Психология убеждения: учимся у мошенников, политиков и продавцов


Приемы и способы психологического воздействия на людей – это основная часть практической психологии. Благодаря этому каждый день наука открывает, изучает, проверяет, обобщает и предлагает использовать психологические методы влияния людей друг на друга в их жизни. Это может быть семейная, производственная, трудовая и общественная сфера. Все люди, когда общаются между собой, влияют друг на друга, специально или не специально, и используют при этом на практике определённые механизмы.

Внушение: характеристика метода

Внушение лежит в основе обращения к эмоционально-бессознательной сфере человека. Оно имеет вербальный характер, а значит, осуществляется при помощи слов.

Та информация, которая предназначена для внушения, должна быть очень короткой, но имеющий максимальный смысл и насыщенность. А также использовать момент экспрессии, чтобы человек вмиг поверил в то, что ему говорят. Кроме этого, воздействующий человек не должен быть в эмоциональном трансе, а обязан быть в здравом рассудке, чувствовать себя уверенно, поскольку авторитетность источника информации – основа внушения. Если же воздействующий (внушающий) не имеет авторитета для воспринимающего (внушаемого), тогда сеанс не окончится успешно.

Важно помнить, что эффективность внушения может зависеть от интонации голоса человека. Она должна показывать уверенность, авторитетность и важность слов.

Суть проблемы и ее двойственность

Что заставляет нас поверить или не поверить в ту или иную историю? Правильно: логика повествования!

Логика оказывает непосредственное влияние на наш разум. Но чтобы добиться максимального эффекта, не стоит забывать и о чувствах, которые придают убедительности сказанному. То есть всегда стоит помнить: можно что-то доказать, но насильно убедить не получится.


Убеждение в жизни – совсем не то, что использование способов доказательства теоремы Пифагора. Здесь недостаточно сухих фактов и формул

Давайте взглянем с другой стороны. Если воздействовать на чувства и не принимать во внимание логические обоснования, получится убедить, но не доказать.

Итог: чтобы доказываемое было убедительным, а убедительное – доказательным, необходимо применять и логические, и нелогические способы доказательства и убеждения.

Обоснование тезиса, при котором вместе с логическими методами используют способы нелогического воздействия, называется аргументацией.

Методы убеждения: влияние внешних факторов на человека

Ежедневно мы сталкивается с убеждением. К примеру, производители продуктов питания желают, чтоб мы приобретали их масло и сыр, а киностудии – чтоб посещали премьеры их фильмов в кинотеатрах.

Так как методы убеждения – главная составляющая нашей жизни, зачастую мы не всегда можем заметить то, как оказались под их воздействием и влиянием внешних факторов. Эту науку изучали еще с древних времен, её конечной целью являлось заставить другого человека со спокойствием усвоить определённый аргумент и принять новое суждение элементов его системы мировоззрения.

Принцип авторитета

Люди всегда прислушиваются к тем, кого считают авторитетом. Следовательно, если вы заслужили авторитет в глазах своего собеседника, убедить его в чем-либо не составит труда.

Хорошим примером могут служить занятия в университете. Если предмет ведет практикант, которые еще не успел завоевать авторитет в глазах студентов, то, скорее всего, его не будут слушать и выполнять его призывы к действию. Если же на лекцию придет декан факультета, то наверняка все студенты будут внимательно его слушать и выполнять указания, так как он обладает большим авторитетом в их глазах. Принципом авторитета могут пользоваться и знаменитости в различных рекламных акциях.

Если перед попыткой убедить вы завоюете авторитет в глазах собеседника, то, возможно, ваша задача значительно упростится. Важно, чтобы оппонент понял: вы заслуживаете его доверия и обладаете ценным опытом в нужной сфере.

Какие существуют основные методы убеждения и насколько они эффективны?

Ниже приведем несколько высокоэффективных приёмов убеждения. Кроме них также используются: поощрения, наказания, позитивный или негативный опыт, взывание к моральным качествам человека.

