Учиться чему-либо лучше у мастеров, и умения общаться с людьми это тоже касается. Такой подход позволяет избежать множества ошибок и серьезно сократить время на освоение навыка. Эффективная коммуникация – это целое искусство, со своими особенностями, тонкостями и нюансами. Но если вы действительно хотите научиться общаться, у вас на руках уже есть все карты. В этой подборке мы собрали интересные материалы на тему коммуникаций, включающие множество советов и рекомендаций, в том числе и от известных и поистине великих личностей.
1
Ненасильственное общение Маршалла Розенберга
Знакомы ли вы с понятием ненасильственного общения или, может быть, применяете его в жизни? Данная концепция была разработана Маршаллом Розенбергом и детально описана им в книге «Язык жизни. Ненасильственное общение». У нас уже выходила одна статья с кратким освещением данного метода. Однако идеи, предлагаемые Розенбергом, настолько просты и эффективны, и к тому же остаются актуальными и на сегодняшний день, что заслуживают детального рассмотрения. В статье было более подробно рассмотрим суть ненасильственного общения и расскажем о том, как научиться его применять. Читать подробнее…
3
Функции массовой коммуникации
- Информационная. Заключается в передаче аудитории информации. Это увеличивает степень познания индивида, расширяет его представления о мире. Эта функция полезна при условии достоверности передаваемой информации и высокой степени критичности людей.
- Регулирующая. Состоит в социальном контроле путем манипулирования и управления сознанием людей. Достигается формированием общественного мнения.
- Социализация. Человек, как правило, принимает пропагандируемые в средствах массовой коммуникации социальные нормы, принципы этики и эстетики в качестве должного стереотипа образа жизни, стиля одежды, манер общения и т.д. Таким способом формируются нормы, соответствующие данному историческому периоду.
- Культурологическая функция связана с передачей следующим поколениям культурных ценностей. Способствует взаимопониманию представителей различных культур и религий, снятию социальной напряженности.
Оказание первой психологической помощи: советы от Гая Винча
Гай Винч – американский психолог, автор книги «Первая психологическая помощь» и разработчик приемов оказания такой помощи людям. Он знаменит тем, что приравнял по значимости первую психологическую помощь к первой медицинской, доказав, что психологическая травма может иметь для здоровья человека ничуть не меньшие последствия, чем травма физическая. Гай Винч считает, что каждый должен научиться оказывать первую психологическую помощь себе и близким во всех основных ситуациях. Автор выделяет семь таких основных ситуаций и посвящает каждой из них отдельную главу книги. В статье мы в краткой форме познакомим вас с основными идеями автора данной методики. Читать подробнее…
4
Культура речи
Значительное влияние на эффективность общения оказывает культура речи. Если человек имеет достаточный словарный запас, ему будет проще изложить свою мысль собеседнику.
Однако речь — это не только способ выражения мыслей, но и средство познания мира. Образованный человек лучше поймет своего собеседника, что сделает коммуникацию более успешной.
Культурная речь, соответствующая требованиям этикета, также способствует установлению доброжелательного контакта с окружающими — выдержанные в правилах этикета обращения облегчают дальнейшее углубление контакта с собеседником.
Платон мне друг, но истина дороже. Кого выбрать: друга или правду?
В споре, как говорят, рождается истина. Однако взгляды на истину у всех могут кардинально отличаться. Именно поэтому вопрос «Кому отдать предпочтение в спорной ситуации: другу или правде?» занимает умы многих мыслителей еще с древних времен. Самой знаменитой фразой, ставшей для многих идеологией в решении важных морально-нравственных вопросов, стала фраза «Платон мне друг, но истина дороже», произнесенная древнегреческим философом Сократом. В статье мы расскажем об истории этой фразы и ее значении, и, естественно, поможем определиться, что же важнее – друг или истина. Читать подробнее…
5
Важность умения общаться
Коммуникативные навыки позволяют поддержать любую беседу, изменять тему разговора, в нужный момент высказываться и находить правильный подход к собеседнику. Помимо этого, психология эффективного общения включает в себя артикуляцию, жестикуляцию, владение мимикой и выразительными интонациями и позами.
