Психология поведения: определение понятия
Психология поведения – это область знаний, которая связывает поступки человека с его психологическими характеристиками. Можно сказать, что видимые окружающим действия и реакции индивида отражают его внутренний мир.
Знакомство с этой сферой знаний психологии дает возможность по действиям и поступкам индивида составить его психологический портрет, сделать выводы о его чертах характера или намерениях. Зная, что собой представляет конкретная личность, можно предвидеть и ее поступки в определенных ситуациях.
Важно понимать, что в понятие «поведение» вкладываются абсолютно все проявления и характеристики деятельности человека. В это понятие включают действия по отношению:
- к другим людям;
- к вещам;
- к себе;
- к животным и природе;
- к ситуациям;
- и т.д.
При оценке поведенческих особенностей индивида обращают внимание на:
- жесты: скорость и направленность движений рук и ног, положение тела, наклоны и повороты головы, походка, осанка;
- мимику: движения мимических мышц лица, включая улыбку, взгляд, движение бровей и лобных мышц;
- эмоции: скорость появления, уместность реакции, сила и способы проявления;
- голос: скорость речи, тембр и высота, тон, внезапная осиплость и т.д.
Зная язык жестов и мимики, их можно воспринимать как сообщения о внутренних мотивах собеседника. На основании такой оценки разных поведенческих проявлений можно сделать выводы о следующих вещах:
- правду говорит собеседник или врет;
- серьезные ли у него намерения;
- хорошо ли ему здесь и сейчас;
- отношение к теме разговора и говорящему;
- настроение;
- уверен в себе индивид или стеснителен и т.д.
Чтобы сделать правильные выводы о личности, анализировать ее действия нужно в комплексе.
Смысл такого анализа базируется на сложности человеческой личности: она является симбиозом физического и психического. Эти части нераздельны. И то, что человек чувствует или думает, бессознательно отразится на его действиях: больше или меньше в зависимости от уровня самоконтроля.
А так как физиологически люди все-таки очень похожи между собой, то их реакции на похожие раздражители тоже во многом будут схожи.
Есть много психологических школ и направлений и они по-разному обосновывают такую взаимосвязь. Некоторые говорят, что на человеческие поступки в различный ситуациях влияют биологические факторы: генетически обусловленные врожденные физиологические характеристики (скорость реакции, ее качество). Другие считают, что поведение – это просто элемент в цепочке «стимул – реакция». А большинство таких связок у взрослого человека не врожденные, а приобретенные.
Нужно понимать, что каждый человек индивидуален и проще всего по поступкам оценивать мотивы хорошо знакомых людей.
Воля
Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.
Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением и своими психическими состояниями и процессами. С помощью воли человек оказывает сознательное влияние на окружающий мир, внося в него необходимые (на его взгляд) изменения.
Основной признак воли связан с тем, что она, в большинстве случаев, сопряжена с принятием человеком разумных решений, преодолением препятствий и приложением усилий для реализации задуманного. Волевое решение принимается индивидом в условиях противопоставляемых друг другу разнонаправленных потребностей, влечений и мотивов, имеющих примерно одинаковую побудительную силу, благодаря чему человеку всегда нужно выбирать одно из двух/нескольких.
Воля всегда подразумевает самоограничение: поступая тем или иным образом для достижения определённых целей и результатов, реализуя определённые потребности, человек, действующий по своей воле, всегда должен лишать себя чего-то другого, что, возможно, видится ему более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий.
Важной особенностью волевого усилия является отсутствие эмоционального удовлетворения, но наличие морального, возникающего в результате осуществления задуманного (но не в процессе выполнения). Очень часто волевые усилия направляются не на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы «победить» самого себя, несмотря на свои естественные желания.
Главным образом, воля – это то, что помогает человеку преодолевать жизненные трудности и препятствия на пути; то, что помогает добиваться новых результатов и развиваться. Как сказал один из величайших писателей XX века Карлос Кастанеда: «Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, когда разум говорит тебе, что ты повержен». Можно сказать, что чем сильнее сила воли человека, тем сильнее и сам человек (подразумевается, конечно, не физическая, а внутренняя сила). Основной практикой по развитию силы воли является её тренировка и закалка. Начать развивать свою силу воли можно с вполне простых вещей.
