Реминисценция как художественный прием. Особенности и принципы ее использования в текстах художественных произведений

Психика человека очень сложна по своей структуре. До сих пор многие явления не поддаются точному объяснению. Приходится выдвигать предположения и теории, чтобы хоть как-то затронуть явление, которое пока непонятно, но явно проявляется у человека. Так же происходит с таким явлением, как реминисценция, понятие и примеры которой будут рассмотрены в интернет-журнале psytheater.com.

Как возникают воспоминания? Если говорить простым языком, то человек на что-то обращает свое внимание, после чего сознательно запоминает то, что увидел, услышал, сказал, сделал и пр. Однако человек не может абсолютно на все обращать внимание. К примеру, пока вы стоите на остановке и высматриваете номера маршруток, чтобы словить ту, которая вам нужна, в это же время мимо вас проходят люди, проезжают другие автомобили, дует ветер, пролетают птички, люди о чем-то говорят и пр. Вокруг вас происходит много событий, однако обращаете внимание вы лишь на то, что вас интересует в данную секунду времени.

Кажется, что человек не запоминает всего, на что он не обратил внимания. Ученые опровергают данную идею. Реминисценция – это как раз и есть те воспоминания, которые мозг запечатлил, хотя сам человек не обратил на них внимания.

Поскольку воспоминания – это образы из прошлого, которые имеют четкую картину и тематику, то и при реминисценции воспоминания являются четкими и ясными. Только они являются непонятными человеку, поскольку он их не запоминал осознанно, не обращал на них внимания, когда эти события происходили в его жизни.

По мнению психологов, мозг запоминает абсолютно все, что с человеком происходит как внутри, так и снаружи. Человек может не обратить на что-то внимания, однако если его глаза увидели или уши услышали, тогда это обязательно запомнится и отложится в подсознании, откуда воспоминания и будут возникать в будущем.

Что такое реминисценция?

Далеко неизученным остается явление реминисценции, поскольку невозможно пока логически понять, как возникают воспоминания, которые человек не запоминал. Под реминисценцией понимаются воспоминания, которые человек воспроизводит без их повторения спустя несколько дней или даже лет после их запоминания. Причем данные воспоминания являются очень четкими и логически построенными. Несомненно, такие воспоминания вызывают эмоции у человека, который даже и не подозревал об их наличии.

Реминисценция – это воспроизведение информации спустя какое-то время после его восприятия, что происходило неосознанно, без повторений и намеренного участия человека.

Данное понятие было описано в 1907 году сербским ученым Урбанчичем, который наблюдал за тем, как люди воспроизводят вербальный, невербальный и сенсомоторный материал. Ученые отмечают данный феномен у детей дошкольного и школьного возраста. Именно они могут воспроизводить материал через несколько лет после его восприятия, когда это происходило единожды, без заучивания.

Феноменом реминисценции было заинтересовано много психологов. Каждый пытался описать данное явление, стараясь объяснить механизм его возникновения. Однако пока это никому не удалось сделать. Просто человек совершает автоматически действия или воспроизводит материал, что происходит не по его воле, а неосознанно.

Реминисценция проявляется так часто, насколько интересным для человека является материал. К примеру, логические цепочки чаще воспроизводятся, нежели бессвязный материал, а то, что человеку интересно, может всплыть в голове уже через несколько месяцев после его восприятия.

На воспроизведение влияет множество факторов. К примеру, если человек недостаточно овладевает материалом, тогда он не воспроизводится.

  1. Если материал воспроизводится сразу после его заучивания, тогда индивид опирается на ассоциации.
  2. Если информация воспроизводится спустя какое-то время после получения, тогда основывается на логических связях.

Реминисценция часто проявляется у детей, поскольку в ее основе лежит неосмысленное восприятие информации. Так происходит, когда студент заучивает материал, но не понимает его, либо когда ученик учит стихотворение без его понимания, эмоционального восприятия. Как только зачет будет сдан или стихотворение услышит учитель, информация сотрется с сознательной части памяти.