Все эти мелочи складываются в единое полотно профессионального качественного общения, которое рушит границы непонимания и отчуждения между людьми. Проявляя искренний интерес к собеседнику, улыбаясь и показывая жизнерадостное участие, вы всегда сможете расположить к себе людей и улучшить с ними отношения.
Развитие коммуникативных навыков
Развитие коммуникативных навыков требуется каждому человеку на планете, только если он не живет отшельником в пещере. Даже несмотря на то, что сейчас многие мнят себя полностью независимыми, взаимодействовать с другими людьми так или иначе приходится каждому. В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр, методик и книг, которые пригодятся для того, чтобы прокачать свои коммуникативные навыки. Также мы расскажем о том, как вообще передаются сообщения в процессе общения, и познакомим вас с несколькими коммуникационными барьерами и навыками. Читать подробнее…
6
Чем раздражает тошнота в общении?
Кроме перечисленного выше, не стоит упускать из виду еще один важный фактор общения: не тошните. Не будьте слишком надоедливым, постоянно повторяющим одно и то же занудой.
Такую вещь, как общение, психология обозначает равноценным коммуникативным взаимодействием людей.
Проще говоря, все собеседники должны вносить в разговор равный вклад. Если один, бурно жестикулируя, описывает свои приключения на выходных, проблемы с начальником…
Все время рассказывает о своей собаке, жалуется на регулярную мигрень, не давая другому вставить и слова – эту коммуникацию нельзя назвать полноценной.
Искусство общения предполагает возможность самовыражения для всех людей в равной степени, учитывая их способности и особенности мышления.
Еще один признак тошнотного общения – вечное нытье и жалобы. Если кто-то все время разговаривает о грустном или везде ищет негатив, он заражает отрицательными эмоциями своих собеседников.
Одни зовут подобных людей энергетическими вампирами, другие с сожалением смотрят на их любовь к своим проблемам и потребность в жалости со стороны окружающих.
О таких людях говорят, что они любят тошнить. Взгляните со стороны на свое привычное поведение в кругу близких людей.
Если несколько тошнотных признаков часто встречаются в вашей манере разговора – время от этого избавиться.
Искусство понимания без слов: можно ли ему научиться?
Наверное, в жизни каждого есть хотя бы один человек, который понимает без слов. Сама по себе эта фраза обычно относится к достаточно близким людям. Например, к старым друзьям, дружба с которыми длится со школьной скамьи. К супругам, отметившим 20-летний юбилей семейной жизни. Или к пылко влюбленным молодым людям, успевшим сблизиться настолько, что кажется, будто они знакомы тысячу лет. Если же такого человека нет, тогда наверняка хотелось бы, чтобы он появился. И не только вам, но и многим из окружающих вас людей. Можете ли вы сами стать для кого-то тем, кто будет понимать без слов, по одному только взгляду или даже просто молчанию? Можно ли этому научиться? Давайте подумаем вместе. Читать подробнее…
8
Сила активного слушания
Сила активного слушания ярче всего проявляется в работе отдела по обслуживанию клиентов и в ходе переговоров. Чем качественнее работает его персонал, тем меньше жалоб и больше удовлетворенных клиентов и повторных обращений.
Хорошо обученные сотрудники отдела предлагают прекрасное обслуживание, учатся избегать споров и стараются сглаживать конфликтные ситуации.
Мой тренинг по эффективной коммуникации включает упражнения по слушанию, предполагающие деление аудитории на подчиненных (или клиентов) и руководителей (или сотрудников отдела обслуживания). Первоначальная цель — выслушать хотя бы три предложения, а затем перефразировать сказанное, пока говорящий не подтвердит, что услышан и понят. Когда участники демонстрируют, что разделяют разочарование или раздражение клиента, тот умеряет свой пыл. Один настоящий покупатель даже сказал: «О, вы так милы. Я думал, вы будете со мной спорить или обвинять во лжи».
Как-то раз на семинаре в строительной компании инженеры прервали речь и начали спорить и искать решение проблемы еще до того, как подчиненный закончил фразу. Даже в условиях ролевой игры дискуссия была довольно жаркой. Когда вы пытаетесь выразить свое недовольство и обиду, а вас не слушают, это очень раздражает.
