О работе З.Фрейда «Массовая психология и анализ Я»


Что такое психология масс?

Психология масс — область психологии, изучающая общественное сознание, особенности поведения и мышления большой группы людей, объединенных общими взглядами и общим эмоциональным состоянием, движимых общими интересами, а также выполняющих одинаковые действия в течение небольшого промежутка времени. В отличие от индивидуальной психологии конкретного человека, масса людей характеризуется психической общностью. Поэтому психология масс основана на противопоставлении индивида вне людской массы ему же, находящемуся внутри толпы.

Сам по себе человек существует, делает свой выбор, корректирует свое поведение сознательно. Но все меняется, когда он находится не один, а в толпе. Даже без психологического давления со стороны он воспринимает поведение других, заражается им, подчиняется и следует ему. Индивидуальное сознание как бы растворяется, исчезает, становится частью коллективного бессознательного. Вопрос о том, почему психика отдельного человека так резко реагирует на присутствие множества людей, остается открытым и принципиально важным для психологов, социологов, культурологов, философов, политологов, юристов, силовиков.

Начало научному изучению психологии толпы было положено после событий французской революции 1789 года. Столетие спустя, французский психолог Гюстав Лебон заинтересовался мотивами участников восстания. С точки зрения ученого их поведение было иррациональным, чем и вызвало такой интерес. Позже у Лебона появились соратники и последователи – Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Владимир Бехтерев. В психологии образовалось новое направление – «психология массового поведения», которое в 60-70 годы XX века переросло в «психологию коллективного поведения».

Психология масс изучает, что происходит с человеком в тот момент, когда он оказывается внутри толпы. Кроме этого психологи и социологи исследуют:

  • Как создается и меняется настроение, мышление, эмоциональный настрой толпы.
  • Мотивы, идеи, стереотипы толпы.
  • На что способна толпа и к чему она стремится.
  • Взаимодействие личности и массы.
  • Спонтанная агрессия, инциденты, беспорядки, связанные с массовым сознанием.
  • Культурно-этнические, национальные особенности поведения толпы.
  • Как образуется «духовное» единство массы – так называемая «душа толпы».

Пройти тест на самооценку

Идентификация

Фрейд разрабатывает механизм массообразования на основании принципов идентификации, как самых ранних проявлений эмоциональной связи с другим лицом. Его выводы подкрепили следующие особенности идентификации:

  • Возникновение эмоциональной связи с объектом;
  • Замена либидинозной связи;
  • Возможность идентификации при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов.

Если взять за основу первоначальные вводные, предлагаемые автором относительно особенностей идентификации, можно согласиться со сформулированными им выводами о том, что идентификация является механизмом образования масс и формирования в ней эмоциональных связей между объектами таких масс.

Фрейд выделял разницу между идентификацией с отцом (кем хотят быть) и объектным избранием отца (чем хотят обладать), выделяя при этом об амбивалентность чувств: от выражения нежности до желания устранения. Примеры такой идентификации в настоящее время являются одними из типичных прорабатываемых вопросов при работе психоаналитика с пациентами.

Фрейд также рассматривал идентификацию при невротическом образовании симптомов и говорил о том, что идентификация лишена объектного отношения к копируемому лицу (психическая инфекция). Мнение автора относительно психической инфекции сложно каким-либо образом прокомментировать, поскольку он не приводит более детальной цепочки рассуждений, на основании которых был сделан данный вывод.

Психология толпы и коллектива: сходства и различия.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые разшифровки бесплатно.

Изначально под толпой подразумевают большое (или не очень) скопление людей, объединенных одним местом, общим интересом и эмоциональным состоянием. Но у толпы нет единой цели, которая требовала бы организации, дисциплины, согласованных действий. Поэтому толпой называют любую массовку: от группы прохожих, которые остановились посмотреть выступление уличного фокусника, до агрессивной массы убегающих от быков на корриде. В некоторых случаях массовое поведение может быть рациональным – например, собрание жителей города для решения волнующих вопросов.