Таким образом, реминисценцией является восприятие материала без его понимания. Идет просто заучивание путем его повторения много раз, чтобы потом забыть (информация уйдет в подсознание), как только он будет использован или длительное время не будет использоваться. Воспроизведение данного материала спустя какое-то время будет реминисценцией, когда человек внезапно вспомнит то, что забыл, и этому будут способствовать благоприятные условия внешней среды.

Реминисценция является внезапным воспоминанием. Человек его не помнит. Человек не участвует в процессе его воспоминания, то есть он даже не догадывается об его наличии. Однако во внешней среде возникают определенные условия, которые помогают вытащить из бессознательного некую информацию. Так происходило с каждым. К примеру:

  • Кто-то мог вспомнить слова песни.
  • Кто-то мог вспомнить события, которые предшествовали потере памяти.
  • Кто-то вдруг вспоминал материал, который был рассказан учителем в школе.

Человек не пытается вспомнить что-то. Реминисценция – это воспоминания, которые возникают внезапно и неожиданно для самого человека, а он о них забыл или даже не знал, что ими обладает.

В психиатрии под реминисценцией понимаются навязчивые образы, воспоминания, которые часто отображаются в кошмарных снах.

Отклонением от реально забытых воспоминаний является вид парамнезии – псевдореминисценция. Это когда в памяти искажаются события прошлого, неверно локализуются во времени из-за негативных эмоций, которые возникли в момент их запоминания.

Характеристики и свойства

Реминисценция характеризуется следующими свойствами:

  • Это распространённое явление, которое затрагивает 41% случаев, среди которых есть место бессвязному неосмысленному материалу. То есть, ситуация характерна для тех, кто «просто так» может вспомнить событие из жизни, занимаясь своим делом.
  • Насыщенное содержание реминисценции говорит о том, что всплывание отголосок памяти может свидетельствовать о нарушении работы мозга. Характеризуется этот процесс резким воспоминанием, которое человек может передать речью с точными данными.
  • Смысловое содержание будет всегда превышать значение воспоминаний для человека. То есть, он будет говорить о том, что видит «внутри головы», не понимая, для чего именно он это вспомнил и держит в подсознании.
  • Характерно такое явление для тех. Кто уже покидает этот мир. Перед смертью люди часто сталкиваются с процессом реминисценции, чтобы смерть казалось не такой бесполезной. Прожив многие десятилетия, «жизнь проносится перед глазами». Это явление помогает скрасить процесс ухода из жизни.

Реминисценция не обладает свойствами, так как процесс является свойством других ситуаций, возникающих с человеком:

  • Изменение чувствительности органа чувств под влиянием раздражителя. Вместе с реминисценцией наблюдается апатия, синестезия и адаптация к происходящему.
  • Свойства восприятия информации не могут быть связаны с реминисценцией. Этот орган чувств всегда будет передавать мозгу только положительные результаты работы после поиска нужного воспоминания.
  • Искажённое восприятие предмета (синдром дежавю) порождает иллюзию, реминисценцию, апперцепцию и целостность. Если орган работает неправильно, человек может принимать за один предмет совершенно иной, который будет отождествляться с другими чувствами.

Соответственно социальная память формировалась, как память коллективная, представляющая собой совокупность действий, предпринимаемых социумом по ценостносимволической реконструкции прошлого в настоящем. Сохранение прошлого, как коллективной памяти, в традиционном обществе задавалось самим его укладом.

