Классификация конфликтов: сущность, причины и виды


Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Конфликты возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: на работе, в офисе, в школе или институте, в магазине или общественном транспорте, и даже дома. Умение распознавать конфликтные ситуации и нейтрализовывать их является очень важным навыком для любого человека.

В последующих уроках представленного тренинга по конфликтологии мы, конечно же, подробно поговорим на тему причин возникновения конфликтов и анализа их стратегий, а также детально затронем вопросы конфликт-менеджмента, профилактики и предотвращения конфликтов.

Однако прежде чем приступать к этим более серьёзным темам, нам следует разобраться с тем, что вообще представляет собой конфликт, какие существуют разновидности конфликтов и чем они характеризуются.

Сущность и классификация конфликтов

Большинство специалистов определяют конфликт как способ разрешения тех или иных противоречий, которые стали следствием разногласий, несовпадения интересов, мировоззрений и так далее. Между участниками данного процесса непременно возникает напряженность и негативные эмоции.

Каждая из сторон конфликта твердо отстаивает свою позицию, не желая идти на уступки или же пересматривать свое мнение. При этом обязательным условием является несовместимость точек зрения сторон или их полное противоречие. Также стоит отметить, что подобные ситуации могут возникать не только между индивидами, но также и между их группами, а также внутри одной личности.

Определить наличие конфликта можно по его основным признакам, а именно:

  • противопоставление двух точек зрения касательно одного и того же вопроса;
  • активное противодействие, сопровождающееся эмоциональным напряжением;
  • наличие активных субъектов, которые постоянно поддерживают конфликтную ситуацию в активной фазе.

Стоит отметить, что многообразие ситуаций, вызывающих противоречие, отражает классификация видов конфликта. Она может быть основана на следующих признаках:

  • длительность (затяжные, краткосрочные, единовременные);
  • объем (личные, локальные, глобальные);
  • источник (ложные, субъективные, объективные);
  • средства (насильственные, пассивные);
  • форма (внутренние, антагонистические, внешние);
  • характер (спонтанные, намеренные);
  • по сферам жизни (семейные, этнические, политические, экономические).

Понятие и классификация конфликтов являются предметом изучения такой науки, как конфликтология. С ней неразрывно связаны психология, социология, философия и другие области знаний.

Признаки конфликта

Конфликт можно отличить по трем характерным признакам:

1БИПОЛЯРНОСТЬ. Биполярность, также называемая оппозицией, является одновременно противостоянием и взаимосвязанностью, в которой содержится внутренний потенциал имеющегося противоречия. Однако сама по себе биполярность ещё не говорит о борьбе или столкновении.
2АКТИВНОСТЬ. Активность здесь понимается как противодействие и борьба. Для возникновения активности необходим импульс, который задаётся со стороны участника (субъекта) конфликта осознанием самой конфликтной ситуации.
3СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА. Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов. Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.

Далее мы рассмотрим классификацию конфликтов и поговорим о том, какие существуют их виды и формы. А пока предлагаем вам пройти тест на поведение в конфликтах.

Типы конфликтов

Психологами была разработана следующая классификация типов конфликтов:

  • подлинный — существует на самом деле и образуется на почве реальных проблем или вокруг конкретных вещей;
  • случайный — возникает спонтанно и не бывает продуманным заранее (может разрешиться молниеносно или же перерасти в серьезную проблему);
  • смещенный — когда в ходе конфликта решается не та задача, которая находится на поверхности, а скрытые или завуалированные вопросы;
  • неверный — когда конфликт возник без видимых на то причин из-за недопонимания или же невнимательности одной из сторон;
  • латентный — существует на самом деле, но до конца не осознается индивидами, из-за чего не переходит в открытое противостояние;
  • ложный — не имеет под собой объективных причин, а возникает на почве эмоциональной напряженности или личной неприязни.

Каждый из приведенных выше типов может быть применен к тому или иному классификационному признаку. Они встречаются как в частной или общественной, так и в политической и экономической жизни.

Причины возникновения конфликтов

Возникновению конфликтной ситуации всегда предшествует какой-то толчок. Он может спровоцировать столкновение интересов, которое в дальнейшем будет развиваться по определенному сценарию. Наиболее распространенная классификация причин конфликта выглядит следующим образом:

