Подготовка к ЕГЭ по обществознанию на тему «Самопознание, самосознание. Мировоззрение»
Занятие с выпускниками 11 класса, сдающих ЕГЭ по обществознанию.
Тема: Самопознание, самосознание. Мировоззрение.
Понятие сознания
Сознание
– это способность человека отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
В состав сознания входит множество психических процессов и состояний: знания, переживания, воспоминания, предчувствия, идеалы, мотивы, воображение, интуиция.
Из определения сознания следует, что оно якобы пассивно, является лишь «зеркалом», отражающим объективный мир. Однако это не так. Человеческое сознание всегда активно (см. подробнее), т.е. начав с отражения внешнего мира, с чувственных впечатлений, это «зеркало» дальше живет уже собственной жизнью и отражает внешний мир не таким, как он есть, а в весьма искаженном виде.
Одно и то же событие (например, летний дождь) для одного человека (оптимиста) – это повод порадоваться смене жары на прохладу, а для другого человека (пессимиста) – повод для грусти о дождливом лете. Разные потребности тоже по-разному преломляют житейские ситуации, о чем свидетельствует поговорка: кому-то (богатому) жемчуг мелок, а кому-то (бедному) щи жидки.
Итак, активность сознания человека означает, образно говоря, что это не просто зеркало, а кривое зеркало, преломляющее мир в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Свойства сознания
- Активность
– сознание целенаправленно отражает мир, служит основой преобразовательной деятельности человека.
- Субъективность
– сознание каждого человека представляет собой уникальную комбинацию психических процессов, которая зависит от индивидуальных особенностей человека и от окружающих его общественных условий.
- Избирательность
– сознание каждого человека концентрируется не на всех объектах мира, а лишь на тех, которые ему интересны по какой-либо причине (потребность, склонность, чувство долга и т.д.).
- Творческое начало
– сознание склонно пытаться привнести в мир что-то новое (см. подробнее Творчество).
Функции сознания
- Активно-отражательная
– сознание отражает окружающий мир (см. подробнее);
- Познавательная
– сознание накапливает знания о мире;
- Коммуникативная
– сознание дает человеку язык, систему символов, с помощью которых он отражает мир;
- Активно-преобразовательная
– сознание является основой человеческой деятельности (см. подробнее Деятельность);
- Объяснительная
– сознание стремится понять мир;
- Конструктивно-критическая
– сознание стремится изменить мир.
- Ценностно-ориентационная
– сознание оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним;
- Управленческая (или регулятивная)
– сознание позволяет человеку управлять своим поведением.
Виды сознания
В зависимости от своего носителя сознание делится на:
- Индивидуальное сознание
– сознание, присущее каждому отдельному человеку.
- Общественное сознание
– сознание, свойственное всему обществу в целом.
Сравнение индивидуального и общественного сознания:
Уровни сознания и их соотношение
В зависимости от глубины осмысления выделяют 2 уровня сознания:
- Обыденное сознание
– формируется стихийно в повседневной жизни и практической деятельности людей, отличается чувственным характером, неглубоким проникновением в сущность процессов. Обыденное сознание мозаично, размыто, часто противоречиво.
- Теоретическое сознание
– формируется целенаправленно у профессионалов в той или иной сфере человеческой деятельности, ученых, политических лидеров, философов, отличается рациональным характером, глубинным, сущностным отражением общественных и природных явлений. Теоретическое сознание системно, четко разъяснено, доказательно.
Обыденное и теоретическое сознание соотносятся так же, как чувственный и рациональный уровни познания. Обыденное сознание (как и чувственное познание) – поверхностный, но необходимый уровень познания, поскольку дает первичную информацию о мире. А теоретическое сознание (как и рациональное познание) осмысляет, объясняет и уточняет накопленные в обыденном сознании факты, эмоции, реакции людей.
Между обыденным и теоретическим сознанием нет непреодолимого разрыва. Ученый-математик обладает теоретическим сознанием в отношении сложнейших научных проблем и при этом весьма обыденно представляет себе, как обращаться с молотком.
К тому же, эти уровни сознания могут влиять друг на друга. С одной стороны, навыки и знания теоретического сознания неизбежно проникают в обыденное сознание, обогащая его. С другой стороны, явления обыденного сознания ставят перед теоретическим сознанием новые вопросы, открывают ему действительные потребности и желания общества, от которых ученые или элиты часто отрываются.
Общественная психология и идеология и их соотношение
И обыденный, и теоретический уровень сознания имеют свое выражение:
- Общественная психология
– это совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для больших социальных групп. Общественная психология выражает обыденный уровень сознания, т.к. складывается стихийно, под влиянием конкретно-исторических условий социальной жизни. Поэтому психология разных социальных групп обычно различна. Например, в средневековье «благородное сословие» дворян испытывало комплекс превосходства над «простонародьем» крестьян.
