Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие

Период, в который мы живем, является временем смены ценностей. Не так давно, в 90-е годы в нашей стране произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, оказавшиеся неизбежными в период социально-политических преобразований. Явления оказали отрицательное воздействие на нравственность общества, самосознание граждан, отношение людей к человеку, обществу, труду.

При изменении ценностных ориентиров нарушилось духовное единство общества, изменились приоритеты подрастающего поколения, произошла утрата и разрушение ценностей старшего поколения, деформация нравственных установок и моральных норм.

Замечание 1

Ключевая роль в духовно-нравственном развитии общества отводится образованию. Именно оно укрепляет, повышает уровень доверия человека к обществу, государству, а также будущему страны.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В семье, как правило, формируются начальные ценности личности, далее это происходит в коллективах, в сфере массовой информации, искусства, творчества и т.д. Последовательно и глубоко нравственное развитие происходит в образовательной сфере, где воспитание и развитие личности обеспечено укладом школьной жизни.

Российская школа является важнейшим фактором, который обеспечивает модернизацию общества. Для обучающихся в школе должна быть сосредоточена духовная, культурная, гражданская и интеллектуальная жизнь. Если дети относятся к школе как социальному институту, то это является индикатором морально-нравственного и ценностного состояния общества.

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека — это сфера нетелесного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия).

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

  • религия;
  • мораль;
  • политика;
  • право;
  • философия;
  • искусство;
  • наука.

Концепция нравственного развития

Концепция нравственного развития личности разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании». Концепция является ценностно-нормативной основой взаимодействия образовательных учреждений с другими социальными институтами. Цель этого взаимодействия – совместное обеспечение условий для нравственного развития обучающихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Концепции нравственного развития личности 440 ₽ Реферат Концепции нравственного развития личности 220 ₽ Контрольная работа Концепции нравственного развития личности 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Образовательные учреждения (ОУ) призваны воспитывать гражданина своей страны, раскрывать таланты и способности, готовить к жизни в мире. Следует отметить, что ОУ должны взаимодействовать с семьями обучающихся, опираясь на национальные традиции.

Главной целью современного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка развития высоконравственного, компетентного, творческого гражданина. Обучение должно обеспечить:

  • Способность к духовному развитию, самосовершенствованию, ответственному поведению;
  • Укрепление нравственности;
  • Формирование морально-этических норм для определенного поведения;
  • Воспитание совести, способности формулировать собственные нравственные обязательства;
  • Способность к реализации творческого потенциала;
  • Способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные мысли и поступки;
  • Целеустремленность и настойчивость;
  • Трудолюбие, оптимизм, бережливость;
  • Осознание ценности человеческой жизни, противодействие факторам, представляющим угрозу жизни.

Религиозное воспитание

Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух — Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же — принцип единобожия и следование Божьему слову.

Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей — если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие — наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:

  • совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;
  • посещение мест поклонения;
  • соблюдение поста и священных дней;
  • празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

  • основы мировых религий;
  • светская этика;
  • православие;
  • иудаизм;
  • ислам;
  • буддизм.

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

  • чувства доброты;
  • помощь ближнему;
  • чувства сочувствия;
  • потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

В таком случае ребёнок, подросток или взрослый — объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.

Развитие нравственности в трудах отечественных и зарубежных ученых

Ольга Яндаева

Развитие нравственности в трудах отечественных и зарубежных ученых

Развитие нравственности в трудах отечественных и зарубежных ученых

Одним из актуальных вопросов современной педагогики и психологии дошкольного возраста является вопрос о нравственном развитии подрастающего поколения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей многих программ дошкольного образования. Однако при всем их многообразии психологи отмечают рост детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Исследованием факторов, детерминирующих нравственное развитие личности, занимались многие зарубежные и отечественные психологи.

Большинство исследователей выделяют нравственную сферу личности как определенную систему. Нравственная сфера личности характеризуется системой понятий, среди которых центральное место принадлежит таким, как нравственные потребности, нравственные убеждения, привычки и поступки, чувства и отношения.