В обществе модерна и постмодерна коллективная память именно в силу своей аксиологической нагруженности зачастую становится источником легитимизации тех социальных групп, которые посредством манипуляции ценностно-смысловым содержанием исторического прошлого, составляющим значительный раздел социальной памяти, пытаются создать в массовом сознании тот или иной зачастую фальсифицированный образ прошлого:

  • Расширение ментальной вместимости социальной памяти позволяет глубже понять ценность прошлого, смысл настоящего и гипотетическую значимость будущего, что в определенной мере способно предотвратить манипуляционные процессы.
  • Чем богаче социальная память, тем богаче историческое и актуальное бытие человека и общества.
  • Именно сущностная, бытийственная значимость социальной памяти в современном обществе, особенно в период переоценки ценностно-смыслового бытия социума, особо значима, так как именно она может, с одной стороны, наиболее адекватно выявить процесс самоидентификации общества, а с другой – раскрыть возможные вариативно-модальные характеристики его будущего.
  • Бытие социальной памяти в различных ее формах выступает предметом теоретического дискурса в рамках современного гуманитарного знания.

Наиболее продуктивными из свойств являются:

  • ассоционистская;
  • когнитивная;
  • культурно-историческая;
  • семиотическая.

Одновременно с кризисом позитивизма, представление о реминисценции в рамках когнитивной психологии утратило свою привлекательность. Выход из создавшейся ситуации был предложен отечественной школой психологии в работах Л. С. Выготского, А. Я. Лурии, А. А. Леонтьева, где отчетливо проступает научная позиция, которая позволяет рассматривать память, как культурноисторическое явление.

Реминисценция в психологии

Реминисценция является нормальным явлением, поскольку относится к свойствам памяти. Как уже говорилось, оно часто возникает в детском возрасте и относится к тому материалу, который имеет ярко насыщенные эмоции и логические связи. Тогда они легко воспроизводятся в будущем, даже если человек о них забыл либо не знал об их наличии.

Реминисценция часто возникает в ситуациях:

  • Когда проходит утомление. В период утомленности человек запоминает материал, однако не может его воспроизвести, поскольку не понимает. Уже после прохождения утомления возможно понимание информации.
  • Когда отсутствует наслоение материала. Если человек находится в ситуации восприятия большого количества материала, тогда он многое забывает. Однако в момент отсутствия получения новой информации материал может всплыть из подсознания.

Ученые говорят о том, что мозг постоянно повторяет имеющуюся информацию. Вот почему происходит реминисценция, даже если информация не заучивалась специально.

Говоря о патологических состояниях, когда реминисценция является навязчивыми образами из прошлого, психологи говорят об явлении как о психотравмирующем событии. Если человек попадет в аналогичную травмирующую ситуацию, тогда негативные эмоции приведут к воспоминаниям – реминисценция.

Другими причинами, вызывающими реминисценцию, являются:

  1. Неврозы.
  2. Депрессия.
  3. Панические состояния.
  4. Интоксикация.
  5. Иррациональные страхи.
  6. Патологии головного мозга с нарушением функций памяти.
  7. Черепно-мозговые травмы.

Внешние факторы, которые толкают человека на внезапные воспоминания, называются аллюзией. Они являются намеком, подсказкой, которая толкает на нужную мысль. Аллюзия является внешним стимулом, который провоцирует реминисценцию.

Платон

Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону. Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире. Данный термин обнаруживается в трёх программных произведениях Платона. В «Меноне» Сократ рассуждает о всеобщей родственности предметов друг другу, благодаря чему можно в буквальном смысле слова всё вспомнить и всё найти. Платоновская концепция, вложенная в уста Сократа, состоит в том, что механизм припоминания (ана́мнес
,
ана́мнесис
, др.-греч. ἀνάμνησις) открывает доступ к суждениям о причинах. В «Федоне» повторяется догмат о том, что на самом деле знание есть припоминание. В «Федре» Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству.

Лечение реминисценции

Занимаются ли специалисты лечением реминисценции? Поскольку данное явление полностью не изучено, то и лечить его достаточно проблематично. Нормальным состоянием является реминисценция, которая не вызывает навязчивых состояний. Она не требует ни лечения медикаментами, ни консультаций у психиатра.

