10 способов стать эрудированным или как расширить кругозор

Обновлено: 16.05.2021 14:19:25

Умение мыслить и много знать — высшие достижения человека. Образованность избавляет от стереотипного мышления, общепринятых заблуждений и мнений, дарит внутреннюю свободу. Задумывались ли вы о том, какими знаниями владеете и насколько хорошо разбираетесь в природе вещей? Если понимаете, что не всегда можете поддержать разговор и часто «плаваете» в актуальных темах, займитесь самообразованием. Может ли обычный человек стать полиматом, что для нужно делать сориентируют эксперты expertology.

Кого можно считать умным и что такое ум

Кто считается умным и что такое ум? Если вчитаться внимательно, то можно заметить, что вопрос поделён на две части. И начать следует со второй. Ум — это способность применять имеющиеся знания на практике. Такое определение кажется упрощенным, не развеивающим таинственный туман сознания и низвергающей человека с пьедестала сложности. Однако это действительно так: ум — способность.

Конечно, сие суждение базируются не на биологических предпосылках. Серое вещество в голове не может быть «навыком» и, если угодно, «пёрком», поскольку это материальный объект. Вместе с тем нет никакой необходимости вдаваться в нейронауки: достаточно остаться в плоскости философских размышлений и не рассматривать ум с точки зрения функционирования нейронных связей и тому подобных свойств мозга.

Ответ на первую часть поставленного вопроса вытекает очевидностью из вышеприведенного тезиса: умный человек — тот, кто способен применять имеющиеся у него знания в жизненной деятельности. В действительности между теорией и практикой простирается зияющая пропасть, перешагнуть через которую – значит стать умным.

Взгляд на одну проблему со всех сторон

Символ научного центра Бонна — скульптура, представляющая слона и четырёх слепцов, которые ощупывают с четырех сторон. Один ощупывает ногу, второй хвост, третий — туловище, четвёртый — хобот. И каждый представляет только то, к чему прикасался.

Только собирательный образ позволяет определить, что это слон. Это подтверждает полезность разностороннего развития эрудита. Он умеет смотреть на проблему в целом и оценивать с разных сторон, применяя знания.

В чём отличие между умным человеком и эрудированным

Популярный вид телевизионных шоу — пригласить образованных участников и начать задавать им сложные вопросы. Так, например, родилась «Своя игра». Респонденты предстают перед зрителями умными людьми, однако считать их таковыми ошибочно.

Если Анатолий Вассерман — человек отнюдь не умный, то какой тогда? Эрудированный. В чём разница? А в том, что эрудированные люди — живое воплощение баз данных, или, как говорили раньше, энциклопедий. Миллионы утрамбованных фактов в голове, обширные знания в самых различных областях (от земледелия до космологии), развитая память — эрудита легко распознать, но трудно делать с ним совместную работу.

Следовательно, умный не значит эрудированный. Однако это не антиномии. Прекрасно, если умный человек ещё и начитан: в таком случае он повышает свои шансы на плодотворно прожитую жизнь.

Воистину щепетильный вопрос: «Кем из них быть лучше?». Что ж, если уж метаться в крайности, то выгоднее вступить в сообщество умных. Конечно, если разбудить такого индивида посреди ночи и спросить про диаметр огорода соседа, то, вероятнее всего, он обратится к русскому мату, однако же, если сообщить ему, что под соседским участком обнаружили залежи нефти, то он придумает, как извлечь из этой информации пользу.

Проблема отечественного образования в том, что и школы, и университеты выпускают эрудитов. Это можно легко доказать, взглянув на содержание образовательной программы: например, экономисты-бакалавры на первом и втором курсах изучают естествознание. Нет сомнений в ценности естествознания как такового. Есть только отчаянные, брошенные в пустоту догадки на тему того, как экономист задействует вынуждено известные ему законы движения небесных тел в процессе подсчёта чистой прибыли предприятия. В таких условиях становление умным человеком – скорее исключение, чем правило.