Например, возьмите за правило замечать те дела, откладывание выполнения которых опустошает вас, «высасывает энергию» и выполнение которых, наоборот, бодрит, заряжает и оказывает положительное воздействие. Это те дела, выполнять которые вы ленитесь.К примеру, прибраться, когда совсем не хочется, сделать с утра зарядку, встав на полчаса раньше. Внутренний голос будет говорить вам, что это можно отложить или делать этого вовсе не нужно. Не слушайте его. Это голос вашей лени. Сделайте так, как задумали – после вы заметите, что чувствуете себя более энергичным и бодрым, более сильным. Или ещё пример: определите ваши слабости (это может быть бесцельное времяпрепровождение в Интернете, просмотр телепередач, лежание на диване, сладости и т.п.). Возьмите не самую сильную из них и откажитесь от неё на неделю, две, месяц. Пообещайте сами себе, что через назначенный срок вы снова вернётесь к своей привычке (если захотите, конечно). А дальше – самое главное: возьмите символ этой слабости и постоянно держите его при себе. Но не поддавайтесь на провокации «старого себя» и помните об обещании. Это и есть тренировка своей силы воли. Через время вы увидите, что стали сильнее и сможете перейти к отказу от более сильных слабостей.
Но ничто не может сравниться по силе воздействия на психику человека, как другое свойство его личности – эмоции.
Индивидуальные особенности поведения человека
Оценить индивидуальность незнакомого человека и сделать правильные выводы о его характере по поступкам сможет далеко не каждый. Наверное, даже профессионалу это не доступно на 100%. Так как несмотря на какую-то общность физиологических характеристик, у всех людей жизненный опыт разный.
Так, внезапная настороженность при разговоре не всегда означает, что причина – в обсуждаемой теме и реакция собеседника сознательна. Это может быть совершенно другой сторонний фактор.
Если опыт каждого индивида уникален и сделать выводы о его картине мира не так просто, то с биологической составляющей все немного проще. Многочисленные исследования позволяют классифицировать людей по различным критериям на группы. Это упрощает задачу оценки.
Темперамент человека
Самая популярная в данной области классификация по темпераментам. Критериями группировки выступают следующие физиологические характеристики человека:
- скорость, сила, темп психических процессов и реакций;
- уровень возбудимости и торможения нервной системы.
Можно выделить три области проявления темперамента:
- Общая активность: определена интенсивностью взаимодействия человека с социальной и природной средой. Варьируется от явной вялости и пассивности до активности и быстроты действий.
- Двигательная и моторная активность: отражает быстроту и резкость движений, темп речи. Ее описывают также через говорливость или молчаливость, подвижность или медлительность.
- Эмоциональность выражается тем, как быстро меняется эмоциональное состояние и уровнем восприимчивости к эмоциональным раздражителям.
В зависимости от комбинации этих характеристик у конкретного человека выделяют 4 типа темперамента:
- Холерик – страстный, быстрый, порывистый, но с неуравновешенными нервными процессами, быстрыми и резкими перепадами настроения.
- Сангвиник – подвижный, с активной мимикой, живой и горячий, с частой сменой настроений, но с уравновешенной нервной системой в отличие от холерика. Продуктивен, если ему нравится работа и жизнерадостен.
- Флегматик – скуп на проявление эмоций и чувств, невозмутим и неспешен, упорный в работе, но спокоен и уравновешен.
- Меланхолик – легко ранимый, постоянно переживает из-за разных событий и не контролирует свои чувства.
На действия индивида также сильное влияние оказывают его характер, мотивы и отношение к людям, что является также результатом воспитания и влияния социума.
Темперамент и акцентуации характера
Акцентуациями называют ситуации, когда та или иная черта в характере человека преобладает над другими — например, склонность к самокритике, самопожертвованию или выраженная небрежность. Такой перекос характера не признается в психологии расстройством, однако он может создавать массу проблем для человека и окружающих его людей. С ним становится трудно общаться, работать, в то же время акцентуация мешает человеку правильно оценивать себя, лишает возможностей для гармоничного развития.
