающегося в природе. И поскольку нам удается установить закономерность фантазий, постольку мы имеем право говорить и об их смысле Однако найденный смысл лишь тогда удовлетворителен, или, другими словами, установленная закономерность лишь тогда заслуживает этого имени, когда она адекватно передает сущность фантазии. Есть закономерность при естественном процессе и закономерность самого естественного процесса Это закономерно, например, что человек видит сновидения, когда спит, однако это не такая закономерность, которая высказывает нечто о сущности сновидений. Это простое условие сновидения. Установление физиологического источника фантазии есть лишь простое условие ее существования, а отнюдь не закон ее сущности. Закон фантазии, как психологического феномена, может быть только психологическим законом.

Мы подходим теперь ко второму пункту нашего объяснения понятия фантазии, а именно к понятию воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit) Воображение есть репродуктивная или творческая деятельность духа вообще, не будучи особой способностью, ибо оно может осуществляться во всех основных формах психической жизни, в мышлении, чувстве, ощущении и интуиции. Фантазия, как воображающая деятельность, есть для меня просто непосредственное выражение психической жизнедеятельности, психической энергии, которая дается сознанию не иначе, как в форме образов или содержаний, подобно тому как и физическая энергия проявляется не иначе, как в форме физического состояния, физическим путем раздражающего органы чувств. Подобно тому как всякое физическое состояние с энергетической точки зрения есть не что иное, как система сил, точно так же и психическое содержание с энергетической точки зрения есть не что иное, как являющаяся сознанию система сил Поэтому с этой точки зрения можно сказать, что фантазия в качестве фантазмы есть не что иное, как определенная сумма либидо, которая никогда не может явиться сознанию иначе, как именно в форме образа. Фантазма есть idee force Фантазирование, как воображающая деятельность, тождественно с течением процесса психической энергии.

Цитируется по изд.: Юнг К. Психологические типы. СПб, М., 1995, с. 571-578.

Что такое эскапизм?

Эскапизм — это синоним бегства, неважно куда: работа, секс, искусство, жизнь, религия, отдаленные деревни, монастыри, разговоры на форуме, игры, опьянение или психотропные вещества. На фоне таких «интересов» бегство в мир фантазий выглядит безобидным. Но это только на первый взгляд.

Мир, придуманный фантазией, выглядит более привлекательным, чем реальность. Именно последнее спасает психику от разрушения. Но постепенно такие «игры разума» заменяют реальный мир воображаемым. Когда граница между иллюзией и реальностью ослабевает, исчезает самоконтроль, чувство ответственности за свою жизнь, желание что-то улучшить, чего-то достичь. Поэтому возможна деградация, спуск в психоз или развитие расстройств личности. А это уже диагноз.

Что делать в такой ситуации? Отступите назад и посмотрите на это со стороны. На самом деле, надуманная иллюзия становится мощной силой только тогда, когда она побуждает к действию. Важно различать разные формы фантазии:

  • Сладкие мечты похожи на «розовые очки», в которых нет места реальности — не очень хороший знак.
  • Фантазии, которые заряжают вас энергией, двигают вперед — полезны.

Есть еще один секрет: воплощать фантазии в реальность гораздо интереснее, чем фантазировать ни о чем.

КАК ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ

Эту не удовлетворяющую нас ситуацию нам с детства (с детства человечества и с нашего личного детства) приходится как-то корректировать. Недолюбливаемый современной биологией закон Геккеля («онтогенез есть краткое повторение филогенеза») как будто отыгрывается здесь, на чужой площадке, в полную силу. Непознанные и необъяснимые вещи и явления наши предки легко превращали в забавные, страшные, дружелюбные или опасные, но неизменно диковинные сущности.

Делали они это, несомненно, в интересах целостности наблюдаемого мира и сохранения в нем причинно-следственных связей. Гром гремит, потому что Илья-пророк на колеснице едет. В лесу путает тропинки леший, по небу с фонарем пролетела Баба-яга в ступе, утопленника утащила русалка, а гриву лошади кикиморы заплели…

Ровно то же самое делают сегодня и наши дети. «Кто там стучит? – Бабай за стенкой живет». «Почему занавеска так странно колышется? – Там привидение стоит». Гремучая смесь примитивных пояснений и сладкого метафизического ужаса, ровно как у наших предков. Бывает и в чистом виде плод незамутненной детской фантазии.

Из моей практики. Ребенок пяти лет спросил: «Зачем царапину йодом мажут?» Ему ответили: «Чтоб микробов убить». И больше ничего объяснять не стали. «Отчего же йод щиплет? – подумал ребенок. – Ведь если водой помыть, то больно не будет. Ага! (Непротиворечивая фантазийная картинка начала выстраиваться.) Вода микробов не убивает, а от йода они умирают. Микробы – это что-то живое (раз умирают), такие очень маленькие вредные зверюшки. И вот, когда они умирают, они в последней злобе, своими маленькими зубками вцепляются в руку. Поэтому и больно (картинка достроилась)».

Как развить воображение и фантазию у взрослых

Воображение — это способность, которая является врожденной для каждого человека. Поэтому его не нужно учить, его нужно просто подпитывать.

