Теория лидерства
Самой популярной является теория о том, что лидерами рождаются, а не становятся, то есть теория характера, или «великого человека». Под этим подразумеваются врожденные задатки и способности личности, помогающие человеку стать лидером.
Вторая теория – ситуационная. Согласно ей, одних врожденных особенностей недостаточно, нужны еще определенные условия внешнего мира и взаимосвязи этих условий и данной личности. То есть роль играет то, насколько ситуация позволяет лидеру проявлять себя.
Как помочь ребенку развить лидерские качества
Напомню, что лидер – это тот, кто готов взять на себя ответственность. Он точно видит собственную цель и упорно к ней продвигается. Для обучения малыша таким свойствам достаточно воспользоваться некоторыми полезными советами:
- Получение опыта. Для этого у детей должно быть свободное пространство. Не старайтесь оберегать их от ошибок – им необходимо набивать шишки и делать из этого выводы.
- Соревнования. Но это не значит, что ориентироваться стоит исключительно на победу. Истинный вожак должен гордо принимать и поражения.
- Личные обязательства. С раннего возраста человеку следует осознать, что все его поступки имеют последствия.
Особенности лидеров
Самая главная особенность лидеров – харизма. Подробнее об этом читайте в статье «Харизма: что это в человеке и как ее развить». К другим отличительным чертам лидера относится:
- высокий уровень притязаний;
- высокая самооценка;
- самоуважение;
- самосознание;
- адекватная оценка слабых и сильных сторон своей личности;
- стремление к успеху (важность и ответственность), признанию, власти (управление людьми, направление их в определенное русло).
Конечно, без определенных компетенций и способностей набор таких качеств может дать совсем другой результат. Потому к другим качествам лидера относится:
- интеллект выше среднего, умение решать сложные и абстрактные задачи;
- самостоятельность, находчивость, деловая активность, готовность к действию, инициативность;
- умение видеть ситуацию широко, рассматривать выше частного;
- знания и опыт в конкретной сфере;
- хорошее здоровье, развитое воображение, внимание, память, мышление;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
- способность к саморегуляции (умение снимать напряжение);
- коммуникабельность;
- способность к психоанализу;
- красноречивость;
- визуальность (внешняя привлекательность).
Таким образом, все качества лидера можно поделить на общие, конкретные, личностно-деловые и психолого-педагогические.
Психология управления как научное знание
Данное направление являет собой гибрид двух теоретических баз – психологии как науки о свойствах человеческой психики и управления как науки обо всех аспектах организации целенаправленно и оптимально функционирующей социальной системы. Поиск наиболее удачного соотношения пропорции между психологическими и непсихологическими особенностями в процессе управления считается наиболее актуальным вопросом в психологии управления.
Эта наука оперирует такими важнейшими процедурами формирования методологии познания, как обобщение и систематизация фактов и явлений, данных, полученных экспериментальным и статистическим методами в сфере человеческих измерений и управления.
Область знания в психологии управления определяется:
- Степенью актуальности той или иной проблемы современного управления;
- Необходимостью выработки наиболее эффективных методов управления;
- Распространением тенденции воспринимать работника, прежде всего, как индивидуальность со своими социальными правами и обязанностями; такой подход требует от начальства использования человеческих ресурсов с учётом всех психологических особенностей каждого члена группы, но наиболее эффективными для организации способами;
- Требованиями по организации оптимизированной системы управления группой, предприятием и т.д. [4, с. 2].
Поэтому, можно сказать, что психология управления – это отрасль психологии, аккумулирующая достижения других наук для изучения психологической стороны управления, его оптимизации и повышения уровня эффективности управленческой деятельности [6, с. 16].
Виды лидерства
Лидерство бывает эмоциональным, деловым и информационным.
Эмоциональное
Возникает на основе симпатий в группе между участниками и лидером. Эмоциональный лидер создает благоприятный психологический климат, вызывает доверие, снимает напряжение, вселяет уверенность. Это сердце группы. К нему всегда можно обратиться. Как правило, эмоциональный лидер возникает в неформальных группах.
