Приветствую Вас, друзья!
Каждый человек знает и периодически применяет слово «инстинкт». К примеру, объясняя непреднамеренный поступок, мы можем сказать: «Я сделал это инстинктивно». При этом многие из нас неправильно понимают, что такое инстинкт, в результате чего эта фраза часто звучит как неуместное оправдание. Сегодня мы постараемся восполнить данный пробел и подробно разберём, что же представляет собой инстинкт. Мы поговорим о природе данного явления, рассмотрим несколько примеров и выясним, есть ли инстинкты у человека.
Что такое инстинкт?
Инстинкт – это заложенная на генетическом уровне модель поведения, цель которой заключается в удовлетворении определенной потребности. В отличие от рефлекса, представляющего собой одну ответную реакцию на определенный раздражитель, инстинкт подразумевает довольно сложную последовательность действий. У всех живых существ есть инстинкты, направленные на решение таких важных задач как выживание, пропитание и продолжение рода.
Термин «инстинкт» происходит от современного латинского слова instinctus, имеющего то же значение. Но само понятие появилось раньше. Аристотель (4 в. до н. э.) предположил существование «животной души», определяющей поведение животных. Позже афинский стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) использовал для этого явления слово ὁρμή (орми), которое и стало эквивалентом слова «инстинкт» в древнегреческом языке.
Инстинкты не следует путать с рефлексами. Задача рефлекса состоит в том, чтобы своевременно среагировать на определенный раздражитель. Задача инстинкта – в том, чтобы гарантировать выполнение определенных действий, обеспечивающих выживание и продолжение рода. Некоторые инстинкты являются общими для всех живых организмов, другие же свойственны только представителям определенного вида. Самые сложные инстинкты наблюдаются в поведении человека (стремление к власти, признанию, социальному взаимодействию, самореализации, саморазвитию).
Многие авторитетные психологи отрицали существование инстинктов в человеческой природе. Так Зигмунд Фрейд считал, что романтическое и сексуальное поведение человека слишком сложное, чтобы объясняться животными инстинктами (для объяснения этой точки зрения он разработал «Теорию влечений»). Абрахам Маслоу (автор иерархической модели потребностей человека) считал, что у людей нет инстинктов, поскольку они, в отличие от животных, способны сдерживать любые порывы усилием воли. По мнению Маслоу, инстинкты в человеческой психике полностью вытеснены мышлением и заменены эмоциями.
Биологический смысл инстинкта заключается в том, чтобы заставить животное выполнять сложную последовательность действий, часть из которых может противоречить его текущим желаниям. Тем не менее, животное выполняет эту «программу», обеспечивая тем самым выживание себе и своему виду. Инстинкты проявляются и у человека, но он, в отличие от животных, сам определяет, как будет действовать, чтобы реализовать возникающие у него стремления. Иными словами, человек не может контролировать активацию инстинкта, но способен управлять его проявлением.
Сходства и отличия человека и животных
Если мы внимательно рассмотрим таблицу, то мы увидим, что своими биологическими свойствами человек похож на животных. А отличается человек тем, что он еще и существо социальное. Это означает, что человек живет в обществе и по законам этого общества.
Получается, что в человеке соединены как бы две природы, две сущности – биологическая и социальная. Первая больше всего связана с человеческим организмом как таковым, а вторая – с нашим внутренним миром и общением с другими людьми.
Инстинкты у человека
Инстинкты у людей активируются на бессознательном уровне и на этом этапе действуют так же, как и у животных. Мы ощущаем их как желания, эмоции и потребности, но у нас есть возможность самостоятельно выбирать, как именно их реализовывать. При этом реализация инстинкта обычно приносит чувство удовлетворения, тогда как невозможность реализовать его причиняет сильный эмоциональный дискомфорт. Поэтому утверждение, что человек может контролировать свои инстинкты, ошибочно. Просто он, в отличие от животных, имеет больше свободы в выборе способа реализации этих инстинктов.
По сути, наши инстинкты – это эволюционный опыт предков, накопленный и переданный в генетической памяти. Некоторые паттерны поведения оказывались более удачными и обеспечивали повышенную жизнеспособность отдельным особям, благодаря чему и закреплялись в генах. К примеру, создание моногамных пар и совместная забота о детях заложены в нас на генетическом уровне, поскольку сотни тысяч лет назад такое поведение помогало нашим предкам выживать и успешно выращивать жизнеспособное потомство.
Сложнее ли мы, чем пауки?
