Демонстративное поведение: что это такое? Кто такой истероид?

Демонстративное поведение в условиях современной реальности не только не порицается обществом, но и является мерилом социального успеха. Пока одни люди одеваются совершенно обычно, ведут себя достаточно скромно и стараются лишний раз не привлекать к себе внимание окружающих, другие индивиды делают все возможное и невозможное, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания и продемонстрировать другим людям свою индивидуальность, аутентичность и уникальность.

Не выходящее за рамки приличия демонстративное поведение – явление вполне обычное. Благодаря такому поведению, которое, если верить специалистам, свойственно большинству женщин и обладающим харизматичным типом личности лидерам, можно легко и просто решить множество жизненных проблем и задач.

Если же человек, не считаясь с желаниями и потребностями окружающих людей, совершает неразумные, алогичные или глупые поступки для того чтобы эти самые люди обратили на него свое внимание, то назвать такое демонстративное поведение нормой никак нельзя. Очень часто деструктивное демонстративное поведение становится причиной того что человек, для которого «весь мир – театр, а люди в нем – актеры», разочаровывается не только в обществе, но и в самом себе! Такой индивид, пытаясь отыскать смысл жизни и привлечь к себе внимание других, начинает нарушать социальные нормы и со временем может превратиться в циничного и обиженного на весь мир нигилиста.

Что такое демонстративное поведение? Какому типу личности свойственно демонстративное поведение? Как демонстративное поведение проявляется у детей и подростков? В данной статье рассмотрим эти и некоторые другие важные вопросы, касающиеся демонстративного поведения и его влияния на нашу повседневную жизнь.

Определение истероидности

Истероидами называют тех индивидуумов, которые обладают эмоциональной нестабильностью и склонностью к демонстративности, посредством которой они добиваются всеобщего внимания. Зачастую у таких людей наблюдается истерическая психопатия. Данное расстройство личности имеет выраженные симптомы, а именно: вызывающее поведение, эмоциональность, внезапные перепады настроения, склонность к суициду.

Женщины с истероидным типом личности обладают лидерскими качествами, поэтому стремятся во всём показать своё превосходство. Они привыкли проявлять упорство и целеустремлённость, причём не только в работе, но и в личной жизни. Чтобы получить желаемое нередко принимают нестандартные решения и совершают отчаянные поступки.

Девушка-истероид любит общаться и может быстро найти общий язык со многими людьми. При знакомстве она многим кажется весёлым, позитивным человеком, который не боится показаться смешным, готов на смелые поступки и откровенно выражает свою точку зрения. Но пообщавшись дольше, становится заметна резкость и некая неадекватность реакций на различные ситуации. Истероидная девушка может внезапно начать психовать, рыдать, кричать. Следует отметить, что такое поведение является демонстративным и проявляется лишь в том случае, если вокруг находится некоторое количество людей.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

Возрастные этапы

Первое проявление приходится на возраст 2-3 года. В это время ребенок устраивает демонстративные сцены, плачет на публике и старается всеми силами достичь желаемого. Истеричность ему нужна для получения игрушки или сладости.

Настоящий истероид всегда таким остается. Для детей младшего дошкольного возраста характерно желание выступать на публике, но постепенно оно угасает. При патологическом типе личности этого не происходит.

Второй этап приходится на подростковый возраст

В 13-14 лет ребенок будет стараться выглядеть необычно и ярко. Это может касаться и поведения

Дети курят, употребляют алкоголь и всеми силами стараются привлечь внимание

У взрослого человека редко, когда проявляются первые признаки истероидности. Обычно такой характер виден с раннего возраста. При своевременной помощи психолога поведение можно скорректировать. Для этого используют рекомендации специалиста, и каждый день работают над собой. Иногда помогает терапия в группах, которая позволяет людям лучше понимать друг друга.

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я», скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Правила общения

Столкновение с истерической личностью может приносить определенные проблемы, особенно, если такой человек работает в маленьком коллективе. При взаимодействии с таким индивидом нужно помнить о том, что он эгоцентричен и любит преувеличивать свои чувства.

При общении нужно игнорировать эмоциональные выпады и смягчать конфликты. Можно влиять на истероида через его желание быть идеальным. Например, при конфликте нужно указать, что сейчас он выглядит некрасивым.

Если необходимо общаться долгое время, то не стоит напоминать об ошибках и промахах, иначе это приведет к серьезным переживаниям и проблемам. Также не стоит пытаться переубедить его в чем-то – это бесполезно, так как такие люди всегда уверены в своей правоте.

Общение с истероидным психопатом требует от других людей высокой устойчивости и невосприимчивости. Выдерживать такие эмоциональные качели может не каждый.