Потребовалось несколько дней практики, прежде чем сотрудники строительной компании научились выслушивать десять предложений подряд и стали точно перефразировать то, что пытался сказать говорящий. Несколько участников тренинга (преимущественно среди мужской аудитории) рассказали мне во время перерыва, что эти занятия помогают и в общении с женой. На что я ответил: «Если хотите добиться большего, время от времени вставляйте слова “Продолжай” и “Ты права”».
Естественно, активное слушание помогает не толь ко в личных отношениях, но и в работе сервисной службы, в сфере управления персоналом и т. д. Помимо всего прочего, если внимательно слушать собеседника, времени на то, чтобы придумать контраргументы или оправдать свою позицию не остается. Поглощенность речью демонстрирует одобрение и позволяет говорящему чувствовать себя комфортно и раскрываться еще больше. А это означает больше удовлетворенных клиентов, повторные обращения и рост продаж. Навыки эффективной коммуникации напрямую влияют на прибыль любого бизнеса.
Цикл эффективной коммуникации
Американский бизнесмен Бернард Барух однажды сказал: «Способность правильно выразить идею почти столь же важна, как и сама идея». И правда, ведь любая коммуникация теряет всякий смысл, если выражена невнятно, а цели оратора не определены. Все понимают, что коммуникация – это целое искусство. Но каждый ли человек имеет свой метод эффективной передачи информации? К сожалению, одного желания донести мысль будет недостаточно, потому что нужно учитывать слишком много факторов. Для этой цели был создан цикл коммуникации, который поможет разработать и улучшить сообщение, которое вы пытаетесь донести. Также он гарантирует, что вы не забудете ничего существенного, учтете все детали и повлияете на свою аудиторию максимально эффективным образом. Читать подробнее…
9
Стили восприятия информации
Помимо различных стилей общения ваши подчиненные, партнеры и клиенты по-разному воспринимают информацию, то есть каждый ее посвоему видит, слышит и трактует. Один из специалистов по коммуникации, бывший главный тренер футбольной команды «Окленд Рейдерс» Джон Мэдден однажды сказал: «Одним игрокам достаточно просто объяснить схему игры, и они поймут. Другим не надо ничего говорить, а лучше нарисовать на доске. А третьим нужно объяснить, нарисовать, и они все равно не поймут, пока сами не пробегутся по полю».
Мэдден получил педагогическое образование и в 42 года стал самым молодым тренером, добившимся 100 побед в сезонах. Он на практике столкнулся с тем, что одни воспринимают информацию на слух (аудиалы), другие зрительно (визуалы), а третьи физически (кинестетики).
Чтобы эффективно обучать и общаться с подчиненными, выясните характерный для них стиль восприятия, чтобы они слышали вас и были услышаны, видели, что вы имеете в виду, и схватывали то, что вы хотите до них донести. Если внимательно слушать и наблюдать за клиентами и подчиненными, то обнаружится, что они используют слова, которые сигнализируют о наиболее удобных для них способах усвоения информации. Аудиалы слушают звук и интонацию. Они очень чувствительны к эмоциям, выраженным голосом. Визуалам необходимо видеть слова, иначе они не поймут вас. Кинестетики должны физически и эмоционально почувствовать то, о чем вы говорите, потрогать и пропустить через себя.
Понаблюдайте несколько дней за тем, какие слова выдают ваш стиль коммуникации. Также обратите внимание, как лучшие продавцы приспосабливаются к стилю общения клиентов. Этим навыкам обычно не придают значения, но они положительно сказываются на деловых контактах, гораздо быстрее разрешают конфликты и превращают вас в эффективного менеджера
Этим навыкам обычно не придают значения, но они положительно сказываются на деловых контактах, гораздо быстрее разрешают конфликты и превращают вас в эффективного менеджера.
