Духовный человек — это… Понятие, личные качества, внутренняя суть и влияние на общество


Человек характеризуется многими качествами: заботливостью, сочувствием, бесконфликтностью. Он может быть принципиальным, консервативным или либеральным, мягким или жестким, душевным или духовным. Слово «духовный» сейчас часто употребляется в разных значениях: верующий, представитель духовенства (духовное лицо), просто образованный и культурный человек.

Никто не станет спорить, что духовность общества зависит от людей, его составляющих. Задавая вопрос, что такое духовная суть человека, можно услышать много разных мнений. Конечно, какую выбрать степень погружения в духовное, каждый решает для себя сам. Кто-то еще только начал идти по пути к совершенству, кто-то уже значительно продвинулся по нему, а кому-то этот путь кажется таким обременяющим, что они с него свернули.

Духовный человек – это какой?

Если обратиться к словарям, можно увидеть возникновение современного понятия «духовный человек». Во времена, когда атеистов было немного, общество строилось на вере в Бога, в человеке признавали божественную искру. В. И. Даль вообще не включил это понятие в словарь (1863 год), а слово «духовный» трактовал как «принадлежащий духу». Относительно использования слова «духовный» применительно к человеку, он дает такую трактовку: «Все в нем, относящееся к Богу, душе, нравственная сила, ум и воля».

Д. Н. Ушаков тоже не включает понятие «духовный человек» в словарь (1935-1940 годы). Он указывает на разговорный вариант употребления прилагательного в сочетании «человек духовного звания», делая разграничение духовного и светского. С. И. Ожегов в 1949 году описал слово «духовный» как относящийся к религии (музыка, академия, училище).

С. А. Кузнецов в 1998 году выделяет два понимания: первое – относящийся к религии и второе – имеющий философский взгляд на мир. Интересно, что определение духовно неразвитого человека в Словаре синонимов выглядит более чем непрезентабельно: быдловатый, отсталый, убогий.

Психологи о духовности

С конца девятнадцатого века в психологии начинается изучение духовности как психологической категории. Выясняли связи так называемых духовных видов деятельности, представляющих искусство и культуру, с психикой человека. После были еще исследования – духовность коллективная, высшая духовность как источник творческого вдохновения и другие. В результате было установлено, что духовностью человека является нечто субъективное. Ее невозможно исследовать с помощью науки.

Было определено, что духовность отличает человека от остальных форм жизни, несет социальный характер. Человек может пользоваться духовностью, и от того, в какой мере он это делает, он познает смысл своей жизни и свою роль и место в ней.

Сейчас психологи считают физическую, материальную природу человека лишь частью его. Вторая часть, не менее важная – это духовность. То есть совокупность его моральных и нравственных ценностей. Рассматривая человека как духовное существо, стало возможным говорить о психологии духовности.

Ад

Ад – это прежде всего состояние души неспасённого, но и некое место, где до Страшного суда находятся погибшие души.

Бог и святые объемлют ад своей любовью и делают всё, чтобы его обитатели всё же спаслись.

Ад – это место, где люди не видят друг друга. Там каждому кажется, что он здесь один и вокруг никого нет. Это окончательная проекция и воплощение человеческого эгоизма. Когда мы молимся о попавших в ад, они получают возможность видеть других его обитателей, то есть впервые видят людей в людях.

Старец Паисий Афонский говорил: созерцая ад он заметил, что в нём только 30 % людей находятся в демоническом состоянии и хулят Бога, а большинство желает покаяться.

На возможности спасения из ада основаны молитвы Церкви об умерших. На Пятидесятницу церковь молится «о иже во аде держимых». И они получают помощь.

Есть тут некая антиномия. Святые отцы (Иоанн Дамаскин) говорят, что в аду невозможно покаяние.

Но церковные молитвы о тех, кто в аду, могут быть результативны не извне (ведь это состояние души, а потом – место), а изнутри. И для спасения необходимо только покаяние. Значит, покаяться всё же можно и в аду. Очевидно, именно молитва о попавшем в ад приводит его душу к такой возможности и такому желании, смягчает душу, даёт ей силу покаяться.

Определение духовного человека

Психологи признают, что сейчас в обществе не встретить абсолютно духовного человека. Это утопия, но каждый обязан стремиться к совершенству. Тогда общество изменит свою направленность на разрушение. Другими словами, мир и гармония с природой, обществом и самим собой – это цель современного человека.