От типа темперамента акцентуации не зависят и могут проявляться как у общительных сангвиников, так и закрытых меланхоликов. Обычно они не диктуют правила поведения и проявляются не постоянно, а лишь время от времени, в связи с конкретной ситуацией или обстановкой. Как правило, акцентуации развиваются в подростковом возрасте и по мере взросления человека сглаживаются.
Поведение человека в опасной ситуации
То как человек поступает, очень сильно обусловлено обстоятельствами определенной ситуации. Если индивид находится в привычной обстановке, то в его действиях будут преобладать сознательные стимулы. В то время как опасность и чрезвычайные обстоятельства пробуждают первобытные инстинкты и реакции.
Люди в такие моменты часто мало способны сознательно контролировать свои действия.
Нарушения психической деятельности и поведение людей, оказавшихся в зоне чрезвычайного события (ЧС) обусловлены двумя группами факторов:
- Факторы прямой угрозы физическому здоровью и жизни: взрывы, обрушение зданий, радиоактивное загрязнение, пожары и другие последствия катастроф и стихийных бедствий. Комбинация физических повреждений, болевого шока и страха провоцируют нарушения психики.
- Условия нехватки информации: незнание масштабов катастрофы и отсутствие сообщений о судьбе родных и близких. Здесь нарушения психического состояние не связаны с физиологическими повреждениями, но могут их обуславливать.
В зависимости от стадии чрезвычайной ситуации у человека могут наблюдаться нарушения поведения разного характера.
Нарушения по стадиям ЧС
В первые 5 часов стихийного бедствия, люди в результате полученного стресса могут сначала испытывать страх, панику, растерянность, оцепенения разной степени, непонимание смысла происходящего. У человека отключаются сознание, моральные нормы и ограничения, им руководят инстинкты: в первую очередь самосохранения.
Характерными проявлениями стресса являются нарушения:
- Речи. Увеличение темпа, силы и звонкости, присутствуют запинки наблюдается при нормальном типе реакции страха, а отрывочность, бессмысленность фраз или полное отсутствие речи – при сложном.
- Памяти. Пострадавший как бы неосознанно защищается от всего ужаса ситуации и потом едва может вспомнить, что и как происходило;
- Восприятие времени: считанные минуты кажутся вечностью;
- Двигательные. При простой реакции страха движения сконцентрированы, силы мобилизуются по максимуму, а при патологических сложных реакциях – от панического бегства до полного оцепенения.
Характерно также сужение сознания и самоустранение от ужасной реальности, присутствует избирательность поведения и нарушения способности самостоятельно рационально принимать решения.
На стадии проведения спасательных работ люди часто уже испытывают усталость и повышенную утомляемость, переходящие в депрессию. Здесь часто присутствуют психозы и неврозы.
У пострадавших можно наблюдать следующие психозы:
- Острые шоковые: оцепенение или бегство, спутанность речи и сознания.
- Реактивные подострые:
- психогенная депрессия – состояние подавленности переходит в депрессию;
- истерическая депрессия – истерика сменяется депрессивным синдромом;
- параноидальный психоз – тревожность, беспокойство, бред;
- параноидогалюцинативный синдром – тревога и беспокойство усиливаются галлюцинациями;
- синдром пуэрилизма – стресс проявляется в форме обострения детскости поведения.
В период после эвакуации в поведении людей возникают следующие нарушения:
- симптомы избегания – желание отстраниться мысленно и физически от воспоминаний о произошедшем стихийном или другом бедствии, включая избегание людей, мест, разговоров и деятельности связанной с этим;
- психологический дискомфорт от атакующего потока воспоминаний, эмоций и образов, связанных с чрезвычайной ситуацией;
- заторможенность эмоций и нежелание заниматься любимыми видами деятельности;
- чувство отчужденности от людей или наоборот зависимости;
- повышение бессознательных рефлексов: сверх бдительность, готовность обороняться (усиление реакции «Бей и беги»)
- нарушение сна, раздражительность, вспышки гнева;
- нарушение памяти и подавленность.