Таблица. Основные стили коммуникации
Ориентированный на задачу Ориентированный на человека Непрямой
Самоуверенный, решительный, готов рисковать, односторонняя коммуникация, высокий уровень достижений, разговорчивый, отдает распоряжения Настойчивый, действует на опережение, переговорщик, общительный, мечтатель, масштабно мыслящий, оптимист, надежный, энтузиаст Стиль: любит ясные, краткие, конкретные служебные записки, следит за временем: «Не отнимайте у меня время. Когда вы принесете отчет?» Стиль: предпочитает открытую и дружескую беседу, похвалу и поощрение: «Интереснейшая задача и прекрасная возможность. Мы сделаем это». Потребности: четкая, краткая, конкретная информация Потребности: признание, свобода самовыражения, решение трудных задач Должность: СЕО, исполнительный директор, член правления, президент Должность: менеджер по продажам, пиарщик
Прямой Опасается риска, основательный, придерживается правил, реалист, дотошный, точный, дипломатичный, высокие стандарты, аккуратный Дружелюбный, спокойный, хороший слушатель, внимательный, искренний, командный игрок, концентрируется на одной задаче Стиль: предпочитает факты или вопросы, лишенные личностной окраски: «Давайте факты. Сообщите, пожалуйста, на что ушли эти деньги» Стиль: предпочитает дружелюбную, теплую, приятную беседу: «Доброе утро
Как дела? Я могу чем-то помочь?» Потребности: точность, организация, формальное взаимодействие Потребности: дружелюбное, привычное окружение, признание, внимание к мелочам Должность: бухгалтер, инженер, системный администратор, ИТ-специалист Должность: менеджер по персоналу, социальный работник, администратор
Нейл Фьоре. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. Публикуется с разрешения издательства
Как прокачать навыки слушателя
Чтобы стать хорошим собеседником, необходимо научиться слушать. Это противоречие объясняется очень просто: мы хотим, прежде всего, высказаться, и редкий человек, который захочет нас выслушать, будет очень ценен. Нам даны два уха для того, чтобы слушать, учиться и собирать информацию прежде, чем найдется повод что-либо сказать. Хороших слушателей так мало, потому что из всех навыков общения именно это самое трудное. Ведь нужно унять свое эго, обратить внимание на проблемы и мир другого человека и набраться терпения. Кажется, это практически невозможно. И все же есть теории и способы, которые помогут приобрести этот навык. И в статье речь пойдет именно о них. Читать подробнее…
10
Психология общения с людьми
Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.
Если Вы заметили, то эта статья начинается не со слово «КАК». Сегодня мы поговорим про психологию общения с людьми, что такое общение, почему уметь общаться так важно для человека и как стать общительным человеком. Умение общаться и выстраивать различные отношения между людьми в наше время очень важно. Каждый день мы взаимодействует с окружающими людьми, на которых мы воздействуем, и которые воздействуют на нас.
Для начала я расскажу некую правду. Если Вы покопаетесь в памяти, то обнаружите, что психологии общения с людьми в школах не преподают. Может сейчас преподают, но в мое время точно не преподавали. Такого важного предмета не существовало. А ведь умение общаться ОЧЕНЬ ВАЖНО для человека. И что же происходит? Человек оканчивает школу или институт, а правильно общаться, выстраивать отношения с людьми не умеет. Нас даже не учат правильно общаться с противоположным полом. Многие мужчины и женщины испытывают серьезные трудности, когда дело доходит до общения с противоположным полом. Эта замкнутость при общении говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе и боязни. Когда человек напряжен, ему тяжело говорить интересно и толково.
Зато тригонометрия и черчение нам очень в жизни пригодились. Прям сижу за компом и черчу всякие линии. Из-за не умения общаться, не понимания психологии общения, у многих людей жизнь не складывается. Учителя сами-то общаться не умеют, хотя исключения бывают. Существует книга Дейла Карнеги – «Как Приобретать Друзей и Оказывать Влияние на Людей». Если бы нас хотя бы учили по этой книге, то проблем с общением почти бы не у кого не возникло. Кстати, Вы можете прочесть эту книгу. Самое главное – использовать все рекомендации, изложенные в ней. Рекомендую прочесть ее несколько раз. Человек такое существо, которое все быстро забывает. Многие люди прочтут книгу один раз, несколько недель по используют приемчики или техники, а потом забывают о них на совсем и возвращаются на стартовую позицию. Так не годится. Вот Вам целый раздел: «Искусство общения».
Итак, давайте пройдемся по базовым основам, которые помогут Вам освоить азы общения. Эта статья всего лишь маленький кусочек из большой науки психологии общения. Но даже она Вам поможет.