Как любой социальный феномен толпу можно определить по разным основаниям:

  • По виду управления: стихийная, ведомая, организованная.
  • По виду организации: окказиональная (случайная, связанная с любопытством); конвенциональная (собранная на основе интереса); экспрессивная или экстатическая (собранная для выражения отношения к событию); действующая (отличается наличием активных действий).
  • По степени организованности: разнородная (уличная), однородная (секты, касты, классы).

Актуальными, но наиболее сложными для изучения считаются паническая и агрессивно-действующая толпа, которые приводят к массовым беспорядкам, стычкам.

Коллективное поведение отличается от массового. В коллектив объединяются во имя общей цели – устранения несправедливости (этнической, гендерной, социальной, религиозной) в обществе. Причем участникам не обязательно регулярно встречаться. Они могут действовать поодиночке (ходить с лекциями, собирать пожертвования) и время от времени собираться вместе (проводить митинги, подписывать петиции).

Психологи и антропологи описывают механизм формирования толпы эволюционной регрессией. При большом скоплении людей у большинства из них оживляются низшие слои самой древней части коры головного мозга. Достижения цивилизации блокируются, психика возвращается к ранней стадии эволюции, а сознание напоминает примитивное сознание первобытных предков.

Прояснение механизма гипноза

После прояснения механизмов массообразования и основ гипноза Фрейд демонстрирует, каким образом он функционирует в массе на примере первобытной орды:

  • Исходные предпосылки Фрейда:
  1. Масса – вновь ожившая первобытная орда;
  2. Психология массы – древнейшая психология человечества;
  3. Любовь ограничивает нарциссизм;
  4. Праотец принуждает «сыновей» к воздержанию, то есть к массовой психологии;
  5. Гипнотезер похищает волю субъекта, обладает силой- животным магнетизмом, что носит характер табу у примитивных народов.
  • Объяснение Фрейдом механизма гипноза на примере орды:
  1. Демонстрация любви. В первобытной орде поддерживается иллюзия о том, что вождь любит каждого ровным и справедливым образом (идеалистическая переработка условий первобытной орды: все сыновья знали, что их одинаково преследует отец и одинаково его боялись).
  2. Концентрация внимания/похищение воли. Гипнотезер как и вождь орды требует смотреть ему в глаза, что является трудновыносимым. Он избегает направлять сознательное мышление субъекта на свои намерения. Субъект концентрирует свое внимание на гипнотезере, устанавливая с ним связь и готовность к перенесению внутренних процессов.
  3. Пробуждение страха перед родительской фигурой. При гипнозе будится у субъекта часть его архаического наследия, которое проявлялось и по отношению к родителям. У субъекта при этом оживало представление о сверхмогущественной и опасной личности. Аналогичное отношение первобытного человека орды к праотцу.

На основе сделанных ранее выводов хотелось бы отметить, что Фрейд объясняет принудительный характер массообразования, в т.ч. происхождение первобытной орды с помощью гипноза (внушения), основанное не на мыслительной работе, а на эротической связи, что не совпадает с выводами, сделанными ранее его предшественниками. Однако логичность рассуждений и приведение доказательной базы позволяет согласиться с мнением автора.

Почему толпа влияет на нас?

То, что нас тянет в толпу, тоже глубинная потребность – время от времени освободиться от груза социальной роли, ограничений, норм поведения. Хочется отдохнуть, прокричаться на рок-концерте, поорать на стадионе или раствориться среди народа на ярмарке. Эти древние механизмы массового отдыха живучи и сегодня. Они помогают снять напряжение, сбросить лишнюю агрессию, «оторваться» от обязанностей и побыть среди людей.

Но с другой стороны у толпы есть свои недостатки. Попадая внутрь большого скопления людей, человек будто плывет по реке с быстрым течением. Вроде бы мысли, тело, воля остаются, но проявить их нет возможности.

Находясь внутри людского потока, индивид:

  • «Забывает» о культурных, этических или моральных нормах, перестает анализировать свое поведение.
  • Совершает поступки, которых бы никогда не совершил «в здравом уме»: идет на жестокость, совершает убийства.
  • Подчиняется общей одинаковости и даже перестает сопротивляться.
  • Теряет свободу действий и чувство ответственности.
  • Моментально «впитывает» чужие эмоции, которые преобладают над разумом, заставляют действовать импульсивно.
  • Перестает общаться на вербальном уровне с отдельными людьми.
  • Подражает общим движениям лидера или большинства из толпы.

