Получение новых знаний и самосовершенствование – ключевой элемент личностного роста и прогресса, жизненного успеха, построения карьеры, достижения счастья и благосостояния. Но обучение каким бы то ни было умениям и усвоение новой информации не всегда происходит с той скоростью, которая нас устраивает. Конечно, это зависит от развития интеллекта и способностей, а также от специфики изучаемого предмета, однако есть немало рекомендаций, которые позволят ускорить процесс обучения любому человеку.
Данная статья посвящена этим рекомендациям. Они подойдут как тем, кто обучается самостоятельно, так и тем, кто получает образование в учебных заведениях. Кроме того, большинство из них влияют не только на процесс обучения, но и на личную продуктивность вообще. Так что берите их на заметку и смело пользуйтесь.
Делайте заметки от руки
Конспект лекции на ноутбуке получается подробнее и аккуратнее, и может показаться, что это помогает запомнить его быстрее. Однако это не так. Чтобы ускорить процесс обучения, записывайте всё старым проверенным способом — от руки. Исследования показали The Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking , что люди, предпочитающие компьютер и гаджеты для ведения записей, обрабатывают и усваивают информацию хуже, чем те, кто использует бумагу и ручку.
Хотя письмо от руки может быть долгим и утомительным занятием, оно само по себе способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. А перефразирование информации своими словами помогает дольше сохранить её в памяти.
Предпосылки развития обучаемости
Развитие обучаемости обусловливается не только индивидуальными особенностями ребенка, но и взаимодеятельностью педагога и школьника. То есть динамика повышения уровня данного показателя зависит от восприятия школьником педагогического воздействия со стороны преподавателя.
Проявление обучаемости возможно только в ходе образовательного процесса. Следовательно, каждый шаг при передаче знаний должен быть направлен на достижение согласованности между различными видами педагогических воздействий, обеспечивающих расширение зоны ближайшего развития.
Программу организации образовательного процесса можно считать лучшей, когда она обеспечивает наивысшее проявление обучаемости.
Улучшайте навыки ведения записей
Чем качественнее ваши записи, тем быстрее вы будете учиться. Умение делать подробные и точные конспекты поможет запомнить основную идею и глубже понять тему. Поэтому, прежде чем приступить к новой теме, проверьте, знакомы ли вам различные стратегии ведения записей. Например, метод Корнелла, который учит составлять легко воспринимаемые короткие резюме.
Какой бы способ вы не использовали, есть несколько основных правил ведения записей:
- перерабатывайте услышанное или прочитанное и записывайте его своими словами;
- оставляйте несколько пустых строк между основными идеями, чтобы вернуться к ним позже и дописать новую информацию;
- разработайте собственную систему сокращений и специальных символов, чтобы экономить время;
- пишите отдельными фразами, а не целыми предложениями;
- научитесь выделять основное и отбрасывать неважное.
Что значит быстро учиться
Когда мы думаем о способных к обучению учениках, мы можем вспомнить тех немногих людей, которые еще в школьные и университетские времена, казалось, просто легко справлялись с уроками. Или мы вспомним того чемпиона памяти с уникальной способностью каким-то образом запоминать не только первые шесть цифр числа Пи (3,14159 кстати), но и 65 536. Шестьдесят пять тысяч! Какой впечатляющий подвиг. Эти люди определенно особенные. Или они должны практиковать весь день, каждый день.
Но вот в чем дело: этому навыку тоже можно научиться. Не существует суперсилы, предназначенной для нескольких одаренных людей, или чего-то, чего можно достичь только с помощью таблеток и добавок. Хорошие новости, а?
Чтобы быстро учиться, нужно просто знать, как работает ваш мозг (и тело!), И как соответствующим образом адаптировать учебную деятельность. Это может каждый. Это умение. Вот как.
Используйте метод интервальных повторений
Эта техника подразумевает распределение нескольких занятий по одной и той же теме в течение какого-то периода времени. В отличие от долгого и упорного заучивания, отдельные короткие упражнения делают процесс более осмысленным.
Всегда составляйте подробный конспект лекции и её обсуждения. Сразу после этого уделяйте несколько минут просмотру сделанных заметок, вносите уточняющие дополнения или изменения. Не тратьте на это много времени, просто пролистывайте записи пару раз после каждого занятия. Постепенно увеличивайте промежутки между повторениями с одного раза в день до трёх раз в неделю.