При общении с такими людьми следует учитывать, что эти отклонения будут отражаться на поведении. Но это нормальная реакция нормальных людей. Поэтому по возможности не нужно относиться к ним как к больным. и нужно проявлять максимум понимания, чтобы вернуть пострадавших в социум.
Научитесь распознавать ложь
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.
На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?
- слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
- ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
- «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
- запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
- «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
- визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
- подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
- скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
- высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
- согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
- скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
- быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
- быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
- более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
- любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
- частое моргание глазами
Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми
Источники
- https://ProPanika.ru/psihologiya/kak-ponyat-cheloveka-po-povedeniyu-i-zhestam-sekrety-psihologii/
- https://blog.wikium.ru/ne-daj-sebya-obmanut-kak-ponyat-sut-cheloveka-i-raspoznat-ego-namereniya.html
- https://www.manalfa.com/lichnost/neverbalnoe-obshhenie-zhesti-pozy-mimika
- https://zen.yandex.ru/media/yznaem_vmeste/kak-chitat-cheloveka-mimika-jesty-poza-psihologiia-povedeniia-razvivaem-nabliudatelnost-5df7b0eb1ee34f00b296f03d
- https://salid.ru/journal/psihologiya-cheloveka
- https://customs.news/psihologiya/kak-opredelit-harakter-cheloveka-po-povedeniyu-i-zhestam-osobennosti-psihologii/
- https://www.klerk.ru/boss/articles/409640/
- https://BroDude.ru/10-sposobov-sudit-o-haraktere-cheloveka-po-ego-povedeniyu/
- https://www.7ya.ru/article/Kak-bolshe-uznat-o-haraktere-cheloveka-nezametno-dlya-nego/
- https://www.infoniac.ru/news/14-vernyh-sposobov-uznat-kak-chelovek-k-tebe-otnositsya-na-samom-dele.html
- https://pikacho.ru/yazyk-tela-i-zhestov/
- https://moipravila.com/otnosheniya/yazyk-tela-i-zhestov.html
- https://blog.studylie.ru/neverbalnoe-povedenie-zhesty/
- https://psihomed.com/neverbalnoe-obshhenie/
- https://mystroimmir.ru/psihologiya/zhestov-i-yazyk-tela.html
- https://nlp.nnov.ru/neverbalnoe-obshhenie-pozy-mimika-zhesty-vzglyady/
Психологические свойства толпы
В данном случае под толпой имеется в виду не просто скопление большого количества людей, а людей объединенных общим центром внимания, интересами и эмоциональным состоянием. Это может быть толпа футбольных болельщиков, участники митингов и демонстраций, фанаты и посетители концертов любимых исполнителей и т.д. В зависимости от вида толпе могут быть присущи разные типы эмоций: агрессия, фанатизм, героизм, самоотверженность.
Изначально толпе не свойственно наличие общих целей, это большей частью стихийное образование, которым руководят инстинкты и лидер.
Психологические особенности поведения любого человека в толпе чем-то схожи с поведением в опасной ситуации. Оно управляется в первую очередь инстинктами, а не сознанием. Только причины отличаются. В опасной ситуации инстинкт индивидуален и обусловлен скорее потребностями конкретного человека. Пребывая же в толпе, индивид становится как бы частью одного огромного биологического организма – «толпы».
По данным исследований этого феномена в разных странах, любой подвержен влиянию толпы, как только становится ее частью. И это не зависит от изначального культурного или образовательного уровня участника, его типа характера или страны проживания. Все подобные скопления людей имеют общие черты.