Читая книги

Прочитанные книги тоже являются отличной базой для эрудированности – ну, конечно если это не женские романы или детективы Донцовой. В последних, кстати, встречаются определенно здравые размышления, но вот полезную информацию из них почерпнуть трудно.

А вот в классических образцах художественной литературы содержится немало полезной информации, особенно, если в книге описывается современная автору эпоха. Кстати, довольно хороший результат для тех, кто не любит познавательных книг и журналов: и удовольствие, и польза. Ну кто бы нам так увлекательно рассказал про разнообразные яды, как не Артур Конан-Дойл через своего персонажа Шерлока Холмса? Кстати, автор этого знаменитейшего сыщика всех времен тоже обладал энциклопедическими знаниями, которыми и поделился со своими читателями.

Как можно определить свой уровень интеллекта

Соизмерить несоизмеримое сложно. Дело в том, что неполностью понятно, что такое «интеллект». С умом и эрудированностью разобрались. Следует зайти дальше и уточнить, что оба этих качества являются составляющими интеллекта. Однако размышления в данном направлении в итоге упираются в тупик.

Гарвардский психолог Говард Гарднер выделяет несколько типов интеллекта:

  • лингвистический;
  • математический;
  • музыкальный;
  • пространственный;
  • кинестетический;
  • межличностный;
  • внутриличностный.

Они не конкурируют друг с другом, так как все важны одинаково, но вместе с тем одни из них могут быть «доминирующими», а другие — «спящими».

Роберт Штернберг, профессор психологии в Университете Тафтса, классифицирует виды интеллекта следующим образом:

  • аналитический;
  • творческий;
  • практический.

У учёных нет консенсусного мнения относительно сущности и функций интеллекта. Есть лишь понимание его многообразия. Однако и здесь возникают разночтения на почве трудности в познании признаков. Творческий интеллект… Но что есть творчество? Как возникает? Какое бывает? До конца неизвестно. Следовательно, под вопросом сама классификация.

Не обнадёживающий, но важный вывод: нет точного способа измерения уровня интеллекта. Лучшее, что можно сделать, это попробовать определить его через присущие ему свойства.

Кен Робинсон в своей книге «Призвание» приводит три характеристики:

  • разнообразие: помимо математических способностей, могут быть и музыкальные, художественные, архитектурные и т.д.;
  • динамичность: для решения задач используются различные участки мозга;
  • самобытность: интеллект, как и отпечатки пальцев, уникален.

В интернете существует множество тестов. Проходить их или нет — личный выбор каждого. Более эффективно определить к чему есть способности — спорт, наука или искусство — и затем, чтобы повысить свой интеллект и стать умным, развивать навыки в выбранном деле.

Зачем нужна эрудиция?

Этот вопрос возбуждает обсуждение, вокруг него происходят дискуссии и споры. Одни утверждают, что эрудиты — чудаковатые люди, которые тратят время на ненужное хобби. Желающие все узнать поглощают книги, попадающие на пути, и увлекаются ненужными знаниями.

Они подобны коллекционерам, которые увлеченно гоняются за старыми марками, значками или произведениями искусства. Так же и эрудиты повышают знания, ища новые дороги для этого.

Рассуждая так, представители первой группы отрицательно отвечают на вопрос: нужно ли повышать эрудицию? В представлениях эрудированность — нагромождение знаний, а не способность совершать открытия и гарантировать прорывы в области технологии.

Вторая часть людей отвечает на подобные суждения фразой: кто не образован, тот невежда. В подтверждение этого высказывания они приводят примеры, когда невежество обходится дорого для окружающих:

юрист, который не разбирается законодательных терминах и правилах; врач, который ставит диагноз по телефону или пропускает признаки и не выявляет вовремя проблемы; психолог, имеющий поверхностные знания и дающий советы, не вникая в вопрос; учитель русского, истории, другого предмета, имеющий знания, которые почерпаны только из школьной литературы.

Каждый из подобных случаев имеет в основе недостаток профессиональных знаний и низкий уровень образованности. Эти проблемы в комплексе приводят к неспособности специалиста оценивать ситуацию в критическом спектре. Вследствие этого невозможно найти правильные решения.