К методам убеждения относятся следующие виды:

  1. Наставление. Когда убеждаемый настроен положительно к убеждающему (если у него есть авторитет), он наставляет слушателей, убеждает их вести себя конкретным, нужным ему образом. В форме наставления директор дает непосредственные рекомендации своим подчиненным: «Сделайте это следующим образом, и мы добьемся таких-то результатов».
  2. Команды и приказы. К этим методам прибегают очень часто, если перед аудиторией имеется авторитет. Главное, чтоб приказы выполнялись. Но для успеха убеждаемый не должен критиковать поставленные задачи. К примеру, на просьбу родителей или бабушки собрать игрушки, малыш будет реагировать по-разному, если мама строга с ним, а бабушка проявляет мягкость.
  3. Совет. Когда между людьми есть доверие, близость, понимание. Конечно, давать советы нужно правильно, и делать это так, чтобы не обидеть близкого человека.
  4. Намек. Этот вид воздействия является косвенным, поскольку информацию сообщают не напрямую, а в виде полушутки или сравнения. По большей части намек нацелен не на мышление человека, а обращён к его эмоциональному состоянию. Лучше всего его использовать тогда, когда человек в игривом, приподнятом настроении.
  5. Косвенное одобрение. Данный прием можно использовать, когда человек в целом действует правильно. Главная цель – не дать свернуть с нужного пути. Но почему одобрение – косвенное? Если человеку сказать все напрямую и открытым текстом, это будет похоже на лесть и может отпугнуть. Абсолютно неуместно заглядывать человеку прямо в глаза и говорить: «Вы молодец! Таким образом, вы добьетесь желаемого». Лучше будет использовать убедительную фразу. Например: «Такой подход, как правило, дает отличные результаты».
  6. Плацебо. Данный эффект уже давно известен медицине. Как правило, доктор дает пациенту вместо серьезного лекарства обычную аскорбинку и говорит, что это препарат нового поколения, и он поможет от всех бед. Больной верит в хороший исход лечения и таким образом исцеляется. Также можно использовать данный прием, чтоб убедить собеседника, что все у него получится. К примеру, дать ребенку талисман и сказать, что пока он его хранит, сможет достичь всего, о чем мечтает. Правда, если еще приложит усилия. И вот увидите, у ребенка непременно все получится.

Все эти приемы известны каждому, в них нет ничего поражающего воображение, главное, правильно ими пользоваться, и тогда успех гарантирован. Существуют психологические методы убеждения, основная цель которых – воздействие на сознание человека и прием вашей точки зрения.

Виды убеждения

Итак, воздействовать на человека мы решили, не обходя его сознание. Как убеждать? Отталкивайтесь от видов убеждения. Это «база», изучив которую, можно применять приемы и методы для скорейшего достижения цели.

Информирование. Адресату предоставляется полная информация об объекте или явлении. Если есть преимущества, о них рассказывают в первую очередь. Так продавец в магазине бытовой техники рассказывает покупателю о возможностях заинтересовавшего его пылесоса или фена. Разъяснение. Этот вид убеждения используется, когда некоторые моменты следует уточнить. Тот же продавец расшифрует покупателю технические характеристики мощности выбранной модели, переведет цифры в преимущества, которые этот пылесос имеет перед другими похожими. Доказательство. К нему обращаются, когда данные просят сопроводить наглядным представлением или настоящими фактами. Так учитель химии показывает детям «Йодные часы», демонстрируя обратимые реакции. Жидкость в колбе становится черной, а при ее размешивании получается прозрачная «водичка». Опровержение. Если мнение убеждаемого отличается от того, которое он должен заиметь в результате воздействия, используется этот вид убеждения. В иных случаях люди сами желают получить опровержение информации. Так поклонники «Игры престолов» ждут опровержения смерти Джона Сноу в любимом сериале. Только вот ни актеры, ни создатели проекта его не дают.

Этот «каркас» убеждающего воздействия – база, над которой надстраиваются ситуационные условия. При идеальном совпадении умений убеждающего и окружающей обстановки и готовности адресата воспринимать информацию воздействие обречено на успех. Расслабленные люди и личности, чувствующие сходство свое и убеждающего легче поддаются процессу.