Деловое
Такое лидерство встречается в формальных коллективах. Деловой лидер отличается высокой компетентностью, умением решать задачи, организовывать деятельность. Это руки коллектива. Деловой лидер налаживает отношения, тесно общается с руководством.
Информационное
Информационный лидер – мозг коллектива. Он хорошо ориентируется в потоках информации, высоко эрудирован. К информационному лидеру обращаются за помощью, советом. Он помогает искать информацию или сам отвечает на вопросы.
Идеальный вариант – сочетание всех трех типов в одном лидере, но такое бывает редко. Чаще встречается сочетание делового лидера и эмоционального или информационного.
По направленности лидерство может быть:
- Конструктивное. Помогает достигать целей организации.
- Деструктивное. Стремления лидера наносят ущерб организации.
- Нейтральное. Не влияет на производительность.
Правило 1. Создайте сотрудникам правильную атмосферу обсуждения
Если работа была не очень успешной, то всё равно общий фон обсуждения надо сделать позитивным. Приём простой: руководитель может предложить всем присутствующим высказать несколько слов благодарности двум или трём коллегам за то, что действительно помогало работать вместе. Будет правильно, если руководитель первый поблагодарит кого-либо, только указав, за что конкретно. Отметить успех сотрудников — это ещё и настроить их на дальнейшую работу. Что поощряете, то люди стараются делать, может быть, не сразу, но к хорошему отношению привыкают и отвечают тем же.
Типы лидерства
Среди типов можно выделить вожака, лидера в узком смысле и ситуативного лидера:
- Вожак действует внушением. Он активен, силен, физически развит, здоров, стремится к успеху, уверен в себе, отличается способностью к адаптации, умен, имеет развитое творческое начало и интуицию, тактичен, контактен и легок в общении.
- Лидер обладает меньшим авторитетом, чем вожак. Он тоже убеждает и внушает, но еще и побуждает методом «делай как я».
- Ситуативный лидер выдвигается в конкретной ситуации за счет своих сильных способностей, необходимых в данный момент.
По отношению коллектива к лидеру принято выделять такие типы:
- «Один из нас». Он ничем не выделяется среди группы, но ей воспринимается как первый среди равных.
- «Лучший из нас». Практически по всем качествам выделяется из группы, выступает образцом.
- «Хороший человек». Ценится и выделяется коллективом за свои нравственные качества.
- «Служитель». Рассматривается как посредник, представитель интересов.
Один и тот же лидер может по-разному восприниматься участниками коллектива, то есть относится сразу к нескольким типам. Вообще лидеры есть в любой группе, как официальные, так и неофициальные, как деструктивные, так и конструктивные. Например, известный всем еще со школы пример старост (формальный лидер) и хулиганов (неформальный лидер) класса.
Разновидности
Термин «лидерство» берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит.
Самая известная классификация выделяет такие виды:
- Деловой. Имеет места в коллективах, объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае: продуктивность и креативное мышление.
- Эмоциональный. Свойственен психологическим группам. Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.
- Ситуативный. Он может принадлежать как к первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время экстренного случая.
Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:
- Бытовой – в школьной или университетской среде, в организациях досуга, в семейном кругу.
- Социальный – спортивные или творческие ассоциации, производственные или профсоюзные компании.
- Политический – деятели государства и общества.
Классификация на основе функций лидера
- Организатор. Его потребностями являются нужды всей группы. Поэтому он ведет активную деятельность для достижения общих целей.
- Борец. Ему присущи такие черты, как настойчивость, самоуверенность, упорство и развитая сила воли. Он, без сомнений, вступает в борьбу.
- Творец. Обладает новаторским, креативным мышлением, решает вопросы любой сложности. Он придерживается метода общения, а не раздает приказания.
- Утешитель. Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем, проявляет понимание и сочувствие.
- Дипломат. Ситуация находится у него под контролем и он мастерски владеет ей вплоть до мельчайших деталей. Этот человек знает, каким образом и на кого можно воздействовать.
Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Лидер и руководитель
Руководство – формальная позиция человека, не имеющая отношения к его личностным качествам, хотя на стиль руководства они влияют. Лидерство – положение, занимаемое человеком благодаря своим индивидуально-личностным особенностям. Пожалуй, это главное отличие.