Большее волнение вызывает отсутствие реминисценции у человека, что, по мнению психиатров, может указывать на нарушение функций памяти или патологии в головном мозгу. Также это может указывать на развитие старческой деменции.

Медикаментозное лечение заключается в устранении тех причин, которые вызвали патологическую реминисценцию, и симптомов, которые проявляются при этом:

  • Седативные препараты назначаются для нормализации сна.
  • Повышенную тревожность и панические состояния устраняются нейролептиками и успокаивающими лекарствами.
  • Антидепрессанты помогают устранить депрессию, которая вызывает соответствующие навязчивые воспоминания.

Медикаментозное лечение проходит параллельно с психокоррекцией. Здесь помогает выявление глубинных проблем и гипноз, нацеленный на изменение негативных воспоминаний на позитивные.

Проводится индивидуальное консультирование, которое способствует устранению страхов, паники и тревоги, а также на вытеснение воспоминаний, которые вызывают дискомфорт при своем появлении. При групповой работе используются методы арт-терапии.

Чтобы в будущем не возникли негативные воспоминания, психологи предлагают свою помощь. Человеку полезным станет так называемый дебрифинг, который осуществляется сразу после стрессовой или психотравмирующей ситуации с целью изменения ее восприятия (с негативного на позитивное) и отсутствия вытеснения ее в подсознание, чтобы она не всплывала внезапно.

Если реминисценция проявляется в нормальной форме, тогда ее не следует лечить. Лишь патологические формы реминисценции, принимающие навязчивое состояние, требуют психологической помощи. Самостоятельно с данной проблемой человек не справится, поэтому лучше не медлить с лечением.

Русская литература

Реминисценция в литературе русских классиков чаще всего встречается в поэзии. Авторы бессознательно заимствовали чужие образы или же ритмико-синтаксический ход. Встретить подобные примеры можно в произведениях А. Блока, А. Пушкина, О. Мандельштама и многих других.

Сознательно приемом реминисценции пользовались многие русские поэты для создания у читателя сложных ассоциаций, которые обогащали восприятие произведения.

Литературные реминисценции в поэзии:

  • В поэме А. Пушкина «Евгений Онегин» при описании могилы Ленского автор создал ассоциацию с популярной в то время элегией Ш. Мильвуа.
  • В своем произведении «Скифы» А. Блок использует фразу из «Слова о полку Игореве».
  • В своих стихах А. Блок и О. Мандельштам сознательно намекают на творчество И. Анненского.

К какому итогу приводит реминисценция?

Вполне нормальным явлением для здорового мозга является реминисценция – непроизвольный накат воспоминаний, о которых человек мог и не догадываться. Однако если они являются негативными, эмоционально захлестывающими, навязчивыми, проявляются во снах, тогда речь может идти об отклонениях в психике. Итог зависит от того, какие меры будут предприняты человеком.

Каждый человек хоть раз о чем-то вспоминал, что было уже давно забыто. У всех периодически возникают четкие и яркие воспоминания, которые никогда не воспроизводились человеком осознанно. Данная функция мозга часто проявляется в ситуации, когда человек попадает в обстоятельства, являющиеся триггерами. Они имеют некую логическую связь с теми воспоминаниями, которые вызвали, что может вызвать интерес для психологов и самого человека. Если задаться вопросом, почему возникли эти воспоминания, тогда можно увидеть связь между триггером и реминисценцией.

Россия

Вместе с тем в русский язык слово входило как бытовой галлицизм и аллюзия. В письме за 1 февраля 1840 года к российскому историку Т. Н. Грановскому философ и поэт Н. В. Станкевич называл «реминисценцией» платонические отношения адресата с Н. В. Во второй половине XIX века слово становится традиционным музыкальным термином. В письме к российскому композитору М. П. Мусоргскому пианист и дирижёр М. А. Балакирев от 10 июня 1863 года давал описание прошедшей оперы через музыкальные «реминисценции».

