Общая характеристика внимания. Объем, концентрация распределение и   


Объем внимания

При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.

Функции, физиологическая основа и виды внимания

Внимание принимает участие во всех психических процессах человека, выполняет следующие функции:

  1. Отсеивание незначимых раздражителей от значимых и важных.
  2. Сохранение концентрации внимания до нужного момента.
  3. Осуществление регуляции и контроля всей деятельности.

Физиологическая основа внимания

Внимание осуществляется с помощью структур мозга, а именно ретикулярной формацией.

Это сетчатая структура головного мозга. Основой внимания можно назвать установка определённого состояния мозга.

С помощью внимания человек ориентируется на какой-то объект. Для этого он настраивает на восприятие все органы чувств.

Виды внимания

Выделяют 3 основных вида внимания:

  1. Непроизвольное внимание Возникает под влиянием сильного раздражителя, без волевого влияния человека. Есть 3 подвида:
  • вынужденное – трудноуправляемое, например, на сверхстимулы;
  • невольное – к объектам, удовлетворяющим потребности;
  • привычное – на основах деятельности человека.
  1. Произвольное внимание Возникает под действием воли человека, когда человек концентрируется на достижении какой-либо цели. Выделяют:
  • волевое;
  • выжидательное;
  • спонтанное.
  1. Послепроизвольное внимание Носит целенаправленный характер, однако волевых усилий требует только в начале, а затем человек заинтересовывается процессом и воля уже не требуется.

Переключение внимания

Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Теории внимания

Итак, к наиболее популярным теориям внимания относятся:

  • Теория Теодюля Рибо. Согласно ей, внимание тесно связано с эмоциями. Они же и вызывают его. Для состояния внимания характерны изменения в физическом и физиологическом состоянии организма, например, усиление кровообращения в активно задействованных органах, двигательные, дыхательные и сосудистые реакции. Состоянию сосредоточенности свойственно движение всех частей тела, что позволяет поддерживать внимание.
  • Теория Петра Гальперина. Внимание является психологическим действием, направленным на содержание мысли, образа или другого феномена, который находится в текущий момент в сознании человека. Внимание выполняет функцию контроля над содержанием и представляет собой самостоятельный акт, где действие производится не просто в уме, но и в сокращенном виде. Произвольное внимание осуществляется планомерно. Любой вид внимания есть результат формирования новых усилий ума.
  • Теория Дональда Бродбенда. Когда человек выполняет два дела одновременно, так называемый фильтр, пропускающий через себя и распознающий объекты внимания, переключается с одного канала восприятия на другой. Объем поступающих во внимание данных зависит от пропускной способности канала. Автор теории сумел обосновать процесс фильтрации, однако ему не удалось объяснить, как воспринимаются данные, не привлекающие внимания.
  • Теория Анны Трейсман. Здесь дополняется теория Бродбенда: регистр восприятия и фильтр с ограниченной пропускной способностью разделены ослабляющим устройством. Это устройство ослабляет сигнал, а также занимается семантическим анализом.
  • Теория Дианы и Энтони Дойч. Любой раздражитель сначала обрабатывается в оперативной памяти, а отбор осуществляется, когда обрабатывается уже сама информация. Потенциал памяти ограничен, вследствие чего в ней остается только доля данных. И уже эта часть анализируется – информация оценивается, как важная или не важная.

Среди прочих теорий выделяются теории Даниэля Канемана, Уильяма Джеймса, Николая Ланге, Дмитрия Узнадзе, Льва Выготского и других. Все они по-своему интересны и достойны изучения.

Безусловно, вопросы, связанные с темой внимания, не рассмотреть в одной статье. Поэтому советуем вам обратиться к трудам вышеназванных исследователей – тогда и понять, как работает внимание, станет намного проще. Так что развивайте мышление, больше читайте и никогда не переставайте учиться. Желаем вам успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Концентрация внимания: упражнения
  • Зрительно-пространственный тест Корси: описание и применение
  • Тренировка внимания
  • Фланговая задача Эриксена
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Развитие внимания: особенности и полезные советы
  • Как развить внимание
  • Непроизвольное запоминание: почему ненужная информация запоминается, а нужная вылетает из головы
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Когнитивная сфера личности

Ключевые слова:1Мнемотехники

Устойчивость внимания

Это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

Другими факторами устойчивости внимания являются:

  • интерес к материалу
  • связь изучаемого материала с потребностями личности
  • содержательность и сложность выполняемой работы
  • комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа
  • особенности личности (например, темперамент и волевые качества).