Почти все люди одинаковые, а именно: эгоистичные существа, желающие тем или иным способом самоутвердиться. Чужая жизнь мало кому интересна, если только в ней о всяких горестях не говорится. Если Вы заметили, то по телевизору все звезды шоу-бизнеса рассказывают о своих проблемах и жизненных неудачах. Почему? Потому что некоторым людям становится хорошо, когда видят, что у других все плохо.
Поэтому запомните, многие люди любят говорить исключительно о себе. В большей степени им не интересно, как там у Вас, что у Вас, им главное рассказать о себе. Знаете, как в анекдоте:
«Людям совсем не интересно, что Вы говорите. Они ждут момента, когда Вы закончите, чтобы сказать: А вот я; А вот у меня…».
Подтверждаю. Многие люди именно так поступают. Им говоришь о чем-то своем, а они перебивают словами: «А вот я» или «А вот у меня». Ты хоть слышал, что я говорил тебе? Вот именно из-за этой ошибки у многих людей не складываются отношения. Подавляющее большинство совершенно не умеет слушать своего собеседника. У меня такая проблема тоже есть, но только тогда, когда я сильно устаю и мне никого не охота слушать.
Я очень часто замечаю, как люди рассказывают исключительно о себе, о своих жизненных событиях, а главное – о проблемах. Люди обожают рассказывать о своих проблемах, как у них все паршиво и мерзко. Существует такая игра, в которой побеждает тот, у кого всех хуже. Люди начинают прибедняться настолько сильно, лишь бы победить в этой игре. И спрашивается, зачем они это делают? А все очень просто, люди жаждут жалости. Им так хочется, чтобы их бедненького пожалел кто-нибудь, вытер сопельки, убаюкал. Вот Вам приятно с такими людьми общаться? А Вы сами-то так поступаете?
Когда я занимался актерским мастерством, в нашей группе была такая девочка, которая даже звонила людям, чтобы поплакаться им в жилетку. Вы представляете, как это выглядит? Конечно, друзей у нее не было. Кстати, эта девочка прочла книгу Дейла Карнеги, но жизнь ее не наладилась, так как она пренебрегала правилам. Не умение слушать своего собеседника и вечные жалобы отпугнут даже ведьму из страны Ос.
Иногда бывает так, что человек, к которому Вы подошли – не расположен к общению. В настоящее время ему не хочется с кем-либо разговаривать. Понятно, что разговор с таким человеком не завяжется, что в принципе само по себе нормально. Определить таких людей легко. У них угрюмое и уставшее лицо, они избегают зрительного контакта, а на лице написано: «Отвали». Предрасположенность к общению легко определить: человек улыбается, смеется, лицо свежее, сам ко всем подходит. Будьте бдительны, старайтесь замечать такие сигналы.
И, конечно же, людям не хватает искренности. Мне лично надоел вопрос: «Как у тебя дела?». Сам спрашивает, а самому не интересно. Обычно люди отвечают: «Хорошо». Некоторые умудряются разнообразить список ответов, сказав: «Замечательно», «Отлично», «Лучше всех». Как я сказал, обычно людям не интересно, как у Вас там дела. Искренности нет.
Если Вы научитесь проявлять искренность, то Вы станете самым любимым собеседником. Многим людям нравится, когда ими искренне интересуются, расспрашивают о делах. Правда делать это нужно в меру, а то это уже будет допрос. У меня бывали случаи, когда я задавал всего лишь один вопрос, а потом слушал молча несколько часов. Человек трындел и трындел без перерыва. В некоторых случаях мне было интересно слушать, а в некоторых все мимо ушей пролетало.
И разумеется в психологии общения самое главное – совпадение интересов. Чтобы обеим сторонам было комфортно друг с другом, нужно иметь общие интересы, чтобы было что обсудить. Даже если человек совсем не общительный, его язык обязательно развяжется, когда дело коснется его любимой темы. Такое я тоже однажды наблюдал. Буря эмоций и словесный ураган.