В современный период в России методологическими проблемами литературной реминисценции занимались М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, А. Голловачева (), А. Архангельский () и П. Бухаркин (). Ряд плодотворных решений найден Ло ().

В начале 1990-х годов реминисценцией в драматургии (в творчестве Н. Садур и др.) занималась теоретик массмедийных искусств Санкт-Петербурга Т. А. Марченко и её студенты.

Формы проявлений

Анализ современной философской литературы, посвященной проблемам реминисценций, позволил выявить специфику возникновения реминисценций, раскрыть их функционально-смысловую характеристику.

В процессе возникновения реминисценций могут быть задействованы, как 2 однородных (в определенной степени), так и 2 разнородных феномена культуры. Один из них – та сущность, которая обозначается в этом процессе, и поэтому выступает, как основная (primary subject) форма проявления.

Второй – сущность вспомогательная (secondary, subsidiary subject), как форма проявления.

Она соотносима с обозначаемым уже готового наименования:

  • Гетерогенность этих сущностей и сопутствующие им ассоциативные комплексы позволяют выходить за пределы и старого, и нового круга представлений, синтезируя принципиально новую реальность.
  • Сам процесс реминисциоризацни может быть рассмотрен, как собственно проблемная когнитивно-номинативная ситуация со многими переменными факторами, среди которых могут быть, как факты личной интеллектуальной, духовной культурной жизни человека, так и бытия общества, в котором живет человек.
  • Реминисцентный процесс предельно богат и разнообразен в формах проявления. Он охватывает всю интенцию субъекта реминисценции, включая момент выбора того или иного способа выражения смысла реминисценции.

Замысел реминисценции – это острая потребность назвать осознаваемое (зачастую довольно смутно), но еще не додуманое понятие (вещь, предмет) путем использования уже существующего текста, звука, краски, жанра искусства.

О. Мандельштам. «Я скажу тебе с последней…»

Попробуем прочитать вместе стихи очень трудного поэта — О.Э. Мандельштама.

Ma voix aigre et fausse…

P. Verlaine[1]

Я скажу тебе с последней Прямотой: Всё лишь бредни — шерри-бренди, — Ангел мой.

Там, где эллину сияла Красота, Мне из чёрных дыр зияла Срамота. /10/

Греки сбондили Елену По волнам, Ну, а мне — солёной пеной По губам.

По губам меня помажет Пустота, Строгий кукиш мне покажет Нищета.

Ой ли, так ли, дуй ли, вей ли — Всё равно; Ангел Мэри, пей коктейли, Дуй вино.

Я скажу тебе с последней Прямотой: Всё лишь бредни — шерри-бренди, — Ангел мой.

2 марта 1931 г.

«Что за бессмыслица!» — возможно, скажете вы. Да ещё какая-то легкомысленная: «шерри-бренди» (явно напиток), «дуй вино» и ритм какой-то разухабистый. Дурака поэт валяет, да и только! А если вы почитаете другие стихи, созданные Мандельштамом в это же время, то удивитесь ещё больше. Например, стихи «Ленинград», «Мы с тобой на кухне посидим…» или вот это:

Помоги, Господь, эту ночь прожить, Я за жизнь боюсь, за твою рабу… В Петербурге жить — словно спать в гробу.

Как могло случиться, что поэт одновременно с трагическими стихами пишет строчки, показавшиеся нам такими легкомысленными?..

