Эмоции и чувства человека, психология различия или единства


Эмоции и чувства, различие

Есть два уровня состояния человека – это эмоции и чувства. Часто их путают между собой. В чем же их различие? Сразу оговорюсь, что я не использую уже готовые формулировки, а пишу в режиме – особое мнение на основе синтеза и анализа уже существующих знаний и практики, прежде всего. Потому сразу озвучу конкретное мнение.

  • Эмоции возникают, как ответная реакция на внешний раздражитель и запросы рассудка, поэтому всплеск эмоций возникает только, как производная рассудка и внешнего фактора раздражения органов чувств.
  • Чувство – это следствие мысли человеческой, то есть чувство появляется, как психическое переживание человеческой мысли. Мы знаем, что мысль вне временна, поэтому и чувство всеохватывающее, имеет признаком бесконечность, то есть чувство – это космическое качество.

В связи выше озвученного, для большего понимания дадим определение эмоциям и чувствам, как меньшим и большим проявлениям человеческой души.

Приведем пример:

Человек увидел нечто неожиданно или даже просто случайно. Реакция на это явление – эмоциональный всплеск, как защитная реакция человека на внешний раздражитель. Рассудок ищет причину и если находит ее, то эмоция замирает, если рассудок не может понять или объяснить, то эмоция переходит в шок или рассудок передает полномочия разуму, который использует мысль, мысль в свою очередь включает (отмечу – включает) чувство. Чувство – это пространственное состояние, поэтому человек легко настраивается на нужное состояние против эмоционального всплеска, страха, например, и приобретает форму невозмутимости, которая гасит страх в зачатии. Но об этом поговорим ниже.

Чувства – это психическое переживание человека в результате проявления мысли в процессе их взаимодействия.

Отмечу, что взаимодействие мысли и чувства в человеке безусловно можно назвать разумом человеческим. Если мысль – это информация, то чувство показывает образ информации в виде состояния и переживания, наполняет образ содержанием и энергией.

Говорят – прочувствованное, значит понятое, эмоция не дает понимания. А еще говорят, надо читать с выражением, то есть с чувствами, эмоция блокирует даже память.

Для чего я это пишу? Только для того, чтобы показать различие между чувствами и эмоциями. Обращу внимание, что я не использую такие термины, как высшее и низшее, все на своем месте необходимо и уникально, ниже с этим разберемся.

Еще подробнее для полного понимания различия между эмоциями и чувствами. Любой творческий человек понимает, что такое чувства и эмоции человека. Не важно, что он творит, пишет стихотворение, роман, или пишет картину, лепит скульптуру, он работает чувствами и только чувствами.

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя»…

Во время написания этих строк, как и во время чтения с выражением и проявляются чувства, наполняя слова великим смыслом.

Почему так ценятся произведения классиков? Причина проста, талантливый творец создает произведение искусства с задействованием чувств человеческих, а не эмоций.

Разумеется, возможно создавать нечто оригинальное и без чувств, но это будет шаблон или, как сейчас говорят, фанера. В мире распространено такое положение вещей, даже у так называемых звезд. Разумеется, есть и сейчас прекрасные творческие всплески, но очень мало и они не популярны в массах потребления и рынка.

Общество живет эмоциями, а эмоция – это разовое, поверхностное возмущение энергии, которому до вдохновения далеко.

Разумеется, как эмоции, так и чувства могут быть положительными и отрицательными, но это отдельная тема и в этой статье мы не будем ее разбирать.

Кому доступно испытывать эмоции

Издание Изард «Психология эмоций» дарит читателю много интересной информации для размышления. Так именно тут можно узнать о провокационном факте: даже вирусы могут обладать эмоциями. По мнению некоторых специалистов, они способны испытывать отвращение, если рядом находится отравляющая среда. По мнению автора, эмоция — это необходимый компонент эволюции живого существа, без которого невозможно его выживание. Ведь чувства мотивируют все виды животных бороться за свое существование. Такие проявления эмоций называют базовыми. Это более сложное явление, чем то, что мы относим к сфере физических ощущений и потребностей.