Приматы и особенно человек пошли в развитии еще дальше и окончательно растеряли остатки инстинктов. Наше поведение очень сложно, а ум — более гибок, поэтому нам не нужна четкая программа, и мы можем выбрать из нескольких решений самое легкое и подходящее. Спасибо стоит сказать высокоразвитой лобной доле головного мозга, где находятся центры управления поведением и приобретения навыков. Благодаря ей мы можем удовлетворять наши потребности так, как того требует ситуация, а не идти по прямым рельсам, проложенным далекими предками.
Оппоненты возражают: без инстинктов все люди давно бы вымерли — взять хотя бы способность младенцев громко и долго плакать или чихать из-за пушинки в носу! Однако это всего лишь рефлекс — очень простой (или чуточку усложненный) сигнал организма на раздражение. В общем виде схема выглядит так: рецептор — нейроны — исполнитель (например, мышца). Рецептор на руке, или в глазу, или на поверхности кожи фиксирует какое-то раздражение, но мы ничего не можем с этим поделать. Зато наши чувствительные нейроны срочно передают сигналы в спинной мозг, где уже и «зреют» простые, но эффективные решения: отпрыгнуть от пламени или заплакать, вымывая соринку из глаза.. Всё просто и быстро, вопрос — ответ. Рефлексов у людей немало: с какими-то мы уже появляемся на свет (у новорожденных таких полно, но по мере взросления многие из них угасают), другие получаем в процессе обучения и накопления опыта.
Так что если услышите про чей-то небывало развитый «инстинкт самосохранения», знайте, что, скорее всего, у этого человека просто отлично работает рефлекторная дуга, а такого «инстинкта» у людей нет.
Точнее, нет его ни у одного животного в мире. «Инстинкт самосохранения» — это собирательный образ множества действий, которые совершают представители фауны для выживания. К нему можно отнести и способность к длительным сезонным перелетам у птиц, и рефлекторное отдергивание руки от горячего предмета.
Примеры инстинктов
В качестве первого примера рассмотрим самый очевидный инстинкт – инстинкт самосохранения. Он свойственен всем видам живых существ. Даже простейшие животные стремятся убежать от хищников и любых других опасностей. Довольно часто этот инстинкт проявляется в виде необоснованных страхов. Так многие люди боятся высоты, инстинктивно стараясь ухватиться покрепче за что-нибудь (как наши предки хватались за ветки и лианы). Другие боятся воды, поэтому испытывают дискомфорт, даже находясь на борту большого корабля. Это также проявление инстинкта самосохранения.
Второй пример – инстинкт продолжения рода. Он тоже есть у всех животных, но проявляется более разнообразно, чем предыдущий. У одних животных он ограничивается половым актом, через некоторое время после которого самка откладывает яйца и бросает кладку (как у некоторых черепах). Другие животные образуют пары и совместно выращивают потомство, но потом расстаются и в следующем сезоне образуют новые пары. Многим животным свойственна моногамия (некоторым в гораздо большей степени, чем человеку).
В качестве третьего примера рассмотрим материнский инстинкт. Его можно считать самостоятельным явлением или же частью репродуктивного инстинкта. Обычно он активируется после первой беременности и может проявляться не только в том, чтобы заботиться о собственном потомстве, но и в стремлении защищать слабых. Материнский инстинкт свойственен и человеку, и практически всем животным. Так известно много случаев, когда в зоопарках самки одного вида воспитывают осиротевших детёнышей других видов.
Виды инстинктов, список и характеристика
Жизненные инстинкты самые первичные и распространенные среди людей и животных. Их цель — сохранить существование субъекта, его семьи или его вида. Это так называемые инстинкты выживания, которые обеспечивают поддержание и поддержание жизни, а также помогают избежать разрушения или смерти:
- Инстинкт питания: определяет серию поведенческих указаний, направленных на получение пищи и воды. Он запускается внутренним стимулом голода или жажды и в зависимости от потребностей организма. В соответствии с развитием эволюционной шкалы пищевое поведение будет пропорционально более сложным: от простого подхода к пище (как это происходит с червем) до более сложной техники охоты, как у стаи волков. И еще более сложного – человеческого пищевого поведения.
- Сексуальный инстинкт, направленный на сохранение вида. С помощью эротического влечения способствует объединению обоих полов в целях деторождения.
- Инстинкты борьбы и бегства, направленные на защиту физической неприкосновенности от внешней агрессии.