Духовному человеку свойственны высокие нравственные нормы, он проявляет прекрасные качества, характеризующие его как уравновешенную личность, способного на высокие поступки, готового прийти на помощь ближнему. Он стремится к истине, познает ее и живет в согласии с ней.

Человек как духовное существо не может удовольствоваться только материальным благополучием. Он может и готов пожертвовать им ради удовлетворения его духовных запросов. В истории известны случаи, когда человек, потеряв смысл жизни, угасал и даже умирал. И, наоборот, имея важную цель (обычно намного ценнее его собственной жизни), человек выживал в тяжелейших условиях. Все эти факты свидетельствуют о том, что нельзя упрощать человеческую природу и сводить ее лишь к физическому благополучию.

Воздействие духовного мира

Оно постоянно. До Воскресения и вознесения Ангелам было очень сложно помогать людям.

Ангел, явившийся пророку Даниилу, говорит, что замедлил на несколько недель, потому что его не пропускал князь Персии, то есть демон, действующий в Персии. И только когда явился на помощь Архангел Михаил, Ангел смог прийти к Даниилу.

После Вознесения враг лишен прежней силы и не может вредить христианину, если тот идёт к Богу.

Теперь Ангелы и святые постоянно участвуют в жизни множества людей. Цель – спасение людей, исполнение желания Бога: «чтобы всем спастись и в разум истины прийти».

(Рассказано архимандритом Киприаном, игуменом монастыря свв. Киприана и Иустины. Фили, Греция):

«Около четырех лет тому назад нам позвонили с просьбой приобщить Святых Таин одну пожилую женщину, вдову, живущую в пригороде Афин. Она была старостильница и, будучи почти совсем прикована к постели, не могла бывать в церкви. Хотя обычно мы не совершаем таких треб вне монастыря и направляем людей к приходскому священнику, тем не менее в этом случае у меня было какое-то чувство, что я должен идти, и, приготовив Святые Дары, я отправился из монастыря.

Я обнаружил больную, лежащую в бедной комнатке: не имея своих средств, она зависела от соседей, которые приносили ей еду и другие необходимые вещи.

Я поставил Святые Дары и спросил ее, хочет ли она в чем-нибудь исповедаться. Она ответила: «Нет, за последние три года на моей совести ничего нет, что уже не было бы исповедано, но есть один старый грех, о котором я хотела бы рассказать вам, хотя и исповедовала его многим священникам». Я ответил, что, если она уже исповедовала его, ей не следует делать этого снова. Но она настаивала, и вот что она мне рассказала.

Когда она была молода и только что вышла замуж, лет 35 тому, она забеременела в тот момент, когда ее семья была в очень тяжелом положении. Остальные члены семьи настаивали на аборте, но она отказалась наотрез. Всё же в конце концов она поддалась на угрозы свекрови, и операция была сделана.

Медицинский контроль подпольных операций был очень примитивным, в результате чего она получила серьезную инфекцию и через несколько дней умерла, не имея возможности исповедать свой грех.

В момент смерти (а это было вечером) она почувствовала, что душа ее отделяется от тела так, как обычно это описывают: душа ее оставалась поблизости и смотрела, как тело обмывают, одевают и укладывают в гроб. Утром она последовала за процессией в церковь, наблюдала за отпеванием и видела, как гроб поставили в катафалк, чтобы отвезти его на кладбище. Душа как бы летала над телом на небольшой высоте.

Вдруг на дороге появились два, как она описывала, «диакона» в блистающих стихарях и орарях. Один из них читал свиток. Когда автомобиль приблизился, один из них поднял руку, и автомобиль замер. Шофер выбрался, чтобы посмотреть, что случилось с мотором, а тем временем Ангелы начали беседовать между собой. Тот, который держал свиток, содержавший, несомненно, список ее грехов, оторвался от чтения и сказал: «Жаль, в ее списке есть очень тяжелый грех, и она предназначается аду, потому что не исповедала его». «Да, – сказал второй, – но жаль, что она должна быть наказана, потому что она не хотела этого делать, а ее заставила семья». «Очень хорошо, – ответил первый, – единственное, что можно сделать, – это отослать ее обратно, чтобы она могла исповедать свой грех и покаяться в нем».

