Затравленное детство: что такое буллинг и как с ним бороться?


Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.

Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.

Всё это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.

Определение буллинга

Понятие образовано от английского слова «bullying», в переводе «травля».

Буллинг

— намеренное преследование жертвы, одного из членов коллектива другими.

Характерными признаками травли являются:

  • Силы агрессора и преследуемого явно неравны. Жертва не имеет возможности себя защитить в силу физической слабости или других причин. Если силы сторон равнозначны, то следует говорить о конфликте, но не о травле.
  • Насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе, постоянно. Разовое оскорбление считать травлей нельзя, это просто оскорбление. Буллер угнетает свою жертву ежедневно, либо всегда, когда есть такая возможность.
  • Применение насилия и травля вызывают у жертвы крайне негативную психологическую реакцию.

Основной целью буллера (агрессора) является сокрытие собственной неполноценности. Ни с лидерством, ни с руководством деятельностью, травля не имеет ничего общего. Главными побуждающими мотивами для буллинга являются зависть, месть, борьба за власть, личная неприязнь к человеку.

Такой человек выбрав жертву, станет изводить ее постоянными насмешками, оскорблениями, издевательствами, вплоть до физического насилия. Травля может быть и коллективной, когда к агрессору присоединяются, так называемые «преследователи».

Это помощники нападающего, которых отличают следующие черты личности:

  • отстуствие крепкого стержня внутри себя (легко поддаются чужому влиянию);
  • низкая степень ответственности за собственные поступки;
  • отсутствие эмпатии, сопереживания;
  • низкая самооценка, желание подружиться с «сильными» членами коллектива.

Групповая агрессия в отношении жертвы имеет более сильный и пролонгированный эффект, влияние на психику ребенка сильнее, чем при индивидуальном буллинге.

Самые тяжелые последствия наступают для подвергшихся травле детей и подростков, поскольку взрослые люди гораздо меньше подвержены психологическому насилию и могут за себя постоять, в том числе и путем обращения в правоохранительные органы. Дети, как правило, боятся просить защиты или не высказывают свои переживания взрослым из чувства ложной гордости или порядочности.

Виды буллинга

Насилие над человеком может приобретать различные формы, рассмотрим основные виды буллинга.

Физическое воздействие

Агрессор воздействует на жертву физически – толкает, пинает, дергает за волосы. Физическое насилие может быть, как слабо выраженным, так и сильным, вплоть до нанесения побоев. Такой буллинг пресекается чаще других форм, поскольку его последствия очевидны, а соответствующие действия наказуемы по закону.

Эмоциональный буллинг

Наиболее распространенная форма травли, которая выражается в постоянном унижении насмешках и оскорблениях. Ребенок может быть дискриминирован по национальным или социальным характеристикам, физическим недостаткам. «Жиртрест», «каланча», «сын алкашей» — это все примеры эмоциональной травли.

Жертва подвергается издевательствам, зачастую находится в социальной изоляции, что может послужить причиной нервного срыва. В роли агрессора могут выступать не только ученики, но и учителя, публично высмеивающие умственные способности или поведенческие навыки ребенка.

Экономический буллинг

Экономический буллинг выражается в том, что у жертвы вымогаются или прямо отбираются деньги или другие ценности, вещи. Может подвергаться порче одежда или иные личные предметы.

Такой вид агрессии опасен тем, что сведения о преследуемом человеке распространяются очень быстро и становятся доступными одномоментно большому количеству людей.

Кибербуллинг

Эта форма травли появилась сравнительно недавно и включает в себя проявление агрессии с использованием средств коммуникации. Это может быть распространение порочащей информации в социальных сетях, направление писем с угрозами по электронной почте или в виде СМС-сообщений, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру.

Причины буллинга

Травля — понятие многофакторное, ее появлению в школе способствует несколько составляющих. Прежде всего, зачастую микроклимат в школе дает почву для развития буллинга.