Психологические приёмы

Метод убеждения, примеры которого представлены в статье, широко используется психологами. Разберём их основные приёмы:

  1. Фундаментальный. Прямая речь к собеседнику, которого в открытую знакомят с нужной информацией, служащей основой доказательств правды.
  2. Противоречия. Выявление нестыковок в доводах убеждаемого и тщательная проверка личных аргументов на непротиворечивость, дабы предотвратить контратаку.
  3. Извлечение выводов. Аргументы раскрывают не сразу, а постепенно. Добиваясь согласия на каждом шаге.
  4. Куски. Аргументы убеждаемого распределяют на сильные, средние, слабые. Первых в основном не касаются, главная цель – последние.
  5. Акцентирование. Подчёркивание определённых моментов в приводимых собеседником доводах («ты же сам говоришь»).
  6. Игнорирование. Используется, если факт, который привел собеседник, не поддается опровержению.
  7. Двусторонняя аргументация. Для убедительности говорят сначала о преимуществах, а затем о недостатках предлагаемого способа решения данного вопроса.
  8. Метод бумеранга. Собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в другую сторону. Аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

Три правила убеждения

Они названы по именам мудрецов и ученых, использовавших их много столетий назад. Эти правила и сейчас используются в искусстве убеждения.

Правило Гомера. Тщательно готовьтесь к предстоящему убеждению и подбирайте аргументы в свою пользу. Аргументы условно делятся на сильные, средние и слабые. Правило Гомера подразумевает, что начинать убеждение следует с сильных, затем нужно добавить два или три средних, а завершить все лучше самым сильным аргументом. Слабые же не используйте вообще, ведь они не помогут добиться результата. Не начинайте с того, что вы хотите получить от человека, не говорите, что он должен сделать. Это вызовет реакцию отторжения. Поэтому приводите аргументы и именно в указанной последовательности.


Правило Сократа, или Правило трех «да». Сократ был мудрецом, который в совершенстве владел искусством убеждения. Его секрет заключался в том, чтобы, задавая вопросы, не дать собеседнику ответить ни на один из них отрицательно. При этом убеждаемый искусно подводится к тому, чтобы самостоятельно принять чуждую точку зрения. Этому приему сегодня обучают консультантов-сетевиков. Так что если к вам заявится человек, который предложит продукцию малоизвестной компании, начиная как бы издали, не поддавайтесь. Вас могут спросить о здоровье: «Согласитесь, каждый мечтает быть здоровым?». Привести очевидные факты: «А знаете ли вы, что организм человека состоит в основном из воды?», «Чистая вода очень важна для здоровья, не правда ли?». А затем перейдут в наступление: «Вы ведь хотите пить чистую воду? И чтобы ваши близкие и дети пили только чистую воду?». Если впредь вы отвечали утвердительно, вам предложат «чудо-фильтр» для воды за бешеные деньги. Правило Паскаля. Сохраните лицо собеседника, не загоняйте его в угол. Не унижайте в убеждении достоинство человека, не посягайте на свободу или авторитет его личности. Человек не соглашается с фактами, порочащими достоинство, а убеждение в отрицательном ключе не работает. Как сказал сам Паскаль: «Ничто не разоружает так, как условия почетной капитуляции». Пример – налоговое законодательство США. В Америке запрещено утаивать сведения от налоговых служб. Обществом это порицается. Однако в инструкции для налогоплательщиков есть пункт: «Заявить можно и о нелегальных доходах, заплатив с них отчисления». И граждане Соединенных Штатов так и делают, зная, что их не назовут преступниками и не наложат на них штрафы.

Искусство убеждения – интересная и увлекательная наука. Но практика оказывается куда более захватывающей и полезной. Теоретическая база усвоена, так что переходите к действиям!

О принуждении

Методы убеждения и принуждения требуют их правильного использования на собеседнике. Эти два приёма абсолютно нельзя отрывать друг от друга, между ними существует диалектическая связь, единая объективность характера, и их использование определяется уровнем развития отношений в обществе.

Техника принуждения – это метод воздействия, имеющий два фактора: морально — психологический и физический. Он по своей сути схож с убеждением. Ведь в обоих главная задача ведущего – чтобы собеседник начал думать, как он. Как при использовании метода убеждения, в принуждении человек вначале обосновывает свою непосредственную точку зрения, прибегая к разным доказательствам. Поэтому их принято считать основными способами психологического воздействия на своего собеседника.

Акт убеждения является чуть ли не одним из самых сложных и требует определенных правил. Главное место в данном процессе является аргументирование позиции и стремление сделать так, чтобы её приняли другие люди. Методы принуждения и убеждения призваны заставить собеседника сделать то, что вам необходимо.