При этих словах она почувствовала, что ее тащат обратно в тело, к которому она в этот момент чувствовала неописуемое отвращение и омерзение. Спустя мгновение она очнулась и начала стучать изнутри гроба, который уже был закрыт. Можно вообразить последовавшую за этим сцену. Выслушав ее историю, которую я изложил здесь вкратце, я преподал ей Святое Причастие и ушел, славя Бога, даровавшего мне услышать это…» (Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. СПб., 1994 г.).

Святой Феофан Затворник сравнивает молитву с электрическим проводом, мгновенно передающим ток – сигнал. Это, конечно, аналогия, но духовный мир непрерывно воздействует на физическую вселенную.

Девочка лет 12 из воскресной школы некого храма в Украине рассказала мне: когда у них в доме случился пожар, ей приснился её Ангел Хранитель и разбудил её.

Почему же большинство людей не ощущают духовный мир? Потому, что люди не живут духовно и светло. Грешник соединяется с тёмной стороной духовного мира и чувствует депрессию, уныние, печаль.

Свобода духовного человека

У юристов есть понятие «дух и буква закона». Поскольку каждый живет по тем законам, которые он сформировал в своем «я», духовно-нравственный человек будет поступать по духу закона, а не по букве. Пример: женатому человеку сотрудница по работе предлагает интимную встречу. Жена о ней не узнает. Какой выбор он сделает?

Когда на человека действует какой-либо соблазн, бездуховный поддается на него и теряет свою свободу – становится зависимым от соблазна. Духовный человек не потеряет свободы, не соблазнится. Психиатры утверждают, что постоянная борьба с самим собой, чтобы делать то, что не хочется, приводит к неврозу. Поэтому духовность сохраняет психическое здоровье – человек делает то, что хочет, а хочет он следовать нравственным идеалам. Он перестанет себя уважать, если пойдет на поводу у желаний.

Духовное развитие личности

Человек, сумевший стать личностью, не застрахован от того, чтобы благодаря силе воли и способности «переступать через черту», выбрать путь разрушителя, а не созидателя.

Даже если человек является личностью, сила воли его очень велика, позволяя ему реализовывать масштабные деловые проекты с баснословной прибылью, но его эгоизм задвигает в дальний угол его разум, зачистив территорию для деятельности сильного ума, этот человек пока еще крепко духовно спит. И возможно, он сломает не одну чью-то жизнь, прежде чем закон воздаяния и справедливости постучит в его загрязненное окошко души тяжелейшими испытаниями, подталкивая сильную личность к началу духовного поиска, и не важно — мужчина это или женщина.

Постараемся ответить, в чем же заключается духовное развитие личности .

Для чего личности это нужно

Прежде всего для того, чтобы эволюционировать и двигаться дальше. Даже если человек обладает незаурядными волевыми качествами, сумел сделать головокружительную карьеру, но не очень-то считается с окружающим его миром, зачастую способствуя разрушению жизни не только в себе, но и вне себя, возможно, что он даже не стоит при дверях своего внутреннего храма. По правде говоря — и храма-то пока нет, возможно, даже фундамент отсутствует. И пусть он жертвует какому-либо приходу, но в голове его — корысть с умыслом поиметь от вложения солидные дивиденды, — такого «верующего» трудно причислить даже к числу духовно-ориентированных.

Путь созидания и глубинной осознанности начинается с первого шага. Внутренние учителя могут дать человеку пройти вначале дорогу страстей и соблазнов, попуская его кривым поступкам, может быть, даже масштабным ошибкам, а порой — и преступлениям. Ведь иногда человеку, чтобы осознать уровень своего духовного падения, нужно очень глубоко покаяться.

И порой именно с покаяния начинается постепенный духовный подъем для того, кто сумел стать личностью, но не освоил пока что даже азов духовной жизни.

В нашем материально-ориентированном мире действуют определенные шаблоны достижения личностного роста, ориентированные отнюдь не на духовные ценности. И тем более ценно для духовного становления личности следовать истинным непреходящим ориентирам. Ибо лишь благодаря им, человек сможет отвязаться от балласта, тянущего ко дну порочными привязками, разрушающими привычками, навязчивыми идеями и прочим грузом избыточной материальности.

С чего же начать

Начать нужно с переосмысления своей жизни, принятия того, что мы — не только тело.

Необходимо признать, что кроме нашего материального существа в нас живет душевный человек , который, возможно, сможет стать сущностью духовного порядка.

Нужно не бояться делать шаг вперед — навстречу непознанному и пока еще вами не открытому дальнему берегу. Когда начинают в вашей жизни дуть ветры перемен — будьте готовы к началу испытаний, ведь именно с них начнется ваше настоящее развитие.

