Просто трудный возраст? Как дети становятся жестокими с подачи семьи и общества

В новостях все чаще появляются сообщения о детской жестокости: по всей стране растет число случаев травли, массовых избиений и нападений среди подростков. Такое поведение психологи объясняют опасным возрастом, воспитанием в семье и стертыми рамками дозволенного.

В Нижнем Тагиле 3 февраля 10 подростков, преимущественно мальчиков, избили девочку из своей школы. Они пинали ее ногами и били по лицу, это сняла на видео жительница одного из соседних домов. Сначала женщина просто снимала избиение на телефон, а потом из окна пригрозила подросткам полицией. После того как запись распространилась по социальным сетям, этим видео заинтересовались правоохранители.

На следующий день выяснилось, что пострадавшая — 13-летняя ученица седьмого класса местной школы, а ее обидчиками были ребята из того же учебного заведения 12-15 лет. Причем один из подростков уже состоял на учете в отделении по делам несовершеннолетних. Пострадавшая девочка, по некоторым данным, живет с бабушкой, а мать лишена родительских прав. О драке школьница никому не рассказала.

Дo 1 года

Причины агрессии: голод, кишечные колики, страх, чувство незащищенности, потребность в постоянном подтверждении материнской любви.
Способы выражения: плач, крик.

Что делать: кормить, брать на руки, ласкать, улыбаться, разговаривать. Чаще бывать с ребенком; даже находясь дома, носить его на животе или спине в рюкзачке или перемещать за собой в стульчике-лежанке.

Чего не делать: не оставлять плачущего ребенка без внимания; не кричать на него; не успокаивать с помощью соски; не пугать громкими звуками и резкими движениями; не навязывать ему свою волю в игре.

Если «жертва» провоцирует на жестокость?

Бывают и такие случаи, когда «ребёнок – жертва» специально или в целях защиты сам провоцирует, чтобы против него строили козни. В данном случае «тактика игнорирования» (подробнее о ней читай в этой статье) была бы кстати, но жертва думает иначе. Он пытается защититься, говоря обидные слова в ответ, толкается и т.д. Но этими действиями только раззадоривает «жестокость» к себе и «получает». Как быть в таких случаях, напишу чуть ниже.

Ещё раз прошу родителей (именно родителей, так как учитель очень занят и не всегда видит проблемы среди детей) разговаривать со своими детьми, искренне интересоваться его проблемами, а не спрашивать «как дела в школе?» (скажет, что нормально).

1–1,5 года

Причины агрессии: недовольство вводимыми ограничениями и запретами.

Способы выражения: упрямство, отказ от еды и сна, ночное пробуждение, плач.

Что делать: доходчиво и сдержанно объяснять каждое свое «нет»; быть авторитетным, но не авторитарным лидером; поощрять, но контролировать детское любопытство и исследовательский азарт; приходить на помощь плачущему ребенку со всей возможной поспешностью.

Чего не делать: никогда с силой не трясти ребенка за плечи (это может привести к кровоизлиянию в мозг); не подчинять себя полностью его воле; не допускать, чтобы он подолгу плакал.

Почему дети проявляют жестокость: истинные причины

Детская жестокость пугает, вызывает непонимание, агрессию и бессилие. И инстинктивное желание уничтожить источник всех этих чувств. Но от наших глаз скрыто то, что за такими детскими проявлениями всегда стоит жестокость взрослая.

Александра Саницкая

психолог, гештальт и EMDR–терапевт

Ребенка на садизм толкает его опыт физического или психологического насилия, ситуации, когда он не мог ответить, защититься, пожаловаться на плохое обращение.

Либо ребенок был свидетелем жестокости к кому-то близкому, страдал от невозможности прекратить происходящее. И когда внутреннее напряжение таких детей достигает предела, появляются «отыгрыши» в виде жестоких актов.

Это может быть истязание других или самоистязание (то есть жестокое обращение с собой).

Не в состоянии больше быть жертвой, ребенок, ради спасения от внутреннего напряжения, становится агрессором по отношению к тем, к кому может. Пытается взять власть в свои руки, ослабить переполняющую его боль, причинив ее другим. Иногда начинает мучить родителей в ответ, иногда мучает детей, животных.

Но в любом случае та ярость, которая обращена на других, является результатом детского бессилия перед собственным врагом и заброшенностью.

Как же так происходит, что мы замечаем жестоких детей, но не замечаем собственную жестокость в общении с детьми?

Иногда жестокость выглядит как насилие физическое, применение силы. Тогда ее заметить чуть проще. Иногда это психологическое насилие, использование, унижение, оставление в одиночестве, бессмысленные наказания и прочее. Попрание и обесценивание сильных чувств, холодность к переживаниям, насмешки или шутки. Наверняка вы можете вспомнить то, как сами оказывались в ситуациях, когда вам больно и обидно от того, что делают окружающие, но все вокруг были к вам безучастны или веселились над вашими чувствами. Что тогда вы чувствовали? Каково вам было?