  • Объективные причины: распределение материальных или иных ресурсов (каждая из сторон стремится получить наибольшую выгоду, вследствие чего возникает противоречивая ситуация);
  • пересечение задач (когда люди выполняют те или иные функции, которые могут соприкасаться или противоречить друг другу);
  • противоречие целей (люди, коллективы или подразделения, которые взаимодействуют друг с другом, могут ставить перед собой ориентиры, которые могут противоречить друг другу);
  • способы достижения целей (индивиды, взаимодействующие в рамках одного коллектива, могут иметь разные взгляды на достижение результата);
  • нарушение коммуникаций (в результате неправильно организованных связей могут возникнуть противоречия и неточности).
  • Социально-психологические причины:
      неблагоприятная психологическая обстановка (в коллективах с недружелюбной атмосферой и плохой организацией достаточно часто возникают конфликтные ситуации);
  • адаптация новых членов коллектива (споры могут возникнуть из-за неприятия индивида или же из-за его неподобающего поведения);
  • социальные нормы (соблюдение или несоблюдение их личностями, взаимодействующими в одной команде, а также разное их понимание);
  • разница поколений (конфликт возникает из-за несовпадения или противопоставления ценностей, присущих людям разных возрастов);
  • территориальность (разногласия между обитателями различных территорий ввиду несовпадения устоев и порядков);
  • деструктивный лидер (преследуя свои личные цели, вносит разлад в работу коллектива);
  • респондентная агрессия (индивид, столкнувшись с неприятностями или трудностями, вымещает свое недовольство и агрессию на окружающих).
  • Личностные причины:
      когнитивные процессы (в ходе жизнедеятельности и восприятия информации у людей может формироваться различная оценка тех или иных ситуаций);
  • особенности характера (в силу своего воспитания и мировосприятия, а также психологического состояния индивид может вступать в противоречия с окружающими).
  • Зная основные причины, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций, можно своевременно принять целесообразные меры по их недопущению или устранению.

    Что такое конфликт?

    Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», означающего «столкнувшийся». Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром способе разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают во время взаимодействия людей друг с другом.

    Как процесс, конфликт заключается в противодействии друг другу участников этого социального взаимодействия, и сопровождается отрицательными эмоциями, которые нередко выходят за рамки общепринятых норм и стандартов. В психологической науке под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтологией.

    Отношение к понятию «конфликт»

    В подавляющем большинстве случаев считается, что конфликт является явлением исключительно негативным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, другими словами, что-то такое, чего всеми силами стоит стараться избегать. Также представители более ранних школ менеджмента утверждали, что конфликт представляет собой признак плохого управления организацией и показатель её неэффективности.

    Но, вопреки этому, многие современные специалисты в области менеджмента всё больше склоняются к тому мнению, что некоторые виды конфликтов не только могут происходить, но и желательны даже в самых эффективных организациях, где взаимоотношения сотрудников достойны самых лучших оценок. Единственное, что здесь необходимо – это научиться управлению конфликтом.

    У конфликта, как и у любого социального явления, существует не только своё определение, но и свои признаки. И этот вопрос является не менее важным и подлежит отдельному рассмотрению.

    Функции конфликтов

    С каждым годом все более широкой становится классификация конфликтов. Функции конфликтов могут быть как положительными, так и отрицательными. К первым относят следующие:

    • в ходе конфликта может разрешиться проблема или же иссякнуть противоречие между сторонами;
    • в процессе противостояния могут проявиться скрытые качества личности, о которых раньше окружающим не было известно;
    • благодаря тому, что дается выход отрицательным эмоциям, в дальнейшем напряженность ослабевает;
    • конфликт — это своего рода ступень к новому этапу межличностных отношений;
    • в том случае, если индивид отстаивает общественное мнение в ходе противостояния, его авторитет может значительно возрасти;
    • для личности участие в конфликте может быть полезным в плане поиска своего места в социуме, а также самореализации.

    Классификация конфликтов демонстрирует нам их распространенность, а также неизбежность. Но, к сожалению, среди их функций встречаются также и негативные:

    • создание психологического напряжения в коллективе;
    • высокий риск насилия в ходе обострения противоречия;
    • стрессовые ситуации негативно сказываются на состоянии здоровья;
    • в результате конфликта могут быть разрушены прочные межличностные и прочие связи;
    • снижение результативности коллективной и индивидуальной работы;
    • вырабатывается привычка к ссорам и насилию.

    Можно сделать вывод, что конфликт нельзя расценивать как исключительно отрицательное или исключительно положительное явление. Это довольно многогранная ситуация, которая при грамотном управлении может быть переведена в конструктивное русло.

    Как предотвращать конфликты

    Если вы хорошо понимаете, что такое конфликт и как он возникает, вы сможете не допускать его во многих ситуациях. Существует большое количество техник, позволяющих смягчать обстановку. Мы рассмотрим несколько наиболее простых и в то же время эффективных:

    1. Общее дело

    . Лучше всего данный способ работает с детскими конфликтами. Если дети в семье или группе начинают конфликтовать, их можно объединить, заняв интересным и увлекательным делом.

    2. Развитие эмпатии

    . Важно уметь сопереживать другим людям. Это позволит лучше понимать мотивацию оппонента. Совершая поступок, который вам не понравился, другой человек наверняка тоже о чем-то думал, чего-то хотел. И нельзя считать это действие предосудительным только потому, что оно вошло в конфликт с вашими интересами.

