Имбецильность (Умственная отсталость средней тяжести)

Диагностирование имбецильности, слабоумия, шизофрении и других форм психических расстройство возможно на начальной стадии проявлений. Но неквалифицированные специалисты и люди без медицинского образования могут путать эти понятия. Мы же разберемся в том, что такое олигофрения в степени имбецильности и чем эта форма психического расстройства опаснее остальных.

Несмотря на достаточную редкость проявления такого заболевания (встречается 1 раз на 10000 новорожденных), люди с подобным диагнозом требуют к себе повышенного внимания и постоянного ухода.

Больные имбецильностью

Такие пациенты отличаются заметными проявлениями умственной отсталости. Они не могут контролировать и оценивать собственные действия. Часто могут слишком громко говорить или беспричинно смеяться. Проявление громкого смеха у таких пациентов становится не показателем радости. Часто именно так страдающие патологией показывают свою неуверенность в понимании происходящего.

Уровень умственного развития имбецилов низкий. IQ варьируется на уровне от 20 до 50 баллов. У больных отмечается малый кругозор. При отсутствии постоянного контроля они часто могут отличаться асоциальным поведением, с момента начала полового созревания могут проявлять сексуальную распущенность. Но в большинстве случаев такие проявления являются неосознанными, они связаны с элементарными физиологическими потребностями.

Имбецилы узнают родственников. Они очень привязаны к близким, но приступах агрессии могут причинить вред самому дорогому для себя человеку. Больные копируют поведение окружающих. За счет высокой внушаемости легко попадают под негативное влияние и могут склоняться к выполнению асоциальных действий.

Причины имбецильности

В качестве причин имбецильности выделяют целый ряд факторов, имеющих влияние на ребенка во время его внутриутробного развития и на ранних сроках жизни.

  • Основными считаются генетические отклонения, такие как болезнь Дауна и микроцефалия.
  • Второй фактор — внутриутробное поражение плода, спровоцированное нарушением гормонального фона у матери.
  • Если во время беременности женщина перенесла вирусное или венерическое заболевание, к примеру, краснуху, токсоплазмоз или сифилис, это также может стать причиной имбицильности ребенка.
  • К причинам, по которым может развиваться имбецильность, относится и конфликт резус-факторов между плодом и матерью.
  • Непосредственное влияние на головной мозг плода имеет прием будущей матерью алкогольных и наркотических веществ, дозы облучения рентгеновскими лучами, недостаток микроэлементов и витаминов в ее питании.
  • После рождения причинами патологии могут стать родовая травма, тяжелые роды, асфиксия в период беременности и родов.
  • Не последнее место занимают травмы головы и заражение детскими инфекциями.
  • В крайне редких случаях имбецильность не является следствием механических повреждений или генетических отклонений. Она может быть связана с исключительно социальным фактором, таким как отсутствие общения со взрослыми людьми. Кроме этого, развитие ребенка зависит от полноценности питания.

Имбецильность у детей

Олигофрения в стадии имбецильности, как в других стадиях, является неизлечимым заболеванием. Дети с умственным отставанием в стадии имбецильности обучаемы. Они хорошо впитывают навыки самогигиены и стараются выполнять все процедуры, которые им показывает взрослый.

При проведении постоянных занятий ребенок, страдающий легкой или средней стадией патологии, могут освоить минимальный набор знаний. Например, счет, но только подсчитывание конкретных предметов максимум в пределах 10, чаще 5 единиц. Он может освоить чтение по слогам и выучить буквы. Занятия необходимо проводить в постоянном режиме. Дети с олигофренией в этой стадии быстро забывают полученные навыки и могут деградировать.

Диагностика имбецильности

Чтобы выявить признаки имбецильности, специалисту, как правило, достаточно осмотра и беседы с пациентом. Степень отсталости выявляется путем психологического тестирования и определения уровня интеллекта.

Врач также должен провести дифференциальное исследование, исключающее шизофрению и деменцию. Этот этап, как и этап диагностики, предполагает проведение специальных тестов. Отличия их результатов состоят в том, что у шизофреников отставание в развитии имеет диссоциированный, парциальный характер, а у пациентов с деменцией сохраняется практически весь багаж знаний, эмоциональность и богатый словарный запас.