Эрудированность — способность мыслить за пределами примитивных объяснений бытия мира. Она ведёт к развитию особого умственного склада.

Можно ли стать умнее, если ты уже взрослый

Стать умным человеком дозволено всегда. По крайней мере, пока есть силы запускать мысль и совершать движения.

Распространено суждение, в соответствии с которым чем старше становишься, тем слабее мозг (клетки отмирают, и всё такое). Часто в пример приводят изучение языков. Детям освоение нового языка даётся легче, чем взрослым, следовательно, причина в прожитых годах.

Действительно, мыслительный потенциал с возрастом сужается, однако масштабы этого процесса преувеличены. Причины, по которым ребёнку проще выучить язык, кроются не в молодости мозга, а в психологическом восприятии: дитя находится в языковой среде и ему неизбежно приходится вникать в происходящее и использовать новые слова в своей речи; он говорит свободно, не думая об ошибках, а родители зачастую его хвалят.

Отсюда, кстати, вытекает важный вывод: образование (для становления умным) требует неклассического подхода. В школе учеников ругают за неверные ответы, из-за чего в них пестуется страх к попыткам сделать что-то новое.

Они теряют связь с реальным миром, замещая его страницами учебников, и судят по себе, исходя из выведенной красной ручкой цифры в дневнике. Нужно загнать страх поглубже и дать себе ошибаться в делах. Любой умный человек поначалу принимал неверные решения, прежде чем получал практически ценные знания.

Что касается зрелости и старости, то это несущественный барьер, чтобы стать умным, в случае если человек регулярно тренирует разум. Учиться никогда не поздно. Достаточно взглянуть на известных литераторов — немалое их количество не отличалось умом в юности, но, несмотря на это, они смогли создать шедевры.

Разумеется, чем раньше начнёшь, тем лучше. Юность даёт преимущество, но не столько биологическое, сколько временное, ведь, по сути, речь идёт о усвоении навыков, а это почти всегда не бывает быстро.

Суть понятия

Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.

Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.

Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.

Все они могут быть классифицированы по трем показателям:

  1. содержание (мыслительная работа человека);
  2. операции (способ переработки информации);
  3. результат.

Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого

Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже

Топ способов, чтобы стать умнее и повысить свой интеллект

Интеллект необходим для решения задач. Тогда требуется найти методы, ускоряющие этот процесс.

Нет необходимости искать ответ в контексте конкретной деятельности. Выше было сказано, что понятие «интеллект» тесно связано с характером занятия, в котором он задействуется. Очевидно, что писатель должен писать, музыкант — играть, а математик — вычислять. Суть в ином: стимулировать интеллект выполнять его функцию.

Итак, как же думать быстрее? Здесь всё же придётся обратиться к свойствам мозга.

Даниэль Канеман, психолог, лауреат Нобелевской премии по экономике (за вклад в развитие поведенческой экономики) в своём труде «Думай медленно, решай быстро» ссылается на опыт Роя Баумейстера, пришедшего к занятному открытию: на скорость и точность мышления влияет уровень глюкозы. Нервная система потребляет много глюкозы, таким образом, умственная деятельность истощает организм. Вот почему народная мудрость гласит, что перед экзаменом нужно съесть шоколадку.

Кавашима Рюта, нейроучёный, разработчик развивающих игр и писатель в своей книге «Японская система развития интеллекта» рекомендует плотно кушать перед началом умственного труда. На сытый желудок думается лучше — это научный факт.

Учёные дают понять, что диета определяет живость мышления. Помимо пряностей, мозг обожает орехи. И вообще, здоровую и калорийную пищу. Мясо, овощи, мясо, фрукты, мясо, выпечка и, конечно же, мясо, мясо, мясо.

Положительно на здоровье мозга сказываются физические упражнения. Утренняя разминка, пешая прогулка, занятия в спортзале — всё это делается умными людьми. Они нередко живут очень долго благодаря тому, что внимательны к потребностям своего организма.