    3. Развитие уважения к другим личностям

    . Этот пункт перекликается с предыдущим. Нужно считаться с окружающими и понимать, что они наделены такими же правами.

    4. Внимание на достоинства оппонента

    . Если больше думать о положительных чертах человека, с которым возникли противоречия, найти примирение будет гораздо проще.

    5. Социальные «поглаживания»

    . Можно вместе поучаствовать в каком-то приятном расслабляющем мероприятии, например, сходить на пикник в одной компании. Именно поэтому начальство многих компаний поощряет и организует «корпоративы» – общение в приятной неформальной обстановке помогает сотрудникам сближаться и лучше понимать друг друга.

    Чтобы научиться эффективно предотвращать конфликты и управлять ими, необходимо совершенствовать свой навык общения с людьми и учиться контролировать эмоции. В этом Вам поможет онлайн-интенсив «Эффективное общение» от Викиум. Этот курс научит Вас:

    • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
    • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
    • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
    • Общаться с вашим окружением более эффективно
    • Управлять конфликтами
    • Выстраивать гармоничные отношения

    Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

    Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

    1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам;
    2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам;
    3. Всем, кто занимается воспитанием детей;
    4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

    Обучение состоит из 4 блоков:

    1. Эмоции. Основы;
    2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость;
    3. Социальная эффективность;
    4. Построение гармоничных отношений.

    Как проходит обучение:

    1. Смотрите видеолекции;
    2. Выполняете самостоятельные задания для закрепления материала;
    3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты;
    4. Проходите тестирование по изученному материалу;
    5. Завершаете интенсив и получаете сертификат.

    Более подробно о данном курсе Вы можете узнать по ссылке.

    Классификация социальных конфликтов

    Социальный конфликт возникает вследствие разногласий между индивидами, проживающими или осуществляющими свою деятельность в определенных общественных рамках. Причиной может стать несовпадение интересов, противоположная постановка целей, а также несовместимость убеждений и ценностей. Классификация социальных конфликтов выглядит следующим образом:

    • В соответствии с количеством участников: внутриличностные — возникают в том случае, когда перед индивидом стоит дилемма касательно принятия важного решения;
    • межличностные — столкновение интересов нескольких людей;
    • межгрупповые — несовпадение точек зрения по определенным вопросам среди нескольких коллективов.
  • В соответствии с направленностью:
      горизонтальные — между людьми из одной социальной или профессиональной прослойки;
  • вертикальные — противоречия между подчиненными и вышестоящими (также может идти речь о социальных классах);
  • смешанные.
  • В соответствии с источником:
      объективные — имеют перед собой конкретные причины, которые являются явными или легко устанавливаются;
  • субъективные — обусловлены особенностями характера или мировоззрения противоборствующих сторон.
  • В соответствии с функциями:
      созидательные — в ходе разрешения конфликта становится возможным принятие конструктивного решения;
  • разрушительные — вносят разногласия и разрушают существующую систему.
  • В соответствии с содержанием:
      рациональные — возникают вокруг конкретных предметов или вопросов;
  • эмоциональные — имеют исключительно личное значение.
  • В соответствии с длительностью:
      краткосрочные — быстро разрешаются;
  • долгосрочные — не угасают на протяжении длительного периода времени.
  • В соответствии со средствами разрешения:
      мирные;
  • вооруженные.
  • В соответствии с характером:
      спровоцированные преднамеренно для поднятия той или иной проблемы;
  • возникшие спонтанно.
  • В соответствии с влиянием на окружающую среду:
      прогрессивные — вносят нечто новое в развитие общества;
  • регрессивные — возвращают ситуацию в предшествующее положение.
  • В соответствии со сферами жизни:
      политические;
  • экономические;
  • этнические;
  • бытовые.
  • Категория социальных конфликтов является одной из наиболее важной для изучения, ведь она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Кроме того, данные ситуации могут быть спроецированы на более серьезные проблемы для выработки аналогичных решений по ним.

    Межличностные конфликты

    Под межличностным конфликтом подразумевают столкновение индивидов, возникшее в результате тех или иных разногласий. Камнем преткновения в данном случае может стать противоположность интересов, целей или мировосприятия. Классификация межличностных конфликтов следующая:

    • По направлению: горизонтальные конфликты — возникают между людьми одинакового статуса, которые не связаны отношениями подчинения;
    • вертикальные — могут сложиться между индивидами вследствие классового или служебного неравенства.
  • По назначению:
      конструктивные — приводят к выработке рациональных решений;
  • деструктивные — приводят к разрушению налаженных связей.
  • По сфере:
      деловые — возникают в процессе профессиональной деятельности исключительно вокруг деловых вопросов;
  • личностные — основаны на неприязни индивидов друг к другу или же на пересечении собственных интересов и целей.
  • По форме проявления:
      скрытые — сохраняется напряженность, но не происходит явного противостояния между конфликтующими сторонами;
  • открытые — вступление в активное противодействие.
  • По времени:
      эпизодические — возникают внезапно и разрешаются достаточно быстро;
  • длительные — не прекращаются на протяжении определенного периода (могут перетекать то в открытую, то в скрытую фазу).
  • Классификация межличностных конфликтов может рассматриваться как самостоятельно, так и во взаимодействии и пересечении с прочими разновидностями.

