Ассоциативная психология и ассоциативный эксперимент

Психология – это интереснейшая наука, которой уже более ста лет. И больше ста лет ученые-психологи исследуют наше сознание, нашу психику, наше мышление и особенности поведения.
Но не нужно думать, что психология – это один большой дом, который живет по единым законам. В этой науке есть множество научных школ, которые под своим, особенным углом рассматривают механизмы работы нашей психики. Одной из таких школ как раз является ассоциативная психология.

Данная школа понимает психический процесс, его функционирование и динамику через ассоциации. Ассоциации – это психологический термин, который характеризует определенный процесс, на котором во многом строится мышление, он связан с тем, что появление одной мысли или одного образа способно вызвать появление другой мысли или другого образа.

Основные тезисы

Термин «ассоцианизм» введен в XVII веке английским мыслителем Локком. Сама концепция получила широкое распространение спустя полвека, хотя метод представления работы мозга с помощью схожих образов описан еще Аристотелем и Платоном. Представители ассоцианизма наделяли этот принцип ролью ведущего или единственного механизма для деятельности и развития психики и сознания человека.

Примечательно, что для Локка, основателя эмпирического исследования психики, все рассмотренные им явления умственной деятельности относились к индивидуальному опыту конкретного человека, то есть ученый осознанно исключал из своих исследований сущность души и ее влияние на личность.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Ключевым механизмом появления сложных идей Локк считал ассоциацию. К сочетанию идей, являющимися неверными, то есть не отвечающими естественному существованию человека, ассоцианистическая теория относила любые сложные мысли (решения/задумки), которые «часто соединяются так, что их не разделить впоследствии».

Примером ассоциации по Локку становятся:

  • симпатии;
  • суеверия;
  • антипатии.

Философ ввел термин весьма ограниченно. После него последовала активная разработка этого механизма сознания, результатом которой стало появление ассоциативной психологии.

Локк утвердил следующую схему возникновения идей через ассоциации:

  1. Ощущения в процессе развития опережают умственную деятельность.
  2. Простые идеи через ассоциации соединяются в более сложные.
  3. Опыт становится основой знания, источниками опыта выступают рефлексия и ощущения.
  4. Не существует врожденных ассоциаций.

Концепция стала активно использоваться в педагогике, со временем получила развитие в психологии личности. Психологическая школа ассоцианизма стремится установить исключительно причинное исследование поведения личности.

В основе направления лежит тезис о последовательности идей, которые отражают воздействие внешних факторов на человека.

Весьма строгим постулатам на смену пришли теории, которые берут начало от идей Руссо и отводят ключевую роль в формировании личности внутренних особенностей развития человека.

К началу XIX века были сформированы принципы ассоцианизма:

  • понятие души — нечто, способное к познанию;
  • психика состоит из простейших элементов — ощущений;
  • сложные мысли возникают на основе ассоциаций из простых частей;
  • все знания о душе — результат самонаблюдений. Человек может изучать только собственный мир, внутренняя духовная жизнь другого человека недоступна к исследованию посторонним.

Для ассоцианизма каждый человек представляется одиночкой, который живет в сообществе одиночек. Внутренний мир личности противопоставляется внешней среде, и между ними существует жесткая грань.

Достижения науки на рубеже XIX и XX веков внесли изменения в восприятие психики ассоцианистами. Некоторые ученые внесли дополнительные аспекты изучения мыслительной активности человека.

Так, Дарвин изменил трактовку проявления эмоций, Сеченов разработал учение о рефлексах мозга.

В современной психологии ассоцианизм считается важным течением, в котором к исследованию поведения человека применяется строго причинный подход. Ассоциация становится основным механизмом психологической деятельности личности. Мышление сводится к совмещению нескольких образов в памяти с ассоциациями (по контрасту с объектом, по сходству и проч.).

Эксперимент

Идеи Гартли и Юма, а также других представителей ассоциативной психологии перекочевали в другие направления и стали основой для новых исследований. Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. Юнг, В. Вундт и другие исследователи.
Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.

Рекомендуем: Определите свой архетип

Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:

  • Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут.
  • Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов. Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон».
  • Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная.
  • Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.

Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.

Ассоциация как связь

В контексте психологии слово означает спонтанное соединение двух объектов в головном мозге. Связь между воспоминанием и выдуманным образом, между предметами может быть создана неосознанно без привязки к конкретному раздражителю.

На появление связей влияют:

  • внешние факторы (запах, выражение, визуальный образ, звук);
  • собственные опыт и воспоминания человека.

Процессы жизнедеятельности становятся возбудителем появления ассоциации. Так, неприятные ощущения в желудке создают ассоциацию со съеденной пищей.