- Общественная идеология, или просто идеология
– это система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются цели социальной деятельности людей, их отношения к действительности и друг к другу. Идеология выражает теоретический уровень сознания. Она формируется целенаправленно, специально подготовленными профессионалами (идеологами): учеными, политическими и религиозными лидерами, философами, журналистами, поэтами и писателями. См. подробнее о политических идеологиях.
Общественная психология и идеология соотносятся так же, как чувственный и рациональный уровни познания. Общественная психология непосредственно отражает внешние проявления социальной действительности и становится материалом для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, более глубоко и отчетливо проникает в сущность явлений.
Понятие бессознательного
Бессознательное
– это психические явления и процессы, которые влияют на поведение человека, но не осознаются им.
У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др. Часто бессознательное проявляется в виде оговорок, описок, забывания, фантазий, мечт, грез или сновидений.
Ведущие исследователи бессознательного: австрийский психолог Зигмунд Фрейд и швейцарский психолог Карл Юнг.
Самосознание и самопознание Понятие самосознания
Человек осознает не только мир, но и себя. Это явление называется самосознанием.
Самосознание
– это осознание человеком своего внутреннего мира, своей деятельности и социального положения.
Понятие самопознания
Самопознание
– это познание человеком самого себя, своих индивидуальных качеств.
Способы самопознания:
- Через самонаблюдение,
- Через познание других людей,
- Через деятельность и общение.
Результатом самопознания становится самооценка.
Понятие самооценки
Самооценка
– это эмоциональное отношение человека к своему образу.
Виды самооценки:
1) Реалистическая,
2) Нереалистическая:
- завышенная,
- заниженная.
Мировоззрение Понятие мировоззрения
Мировоззрение
– это целостная система представлений человека о мире (т.е. о природе, обществе и человеке).
Мировоззрение может быть присуще как отдельному человеку, так и целому обществу.
Структура мировоззрения
- знания,
- принципы,
- идеи,
- убеждения,
- нормы,
- духовные ценности.
Все эти элементы образует единую и обычно непротиворечивую устойчивую систему взглядов.
Признаки мировоззрения
- Оно исторично
, т.е. связано с историей общества, с уровнем его развития.
- Оно личностно
, т.е. определяется индивидуальными качествами и мотивами личности.
Способы формирования мировоззрения
- Стихийно
, т.е. в повседневной жизни, само собой.
- Осознанно
, т.е. когда личность целенаправленно формирует свои взгляды, преследуя какие-то цели.
Виды мировоззрения (разные классификации)
1) По типу знания:
- Обыденное, или житейское,
- Религиозное,
- Философское,
- Научное.
2) По источнику убежденности:
- догматизм – это слепое принятие на веру без доказательства,
- скептицизм – это во всем, отрицание,
- критицизм – это принятие на веру только после доказательства.
3) По центральному понятию:
- Теоцентризм,
- Антропоцентризм,
- Социоцентризм,
- Наукоцентризм.
4) По отношению к прогрессу:
- Прогрессивное,
- Реакционное.
5) По предпочитаемому способу прогресса:
- Революционное,
- Консервативное.
6) По настрою:
- Оптимизм,
- Пессимизм.
Функции мировоззрения
- Оно задает человеку цели.
- Оно указывает на допустимые средства их достижения.
- Оно задает человеку ценности и идеалы.
Я-концепция
В процессе взаимодействия с окружающим миром человек выделяет себя среди других людей, чувствует себя объектом своих физических и психических процессов, выступает для себя самого как «Я», которое противодействует другим и вместе с тем неразрывно с ними связанно.
Образ «Я», «Я-концепция» – это сравнительно устойчивая, не всегда осознаваемая, неповторимая совокупность представлений человека о самом себе, на основании которой он основывает взаимоотношения с другими. «Я-концепция» формируется под воздействием:
- прошлого опыта;
- успехов и неудач;
- отношения к человеку других людей, особенно в детские годы;
- собственной внешности.
Вывод
В завершении этой статьи хочется добавить, что полная реализация своего «Я»: стремлений, желаний, а также других факторов, и является тем конечным результатом, к достижению которого необходимо стремиться. Необходимо осознать, что индивидуальность – это неплохо – это норма. Мы не обязаны быть все как на подбор. С таким успехом, в том числе и стремлением, мы просто начнем процесс полной деградации всего человечества.