А теперь представьте, что это вы чувствуете постоянно, без возможности прекратить. Или представьте, что к этому примешивается физическое насилие. Тогда хочется сделать что угодно, только бы прекратить.

Поэтому мы неосознанно вытесняем воспоминания о том, как было плохо нам самим. Именно потому, что было больно, но нет сил эту боль вспоминать. И совершенно нет надежды ее с кем-то разделить. Иногда, даже осознавая собственную жестокость, мы боимся признаться, стыдимся просить помощи, пытаемся остановиться, но не можем. Собственная агрессивность и жестокость оказывается не поддающейся контролю тем взрослым, у которых в детстве какой-то значимый взрослый был стихиен, ужасен и бесконтрольно агрессивен.

Если мы говорим о жестоком человеке, то это ни в коем случае не сильный человек.

Это человек настолько сильно избегающий слабости, что занимает противоположную сторону, он всячески старается уничтожить все слабое, что видит, как напоминание о собственном болезненном опыте слабости.

Садист не может сочувствовать, сопереживать, встать на место другого и представить/вспомнить себя в похожих ситуациях. Потому что собственные призраки прошлого настолько ужасают, что психика просто вытеснит возможность сочувствия, оставляя только ту часть, которая в ярости.

И сочувствие — это именно то, чего в свое время был лишен жестокий ребенок или взрослый.

Те родители, которые сталкиваются с собственной жестокостью, зачастую честно не могут себе признаться, что это происходит в моментах, когда они сами напуганы, беспомощны, в отчаянии не могут справиться с чем-то. Потому как не умеют эти состояния переживать нормально, не впадая в аффект.

При появлении в ребенке жестокости самое сложное — это не рассматривать его отдельно, отвергая и считая плохим, а попытаться посмотреть на семью, как на систему, в которой по каким-то причинам невозможно сочувствие, бессилие и слабость. Или на себя, как на человека, который почему-то перестал быть чувствительным к жестокости собственной.

И начинать движение в сторону изменений, преодолевая собственный ужас. Потому что придется вспомнить свой опыт. Искать вытесненную боль, без которой невозможно восстановить чувствительность к насилию и научиться сочувствовать.

Изначально этот текст был опубликован на сайте Mamsila.ru. Мы публикуем его с разрешения редакции.

Ещё почитать по теме

«Жизнь была тяжелая и бедная, и провоцировала много насилия, которое сейчас нужно объяснять»: как читать с детьми классические книги с сомнительными (по современным меркам) сюжетами

Что такое абьюз и как его распознать: подборка книг о насилии в семье

6 фильмов о травле и кибербуллинге

Кто мы такие и где нас читать?

ведь у нас есть не только сайт!

1,5–3 года

Причины агрессии: начавшаяся самоидентификация ребенка; конфликт неудовлетворенных детских желаний и потребностей с волей и взглядами родителей.

Способы выражения: крик, удары ногами, щипки, укусы, царапанье, битье игрушек.

Что делать: не подавлять ярость, а дать ей выплеснуться; призывать ребенка к порядку спокойно, доброжелательно и твердо; больше играть с ребенком.

Чего не делать: не высмеивать ярость ребенка, не отвечать агрессией.

Как быть с обидчиком?

Только если жестокость не переходит за грань и не становится издевательством, помогут беседы с психологом или любым другим авторитетным для ребёнка человеком. Главное, чтобы родители «жертвы» сами не устраивали разборки! Пусть игнорирует действия обидчика, со временем интерес издеваться пропадет. Если нет реакции со стороны жертвы – интересно будет что-то делать дальше (пусть и в отрицательном смысле)? Если «жертва» сама провоцирует обидчика, то стоит сказать последнему не реагировать на эти провокации. Обидчик останется виноватым, к нему могут быть применены наказания. А этого можно избежать, если именно «обидчик» будет придерживаться «тактики игнорирования». Скажите, что «ты будешь мудрее, а следовательно, тебя будут уважать, потому что ты избегаешь ненужных конфликтов». Если конфликт не решается мирными способами, беседы со специалистами не приводят к нужному результату – пишите заявление директору или завучу на обидчика.

Помните, что если ваш ребёнок жестокий – пересмотрите своё поведение (вы сами грубы или слишком заботливы). Если она начала проявляться в подростковом возрасте – со временем пройдёт. Если переходит границы – обращайтесь к специалистам.

Воспитание ребёнка и развитие его личности во многом – отражение вашего воспитания. Хотите видеть своего ребёнка воспитанным, умным, добрым – работайте сперва над самим собой, тогда остальное будет гораздо проще.