Можно ли преодолеть конкурентную позицию дошкольника

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что «я лучше всех». В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Малыш и без постоянных похвал и оценок должен чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ.

Для преодоления демонстративности главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. Традиционные занятия дошкольников — рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры — не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и пр.

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Женщины

В доме этой девушки всегда царит чистота. Ее мировосприятие не должно быть загрязнено немытой тарелкой в раковине или выпавшим из шкафа носком. Она коммуникабельна, имеет много друзей, часто оказывается в центре внимания всей компании, легко вливается в новый коллектив, но недостатки характера не всегда позволяют до конца удерживать интерес публики.

Макияж, украшения и одежда этих дам всегда на высоте и полностью соответствуют последнему писку моды. Броская одежда, масса знакомств, умение подстроиться под окружающих – все это делается с ее стороны только для того, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания. Нередко она не получает нужного результата.

Если новый знакомый начинает ею восхищаться, то она сблизится с ним, но если со временем этот человек эмоционально охладеет к женщине «истероиду», то она не просто отдалится от него, но даже начнет испытывать чувство ненависти.

Дамы этого типа характера очень женственны, но одновременно с этим достаточно смелы.

Готовы вовлекаться в авантюры и проявлять упорство. Но все это опять же обусловлено потребностью во всеобщей заинтересованности. В толпе они всегда заметны – громко смеются, навзрыд плачут, активно ругаются. Отношения с мужчинами даются им непросто. Из-за отсутствия чувства ответственности эти девушки часто разводятся.

Ответственность в семье

Рекомендации родителей по воспитанию чувства ответственности (их дают те, кто имеет большой опыт воспитания приемных детей):

— Поощряйте инициативу. Ребенок хочет мыть с вами посуду? Ставьте рядом табурет и мойте вместе! Есть желание убраться в доме? Вручайте ему пылесос. Естественно, что процесс затянется, но пусть ребенок чувствует себя взрослым, гордится своими достижениями. Пусть он почувствует ответственность за порядок в доме.

— Важно, чтобы поручения были выполнимы, иначе в результате будут только слезы. Лучше многих слов – личный пример

Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

— Рекомендации родителей по теме ответственности затрагивают и отношения со старшими. Не кричать, потому что мама спит, не шуметь, потому что у бабушки голова болит

Важно, чтобы ребенок понимал, что не только о нем должны заботиться, он также должен отдавать свою любовь близким и окружающим

— Каждому поступку давайте соответствующее объяснение. «Ты раскидал, ты и убирай», «Сломал? Очень жаль, но больше мы не сможем купить такую игрушку».

— Объясните малышу, что к своим обещаниям нужно подходить очень ответственно. Не забывайте это подтверждать собственными примерами.

— Всегда давайте альтернативу, выбор в той или иной ситуации. Предлагайте то или другое: кашу или творог со сметаной на завтрак, брючки или джинсы на улицу… Истина проста: чувство ответственности формируется на примерах, и за принятые решения ребенок должен отвечать сам. В результате многолетней практики вырастет ответственный человек, который в жизни сможет отвечать за свои действия.

Причины формирования психотипа

Чаще всего истероидный тип формируется в период полового созревания. В это время у подростка определяется его эго и сексуальность, а все меры родительского воспитания не воспринимаются как основной предмет, заслуживающий внимания. Однако именно упущение со стороны родителей может стать причиной, которая и спровоцировала зарождение истероидной акцентуации.

Поэтому в будущем повзрослевший ребенок будет неосознанно вступать в деструктивную борьбу с противоположным полом и пытаться захватить тотальную власть над его представителем.

Еще один недочет в воспитании ребенка, способный сформировать истероидный тип личности, связан с желанием родителей подавить раскрывающуюся сексуальность. Им подсознательно хочется, чтобы их чадо всегда оставалось ребенком, и потому они навязывают ему характерную модель поведения. На определенном этапе развития психики подростка эта манера воспитания оказывает обратный эффект, который закрепляется и ведет к формированию истероидного психотипа.

Также истерические психопатии могут развиваться уже в половозрелом возрасте, и обусловлены они не только воспитанием и индивидуальными психическими особенностями, но и жизненными обстоятельствами:

  • стрессы, негативные новости, несчастный случай с одним из близких людей могут конкретно влиять на мировоззрение человека и развитие психики;
  • неудовлетворенность на работе, конфликты с коллегами, постоянное недовольство руководства – все это может стать причиной формирования истерического расстройства;
  • вредные привычки, а именно злоупотребление алкоголем, транквилизаторами, антидепрессантами, таблетками снотворного, играют огромную роль в формировании психотипа.