Право выбора

У всех людей есть право выбора, как жить, как поступать. Какими моральными ценностями обладать. Человек, стремящийся получить то, что хочет, заботится лишь о себе. Получив желаемое, он не находит удовлетворения. Духовный человек думает не только о себе. Он видит свое место в обществе, свою роль в нем. И соотносит собственные желания с тем, что выше и значимее его самого.

Для кого-то это служение Богу, для кого-то – науке. Такие люди счастливы от того, что могут дать – «блаженнее давать, а не получать», как записано в Деяниях 20:35. Вот какие духовные люди.

Бог и духовный мир

Бог является источником бытия духовного мира. По сравнению с Богом как Духом, и души людей, и Ангелы состоят из некой сотворённой духовной субстанции.

Бог не обитает в духовном мире и не обитает в физическом, но проницает и тот и другой. И хотя Он проницает мир, но мир Его не проницает. Бог был до создания Им духовного мира, так как Бог Сам есть причина своего бытия, а духовный мир имеет причину появления в Боге. Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Все остальные создания локализованы в пространстве. Он не нуждается в месте для Своего бытия, и нельзя назвать конкретное место, где

Он есть, и нет места, где Его нет.

Святой Иоанн Дамаскин: «Всё отстоит от Бога не местом, а природой».

«Бог присутствует везде и всецело присутствует в каждом луче Своей благодати» (Григорий Палама).

Из Писания мы знаем, что есть четыре места в мироздании, где Бог присутствует особым образом.

1. Небеса или духовный мир (Пс. 113:24). 2. Храм (3 Цар. 9). 3. Человек как храм Божий (Кор. 6:16). 4. Святые места как могилы подвижников. Мощи и т. п. Крест, иконы.

После Второго пришествия вся вселенная будет местом особого присутствия Божьего, когда «Бог будет всяческая во всех».

Рай и духовный мир традиционно рассматривается как то, что находится вверху по отношению к человеку, а ад – то, что по отношению к человеку внизу.

Известный индийский мистик Кабир как-то уснул в мечети ночью. Сторож стал его укорять, что он заснул ногами к божеству, на что Кабир ответил совершенно в христианском духе: «Дорогой, покажи мне место, где Бога нет».

«Законы, по которым создано мироздание, логосы обоих миров, существуют параллельно, и Бог одинаково проявляет себя и в духовном мире, и в физической вселенной» (Святой Максим Исповедник).

Библейский пророк говорит, что видел оба мира как «Колесо в колесе», то есть существующие одновременно и вместе, хотя это и два разных измерения созданного бытия.

Животные и растения принадлежат всецело физическому миру, однако могут воспринимать благодать через человека, Ангелы – к духовному всецело, хотя способны деятельно влиять на процессы в мире физической вселенной, а человек одновременно принадлежит двум мирам и может полноценно в них функционировать.

И животные, и люди в силе при определённых условиях видеть оба мира одновременно. Ангелы всегда могут действовать в двух мирах и видеть их. А от падших ангелов сейчас закрыты небеса, и они действуют в неких подступах к духовному миру, действуют духовно, но относятся к миру физической вселенной, на небо им хода нет.

После грехопадения Бог сокрыл от человека возможность непосредственного созерцания реалий духовного мира. Для преодоления этого барьера существуют два пути: ложный и верный.

Ложный путь – обратиться к тёмной силе или тяжело грешить.

Например, стать алкоголиком. Интересно, что даже алкоголики древнего Вавилона и Египта видели в момент опьянения демонических существ.

Один священник рассказывал, как его отцу алкоголику являлись демоны и уговаривали убить его жену (маму священника), а он им отвечал: «Нет, я её не убью, я её люблю». И потом гонял вилкой демонов по столу.

Занятие колдовством и вообще оккультизмом размывает барьер, но человек становится демоноликим и приобщается тёмным энергиям. И это его губит.

Верный путь – правильная духовная жизнь в православии. По мере победы над страстями и оздоровления души восстанавливаются её познавательные способности и человек начинает видеть мир духовный. Это результат духовного роста человека, но проявляется тяга к этому довольно рано.

Приведу несколько примеров.

Епископ Митрофан Никитин однажды огорчённо сказал прихожанам, что те читают разные брошюры о конце света, но игнорируют творения Василия Великого, Иоанна Златоуста и других святых отцов. Он даже не мог от горя привести аргументы в пользу чтения трудов святых, лишь сокрушался, что их никто не читает.