Мысли человека могут создать несколько образов или их цепочку. Часто можно заметить, что одна мысль «притягивает» вторую, третью и так далее. Таким действием мозг представляет человеку связь ассоциаций на конкретную мысль. Студент решает задачу, в процессе расчетов вспоминается аудитория и его однокурсники, после этого следует размышление о конкретном человеке — цепочка мыслей может длиться бесконечно долго, пока человек не заставит себя вернуться к исходной идее.

Психология развития и культурно – историческая теория Выгоцкого л.С.

Теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Л.С. Выготским. Фундаментальная идея данной терии — социальное опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

По его мнению «Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения»[5,с.85].

Согласно теории Л.С. Выготского у человека есть 2 линии развития:

натуральная и культурная. Натуральная линия развития — это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

Лев Семенович считал, что у человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Он постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Л.С. Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом он считал интериоризацию знаков — искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

Типы ассоциативных связок

Впервые классификацию образов создал Аристотель, его типология используется и современными психологами.

Мыслитель разделил ассоциативные связи на 3 группы:

  1. Смежность — частый вид появления образа, появляется при регулярном восприятии нескольких объектов одновременно. Шум воды может вызвать ассоциацию с отдыхом, аромат выпечки — с домом. К этому типу связок относятся вербальные образы, которые могут формироваться из идиом, поговорок. Вместе с возникновением слова «дуб» может появиться ассоциация «могучий». Связка по смежности чаще проявляется посредством действительной связи между предметами и/или действиями. Звезды ассоциируются с ночью, перчатки — с кистями рук.
  2. Сходство. Для возникновения такой связи объекты должны быть похожи в одном или нескольких характеристиках: цвет, форма, эмоциональный отклик личности на предметы и проч. Небо вызывает связь с морем, заснеженная поляна — с белой тканью.
  3. Контраст. Наиболее сложный тип, малоизученный, необоснованный научно. В сознании возникает связь с образом как реакция на его противоположность предмету или явлению. Большинство людей вспоминает при упоминании лета зиму, услышав слово «свет» — вспоминают о темноте.

В конце XIX века античную классификацию дополнили видом ассоциаций по смыслу. Такие связи являются результатом анализа данных и появления в сознании человека комплексных образов.

Смысловые ассоциации в большинстве случаев индивидуальны и обусловлены личным опытом. Так, человек может связать кашель с зимой, поезд — с морем.

Способы проведения

Также важно понимать, что ассоциативный эксперимент может проходить по-разному. Выделяют три основных способа проведения данного эксперимента:. 1

Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций

1. Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций.

2. Имеющий направление. В этом случае исследователь ограничивает и тем самым направляет поток ассоциаций испытуемого (например, необходимо назвать ассоциации только в форме прилагательных).

3. По цепочке. Здесь главное ограничение – это время. На один стимул человек должен выдавать сразу несколько ассоциаций по цепочке, обычно испытуемому на это отводится всего пара минут.

Рекомендуем: Что такое альтернатива?

После проведения эксперимента данные собираются, анализируются, и делаются выводы – например, касающиеся ассоциативной нормы. Часто встречающиеся реакции на стимулы в выборке будут считаться нормой, чем-то привычным для большинства, ну а единичные случаи – редкостью. Наиболее распространенные реакции формируются в ассоциативное поле, которое далее используется в последующих экспериментах.

Этот метод является одним из самых простых и доступных в психологии – более того, данные, полученные благодаря этому эксперименту, достаточно надежные. Ведь для того, чтобы «запустить» поток ассоциаций у испытуемого, не нужно ничего, кроме самих слов-стимулов.

Персональные инструменты возникновения связей

Ассоциации базируются на условных рефлекторных реакциях. Каждый внешний раздражитель становится причиной появления очага возбуждения в больших полушариях коры мозга.

В роли таких факторов выступают:

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

  • запахи;
  • слова;
  • звуки;
  • тактильные ощущения;
  • мысли.

В очаге по нейронам проходит электрический импульс, который распространяется по областям мозговой коры. В этот период активизируются следы предыдущих прохождений импульса и вызывают из памяти образы, которые возникли ранее при контакте с объектом.

Процесс создания ассоциаций необходим для нормальной работы сознания и повышения эффективности мышления, регулируется несколькими инструментами:

  1. Память и хранящаяся в ней информация. Укрепление памяти и расширение кругозора создают возможность для появления большего количества качественных ассоциаций. Результатом становится выработка разнообразных и новых связей.
  2. Воображение, которое обрабатывает информацию, меняет и комбинирует сочетания элементов в новых формах образов. Работа воображения обогащают память человека, полученные ассоциации используются в мышлении.
  3. Скорость прохождения нервного импульса или протекания нервных процессов, которая регулирует быстроту рефлекторных реакций. Большая скорость заставляет мозг быстрее создавать ассоциации, разнообразие которых зависит от уровня знаний человека.
  4. Бессознательное. Процесс создания связей основывается на внезапном распространении возбуждения вглубь по коре мозга и подключает к мышлению подсознание. Ввиду того, что в этой области восприятия хранится большой объем информации, ассоциации являются возможностью взаимодействия с бессознательным.