Только благодаря индивидуализации, мы способны реализовать себя как личность, примеряя на себя различные образы. Ищите свой неповторимый стиль и путь. Самопознание как компонент самосознания, помогает нам избежать штампов, раскрыть свою «ракушку», принять и полюбить себя такими какими мы есть. Вспомните, как ранее было описано влияние самооценки на готовность человека развиваться. Помогайте себе стать на уровень выше в своих стремлениях, стать немного лучше!
Тематика: Цели и желания, Личностный рост, Самооценка, Самореализация
Фрейдизм в теории Юнга
Эго – ядро всего сознания. Включает в себя наличие таких внутренних ресурсов как: мысли, чувства, желание, эмоции и воспоминания. С их помощью индивид чувствует себя целостным, а также воспринимает себя как полноценную ячейку общества. Все эти ощущения, в особенности познание себя на таком уровне, дают шанс изучить результаты своей осознанной деятельности;
Личное сознательное – анализ текущих проблем, возможных переживаний, которые необходимо преодолеть здесь и сейчас. Сознательное нацеленное на возможность решения проблем, применяя различную тактику действий, таким образом продолжая обучение. Согласно теории Юнга, личное сознательное – это верхушка самого айсберга, которая не несет значительного дискомфорта, а скорее вызывает раздражение нерешённой проблемы. Другое дело третья составляющая.
Личное бессознательное – все ранее пережитые конфликты, эмоциональные встряски, любые другие потрясения, которые по прошествии некоторого времени забылись, но при этом глубоко укоренились в нашем подсознании. Данное утверждение схоже с фрейдовским, однако в теории Юнга скрыт более глубокий смысл. В ней сказано, что затаенные комплексы, о наличие которых мы можем даже не подозревать, могут причинить нам ощутимые неприятности. Сказываться на поведении личности в целом.
К примеру, человек, который всю свою осознанную и неосознанною жизнь стремился к власти, абсолютно не способен работать в коллективе и подчиняться приказам. Он забывает о том, что для достижения своей мечты о власти, надобно пройти все этапы развития, начиная с самых низов. Разумеется, только путем набивания шишек, он сможет осознать всю неправильность своих действий и попытаться их исправить.
Стадии развития самопознания
Процесс самопознания человека многоуровневый алгоритм, все звенья которого взаимосвязаны между собой. Невозможно перейти к следующему этапу, не завершив полностью предыдущий. Выделяют всего четыре уровня, или же назовем их стадиями, самопознания:
- Чувственный – самый примитивный уровень. Мы способны прочувствовать необходимые, тревожащие процессы в нашем организме, ощутить простейшие психические воздействия извне. На данном уровне, особенности самопознания личности практически не видны. Человек не отличим от остальных представителей себе подобных;
- Личностный – на этом этапе человек становиться все более эгоистичен. Он зациклен на своих внутренних переживаниях, осознании себя как личности, которой присущи как негативные, так и положительные черты характера;
- Аналитический с интеллектуальным уклоном – осознание собственных мыслительных процессов, при помощи таких инструментов как самоанализ и наблюдение. Субъекта все больше и больше интересует непосредственное созерцание издали, нежели активное участие. Этот момент можно сравнить с куколкой бабочки, которая уже практически готова явить себя миру во всей свойственной ей красоте;
- Деятельный – слияние всех трех предыдущих уровней становления самопознания. С достижением практического совершенства в использовании самокритики, собственного контроля. Также присутствует абсолютная потеря страха перед любым проявлением какого-либо самовыражения.
Распространенные ошибки
В развитии самосознания человек допускает следующие оплошности:
- Вешание ярлыков. Они слишком упрощают реальность и мешают адекватно мыслить.
- Глухота к обратной связи. Нередко другие люди лучше видят положительные и отрицательные качества. Нужно уметь самому себя анализировать, но в качестве исходной информации брать сказанное другими людьми.
Таким образом, самосознание – важнейшая характеристика человека, отличающая его от животных. Самопознание – это процесс, который позволяет понимать, что собой человек представляет. Оно опосредует развитие и помогает правильно анализировать психологический опыт для дальнейшего поиска способов саморазвития.
Виды самосознания
Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Самосознание – более общая категория. Выделяются такие уровни, формы и виды самопознания (они в разных степенях проявляются у различных людей):
- Самоконтроль. Это управление своими мыслями и действиями на основе требований общества и личных целей.
- Самопознание – это пища для остальных составляющих самосознания. В результате этого процесса человек понимает, какие у него цели, ценности, мотивы. На их основе осуществляется самоконтроль. Например, достижение любой цели требует избавления от сиюминутных удовольствий. Чтобы оградить себя от вредного, но приятного, нужен самоконтроль. Сначала предстоит осознать, зачем так страдать в краткосрочном временном отрезке. Пример самопознания – медитация, когда происходит постоянное наблюдение за собой.