Отдых. Что ни говори, а расслабляться полезно. Само собой, многое зависит от вида досуга. Например, выпивка спиртного в баре за просмотром футбольного матча едва ли оздоровит разум — наоборот, утром будут боли в голове.

Наиболее предпочтительно проводить время за лёгкими развивающими занятиями: чтением литературы, просмотром кино, компьютерными играми (но не чрезмерно), слушанием музыки, рисованием, моделированием и так далее. Приветствуется и активный отдых: походы, скалолазание, игры с мячом и тому подобное.

Отдельно следует выделить медитацию. Большинству она кажется абсурдной, шарлатанской, слишком восточной. Однако они не пробовали спокойно сидеть в течение 15 минут, не думая ни о чём и следя только за своим дыханием, — мысли так и роются в голове, не давая покоя. Порой необходимо «отключить мышление», чтобы дать мозгу отдохнуть.

Итак, вне зависимости от рода деятельности стать умным человеком помогают:

  • диета (глюкоза, регулярное питание);
  • физические упражнения;
  • отдых;
  • медитация.

Искусство говорить красиво

Хотели бы вы быть способным говорить на любую тему, научиться интересно повествовать о скучных вещах, мастерски владеть силой слова, излагать свои мысли в убедительной и аргументированной форме, с легкостью импровизировать или четко следовать подготовленной речи? Если да, то вам просто необходимо постичь искусство красноречия.

Для того, чтобы овладеть искусством говорить красиво, необходимо в первую очередь:

  1. Обрести гармонию своего внутреннего состояния, т. е. преодолеть в себе неуверенность или страх перед незнакомой аудиторией, настроиться на положительный результат. Конечно, умение преодолевать волнение перед публичным выступлением приходит с практическим опытом, который можно получить в актерском кружке. На занятиях вы узнаете, как развить красноречие, побороть боязнь сцены и незнакомых собеседников. Педагоги также укажут на ваши ошибки и дадут индивидуальные рекомендации на тему расслабления, устранения волнения перед выступлением, тренинги помогут вам стать более уверенной в себе личностью.
  2. Научиться красноречию взрослому человеку невозможно без работы над качеством речи, звукоизвлечением, дикцией. Говорить много или быстро – не значит красиво. Важны детали, которые помогают стать красноречивым оратором и просто приятным собеседником. Существует множество практик, которые включают в себя всевозможные дыхательные упражнения и речевые разминки. Многие из этих упражнений становятся эффективными только при выполнении их с профессиональным педагогом по актерскому мастерству. Неправильное выполнение техники не улучшит дикцию и не поставит правильного дыхания, которое необходимо для длительного выступления.
  3. Развить красноречие поможет такая тема выступления, которая вас увлекает, ваш «конек» может стать вашей «визитной карточкой». Не бойтесь говорить и рассказывать о вашем любимом хобби или приятном событии. Тогда вы покажитесь аудитории энергичным, интересным, «живым» и, конечно, красноречивым. Для этого даже в самой научной и «сухой» теме найдите любопытные для вас факты, проведите аналогии с интересными событиями, изобразите схемы, упрощающие содержание вашего доклада, используйте иллюстрации и видео материалы.
  4. Попробуйте шутить с аудиторией, ее благосклонность обязательно раскроет ваше красноречие. Тренируйте себя в импровизации на уроках ораторского мастерства и смело участвуйте во всевозможных тренингах по развитию уверенности в себе. Красноречивый оратор всегда выйдет сухим из воды. Он может парировать любой неудобный и каверзный вопрос, справиться с негативно настроенной публикой.
  5. Развивать красноречие можно и нужно параллельно с тренировкой вашей памяти. Запоминайте яркие обороты, словоформы и словечки, что позволит сделать вашу речь яркой, особенной и запоминающейся.

Красноречие – это целое искусство, умение управлять умами, а это значит, что тот, кто не знает, как научиться красноречию, также должен обратиться и к изучению психологии. После того, как вы осознаете, как действуют те или иные слова и выражения на вашего собеседника, сможете эффективно управлять сознанием, а значит, ваша речь достигнет нужного результата.