Это возникает в случаях, когда:

  • Учителя сами провоцирует ситуации травли, позволяя унижение или насмешки в адрес отдельных ребят.
  • Взрослые создают привилегии для некоторых учеников, которые становятся «любимчиками», и которым многое прощается.
  • Преподаватели стараются не замечать конфликты между подростками, не берут на себя ответственность за агрессивное поведение детей. Оставаясь в стороне от проблемы, взрослые тем самым, поощряют дальнейшее развитие буллинга в школе.

Важна и личность самого агрессора, как центральной фигуры буллинга.

Дети и подростки становятся буллерами при наличии следующих факторов:

  1. Уровень воспитательной работы в семье отсутствует или очень низкий.
  2. У человека очень низкая самооценка, которую он пытается поднять за счет унижения других.
  3. Ребенок стремится быть в центре внимания, стать неформальным лидером.
  4. Имеется опыт подобных отношений в предыдущих социальных группах.
  5. Эмоциональная подвижность: импульсивность, агрессивность.
  6. Низкий уровень эмпатии, сопереживания.

Буллерами часто становятся дети из социально-неблагополучных семей, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, имеющие с раннего возраста сексуальные контакты. С другой стороны, в качестве агрессоров выступают дети из абсолютно обеспеченных семей, так называемые «мажоры». Объединяет агрессоров отсутствие любви и внимания со стороны взрослых, в том числе, и по причине постоянного зарабатывания денег. Ребенок, оставаясь без понимания со стороны самых близких людей (мамы и папы) становится озлобленным и пытается добиться признания путем эмоциональной и физической травли других ребят.

Что делать, если ваш ребенок — буллер?

Часто буллерами становятся дети, которые подвергаются в семье насилию, переживают эмоциональные стрессы в прошлом. Причиной может стать тоска, одиночество, обида. Нужно в доверительном тоне поговорить, попытаться выяснить, не обвиняя в агрессии.

Бывает завышенная самооценка у ребёнка, который осознаёт свои действия, ему хочется всеобщего подчинения. С такими труднее, обычно они свою модель поведения берут с экрана телевизора, из интернета. По их мнению, это поможет им добиться всего в жизни. В любом случае нужно разговаривать с ребёнком, даже не один раз.

Следует обратить внимание на окружение ребенка. Возможно, к буллингу привело общение с более взрослыми ребятами, которые проявляют сарказм, подначивают к агрессивным действиям.

Опытный семейный психолог может оказать неоценимую услугу, ведь часто именно со стороны виднее все проблемы. Специалист быстрее разберётся в причинах детской агрессии и поможет найти выход.

Буллинг — серьезная проблема современных школ. Стараться предотвратить школьную травлю должны все участники учебно-воспитательного процесса, в первую очередь — учителя. Родители должны быть чуткими по отношению к своему ребенку, чтобы заподозрить неладное. В благополучных семьях, где между детьми и родителями налажены теплые и доверительные отношения, с меньшей вероятностью вырастет буллер или его жертва.

Кто чаще становится жертвой буллинга в школе

Преследованию может подвергаться любой человек, но есть одна черта, которая объединяет все жертвы — острая эмоциональная реакция на оскорбления и приставания. Как только обидчик почувствовал злость, страх или обиду, он понимает, что добился своего, он подпитался эмоциями жертвы. Если реакция на домогательства будет адекватно сильной или равнодушной, то объект травли быстро сменится, задевать его станет не интересно и не выгодно для обидчика.

Традиционно объектами буллинга являются:

  • Двоечники, либо наоборот, отличники.
  • Любимчики учителей или отвергаемые ими.
  • Дети с физическими особенностями или недостатками.
  • Ребята с особенным, творческим мышлением, нестандартным поведением.
  • Ученики из малообеспеченных семей.
  • Дети, имеющие собственный взгляд на вещи, мир в целом.
  • Самые красивые или, наоборот, несимпатичные девочки.
  • Представители национальных и сексуальных меньшинств.
  • Ученики с низкой или заниженной самооценкой.