Зигмунд Фрейд описывал два феномена характеристики толпы, которые объясняют подобное поведение. Это «заражаемость», которую причисляют к гипнозу, и «внушаемость», когда большинство реагирует не на аргументацию, а на лозунги, отдельные символы. Сила толпы не в единодушии, а в «эффекте лавины». Как только удается повлиять на часть людей, остальные начинают кричать, размахивать лозунгами или двигаться чисто по инерции. Этим пользуются умелые манипуляторы.

Пройти тест на уверенность в себе

Направление используют

Организаторы
Анастасия Светлая (Москва), Центр Марины Фридман (Москва), Академия «Грант» (Нижний Тагил), Сибирский образовательный портал (Новосибирск), Школа информационного воздействия (Екатеринбург), Школа Великих Книг (Новосибирск), Центр Красноречия Марии Гайн (Казань), Спецфакультет «Практическая психология развития и управления» ЮФУ (Ростов-на-Дону), Научно Исследовательский Институт Клинического Гипноза (Кемерово), Негосударственное учреждение дополнительного образования «Призвание» (Новосибирск), Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза (Донецк), Консалтинговая группа «Конструктор кадровых решений» (Екатеринбург), Максим Палкин (Екатеринбург), Команда психологов NewWay (Санкт-Петербург), Кафедра психологии влияния института повышения квалификации и переподготовки Международной академии психологических наук (Екатеринбург), Гильдия психологов, психотерапевтов и тренеров имени профессора В.А. Ананьева. Представительство в Екатеринбурге (Санкт-Петербург), MagicBraceletsSI (Новосибирск).Тренеры Никита Тимофеев (Москва), Алла Анатольевна Шеляпина (Москва), Арье Готсданкер (Москва), Мария Чаповски (Москва), Ольга Анатольевна Семиздралова (Москва), Ольга Эспираль (Москва), Светлана Ильинична Здражевская (Москва), Сергей Владимирович Веревкин (Москва), Яна Вячеславовна Болотова (Москва), Яна Геннадьевна Передернина (Москва), Татьяна Емлина (Кавказские Минеральные Воды), Тамара Юрьевна Смирнова (Ярославль), Сергей Сергеевич Папулов (Томск), Себастьен Джендри (США), Светлана Олеговна Ларионова (Екатеринбург), Рой Мартина (США), Павел Дмитриевич Трофимов (Новосибирск), Татьяна Николаевна Силаева (Набережные Челны), Олег Кожин (Ростов-на-Дону), Ольга Косулина (Краснодар).

Ещё тренеры 14

Консультанты Алла Анатольевна Шеляпина (Москва), Арье Готсданкер (Москва), Мария Чаповски (Москва), Ольга Анатольевна Семиздралова (Москва), Светлана Ильинична Здражевская (Москва), Яна Вячеславовна Болотова (Москва), Яна Геннадьевна Передернина (Москва), Наталья Николаевна Мельникова (Челябинск), Татьяна Емлина (Кавказские Минеральные Воды), Тамара Юрьевна Смирнова (Ярославль), Сергей Сергеевич Папулов (Томск), Светлана Олеговна Ларионова (Екатеринбург), Татьяна Николаевна Силаева (Набережные Челны), Наталия Данцова (Ростов-на-Дону), Любовь Анатольевна LSB (Красноярск), Мария-Маричка Ведунья (Иркутск), Мария Владимировна Мажара (Саратов), Дина Березина (Улан-Удэ), Даниэль Артурович Арт (Санкт-Петербург), Валентина Алексеевна Семиклит (Пермь).

Ещё консультанты 2

Как защититься от манипуляций?

Индивид перестает контролировать свое поведение, как только попадает в толпу и снова становится собой, как только из нее выходит. Полноценно реализовать свой потенциал, раскрыть талант, приносить пользу можно только в индивидуальной деятельности. Но здесь есть проблема: один в поле не воин. Выход один – не поддаваться манипуляциям со стороны.