Вот почему последнее время стало модным изучать НЛП (нейролингвистическое программирование) или уделять огромное внимание не только речи, но и невербальному общению (жестам, позам, мимике), которые призваны еще больше добавить вам весу как собеседнику.

На занятиях по актерскому мастерству вы научитесь процедуре подготовки своего выступления: отточите дикцию, научитесь расслаблению, позам, жестам и мимике, сможете позабыть о многих проблемах и сконцентрироваться на содержании речи. Уроки красноречия и риторики в театральной студии позволят обогатить словарный запас, вы избавитесь от слов-паразитов и поймете, как научиться красиво говорить за минимальный срок.Для желающих начать обучение с юных лет подойдет театральная студия для детей в Москве.

Как стать эрудированным человеком

Нельзя стать умным, не побывав хотя бы немного эрудированным. Речь идёт о том, что до использования знания в каком-либо деле оно должно появиться. Поэтому надлежит выделить эффективные принципы процесса познания.

Принцип первый: знать, зачем мне это

Бесцельное заучивание фактов — ментальная мастурбация. Безусловно, не всегда заранее известно, что в жизни пригодится, а что нет, но это вовсе не оправдывает полное отсутствие целей. Эрудит сначала спрашивает себя, что он хочет познать и для чего. Всегда. Потом делает.

Принцип второй: использовать проверенные источники

Эрудит большую часть времени работает с каналами информации. Сегодня их воистину много. Как и данных. Поэтому так много внимания он уделяет грамотному потреблению информации.

Начинает он всегда с вопроса: «Насколько достоверен источник?». Чаще всего ответ прост. Иногда накрыт тенью противоречий: скажем, один учёный разработал теоретическую модель, а сообщество других учёных её раскритиковало — и попробуй пойми, насколько его идеи соответствуют действительности.

Принцип третий: обеспечить постоянство

Память — та ещё забывчивая шалунья. Дело в том, что без периодического повторения знания выветриваются из головы. Возникает вопрос: как часто нужно повторять материал? Ответ: зависит от времени. Первые пару дней воспроизводить пройденное в голове, затем через день в течение недели, затем раз в неделю индивидуально; однако, чтобы знание наверняка стало устойчивым и никогда не исчезло, Барбара Оакли, автор книги «Думай как математик», рекомендует решать задачи. Правда, в таком случае эрудит превращается в человека-умного, следовательно, при желании можно вывести доказательство (так сказать, от грамотной работы с материалом), согласно которому эрудированность — предшествующая стадия умности и только пройдя её можно стать умным.

Узкий профиль

Итак, этот вариант предполагает углублённое познание какой-то одной сфере. Только для начала необходимо чётко определить область, в которой вы желаете достичь максимальной компетенции. А также понять, в чём именно состоят ваши ограничения.

Потому что, прежде чем куда-то отправиться, каждому человеку важно знать своё местоположение, точку, из которой он будет двигаться. Только в таком случае возможно простроить маршрут.

Между прочим, когда взрослый человек признаёт свои ограничения – это делает его в глазах собеседников ещё более значимым.

Подготовьте разноцветные стикеры, на которые будете выписывать темы, нюансы, к которым хотели бы вернуться и уделить больше внимания. Составьте план обучения, чтобы иметь хотя бы примерное представление о том, через какой промежуток времени вам удастся достигнуть своей цели. А также, чтобы структурировать работу, разбив на мелкие задачи. О том, как составлять такой план саморазвития, вы узнаете из этой статьи.

Как расширить свой кругозор

Подумать только: география ежедневных перемещений среднестатистического человека ограничена парой районов. Как в таких условиях заиметь широкий кругозор, если круг обозрения узок?

Это ещё не всё. С информацией то же самое: соцсеть, пару каналов на ютубе, новости.