Травле подвергаются дети скромные, излишне впечатлительные, пугливые. Мальчиков чаще преследуют физически, а девочек эмоционально (сплетни, слухи).

В чем отличия буллинга от моббинга

Моббинг

является одной из форм психологического насилия, выражающегося в травле одного человека группой людей в рамках отдельного коллектива.

Отличительными чертами данного вида насилия от буллинга являются:

  • Моббинг характерен для взрослых коллективов, проявляется на работе.
  • Если в буллинге зачинщиком травли является один лидер, то моббинг — это воздействие группы людей, «прайда».
  • Целью буллинга является унижение чести и достоинства жертвы, психологическое подавление. Моббинг, как правило, имеет цель выживания человека из коллектива, его подсиживание.

Моббинг не проявляется в форме физического насилия, агрессоры действуют более тонко и изощренно. О человеке распускают необоснованные слухи, принижают его деловые качества, обсуждают личную жизнь. Это и понятно, ведь взрослый человек за рукоприкладство может получить реальный срок лишения свободы, и он этот факт осознает.

Если моббинг «вертикальный», то группу «товарищей» против жертвы возглавит первый руководитель, который старается повысить собственную самооценку за счет другой личности или устранить конкурента. При «горизонтальном» моббинге агрессорами становятся сослуживцы, стоящие с жертвой на одной служебной ступени.

При кажущейся мягкости моббинга в сравнении с буллингом, он также может привести к тяжелым последствиям для преследуемого, таким как нервный срыв или попытка суицида.

«Тебя слишком много в этом офисе»

Легче всего буллить молодых неопытных коллег, которые не могут дать отпор во многом из-за неуверенности в своих силах. По такому принципу жертвой травли стала Елена Лондарь, сейчас эйчар-эксперт HeadHunter, а 15 лет лет назад — 24-летняя руководительница HR-отдела одной из IT-компаний. Вскоре после назначения команда показывала ей электронное письмо, высланное всем 400 сотрудникам компании, исключая ее, где говорилось, что она «неизвестно каким образом получила свою должность». «Приправлено это было фантазиями завистника о моем бурном прошлом, прогнозами незавидного будущего и призывами игнорировать меня как топ-менеджера, а лучше саботировать выполнение своих обязанностей, чтобы меня вовсе уволили за неумение работать с персоналом», — рассказывает Лондарь. Недоброжелатели даже создали ветку на форуме, где еще неделю «активно мусолили подробности фантазий абьюзера».

Елена обратилась к генеральному директору: тот посоветовал игнорировать происходящее и попросил IT-отдел отследить зачинщика и закрыть доступ к форуму с рабочих компьютеров. «Через пару месяцев обсуждение сошло на нет, но мне казалось, что все это время я ходила на работу без одежды. Эта история подарила мне несколько седых волос, бессонных ночей и море опыта», — подытоживает Лондарь.

«Про меня создали ветку на форуме, где еще неделю активно мусолили подробности фантазий абьюзера»

Настоящая причина буллинга одна — психологические проблемы того, кто является источником травли, говорит психолог и психотерапевт Вера Янышева. Мнимые причины, которыми агрессор оправдывает свое поведение, могут быть самыми разными: начиная от обвинений в непрофессионализме объекта травли и заканчивая придиркам к внешнему виду. Одна из самых распространенных — фэтшейминг (от англ. fat — «толстый» и to shame — «стыдить»). Это действия или высказывания, которые высмеивают человека за полноту.

Игорь столкнулся с буллингом, когда самого термина еще не существовало — в 1996-1999 годах, во время работы на «Донецком тарном , — рассказывает он.

Другому анонимному собеседнику Forbes подкладывали записки на стол с текстом «тебя слишком много в этом офисе», а управляющий партнер одного из московских маркетинговых агентств постоянно получал укоры в излишней тучности от подчиненного. «Я поднабрал вес к осени, ну и началось. Вроде безобидно, но не приятно, — говорит он. — К сожалению, мне пришлось уволить этого человека: он не шел на компромисс, а на разборки у меня как владельца компании времени нет». Тем не менее, после пережитого буллинга герой записался в спортзал и за несколько месяцев похудел на 7 кг.