Чтобы развить воображение, нужно просто заниматься деятельностью, которая его стимулирует. Ниже приведен список рекомендаций, которые, по моему мнению, являются наиболее простыми и эффективными.

Выключите телевизор и найдите хобби

Просмотр телепередач — распространенный способ снять стресс после тяжелого рабочего дня. Я и сам люблю посмотреть несколько серий телевизора в выходной день или перед сном. Но это способ пассивного расслабления, при котором мозг бездействует.

Вместо того чтобы постоянно наблюдать за жизнью других людей, найдите хобби, которое позволит вам создать свою собственную историю.

Обращайте внимание на забавные мелочи

Попробуйте найти странные и забавные вещи там, где их нет. Забавные сочетания надписей на близлежащих рекламных щитах, причудливые формы облаков, смешная походка голубя. Все эти вещи требуют работы воображения и могут сделать вашу жизнь немного веселее (приятный бонус).

Попробуйте ничего не делать

Наш разум постоянно находится в шумной среде из-за внешних раздражителей. Это может быть тот же телевизор, музыка, постоянные социальные сети и лента уведомлений. Попробуйте посидеть в тишине и прислушаться к собственным мыслям. Иногда вы можете быть поражены идеями и озарениями, которые приходят в голову, когда вас ничто не отвлекает.

Слушайте музыку без слов

Доказано, что прослушивание музыки повышает производительность труда на работе. Но если это песни с текстами, то мы подсознательно прислушиваемся к их идеям, оставляя свои собственные. Я сам заметил, что даже песни на незнакомом мне языке могут выбить меня из колеи. С другой стороны, музыка без текста стимулирует воображение и дает зеленый свет новым идеям.

Как развивать фантазию?

Если вы полагаете, что умение фантазировать, как и творческое мышление – удел одаренных людей и развить их невозможно, то вы ошибаетесь. Воображение – это навык, который можно и нужно развивать. Онлайн-программа «ТРИЗ на практике» всего за 4 недели откроет новые грани вашего мышления и разовьет скрытый творческий потенциал. Пройдя ее, вы поймете, что все границы находятся только в вашей голове и что для фантазии не существует преград.

А помимо онлайн-программы мы подготовили для вас список рекомендаций о том, как лучше развивать и тренировать фантазию и воображение.

Выключите телевизор

Просмотр телевизионных программ – форма пассивного участия. Телевизор может быть хорош для отдыха после тяжелого дня, но никак не для развития воображения. Вместо того чтобы наблюдать за интересной жизнью других людей, найдите себе занятие, которое сделает вашу жизнь насыщеннее.

Часто, чтобы пробудить фантазию, необходимо очистить голову от информационного шума, получаемого в течение всего дня. Выделяйте хотя бы 15 минут в день, чтобы отключиться от внешних раздражителей и импульсов. Выключите музыку и телевизор, отложите в сторону телефон и посидите в полной тишине.

Спокойно понаблюдайте за тем, что именно приходит вам в голову. Не старайтесь анализировать эти мысли, а просто позволяйте им пройти через ваше сознание и смело отпускайте их. Если вам сложно самостоятельно отключаться от потока размышлений, начните практиковать медитацию по видеоурокам в Интернете.

Читайте творческую литературу и смотрите творческие фильмы

Читая художественные литературу, человек развивает фантазию. А читая непривычные для себя жанры, он не только расширяет сознание и кругозор, но и избавляется от информационных пузырей.

Такой же принцип лежит в любом виде искусства. Пробуйте открывать для себя новые музыкальные стили, осваивать незнакомые виды творчества, смотреть непривычные жанры кино.

Чтение любой литературы само по себе развивает фантазию. Однако вы можете усилить и закрепить данный навык с помощью смены литературных стилей. Если вы обычно читаете детективные триллеры, прочтите фантастический роман или любовную новеллу. Ищите экспериментальные или независимые фильмы, которые бросают вызов стандартам кинематографа. Постарайтесь расширить не только контент, с которым вы взаимодействуете, но и способ его представления.

Прививайте себе вкус к новизне. Исследуйте произведения искусства, читайте книги, развивающие фантазию, изучайте результат воображения других людей, узнавайте как другие люди воплощали свои идеи.

Слушайте музыку без слов

Ученые доказали, что прослушивание музыки увеличивает продуктивность во время работы. Однако прослушивание текстов заставляет человека хотя бы подсознательно, но сосредотачиваться на их смысле.

Включайте классическую музыку или звуки природы и позвольте им пробудить ваше творческое начало. Дорисуйте в своем воображении те образы, которые вам приходят на ум. Вы также можете совместить прослушивание музыки с арт-терапией.

Ведите дневник

Помимо терапевтических преимуществ ведение дневника позволяет развивать фантазию. Если вам тяжело писать о чем-то несуществующем, начните просто описывать свой день. Постепенно добавляйте в свои описания как можно больше деталей и нюансов.

