Проблемы самоопределения личности в современном мире

В статье рассказывается:

  1. Суть самоопределения
  2. 3 вида самоопределения
  3. Проблемы личностного и жизненного самоопределения
  4. Проблемы профессионального самоопределения личности
  5. Взаимосвязь самоопределения и самореализации

Проблемы самоопределения личности в современном мире – та сторона нашей реальности, которую не обходят стороной ни специалисты, ни обычные люди. Ведь это касается каждого, причем вовсе не обязательно дело в вопросе выбора будущей профессии.

Данные проблемы гораздо глубже. И часто от того, насколько хорошо человек сумеет с ними справиться, зависит вся его дальнейшая жизнь. Тут можно говорить и о карьере, и о самореализации, и даже об умении социализироваться в обществе.

Суть самоопределения

Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью индивидуальных ценностей, определение целей, возможностей, норм поведения и критериев, согласно которым человек формирует для себя оценку собственной личности и достижений.

Процесс самоопределения у зрелой личности продолжается всю сознательную жизнь. Человек ищет ответы на вопросы: кто я, зачем я живу, чего могу достичь, в чем мое предназначение, как я могу помочь тем, кто мне дорог, и т.д.

В процессе самоопределения человек формирует смысл своего существования, соединяя в одну целостную систему понимание о себе самом и представление об окружающем мире. Самоопределение и самосознание – разные понятия; осознание себя не означает, что человек перешел на следующую ступень и задумался о том, на что он действительно способен и что от него требуется. Этапы самоопределения и сама потребность в нем зависят от возраста человека, системы социальных связей, окружающей среды, в которой тот находится (и того, насколько сильно окружающая ситуация подстегивает к таким размышлениям). Кроме того, большую роль играют личностные качества – степень мотивации и готовности к действиям.

Проблемы личностного и жизненного самоопределения

Так как первые два вида самоопределения – личностное и жизненное – прочно взаимодействуют друг с другом, проблемы у этих процессов общие. Не секрет, что свойства и характеристики личности формируются в течение всей жизни, с самого рождения. Некоторые типичные проблемы самоопределения личности уходят корнями в глубокое детство. Вот некоторые из них.

  • Мне все должны / никто никому ничего не должен

Адекватное сознание должно с детства воспитываться в четких рамках соотношения обязанностей и долженствования. На взаимосвязи и балансе долга и обязанностей построены отношения – ими руководствуется и большой социум (государство), и малый (например, семья или рабочий коллектив), и каждый отдельный индивид. При нарушении этого баланса обязанностей и долженствования возникают проблемы.

Проблемы профессионального самоопределения личности

В настоящее время молодое поколение практически не получает информации, которая поможет с профессионально-социальным самоопределением. Большинство образовательных учреждений не уделяют достаточного внимания этой теме или не поднимают ее вовсе. Как правило, весь разбор такого важного вопроса ограничивается несколькими занятиями у педагога-психолога или в группе профподготовки.

Однако такого короткого срока недостаточно для изучения индивидуальных предпочтений и способностей, оценки личностных качеств подростков. Дальше ситуация развивается так: молодые люди вынуждены выбрать для поступления высшее или среднее учебное заведение, тем самым определившись с профессией. Однако выбор этот, как правило, происходит не осознанно и аргументировано, опираясь на четкое понимание дальнейшей деятельности, а под влиянием других факторов.

Тест, вскрывающий проблемы в подсознании:

  • Давление со стороны родителей

В таком важном моменте, как выбор будущей профессии, помощь родителей неоценима – ведь именно они должны знать интересы и способности своего ребенка лучше других. Увы, часто этому вопросу не придается большого значения, а профессию родители выбирают самостоятельно исходя из собственного представления о том, что подойдет и понравится ребенку. Отлично, если выбор будет удачным и профессия как минимум не вызовет отторжения. Увы, часто возможны разногласия между старшим и младшим поколением – например, мать-медсестра будет настойчиво советовать дочери поступать в медицинский вуз.

  • Возможные финансовые проблемы

Учитывая то, что в последнее время уровень благосостояния и комфорта неуклонно растет, нет ничего удивительного в том, что современная молодежь, в отличие от старшего поколения, обращает гораздо большее внимание на качество жизни. Юноши и девушки выбирают профессию, опираясь на возможную финансовую выгоду, а не на собственные предпочтения и интересы. К примеру, подросток выберет адвокатскую деятельность или топ-менеджмент, понимая, что в будущем это принесет высокий доход.

  • Давление со стороны окружающих

Любому человеку необходима уверенность в завтрашнем дне, поэтому, помимо вышесказанного, на выбор профессии также влияет рынок труда. В разные периоды какие-то профессии востребованы меньше, какие-то – больше и считаются престижными или модными. Это может быть чистой правдой, но не стоит гнаться за социальным статусом, например, идти учиться на страхового эксперта, если к этой профессии совершенно не лежит душа.

Приобщение к культуре — залог успеха

Социологи, педагоги и культурологи активно исследуют вопрос, какие факторы влияют на развитие человека, помимо уже упомянутых. Оказалось, что влияние культуры на развитие личности – неоценимо. Художественное отображение действительности формирует интеллект, моральные принципы, установки, чувства человека.

Духовное влияние искусства на человека специфично, оно просветляет, очищает чувства, вызывая порой так называемый «катарсис». Помимо очищающей функции искусства на развитие личности, существует компенсаторная, то есть способствующая духовной гармонии человека.

Влияние культуры на развитие личности заключается в обретении способности видеть прекрасное вокруг себя, в формировании эмоционального интеллекта, в воспитании навыка связного и образного выражения своих мыслей. Это расширяет кругозор, обогащает внутренний мир.