Предупрежден, значит, вооружен. Вот 9 популярных психологических приемов, которые незаметно, но верно влияют на людей.

Пресуппозиция.

Это одна из самых используемых НЛП-моделей, позволяющая речью создать «реальность, в которой существуют только нужные варианты поведения». Пресупппозиция помогает аккуратно внушить человеку, что что-то обязательно произойдет.

Например, политик агитирует избирателей: «Когда я буду президентом, я сделаю…». И даже не обсуждает вариант, что этого не случится.

Лесть.

Простой, но действенный прием «ниже пояса», которым манипулятор пытается привести другого в хорошее настроение и использовать в своих интересах. Здесь идет работа над самооценкой оппонента: комплименты, поощрение, слова благодарности.

Например, руководитель убеждает сотрудников выйти на работу в выходной: «Я знаю, что вы ответственные работники, поэтому сможете потратить свой выходной и сделать срочную работу».

Превдовыбор.

Работает по принципу: из двух зол выбираем меньшее. С одной стороны здесь нет запретов и есть право выбора. Но с другой – нет других вариантов ответа, кроме предложенных.

Например, в рекламе нам предлагают: «Выбираете Фанту или Спрайт (бургер или чизбургер)?». Хотя обе марки принадлежат одной компании-производителю.

Воодушевление.

Воодушевление помогает работать без усталости, совершать открытия, верить в свои сверхспособности. Так что когда манипуляторы хотят сагитировать кого-то на подвиг, они организуют ему воодушевление.

Например, командир перед боем говорит солдатам: «То, что вы делаете – нужно! У вас все получится! Все ради мира на земле!»

Эмоциональная атака.

Игра на эмоциях – простой способ добиться нужных действий от сотрудников, родственников, друзей. Это многократное повторение одних и тех же требований, смена интонации, попытка раскрутить на чувство вины.

Например, учитель стыдит класс: «Я к вам относился как к взрослым людям, а вы меня подвели. Вы знаете, как меня отругал директор из-за вас?».

Социальное доказательство.

Так называемый стадный инстинкт помнят большинство жителей Советского Союза, которые становились в очередь только потому, что она была символом дефицита. «Если все берут, значит, хорошая вещь» думает человек, который не хочет или не успевает разобраться в ситуации.

Например, когда люди хотят выбрать из большого количества моделей гаджетов, они ориентируются на рейтинги и отзывы. И даже не задумываются, что отзывы пишут «свои» сотрудники из компании-производителя.

Принцип взаимного обмена.

Правило гласит: человеку нужно ответить добром на добро. А поскольку любые обязательства угнетают, хочется избавиться от них как можно быстрее. Этим пользуются умелые манипуляторы – оказывают мелкую услугу и ждут ответного расположения.

Например, религиозные сектанты раздают на улице бесплатную литературу, а взамен просят послушать их наставления.

Мотивация страхом.

Страх – мощная человеческая эмоция и безотказный мотиватор. Следовательно, чтобы заставит человека сделать что-то, нужно его как следует напугать «наперед»: рассказать о будущей поломке автомобиля или предупредить о статье за воровство.

Например, на запугивании людей построена работа страховых компаний – чем больше устрашающих примеров приводится, тем чаще покупаются страховые полисы.

Ле Бон и его характеристика массовой души

Уясним себе еще раз положение вещей: если бы психология, наблюдающая склонности и исходящие из первичных позывов импульсы, мотивы и намерения отдельного человека вплоть до его поступков и отношений к наиболее близким ему людям, полностью свою задачу разрешила и все эти взаимосвязи выяснила, то она внезапно оказалась бы перед новой неразрешенной задачей. Психологии пришлось бы объяснить тот поразительный факт, что этот ставший ей понятным индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, и условием этим является его включение в человеческую толпу, приобретшую свойство «психологической массы». Но что же такое «масса», чем приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного человека и в чем состоит душевное изменение, к которому она человека вынуждает?

Ответить на три эти вопроса задача теоретической массовой психологии.