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

  • Объем – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти (кстати, на эту тему советуем вам почитать про кошелек Миллера), имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – уровень сосредоточения психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус психической активности. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация. Подробно о внимании и концентрации читайте здесь.
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – является общей направленностью внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и темперамента. Важнейшее условие устойчивости – это разнообразие получаемых впечатлений. Противоположное ей свойство – отвлекаемость. На тему устойчивости внимания у нас тоже есть интересный материал.
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что развитие внимания (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.

Источники

  • Hii J., Hustedt J., Bangs MJ. Residual Malaria Transmission in Select Countries of Asia-Pacific Region: Old Wine in a New Barrel. // J Infect Dis — 2021 — Vol223 — NSupplement_2 — p.S111-S142; PMID:33906222
  • Авторы не найдены Reproductive Health Care for Incarcerated Pregnant, Postpartum, and Nonpregnant Individuals. // Obstet Gynecol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906198
  • Liu G., Xiao Y., Zhang W., Tang W., Zuo C., Zhang P., Dong S., Luo P. Novel aluminum vanadate as a cathode material for high-performance aqueous zinc-ion batteries. // Nanotechnology — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906187
  • Schmitz M., Kesper L., Schulte MGH., Roese P., Berges U., Westphal C. Surface and interface analysis of a low-dimensional Au-Si surface alloy on Au(110) by means of XPS and XPD. // J Phys Condens Matter — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906167
  • Cheng Y., Cao J., Tang X., Hao Q. Optical zoom imaging systems using adaptive liquid lenses. // Bioinspir Biomim — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906161
  • Li C., Wang R., Yang X., Zhou M., Pan X., Cai G., Zhang Y., Zhu G. Deeper investigation on methane generation from synthetic wastewater containing oxytetracycline in a scale up acidic anaerobic baffled reactor. // Bioresour Technol — 2021 — Vol333 — NNULL — p.125156; PMID:33906019
  • Rahmanti AR., Ningrum DNA., Lazuardi L., Yang HC., Li YJ. Social Media Data Analytics for Outbreak Risk Communication: Public Attention on the «New Normal» During the COVID-19 Pandemic in Indonesia. // Comput Methods Programs Biomed — 2021 — Vol205 — NNULL — p.106083; PMID:33906012
  • He N., Xiang Y. How child maltreatment impacts internalized/externalized aggression among Chinese adolescents from perspectives of social comparison and the general aggression model. // Child Abuse Negl — 2021 — Vol117 — NNULL — p.105024; PMID:33905994
  • Valdez D., Montenegro MS., Crawford BL., Turner RC., Lo WJ., Jozkowski KN. Translation frameworks and questionnaire design approaches as a component of health research and practice: A discussion and taxonomy of popular translation frameworks and questionnaire design approaches. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113931; PMID:33905986
  • Florian S., Ichou M., Panico L. Parental migrant status and health inequalities at birth: The role of immigrant educational selectivity. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113915; PMID:33905985

Мир психологии

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. При пассивности существует зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание эмоциональное, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение.

Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам

Произвольное внимание (активное, волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам, у ребенка не более 2-3.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлении, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне, под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действии. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Теории внимания.

Рибо — Внимание связанно с эмоциями и вызывается ими, состояние внимания сопровождается изменением физического и физиологического состояния организма. Физиологическое состояние — это комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных реакций. Интеллектуальное — усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движением всех частей тела необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Узнадзе — установка связанна с вниманием. С понятием установки связанно понятие объективации она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа полученного при восприятии окружающей действительности. Гальперин:

  1. Внимание — психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли и др. феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
  2. По своей функции внимание — контроль за этим содержанием.
  3. Как самостоятельный акт, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.
  4. Произвольное внимание — есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану.
  5. Все известные акты внимания выполняющие функцию контроля как произвольного, так и нет, являются результатом формирования новых умственных действий.