Попробуем найти ответ на этот вопрос. В стихотворении «Я скажу тебе с последней прямотой…» наше внимание привлекли слова «греки сбондили Елену по волнам». «Сбондили» — в современном нелитературном, разговорном языке значит «украли». Но почему применительно к прекрасной Елене, судьба которой, как повествуют о том предания древних греков, стала причиной Троянской войны, поэт употребляет такое слово? Его нет даже в одном из лучших словарей современного русского языка — словаре С.И. Ожегова. /11/ Вы сможете найти его только, пожалуй, в словаре синонимов. Задача составителя такого словаря — привести как можно больше синонимов к тому или иному слову, а они имеют не только тонкие смысловые отличия, но, как правило, и разную стилистическую окраску, принадлежат к разным стилевым пластам языка.

На возникшие вопросы поможет ответить другая особенность этого поэтического текста. Стоит задуматься над тем, к какой Мэри обращается поэт? Не та ли это Мэри, которая поёт «уныло и протяжно» в одной из «маленьких трагедий» Пушкина — «Пире во время чумы»?

Прочитайте произведение А.С. Пушкина, Печальная и нежная песнь Мэри не мешает ей быть участницей пира и, если использовать выражение О.Э. Мандельштама, «дуть» вино. Пир во время чумы не может не показаться кощунственным. Вместе с тем очевиден и трагизм происходящего: все пирующие — сами на краю гибели. Об этом свидетельствует первый же монолог-тост одного из участников пира, посвящённый Джексону, который «тому два дня» был ещё среди пирующих, но теперь ушёл «в холодные подземные жилища».

В стихотворении О.Э.&nbap;Мандельштама лирический герой тоже оказывается среди пирующих: слова «дуй вино» просторечны в такой мере, что почти интимны, с такими словами можно обратиться, пожалуй, только к собутыльнику. Пир этот и подобен пушкинскому, и отличен от него. Разгул чумы происходит и в мире Мандельштама. Только это другая чума, «чума» сталинского времени. Потеряв значение реальной заразы, она не стала менее страшной. Легкомысленность стихотворения оказалась мнимой. Оно не выпадает из ряда других трагических стихотворений Мандельштама того времени. Как и у Пушкина, перед нами песнь (обратите внимание на регулярность ритма, на рефрен). Это тоже песнь накануне небытия, рядом с ужасом небытия. Потому-то

Там, где эллину сияла Красота, Мне из чёрных дыр зияла Срамота.

Потому-то грекам — Елена, а поэту — «пеной» по губам; «пустота» и «кукиш», показанный нищетой. Слова, кажущиеся совершенно не поэтическими, слова разговорного и даже просторечного стиля оказались уместными и даже необходимыми, а для нас с вами стали стилистическим ключом к пониманию стихотворения. Они выразили состояние лирического героя, ощущающего и себя и мир стоящими на краю гибели. /12/ Человек, говорящий «с последней прямотой», не выбирает слов — не выбирает их и лирический герой О. Мандельштама. Их отбирает поэт, показывающий состояние такого человека.

В стихотворении Мандельштама соединились слова, принадле­жащие к разным стилям речи. Самым органичным образом вошло сюда и «воспоминание» о песне пушкинской Мэри. Это не механическое соеди­нение. Это тот случай, когда нарушение единства создаёт новое единство, индивидуально-поэтический стиль. Пожалуй, именно о таком единстве писал А.С. Пушкин: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и со­образности»[2]. Индивидуальный литературный стиль — не только особенность словесного строя произведения. Это совокупность многих сторон художественного мира произведения, многих приёмов, использованных автором для создания этого художественного мира. Так, стиль стихотворения «Я скажу тебе с последней…» создаётся и ритмикой, и жанровыми особенностями, и композицией, развивающей параллель между сюжетами античного мифа о прекрасной Елене, «маленькой трагедии» Пушкина и оригинальным сюжетом стихотворения Мандельштама. Как мы видели, не последнюю роль играет здесь и реминисценция из «Пира во время чумы» А.С. Пушкина.

Симптомы

Так как реминисценция является или нормой, или одним из симптомов болезни, не приходится говорить о разнообразных вариантах проявления феномена. Психологические особенности реминисценции являются основой, на которой базируется и психиатрическая составляющая.