Среди сходств можно выделить следующие:
- ориентация на цели организации;
- общение с людьми и группами людей;
- мотивирование работников и иное влияние на них;
- создание и поддержание благоприятного психологического климата.
Иногда руководитель и лидер рассматриваются как синонимы, если эти роли уживаются в одном человеке. Но так бывает не всегда. Возможно также выделение руководителем лидера или лидеров группы и выявление неформальных лидеров.
Лидер сам заинтересован и участвует в рабочем процессе. Он консультирует, дает советы, поддерживает обратную связь и подталкивает людей к самостоятельности, ведет за собой, показывает личный пример. Руководитель же может этого и не делать, он может даже не знать своих подчиненных лично. Лидеры не дают готовых решений, совместно с другими участниками коллектива они развивают творческое и проблемное мышление.
Лидерство может передаваться от одного человека к другому в зависимости от того, какие именно знания, умения, навыки, качества и способности нужны для решения актуальной проблемы.
Отличается характер власти руководителя и лидера. Руководитель наделен полномочиями, статусом. Лидер же завоевывает расположение группы и мотивирует их на успешное выполнение задач своим авторитетом и харизмой. Власть авторитета в разы сильнее власти полномочий. Но эту же власть проще потерять, так как она основана на уважении самой личности лидера.
Таким образом, можно выделить следующие отличия лидера и руководителя:
- Руководитель организует всю деятельность, лидер в большей степени отвечает за психологические отношения по вертикали.
- Руководитель назначается официально сразу после создания организации, лидер выдвигается стихийно через взаимоотношения участников группы.
- Руководитель управляет всей деятельностью и внешними связями организации, лидер отвечает за общение, деятельность и характер отношений внутри группы.
- Руководитель контролирует и властвует, лидер сам исполняет нормы организации.
- Руководитель ориентируется на прописанные права, лидер – на морально-психологические нормы, возникшие в группе.
- Руководство более стабильно, лидерство зависит от отношений и мнений участников коллектива, вследствие чего лидерство изменчиво.
Руководство – социальное влияние, в основе которого лежит принцип правовых отношений, распределения ролей, власть, контроль и дисциплина. Лидерство – психологическое влияние, основанное на восприятии, подражании, взаимопонимании и внушении. Это добровольное подчинение и свободное общение.
Руководитель – верхняя позиция в правовой социально-ролевой иерархии. Лидер – вершина в иерархии авторитета и престижа.
Пару слов о понятии
Это способность организовать и увлечь за собой массу индивидов, сделать собственную идею приоритетом для сотен и тысяч других, а также в одиночку достичь того, что казалось невозможным.
Жизни знаменитостей и великих деятелей подверглись тщательному анализу со стороны психологов, социологов и политологов. И на основе этих исследований были выявлены навыки и умения, способствующие раскрытию потенциала обычного человека и его реализации в обществе.
По одному из многочисленных определений, лидерство – это процесс воздействия на социум, когда личность может прибегнуть к помощи других для того, чтобы достичь общих для них целей. Чтобы изучить такое влияние, необходимо понять, кто такой лидер и каким комплексом качеств он обладает. Но эту тему затронем немного позже.
Особенности руководителя-лидера
Как я уже говорила, оптимальный вариант – сочетание руководства и лидерства в одном лице. Руководитель-лидер не приказывает и не давит на сотрудников. Он четко объясняет им цели и ведет за собой к этим целям. Кроме того, руководитель-лидер:
- Способен воспринимать и принимать общие нужды и проблемы, брать на себя ответственность за их решение.
- Способен организовывать совместную деятельность: формулирование актуальных для всего коллектива задач, создание условий для их исполнения, взятие ответственности, учет интересов и возможностей каждого участника, планирование работы с учетом этих особенностей, рассматривание и признание противоположных мнений, распределение обязанностей, мотивирование персонала.
- Отличается эмпатией, тактичностью, доверием, умением общаться, чуткостью: выслушает, поможет, разделит тайну, отстоит интересы, разрешит конфликт.