Набор ассоциаций индивидуален для каждого человека, так как создается под влиянием опыта и знаний личности.

Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Изучая мышление человека, гештальт – психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

Итак, «сознание было представлено в гештальт – теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, которые преобразуются по психологическим законам»[4,с.113].

Пространство имен

Существуют устоявшиеся связи, которые присущи обществу, языковой среде. К таким образам относится пространство имени. Большинство из современных имен обладают античным происхождением, поэтому ассоциируются с изначальным значением.

В национальных культурах имена зачастую связываются с определенной чертой характера (или внешности).

Примером в русской культуре может служить имя Екатерина, слово, в силу исторических особенностей развития страны, получает связь с «великая» и с исходным значением «непорочная».

На восприятие имении влияют его знаменитые носители. Известный пример ассоциации в пространстве имени Людовик «Солнце» XIV — французский король. Правители династии получали это имя в течение нескольких столетий. Из-за этого у многих людей при упоминании имени возникает ассоциация с королевскими атрибутами, Парижем, Францией.

Во многих культурах существует собственный список «несчастливых имен». Например, это имена христианских мучеников — Татьяна, Федор (хотя на Руси эта традиция была не очень распространена). Такие перечни создают негативные ассоциации, которые могут распространяться и укрепляться, заведомо предопределяя отрицательную окраску возникающих связей.

Пространство имени — условный набор общепринятых ассоциаций, которые могут быть позитивными или негативными. На эту область влияют известные носители конкретного имени.

11.2. Концепция личности б.Г. Ананьева

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.

Применение ассоцианизма в психологии

Внезапно появляющиеся нейронные соединения в мозговой коре используются врачами при выявлении психических отклонений с начала XX века.

Первым психоаналитиком, который обратил внимание на связь с бессознательными процессами и возникающими образами, стал Фрейд.

Его доктрина утверждает, что этот очень глубокий уровень психики хранит скрытые желания и инстинкты, которые не соответствуют общественным моральным нормам. Фрейд утверждал, что подавление желаний становится причиной появления фобий, психических и физических недугов.

В современной психологической диагностике ассоциации используются для определения душевного состояния личности.

Представители ассоцианизма, в отличие от фрейдистов работают не со свободными образами, а с организованными явлениями, которые контролируются врачом.

Возможности применения ассоцианизма в диагностике делятся на 3 группы:

  1. Вербальные связи и образы. Примером служит тест о парных ассоциациях, в котором человеку нужно объединить в пары слова по смыслу (связка понятие-смысл), по фонетической схожести (начинаются на одинаковую букву). Вербальные тесты предлагают пациенту набор слов или выражений, на которые ему нужно сказать первое, пришедшее на ум, слово.
  2. Зрительные ассоциации. Человек изучает предложенные изображения, в большинстве случаев, абстрактные, затем сообщает, что ему напоминает выбранная картинка. Пример — тест Роршаха (Чернильные пятна).
  3. Творческие импульсы. Для выявления неосознанных образов, испытуемого просят нарисовать что угодно или написать рассказ на конкретную тему. Творчество высвобождает мышление и позволяет подсознанию подключиться к работе. Поэтому ассоциации возникают быстрее, процесс изучения уже сформированных становится проще.

Ассоцианизм рассматривает образы как основной ресурс информации о личности и обязательным условием развития интеллекта и творческого мышления человека.

Ваше здоровье — наша цель

«ВитаПортал» занимает одно из первых мест среди официальных медицинских сайтов в рунете по количеству пользователей. Для многих из них мы стали любимым медицинским сайтом, и мы стремимся оправдать их доверие, постоянно обновляя и актуализируя информацию о здоровье человека. Наша миссия в том, чтобы здоровых людей стало больше. И предоставление проверенной информации – это наш путь достижения цели. Ведь чем более информированным будет наш пользователь, тем бережнее он будет относиться к своему главному достоянию – здоровью.

В команду «ВитаПортала» входят дипломированные врачи и эксперты в своих областях, кандидаты и доктора медицинских наук, журналистыйт о здоровье

Теория установки ( д.Н. Узнадзе)

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличием у субъекта потребности в ее удовлетворении. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.

Явление открыто немецким психологом Людвигом Ланге; общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956 г.).

Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности. Он пытался объяснить явления восприятия, как отражения действительности, и поведение живого существа. Постепенно становилось очевидным, что рассматриваемые теорией установки факты и закономерности по своей природе общепсихологические. Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]