У маленьких детей определить имбецильность сложнее, чем у взрослых по причине, что система критериев может быть применена только для подростков и детей от 7 лет. Несмотря на это, коррекционные меры и помощь в обучении и адаптации в социуме необходимо начинать проводить в раннем возрасте пациента.

При запаздывании развития психомоторных функций в первый год жизни ребенка формирующуюся имбецильность сложно отличить от результатов плохого ухода и соматических заболеваний. Глубокая имбецильность поддается более точному диагностированию на этой стадии развития малышей, так как у них наблюдается отсутствие базовых навыков. Они не берут предметы из рук других людей, не хватают их и не придерживаются при стоянии за окружающие объекты. У таких детей нет реакции на голос и речь, из-за чего их могут ошибочно принимать за глухих.

В возрасте до года специалист может выявить имбецильность по характерному отсутствию у ребенка интереса к окружающему миру, однообразной мимике и невыраженной эмоциональной реакции.

В возрасте от 1 года до 3 лет дети-имбецилы могут играть. Их игры примитивны, они не понимают назначения игрушек и всех окружающих их предметов. Восприятие информации происходит не по смыслу, а ограничивается узнаванием характерных фраз в сочетании с определенной интонацией и жестом. В детском возрасте определение степеней имбецильности может быть неточным ввиду расплывчатости их критериев.

Степени имбецильности

При диагностировании патологии выделяются две степени имбецильности. Их определение важно для разработки программы терапии, получения инвалидности. Выделяются:

Легкая, при которой интеллектуальные границы по тесту Векслера варьируются от 35 до 50 единиц. Запас слов таких больных отличается скудностью, но достаточен для выражения желаний и потребностей. Пациенты способны осваивать минимальные программы обучения в рамках подготовительной группы детского сада, начальной школы. Мышление предметное, отсутствует способность к абстрактному мышлению и анализу. Выявляются проблемы с развитием мелкой моторики.

Выраженная имбецильность диагностируется в ситуации, когда интеллектуальные границы по тесту Векслера находятся в промежутке от 35 до 20. У таких пациентов присутствуют неврологические нарушения, возможны параличи и припадки, моторика нарушена, речь не сформирована. Состояние максимально близкое к идиотии. Словарный запас соответствует уровню ребенка в 5 лет, способность к обучению практически отсутствует.

Симптомы имбецильности

У людей, страдающих этим расстройством, очень слабо развита моторика. Их движения плохо скоординированы, им сложно осуществлять самые простые действия, а особенно мелкую, требующую внимания работу. Имбецилы неуклюжи, часто сгорблены, зажаты, что особенно проявляется при ходьбе. Мимика практически отсутствует, выражение лица бессмысленное, непринужденное, моргания редкие.

Имбецильность может вызывать и дефекты строения тела. Это могут быть такие признаки, как приросшие мочки ушей, неправильная форма черепа, деформация лицевых костей.

Очаговая нервная симптоматика — еще один характерный для данной патологии симптом. Человек, у которого наблюдается имбецильность, редко может овладеть элементарными навыками ухода за собой, в большинстве случаев пренебрегает правилами личной гигиены. При этом пациент может проявлять большое рвение в посильных ему заданиях и гордиться выполненной работой.

Эмоционально имбецилы однообразны, они выказывают либо негодование, либо радость по определённому поводу. Вникая в суть одного занятия, они с трудом переключаются на другие задачи. Для больных имбецильностью характерно медленное последовательное мышление и невозможность решения нескольких вопросов одновременно.

Примитивность мышления, узкий кругозор, отсутствие воли и концентрации не позволяет имбецилам обучаться. Воспринимая обращенную к ним речь, сами пациенты не могут общаться аналогично и говорят только лаконичными фразами.

При смене привычной обстановки или окружения имбецилы могут подвергнуться стрессу по причине полного отсутствия самостоятельности и способности адаптироваться. Они легко внушаемы, не проявляют собственной инициативы, часто послушны и привязчивы к другим людям.