Позже, привыкнув к данной практике, начинайте фантазировать и представлять себе, как бы прошел ваш день, если бы вы, например, вместо работы пошли на прогулку. Подумайте, кого бы вы там встретили, как бы себя чувствовали, чем бы занимались.

Не ограничивайте себя рамками и границами разумного. Например, напишите историю, в которой вы попадаете в другой мир или отправляетесь в космическое путешествие. Вы также можете описать привычные действия с помощью стихов. Пишите в любой форме – стихи не обязательно должны быть рифмованными или иметь размеры.

Заведите «записную книжку идей». Записывайте туда любую мысль, которая кажется вам интересной. Не пытайтесь объяснять ее с точки зрения логики и рационального мышления. Кто знает, может и среди них окажется нечто поистине гениальное? Многие великие открытия совершались с одной, казалось бы, безумной идеи.

Это может быть короткая заметка, идея продукта, история или любые случайные мысли, которые вы хотите выразить. Это сделает вас более открытыми для частого генерирования идей.

Играйте

Фантазии – естественное состояние для детей, которые проводят до двух третей своего времени в творческих играх. Ребенку совершенно не требуется реалистичного реквизита, чтобы представить себя доктором или спасателем. Он спокойно может использовать банан вместо телефона, а коробку из-под бытовой техники – в качестве автомобиля.

Попробуйте окунуться в детство и отбросить все условности, навязанные взрослой жизнью. Пригласите своих друзей, родных и детей присоединиться к вам. Представьте себя пиратом, космонавтом или охотником за сокровищами. Чтобы сыграть в игру, развивающую фантазию, совершенно необязательно, создавать специальные условия. Для этого достаточно лишь вашего желания и умения освобождаться от рамок и условностей.

В случае, если вам трудно полностью погрузиться в мир фантазий, сходите на театрализованный квест. Реалистичный реквизит и костюмированное представление позволят вам окунуться в выбранную историю, забыв на время о реальном мире.

Ищите новые впечатления

Поиск новых впечатлений – отличное упражнение для мозга и воображения. По мнению многих исследователей, самый надежный способ развить фантазию – найти среду, в которой у вас нет никакого опыта.

Стоит вам повторить какое-либо действие несколько раз, как мозг станет более искусным в обработке полученной информации. По мере того, как связи между нейронами становятся более эффективными, он перестает так усердно работать. «В основе своей мозг – это ленивый кусок мяса», – пишет Бернс. «Он не хочет тратить энергию впустую» [Fast Company, 2014].

Получение новых впечатлений и знаний способствует образованию новых нейронных связей. А это открывает новые перспективы и создает гибкую почву для идей и творчества.

Не бойтесь выходить за рамки привычного. Запланируйте поездку в незнакомый город или даже страну. Прогуляйтесь по своему городу, не пользуясь картами, и изучите новые районы и места. Возьмите уроки рисования, лепки или игры на музыкальном инструменте, запишитесь на курсы иностранного языка или попробуйте освоить новый рецепт.

Знакомьтесь с интересными людьми из разных сфер. Так вы не только расширите свой кругозор, но и, возможно, заведете новых друзей.

Бросьте вызов своему восприятию

Воображение и творчество часто связаны с исследованием сенсорного опыта: человек может получать новые идеи, исследуя свои недоминантные чувства. Что происходит, когда он подвергает сомнению свое доминирующее чувство? Начинают активизироваться другие каналы восприятия, что, несомненно, положительным образом влияет на воображение.

Попробуйте «включить» другие органы восприятия. Например, проведите весь день в тишине или сходите в ресторан, в котором обслуживание осуществляется в полной темноте. Учитесь чувствовать свое тело с помощью танца и пробудите обоняние благодаря ароматерапии. Все эти практики активизируют ваши чувства, а вместе с ними и фантазию.

Меняйте образ мышления

Смена мыслительных паттернов – один из самых сложных навыков, которыми может владеть человек. Желание идти по проторенным дорожкам часто сдерживает его от открытия новых горизонтов.

Начните допускать мысли, не основываясь лишь на своих убеждениях и мнениях. Хорошее воображение означает умение смотреть на ситуацию под другим углом и чужими глазами. Для этого необходимо отбросить свой интеллектуальный багаж предубеждений, предрассудков и мнений.

Конечно, сменить мыслительные стратегии удается далеко не сразу. Для этого требуется терпение, мотивация и знание того, какие ловушки строит наш мозг, чтобы не выпускать нас за привычные границы. Онлайн-программа «Когнитивистика» вобрала в себя лучшие техники, которые помогут вам научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Измените свой образ мышления. Если вы поставили перед собой задачу развить фантазию, то вам придется много работать. Чем больше вы прилагаете усилий, чтобы увидеть новые способы взгляда на вещи, тем быстрее эти усилия превратятся в привычки и тем легче вам будет это удаваться в дальнейшем.

Яркое воображение – это гораздо больше, чем выдумывание историй о динозаврах и пиратах. Это источник творчества и инноваций, выраженных во всем, от технологий и науки до искусства и литературы. Работа над воображением поможет вам мыслить нестандартно, что является полезным навыком как в работе, так и в личной жизни [WikiHow, 2020].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]