Разделение процесса обучения во времени очень эффективно, потому что благодаря таким маленьким занятиям мы меньше устаём и дольше сохраняем мотивацию.
Управляйте вниманием
Чем больше обязанностей, тем сложнее выкроить лишний час на обучение. Помните, каждая свободная минута на счету. Если ваш смартфон не пригодится в учёбе, уберите его подальше. То же самое касается социальных сетей и электронной почты. Чем чаще вы распыляете внимание, тем дольше вам придётся каждый раз фокусироваться на работе. В лучшем случае потеряете несколько минут, а в худшем – не добьётесь результата. Чтобы этого избежать, выберите для занятий время, когда вы наиболее продуктивны, и установите график для проверки почты и мессенджеров. Например, по 10 минут с утра или после обеда.
Не забывайте о сне
Представьте: завтра вас ждёт крупный проект или важная презентация, а вы не готовы. Большинство людей ляжет спать очень поздно, пытаясь успеть всё выучить. Конечно, даже если на следующий день вы будете валиться с ног от истощения, ваша упорная работа принесёт свои плоды. Но всё же для нашего мозга такой подход к изучению материала не самый эффективный.
Исследования доказали Memory for Semantically Related and Unrelated Declarative Information: The Benefit of Sleep, the Cost of Wake , что между сном и обучением существует тесная связь. Он крайне важен в процессе запоминания. Новая информация закрепляется в памяти во время фазы глубокого сна, для этого нужно лечь спать в течении 12 часов после её изучения. Студенты, которые усердно учатся, но при этом не отказывают себе в полноценном отдыхе, не только лучше успевают в учёбе, но и просто чувствуют себя счастливее.
Пишите вдумчиво и рисуйте
В школе нам говорили, что, пока мы пишем, автоматически запоминаем часть новой информации. Увы, это не всегда так. Без мыслительного процесса мы только переводим бумагу. Гораздо больше информации останется в памяти, если вы станете креативным редактором своего конспекта. Для этого нужно научиться отсеивать лишнее, сокращать и записывать собственные выводы.
Если добавить в процесс немного фантазии и провести связь между новыми знаниями и вашим опытом, информация сохранится надолго. В этом могут помочь ментальные карты памяти Тони Бьюзена и метод скрайбинга. Первая техника предлагает систематизировать всю ключевую информацию в виде схемы, выделив главные звенья и проведя между ними логические связи. Скрайбинг устроен схожим образом, кроме того, он задействует образное мышление и ассоциации. Не нужно быть великим художником, чтобы немного порисовать в блокноте, запомнив смысл новых понятий и терминов через простые картинки, объединённые в схему.
Меняйте подход к обучению
Изучая какой-либо навык, не повторяйте одно и то же снова и снова. Делайте небольшие изменения в практических занятиях — это поможет вам улучшить его намного быстрее. Эффективность этого метода доказало исследование Motor Skills Are Strengthened through Reconsolidation , изучавшее процесс развития моторных навыков на специальном тренажёре. Результат участников эксперимента, которым после обучения предложили изменить способ тренировки, оказался лучше, чем у тех, кто продолжал повторять исходное задание.
Однако такой метод работает только в том случае, если изменения в процессе обучения невелики. Например, если вы хотите усовершенствовать свою игру в теннис, попробуйте просто взять ракетку другого размера или веса.
Диагностика обучаемости у младших школьников
Основными задачами исследования уровня обучаемости в начальных классах являются:
1. Определение сформированности основных показателей успешности образовательного процесса у школьников младшего звена.
2. Изучение индивидуальных особенностей и динамики внушаемости у детей.
3. Выявление характера взаимовлияния обучаемости и внушаемости у испытуемых.
Характеристика обучаемости математике младших школьников чаще всего осуществляется в соответствии с результатами диагностического исследования по методике, разработанной Ю. Гутке. Суть его заключается в выполнении 10 заданий, связанных с построением числового ряда по определенным принципам. Педагог, проводящий исследование, с помощью карточек демонстрирует испытуемому три первые цифры. Ребенок должен продолжить этот ряд, добавив еще три цифры из шести предлагаемых, вычислив при этом принцип построения. Интерпретация результатов осуществляется с учетом характера и количества ошибок.
Используйте мнемотехнику
Один из лучших способов быстро запомнить большое количество информации — это использовать мнемонические приёмы: ассоциации с изображениями, звуками либо с какими-то знакомыми объектами и явлениями. Самый очевидный пример — песенка, в которой пропевается алфавит. Дети разучивают её ещё в детском саду или начальной школе и помнят едва ли не всю жизнь. Другой пример — рифмованные фразы для запоминания грамматических правил.