Что такое кругозор? Это мировоззрение, то есть совокупность знаний о мире и личных убеждений. Всё это — результат пережитого опыта и его осмысления (рефлексии). Стало быть, нужно больше переживать и лучше осмыслять.

Начать следует с информации. В разделе про эрудированность приведены проверенные принципы эффективной работы с ней.

Далее требуется расширить «ареал своего обитания». Пару районов — скудно. Дом, работа, дом, работа, у студентов ещё и учёба. В таком рутинном телодвижении мировоззрение сужается до размеров автобусного окна.

Читая журналы

Не стоит забывать о журналах: давно ушли в прошлое те времена, когда подписка на «Наука и жизнь» доставалась лишь счастливчикам, а достать подшивку за предыдущие годы нельзя было даже в районной библиотеке. Теперь журналы доступны всем, разнообразные, на дорогой бумаге, с красочными картинками.

В каждом супермаркете есть полочка с журналами на разные темы. А уж киоски с периодикой от них просто ломятся. Специальные серии для коллекционеров: куклы разных эпох, военные самолеты, оружие, драгоценности, кухня народов мира – глаза просто разбегаются.

Простые советы, если тебе кажется, что ты не слишком умён

Если вы задаетесь вопросом, достаточно ли умны и на этот счет расстраиваетесь, то ознакомьтесь с нижеприведенными рекомендациями:

  • Не сравнивать себя с остальными. В эпоху глобализации милая школьница Аня из 11 В класса может наткнуться в инстаграме на фото американской модели с большими губами и разочароваться, что у неё нет таких. Она устроит скандал родителям или, хуже того, в тихую накачает себе ботокс в салоне красоты. Пресса пестрит подобными историями. Сопоставления зачастую эмоциональны.
  • Не боготворить авторитетов. Обычно, учителя являются таковыми, ведь они порой могут оценить способности ученика точно. Однако, увы, преподаватели тоже ошибаются. То, что Аня плохо решает уравнения, ещё не значит, что она — неспособная пианистка.
  • Определить, тем ли я занимаюсь. Бывает так, что «не моё», и всё на этом. Не получается играть в шахматы? Возможно, получится в шашки.
  • Верить в себя. Гёте назвал веру в себя «волшебством», ибо только при её наличии можно воплотить мечты в реальность. Немецкий писатель доказал, что он прав.
  • Выяснить, что послужило причиной сомнений. Это заключительный пункт, потому что он взывает к прочтению предыдущих. Он — трюизм, однако очевидности не так просты в понимании, как кажутся. Не стоит тащить на себе бремя этого чувства или смиряться с ним. Его нельзя предать забвению. Оно не менее важно, чем любовь. Душевная рана требует лечения.

Парадокс в том, что умные люди обычно недооценивают свои способности. Так что само по себе сомнение в своём интеллекте может быть индикатором его развитости, но оно всё равно вредно, ибо затормаживает начинания человека. Кроме того, неуверенность прививается обществом, особенно юношам. Всякого учили быть скромнее и не претендовать на звание лучшего.

Гениями становятся. Это значит, что даже если человек не ощущает себя гением, то у него есть воистину привлекательная возможность им стать.

Отказ от перфекционизма

Некоторые люди грешат тем, что начинают стремиться к тому, чтобы всегда и во всем быть первыми. Другие хотят делать все идеально. Это невозможно по определению. Как стать эрудированным, если вы постоянно хотите кому-то что-то доказывать? Для начала следует отказаться от мысли все делать правильно. Ошибки случаются у всех, в этом нет ничего страшного. Иногда даже промахи необходимы для того, чтобы иметь возможность расти над своими проблемами, стараться их решать всеми силами. Только пройдя через специальные испытания, можно понять, чего вы на самом деле стоите, в какую сторону следует направлять свои усилия. Известно, что перфекционисты – самые несчастные люди на свете. Отказ от такой позиции позволит многого достичь, освободиться от внутренних терзаний.

Нон-фикшн ХХ Международной Книжной Ярмарки

Трудно составлять список лучших книг для развития эрудиции, ибо это вопрос сугубо индивидуальный. Но посоветовать эксперты самой масштабной в России Книжной Ярмарки вполне могут.