Принцип симпатии

Психика человека устроена таким образом, что нам тяжело отказать или не согласиться с человеком, который нам нравится. Вы когда-нибудь задумывались, почему так происходит? Давайте рассмотрим три грани этого вопроса.

  1. Мы испытываем симпатию к тем людям, которые, как нам кажется, похожи на нас. При общении с ними создается впечатление, что они являются отражением нас. К таким людям мы испытываем уважение и желание соглашаться со всем, что они говорят и делают.
  2. Мы испытываем лучшие чувства к тем, кто нас хвалит. Таким людям сложно сказать «нет», ведь в таком случае мы лишимся похвалы.
  3. Нам нравятся люди, с которыми нас объединяет общее дело. В такой ситуации отказ может понести за собой ухудшение межличностных отношений и крах общего дела.

Наглядный эксперимент, показывающий влияние симпатии, был проведен среди двух групп студентов. Группам были выданы одинаковые задания. Одной группе сказали: «Время – это деньги, поэтому приступайте к выполнению задания сразу». Другой группе предложили познакомиться и пообщаться между собой, перед тем как приступить к выполнению задания. В результате во второй группе 90 % участников сработались, так как у них успела возникнуть симпатия друг к другу. В первой группе сработались лишь 55 % студентов.

Чтобы эффективно применять метод симпатии с целью убеждения, перед началом обсуждения важных вопросов с оппонентом необходимо увидеть области, в которых вы схожи, и подметить их. Указав на схожесть в определенных вещах, вы расположите своего собеседника, после чего ему будет сложно не согласиться с вами.

О поощрении

Становится определённо понятно, на что направлены методы убеждения. Методы поощрения – являются ли психологическим воздействием на человека? Техника данного способа направлена на стимулирование и закрепления положительного поведения воспитуемого. Но важно помнить, что поощрение не должно превращаться в захваливание, поскольку это затормозит стремление к деятельности. Особенно нужно это для детей дошкольного, школьного и подросткового возраста.

Психолог О. Запорожец, исследовав данный метод, пришел к выводу, что поощрение и похвала от учителей, родственников хорошо влияет на деятельность ребят. Такое влияние включает в себе две стадии. На первой – похвала будет действовать, как прямое положительное усиление деятельности. На второй – прямое усиление обретет внутреннюю, подсознательную мотивацию для дальнейших действий. Чтобы обратиться к данному способу, необходимо учитывать объективность и справедливость. Также не забывать о возрастных и индивидуальных особенностях воспитанника. Практика поощрения человека материальными средствами в семье часто приводит к большим проблемам.

Виды и примеры нелогических приемов

Тема нелогических приемов хорошо освещена в предмете «риторика» (наука об ораторском искусстве). Используя описанные там методы, можно добиться невероятного эффекта:

  • выразительности речи,
  • придания сказанному яркости,
  • повышения эмоциональности,
  • активного воздействия на чувства.

Чтобы добиться всего этого, используют метафоры, эпитеты, повторы, средства, усиливающие эмоциональность и образность процесса.

Есть и другие нехитрые риторические приемы: темп речи и ее интонация, мастерское использование пауз в речи, жестов, мимики и так далее.

Использовать риторические методы рекомендуется только в сочетании с логическими приемами. Если переусердствовать с ораторскими инструментами и пренебречь логическими, аргументация превращается в демагогию – внешне красивое, но пустое по содержанию высказывание.

Такая речь сможет убедить, но не доказать. Поэтому придется поискать другие методы убеждения.

Требования к поощрению

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Нужно поощрять поступки ребенка, которые являются примером для других.
  2. При таком методе нужно учитывать возраст и личные особенности.
  3. Поощрение эффективно только от авторитетных лиц или микросоциума.
  4. Нельзя применять способ по отношению к одним и тем же детям.

В таком принципе главное, чтобы дети или сотрудники испытывали чувство гордости и удовлетворения за хорошие результаты в работе или учебе.

Принцип согласия

Один из психологических приемов убеждения строится на принципе согласия или, как его еще называют, «стадном эффекте». Когда человек находится в ситуации, где проявляется его нерешительность, он будет ориентироваться на поведение и действия других людей.