Мнемотехника помогает обобщить, сократить и сжать информацию, сделав её удобнее для запоминания. Это особенно полезно для студентов и тех, кто изучает иностранный язык. Если вам нужно надолго сохранить информацию в памяти, попробуйте использовать мнемонические приёмы. И даже через долгое время после сдачи теста или экзамена вы обнаружите, что всё ещё помните материал.
Давайте мозгу передохнуть, чтобы вернуть сосредоточенность
Чтобы узнать что-то новое, наш мозг должен послать сигналы нервным окончаниям и сохранить полученные от них данные. Но стресс и информационная перегрузка мешают этому процессу.
Вы наверняка замечали, что студенты, слушая долгую сложную лекцию, в один момент отстраняются и перестают обращать внимание на то, что говорит преподаватель. Они просто становятся не в состоянии эффективно передавать информацию в свой «банк памяти», поэтому процесс обучения прекращается.
Когда мы растеряны, обеспокоены или просто чувствуем себя подавленными, наш мозг по сути отключается. И лучший способ борьбы с этим — дать ему передохнуть или просто переключить внимание на что-то другое. Даже пятиминутный перерыв поможет снять умственное напряжение и снова включиться в работу.
Улучшите свой фокус
Как только у вас повысился и стабилизировался уровень вашей энергии, и вы хорошо выспались, самое время переключить ваше внимание на… ваше внимание.
«Сосредоточенность» в этом контексте означает вашу способность сесть и изучить тему. Это умение, которое мешает вам прибрать в комнате в третий раз на этой неделе вместо того, чтобы заняться этой новой главой в книге.
Независимо от того, сколько у вас энергии, если вы не можете направить ее на свой учебный проект, это будет бесполезно.
Избегайте обезвоживания
Как мы знаем, воду пить полезно — для кожи, иммунной системы и нормального функционирования организма. Но кроме этого она буквально делает нас умнее. Есть исследование Drink availability is associated with enhanced examination performance in adults , результаты которого показали, что студенты, которые брали воду с собой на экзамен, справились лучше, чем те, кто этого не сделал. Обезвоживание может серьёзно влиять на наши умственные способности. И если пить недостаточно жидкости, работать мозгу будет гораздо сложнее, чем обычно.
Критерии развития обучаемости
Обучаемость – это эквивалентное выражение объема и темпа повышения эффективности интеллектуальных процессов под влиянием педагогического воздействия.
В качестве критериев ее развития используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка:
1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке.
2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур.
3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения.
4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой).
В основе обучаемости лежат врожденные способности индивида и его познавательная активность. Следовательно, отношение ребенка влияет на уровень этого показателя по тому или иному предмету и обусловливает его успешность в конкретных образовательных областях.
Используйте разные форматы обучения
Так вы задействуете больше областей мозга, которые способны накапливать информацию. В итоге она станет более взаимосвязанной и лучше отложится в памяти. По сути такой способ создаёт избыточность знаний в вашем уме, помогая именно усвоить их, а не просто запомнить.
Хорошего результата можно достичь, используя для обучения различные носители. Просматривайте заметки, читайте учебники, смотрите видео и слушайте подкасты или аудиофайлы по теме. Чем больше ресурсов вы используете, тем быстрее выучите материал.
Как быстро учиться (в двух словах)
В заключение давайте вернемся к урокам, которые мы поделили в этой статье:
- Управляйте своей энергией. Вести здоровый образ жизни (регулярно заниматься спортом и уделять внимание питанию). И никогда, никогда не променяйте хороший ночной сон на еще немного зубрежки.
- Фокус, Фокус, Фокус. Избавьтесь от отвлекающих факторов с помощью техники Помидора и избавьтесь от откладывания с помощью правила пяти минут. Также настройте себя на успех, создавая среду, которая помогает вам, а не мешает вам.
- Ваш мозг умеет учиться. Не борись с этим. Сделайте активную практику и направляйте практику в основу своих учебных занятий. Используйте повторение и разбиение на части, чтобы упростить долгосрочное удержание, например, играя с деталями Lego.
- Используйте методы обучения, основанные на исследованиях. Воспринимайте точку зрения учителя, чтобы стать лучшим учеником. И устраните свои слабые места, углубившись во время практики.