Ле Бон говорит: »В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть произвольное существо, которое состоит из гетерогенных элементов, на мгновение соединившихся, точно так же как клетки организма своим соединением создают новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток».

«Легко установить степень различия между индивидом, принадлежащим к массе, и индивидом изолированным, менее легко вскрыть причины этого различия.

Чтобы хоть приблизительно найти эти причины, нужно, прежде всего, вспомнить факт, установленный современной психологией, а именно, что не в одной лишь жизни органической, но и в интеллектуальных функциях преобладающую роль играют бессознательные феномены. Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни. Тончайший анализ, острейшее наблюдение способны обнаружить лишь малое количество сознательных мотивов душевной жизни. Наши сознательные действия исходят из созданного в особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата. Субстрат этот содержит в себе бесчисленные следы прародителей, следы, из которых созидается расовая душа. За мотивами наших поступков, в которых мы не признаемся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признается, а за ними есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, не замечаемых нами мотивов».

В массе, по мнению Ле Бона, стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и возникают новые качества, которыми они не обладали.

«Первая из причин состоит в том, что в массе, в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, так как при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает».

«Вторая причина заражаемость также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода, к изучению каковых мы тут же приступим. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в качестве составной части массы».

«Третья, и притом важнейшая, причина обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием.

Для понимания этого явления уместно восстановить в памяти новые открытия физиологии. Мы теперь знаем, что при помощи разнообразных процедур человека можно привести в такое состояние, что он после потери всей своей сознательной личности повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания своей личности, и что он совершает действия, самым резким образом противоречащие его характеру и навыкам. И вот самые тщательные наблюдения показали, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине, в особое состояние, весьма близкое к «зачарованности», овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера… Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.

Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе. Он больше не сознает своих действий. Как у человека под гипнозом, так и у него известные способности могут быть изъяты, а другие доведены до степени величайшей интенсивности. Под влиянием внушения он в непреодолимом порыве приступит к выполнению определенных действий. И это неистовство у масс еще непреодолимее, чем у загипнотизированного, ибо равное для всех индивидов внушение возрастает в силу взаимодействия.

Следовательно, главные отличительные признаки находящегося в массе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом».

«Кроме того, одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Будучи единичным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он варвар, т.е. существо, обусловленное первичными позывами. Он обладает спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ».

Мысли Ле Бона о вождях масс изложены менее исчерпывающим образом, и закономерности остаются недостаточно выясненными. Он думает, что как только живые существа собраны воедино в определенном числе, все равно, будь то стадо животных или человеческая толпа, они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса послушное стадо, которое не в силах жить без господина. У нее такая жажда подчинения, что она инстинктивно подчиняется каждому, кто назовет себя ее властелином.

Ле Бон различает приобретенный, или искусственный, и личный престиж. Первый, в случае людей, присваивается благодаря имени, богатству, репутации, в случае же воззрений, художественных произведений и т.п. посредством традиции. Так как во всех случаях это касается прошлого, то мало поможет пониманию этого загадочного влияния. Личным престижем обладают немногие люди, и благодаря ему они делаются вождями. Престиж подчиняет их всех и все как бы под действием волшебных чар. Каждый престиж зависит, однако, от успеха и теряется после неудач.

Примечания

  1. Додельцев Р. Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р. Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  2. Додельцев Р.Ф.
    Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 313 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  3. Додельцев Р.Ф.
    Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 314 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  4. Додельцев Р.Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 15 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  5. Додельцев Р.Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 16 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  6. Фрейд З.
    Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 247 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  7. Додельцев Р.Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 16 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  8. Додельцев Р.Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 17 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  9. Додельцев Р.Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 17 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  10. Фрейд З.
    Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 269-270 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  11. Додельцев Р.Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 18 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  12. Додельцев Р.Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 19 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  13. Сердцева Н.
    Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2021. — (Философский почерк). — 154 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
  14. Сердцева Н.
    Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2021. — (Философский почерк). — 157 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
  15. Сердцева Н.
    Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2021. — (Философский почерк). — 137-138 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
  16. Додельцев Р.Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  17. Додельцев Р.Ф.
    Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  18. Фрейд З.
    Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2021. — 221 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]