В зарубежной психологии можно выделить три наиболее разработанных психологических направления, в рамках которых изучалось нравственное развитие. В психодинамическом подходе (Фрейд З., Кляйн М., Фрейд А. и др.)

формирование
нравственности рассматривается в неразрывной связи с процессом становления такой психической структуры как «Сверх-Я»
. В рамках поведенческого направления
(Б. Ф. Скиннер, А. Бандура)
при исследовании проблем
нравственного поведения большая роль отводится влиянию внешних факторов окружающей среды при минимальном значении внутренних психических процессов. Представители когнитивного направления (Пиаже Ж., Кольберг Л., Уолкер и др.)
рассматривают проблему
нравственного сознания в ее неразрывной связи с развитием интеллекта и формированием на его основе нравственных убеждений.
Существенный вклад в изучение нравственного развития ребенка внес Л. Кольберг, разработавший когнитивно-эволюционный подход к нравственному развитию детей. В основе теории Л. Кольберга лежит идея Ж. Пиаже о существовании тесной взаимосвязи между стадиями умственного развития и этапами нравственного становления ребенка. Л. Колберг и его последователи сделали ряд важных выводов, касающихся нравственного развития детей:

1. Развитие нравственных суждений детей поддается воздействию со стороны взрослых, в том числе педагогов.

2. Движение от одной ступени к другой, более высокой, естественным путем происходит в течение нескольких лет, но этот процесс может быть ускорен.

3. При благоприятных условиях нравственное развитие детей принимает необратимый характер, т. е. моральная деградация становится невозможной.

4. Эффективный нравственныйрост детей обеспечивается рядом обстоятельств: наличием ситуаций морального выбора, сменой социальных ролей, использованием на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.

В основе другого подхода к периодизации морального развития лежит эмпатийная ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. Определяя его как эмпатийный подход, К. Гиллиган во главу угла выдвигает принцип заботы о других людях, основанный на сочувствии и сопереживании.

В отечественной психологии изучением развития нравственности занимались Н. А. Ветлугина, Р. Р. Калинина, С. Н. Карпова и др. Теоретическая проработка дефиниций «нравственность»

,
«нравственное сознание»
наиболее полно освещена в работах Б. С. Братуся, Л. Н. Антилоговой, В. В. Знакова, А. А. Андрушкевича, Ф. Е. Василюка и других авторов.

Достаточно длительное время в отечественной психологии доминировал элементаристкий подход, в рамках которого различные исследователи уделяли большое значение тому или иному компоненту нравственного сознания. Так, ряд авторов (О. Г. Дробницкий, А. И. Раев, О. С. Богданова, Н. А. Менчинская, В. Э. Чудновского и др.) придавали большое значение в развитии нравственности усвоению моральных норм и правил. По мнению О. Г. Дробницкого, только знание о том, как правильно, может являться основой для формирования нравственности личности.

Другие исследователи (М. Г. Янов, А. Г. Ковалев, А. А. Запорожец, И. М. Якобсон, В. Н. Косырев, Т. А. Маркова, Б. И. Додонов, Н. А. Корниенко и др.) придавали огромное значение нравственным чувствам. Данные авторы считают что, только сформировав соответствующее эмоциональное отношение к моральным нормам, можно сформировать правильные ценности и представления о нравственности.

Третья группа исследователей (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. С. Неймарк, В. И. Селиванов, Г. И. Морева, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др.) основной акцент ставила на изучении мотивации нравственного поведения. При этом в рамках данного направления велись споры о том, какое поведение необходимо считать истинно нравственным: нравственный поступок, на бессознательной основе, либо осознанное нравственное поведение.

Рассматривая проблему нравственного формирования личности, Л. И. Божович доказывает, что оно не является изолированным процессом, а связано с социальным и психическим развитием. По мнению автора, существуют две точки зрения на процесс формирования нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние психические процессы; во-вторых, как последовательное (закономерное)

превращение одних качественно своеобразных форм
нравственного развития в другие, более совершенные.
Исследования в области формирования нравственных чувств в отечественной психологии можно условно разделить на два разных и фактически не пересекающихся направления.