Грегори Бернс. Что значит быть собакой. И другие открытия в области нейробиологии животных

Пер. с англ. И. Евстигнеевой. М.: Альпина Нон-Фикшн, 2021. 333 стр.

489 — 547 руб.

Грегори Бернс. Что значит быть собакой. И другие открытия в области нейробиологии животных

Учёные изучают животных, пытаясь обнаружить когнитивные способности. Рассказы о научных экспериментах на собаках, дельфинах, морских котиках представлены одним из этих учёных. Понимает ли собака какой цвет называется синим? Что такое «здесь» и «там» — нам понятно, а морским котикам? Научные изыскания — всегда сложный, но интересный процесс. Научив собак не бояться томографа, учёный рассказал, что творится у собаки в голове. Морские котики понимают музыкальный ри с помощью ультразвука. Все обладают чувствами, подобными человеческим.

Достоинства:

  • автор стремится показать, что животный мир играет в жизни планеты важную роль. Им не хватает только речевых навыков, в остальном они видят, чувствуют, радуются, как люди.

Недостатки:

  • лабораторные опыты над животными популяризировать нельзя, это издевательство над животными.

Ляля Кандаурова. Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику

М.: Альпина Паблишер, 2021. 438 стр.

499 — 504 руб.

Ляля Кандаурова. Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику

Поколениям, выросшим после Перестройки, автор-музыковед объясняет суть классической музыки. Удобное для чтения форматирование на четыре части. Что означают оригинальные названия, читайте сами, написано не заумно, читать легко, интересно. Автор закручивает сюжет, как кинодетектив, запутанный, таинственный, увлекательный. Любую пьесу, о которой рассказывается, можно по коду скачать в Интернете и прослушать. Зная историю создания, принципы собирания нот в такты, слушать становится намного интересней.

Достоинства:

  • спасибо автору: открыла для себя многоголосие Окегема;
  • qr- коды — слушаешь произведение, о котором написано, это хороший плюс.

Недостатки:

  • окончила музыкальную школу, но было сложно лавировать среди многообразия терминов.

Дильшат Харман, Михаил Майзульс, Сергей Зотов. Страдающее Средневековье

М.: АСТ, 2021. 416 стр.

457 — 696 руб.

Дильшат Харман, Михаил Майзульс, Сергей Зотов. Страдающее Средневековье

Редкий пример, когда Интернет-паблик (сообщество любителей истории — полмиллиона подписчиков) стал бестселлером. Здесь найдутся объяснения маргиналиям на полях рукописей и фресок Средневековья, странным, порой совершенно непристойным. Обезьяны на полях древних рукописей, похабные фигуры на церковных стенах — откуда такое святотатство? 600 иллюстраций, отлично составленный текст, приправленный юмором — такая вот получилась историческая вещь. Просветительский характер, новаторские идеи, сделали её спорной для учёных, но одной из самых читаемых исторических публикаций.

Достоинства:

  • получилась добротная энциклопедия средневековой иконописи для только входящих в тему, не для профессионалов;
  • полтысячи иллюстраций — это круто: живопись европейская, христианская (католики, протестанты, лютеране); главная цель — разгадать символику средневековых картин, успешно выполнена.

Недостатки:

  • частенько изображение находится не на той странице, где о нём говорится, это раздражает;
  • фривольные картинки, их смысл понять помогают авторы, но ничего нет про технику рисунка, цветовой символизм.

Чем хороша нехудожественная литература

Широко образованный человек начинается не с ядерной физики, а с художественной литературы. Для развития интеллекта она — очень важный этап. Знание классики при общении с окружающими сразу выдаст вашу образованность. Далее эрудиция держится на научно-популярной и научной литературе, имеющей антагонистическое определение — нехудожественная литература (нон-фикшн). К этой части литературы относятся:

  • публицистика;
  • научно-популярные издания;
  • энциклопедии, словари, справочники;
  • биографии, мемуары;
  • религия;
  • психология;
  • самопознание, саморазвитие,
  • искусство, культура;
  • спорт, здоровье.