И одна прихожанка, потрясённая его горем, пришла домой и начала читать «Шестоднев» святого Василия Великого. И когда она дошла до середины книги, то вдруг осознала, что внутри её, во всё время чтения, горит свет, посылающий всему её существу необыкновенную радость и теплоту. Они рождаются только тогда, когда ты рядом с таким человеком, которому полностью и без остатка нужен и которым ты любим.

Одна студентка читала житие святого Серафима Саровского и неожиданно ощутила, что её как будто любовью обнимает этот прекрасный святой.

Православие может объяснить подобные явления.

Святой Феофан Затворник говорит: когда мы читаем автора с полным вниманием, его дух передаётся нам. Это касается любого автора. Один верующий человек, прочитав безобидную детскую книгу атеиста Марка Твена «Принц и Нищий», ощутил в себе сухость неверия, которую сумел прогнать только молитвой.

А ведь в этой книге практически не говорится о вере, но так подействовал сам дух автора.

Тем более действует на нас дух святого.

По мере стяжания благодати открывается правильный доступ в духовный мир.

Старец Виталий Сидоренко отмечал, что даже прозорливость святых – только от любви. Поэтому мамам дана некая прозорливость относительно собственных детей (Иоанн Крестьянкин).

Есть ещё способность духовного постижения мира. Это не прозорливость в чистом виде, но способность постичь суть происходящего с точки зрения Неба. Это мог делать Адам, может делать христианский подвижник. В качестве особого дара «прозорливость» даётся настоящим поэтам и сказочникам и при определённых обстоятельствах тем, кто страдал. «Значимое слово из пережитых горечей сложить» (Самуил Маршак). В раю эта способность будет восстановлена уже у всех спасённых, так как все будут на всё смотреть верно, по-Божьему.

Духовность налагает ответственность

Зрелый духовно человек осознает, что вместе со свободой поступать так, как он считает правильным, приходит и ответственность за применение этой свободы. Относительно этого существует такой пример: самолет может катиться по земле, но не это делает его самолетом. Вот когда он уже в небе, тогда становится очевидно, что это самолет. Так же и с духовностью пока нет ситуации, в которой проявятся духовные качества человека, она не видна. Но когда наступает решающий момент, всем становится очевидна его высокая нравственная сущность – она проявляется в этой ситуации.

Психология рассматривает духовность, свободу и ответственность как важнейшие составные части личности. Они тесно связаны между собой. Человек бездуховный не захочет нести ответственность за свои поступки, станет выискивать виноватого. Духовный человек, совершив ошибку, признает ее.

Духовная сфера жизни общества

Общество людей делится на духовную и материальную сферы. Безусловно, материальная сфера важна – она обеспечивает физическое существование. Но для того, чтобы проявлять себя как духовная личность, ему необходима и соответствующая сфера.

Духовная сфера человека включает религию, науку, мораль, культуру, искусство, право. Педагогикой установлено, что прививание основ культуры с раннего возраста позволяет воспитать гармоничную, ответственную личность. Медики выяснили, что связи в мозге, которые образуются при игре на музыкальных инструментах, расширяют математические способности человека. Развитие творческих способностей, которое обеспечивает искусство, расширяет рамки свободы и учит принимать нестандартные решения.

Духовная сфера оказывает мощное влияние на индивидуума. Вывод очевиден: человек, как существо общественное, не может полноценно развиваться без общества.

Духовные ориентиры

В обществе всегда были принятые нормы, которые считались духовными ориентирами. Огромную роль в их становлении играло Священное Писание. Две самые большие религии, основанные на нем – христианство ислам – исповедуют соответственно 33% и 23% мирового населения. На основе десяти заповедей составляются социальные, экономические и уголовные законы и Конституции многих стран.

Золотое правило, записанное в Евангелии от Матфея 7:12, призывает поступать так, как человек хотел бы, чтобы поступили с ним. Это не просто сохранение нейтралитета по формуле «не делай никому зла, чтобы тебе не сделала зла» и не расхожая присказка, призывающая к возмездию «как ты мне, так и я тебе». Этому учили многие философы древности. Христос учил активно делать добро, чтобы и самому воздалось добром. И добавил, что в этом весь закон и пророки.