Виды зависимости

Аддиктивность, возникающая у подростков, аналогична взрослой аддикции. Различают химическую и нехимическую. Первая связана с употреблением веществ, которые воздействуют на нервную систему, вызывая насыщение центров удовольствия. К таким средствам относят:

  • алкоголь (см. Влияние алкоголя на головной мозг);
  • токсикомания;
  • сигареты;
  • курение кальяна;
  • лекарственные препараты.

Нехимическая аддикция заключается в любой сфере деятельности, приводящей к разрушению психического здоровья. К ней относят:

  • игровую зависимость;
  • обжорство;
  • трудоголизм;
  • сектантство;
  • сексуальное поведение;
  • мазохизм;
  • прослушивание специфической музыки.


Появление аддиктивности может послужить развитию асоциализации, а также к возникновению у тинейджера:

  • биполярного ассоциативного расстройства (маниакально-депрессивный психоз);
  • психосоматических патологий;
  • склонности к убийству или суициду;
  • параноидальной шизофрении;
  • деградации;
  • социопатии.

Что такое истероидность?

Многие путают понятия «истероидность» и «демонстративность», считая их синонимами. Но это не совсем так. В психологии иногда для упрощения терминологии «истероидность» называется «демонстративностью», хотя в целом же понятие демонстративности не раскрывает всей полноты значения истероидности.

Для истероидного типа личности характерно демонстративное поведение и выход наружу всех эмоций

, но это не единственная черта. Такие люди не просто выказывают свои эмоции напоказ, но также имеют лабильную эмоциональность, то есть очень подвижны в своих эмоциях. В связи с этим им свойственна частая смена настроения.

К окружающим людям истероидные личности предъявляют высокие требования

, они постоянно испытывают желание нравиться всем, и потому очень боятся ошибок. То есть за сложные задания эти люди никогда не возьмутся, так как провал будет предметом отчуждения окружающих по отношению к «истероиду», по крайней мере, так считает он сам.

В связи со страхом не понравиться этот человек часто подделывает свои искренние чувства.

Одновременно с этим «истероид» достаточно открыт в своих собственных ощущениях: если ему смешно, то смеется, если обидно – обязательно выразит это чувство через упреки.

Даже внешне эти люди стараются выглядеть так, чтобы произвести впечатление на окружающих.

Они элегантны, чисты от пят до кончиков ногтей, их одежда имеет нестандартный крой и обычно очень яркого цвета. Лицо отличается живой мимикой, что позволяет расположить к себе собеседника и привлечь к своему разговору. Часто эти люди выделяются на праздниках – активно участвуют в конкурсах, могут быть ведущими. Их характеризует обаяние, харизма, экстраординарность, за что они и получают так необходимую для них любовь публики.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Коррекция

Истероидные и психосоматические расстройства тесно связаны. Поэтому человеку не нужно откладывать решение проблемы, иначе он может получить хронические заболевания.

Лучший метод лечения – это психотерапия. В ходе нее истеричная личность прорабатывает свои комплексы, страхи, проблемы. Она учится чувствовать и понимать других людей.

Важно! Психиатрия нужна только в случае, когда у клиента есть серьезные проблемы с нервной системой. Медикаментозное лечение назначают при бессоннице, тревожности и других нарушениях

Иногда нужна помощь семейного психолога, который позволяет выработать тактику поведения с партнером и спасти отношения

Медикаментозное лечение назначают при бессоннице, тревожности и других нарушениях. Иногда нужна помощь семейного психолога, который позволяет выработать тактику поведения с партнером и спасти отношения.

Коррекция истероидного психотипа личности проводится с помощью упражнений и тренингов. Это небыстрый процесс, он требует полной самоотдачи. Поэтому не нужно откладывать лечение при появлении первых симптомов истероидности – чем дальше, тем сильнее деформация личности.

Без своевременной помощи человек обрекает себя на постоянные конфликты

Нельзя однозначно сказать, какая терапия будет эффективной. В каждом случае специалист выбирает особую тактику воздействия. Некоторым людям помогает когнитивно-поведенческая терапия, другим – психоанализ.

Иногда человеку полезно разбирать примеры своего поведения и осознавать, что именно он сделал неправильно. Такой анализ позволяет лучше понять свои проблемы.

Истероидный характер может стать как преимуществом, так и недостатком. Люди с этим типом личности способны на любовь и дружбу, но только после правильной коррекции восприятия ситуации.