Первое направление можно назвать нормативно-ориентированным. Исследователи подчеркивают, что нравственные чувства не даны человеку от рождения, они приобретаются индивидом в процессе его социального развития. Моральное и нравственное развитие личности, следовательно, есть процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности.

В соответствии с этим положением и проводились исследования психологов, где в качестве главного условия и источника этического развития ребенка постулировалось усвоение и присвоение (превращение в свои)
нравственных чувств.
В исследованиях нормативно-ориентированного направления ведущая роль принадлежит нравственной саморегуляции. Нравственная регуляция поведения человека включает требование человека к самому себе. Ему важно быть хорошим и не быть плохим, т. е. оценить свои действия и вести себя соответствующим образом. Таким образом, оценка, которой подвергается нравственный поступок, должна стать самооценка.

Второе направление можно назвать эмоционально-ориентированным. Исследователи ставят на первое место не усвоение норм поведения и не формирование нравственных представлений, а прежде всего развитие эмоций и нравственных чувств, к которым относится сопереживание и сочувствие.

Следует выделить исследования, посвящённые нравственной сфере личности дошкольника, С. А. Козловой (2003, Н. А. Корниенко (1998, которые раскрывают особенности нравственного развития и воспитания дошкольников в условиях воздействия окружающей социальной действительности; показывают, что нравственное развитие личности обусловлено осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственными качествами. В них подчеркивается важность перехода внешних моральных норм и оценок во внутренний регулятор поведения, и реализации их во взаимоотношениях личности с окружающей его средой.

В психологии развития выделен аспект морального развития в онтогенезе и показаны его внешние и внутренние детерминанты (Л. И. Божович, Т. Д. Марцинковская, В. С. Мухина и др)

. Ж. Пиаже, Л. Колбергом и др. были разработаны первые концепции морального и
духовно-нравственного развития в детском возрасте. Исследования В. А. Горбачевой, В. Г. Щур, С. Г. Якобсон и др. обогатили теорию нравственного развития знаниями о формировании нравственных представлений и моральных оценок у детей.
Одним из распространенных подходов к исследованию нравственной сферы личности является функционально-содержательный подход,согласно которому можно выделить ряд сфер личности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, поведенческую, мотивационно-потребностную и другие. Отмечая то, что морально-этическое начало в человеке носит комплексный характер, В. Д. Шадриков говорит о возможности не только комплексного подхода к этой проблеме, но и о необходимой роли психологии в том числе.

Нравственность образует элементарную ячейку человечности, лежащую в основе человеческой психики, в психологии самой личности. В широком смысле слова нравственность – совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом и рассматриваются как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности.

В узком смысле слова нравственность – это сложное, комплексное личностное образование, которое включает сознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми и их моральных переживаний. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни. Поэтому нравственные убеждения, принципы и нормы составляют основу формирующейся личности.

Таким образом, проведенные исследования значительно обогатили представления о генезисе нравственного развития в дошкольном возрасте, о содержании и особенностях отдельных компонентов нравственной сферы (моральное сознание, чувства, переживания, поведение и др., но целостная теория развития нравственной сферы личности дошкольника ещё не разработана.

Существующие интерпретации нравственного сознания говорят о разрозненности данного определения, мы в своей работе будем придерживаться определения С. А. Козловой, и Н. А.Корниенко: нравственное развитие личности обусловлено осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственными качествами.

Политическое воспитание

Политические воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью — сформировать определенные политические качества.

Его основными задачами являются:

  • укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;
  • распространения определенного типа политической культуры.

Содержание политического воспитания включает в себя:

  • Рациональный компонент — передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.
  • Эмоциональный компонент — это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

Совершенствование нравственности людей – аргументы за и против

Совершенствование нравственности людей – это длительный процесс, который может продолжаться всю жизнь. Корректируется система внутренних и духовных качеств, в основу ложатся честь, добро, справедливость по отношению к окружающему миру. Почему совершенствование нравственности важно:

  • Совершенствование нравственности, пример которого можно наблюдать во многих произведения знаменитых писателей, помогает человеку прийти к взаимопониманию с самим собой;
  • Наличие устойчивых идеалов позволяет четко определить жизненный путь, выявить приоритеты, цели. Человек выделяет аспекты, способные сделать его поистине счастливым;
  • Задание индивида – поиск гармонии с окружающим миром. В ходе совершенствования нравственных качеств человек находит близких по духу людей, семью, друзей.