Духовные ориентиры человека как личности еще больше связаны с Писанием, даже если он никогда не читал его. Благодаря общественной морали понятия плохо или хорошо, порядочно или непорядочно, приемлемо или неприемлемо держат индивидуума в определенных рамках. На основе общественной морали строится литература – мощное средство воспитания духовности. Подробное описание автором глубинных мотивов поступков героя дают возможность получения собственного опыта. Среди великих литераторов, указавших духовные ориентиры – Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Ч. Диккенс, Э. М. Ремарк.

Этапы духовного развития

Духовно развивающийся человек проходит несколько этапов в своем развитии.

Основные из них:

  1. Спящий режим.
  2. Духовное пробуждение.
  3. Осознанное творение.

Спящий режим

Все с чего-то начинается. Мы делаем первые духовные потуги, когда начинаем это делать более или менее осознанно, но пока только в режиме духовного сна. Чем же характерен этот «спящий режим»? Давайте разберем, смоделировав гипотетическую ситуацию.

У нас в жизни вроде бы все налажено: дом со всеми удобствами, хорошая машина, дача в живописном месте, неплохая работа, которая не очень нравится, но здесь платят лучше, чем в других подобных учреждениях. Семья тоже ничего: хорошенькая жена, двое детей дошкольного возраста. И вроде бы, – чего горевать, живи да радуйся. А счастья нет. Вы, следуя совету мамы, даже пару раз сходили в церковь, постарались, как смогли обратиться к Богу. Тщетно! Вы начинаете обвинять судьбу, что она вас чем-то обделила. Неплохая работа начинает доставать наездами шефа, который еще вчера смотрел сквозь вас, как через стекло в межкомнатной двери. С женой что-то произошло, ее как будто подменили, упреки сыпятся, как из рога изобилия, дети стали чаще болеть. Жизнь явно чего-то от вас хочет, но чего?

Это значит — вы подошли к черте, и чтобы ее переступить, вам нужно как-то измениться. Необходимо начать пересмотр своей жизни, отношения к ней, определить, что в этом суетливом потоке является приоритетом. Вы пока еще спите, но уже с этого момента сделали первый шаг по пути духовного развития.

Этот мудрый организм нашего материального мироздания устроен так, что когда какая-то система приходит в равновесие, появляется сила, которая стремиться вывести из этого состояния, тем самым подталкивая ее к своему дальнейшему развитию.

Это же самое произошло и с вами. Жизнь, используя людей из вашего окружения, раскачивает вас, погрязшего в рутине повседневности, для дальнейшего духовного роста. Вы, пересматривая свое отношение к жизни, вдруг понимаете, что нужно и можно жить по-другому, встречая каждый день улыбкой, радуясь тому, что жизнь вас непомерно одарила, ведь рядом столько примеров искалеченных, несчастных судеб. А еще — вы начинаете принимать людей такими, какими они есть.

Это первая ступень, преодолев которую, вы выйдете на новый уровень осознанности, временно приведя в равновесие расшатанную систему.

С добрым утром (духовное пробуждение)

И так — шаг за шагом, ступень за ступенью осуществляется подъем по лестнице духовного восхождения. На каждой из новых ступеней вам придется открыть в себе нечто новое и необычное для вас вчерашних, ибо начнете чаще обращаться внутрь себя — к своей душе, к своему Духу.

Вы будете двигаться под неусыпным водительством ваших учителей и приставленных свыше помощников. В этом движении вверх внутри постепенно будет просыпаться чувствование — какие способы для вас более приемлемы в познании неизъяснимого и изначального, познании самого себя, а через душу и Дух — Бога в себе. Как-то сама по себе расширится ваша человечность до размеров семьи, улицы, жилого массива, а может и далее. Мир станет восприниматься таким, каким он существует, и вы не будете иметь к миру претензий, начав вдруг не только понимать слово «смирение», но и ощущать его всем сердцем. Из сердца уйдет война во всех формах ее проявления, уступая место любви.

Но нужно помнить, что каждый шаг – это серьезная работа над собой, своим эгоизмом. Придется приложить усилия, но поверьте – они окупятся с лихвой, пополняя копилку нетленных духовных богатств.

Стремление к самопознанию – это прямой путь к духовному пробуждению. Работа Духа в этом состоянии меняет шкалу ценностей человека.

Осознанное творение

Итак, вы пришли к себе, произошло ваше духовное пробуждение. Теперь вы осознанно становитесь на служение жизни и Тому, Кто послал вас в этот мир, предоставив возможность сделать свой главный выбор, приблизившись к нетленному. Дверь открыта. Вы можете войти в миры вселенской гармонии.