- Инстинкт логова и поиск тепла, цель которого — защитить себя от ненастной погоды. Ярким проявлением этого инстинкта являются перелеты птиц и т.д.
Самосохранения и выживания
Инстинкт самосохранения и выживания — это инстинкт физической самозащиты. Как живые существа, наши тела являются катализатором нашей жизни.
Это самый основной вездесущий инстинкт выживания.
Если наши тела терпят неудачу, мы не сможем жить. Этот инстинкт в первую очередь связан с собственным физическим телом и его здоровьем, стабильностью,Инстинкт самосохранения в первую очередь сосредоточен на самом теле и его благополучии. Сюда входят здоровье, сила, диета, фитнес и выносливость. Этот аспект самосохранения подобен системе управления вашим телом. Он пытается найти первопричину проблем в организме и может попытаться проверить его выносливость к повреждениям или стрессу.
Размножения и сохранения вида, материнский инстинкт
Инстинкт размножения (сексуального выживания) — это инстинкт влечения и соблазнения. Помимо физического желания заняться сексом, этот инстинкт — это стремление привлечь секс.
Как вид, спаривание — это способ сохранения вида у животных и сохранить человечество в живых. Однако часто бывает непросто найти партнера для спаривания. У нас есть выбор в том, с кем вступать в брак, и люди разработали стратегии влечения, чтобы гарантировать, что они постоянно способны соблазнять интерес партнера.
Половой отбор обеспечил генетическую передачу наших самых привлекательных качеств через века. Например, самку павлина привлекает большое красочное оперение, поэтому она эволюционировала, чтобы стать крупнее и сложнее.
У людей этот инстинкт представляет собой чрезмерную идентификацию со стратегиями влечения и элементами совокупления (помимо самого акта совокупления).
Традиционная идея заключается в том, что мы с рождения запрограммированы на воспитание детей и даже знаем, как их воспитывать. Но в действительности люди учатся этому нелегкому делу по ходу дела, через опыт, через моделирование и фактически в постоянных пробах и ошибках того, что работает, а что нет.
Можем ли мы утверждать, что желание быть матерью и отцом одинаково врожденное, универсальное и закодировано в нашей ДНК? Ответ — нет. Нет никаких доказательств, подтверждающих существование инстинктивного стремления иметь детей. Более того, многие действительно не хотят иметь детей, так что это не может быть инстинктом: инстинкты не являются необязательными.
Материнское поведение, то есть реакции, опосредованные гормоном окситоцином и направленные на обеспечение выживания новорожденного, проявляются только тогда, когда ребенок появился на свет, а не раньше. Следовательно, инстинкт больше связан с заботой о новом, чем с врожденным желанием его создать.
Охотничий
Охотничье поведение характерно для каждого плотоядного животного, независимо от вида.
Хищники никогда полностью не отказываются от своей природы.
Даже собаки, одомашненные более 30 000 лет назад, все еще сохраняют свои охотничьи инстинкты.
Фактически, этот импульс, присущий всем плотоядным животным, скрыт у многих современных пород собак.
Когда собаки грызут тряпки и игрушки или бегают за машиной – это пример хищного наследия.Это явление особенно заметно в зоопарках, где смотрителям часто приходится развлекать хищников, чтобы неспособность убивать других животных не оказывала на них психологического воздействия.
Смерти
Влечение к смерти определяется как врожденная человеческая склонность к желанию и побуждение к смерти. Хотя Фрейд и Юнг определяли это по-разному, можно привести гораздо более наглядный пример.
Вы когда-нибудь оказывались на террасе высотой десять метров и испытывали желание прыгнуть в пустоту? Конечно, да, поскольку это что-то присущее человеку, которое также идентифицируется как инстинкт, который, хотя и противоречит жизненномуинстинкту, является одной стороной одной медали.
Фрейд называет влечение к смерти бессознательным импульсом, который появляется с целью вернуться в небытие. То есть до смерти. Благодаря влечению к смерти, Фрейд смог до некоторой степени объяснить склонность большинства людей к самоуничтожению.
Кстати, получение удовольствия через боль или насилие — типичные для человека. Растворение и возвращение в небытие проявятся как основные побуждения человека к существованию инстинкта смерти.
Интересно, влечение к смерти – это положительное или отрицательное? Для Фрейда не было ни отрицательного, ни положительного аспекта, связанного с влечением к жизни и смерти, а, скорее, они были двумя противоположностями, Инь и Ян. И как таковые, оба они дополняют друг друга и необходимы для выживания человека.