Очень часто бывает, что у человека при общении с другим человеком, возникает невидимый барьер. Иногда этот барьер возникает у обеих сторон. Понятно, что общение при таком раскладе не завяжется. Снять барьер со своего собеседника не всегда просто. На это нужно время. Человек должен привыкнуть к Вам, Вы должны найти схожие интересы и взгляды. Однако в большинстве случаев люди прекращают общаться с теми людьми, из-за которых у них возникает невидимый барьер отторжения.
Последнее, что стоит упомянуть – это голос. Мне встречались такие люди, которых мне совсем было не интересно слушать, но их голос очаровывал меня. Хотелось просто слушать их голос и ни во что не вникать. В психологии общении голос играет важную роль.
Итак, давайте подведем итоги статьи – «Психология общения с людьми».
Главное правило – умение слушать своего собеседника. Второе правило – говорить меньше о себе, о своих проблемах, не жаловаться. Третье – умение искренно интересоваться. Четвертое – Ваш голос. Если Вас эта тема реально заинтересовала, тогда вперед в раздел «Искусство общения».
Просмотры: 18000 Рейтинг:
Голосов: (13)
Онлайн-программа «Лучшие техники коммуникаций»
За 2 месяца на этой онлайн-программе вы научитесь лучше взаимодействовать с людьми. Вы получите системные знания о 72 самых эффективных способах общения с людьми, которые собраны из десятков источников. Вы узнаете про техники и поймете, в каких ситуациях они применяются, какого эффекта от них следует ожидать, а также увидите примеры их использования. Программа будет полезна всем, чья деятельность связана с общением с людьми, и тем, кто желает улучшить свои навыки общения. Узнать подробнее…
Друзья, учитесь общаться и взаимодействовать с другими людьми, и тогда вы будете поражены успехами, которых сумеете достичь. А мы желаем вам удачи!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- 10 видов психологического влияния
- Платон мне друг, но истина дороже. Кого выбрать: друга или правду?
- Как общаться с трудными людьми
- Правила и секреты самообразования
- Приемы эффективного общения: подборка полезных материалов
- Повседневная магия общения
- Развитие коммуникативных навыков
- Как общаться с кем угодно и где угодно?
- Ненасильственное общение Маршалла Розенберга
- Оказание первой психологической помощи: советы от Гая Винча
Ключевые слова:1Коммуникации
Условия успешного общения.
4.1. Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, т.е. коммуникативная заинтересованность. На уровне отношений между участниками диалога коммуникативная заинтересованность устанавливает паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей. Так, на заинтересованность в общении и равные права в диалоге не влияют: а) глубина знакомства (близкие друзья, знакомые, незнакомые); б) степень социальной зависимости (например, главенство отца, подчиненное положение в коллективе); в) эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь). В любом случае при заинтересованности имеет место согласие «внимать», «солидарность». И это первая ступень к успешному завершению разговора.
4.2. Следующее важное условие успешного общения, правильного восприятия и понимания – настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. В интимной речи при полном доверии и искренности предвосхищение ответной реакции слушающего очевидно и естественно; в других жанрах успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь (начиная с обращения, интонационного рисунка высказывания, порядка слов, выбора семантико-синтаксической структуры предложения, экспрессивных средств разных уровней, этикетных формул). Это способствует возникновению у собеседника благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции говорящего, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.
Речевые формы правильной настроенности на мир слушающего самые различные: вид обращения, интонация, тембр голоса, темп речи, особые средства выражения отношения говорящего к предмету речи (эпитеты, оценочные наречия, вводные слова и предложения), к собеседнику, намеки, аллюзии, эллипсис; имплицитные (или, наоборот, эксплицитные) способы передачи информации, паузы, молчание и т. п.
4.3. Главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего. Поскольку коммуникативное намерение формируется на довербальном уровне речи-мысли, а постижение смысла сказанного происходит параллельно линейному развертыванию высказывания, слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока и «реконструкции» замысла говорящего, по переосмыслению ранее сказанного и понятого, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и линией поведения собеседника. Эта «работа» так же мгновенна, симультанна и биологична по своей сути, как и процесс говорения, поэтому здесь естественны индивидуальные различия.
Однако можно заметить некоторые закономерности. К примеру, по комбинации языковых единиц можно судить о фоновых знаниях говорящего, его памяти, способах использования знаний, о передаваемой информации.