Спасибо за внимание, пусть ваши дети всегда радуют вас.

3–6 лет

Причины агрессии: неуемная энергия, постоянная жажда познания мира и общения; ревность к матери.

Способы выражения: бранные слова, плач, капризы.

Что делать: больше разговаривать с ребенком, но избегать морализаторства и нотаций; развивать у него чувство юмора. Начиная с 5 лет большинство детей осваивают новые, менее варварские способы общения.

Чего не делать: не поддаваться на провокацию и игнорировать бранные слова, не сквернословить в присутствии ребенка; не оставлять его надолго одного, а прибегать к помощи других членов семьи или приглашать няню.

Норма детской жестокости – что это такое?

Да, бывает и норма. Вспомните себя, всегда ли вы в детстве скрывали от других свою неприязнь к ним? Скорей всего вы хотели её тем или иным образом выразить. Кто-то не нравился – могли обозвать, толкнуть, испортить вещь. Можно ли объяснить, почему не нравился твой сосед по парте? Просто не нравился. В детстве судят однобоко – из малообеспеченной семьи, с физическими недостатками, ботаник, предатель и т.д. Любой из подобных признаков в школьной среде может стать поводом для выражения жестокости. Самое тревожное время для родителя, когда детская жестокость начинает активно проявляться – период обучения в 4-7 классах. Дети уже вроде и не совсем дети, но ещё не юноши и девушки. В большинстве случаев «обзывания», «толкания» и т.д. проходят с выходом ребёнка из отрочества. Главное, понять, что эта жестокость «возрастная».

7–12 лет

Причины агрессии: естественная (возрастная) агрессивность.

Способы выражения: перебранки со сверстниками, возня, драки.

Что делать: направить энергию ребенка на подвижные игры, занятия в секциях и кружках; учить его облекать эмоции в словесную форму; ориентировать на социальные ценности; дозировать время просмотра телепрограмм и компьютерных игр.

Чего не делать: не стыдить ребенка, если он не сумел победить в драке; не позволять ему смотреть телепередачи со сценами чрезмерной жестокости и насилия; не поощрять увлечение слишком «кровавыми» видеоиграми.

Семья и общество

При этом, по мнению детского психиатра, винить в жестоком поведении детей можно только семью и общество. Портнова уверена, что дети жестоки ровно настолько, насколько жестоки их родители.

«Все начинается с обсуждения в семье, каких-то замечаний или с нежелания родителей, чтобы в группе детского сада или в классе был, например, ребенок с особенностями развития. Дети это видят, впитывают, естественно, у них формируется такое же отношение к людям, которые отличаются от них чем-то. Начинается это не с детей, а с их родителей и с политики государства», — объяснила она.

Ирина Таранова уверена, что если родители на самом деле будут заниматься воспитанием ребенка — формировать моральные ценности, системы и правила поведения, обращать внимание на перепады настроения ребенка, уделять внимание тому, что с ним происходит, — случаев жестокости и нетерпимости будет проще избежать.

Анна Портнова добавила, что в конце концов последствия брезгливого или неуважительного отношения к инвалидам, людям с особенностями развития отразятся на тех, кто это отношение детям прививал.

Когда вы станете старенькие, будете под себя писать, ребенок будет вас пинать, обзывать и сдаст в дом престарелых. Дети, не обученные быть милосердными, добрыми и терпимыми, так и будут к ним относиться

Анна Портнова.

Например, в Бурятии 14-летний подросток убил своего отчима. Мужчина периодически избивал мать мальчика, так что тот не выдержал. Заступиться и остановить 58-летнего мужчину он смог только с оружием в руках. На мальчика завели дело об убийстве.

Анна Портнова также уверена, что в сегодняшнем российском обществе развилась терпимость к проявлениям насилия.

«Человек с утра до вечера в новостях слушает, как убили, расчленили, украли миллиарды… [Человек может сказать себе:] „Подумаешь, я украл что-то в магазине, кому-то подножку поставил, это же мелочь по сравнению с тем, что в стране происходит“», — добавила она.

Даже пример избиения девочки в Нижнем Тагиле показал, что люди неохотно вступаются за жертв травли и избиений: несмотря на то, что женщина, снимавшая драку на видео, пригрозила вызвать полицию, следственным органам никаких жалоб не поступало. Только общественный резонанс дал делу ход.

В социальных сетях 4 февраля также появилось и видео другого избиения: в классе в отсутствие учителя девочка кричит на одноклассницу, бьет ее по лицу, таскает за волосы и обзывает. Никто не вмешивался в их конфликт, а мальчики даже подбадривали обидчицу.

Что происходит с психикой в подростковом возрасте

В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции.

Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться. Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:

  • реакции протеста,
  • привлечение к себе внимания,
  • реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
  • нетерпимость.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]