В случае влечения к смерти, оно может принести пользу человеку именно в освящении человеческой индивидуальности в тех случаях, когда оно подвергается нападению из-за конфликта с суперэго (социальными нормами).
Считается, что вина является результатом этой борьбы между внешним и внутренним, и что, хотя конфликт неизбежно не может быть разрешен (социальная норма, противостоящая индивидуальности), человек будет противостоять ситуации и достигнет высшей точки в не разрешении конфликта.
Согласно этому, вина — это то, что останется после этого неразрешенного конфликта. И получается, что полезность влечения к смерти была бы неотъемлемым элементом индивидуальной личности.
Доминирования и власти
Инстинкт доминирования, по мнению психиатров Адлера и Юнга, является естественной тенденцией человека, он является символом власти, и усилия по ее достижению предпринимаются мужчинами.
По мнению специалистов, существует три типа доминирования:
— диалектическая область;
— институциональная область;
— область силы.
Антропология показала, что в племенах, не контактирующих с цивилизацией, в том числе у аборигенов, преобладание мужчины, возможно, из-за его большей физической силы, антропологические и археологические исследования указывают на первые признаки этого доминирования мужчин, которые можно проследить 200 000 лет назад.
Антропологи также отмечают, что повсюду и в подавляющем большинстве известных культур превосходство, сила и власть были за мужчинами.
Существует общая тенденция преследовать мужской идеал, результатом которого является то, что называется «мужественным протестом».
Чтобы сокрушить патриархальное общество, инстинкт мужского доминирования, доведенный до крайности как мачизм, по-прежнему является идеологически обусловленным редукционизмом, являющимся инстинктом, который встречается в этом типе общества, которое сегодня ненавидят различные идеологии и любые другие.
Социальные
Инстинкт социального выживания — это инстинкт связи. Связь — это гигантская область, поэтому этот инстинкт многогранен и адаптируется, что является частью его врожденного умения.
Доисторический человеческий мозг очень быстро становился все больше и больше, в результате чего потомство, рожденное из матки, было менее развитым, чем другие виды.
Потомство многих видов рождается почти полностью сформированным, а период младенчества намного короче.
Однако из-за того, что человеческий мозг настолько велик, потомство рождается рано, с длительным периодом беспомощности до взрослого возраста. Это означало, что молодые сапиенсы нуждались в прочной связи с опекуном, который мог бы защищать их в течение нескольких лет, включая родителей и других членов племени. Красная тревога, которую мы получаем, когда слышим плач ребенка — это стремление к социальной защите.
Это стремление к установлению связей с другим человеком глубоко развилось в людях, чтобы указать, где мы можем сплоченно жить в чрезвычайно больших обществах. Есть и другие виды способные на это. Пчелы и муравьи — примеры очень социально сплоченных существ. В настоящее время у людей этот инстинкт представляет собой чрезмерное отождествление с отношениями с другими людьми различными способами, будь то глубокие или поверхностные.
Важность инстинктов также влияет на человека, из которых стоит выделить любопытство, которое позволило ему «быть тем, что он есть» и завоевать мир. Говоря об «инстинктивных актах», нужно сказать, что они являются продуктами реакции, наблюдаемые условия которой необходимо искать в организме и в окружающей среде. В качестве иллюстративных данных, можно сказать, что одни инстинкты периодичны, то есть человек в одних случаях может быть восприимчивым, а в других — безразличным.
Сократ, один из наших великих греческих философов, указал на эту проблему более двух тысяч лет назад, он утверждал: «Истинный человек — это тот, кто умеет контролировать свои инстинкты, а настоящий раб — это тот, кто не знает, как контролировать свои инстинкты и стать их жертвой». Трудно сказать более точно и актуально. Неправда ли?
Наталья Шахова
Классификация инстинктов
Человеческие инстинкты направлены на реализацию основных потребностей, свойственных нашему виду. В качестве самых важных можно назвать 7 таких инстинктов:
- Самосохранение. Это базовый инстинкт, который проявляется у всех животных сразу же после рождения. Ребёнок плачет, чтобы его не оставили без внимания. Взрослея, он учится отличать опасности и избегать их. При этом он действует в соответствии со своим жизненным опытом, но стремление избегать опасностей является инстинктивным.
- Продолжение рода. Этот инстинкт настолько же важен, как и предыдущий, поскольку его задача – обеспечить сохранение популяции. Репродуктивное поведение животных разных видов сильно отличается, но во всех случаях оно обусловлено именно инстинктом продолжения рода.