Иными словами, надо развивать свою коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Так, владеющий этими нормами знает не только значение единиц разного уровня и значение типов комбинаций этих элементов, но и значение текстовых социальных параметров; например, знает приемы диалогизации речи (умеет употреблять обращения в различных формах, умеет искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, что обычно вызывает отклик, ответное сопереживание), умеет прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знает средства интимизации общения. Большую роль при этом играет знание говорящим известных адресату выражений с «приращенным» смыслом, прошедших в различных речевых ситуациях процесс «вторичного означивания»: афоризмов, пословиц, поговорок, текстовых клише, прецедентных текстов, аллюзий, например: посчитали – прослезились; Я сказал!
(поговорка Глеба Жеглова в к/ф «Место встречи изменить нельзя»);
дамоклов меч; ахиллесова пята; домашняя заготовка
(в игре «КВН»);
поезд ушел; хотели как лучше, а получилось как всегда; я другой такой страны не знаю; шинель Акакия Акакиевича; не по хорошу мил, а по милу хорош; парад победителей.
Аллюзии и прецедентные тексты в речи говорящего свидетельствуют о высокой степени владения социальными нормами языка; реакция на них собеседника однозначно предопределена национальными, культурными традициями, «народной смеховой культурой».
Важно понять, что коммуникативная компетенция, помогая слушающему распознать «истинные иерархии» в высказывании, тексте, позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта (слова, выражения, синтаксической модели) с замыслом говорящего. Это можно назвать залогом адекватного понимания.
4.4. Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события. Это в первую очередь связано с возможностью различной концептуализации окружающего мира.
Говорящий формирует высказывание и текст в целом. Он формирует свой стиль письменной речи, «точку зрения» при отражении в речи каких-то событий, явлений, фактов, фрагментов «картины мира». Роль говорящего проявляется и в способе линейной организации речи, в выборе главного «участника действия»; например, синтаксическая позиция в начале предложения предназначена для обозначения того, о чем (о ком) говорится в предложении, то есть для темы высказывания; и от того, что именно говорящий делает темой, зависит вид синтаксической конструкции и ее смысл. Ср.: Волна захлестнула лодку; Лодку захлестнуло волной; Лодку захлестнуло.
Кроме различных способов «сценарного» представления реальных событий, говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также (прямо или косвенно) к адресату. Так, уменьшительно-ласкательные суффиксы имен существительных встречаются в речи, если адресат близок или симпатичен говорящему (или в каких-либо ситуациях говорящий хочет продемонстрировать это); например (разговор подруг): Этот блузончик так идет к твоим фиалковым глазкам.
Таким образом, в построении высказывания, в выборе слов, интонации говорящий всегда обнаруживает свой (типизированный или индивидуальный) взгляд на мир, и успешность речевого общения зависит от того, насколько этот взгляд согласуется с особенностями мировосприятия адресата или его точкой зрения по какому-либо вопросу. В языке существует набор стереотипизированных конструкций, которые «подсказывают» реакцию собеседника; например:
Страшно то, что…; Необходимо представить себе…; Важно то, что…; Естественно…; Как известно; Вообще
и т. д.
Говорящий строит свою речь с ориентацией на мир знаний адресата, приспосабливая форму подачи информации к возможностям ее интерпретации. Ср.: А. — Трава сухая. Б. — Ну и что? А. — Росы не было. Б. — Что это тебя волнует? А. — Дождь будет. Б. — Да?
В данном фрагменте разговора показывается различие в осведомленности говорящего и адресата, поэтому для скорейшего понимания говорящему следовало построить свою информацию в виде высказывания, выражающего причинно-следственные отношения между фактами. Это могли бы быть два простых предложения, или сложноподчиненное предложение, или бессоюзное сложное; например:
Росы нет – дождь будет; Трава сухая вечером – к дождю.
Основное правило поведения говорящего – это иерархизация содержания сообщаемого, которая должна основываться на осведомленности говорящего в том или ином вопросе; сначала сообщается та информация, которая может быть использована при интерпретации последующей. Личность адресата (а при полилоге – характер аудитории) обусловливает и стилистику информации.