Д. Бродбент — Если человек занят одновременно двумя делами, предположительно фильтр, который обладает определенной пропускной способностью и устройством распознавания, будет переключаться с одного канала сенсорного регистра на другой, и все равно пропустит столько информации, сколько может пропустить данный канал. Бродбент смог объяснить фильтрацию информации, но не смог объяснить как информация, не привлекающая внимания, все же воспринимается.

А. Трейсман дополнила: между сенсорным регистром и фильтром с ограниченной пропускной способностью есть устройство ослабления, где происходит ослабление сигнала и его семантический анализ (анализ языка, прежде всего слов).

Ф. Дойч и Д. Дойч. — Все раздражители обрабатываются в рабочей памяти, активном хранилище информации, что говорит о том, что отбор происходит позже на этапе обработки информации. Возможности рабочей памяти ограничены, получается, что только часть информации сохраняется там. Затем оценивается важность этой информации, т.е. за это отвечает рабочая память.

По мнению Д. Канемана считал, что важно не где расположено узкое место, а что происходит во время выполнения задания., человек может выполнять одновременно несколько заданий, но при этом условия работы должны быть идеальными, и, если одно из заданий потребует большой концентрации внимания, то остальные задания будут выполнены не столь успешно.

Канеман сделал предположение, что существует распределитель ресурсов, контролирующий именно процесс распределения наших возможностей. На определенных этапах ресурсы внимания используются для обработки стимулов. Эти ресурсы меняются, достигая своего максимума в моменты наивысшего возбуждения. Многое зависит от поступающих стимулов, причем на управление ресурсами влияют устойчивая предрасположенность (переключения внимания на громкие звуки, яркие вспышки свое имя …) и кратковременные намерения (ситуационная предрасположенность).

Андерсон рассматривал инертность внимания (склонность к обработке информации от первичного источника возрастает с увеличением времени сосредоточения внимания на нем), изучая детей смотрящих телевизор. Причем, чем дольше они смотрели телевизор, тем меньше была вероятность их отвлечения от этого процесса на другие источники информации.

В данном случае кратковременное намерение — это просмотр телепередачи, которая влияет на распределение ресурсов внимания, а для устойчивой предрасположенности ресурсов практически нет. Когда по телевизору идет интересный фильм, то у меня часто выкипает чайник и, если бы не реклама, то, очевидно, он бы вообще мог сгореть.

У модели внимания с ограниченными возможностями можно выделить такие свойства:

  • Информация от разных раздражителей конкурирует и создает помехи друг для друга. Два дела можно делать одновременно пока не дойдем до пределов возможности обработки.
  • Результаты выполнения какого-либо из заданий ухудшатся, если мы превысим имеющиеся возможности при обработке информации.
  • Ресурсы распределяются гибко, и раздражители могут менять это распределение.

Управление вниманием

Управление вниманием , это контроль над отвлекающими факторами, которые мешают сосредоточиться над основной деятельностью.

Требует распознавания моментов появления таких раздражителей, а также способности целенаправленно максимально фокусировать внимание при выполнении каких-либо определенных задач.

Способность хорошо управлять своим вниманием позволяет человеку многократно повысить продуктивность его труда. Развитие данной способности ведет к качественному изменению результатов всей его деятельности.

Диагностика внимания

Существует множество психодиагностических методик, направленных на выявление особенностей внимания. Примеры:

  • Черно-красные таблицы: диагностирует объем, распределение и переключаемость внимания. Обследуемому предъявляется таблица, на которой изображены несколько рядов беспорядочно разбросанных красных и черных цифр от 1 до 25. Тест состоит из трех проб: двух простых и одной сложной. Задание каждой из проб необходимо выполнять в максимально возможном темпе. Первая простая проба – нахождение цифр от 1 до 25 в порядке возрастания. Вторая простая проба – нахождение цифр от 25 до 1 в порядке убывания. Третья сложная проба состоит из чередования серий цифр по возрастанию и убыванию: 1-25; 2-24 и т.д. Оценивается время выполнения каждой из проб и количество ошибок.
  • Методика Мюнстерберга: диагностирует уровень концентрации и устойчивости внимания. Тест состоит из буквенного текста без пробелов, в котором в числе беспорядочно расположенных букв имеются слова. За 2 минуты необходимо отыскать и указать эти слова. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок. Ошибками считаются пропущенные и неправильно выделенные слова.