Продолжая жить в этом мире, но перейдя на новый духовный уровень, духовно преобразившийся человек приступает к осознанному творению, продолжая обучаться мудрости, открыв в своем сердце источник безусловной любви, изливая эту любовь на других, способствуя их духовному росту.

Осознанное творение заключается в том, что пробужденный Духом человек, видя причины явлений этого мира, которые он открывает, соприкасаясь с их следствиями, может своим творчеством привнести в мир нечто удивительное. Это может быть тем великим даром, который поспособствует духовному скачку группы людей или даже человечества, оказав благостное влияние на жизнь всей планеты. Может быть, благодаря его великому творчеству, постепенно сменятся приоритеты, ведущие к закату цивилизации, на новые, созидательные, просветленные светом его безусловной любви к этому миру. И люди начнут постепенно ценить то, что воистину нетленно.

Духовный герой в литературе

Предназначение литератора выразил А. С. Пушкин в произведении «Пророк». Оно перекликается с библейским повествованием о призвании пророка Исаии. В книге, носящей имя пророка, этому посвящена 6 глава. Глаголом, то есть словом, жечь сердца людей – вот задание пророку и писателю, которому дарован талант.

Даниэль Дефо описал жизнь Робинзона Крузо вдали от цивилизации. Благодаря нравственным ценностям из Библии он создал прекрасный мир на острове. Не одичал, а переплавился в тяжелом испытании.

Джонатан Свифт наделил своего Гулливера нравственными качествами. Некоторые из его поступков стали нарицательными.

Маленький принц Экзюпери поражает мудростью простой логики, основанной на любви.

Герои Джен Эйр, А. И. Куприна, Джека Лондона, В. Катаева сопровождают многих с детства. С ними переживают жизненные трудности, их качества характера достойны подражания.

Личные качества

В педагогике выделяют качества, которые воспитываются для формирования духовной личности. Это способность к ответственности за свои действия, понимание их влияния на окружающих. Духовный человек – это прежде всего нравственный человек. Ему свойственны честность, порядочность, внутренняя чистота, благородство. Ложь и воровство он презирает. Ему свойственны терпимость ко всем, уважение лиц противоположного пола, взаимопомощь, забота о нуждающихся, самоконтроль.

Поведение такого человека не ограничивается вышеперечисленными качествами. Он постоянно работает над собой, чтобы добиться еще более высоких идеалов. Это обеспечивается внутренней свободой – личностной автономией. Он не нарушает законы общества не из-за страха наказания, а потому, что они являются законами его личности.

Влияние на общество социально духовного человека

Ни один человек не повлиял на историю больше, чем Иисус Христос. Он учил своих последователей распространять то, что они узнали. Сколько раз их пытались уничтожить, как самого Христа! Но они все равно несли в мир истину. Именем их учителя названа религия, начало новой эры считают с его рождения.

Иоанн Гутенберг изобрел печатный станок для распространения Священного Писания, и это оказало огромное влияние на культуру всего мира. Книги стали намного дешевле, и каждый мог позволить себе купить их. Кирилл и Мефодий, греческие миссионеры, создали славянскую азбуку для перевода Священного Писания и это обогатило наш язык. Многие русские пословицы на самом деле взяты из Библии.

Лев Толстой высоко ценил Слово божье и в своих произведениях всесторонне рассматривал добро и зло. Его романы высоко ценил М. Ганди, который возглавил борьбу за освобождение Индии. Он высказался о значении христианского учения, что все мировые проблемы были бы решены, если бы люди на деле придерживались бы его.

Как видно из этих примеров, даже один духовный человек – это несомненная польза для общества.

Что такое духовность

Хотим мы того или нет, но наша жизнь — это всегда путь под воздействием двух взаимно противоположных сил: созидания и разрушения. От того, какой из них мы отдадим предпочтение или даже выберем в попутчики, зависит наше будущее, а возможно — и не только наше. У каждого из нас внутри есть живительный источник, только у одних он совсем зачах и зарос высокой непролазной травой, у других — бьет чистейшими родниками, истекая из загадочных неизведанных глубин.