- Самооценка – определение человеком меры своих способностей достичь цели, качества выполненных действий, значимости совершенных им поступков и прочее. Она не всегда является обязательным компонентом самосознания в текущий момент времени. Например, человек может наблюдать за своим внутренним миром непосредственно, не оценивая свои мысли, эмоции.
- Самопринятие.
Прояснение внутреннего мира
Самопознание, как основа самосознания, совершается в результате:
- Анализа последствий собственных поступков и взаимоотношений с другими людьми. Человек сравнивает свои действия с общественными нормами, в результате он определяет свое поведение как правильное или неправильное, полезное или вредное.
- Анализа чужих оценок, т.е. как оцениваются поступки другими людьми.
- Наблюдения за своим внутренним миром. Оно может осуществляться как непосредственно в момент деятельности или общения с другими людьми, так и вследствие анализа воспоминаний.
Самопознание по Варламовой – это творческий поиск при решении личностных трудностей.
Дуалистические градации в основе гармонии
Анима и анимус – Юнг не призвал раздел человека по гендерной принадлежности. В его понимании, идеала и просвещения мог достигнуть только тот, кто умело сочетает в себе мужское и женское начало. В основу этого утверждения был положен миф о греческом персонаже – Гермафродите, который смог достичь полной гармонии с самим собой и ощутить всю радость жизни, слив свое тело (не только в фигуральном, но и буквальном смысле) с женщиной, таким образом познав необычайное чувство наполненности и единства.
Интроверт и экстраверт – жизненные позиции человека весьма ощутимо влияют на его способность самопознания. Их внутреннее предрасположение либо к активному содействию с социумом, либо избегая каких бы то ни было контактов с ним. Все это ощутимо сказывается готовности к личностному развитию.
К примеру интроверты – гораздо легче проходят все этапы, нежели экстраверты, поясняя все это тем, что они более расположены к глубокой задумчивости и отрешению. А вы знаете, что углубиться в себя и свои мысли необходимо на всех этапах самопознания. Поэтому самопознание как компонент самосознания более доступен интровертам, чем экстравертам. Но в то же время последние, гораздо легче и искусней идут на контакт с другими, достигая поставленных задач с помощью социума.
Типы социального поведения
Под социальным понимается поведение человека в социуме, которое должно влиять на него, окружающих лиц в общем.
Социальное поведение делится на типы:
- помогающее;
- просоциальное/асоциальное – основным мотивом действий выступает добро;
- отклоняющееся/девиантное – противоправное;
- групповое – общие действия группы индивидов;
- массовое – массы активны, но не отличаются организованностью, не имеют конкретной задачи.
Выделяются важные типы социального поведения, которые связаны с:
- неуверенностью, уверенностью в себе;
- стремлением достигать власти, быть успешным;
- проявлением гуманизма, вражды и дружбы, зла и добра.
Глоссарий терминов и их взаимосвязь
Сам термин «самопознание» имеет древние корни, начало которых ведет нас дорогой в глубокую античность. Впервые данное изречение было приписано греческому философу Платону в его известном трактате «Протагор».
Самопознание – самоличное изучение физических и психологических особенностей, анализ собственных чувств, эмоций. Процесс самопознания человека начинается с младенческого возраста, когда он начинает чувствовать свое тело и реагировать на окружающею среду, а заканчивается только в конце жизненного пути человека – его физической смерти.
Разумеется, процесс саморазвития был бы абсолютно невозможен без еще одного проявления важного компонента человеческой натуры – сознания. Эти термины тесно связаны, правильно даже будет заметить, что первое – это логическое продолжение второго. Сознание – это проявление высшей формы развития человека. При его активном содействии, каждый способен оценивать свою, а также деятельность отельных представителей социума, их модель общения и поведения.
Следующим термином, который будет нам необходим для изучения азов личностного развития, является «самооценка» — один з компонентов самосознания, по сути, адекватная оценка самого себя без каких-либо предупреждений. Влияние самооценки на самопознание – важный фактор. Необходимо учитывать то, что без трезвой оценки самого себя, которая исключает излишние преувеличения и принижения, личностное развитие просто невозможно. Она бывает нескольких разновидностей:
- Текущая — оценка собственных действий, в том числе проступков. При всем этом отсутствует эмоциональный окрас, в данном случае главенствующую роль играет холодная логика;
- Адекватная — критическое, но при этом верное определение собственных недостатков и поиск путей для их искоренения;
- Неадекватная — абсолютно необъективная характеристика самого себя. Присваивания себе осознанно негативных качеств, при этом отсутствуют попытку исправить что-либо;
- Личностная самооценка – определения уровня удовлетворённостью собой во всех проявлениях.