Например, группе людей предлагают выбрать тур в одну из предложенных стран. Предположим, что всем тем, кто еще не определился, станет известно, что уже 75 % туристов выбрали Италию. С большей вероятностью, оставшиеся туристы также выберут Италию, так как такой выбор уже сделало большинство. Суть данного метода проста: не нужно пытаться убедить человека, придумывая различные доводы, намного легче обратить его внимание на выбор большинства.

Соотношение убеждения и внушения

Методы внушения и убеждения – каково соотношение между ними? Иногда кажется, что в обоих случаях происходит навязывание человеку чужих мыслей или чувств. Существует ли между двумя методами разница и в чём она заключается?

Убеждение – это элемент мировоззрения личности, который побуждает действовать конкретным образом (например, не соглашаться на интимную близость на первом свидании, поскольку хорошие девочки так себя ведут). Повлиять на человека в таком случае, значит передать мировоззрение другому человеку (убедить подругу, что на свидании – никакого секса, поскольку так правильно). Внушение же не затрагивает систему взглядов человека. Рассмотрим это подробнее.

Принцип взаимности

Когда человек оказывает нам какую-либо услугу, мы считаем, что должны сделать что-нибудь хорошее в ответ. Мы часто чувствуем себя обязанными ответить взаимностью на то хорошее, что делают нам другие люди. Например, если друг помог нам с выполнением курсовой работы, то в дальнейшем, если он обратится с какой-либо просьбой, мы обязательно ему поможем. Таким образом и работает принцип взаимности.

Когда в ресторане официантка приносит счет и вместе с ним кладет леденец, то, как правило, получает чаевые на 3 % больше, чем обычно. Опытным путем проверено, что, дополнив счет еще одним леденцом, официантка получит в 4 раза больше чаевых, только второй леденец нужно вручить лично. В этой ситуации также работает принцип взаимности. Залог успешного применения принципа взаимности кроется в том, чтобы оказать приятную и неожиданную услугу первым, а затем пользоваться тем, что человек чувствует себя обязанным.

К приемам убеждения также относятся:

  • метод Сократа;
  • приказы и команды;
  • плацебо.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Не давите

И еще один лайфхак от Тревиса Брэдберри. Писатель считает, что люди, которые умеют убеждать, никогда не делают этого при помощи силы или давления. Когда вы агрессивны и очень напористы, люди могут согласиться с вами, но это будет результатом проявления силы. Вы их не убедите, а всего лишь «продавите» свое мнение. Если у собеседников будет такая возможность, они все равно сделают все по-своему.

Чтобы по-настоящему убеждать, не нужно давить, говорить агрессивно или с жаром спорить с оппонентом. Вам нужно говорить с позиции спокойствия и уверенности. Если идея хороша, она сможет убедить людей и без применения силы.

Помните про иррациональность человека

Владимир Козлов, преподаватель Русской Школы Управления, консультант по сложным переговорам и организационным коммуникациям, напоминает — даже если вы логически донесете до собеседника свои мысли, это не значит, что вы его убедите. Дело в том, что 90% сознания человека — это иррациональные убеждения. Вот три ключевых тезиса:

  • Стремление переубедить только усиливает сопротивление. С точки зрения убеждения никогда не нужно спорить.
  • Доказать не значит убедить. Собеседник может согласиться с доводами, но его вера во что-то не изменится.
  • Признать не значит принять. Человек может согласиться с вашей правотой, но при этом все равно сделает по-своему. Например, откажется принимать условия и не будет работать с вами.

Чтобы убеждать людей, нужно воздействовать не только на логику, но и на иррациональность. Для начала разделите вашу мысль на части, доносите мысли спокойно. Помогите человеку поверить вам. Например, можно предложить ему какое-то убеждение: «Давайте определимся, согласны ли вы с тем, что …». И уже после, аккуратно и постепенно, предлагать другие свои доводы.

Смотрите также: Основные методы убеждения

Дайте людям право вам не верить

Люди не любят, когда на них давят. Если вы пытаетесь убедить собеседника в чем-то, он может это почувствовать и занять принципиальную оборонительную позицию. Тогда будет неважно, что

вы говорите, он все равно не захочет вам верить.

Снимите это возражения пораньше, сразу же покажите — вы высказываете свои мысли и не собираете никого переубеждать. Если человек не согласится с вашими убеждениями — это нормально, вы не собираетесь спорить и что-то усиленно доказывать.