    Вооруженные конфликты

    Вооруженный конфликт, как понятно из его названия, представляет собой противостояние с использованием оружия тех или иных видов. Они могут быть разной направленности, локализации, а также иметь прочие отличия. Классификация вооруженных конфликтов может быть представлена следующим образом:

    • В соответствии с целями: справедливый (когда целесообразность применения вооружения признана международными организациями);
    • несправедливый (когда оружие является лишней и неоправданной мерой).
  • По территории:
      локальные (проходят строго в границах определенной территории);
  • региональные (затрагивают значительную территорию и нередко могут стать следствием локальных столкновений);
  • глобальные (в них, как правило, бывают вовлечены несколько государств, решающих таким образом свои территориальные или же ресурсные и политические споры).
  • Вооруженные конфликты нуждаются в первую очередь в прогнозировании, что позволит своевременно принять те или иные решения по их недопущению или устранению.

    Конфликты в рамках организации

    Трудовой коллектив — это, пожалуй, наиболее благоприятная среда для возникновения споров и разногласий. Классификация конфликтов в организации имеет следующий вид:

    • по уровням организации противостояния могут быть горизонтальными, вертикальными или же смешанными;
    • в соответствии со сферой возникновения они могут иметь как деловой, так и личный характер (могут также совмещать в себе эти два признака);
    • по степени проявления конфликты могут быть как скрытыми, так и явными, имеющими реальное проявление (второй вариант более предпочтительный, так как он ускоряет разрешение ситуации);
    • исходя из характера, можно выделить как объективные (имеющие под собой реальный повод) конфликты, так и субъективные, основанные исключительно на индивидуальных взглядах;
    • в соответствии с последствиями конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

    Виды конфликтов

    Есть несколько классификаций конфликтов, которые, на наш взгляд, заслуживают обязательного внимания.

    1

    Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации

    По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

    Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта. Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:

    • Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
    • Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
    • Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
    • Если конфликт возник между подчинёнными и руководителями, то практика разрешения конфликта позволяет разрушить «синдром покорности», когда у человека, занимающего более низкую должность, присутствует страх высказывать свою точку зрения, если она отличается от той, которую имеют люди с более высоким статусом;
    • Взаимоотношения между людьми становятся лучше;
    • Участники конфликта больше не рассматривают разногласия, как нечто негативное и приводящее к отрицательным последствиям.

    ПРИМЕР: Прекрасный пример конструктивного конфликта – обычная рабочая ситуация: руководитель и подчинённый не могут прийти к соглашению относительно какого-либо вопроса, касаемо их совместной деятельности. После разговора и выражения каждым участником своего мнения, находится компромисс, и руководитель и подчинённый находят общий язык, а их отношения приобретают положительную окраску.

    Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта. Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:

    • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
    • Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
    • Восприятие оппонента в качестве врага, его позиции – исключительно как неверной, а своей собственной – исключительно как верной;
    • Стремление к сокращению и даже полному прекращению любого взаимодействия со стороной оппонента;
    • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
    • Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.

    ПРИМЕР: В качестве примеров неконструктивного конфликта можно назвать войну, любые проявления физического насилия, семейные ссоры и т.п.

    2

    Классификация конфликтов по содержанию

    По содержанию конфликты могут быть реалистическими и нереалистическими.

    Реалистические конфликты – это конфликты, которые вызывает неудовлетворение конкретных требований участников или же несправедливое, согласно мнению одной из сторон, распределение между участниками определённых преимуществ. Как правило, такие конфликты направлены на достижение конкретного результата.

    ПРИМЕР: конфликты с властями бывших заложников Норд-Оста и родственников погибших по причине невыполнения государством определённых требований.

    Нереалистические конфликты – это конфликты, целью которых является конкретное выражение отрицательных эмоций, враждебного настроя или обид, другими словами, конфликт здесь и является главной целью.

    ПРИМЕР: убийство одним человеком другого по причине того, что первый считает, что тот, второй, виновен в его проблемах и неприятностях; террористические акты без изъявления конкретных требований.

    3

    Классификация конфликтов по характеру участников

    По характеру участников конфликты разделяются на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты.