Когда животное хочет есть или испытывает боль, холод, в нем работают физические ощущения, которые являются мотивом к действию. Однако, даже в комфортных условиях любопытное животное готово лезть в темную нору, где неизвестно что его ждет. Это эмоция любопытства. Те звери, которые не погибли на этом пути, нашли для себя новые места обитания и источники пищи. Любого зверя можно разозлить, и это тоже будет только эмоцией. Эмоции испытывает самка, которая бережет своих детенышей от бед, эмоции испытывает самец, когда борется за свое лидерство в стае.

Социальная психология личности зарождается с того момента, когда маленький ребенок обнаруживает, что он живет не один в этом мире. Уже с первых дней жизни он гневно кричит, если хочет есть, или если у него болит животик. Таковы его самые первые эмоции. Через два месяца он улыбнется впервые. Это свидетельство тех чувств, которые возникли уже сами по себе, а не из-за чувства голода или дискомфорта. Это радость видеть близкого человека, радость существовать.

К врожденным базовым эмоциям специалисты относят и интерес. Даже существует предположение, что именно любопытство каждый человек испытывает постоянно и большую часть жизни по сравнению с другими эмоциями. Исключением можно назвать только состояние гнева, а также другие очень сильные чувства, когда интерес на время потерян

Именно на изучение всех форм любознательности направлены многие исследования психологов, так как сегодня привлечь внимание потребителя — это основа маркетинга, завоевать внимание зрителей — это цель политики и искусства. Весь мир постоянно изучает, как завоевать и определенным образом удержать внимание большого числа людей

Те, кто ищут вторую половинку, не устают набирать в поисковике запрос, как привлечь внимание девушки или парня.

Эмоции и чувства – взаимодействие с точки зрения психологии

Озвучу еще одну составляющую связи эмоции и чувства. Эмоция может быть использована, как искра зажигания для возникновения чувства, но здесь все зависит от воли человека. Вспыхнувшая эмоция быстро затухает, но если ее использовать для возбуждения чувства, то эмоция переходит в состояние души, быстро и безболезненно.

Например, любовь с первого взгляда. Это еще не чувство, это эмоция, как реакция на человека противоположного пола, но без задействования рассудка. Когда рассудок молчит, начинает работать разум, который открывает чувство, питая его через воспоминание того самого первого взгляда.

Для человека самое прекрасное – это сотрудничество эмоции и чувства (мЕньшего с бОльшим). В этом случае все составляющие человека выполняют свою роль совершенно, как уже писал, эмоция, как искра зажигания для чувства, которая мгновенно воспламеняет мысль и это знание.

Мысль и чувство при действии воображения и воли обладают космическими качествами, то есть связаны непосредственно с высшим сознанием Сущего.

Таким образом при правильном взаимодействии человеческих качеств, рассудка и мысли, эмоции и чувства, человек видит то, что есть и может использовать космические энергии в повседневной жизни, минуя то, что ему предоставляет мир иллюзии (догм и стереотипов сознания).

Как рождаются эмоции

Книга Пол Экман «Психология эмоций» была создана, чтоб найти ответ на часто возникающие вопросы. Мир эмоций до сих пор остается очень мало изученным. Свою работу автор начал за 40 лет до того, как ее результаты начали издаваться. Писатель начал свои исследования с изучения чувственной сферы людей и ее проявления в разных культурах. Что общего можно найти между всеми народами на земле, когда они проявляют свои эмоции? Каковы различия? Дело в том, что различия в проявлении чувств могут пролить свет на то, которые из них поддаются воспитанию и влиянию окружающих, а какие неизменны для всех людей на всех континентах?

Книга тем более интересна, что автор не ограничился одним лишь этническим признаком при изучении, но провел наблюдение психически-больных людей, неуравновешенных и тех, кто выглядит абсолютно нормальными.