«Кормление грудью — пуля в голову карьеры»: с какими проблемами сталкиваются на работе молодые матери

Реклама на Forbes

Как бороться со школьным буллингом

Ведущая роль в пресечении школьной травли отдается преподавательскому составу и конкретному учителю, классному руководителю:

  • С первого раза в классе следует пресекать попытки насмешек над учениками. Например, если ученик неверно решил уравнение и другой подросток начинает его с места оскорблять, нужно немедленно остановить обидчика, объяснив, что неудача одноклассника не может быть поводом для насмешек.
  • Необходимо пресекать все факты пренебрежительного отношения. На фразу ребенка в адрес другого: «Я не буду с ним сидеть!», нужно настоять на своем. Позднее следует поговорить с подростком, узнать причину его антипатии к другому человеку, представить себя на его месте.
  • Если ребенок является «белой вороной» следует дать возможность ему самовыразиться, проявить те качества, которые помогут завоевать авторитет в глазах одноклассников.
  • Сплочению класса очень способствуют совместные мероприятия, игры, походы, классные вечера. Можно придумать постановку пьесы или выпуск стенгазеты.
  • Категорически нельзя допускать насмешек и унижений кого-бы то ни было со стороны учителя. Дети прежде всего, копируют поведенческие установки взрослых. Обидев ученика, преподавателю будет сложно доказать буллеру, что он действует неправильно.
  • Если учитель увидел гиперактивного агрессивного ребенка, стремящегося занять лидерские позиции, необходимо принять меры к направлению энергии ребенка в позитивное русло.

Важно!

При первых признаках буллинга необходимо принимать меры к его пресечению, не замалчивать ситуацию, спасая честь мундира. Информация о буллинге должна быть доведена до родителей и того и другого ребенка, целесообразно составить общий разговор с расставлением оценок и поиском выхода из конфликта.

Дети разберутся сами

«Дети сами разберутся — это провокация, такой тюремно-нацистский подход к решению проблемы буллинга. Давайте вспомним роль педагога в замечательном фильме «Чучело». Это как бы положительная женщина, любимая учениками. Она как бы всё делала правильно. Она говорила слова о единстве коллектива… То, чем она занималась, — это чудовищное упрощение отношений. Вот мы все вместе, а дальше всё само закрутится: весь мир в черно-белых красках — эти хорошие, эти плохие, а правда за большинством. Такая позиция неминуемо приводит к буллингу», — считает директор Института неформального образования INO Вадим (Дима) Зицер.

bulling5


Дети сами разберутся — это такой нацистский подход к решению проблемы буллинга

Фото: Global Look Press/imagebroker/Siegfried Kuttig

Буллинг — примитивный способ общения в группе, почти звериный, считает Дима Зицер. Базис преследования отдельных членов коллектива строится на постулате «мир простой и мы простые, мы все должны хотеть одного и того же», считает педагог. Но в эту систему не все вписываются — всегда найдется человек, который смотрит на вещи иначе, либо он сам не понимает, что он другой, как в том же фильме «Чучело».

Семьи ответят за трудных детей

Правительство предлагает актуализировать законодательство о работе с трудными подростками

«На мой взгляд, педагог должен заниматься прямо противоположным — он должен усложнять отношения. Нужно ставить перед каждым учеником вопросы: «какой я?», «как устроены мои отношения с миром?», «как я смотрю на себя и на других?». С этих вопросов и поиска на них ответов начинается излечение от проблемы», — говорит педагог.

Некоторые родители считают, что их чадо должно пройти через эти испытания, дескать, так ребенок получит прививку от поджидающих в будущем трудностей взрослой жизни. Например, армии, если речь идет о мальчишках. Другие попросту недооценивают проблему — особенно те родители, которые не сталкивались сами с такой бедой в детстве. Это в корне неверный подход с точки зрения психологии.