    Внутриличностный конфликт – возникает в случае, когда нет гармонии между различными факторами психологического характера во внутреннем мире человека, например, его чувствами, ценностями, мотивами, потребностями и т.д. К примеру, внутриличностный конфликт, связанный с деятельностью человека, может выражаться в различных формах. Но в большинстве случаев это форма ролевого конфликта – когда разные роли человека требуют от него выполнения различных требований.

    ПРИМЕР: Человеку, являющемуся примерным семьянином, необходимо по вечерам находиться дома, но занимаемый им пост руководителя обязывает его часто задерживаться на работе по вечерам. Внутриличностный конфликт здесь обусловлен рассогласованием личных потребностей и требованиями его деятельности.

    Межличностный конфликт – является наиболее распространённым типом конфликта. В разных ситуациях он может появляться по-разному. Но причинами такого конфликта могут быть не только различия в поведении людей, их манерах, взглядах, мнениях или характерах, которые являются субъективными причинами, но также и объективные причины, причём, именно они лежат в основе межличностных конфликтов чаще всего.

    ПРИМЕР: Одной из самых распространенных причин межличностных конфликтов является ограниченность каких-либо ресурсов, таких как рабочая сила, производственные площади, оборудование, денежные средства и всевозможные жизненно необходимые блага. Например, один человек считает, что больше всего ресурсы нужны именно ему, а не кому-то другому, в то время, как этот другой считает точно так же.

    Конфликт между личностью и группой – представленный конфликт появляется в тех случаях, когда один из членов группы или организации нарушает установленные в ней нормы поведения или законы общения, принятые в неформальных группах.

    ПРИМЕР: Конфликт между личностью и группой наглядно отображается на примере конфликта между подчинёнными и руководителем, который придерживается авторитарного стиля руководства; также подобные конфликты можно наблюдать в молодёжных тусовках, где один из членов тусовки вдруг повёл себя не по законам «стаи».

    Межгрупповой конфликт – это конфликт, возникающий между формальными и/или неформальными группами, являющимися частью общества или организации. Интересно то, что в период межгруппового конфликта люди могут объединяться в различные сплочённые сообщества. Однако эта сплочённость зачастую исчезает сразу же после того, как достигнут требуемый результат.

    ПРИМЕР: Межгрупповой конфликт может возникнуть между работниками какого-либо подразделения организации и её администрацией, например, по причине внезапного сокращения штата сотрудников; аналогичная ситуация нередко наблюдается между оппозиционными политическими партиями или духовными конфессиями.

    4

    Классификация конфликтов по специфике противоположных сторон и условий развития конфликта

    По специфике противоположных сторон и условий развития конфликты могут быть внутренними, внешними и антагонистическими.

    Внутренние конфликты – характеризуются взаимодействием двух или нескольких противоположных субъектов внутри какого-либо сообщества или группы людей.

    ПРИМЕР: Прекрасным примером внутреннего конфликта может выступить внутриклассовая борьба, например борьба за лидерство.

    Внешние конфликты – представляют собой взаимодействие противоположностей , которые относятся к разным объектам (группам, классам и т.д.).

    ПРИМЕР: В качестве примера внешнего конфликта можно назвать противостояние человека и природных стихий или борьбу организма с внешней средой.

    Антагонистические конфликты – одни из наиболее остро протекающих конфликтов, т.к. являются взаимодействием между социальными группами, непримиримо настроенными друг против друга. Уникально то, что само понятие «антагонизм» очень распространено в медицине и биологии – может встречаться антагонизм зубов, мышц, микробов, лекарств, ядов и т.п. Кроме того, в математической науке антагонизм рассматривается как противоположность интересов. В чистом же виде антагонизм представлен в социальных процессах.

    ПРИМЕР: Ярким примером антагонистического конфликта является война, рыночная конкуренция, революция, спортивное состязание и т.п.

    Помимо всего вышесказанного, правильное понимание и интерпретация конфликтов, а также их функций, особенностей, сущности и последствий невозможно без типологизации, т.е. без выделения базовых типов конфликтов на основе выявлений их сходств и различий и способов их идентификации с общностью главных отличий и признаков.

    Чтобы стало возможным выбрать адекватный метод воздействия на конфликт и управления им (о чём вы узнаете из наших следующих уроков), необходимо типизировать конфликты по их основным признакам: способам решения, сферам проявления, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников и нарушенным потребностям.

    Именно на основе типологизации определяются как виды, так и разновидности конфликтов. Вид конфликта как вариация конфликтного взаимодействия выделяется по определённым признакам.

    1

    Типы конфликтов по способу разрешения

    По способу разрешения конфликты подразделяются на насильственные и ненасильственные.

    Насильственные (антагонистичные) конфликты – являются такими способами разрешения противоречий, в которых происходит разрушение структур всех субъектов конфликта или же отказ всех субъектов, кроме одного, от участия в конфликте. В итоге и выигрывает тот субъект, который остался.