- Любопытство. Наверняка вы замечали, что любопытство свойственно многим животным. Так проявляется исследовательский инстинкт. Собаки, кошки, птицы и даже рыбы с интересом изучают всё новое и непонятное. Это позволяет им заранее понять от каких предметов исходит опасность, а какие могут оказаться полезными.
- Доминирование. Инстинкт доминирования существует у многих животных, но у людей он проявляется особенно ярко. Даже если человек не стремится к власти, он всё равно хочет иметь влияние на окружающих, быть «серым кардиналом».
- Стремление к свободе. Данный инстинкт проявляется даже у грудного ребёнка, который сопротивляется, когда его пытаются запеленать. Взрослея, ребёнок нарушает запреты родителей. Даже если само нарушение ему ничего не приносит, он радуется тому, что удовлетворяет свой инстинкт свободы.
- Адаптация. У любого животного и человека происходит постепенная адаптация к окружающей среде и условиям жизни. Умение подстраиваться также заложено в нашей природе на инстинктивном уровне.
- Социальная коммуникация. Коммуникативный инстинкт заставляет нас стремиться к общению с другими людьми, совместному ведению дел и взаимопомощи.
Как птицы находят дорогу на юг?
Кстати о пернатых. Перелетные птицы два раза в год совершают нечто поистине грандиозное, если не сказать невозможное, и речь не только о преодолении огромных расстояний, но и о выборе направления миграции. Они используют множество источников информации: это и положение солнца и звезд, и кое-какие наземные ориентиры, и магнитное поле планеты.
Кажется, вот он — истинный инстинкт: еще ни разу не побывав в месте зимовки, птица чувствует потребность лететь именно туда. Но на самом деле молодые особи не сразу понимают, куда им нужно держать путь, и только со временем постигают премудрую науку навигации. Правда, как это происходит, до сих пор остается загадкой. У некоторых видов юнцы просто следуют за своей стаей, изучая маршрут, а у других, видимо, способность выбирать нужное направление заложена генетически (если скрестить птиц с разными типами миграции, потомство может и заблудиться).
Так что инстинкт инстинктом, но всё же и ему нужно учиться. А вот потребность к перелету совершенно точно проявляется инстинктивно: при изменении длительности светового дня в организме птиц запускаются физиологические изменения, которые побуждают их готовиться к миграции, а затем и лететь.
Отличия инстинктов от рефлексов
Чтобы лучше понять, что такое инстинкт, важно правильно понимать, чем он отличается от рефлекса. Фундаментальное отличие состоит в том, что рефлекс – это реакция нервной системы, которая возникает в ответ на некий раздражитель сразу же. Некоторые рефлексы можно сдержать волевым усилием, но большинство из них не подконтрольно нашему разуму и воле. Рефлексы бывают двух типов:
- Безусловные рефлексы. Также их называют «врожденными» или «видовыми». Они заложены в генах и свойственным всем особям одного биологического вида. Они проявляются независимо от жизненного опыта.
- Условные рефлексы. Их называют также «выработанными». Они формируются в процессе жизни, чтобы обеспечивать быструю реакцию на положительные и отрицательные факторы внешней среды. Если условный рефлекс теряет актуальность, он слабеет и может полностью исчезнуть.
Несмотря на значительные отличия, безусловные и условные рефлексы имеют общую природу и примерно одинаковый механизм срабатывания. Нервный импульс, полученный от рецептора, проходит по рефлекторной дуге и возбуждает системы (мышцы или железы), обеспечивающие ответную реакцию. Все рефлексы происходят автоматически и без осознания, а их причиной всегда является какой-то раздражитель.
В отличие от рефлексов, инстинкт – это сложная модель поведения, которая не ограничивается срабатыванием определенной мышцы или выделением секрета железы. Инстинкт можно сравнить с пусковым механизмом, активация которого запускает сложную программу действий. При этом программа может быть весьма условной. Инстинкт возникает как сильная потребность, требующая удовлетворения. А как именно её удовлетворять – это уже зависит от животного или человека.
IV. «Исследовательский тип»
У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. В начале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые — лица этого типа. Их кредо — «Творчество и прогресс — превыше всего». Эволюционная целесообразность этого типа очевидна.
«Исследовательскому типу» присущи:
- Склонность к исследовательской деятельности;
- Склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и т. д.;
- Способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач;
- Устремленность к творчеству;
- Самоотверженность в реализации творческих устремлений.