Родители, в тех случаях, когда реагируют на ситуацию притеснения своего ребенка в школе, нередко допускают ряд других фатальных ошибок. «Например, не стоит говорить с учителем в присутствии класса, не стоит разговаривать напрямую с буллерами», — говорит психолог.

Последствия детской травли

Участие в буллинге принимают три стороны: агрессор, жертва и свидетели. И для каждой из них наступают последствия. Буллер получает развитие деструктивных черт личности, отсутствие возможности построения в будущем близких, доверительных отношений.

Свидетели приобретают искаженное представление о роли личности в социуме, зачастую они на протяжении всей жизни испытывают чувство вины и стыда за то, что проявили слабость, не встали на защиту жертвы.

Самая тяжелая по степени тяжести психологическая травма наносится жертве. Многие люди, будучи зрелыми, со слезами и страхом вспоминают обиды и унижения, перенесенные в детстве. Школьный буллинг по тяжести последствий для психики сравним с семейным насилием. Таким образом, последствия травли носят пролонгированное действие.

Крайняя степень реакции на буллинг — это попытки суицида, характерные для наиболее восприимчивых детей. Ребенок не видит другого выхода из травмирующей его ситуации, полагая, что смерть — это единственный путь избавления от страданий.

Физические последствия травли выражаются в частых головных болях, расстройстве пищеварения, проблемах со сном, мышечной напряженности.

Для всех жертв буллеров характерны низкая самооценка в течение всей жизни, предрасположенность к депрессиям. Ребенок вырастает тревожной, невротической личностью и помочь в минимизации последствий школьной травли может только квалифицированная помощь психолога.

Хуже других

Чем опасен буллинг? Самое страшное, что может случиться с подростком в такой ситуации, — суицид.

«Сталкиваясь с регулярным буллингом, жертвы воспринимают ситуацию как безнадежную, непреодолимую, начинают воспринимать себя бременем для окружающих, ненавидят себя за неспособность справиться со всем этим. В итоге смерть начинает им казаться единственным способом избавления от отчаяния. Нередко возникают различные проблемы со здоровьем», — говорит Лютых. Низкая самооценка, социальная изоляция, повышенная тревожность, ощущение беспомощности — такое наследие ожидает жертву подростковых нападок во взрослой жизни.

bulling4


Жертвы воспринимают ситуацию как безнадежную, ненавидят себя за неспособность справиться

Фото: Global Look Press/blickwinkel/W. G. Allgoewer

Однако буллинг калечит не только жертву, но и тех, кто долгие месяцы, а иногда и годы наблюдал за измывательствами над одноклассником.

Школам поручили найти склонных к суициду учеников

Минобрнауки разработало методику, которая поможет определить детей из группы риска

«Очевидцы буллинга могут перенести в свою взрослую жизнь ощущение беспомощности перед агрессией, а также ту роль (защитника, безразличного, пособника агрессора), к которой они привыкли в школе», — говорит собеседник «Известий».

Профилактические методы

Любое явление лучше предотвратить, чем ликвидировать его последствия, и буллинг — не исключение.

Основными методами профилактики случаев травли в школе являются:

  1. Создание в учебном заведении микроклимата, исключающего возможность и желание агрессивного поведения. Умение решать конфликты, толерантное отношение ко всем ребятам.
  2. Нацеленность на семью, как источник воспитания ребенка. Изучение поведения родителей, социальной и психологической обстановки в семье. Коррекция внутрисемейных отношений.
  3. Формирование стрессоустойчивости личности ребенка личным примером, через внеклассные занятия с приведением примеров героизма, жизнестойкости в жизни и искусстве.
  4. Обучение навыкам конструктивного общения, уважения к личности другого человека.
  5. Осуждение и пресечение любого асоциального поведения детей.