    ПРИМЕР: Отличный пример насильственного конфликта – это выборы органов власти, жёсткая дискуссия, дебаты и т.п.

    Ненасильственные (компромиссные конфликты) – это конфликты, допускающие несколько вариантов разрешения ситуации посредством обоюдного изменения целей субъектов конфликта, условий взаимодействия, сроков и т.п.

    ПРИМЕР: В качестве примера компромиссного конфликта можно назвать следующую ситуацию: обязавшийся поставить сырьё для производства поставщик, не выполняет в назначенный срок свои обязательства. В этом случае производитель вправе потребовать от поставщика соблюдения оговоренного графика, однако сроки поставок могли измениться по каким-либо веским причинам. Взаимная заинтересованность обеих сторон позволяет им провести переговоры, изменить первоначальный график и найти компромиссное решение.

    Следующая классификация, которую мы рассмотрим, определяется сферами проявления конфликтов. Сферы же, в свою очередь, могут быть очень разнообразны – это и политика, и убеждения людей, и социальные отношения, и экономика и многое другое. Поговорим о самых распространённых из них.

    2

    Типы конфликтов по сферам проявления

    Политические конфликты – представляют собой столкновения на почве борьбы за власть и распределения властных полномочий.

    ПРИМЕР: Примером политического конфликта может послужить противостояние двух и более политических партий.

    Социальный конфликт – является противоречием в системе человеческих взаимоотношений. Эти противоречия отличаются усилением интересов противоположных субъектов, а также тенденций индивидов и социальных групп. К социальным конфликтам относятся как чисто социальные, так и социально-трудовые и трудовые конфликты.

    ПРИМЕР: Примерами социальных конфликтов являются пикеты, забастовки, митинги, войны.

    Экономические конфликты – к данной группе конфликтов относятся те конфликты, основой которых являются противоречия в сфере экономических интересов отдельных людей и социальных групп.

    ПРИМЕР: Экономическим конфликтом можно назвать борьбу за распределение собственности, сферу экономического влияния, социальные льготы или ресурсы.

    Организационные конфликты – их можно рассматривать в качестве следствия иерархических отношений и регламентирования человеческой деятельности, а также использования принципа распределения отношений людей.

    ПРИМЕР: Ярким примером организационного конфликта является применение должностных инструкций, закрепление за сотрудником определённых обязанностей и прав, внедрение номинальных структур управления, наличие определённых положений по оценке и оплате труда работников, а также их премирования и т.п.

    Далее следует рассмотреть типы конфликтов по направленности воздействия и по степени выраженности конфликтного противостояния.

    3

    Типы конфликтов по направленности воздействия

    По направленности воздействия различают конфликты вертикальные и горизонтальные. Характерной их чертой является распределение объёма власти, находящейся на момент возникновения конфликтной ситуации в распоряжении субъектов конфликта.

    Вертикальные конфликты – это такие конфликты, в которых объём имеющейся власти уменьшается по вертикальной оси сверху вниз, тем самым определяя различные стартовые условия для субъектов конфликта.

    ПРИМЕР: Вертикальным конфликтом можно назвать конфликт начальника и подчинённого, преподавателя и студента, небольшого предприятия и высшей организации и т.п.

    Горизонтальные конфликты – это конфликты, в процессе которых взаимодействуют субъекты, имеющие равноценную по объёму власть или иерархический уровень.

    ПРИМЕР: Горизонтальным конфликтом может выступать конфликт руководителей, занимающих равноценные посты, сотрудников одного уровня, потребителей и поставщиков и т.п.

    4

    Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния

    По степени выраженности конфликтного противостояния конфликты могут быть скрытыми и открытыми.

    Скрытые конфликты – конфликты, при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами конфликта, однако имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектами друг на друга. Скрытые конфликты возможны только тогда, когда один из субъектов конфликтного взаимодействия либо опасается другого, либо не имеет достаточного количества ресурсов для открытого противостояния.

    ПРИМЕР: Примером скрытого конфликта может послужить официальная научная полемика между педагогами, за которой скрывается реальная суть конфликта – борьба за авторитетный социальный статус, например, за какую-то должность в университете.

    Открытые конфликты – отличаются тем, что в них присутствует явное столкновение конфликтующих субъектов, т.е. споры, ссоры, склоки и т.п. Взаимодействие участников конфликта регулируется в этом случае соответствующими положению участников и ситуации нормами.

    ПРИМЕР: Примером открытого конфликта можно смело назвать войну, когда две или более стороны открыто выражают свои требования и используют открытые методы для достижения своих целей; ссору людей, возникшую по какому-либо поводу и не имеющую скрытых мотивов и т.п.

    Немаловажно различать конфликты и по признаку нарушенных потребностей.