«Эмоции искусства суть умные эмоции», — Л. С. Выготский, психолог, основатель культурно-исторической теории.

Чувства и переживания, получаемые при созерцании шедевров, подтверждают влияние искусства на обогащение взаимоотношений человека с окружающим миром, духовно возвышая человека. Но для правильного восприятия художественных и музыкальных произведений, необходимо обладать художественно-эстетическим пониманием, то есть постоянно с самого детства получать знания о культуре и искусстве, вырабатывая у себя эстетическое чутьё.

Немаловажно влияние музыки на развитие чувства прекрасного, особенно классической, формирующей яркое восприятие гармоничного звучания. Люди, создающие шедевры искусства подтверждают своим талантом еще и то, что и деятельность как фактор развития личности очень важна, особенно в любимом деле.

Взаимосвязь самоопределения и самореализации

В процессе становления личности человеку необходимо пройти этап самоопределения – без этого невозможна самореализация. Человек должен осознать собственное предназначение, научиться добиваться поставленных целей, осознавать свою ценность и найти применение знаниям и умениям.

Развитие самоопределения – небыстрый процесс. Чтобы в современном мире быстрее прийти к самоопределению и избежать проблем, необходимо развивать мышление, учиться понимать себя, свои эмоции и потребности, изучать взаимодействие с окружением. Если человек мыслит сознательно и разумно, ему не составит труда верно определить цели, к которым он будет стремиться, и осознать свои желания и потребности – и это будет отличным стартом на пути к самоопределению во всех сферах жизни.

Редакция сайта

Семинар. Современные требования к педагогу дошкольного образования: необходимость и реальность

Ирина Архипова

Семинар. Современные требования к педагогу дошкольного образования: необходимость и реальность

Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская 20,

тел. 8(496)

540-24-15, факс 8
(496)
540-24-15

Семинар.

Современные требования к педагогу дошкольного образования: необходимость и реальность.

Подготовила: Архипова И. Е. -воспитатель.

сентябрь 2021 год.

«Воспитатель – это человек,

профессионально принимающий на себя

ответственность за развитие другого человека».

Ш. Амонашвили

На современном этапе, с учетом изменяющейся экономической и политической ситуации в стране, предъявляются и новые требования к деятельности воспитателей.

Воспитатель, работающий с детьми в дошкольной организации, личность, которая по содержанию профессиональной деятельности, должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим.

Должностными обязанностями определен объем работы воспитателя. Вместе с тем, О. А. Соломенникова кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

заведующая кафедрой
дошкольного образования Россия г. Москва совместно с группой педагогов, считают, что процесс взаимодействия педагога и воспитанника, это процесс взаимный, творческий, и не всегда может осуществляться по строго определенному плану. Он требует постоянного поиска новых путей взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Работа воспитателя зависит не только от умений педагога, но и то интересов, знаний, умений и настроения детей.
Министром труда и социальной защиты Российской Федерации М. А. Топилиным 18 октября 2013 года подписан Приказ №5444 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

»».

В профессиональном стандарте прописаны «необходимые умения (компенции, которыми должен владеть современный воспитатель дошкольного образования: оказывать помощь любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения, состояния психического здоровья;использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно- исторический, деятельностный и развивающий; осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-педагогического сопровождение основных общеобразовательных программ; понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.)
; составить
(совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-
педагогическую характеристику (портрет)
личности обучающегося; разрабатывать и
реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик; формировать детско — взрослые сообщества».

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя.Это такие документы как:

-Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России)

от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования«
-Профессиональный стандарт, Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н;

-Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155;

-должностная инструкция;

-трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;

-санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

предъявляют определенные
требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней пяти образователным областям (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.
Появилось новое понятие «профессиональная компетентность»

, которая проявляется в способности эффективно осуществлять
педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.
Компетенция (от лат. competere – «соответствовать»

,
«подходить»
):

1. личностная способность специалиста (сотрудника)

решать определённый класс профессиональных задач.

2. формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам специалиста (или к какой-то группе специалистов)

. В данном понимании компетенции могут использоваться при оценке персонала.

Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»

):

1. совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

2. качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Требования к личности современного воспитателя и его компетенции

В условиях модернизации дошкольного образования, профессия воспитателя ДОУ предъявляет все больше требований к тем, кто только собирается ее получить или уже работает. Работа с дошкольниками требует от взрослых личностной зрелости и гибкости, творческого подхода и большого терпения. Воспитателям каждый день приходится решать разнообразные и сложные профессиональные задачи, осваивать и выполнять новые функции, востребованные современным обществом.

Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать следующие компетенции,делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

• Гуманная педагогическая позиция;

• Глубокое понимание задач дошкольного образования;

Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья малышей;

• Внимание к индивидуальности каждого ребенка;

• Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;

• Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;

• Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

В проекте под названием «Профессиональный стандарт педагога»

в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции
педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольномвозрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ)

.

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами)

по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или
дошкольного возраста.
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.)

в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми
образовательными потребностями.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей)

детей раннего и
дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.Вот некоторые из них:

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам)

воспитатель
дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.
Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели»

, именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимыхкачеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Список литературы:

1. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М.: Логос, 2013.- 336 с.

2. Гришина И. В.Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 232 с.

3. Митина л. М.психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский

, 2004. – 320 с.

4. Соломенникова О. А. Профессиональная компетентность педагогадошкольного образовательного учреждения: теоретический аспект.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования (2001 г.)

6. Приказ Минтруда об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]