В результате получается обратный эффект — вы как бы предлагаете человеку не верить вам, он расслабляется и перестает видеть в вас врага, и намного проще воспринимает ваши идеи.

Помните, что вы человек

Брэдберри рассказывает про стэнфордское исследование, в котором студентов разделили на две группы и попросили с помощью переговоров достигнуть соглашения по одному и тому же вопросу.

  • Первая группа не получила никаких инструкций, договорились между собой только 55% студентов.
  • Людей из второй группы попросили сначала представиться и рассказать какие-то факты из своего прошлого. В итоге 90% студентов смогли договориться.

По мнению исследователей, человек не всегда следит только за тем, что

ему говорят. Намного важнее может быть то,
кто
с ним разговаривает. Поделившись личной информацией, студенты смогли установить контакт, превратились из просто собеседников в знакомых. Когда есть личный контакт, убедить человека проще.

Как выступать убедительно, методы воздействия на аудиторию?

Как можно ещё воздействовать на мысли людей? Наиболее известный метод — публичные выступления. В чём секрет успешных выступлений, как правильно подготовить и произнести речь?

Психологи считают, что есть два основных параметра, определяющих восприятие речи выступающего:

  • манера подачи информации,
  • логичность аргументов, значимость информации.

При этом мнения расходятся — кто-то утверждает, что 70% зависит от манеры и 30% — от содержания, другие считают — 70% восприятия связано с содержанием и 30% — с подачей. Видимо, истина находится посередине, важно и то, и другое, зависит от контекста — политическое выступление, защита диссертации, музыкальный номер.

Важный момент — выступление должно быть тщательно подготовлено, поставлена цель и написан план речи. При этом целью может быть понимание сути вопроса людьми или призыв к определённым действиям, воздействие на мир ценностей, отношение к жизни. Речь, не имеющая цели, скорее похожа на путаницу, а поставленная задача делает оратора более красноречивым.

Психология убеждения определяет следующий порядок действий: поставить цель, продумать положительный результат, представить мысленно успех и начать действовать для достижения желаемого. Сложности на пути — это нормально, без них успех не имел бы ценности, не воспринимался, как особое достижение. Люди порою специально создают себе сложности в жизни, а также ритуалы и посвящения.

Перейдём к композиции речи, как правильно составить выступление, какой порядок информации выбрать?

1. Вступление:

  • первые фразы должны привлечь внимание слушателей, заинтересовать;
  • пояснение цели выступления, о чём будет идти речь;
  • перечисление предстоящих разделов, что полезного услышат, благодаря прослушиванию выступления.

2. Основная часть:

  • излагать материал следует последовательно, интересно, не отступая от основной темы;
  • полезно приводить примеры, использовать аргументы, применяем методы — аналогии, индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному), исторические примеры, факт и его следствие, размышления.

3. Заключение:

  • повторение главной мысли выступления;
  • красочная иллюстрация;
  • установить взаимосвязь с началом выступления, вернуться к поставленным задачам, целям;
  • провозгласить главный призыв к действию, лозунг, идею;
  • поблагодарить за внимание.

Психология убеждения обращает внимание: выступление воспринимается на двух уровнях — личностно-эмоциональном и предметно-логическим. В начале выступления необходимо установить взаимосвязь со слушателями, вызвать эмоции, заинтересовать, как это сделать?

Наиболее распространённые способы привлечения и удержания внимания:

  1. В начале речи логично обращаться к болезненным вопросам общества, группы, приводить известные цитаты по данному вопросу, ссылаясь на авторитетные источники (Юлий Цезарь, Сократ, Аристотель, Цицерон). Люди склонны уважать и доверять подобным высказываниям.
  2. Можно найти довольно впечатляющие факты и привести их в начале речи, чтобы активизировать интерес. А в процессе выступления стараться постоянно поддерживать интерес, вовлекать в беседу слушателей, поддерживать уровень интереса.
  3. Комплимент слушателям — в начале речи уместно сказать добрые и положительные слова о присутствующих на выступлении, показать свою информированность и отношение к людям, это вызывает доверие со стороны слушателей.
  4. Найдите общность с аудиторией — наличие схожих особенностей, национальности, образования, убеждений порождает симпатию и доверие.
  5. Напомните о важности причины собрания — надо заострить моменты, найти интерес, что вызовет бурную реакцию, эмоции, несправедливость, борьба за права.
  6. Обращение к фактам из прошлого, историческим моментам, связанным с местом сборов или страной.
  7. Личный опыт — слушатели любят истории из первых уст, однако изложенные просто, без пафоса и частого употребления «я», вызывают доверие, интерес. Можно в начале выступления вспомнить опыт жизни и далее поставить вопрос, как решить проблему, например.
  8. Вызвать эффект родства — употребление таких местоимений, как «мы», «наш», «нам» позволяет чувствовать близость, единство людей, команды, часто используется в качестве приёма в речи политиков.
  9. Шутка, вызвать улыбку — приём эффективный, однако стоит быть аккуратным в использовании, дабы не создать имидж недалёкого человека.
  10. Притчи, сказания — поучительные истории из жизни могут быть интересны для восприятия, внимания публики.
  11. Тихий голос — рекомендуют начинать речь тише для того, чтобы создать загадку, заинтересовать публику.
  12. Личное участие — призыв прочувствовать, поучаствовать в переживаниях — «представьте, что Вы…».
  13. Пауза — логична в начале выступления, помогает собраться с мыслями, настроиться на выступление, установить спокойное дыхание, требует тишины и внимания со стороны слушателей.
  14. Использование эмоций — ярко-окрашенные слова, способствуют повышенному интересу — «Удивительный факт, но…», «Очень интересная тема».
  15. Соблюдение этикета — обычно в начале выступления идёт обращение к слушателям, что говорит об уважении и взывает к вниманию.
  16. Неожиданность, прямо к делу — «А знаете ли Вы, что…», по последним фактам…».
  17. Открытость, проявление чувств — стоит говорить о личных переживаниях, открыто проявлять чувства и эмоции по вопросу доклада — «честно говоря, я тоже…», «информации по данному вопросу крайне мало, кто ещё расскажет правду…».

Психология убеждения рекомендует использовать следующие техники для активизации внимания слушателей в процессе речи:

  • словесный динамит — категоричное заявление, резкое и точное;
  • инсценировка, мимика — помним товарища Хрущёва и ботинок, прекрасно привлекал публику, а можно сгибать линейку или жестикулировать в процессе выступления;
  • шоковый метод — для воздействия на окружающих, бывает, нужны радикальные методы. В процессе суда адвокат может стукнуть сильно уголовным кодексом по столу, чтобы угомонить споры или начальник топает ногой, призывая к тишине. Даже плачущий ребёнок реагирует на резкий звук, отвлекаясь от забот;
  • требование — использование фраз: «минутка внимания, обратите внимание, вся суть в…»;
  • подведение к мысли, вовлечение — люди договаривают последние слова, часто используют артисты на концертных выступлениях, хотя возможно и в других вариациях;
  • нейтрализация негатива — стоит сразу заявить о намерениях и развеять сомнения присутствующих.

Что касается завершения речи, то оно должно быть ярким — лозунг, призыв, итогом всего выступления, наиболее запоминающимся моментом, не стоит комкать или обрывать речь, продумайте завершение. И никогда не понижайте свой статус — «спасибо, что нашли время послушать…, лучше «Благодарю за внимание», не говорите, что слабо подготовлены или не имеете большого желания выступать, в начале нужен позитивный настрой, который следует поддерживать в течение всей речи.

Мы рассмотрели, как психология убеждения работает в публичных выступлениях, а как же эффективно вести переговоры и достигать высоких результатов? Рассмотрим подробнее секреты психологии бизнеса, какие приёмы значительно упростят вашу жизнь и увеличат эффективность работы, встреч с партнёрами, клиентами?

Искусство ведения переговоров

Существуют особые правила убеждения в психологии общения, понимание которых способствует успехам и в деловой сфере.

Наиболее важные моменты эффективных переговоров:

Правила коммуникации

Процесс коммуникации включает вербальное невербальное общение. В подаче информации следует учитывать следующие моменты — доступность, понятность подаваемой информации, использование коротких и чётких фраз, минимум заумных терминов, используйте активные формы глаголов, делайте паузы для анализа восприятия собеседника, проверки понимания информации.