    5

    Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей

    В зависимости от нарушенных потребностей различают конфликты интересов и когнитивные конфликты.

    Конфликты интересов – представляют собой противоборство, основывающееся на столкновении интересов субъектов конфликта, которыми могут выступать отдельные люди, группы людей, организации и т.п.

    ПРИМЕР: Примеры конфликтов интересов можно найти даже в повседневной жизни – два ребёнка не могут поделить между собой понравившуюся им игрушку; муж и жена, имея один телевизор на двоих, хотят смотреть в одно и то же время разные телепередачи и т.п.

    Когнитивные конфликты – это конфликты знаний, точек зрения, взглядов. Как правило, целью каждого субъекта когнитивного конфликта является убеждение противоположной стороны в том, что именно его позиция, мнение или точка зрения является правильной.

    ПРИМЕР: Примеры когнитивного конфликта также можно встретить довольно часто – это обсуждения различных проблем, диспуты, дискуссии, споры, в процессе которых участниками высказываются различные точки зрения и приводятся всевозможные аргументы в доказательство своей правоты.

    Подытоживая разговор о видах и типах конфликтов, следует заметить, что распределение конфликтов по видам на самом деле является весьма условным по причине того, что чётко обозначаемой границы между ними не существует, и на практике, т.е. в реальной жизни могут возникать различные комплексные виды конфликтов, одни конфликты могут трансформироваться в другие и т.д.

    Управление конфликтными ситуациями

    Неотъемлемой частью современной действительности является такое понятие, как конфликт. Классификации конфликтов, управление конфликтами представляют собой объективную необходимость. Это позволит держать их под контролем и эффективно разрешать. Индивид имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на динамику и ход противостояния.

    Цель управления конфликтами сводится к тому, чтобы повернуть деструктивный конфликт в конструктивное русло или же не дать созидательному противостоянию стать разрушительным. Также стоит отметить необходимость предвидения подобных ситуаций с целью их недопущения. В некоторых же случаях споры могут быть искусственно спровоцированы для решения определенных организационных задач или снятия скрытой напряженности в коллективе. Классификация конфликтов в данном случае должна быть обязательно учтена.

    Управление конфликтными ситуациями включает в себя ряд понятий:

    • урегулирование — поиск альтернативы, благодаря которой будут в той или иной степени удовлетворены интересы всех противоборствующих сторон, а также будет частично или полностью снято напряжение;
    • разрешение — это полное устранение причины конфликтной ситуации или же поиск компромисса, который сделает ее неактуальной или незначительной;
    • прогнозирование — умение предвидеть наступление противоречивой ситуации на основе имеющихся данных;
    • предупреждение — принятие комплекса мер по недопущению развития конфликта и перехода его в открытую форму;
    • стимулирование — создание атмосферы, которая бы спровоцировала конструктивное противостояние или спор.

    Классификация конфликтов играет немаловажную роль в управлении спорными ситуациями. Иногда именно от данного фактора может зависеть выбор комплекса мер.

    Этапы развития и динамика конфликта

    Как социально-психологическое явление, конфликт обладает динамикой, другими словами, является процессом, у которого есть начало, определённые этапы развития и завершающая фаза, т.е. окончание.

    Важно отметить, что динамика конфликта может рассматриваться как в широком понимании, так и в узком. В широком смысле под динамикой конфликта понимается смена конкретных этапов его развития во времени и пространстве, в узком – развитие одного наиболее острого этапа конфликтной ситуации.

    Какого-либо единого подхода к изучению динамики конфликта на сегодняшний день не существует ни как по вопросу о количестве его этапов, ни как по вопросу их содержания. Учёные разделяют несколько точек зрения по этому поводу. Мы же представим наиболее распространённую из них.

    Итак, начало конфликта, как правило, обуславливается первыми актами противодействия субъектов конфликта. Началом конфликта принято считать момент, когда конфликтная ситуация соответствует трём условиям:

    1Один субъект предпринимает сознательные и активные действия по нанесению ущерба другому субъекту.
    2Второй субъект, который является оппонентом первого, осознаёт, что предпринимаемые первым субъектом действия направлены в ущерб его интересам.
    3Второй субъект начинает предпринимать аналогичные действия против первого субъекта.

    В том случае, если один из субъектов выражает свою агрессивную позицию, а второй остаётся пассивным, конфликта не возникает. Кроме того, конфликта нет и тогда, когда один из субъектов предпринимает агрессивные действия лишь в воображении, а не в реальности, т.к. конфликтное взаимодействие находится на стадии задумки. Завершение же конфликта может принимать разнообразные формы, однако в любой ситуации оно подразумевает прекращение участниками действий, направленных друг против друга.

    Динамика конфликта состоит из трёх базовых периодов. Каждый период характеризуется своими этапами.