Демонстративное поведение у взрослых

Демонстративное поведение в психологии означает ярко выраженные в своем проявлении поступки и действия, обусловленные стремлением к привлечению внимания и заинтересованности в своей личности вне зависимости от желаний социума. Такое поведение может проявляться различными психопатологическими симптомами. Так, например, депрессивная личность будет демонстрировать потерю интереса ко всему, утрату смысла жизни; субъект с манией величия будет демонстрировать свое доминирование над другими, ценность своих мыслей и идей. Нередко термины «истерическая личность» и «демонстративная личность» применяются как синонимы к термину «демонстративное поведение».

Основными причинами такого поведения у взрослых могут служить желания получения или демонстрирования своего личного статуса в социуме или желания быть лучше, чем другие (своеобразная конкуренция). Это может проявляться в покупке дорогостоящих аксессуаров, демонстрации своих навыков, знаний.

Основным свойством демонстративного характера является огромная способность к вытеснению рационального, критического взгляда на самого себя, вследствие чего происходит проявление демонстративного или «актерского» поведения.

Главными чертами, характеризующими индивида, склонного к демонстративному поведению, являются: безграничный эгоцентризм, тяга к повышенному вниманию и признанию, потребность в любом эмоциональном проявлении по отношению к себе (эмоциональное проявление может быть, как позитивно окрашено, так и негативно). Такие люди не выносят равнодушия к своей персоне.

Многие психологи пришли к единому заключению, что суть демонстративной личности определяется аномальной способностью к вытеснению, избирательным отбором впечатлений о мире в общем и о своей личности в частности. Таким личностям будет приятно то, что устремлено на приукрашивание их. И, наоборот, все нейтральное или противоположное будет просто вытесняться из их сознания и памяти. Характерным для демонстративного поведения может быть осознанное и намеренное нарушение правил и норм поведения, принятых в социуме.

Общие сведения

Человек с демонстративным типом личности любит фантазировать, приукрашать действительность

Демонстративный тип личности – это тип, у которого присутствует демонстративное поведения, подвижность, характерен артистизм и эмоциональная живость.

Такие индивиды склонны ко лжи, притворству, они часто фантазируют. Причем эти действия происходят не по вине злой натуры, а по причине желания подняться в глазах окружающих, что-то приукрасить. Ему ничего не стоит соврать в любой момент. Он и сам уверен в правдивости своих слов в данный момент

Человек может осознавать свою ложь, однако, не станет серьезно к ней относиться, совесть грызть не будет. Данным индивидам также характерно умение забывать моменты своей жизни, о которых не хочется вспоминать Это называется вытеснением. Индивид будет стремиться находиться у всех на виду, ему важно, чтоб возникало повышенное внимание к его особе, желает, чтоб его хвалили. Данному типу людей свойственна эмоциональная лабильность. Также характерна высокая приспосабливаемость Есть отрицательное качество – непостоянство

Такие личности могут нравиться окружающим своим неординарным мышлением, нестандартными поступками, но также они способны отталкивать людей тем, что много внимания уделяют себе, а также тем, что их словам редко можно доверять. Такая личность одна из немногих, которая способна в своем окружении порождать конфликты. При этом сама не понимает, что является раздражителем для людей, которые ее окружают. Не признает, что это она — источник конфликтов. Данный индивид, как правило, самоуверенный, тщеславный, и эти качества не подкреплены чем-то реальным. Такие личности хотят быть лидерами, иметь исключительные права. Такая особь, как правило, эгоцентрична. Для нее важно, какое впечатление она производит, готова пойти на любые хитрости для того, чтобы повысить свою значимость в глазах других людей. Однако, эти хитрости могут быть разоблачены, что спровоцирует неодобрение и недоумение со стороны окружения. Личность обладает достаточным уровнем адаптации, ничего не планирует наперед, больше руководствуется наплывом эмоций, а не анализом сложившейся ситуации. Работник, имеющий такой тип личности, противится одиночеству, не кропотлив, будет вести себя экстравагантно, чтобы привлечь внимание коллег. Он может преувеличивать, например, проблемы со здоровьем. При посещении врача будет рассказывать о таких симптомах, которых и близко нет. Человек нуждается в том, чтобы его пожалели. Он может отлично зарекомендовать себя в определенной сфере, в частности, обслуживания. Например, находясь за прилавком магазина, демонстративный человек сможет подобрать подход к каждому покупателю. Это удается за счет способности играть роль, которая будет наиболее приятной для оппонента. Например, общаясь с застенчивым покупателем, продавец будет вести себя активно, с уверенным — скромно. Такие индивиды могут уравновешивать отношения в тяжелых ситуациях. Например, супружество может быть удачным, если один из партнеров умеет приспосабливаться.

«Эхо»

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-у», или: «Тр-р-р-р», и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно

Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их

«Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]