Единственным аргументом против совершенствования является возможность разочарования в окружающих людях. Стараясь действовать на благо окружающих, герои многих романов сталкивались с неблагодарностью, предательством, изменами.

Правовое воспитание

Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

Правовое воспитание включает следующие элементы:

  • юридический опыт общества;
  • педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);
  • формы воспитания — внешнюю и поведенческую стороны взаимоотношений государства и населения.

Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

Философское воспитание

Несмотря на то что философия — наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый — в силу своего знания — стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.

Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

Особенности нравственного развития детей раннего возраста

В ран­нем воз­расте у детей начи­на­ется про­цесс нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти, кото­рое вклю­чает три аспекта:

  • когни­тив­ный (инфор­ма­ци­он­ный) аспект – зна­ния и пред­став­ле­ния о нрав­ствен­ных поня­тиях, эта­ло­нах, нор­мах, пра­ви­лах, лич­ност­ных нрав­ствен­ных качествах;
  • эмо­ци­о­нально-моти­ва­ци­он­ный аспект – нрав­ствен­ные чув­ства, соци­ально-нрав­ствен­ные эмо­ции, мораль­ные мотивы и пред­по­чте­ния, нрав­ствен­ная оценка и самооценка;
  • пове­ден­че­ский аспект – мораль­ные дей­ствия и поступки, нрав­ствен­ные при­вычки, т.е. реа­ли­за­ция нрав­ствен­ных норм и требований.

Вза­и­мо­связь когни­тив­ного, аффек­тив­ного и пове­ден­че­ского ком­по­нен­тов в лич­ност­ной сфере обу­слов­ли­вает един­ство нрав­ствен­ного созна­ния и пове­де­ния. Дан­ные ком­по­ненты только начи­нают фор­ми­ро­ваться в ран­нем воз­расте. Этому спо­соб­ствуют стрем­ле­ние детей к сов­мест­ной дея­тель­но­сти со взрос­лыми, их высо­кая подражательность.

В ран­нем дет­стве ребе­нок начи­нает пони­мать опре­де­лен­ные нрав­ствен­ные пра­вила пове­де­ния. Такое пони­ма­ние огра­ни­чено кон­крет­ной ситу­а­цией, рам­ками наглядно-дей­ствен­ного мыш­ле­ния ребенка. Пони­ма­ние пра­вил и норм пове­де­ния осно­вано на соб­ствен­ном опыте ребенка, когда он осо­знает нега­тив­ные послед­ствия при нару­ше­нии пра­вил и пози­тив­ные – при соблю­де­нии. В связи с этим уже с ран­него воз­раста ребенка взрос­лый дол­жен обос­но­вы­вать выдви­га­е­мые тре­бо­ва­ния, опи­ра­ясь на кон­крет­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции и на соб­ствен­ный опыт ребенка. В актив­ном сло­варе детей мало слов, обо­зна­ча­ю­щих нрав­ствен­ные кате­го­рии, исполь­зу­ется оценка, эти­че­ские поня­тия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Поня­тия “плохо” и “хорошо” пер­во­на­чально выра­жают отно­ше­ние взрос­лого, а ребе­нок только вспо­ми­нает и повто­ряет их в подоб­ных ситу­а­циях. Содер­жа­ние моти­ва­ци­он­ной направ­лен­но­сти с пози­ции нрав­ствен­ной вос­пи­тан­но­сти еще слабо развито.

Раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного ком­по­нента нрав­ствен­но­сти ребенка свя­зано с фор­ми­ро­ва­нием интел­лекта, его мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, системы зна­ний о поощ­ря­е­мых и пори­ца­е­мых образ­цах пове­де­ния. Посред­ством этого у ребенка посте­пенно появ­ля­ется воз­мож­ность оце­ни­вать свое пове­де­ние, под­го­то­виться к вос­при­я­тию пред­сто­я­щей оценки своей дея­тель­но­сти со сто­роны взрос­лых. Нрав­ствен­ные эмо­ции ребенка про­яв­ля­ются и укреп­ля­ются в про­цессе наблю­де­ний за кон­крет­ными дей­стви­ями и поступ­ками чело­века. Для нрав­ствен­ного раз­ви­тия ребенка необ­хо­дима орга­ни­че­ская связь зна­ний (мораль­ных поня­тий) и мораль­ных оце­нок пове­де­ния (хорошо – плохо). Фор­ми­ро­ва­ние только зна­ний о мораль­ных каче­ствах людей не может обес­пе­чить воз­ник­но­ве­ние у ребенка соот­вет­ству­ю­щих нрав­ствен­ных чувств и эмо­ций, они появ­ля­ются у него как выра­же­ние соб­ствен­ного отно­ше­ния к опре­де­лен­ному поступку чело­века, на основе име­ю­щихся потреб­но­стей, сово­куп­но­сти зна­ний и пере­жи­ва­ний. Роль взрос­лого в нрав­ствен­ном раз­ви­тии детей заклю­ча­ется в том, что он учит ребенка оце­ни­вать поступки и вызы­вает у него соот­вет­ству­ю­щее эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к тому, что в дан­ный момент про­ис­хо­дит в кон­крет­ной ситу­а­ции. Закреп­ля­ясь в созна­нии ребенка, такие оценки начи­нают выра­жать его поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к себе и поступ­кам других.

Услож­не­ние дея­тель­но­сти ребенка и его воз­рас­та­ю­щая само­сто­я­тель­ность при­во­дят к необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния более слож­ных нрав­ствен­ных пра­вил пове­де­ния. Под­чи­ня­ясь этим пра­ви­лам, ребе­нок учится регу­ли­ро­вать свои дей­ствия. Выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм и пра­вил имеет для детей не само­сто­я­тель­ное зна­че­ние, а явля­ется сред­ством под­дер­жа­ния поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым и полу­че­ния поло­жи­тель­ной оценки взрос­лого. Потреб­ность в пози­тив­ной оценке взрос­лого сти­му­ли­рует ребенка посту­пать в соот­вет­ствии с правилами.

Ран­ний воз­раст соот­вет­ствует домо­раль­ному уровню раз­ви­тия мораль­ного созна­ния ребенка по кон­цеп­ции Л. Кол­берга. Домо­раль­ному уровню соот­вет­ствуют стадии:

  • послу­ша­ние ребенка для избе­га­ния наказания;
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков эго­и­сти­че­скими сооб­ра­же­ни­ями вза­им­ной выгоды (послу­ша­ние в обмен на полу­че­ние каких-то кон­крет­ных благ и поощрений);
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков жела­нием одоб­ре­ния со сто­роны “зна­чи­мых дру­гих” и сты­дом перед их осуждением.

Это не зна­чит, что ребе­нок под вли­я­нием этих моти­ви­ру­ю­щих фак­то­ров систе­ма­ти­че­ски кон­тро­ли­рует свое пове­де­ние. Детям ран­него воз­раста очень сложно удер­жаться от немед­лен­ного удо­вле­тво­ре­ния сию­ми­нут­ного жела­ния и еще слож­нее выпол­нить непри­вле­ка­тель­ное дей­ствие по пред­ло­же­нию взрос­лого. При выпол­не­нии неин­те­рес­ных зада­ний взрос­лого, дети либо изме­няют их, либо отвле­ка­ются и не дово­дят дела до конца.

Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек и поступ­ков фор­ми­ру­ется посте­пенно, если взрос­лый созна­тельно выдви­гает систе­ма­ти­че­ские, непро­ти­во­ре­чи­вые и моти­ви­ро­ван­ные тре­бо­ва­ния, про­ве­ряет их выпол­не­ние, то выпол­не­ние таких пра­вил ста­но­вится при­выч­ным для ребенка. Ребе­нок быстро реа­ги­рует на при­выч­ные пра­вила. Посте­пенно фор­ми­ру­ются дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, орга­ни­зо­ван­ность, потреб­ность выпол­нять пра­вила, что спо­соб­ствует усво­е­нию более слож­ных пра­вил пове­де­ния и ста­нов­ле­нию нрав­ствен­ных качеств лич­но­сти. Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек в ран­нем дет­стве про­ис­хо­дит в повсе­днев­ной дея­тель­но­сти, когда взрос­лый пока­зы­вает модель-обра­зец пове­де­ния и тре­бует от ребенка сле­до­вать дан­ному образцу сна­чала в сов­мест­ной с ним дея­тель­но­сти, а затем в самостоятельной.