    1

    Предконфликтный (латентный) период

    Предконфликтный период состоит из следующих этапов:

    • Возникает объективная проблемная ситуация. Конфликт может быть обусловлен проблемной ситуацией, в которой между двумя или более субъектами возникают разногласия. Учитывая то, что эти разногласия ещё не осознаны и конфликтные действия не предпринимаются, ситуация характеризуется как проблемная. Катализаторами проблемной ситуации являются, в основном, объективные причины. Противоречивые ситуации, которые возникают в результате взаимодействия людей, служат причиной возникновения реальных конфликтов лишь вкупе с субъективными факторами. Условием перехода здесь является осознание субъектами проблемной ситуации.

    ПРИМЕР: В повседневной жизни люди могут не совпадать по стремлениям, интересам, мотивам, целям. Это несовпадение может накапливаться в течение продолжительного периода времени, изначально не представляя опасности, но являясь, тем не менее, потенциальной угрозой для людей. Причём возникать подобные несовпадения могут в любых сферах жизни: семейных отношениях, на работе, в бизнесе, на производстве и т.п.

    • Субъекты взаимодействия осознают объективную проблемную ситуацию. Содержанием представленного этапа является восприятие ситуации её субъектами как противоречивой, понимание ими того, что необходимо начать предпринимать определённые действия, чтобы устранить противоречия. Если для реализации интересов субъектов имеются препятствия, то проблемная ситуации будет восприниматься ими субъективно и искажённо, что обусловлено особенностями психики субъектов и их социальными различиями. Субъективность осознания также находится в зависимости от личностных особенностей участников проблемного взаимодействия, их потребностей, уровня образованности и т.п. Наиболее сложные ситуации развиваются и искажаются субъектами наиболее быстро.

    ПРИМЕР: Люди, не совпадающие по стремлениям, идеалам, интересам, мотивам, целям, но регулярно взаимодействующие друг с другом, могут прийти к пониманию того, что они столкнулись с проблемной ситуацией, которая требует немедленного разрешения теми или иными способами. В итоге встаёт вопрос о том, как ситуацию можно разрешить.

    • Субъекты взаимодействия пытаются выйти из проблемной ситуации при помощи неконфликтных способов. Следует знать, что осознание субъектами противоречивой, проблемной ситуации не во всех случаях приводит к возникновению конфликта как такового. Во многих случаях субъекты (или хотя бы один из них) стремятся разрешить ситуацию при помощи неконфликтных способов.

    ПРИМЕР: Если проблемная ситуация возникла в семье, её члены могут обсудить проблему на семейном совете, чтобы не усугублять положение; если конфронтация возникла между коллегами по работе или начальством и подчинёнными, может быть организовано совещание или проведена дисциплинарная беседа. Один участник конфликтной ситуации может уступить другому или переубедить его; каждая из сторон может аргументировать свою позицию и прийти к компромиссу, чтобы избежать перерастания проблемной ситуации в конфликт. В противном случае велика вероятность возникновения предконфликтной ситуации.

    • Возникает предконфликтная ситуация. Ситуация может стать таковой, если субъекты ощущают угрозу для своих интересов, опасность со стороны оппонента. Важно отметить, что действия оппонентов здесь будут рассматриваться не в качестве потенциальной угрозы, характерной для проблемной ситуации, а в качестве непосредственной. Именно это служит причиной тому, что вектор направления развития ситуации будет направлен в сторону конфликта, т.е. непосредственная угроза является психологическим триггером.

    ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось – начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

    2

    Открытый период

    Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

    • Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виде череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

    ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

    • Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

    ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

    • Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

    ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

    • Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

    ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда – если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

    3

    Послеконфликтный (латентный) период

    Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

    • Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

    ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

    • Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

    ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.

    Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон. Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта – стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

    ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они – непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

    Подытожим урок: знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

    В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

    Выводы

    Классификация современных конфликтов демонстрирует нам их разнообразие и многочисленность. Те или иные противостояния и столкновения интересов встречаются практически во всех сферах человеческой жизни. Это и побуждает ученых и психологов вплотную заниматься изучением конфликтных ситуаций, ведь спор, возникший между несколькими индивидами, может быть спроецирован и на более масштабные противостояния. Это позволяет вырабатывать эффективные методики урегулирования и разрешения. К сфере управления конфликтами также могут быть отнесены такие действия, как прогнозирование и предвидение, предупреждение и намеренное стимулирование.

    Основные классификации конфликтов затрагивают самые главные сферы жизни человека. Важнейшую роль играют межличностные противостояния, которые встречаются практически повсеместно. Вступая в трудовую деятельность, человек непременно столкнется с организационными конфликтами. Более глобальное значение имеют межрегиональные и межгосударственные противостояния, которые могут перерасти в фазу вооруженных, если вовремя не будут приняты меры по их урегулированию.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]