Стоит чутко реагировать на проявления вражды между отдельными детьми, случаи проявления неуважения или оскорблений. При малейшем подозрении на проявления буллинга необходимо провести разговор как с обидчиком, так и с жертвой.

Практическая часть

Друзья, является умение правильно выстраивать коммуникации с людьми. Если хотите поработать в этом направлении, рекомендую Вам онлайн-интенсив «Эффективное общение» — Как понимать скрытые эмоции окружающих и строить эффективное общение. Этот курс научит Вас:

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Этот тренинг поможет не только узнать много нового об эффективном общении, но и поможет научиться применять полученные знания на практике.

Советы психолога

Если случилось, так что ребенок стал жертвой травли со стороны одноклассников, психологи советуют следующие шаги.

Детям

  • Постарайтесь понять, что вы не виноваты в таком отношении со стороны другого ребенка. Помните, что пристают чаще всего к необычным, интересным людям, которые чем-то отличаются от других. Если вас задирают, значит, вы интересная личность, лучше, а не хуже других.
  • Воспитывайте в себе характер. Не реагируйте на обиду слишком эмоционально. Агрессор не дождется ваших слез или криков и просто отстанет, ему будет не интересно вас преследовать.
  • Никогда нельзя замыкаться в себе и из чувства ложной солидарности покрывать обидчика. Обязательно поделитесь с другими вашими проблемами. Это важно! Лучше всего, если это будут родители. Если по каким-то причинам с родителями вы говорить на эту тему не хотите, найдите человека, которому доверяете (старшие брат или сестра, бабушка, родители друзей).

Помните

: просить помощи – это не слабость, а решение зрелого человека, попавшего в беду.

УЧИТЕЛЯМ

Советы для преподавательского состава приведены в разделе «Как бороться с буллингом». Главная рекомендация — во избежание тяжелых последствий, не прятать голову в песок и бить тревогу при малейших подозрениях на буллинг.

РОДИТЕЛЯМ

Дети редко признаются открыто в том, что на них нападают в школе. Поэтому родителям необходимо самим обращать внимание на все изменения в поведении ребенка.

О том, что ваш малыш стал жертвой травли, могут говорить следующие признаки:

  • Повышенная тревожность.
  • Плохой сон.
  • Нежелание идти в школу.
  • Явные признаки-синяки и ссадины на теле и лице.
  • Слезливость, или несвойственная резкость, грубость.
  • Подавленное состояние.

В случае, когда факты буллинга стали известны, необходимо поддержать ребенка. Самая большая ошибка сказать: «Доигрался» или «Сам виноват». Больше ребенок доверять вам не станет. Оставайтесь внешне спокойными, похвалите малыша, что он честно с вами поделился проблемой.

Дайте понять, что вы всегда на его стороне, чтобы ни случилось сейчас или в будущем. Покажите готовность помочь и решить вопрос, ребенок сразу успокоится и станет увереннее. Далее следует начать действия по выяснению ситуации с педагогами, классным руководителем, родителями обидчика вашего ребенка. Уточнив причины, ставшие основанием для травли необходимо поговорить с ребенком, разъяснив ему дальнейшие действия и линию поведения.

Если случай запущен и коррекции не поддается, то крайней мерой для защиты малыша и исключения его психологического травмирования может стать переход в другую школу. К сожалению, бывают и такие случаи, когда ни беседы, ни постановка на учет в КДН не оказывают влияния на буллера и он продолжает агрессию.

Содержание:

  • Буллинг как один из видов насилия Что такое буллинг
  • Разновидности травли
  • Школьный буллинг сегодня – особенности
  • Скулшутинг как итог буллинга
  • Причины и мотивы буллинга
  • Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?
  • Кто участвует в травле?
      Жертва
  • Агрессор
  • Наблюдатели
  • Влияние буллинга на его участников и последствия
  • Как бороться с буллингом в школе?
      Что делать ребёнку – жертве травли?
  • Как вести себя родителям?
  • Профилактика школьного буллинга
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]