Этот источник — главнейшая часть каждого из нас. Это наш Дух — божественный внутренний огонек, дающий нам силы жить и осознавать жизнь во множестве ее красок и форм. Ответ же на вопрос данного подзаголовка таков — это наше взаимодействие с ним: сколько мы в силах от него взять, испив живительной влаги мудрости и жизнелюбия, а также — что мы в силах ему дать взамен нашей любовью, бережным к нему отношением и уходом за тропинкой, по которой к его живой воде сможем прийти не только мы. Давайте же поговорим об этом взаимодействии, а также о том, как нам в этом развиваться.

В зависимости от жизненных приоритетов и нравственных предпочтений людей, разбираемое нами понятие взаимодействия с нашим Духом рассматривается каждым через его субъективные внутренние призмы. Но какими бы они ни были: приверженность определенным религиям, философиям, мировоззренческим позициям, это понятие универсально. Оно заключает в себе суть внутренней природы человека, так как человек изначально есть сущность духовного порядка, потому что является носителем Духа, зажженного в нем тем, кто его создал.

Этот могущественный Некто не только произвел, но и вложил в человека программу, по которой как индивидуум, так и человечество в целом движется в направлении заданного свыше вектора всеобъемлющей цели. Всемудрый дал своему дитяти право выбирать путь движения вперед. Но чтобы открывать новые горизонты и сотворять сиятельные миры, чадо должно вскрыть в себе возможности и функции своего Создателя, вернув свой изначальный образ великолепного подобия Отца.

Иными словами, человек должен прийти к самому себе, став по-настоящему духовным.

Учителя, которые всегда при нас

Есть ли признаки, по которым можно определить степень духовного уровня. Конечно же, да.

Но перед тем, как начать о них говорить, хотелось бы упомянуть о трех учителях, которые всегда при нас:

  • тело;
  • душа;
  • Дух.

Учитель-тело

Нас учит быть бережным к самому себе, ценить свое здоровье, не увлекаться тем, что его может разрушить. У человека всегда есть право свободного выбора, в том числе, и на свое собственное разрушение.

В этом мире есть три качества материи, которые нам приносят:

  • истинное благо;
  • прельщают страстями;
  • ввергают в невежество.

Через два последних действуют силы разрушения, причем с разной скоростью, давая осознать нам пагубность выбранного пути и возвратиться к благости. Наш первый учитель все знает о теле и поможет стать универсальным мастером — ценителем себя и своего здоровья. Для этого нам нужно научиться его понимать, ведь как на начальном уровне обучения, так и на более продвинутом, он часто обращается к нам именно через телесную боль.

Учитель-душа

Расширяет границы понимания, как своего внутреннего, так и внешнего мира, учит нас чувствовать душу ближнего. Душа все знает о нашей жизненной программе, помогает взаимодействовать с теми, с кем нам приходится пересекаться в нашей реальности. Когда мы усвоили уроки первого учителя, второй постепенно, если мы готовы, начинает нам открывать инструменты тонкой чувствительности, прибегая к ресурсам более тонкого плана.

Обращаясь к своей душе, мы можем в себе открыть то, что доселе дремало, иногда всплывая на поверхности сознания.

Нас чаще начинают посещать озарения: большие и малые. Иногда мы обнаруживаем способность понимать людей с полуслова, порой чувствуя то, что они хотят нам сказать. Постепенно нами приобретается способность не только тонко чувствовать, но также искренне сострадать и сопереживать, причем не только словами. Об учениках такого уровня иногда говорят — душевный человек.

Душа — это хранилище огромной информации о всех наших воплощениях, и иногда она продвинутому ученику дает ценные подсказки — как полнее и правильнее реализовать себя в этой жизни.

Учитель-дух

Это — самый главный учительв нашей школе жизни. О жизни он знает все. Он знает обо всем и о каждом. Именно им сосчитано число волос на каждой голове любого жителя планеты, а не только нашей, ибо он и есть искра Великого пламени Любви, согревающей несчетное количество душ невообразимого числа миров.

Этого наставника можно назвать Голосом безмолвия, ведь услышать его сможет тот, кто:

  • успокоил свой ум;
  • смирил страсти;
  • открыл свою душу навстречу неизведанному и тому, что трудно высказать словами.

Он — как легкий ветерок, сродни шелесту травы у чистого ручья, как еле уловимое движение родников в источнике, к которому наклонился, чтобы испить живой воды познаний.

В чем же заключается духовное развитие человека — мы постараемся это понять, определившись с признаками его духовного уровня и с тем, как же развиваться в этом направлении, проходя ряд важных этапов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]