К вербальному общению выдвигаются следующие требования в деловом общении:

  • убедительность — зависит от уверенности человека в себе и предоставляемой информации, зависит от характера человека, особенностей личности, наличия рефлективности, атмосферы беседы;
  • культура общения — важно использовать грамотную речь, построение предложений, говорить понятным языком, правильно ставить ударения, избегать неформальной речи, жаргонных и просторечивых выражений;
  • диалогичность — акцентировать внимание при переговорах на собеседниках, их интересах, обращать внимания на выгоды, услуги, предлагаемого мероприятия. Стоит прилагать усилия для понимания информации собеседников — говорит спокойно и чётко.

Что касается невербального общения — следует следить за жестами, использовать больше открытых — руки перед слушателями, не скрещиваем, киваем в знак согласия, не проявлять нервозность, часто жесты выдают сомнения и неуверенность. Советуем дополнительно изучить язык жестов и невербальную коммуникацию.

Вопросы в переговорах

Вопросы помогают понять мысли собеседников, в конце выступления всегда задают вопросы: всё ли понятно, какие есть вопросы, что ещё интересует собеседников по теме обсуждения. Прошли времена, когда продажа сводилась к презентации и заключению договора, важный этап — выявление потребности, умение подвести к нужному решению, завершить успешно сделку, встречу. На всех этапах используются вопросы.

Психология убеждения уделяет особое внимание умению задавать вопрос в процессе переговоров, любое общение должно быть диалогом.

Существуют следующие виды вопросов:

  • вопросы открытия — помогают начать разговор, могут быть не связаны напрямую с вопросом беседы, скорее для проявления интереса к человеку, его работе, увлечениям;
  • вопросы исследования потребности — помогают навести человека на мысли о продукте («как вы защищаете информацию?», «а Вы задумывались о…», «какие методики снижения себестоимости применяете?», «как организована реклама» и т.д.);
  • вопросы развития потребности — помогают человеку заметить наличие проблемы в определённой сфере, подвести к необходимости решения вопроса (подумайте, какие последствия будут, если и дальше…», «опыт жизни и клиентов говорит, что…», «как подобный подход отразится на имидже, продажах»). Вопросы призваны открыть глаза, часто используются докторами, автомеханиками для привлечения особого внимания к проблеме;
  • вопросы готовности к действию — подтверждают решение человека действовать для улучшения ситуации, решения вопроса («Вы ведь заинтересованы в…», «Вы ведь стремитесь…, правильно понимаю?») Рекомендуют начинать презентацию только, если у человека есть реальный интерес и потребность в продукте, услуге, что позволяет определить наводящие вопросы, благодаря общению с клиентом;
  • презентационные вопросы — завершают презентацию продукта, определяют реакцию человека на полученную информацию («как вы оцениваете наше предложение?», «подскажите, видны ли теперь выгоды предложения для решения вопроса?» «Как видите, предложение несёт пользу для…согласны?»);
  • вопросы сотрудничества — озвучивают в конце презентации, получив положительный ответ на предыдущие вопросы, подводят к действиям (предлагаю заключить договор на срок…или Вам лучше…», какие условия поставки Вам подойдут», «когда нужна перовая партия товара?»).

Обычно в бизнесе начинающие продавцы в меру неопытности стесняются говорить о действиях, теряя потенциальных клиентов.

Барьеры в понимании — бывают ситуации, когда человек не понимает изложенную информацию, в чём причины?

Психология общения, убеждения определила существование трёх барьеров в ходе деловых переговоров:

  • барьер авторитета — человек склонен слушать, когда уважает человека и доверяет ему, в обратном случае даже полезная информация пропускается мимо, без личного участия, желания понять. Играют роль социальное положение, приятная внешность, компетентность, искренность;
  • барьер избегания — возникает при отсутствии интереса к теме вопроса или негативном отношении к говорящему человеку. Важно вызвать внимание, заинтриговать и научиться удерживать внимание — помогает нестандартная подача материала, актуальность и новизна данных, умение говорить харизматично;
  • барьер непонимания — является результатом нечёткой, неразборчивой, часто очень быстрой речи, использования междометий или лишних слов, закрученных фраз, отсутствия плана донесения информации, поток речи, не имеющий систематизации. Играет роль всё — чёткость, громкость, тон речи. Помогает выделение ключевых моментов голосом, интонацией, обратная связь.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]