Прак­ти­че­ский пример

Мак­сим М., 2 года 8 меся­цев. Его мама ста­ра­ется, чтобы сын видел про­яв­ле­ния сочув­ствия и заботы чле­нов семьи по отно­ше­нию друг к другу. “Не шуми, папа устал, он спит. Не раз­буди папу”, – гово­рит мама шепо­том. Мак­сим, под­ра­жая ей, начи­нает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрос­лых слу­чайно забу­дется, он сам напом­нит: “Незя, папа пит”.

В целом для ребенка ран­него воз­раста харак­терна сти­хий­ная нрав­ствен­ность. Поло­жи­тель­ные поступки ребе­нок совер­шает по просьбе взрос­лого и чаще всего не выде­ляет их как тако­вые. Без кон­троля и оце­нок со сто­роны взрос­лого ребе­нок дей­ствует ситу­а­тивно и импуль­сивно, поэтому часто пра­вила нару­шает. Нрав­ствен­ное пове­де­ние детей ран­него воз­раста тесно свя­зано с поло­жи­тель­ным эмо­ци­о­наль­ным отно­ше­нием к объ­екту, на кото­рый оно направ­лено. Ребе­нок ско­рее совер­шит хоро­ший посту­пок по отно­ше­нию к тому взрос­лому или ребенку, к кото­рому хорошо отно­сится. Пози­тив­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, сим­па­тия и доб­ро­же­ла­тель­ность по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим людям и живот­ным явля­ются осно­вой для нрав­ствен­ных проявлений.

Таким обра­зом, нрав­ствен­ное раз­ви­тие ребенка ран­него воз­раста про­ис­хо­дит на основе предъ­яв­ле­ния взрос­лым системы тре­бо­ва­ний и при­уче­ния к их выпол­не­нию. Этому спо­соб­ствует стрем­ле­ние детей к уста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым. На основе под­ра­жа­ния оцен­кам взрос­лых фор­ми­ру­ются пер­вые оце­ноч­ные суж­де­ния, кото­рые затем транс­фор­ми­ру­ются в соб­ствен­ное отно­ше­ние ребенка к себе и дру­гим людям. Однако ситу­а­тив­ность и импуль­сив­ность пове­де­ния часто при­во­дит к нару­ше­нию тре­бо­ва­ний и запре­тов. Нрав­ствен­ные про­яв­ле­ния ребенка зави­сят от эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния к объ­екту и воз­ни­кают сти­хийно, неосо­знанно при побуж­де­нии взрос­лого или в кон­крет­ной ситуации.

Воспитание чувства прекрасного

При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

  • впечатления;
  • чувственно-эмоциональный опыт;
  • знания;
  • оценка.

Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики — безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.

После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции «нравится — не нравится», но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность.

Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

Следующий этап развития — анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.

Полезно также обсуждение с друзьями.

Умственное воспитание

Умственное воспитание — это формирование системы знаний на базе основ наук. Система включает в себя следующие категории:

  • логическая мышление;
  • память;
  • внимание;
  • воображение;
  • способности;
  • развитие склонности и дарования;
  • желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

Получение этих знаний достигается за счёт:

  • систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;
  • внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

Как происходит развитие личности?

Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

  1. Младенчество — формируется базовое доверие к миру в лице матери.
  2. Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.
  3. Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание. В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития — религиозного, умственного, морального. Поэтому важно уделить игре особое внимание.
  4. Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки. В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности. Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи — это всего лишь повод стать лучше.
  5. Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.
  6. Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.
  7. Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.
  8. Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

Что такое нравственность

Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]