Общая характеристика внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида[1].

Критериями внимания выступают:

1) внешние реакции:

  1. моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
  2. вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1).

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов

Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности

Рис. 1. Функции внимания

Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:

  1. точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
  2. прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);
  3. направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой − психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.

Особенности: кратко

В чем особенности внимания как психического и познавательного процесса и феномена, как высшей психической функции?

Все психические процессы подразделяются на 3 класса: свойства, состояния и процессы.

Внимание относится к таким психическим явлениям, как процессы познания. Самая важная его особенность , направленность и избирательность.

Отличие внимания от других процессов познания (памяти, восприятия, мышления) в том, что оно не имеет собственного содержания. Оно проявляет себя в рамках данных процессов, характеризует их динамику, регулируя и контролируя деятельность человека.

Причины и факторы возникновения непроизвольного внимания

  1. Внешние, определяющиеся особенностями действующих на человека раздражителей;
      Относительная сила раздражителя (на фоне остальных);
  2. Величина;
  3. Относительная новизна (любые изменения привычного раздражителя);
  4. Длительность (обратное соотношение);
  5. Движение, особенно начало и прекращение его.
  6. Внутренние, определяющиеся особенностями самого человека.
      Интересы личности;
  7. Опыт человека;
  8. Эмоции и чувства (внимание привлекают эмоциогенные факторы);
  9. Состояние человека.
  10. Значимость раздражителя – соответствие внешних особенностей раздражителя внутренним потребностям человека.

Распределение внимания

Определение

Распределение внимания – это способность человека одновременно выполнять несколько видов деятельности.

Безусловно, классическим примером такой способности является Юлий Цезарь. Предание говорит, что он мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Также известно, что Наполеон одновременно мог диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.

Практика, однако, показывает, что человек может выполнить только один вид сознательной психической деятельности. Субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких дел возникает, потому что человек быстро и последовательно переключается с одного вида деятельности на другой. Как доказал В. Вундт, человек не может одновременно сосредоточиться на двух предъявляемых раздражителях. Тем не менее, иногда действительно человек способен выполнить два вида деятельности, но, в таком случае, один из видов должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. При несоблюдении этого условия совмещение деятельности невозможно. Распределение внимания, как считает ряд авторов, является обратной стороной другого свойства – переключаемости.

Основные нарушения внимания и их причины

  1. Сужение сознания: низкий объем внимания, низкое распределение внимания. Возникает при органических поражениях головного мозга.
  2. Патологическая отвлекаемость: нарушение концентрации и устойчивости внимания. Возникает не только при органических, но и при психических заболеваниях (например, маниакально-депрессивный психоз в маниакальной стадии).
  3. Вязкость внимания: чрезмерная инертность. Человек не может переключиться, «увязает» в проблеме. Патологическая инертность является следствием патологических заболеваний (например, эпилепсия).

Психологические свойства

Внимание — вид психической деятельности, отражающий конкретный объект и в задачу которого входит предохранить мозг от ненужных сведений путем отбора только полезной и актуальной информации. Концентрация внимания — удачное приобретение в ходе эволюции человека. Его трактовка по сей день среди психологов неоднозначна, а отсутствие единства мнений образует сущность самого процесса.

Внимание и его психологические свойства подробно изучены и в медицинской практике, разработаны рекомендации по коррекции отклонений в этих свойствах. Это явление относится к сквозному процессу, сопровождающему другие виды деятельности: память, эмоции, мышление. Вместе с тем, выделяются характерные особенности, свидетельствующие о высоком уровне самостоятельности этого психического состояния.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]