Не исчезли ли инстинкты у человека?
Как было отмечено выше, многие известные авторы считали, что у человека нет инстинктов, поскольку их вытеснил рассудок. Однако с точки зрения современной психологии, такое утверждение является ошибочным. Человек действительно сам контролирует своё поведение и при принятии решений руководствуется не инстинктами, а здравым смыслом. Но это не отменяет того факта, что многие наши желания, цели и стремления продиктованы именно инстинктами. Наше отличие от животных заключается лишь в том, что мы сами выбираем, как удовлетворять собственные потребности и желания.
У нас в полной мере присутствует инстинкт самосохранения. В критических ситуациях он нередко берёт верх над рассудком, в результате чего человек начинает паниковать и вести себя нерационально. Но чем взрослее и опытнее мы становимся, тем легче справляемся с паникой в критических ситуациях. Другой пример – брачное поведение, которое у людей сильно «зарегулировано» культурой. Каждый из нас с юных лет понимает, что существуют некоторые правила, определяющие, какими должны быть романтические отношения и на каком свидании можно целоваться. Однако само желание вступать в такие отношения продиктовано ничем иным, как инстинктом продолжения рода.
Таким образом, сколь бы разумной ни была деятельность человека, мотивирована она всё равно самыми обычными инстинктами. Просто инстинкты уже не управляют нашим поведением напрямую, как у животных. Но активация инстинкта вызывает у нас сильное (иногда непреодолимое) желание выполнить какие-то действия. А то, как мы их будем выполнять, зависит уже от нас самих, нашего образования и воспитания, моральных и нравственных принципов. Инстинкты есть у всех людей и сохраняются на протяжении всей жизни, но мы сдерживаем их, поскольку неконтролируемое их проявление вызывает осуждение в современном обществе.
Можно ли влиять на наследственность?
Если у человека так много всего врожденного, унаследованного, то возникает вопрос: если он унаследовал какие-то негативные черты, можно ли их как-то сгладить, или придется смириться?
И еще: если у человека хорошая, благополучная наследственность, дает ли это гарантию того, что он станет успешным и счастливым в жизни?
Мы изучили, что человек – не только биологическое существо, но и социальное, поэтому мы можем сделать вывод, что на человека влияет не только наследственность (биологический фактор), но и социум: школа, друзья, воспитание в семье, культурная жизнь, обычаи и традиции народа и страны проживания.
Более того, чтобы человек действительно стал человеком, ему просто жизненно необходим социум. Науке известны случаи детей, которые были воспитаны животными. Так называемые «дети-маугли». И их пример показывает, что даже после возвращения в человеческое общество, они уже не могут благополучно адаптироваться и «стать людьми» в полном смысле слова.
То есть влиять на наследственность можно, но лучше делать это сознательно, читая глубокую литературу, общаясь с интересными умными людьми и развивая свои таланты.
Поэтому ребенку, подростку, очень важно вовремя усвоить принятые в его обществе правила поведения, общения, и так далее. Для этого и существует предмет «обществознание».
Продолжим развивать тему о том социальном, что есть в человеке.
Структурный анализ инстинктивного действия
1. Аппетенция — напряженное состояние животного, обусловленное актуальной нуждой. Инстинктивное действие не начнется, если нет аппетенции.
2. Сигналы, выполняющие функцию пускового стимула. Пусковой стимул называется эвокатор. Эвокаторы могут быть различными (закрывание света для скворчонка перед кормлением). Эвокатор ориентирует животного, давая ему информацию о том, что ситуация является подходящей для этого поведения.
3. Исполнение, представляющее собой операции, завершающие действие путем достижения результата.
Инстинктивное поведение свойственно всем организмам, обладающим психикой, в том числе и человеку. Инстинктивное поведение человека преобразовано культурой, которая привносится воспитанием, вследствие чего элементы инстинктивных действий приобретают специфические человеческие формы, от чего сущность инстинктивного поведения не изменяется.
Инстинкты, имеющие сложные строения (инстинкт строительства гнезд) реализуются при условии, если входящие в их структуру компоненты были сформированы в опыте индивида.
VI. «Либертофильный тип» (инстинкт свободы)
Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним.
Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей: «Свобода превыше всего». И они -хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного типа». Они хранители свободы, а с этим — жизни.
«Либертофильному типу» присущи:
- Склонность к протесту, бунтарству;
- Предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности);
- Стремление к независимости;
- Склонность к реформаторству, революционным преобразованиям;
- Нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению «Я».