Тема разговора «диктует» говорящему способы ее представления в речи. Так, темы патриотизма, личности и общества, долга, любви требуют особой лексики, средств субъективной авторской модальности, отличных от тех, которые могут быть употреблены при обсуждении кулинарных рецептов или в рассказе о шумном застолье.
Взаимопонимание, правильное истолкование позиции говорящего по какому-либо вопросу возможно только в том случае, если речь является воплощением чувства-мысли, если она образна, искренна, эмоциональна, находит отклик у собеседника.
Таким образом, для успешного речевого общения говорящий не должен стремиться сообщить собеседнику только факты, «голую правду», объективную истину: он все равно обнаружит свое мнение. Следует, напротив, сознательно соединять «прямое» общение (информацию) и «косвенное», облекая сообщение в «оболочку», «флер» собственного осмысления, которое ищет сочувствия у адресата. Это может быть ирония, юмор, парадокс, символ, образ. Такая речь – всегда поиск согласия.
4.5. На успешность речевого общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения (например, телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние – все это может предопределить судьбу разговора. Общение будет более успешным, если оно протекает в устной форме, собеседники находятся наедине. Но даже благоприятные обстоятельства еще не гарантия успеха, согласия. Разговор «творят» речевые отрезки (реплики), паузы, темп, жесты, мимика, взгляды, позы, разговор развивается во времени, и каждая последующая реплика «наслаивается» на все сказанное ранее, взаимодействует с ним, и результат этого взаимодействия непредсказуем.
Атмосфера диалога становится не менее существенной, чем его содержание, и потому «стихия» разговора все более увлекает собеседников.
4.6. Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим норм этикетного речевого общения. Вне зависимости от формул вежливости, в языке есть определенный набор высказываний, закрепленный традицией использования языка, которые «предписывают» адресату определенную форму ответа. Например, для людей, владеющих языком, не представляет трудности толкование вопроса Как ваши дела?
Существует стереотип ответа, речевое этикетное поведение в качестве реакции на выражения
Как ваши дела? Как вы поживаете?
и тому подобные. В конкретных ситуациях общения слушатель правильно понимает коммуникативную цель говорящего, даже если высказывание не шаблонно, и в соответствии с этим строит ответную реплику. Так, фраза
Холодно
с интонацией понижения тона может означать исходя из коммуникативных намерений говорящего: 1) просьбу закрыть окно; 2) информацию о низкой температуре на улице; 3) предупреждение адресата («Нельзя купаться!»; «Ты легко одет»); 4) жалобу на озноб, плохое самочувствие; 5) сигнал в игре «горячо-холодно»; 6) объяснение причин каких-либо действий, например, заклеивания окон, укутывания детей.
Этикетное речевое поведение жестко предопределено не только «традиционными» вопросами, но и обстоятельствами разговора, тональностью общения, его стилистикой. Основное правило для ответного высказывания адресата: реплика должна вписываться в «контекст» диалога, т. е. быть уместной. Для этого каждому владеющему языком необходимо знать смысл «небуквальных выражений», т. е. выражений, смысл которых не выводится из значений составляющих их словоформ; например, на просьбу Не могли бы вы передать хлеб?
или
Вы не передадите хлеб?
адресат должен ответить:
Да, пожалуйста
, но
не могу
или
передам / не передам
.
4.7. Необходимо говорить на одном языке, то есть учитывать индивидуальные особенности собеседника:возраст, пол, образование и т.д. Это сделает беседу полезной и принесет удовлетворение от разговора.
Если вы хотите начать диалог, необходимо учесть, имеет ли время (желание) ваш собеседник для диалога.
Тема должна интересовать обоих. Самое главное, что полезным и содержательным такой разговор будет в том случае, если собеседники владеют этой темой, она интересует их обоих, и, более того, каждый может изложить свои взгляды относительно этой темы.
Помните имя собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.
Для достижения цели общения можно использовать метод «поднятия значимости собеседника». Он детально описан психологами. Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.
Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных всем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.
Средств поднятия значимости собеседника существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами. Например, фраза Я хотел бы с Вами посоветоваться!
Люди читают их так:
Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?
Конечно, эта фраза – общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.
Главное – искренне попросить у человека той или иной помощи. Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.