Основные характеристики

Одним из способов передачи и восприятия информации является эмоциональная окраска. Мы научили свои смартфоны передавать выражение лица, отправляя в письменном сообщении нужный смайлик. Он помогает выразить то, что мы испытывали или переживали.

  1. Неожиданность, которая провоцирует любопытство, подталкивает к исследованию и изучению нового.
  2. Неприязнь способствует защите от вредного и опасного, сохраняет здоровье. Она связана с инстинктом самосохранения.
  3. Позитивность приносит радость и добро, на уровне сознания улучшает память и развивает эрудицию.
  4. Страх и трусость, которые защищают от опасности, делают реакцию молниеносной.
  5. Ярость и раздражение – это наша самозащита, они сметают препятствия как ураган и ведут к достижению поставленных целей.
  6. Тоска и уныние несут не только серость и апатию. Когда мы грустим, мы становимся ближе с другими людьми, останавливаем бег событий и обращаем внимание на те стороны жизни, которые до этого оставались за пределами.

Если кратко сказать, чем отличаются эмоции от чувств – они не являются приватными. К примеру – семейная ссора, жена обвинила мужа, что он не успевает забрать ребенка из школы. Они говорят на повышенных тонах, в голосе звучит раздражение и досада. Но даже если бы они оба молчали, их лица, тело и глаза выдали бы их. Большинство наших реакций имеют сигналы, которые доступно и легко сообщают окружающим о том, что мы чувствуем. В то время как наши мысли остаются недоступными.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Чувства в детстве

Беззаботное время, на самом деле наполненное напряженной работой по формированию личности, ее эмоционального иммунитета, стабильности, устойчивости в сложных жизненных ситуациях. В этот период закладываются основы эмпатии, недостаток которой во взрослой жизни очень сложно воспитать и компенсировать.

Факторы чувственного развития ребенка:

  • формирование высшей нервной активности;
  • отношение родителей и других взрослых;
  • общение с ровесниками;
  • особенности воспитательного процесса;
  • постепенное расширение круга ситуаций, которые вызывают отклик.

Очень важно научить малыша не только выражать, но и различать переживания других людей. Особое значение в этом имеют отношения с родителями. Будучи любимым и любящим, живя в безопасности и ласке, дети раскрываются, приобретают уверенность и спокойствие на всю жизнь.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

На что влияют эмоции

Психологические особенности личности целиком зависят от ее эмоций. Мы знаем об одних людях, что они часто раздражительны и неприветливы. Другие наоборот, очень милы. Кто-то очень позитивно относится к своей работе, потому что любит ее, или потому что его устраивают условия. Кто-то планирует оставить свое рабочее место потому, что ему больше нравится другое. Выбор друга и невесты, предпочтения в цвете, музыке, кулинарии, все это имеет одну причину – эмоции.

Примечательно, но до 1980-х годов психология, как наука, пыталась развиваться без пристального изучения чувственной сферы мышления человека, но уделяла больше внимания рациональной. Как показали практические выводы, это было ошибкой. Такой же грубой ошибкой, как изучать разум не учитывая значения подсознания. Наше сознание часто говорит нам одно, и мы что-то приказываем ему, но на деле происходит другое. Чувства и разум находится в постоянном противоречии между собой, что иногда создает очень сложно разрешимые конфликты.

Теории личности в психологии сегодня непременно учитывают всю гамму эмоций, которые может испытывать человек касательно той или иной темы. Иначе будет упущен огромный пласт факторов, которые влияют на его принятие решений.

Дело в том, что сознанием мы охватываем лишь очень незначительную часть информации, которая поступает к нам из окружающего мира. Большая часть зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных сигналов остается вне поля нашей памяти, но все это фиксирует наш мозг. Он оставляет нашу реакцию на определенные раздражители глубоко в подсознании. Мы порой сами не сможем себе объяснить, почему нам глубоко неприятен именно тот оттенок желтого, или почему так хочется съесть именно этот продукт.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]