Конечно, не смешные «популярные картинки» из серии как быстро похудеть или разбогатеть от неизвестного Имярека, а написанные профессионалами, экспертами в своей сфере. Нынешний вал печатной продукции не успевает изучаться, анализироваться, проверяться. Некоторые доверяют лживой информации, не имея времени проверить достоверность. Истинные эрудиты никогда не оценят факт по одному источнику информации. Они прочитают несколько, найдут несоответствия, получат реальный вариант события. Потому что смотрят на слона в целом, значит, умеют анализировать.

Нон-фикшн Книжной Ярмарки «Красная Площадь»

Подборка из серии «Научно-популярная книга» составлена из изданий, имевших повышенный спрос на ярмарке, пришлась по душе литературному эксперту-критику.

Ричард Докинз. Эгоистичный ген

Издательство: Gorpus, перевод Н.Фоминой, 2013. 512 стр.

564 — 576 руб.

Ричард Докинз. Эгоистичный ген

Первая книга автора (1976 г) остаётся наиболее читаемой из всех его трудов. Это шедевр литературы и биологии, изданный на 20-ти языках. Хорошо иллюстрированная, она расскажет об эволюции и генетике. То, что очевидно для биологов, станет открытием для «небиологического обывателя». Познавательно, интересно: прогуляемся с автором по времени от насекомого до человека, поговорим о стратегиях природы, поведенческих особенностях, «культурной революции».

Достоинства:

  • автор — прекрасный собеседник, умный, тонкий, просто рассказывает о сложных вещах;
  • мы — биологические машины — жёстко, но честно;
  • серьёзная научная работа, спорная, но подана на очень доступном уровне;
  • даже для стопроцентного гуманитария оказалось по зубам.

Недостатки:

  • абсолютно нет иллюстраций, схем, графики.

Дайана Халперн. Психология критического мышления

Издательский Дом ПИТЕР. Серия: Мастера психологии, 2000. 512 стр.

Электронная версия, скачать за 240 руб., 512 стр.

Электронная версия скачивается бесплатно, 158 стр.

айана Халперн. Психология критического мышления

Серьёзный труд по когнитивной психологии, неформальной логике, в котором множество психологических исследований. Интересные описания заблуждений — логических и интуитивных, варианты анализа аргументации, инструменты для развития эффективного мышления, многие другие вопросы, связанные с логикой, памятью, работой мозга. Хорошее пособие для тех, кто хочет мыслить современно, поможет при самообразовании.

Достоинства:

  • структура текста правильная — от простого к сложному, каждая глава — как самостоятельное произведение, в конце — выводы, термины, очень удобно заниматься;
  • много цитат, примеров, задач — голова работает, не просто по диагонали читается;
  • реальные исследования, практическое применение подсказано — отлично.

Недостатки:

  • не найдено.

Дэвид Эдмондс. Убили бы вы толстяка?

Издательство Института Гайдара. 2021. 256 стр.

Дэвид Эдмондс. Убили бы вы толстяка?

Философский труд на темы этики — «что такое хорошо и что такое плохо». Наука тонкая, с массой противоречий, парадоксов, описывается автором со знанием дела. Читается легко, полезных знаний даёт много. Этическая дилемма: готовы ли вы столкнуть на рельсы одного толстяка, чтобы спасти пятерых, привязанных к этим же рельсам? Вопросы моральной философии «хождения по трупам» или всеобщей любви всегда интересовали именно сложностью выбора.

Достоинства:

  • отличная структура повествования, читать легко, интересно;
  • познавательно: цепляет тем, что на некоторые вопросы нет «правильного» ответа, оба неправильные.

Недостатки:

  • очень много написано про «проблему вагонетки», важный момент, но он только ступенька к основной теме;
  • зачем-то автор углубился в личную жизнь женщин-философов, вообще не по теме, а вот анализа проблемы маловато.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]