Основными особенностями поведения «человека толпы» являются:
- повышенная импульсивность действий;
- уменьшение вербального межличностного общения;
- склонность бессознательно подражать поведению лидеров и быстрый отклик на их команды и призывы;
- крайняя категоричность суждений и мнений;
- эмоциональная неустойчивость, зависимость настроения от окружающих: быстрое появление эмоций и переход между крайними их проявлениями (от гнева до восторга по команде);
- высокое эмоциональное возбуждение, что узнается по нервности движений, рассеянному взгляду, частых выкриках каких-то кличей или девизов;
- отсутствие способности созидать: толпа склонна в основном разрушать;
- возможно появление слуховых или зрительных галлюцинаций;
- склонность сбиваться в более плотные группы;
- повышенное эмоциональное и психическое напряжение провоцирует у нервнобольных членов толп припадки судороги или эпилепсии;
- хаотичная физическая активность, психомоторное возбуждение, слабый контроль координации движений, склонность выполнять однотипные движения, повышенная агрессивность;
- склонность понимать и принимать исключительно простые и примитивные решения: к сложной умственной работе и рациональным выводам «человек толпы» просто не способен.
При всем этом, когда человек пребывает в толпе, его индивидуальные черты характера стираются, он по факту сливается с толпой. Процессом руководит толпа, а ее элемент только бессознательно подчиняется, он лишается на время собственных взглядов и ценностей. Он легко и не принимая сознательного решения переходит черту своих же моральных ценностей.
Интеллектуальные способности каждого отдельного человека в толпе заведомо ниже, чем такого человека в обычной жизни.
Выражение симпатии с помощью жестов
Изучая язык тела и жестов, человек легко может понимать заинтересованность в интимных и романтических отношениях. Телодвижения женщин, привлекающих внимание мужчин, активно выражены:
- демонстрация запястий, поворачивание внутренней стороны ладоней вверх;
- встряхивание волосами, накручивание локона на палец;
- облизывание, прикусывание губ;
- прикосновение к бедрам, щиколоткам;
- направление носков обуви в сторону мужчины.
Мужчина, показывая заинтересованность в отношениях с женщиной, подсознательно старается демонстрировать лучшие качества:
- вытягивается вверх, расправляет плечи;
- постоянно поправляет галстук, манжеты и воротник рубашки;
- проводит руками по бедрам, коленям.
У представителей обоих полов заинтересованность в интимных отношениях выдает изучающий взгляд. Он скользит по фигуре привлекающего человека сверху вниз, задерживаясь на вырезе декольте и уровне бедер.
Что по этому поводу говорят психологи
Психологические особенности поведения человека вызывают глубокий интерес специалистов. И на эту тему проводятся разнообразные исследования. Вот несколько интересных фактов о поведении:
- В опасной ситуации мобилизация физических сил человека часто достигает такого уровня, что он может поднимать и передвигать рекордного веса тяжести. В обычной жизни такое повторить не удается.
- Находясь в толпе индивид практически не управляет собой: им управляют общие эмоции и инстинкты. Он может совершать как героические поступки, так и крайне преступные. Потом такой участник событий даже не в силах понять, как так получилось.
- Для современного члена общества одной из очень «опасных» ситуаций выступает потеря мобильного телефона. Это может вызвать такое чувство паники, которое сравнимо с эффектом клинической смерти.
- Поведение людей становится намного более открытым и честным, если они устали.
- На поступки индивида могут влиять также разные патологические отклонения развития психики и нервной системы. Сюда включают разные нарушения связанные с зависимостями. На сегодня одним из видом расстройств во многих странах официально признана зависимость от соцсетей.
- Когда человек разговаривает на неродном языке, его речь, также как и мысли, становится более структурированной и логичной.
- Поведенческие алгоритмы мужчин и женщин тоже отличаются. Если женщины больше нацелены на эмоциональное удовлетворение процессом, то мужчины в своих поступках ориентируются на конечный результат. Их подсознательные мотивы: победить, завоевать, раздобыть. И не стоит этого забывать.
В заключение можно сказать, что несмотря на многочисленные исследования, человек еще до сих пор не изучен. И это касается и физиологической стороны человека и психологических его особенностей.
Эмоции
Эмоции – это психическая реакция на какие-либо события. Эмоциональная реакция всегда субъективна и не имеет ничего общего с объективными фактами. Эмоции связаны с индивидуальными потребностями личности, а также убеждениями, опытом.
По типу эмоции бывают положительными и отрицательными. К первым относится радость, страсть, энтузиазм, вера, оптимизм, надежда, удовлетворение. Ко вторым – скука, раздражение, разочарование, беспокойство, уныние, страх, печаль, волнение.