Диагностирование и лечение

Для диагностики такого нарушения в организме используется ряд процедур, среди которых МРТ головного мозга, скрининговое исследование, ЭЭГ и ангиография. Подробные лабораторные исследования позволяют определить точную причину возникновения имбецильности.

Для развития базовых навыков человека и повышения активности головного мозга используется ряд фармакологических препаратов, среди которых нейролептики, психостимуляторы, ноотропные средства. Эффективность лечения зависит от первичной причины расстройства, состояния иммунной системы, своевременного диагностирования. Во многих случаях пациенты нуждаются в постоянной помощи психиатра.

Также рекомендуем прочитать статью о том, кто такой сексопатолог.

Лечение имбецильности

На сегодняшний день имбецильность неизлечима и терапия для пациентов, страдающих этой патологией, носит исключительно симптоматический характер. Основой, на которой базируется лечение, являются правильное воспитание, уход за больными и постоянное направление их действий.

Имбецилы не могут находиться в школьной среде, которая для них непосильна эмоционально и физически, поэтому им требуется обучение на дому. В домашних условиях они могут освоить навыки чтения, письма и простейших арифметических вычислений.

Имбецилы могут представлять угрозу для общества при условии асоциального окружения. В неконтролируемых ситуациях больным показана госпитализация в психиатрическую лечебницу.

Поскольку у детей могут наблюдаться дефекты речи, им показаны регулярные занятия с логопедом и психотерапевтом. Медикаментозная коррекция также необходима, для нее применяются ноотропные препараты, транквилизаторы, нейролептики.

Лечение препаратами подразделяется на два типа: специфический и симптоматический. Специфическая терапия требуется пациентам с фенилкетонурией и другими проявлениями энзимопатии. При гипотиреозе назначается компенсирующее гормональное лечение, при токсоплазмозе — антибиотики, препараты мышьяка, хлоридин, при мозговых инфекциях — сульфаниламидные препараты, антибиотики.

Симптоматическое лечение — это применение препаратов со стимулирующим мозговой метаболизм эффектом, витаминов группы B, психостимуляторов, дегидратирующих и рассасывающих средств, биогенных стимуляторов. Пациентам, у которых бывают судороги, назначают постоянный прием противоэпилептических препаратов.

Чем раньше выявляется заболевание и начинается его адекватное лечение, тем оно эффективнее. Огромное значение имеет не только медикаментозное воздействие, но и комплекс лечебно-педагогических коррекционных мероприятий.

Когда и по каким причинам возникает имбецильность

Чаще всего расстройство формируется еще в утробе матери. Но признаки имбецильности практически невозможно заменить на этом этапе, поэтому новорожденные дети получают такой диагноз уже после полного обследования в первые недели своей жизни.

Выделяют следующие причины развития описываемого психического расстройства у детей в утробе матери:

— Воздействие радиации; — Несбалансированное питание, нехватка витаминов, минералов; — Патологии эндокринной системы; — Поражение утробы химическими элементами.

Помимо этого выделяют перинатальные и постнатальные причины возникновения имбецильности. Например, пережитое мозговое кровоизлияние, травмы черепа, аноксия, наличие энцефалитов.

Профилактика и прогноз при имбецильности

Прогноз данного заболевания напрямую зависит от степени отсталости, времени постановки диагноза и начала лечения. В большинстве случаев патология, диагностированная на ранней стадии, поддается коррекции, что позволяет минимизировать интеллектуальные нарушения и адаптировать пациента в социуме.

Неспособность к самостоятельной жизни требует тщательного контроля со стороны медучреждения и родственников, детям нужна специальная программа домашнего обучения или пребывание в спецшколе.

Профилактические меры подразделяется на два этапа: первичный и вторичный. Первичная профилактика проводится еще на стадии внутриутробного развития и состоит в своевременной постановке женщины на учет в женской консультации, грамотном ведении беременности, раннем скрининговом исследовании, позволяющем изучить плод до его полного формирования и рождения. Вторичная профилактика — это раннее диагностирование патологии у новорожденного, коррекция психического и интеллектуального развития, меры по реабилитации и адаптации ребенка в окружающей среде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]