В форме нормы

Условный симптом реминисценции наглядно отражен в непосредственном объяснении сути феномена. Человек, спустя некоторое количество времени, способен четко рассказать о чем-либо, что, как казалось, забыто.

В варианте патологии

Патологическую реминисценцию характеризует эффект навязчивости образов и мыслей, не поддающихся контролю. Они возникают спонтанно, несмотря на то, что, как казалось, негативный опыт прошлого был забыт.

В зависимости от силы и яркости воспоминаний эффект способен провоцировать эмоциональную реакцию (усиление тревожности и беспокойства, страх, паническая реакция и так далее), отражаться на физиологии (дрожь, бледность, бесконтрольность поведения и прочее).

Так как проявление является дополнительным симптомом к какому-либо негативному состоянию, то наряду с реминисценцией могут фигурировать и иные проявления, характерные для конкретного заболевания.

Коррекция

Не являясь отклонением, эта патология не требует вмешательства со стороны психолога или психиатра. Большее беспокойство может вызывать полное отсутствие данного проявления психики, которое в старческом возрасте может указывать на развивающуюся деменцию, в иных ситуациях быть сигналом патологических состояний памяти, головного мозга.

Если рассматривается припоминание как форма отрицательной навязчивости, то способы коррекции могут быть как медикаментозными, так и психотерапевтическими.

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Психологические причины

С психологической точки зрения эффект реминисценции проявляет себя ввиду нормализации состояния, когда проходит утомление. Материал «укладывается» в голове, из-за чего его озвучивание после становится проще. Загрузка…

Другим вариантом объяснения особенности считается отсутствие «наслоения» дополнительных деталей на ранее полученные данные. В ситуации, когда человек старается запомнить сразу много фактов, они «перекрывают» друг друга. Из-за этого возникает путаница, условное забывание. После определенного перерыва реминисценция может проявить себя, так как нет дополнительной нагрузки на память.

Психологи также считают, что даже при прекращении заучивания в сознании продолжается непроизвольный процесс повторения. Это позволяет основательно запомнить какие-либо данные. И после приводит к реминисценции в определенных обстоятельствах.

Практика

Психология

Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.

Литература

Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» () реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.

Кино

Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».

Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.

В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, ) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.

Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» () оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, ).

Психологические теории и школы

Реминисценция в психологии, согласно концепции М. Вартовского, это артефакты выступают, как объективизация человеческих потребностей и намерений, уже насыщенных когнитивным и аффективным содержанием.

  • Первый уровень артефактов составляют так называемые первичные артефакты.
  • Вторичные артефакты включают, кроме первичных артефактов, способы их использования.
  • Третий уровень представляет собой класс артефактов, которые, оставаясь посредниками между человеком и окружающим его культурным миром, одновременно выходят за свои собственные пределы, составляя как бы свой, автономный мир.

Существует единая теория, которая показывает специфику анализа социальной реминисценции. Она основана на работах Ю. Н. Давыдова, В. А. Колеватова, А. И. Ракитова, М. А. Розова, Л. П. Швец, в которых социальная память рассматривается с позиций теории информации.

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Психологические причины

С психологической точки зрения эффект реминисценции проявляет себя ввиду нормализации состояния, когда проходит утомление. Материал «укладывается» в голове, из-за чего его озвучивание после становится проще.

Другим вариантом объяснения особенности считается отсутствие «наслоения» дополнительных деталей на ранее полученные данные. В ситуации, когда человек старается запомнить сразу много фактов, они «перекрывают» друг друга. Из-за этого возникает путаница, условное забывание. После определенного перерыва реминисценция может проявить себя, так как нет дополнительной нагрузки на память.

Психологи также считают, что даже при прекращении заучивания в сознании продолжается непроизвольный процесс повторения. Это позволяет основательно запомнить какие-либо данные. И после приводит к реминисценции в определенных обстоятельствах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]