- Умеет представлять от своего лица весь коллектив, выражать общее мнение, выступать с инициативой к вышестоящим организациям для удовлетворения нужд коллектива.
- Умеет эмоционально и психологически воздействовать, привлекать людей без принуждений и приказов, убеждает и поощряет.
- Мыслит позитивно, чем вселяет веру в собственные силы всему коллективу.
В заключение хочу сказать, что одно наличие задатков и лидерских способностей не гарантирует ровным счетом ничего. Как мы видим, многие качества лидера приобретаются в процессе жизни. Способности помогают лучше и быстрее их развивать.
Проблема
Лидерство – это выражение силы воли и возможности оказывать влияние. Такому человеку всегда нужно доказывать собственное превосходство и бороться за власть. В противном случае на его место найдется другой.
Тяжело приходится представителям как формальной, так и неформальной разновидности. Ведь первые из них несут ответственность за функционирование подчиненных, а вторые – применяют сложные способы убеждения и стараются сохранить свою авторитетность.
Задайте вопрос
Гибкость
Чтобы ваша настойчивость не превратилась в упертость, стоит развивать еще одно системное качество лидера — гибкость. Это умение переключаться и легко отказываться от нерабочих стратегий. У лидера всегда есть «план B» и «план C» на случай, если что-то пойдет не так. Один из важнейших soft skills в мире, где каждый день не похож на предыдущий.
Как прокачать гибкость
КНИГИ:
- Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»
- Гарет Мур «Тренажер мозга. Как развить гибкость мышления за 40 дней»
- Шрини Пиллэй «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга»
ВИДЕО:
- Татьяна Владимировна Черниговская «Тренируем мозг: скорость, когнитивная гибкость, принятие решений»
- Ирина Хакамада, блог о лидерстве на YouTube в целом и ответ на вопрос «Как развить гибкость» в частности
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- В какой теме вы разбираетесь лучше всего? Найдите человека, который хочет в нее погрузиться, и попробуйте обучить его.
- Вспомните, какие игры вы любили, когда были ребенком? Найдите игры, которые также могли бы понравиться вам в детстве. С возрастом человек утрачивает гибкость — и речь не только про физические способности.
- Представьте, что на вашем месте оказался другой человек — вымышленный или реальный. Что бы он сделал в первую очередь? Что бы сказал окружающим людям, как бы решил текущие задачи?
Настойчивость
Да, это качество тоже можно развить! Важно понять, что преграды и трудности будут всегда, такова наша жизнь. Именно настойчивость поможет не опустить руки, отнестись к поражению как к обратной связи и продолжить работу. “Do what you can, with what you have, where you are” — помните эту фразу Теодора Рузвельта?
Как прокачать настойчивость
КНИГИ:
- Линда Каплан Талер, Робин Коваль «Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха»
- Харди Даррен «Накопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатам»
ВИДЕО:
- Angela Lee Duckworth “Grit: The power of passion and perseverance” (есть перевод на русский)
БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:
- Skillsoft: “Resilience & Perseverance” (курс на английском языке. Платный, но есть пробный период 14 дней — можно успеть пройти. Также включены 10 книг по теме).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Вспомните одно из своих значимых достижений и выпишите, с какими трудностями вы столкнулись, пока шли к реализации. Как вы нашли выход в каждом случае? Насколько значительными эти проблемы кажутся сейчас?
- Подумайте, что вас вдохновляет и мотивирует? Составьте список того, что создает правильный настрой: музыка, фильмы и не только. Обращайтесь к этим вещам, когда чувствуете упадок сил.
- Тренируйте самодисциплину: специально ставьте перед собой сложные задачи, вписывайтесь в челленджи, начните бегать Даже простое расхламление, когда вы решаете, что из вещей пора выбросить, тренирует силу воли.
- Подумайте, кто из близких сможет вас поддержать и стать вашим единомышленником? Рассказывайте этим людям о своих успехах, не стесняйтесь хвалить себя.
ДРУГОЕ:
- Попробуйте сервис для достижения целей Smart Progress: там вы сможете потренироваться ставить и достигать цели, а еще понаблюдать, как другие люди решают похожие задачи, и найти единомышленников.