Эксперимент Аша: действительно ли люди склонны менять свое мнение под давлением большинства?

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда человек под влиянием общественности внезапно менял собственное мнение? Что, на ваш взгляд, являлось тому причиной? Отсутствие навыков ведения переговоров, недостаточная осведомленность в вопросе, желание понравиться окружающим или неумение критически оценивать ситуацию?

В данной статье мы поговорим о таком популярном в наши дни явлении как конформизм, и о посвященных ему экспериментах.

Продолжение исследований в поддержку теории Соломона Аша

В продолжение изучения данного вопроса психолог провел похожий эксперимент, в котором настоящих участников просили давать ответы в письменной форме, в то время как подсадные испытуемые продолжали отвечать устно. Результаты теста показали, что конформность испытуемых в таком случае снизилась на 12,5% по сравнению с первым экспериментом.

Чтобы окончательно подтвердить свою гипотезу, Соломон Аш провел еще один тест, в котором изменил количество подставных участников. Теперь в группе из 17 человек только 1 был помощником психолога.

Мое мнение об эксперименте

Соломон Аша изучал конформизм в лабораторных условиях, где между участниками экспериментальной группы не предполагалось взаимодействие (то есть, эту группу нельзя назвать коллективом). Однако даже в таких условиях испытуемые чувствовали давление большинства и поддавались ему. Я думаю, что на самом деле в реальной жизни, где каждый из нас включен в тот или иной коллектив, степень конформизма выше, чем ее цифровые показатели в данном исследовании.

Для истории психологии эксперимент Аша является важным, так как он позволил найти ответы на многие вопросы. Но в то же время появилось множество других вопросов, ответы на которые сегодня еще не найдены.

Выводы

С различными проявлениями конформизма мы сталкиваемся постоянно. Следовать за окружающими для многих людей значительно проще, чем отстаивать собственную точку зрения. Многие предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, избегать конфликтов с окружающими. Порой конформизм – единственное, что гарантирует выживание в определённом обществе.

Эксперимент Аша, кроме всего прочего, показал, что люди, склонные к конформизму, не обязательно отличаются отсутствием личного мнения как такового. Проявляя конформизм «на людях», в своём личном пространстве индивид может переживать недовольство установленными порядками. Однако в жизни нам нередко встречаются люди, которые в принципе лишены личного мнения. Конформизм для таких людей является не способом выживания или самоутверждения в обществе, а естественной формой существования. Стремление быть такими, как все, принимает у них демонстративный характер, также они не переносят тех, кто хоть чем-то выделяется из толпы.

С конформизмом неразрывно связано такое понятие, как «спираль молчания». Это означает, что человек с меньшей вероятностью будет высказывать своё мнение по какому-то вопросу, если чувствует, что он находится в меньшинстве. В этом случае он предпочтёт не выражать свою позицию и внешне присоединиться к общей массе. «Спираль молчания» также лежит в основе такого феномена, как общественное мнение. По теории немецкого социолога Элизабет Но эль-Нойман, общественное мнение представляет собой позицию небольшой части общества, которая получает освещение в средствах массовой информации; тем самым создаётся иллюзия того, что так думает абсолютное большинство населения. Остальные члены общества, стремясь избежать изоляции от социума и одиночества, внешне присоединяются к этому «общественному мнению», стараясь не выражать собственную позицию. Так возникает позиция, которую чисто формально разделяет большинство людей, хотя их действительное отношение к проблеме может быть совсем другим. Пример этого явления можно видеть и в эксперименте Аша, где испытуемый стремился присоединиться к общественному мнению, стремясь избежать насмешек остальных студентов; если же разделяемого всеми «общественного мнения» не возникало, испытуемые проявляли бóльшую смелость и озвучивали свою позицию.

Условия проведения и ход эксперимента

Испытуемые из числа студентов были приглашены, чтобы поучаствовать в эксперименте «по проверке зрения». На самом деле цель исследования была совсем другая. Каждый испытуемый располагался в аудитории вместе с семью такими же студентами. На самом деле эти семеро были подсадными актёрами. Затем группе демонстрировались две карточки; на одной из них была изображена вертикальная линия, а на другой – три другие линии, одна из которых совпадала по длине с первой. Всех участников просили определить, какая из трёх линий на второй карточке совпадает по длине с линией на первой. Участники по очереди высказывали своё мнение, при этом мнение испытуемого спрашивали в последнюю очередь. Всего было восемнадцать этапов. На первых двух этапах все подсадные участники называли правильные ответы. Но начиная с третьего, актёры начинали называть один и тот же ответ, но неправильный.
Оказалось, что 75 процентов испытуемых подчинились мнению большинства и назвали заведомо неправильный ответ хотя бы на одном из этапов
.

В дальнейшем эксперимент усложнялся. Актёры начинали давать разные ответы, хоть и неправильные. В этом случае процент ошибок со стороны испытуемых резко снижался: они в меньшей степени подчинялись большинству. В другой раз в исследовании участвовали двое настоящих испытуемых; в этом случае испытуемые также в меньшей степени подчинялись большинству, предпочитая давать правильные ответы. Было выявлено, что количество ошибок испытуемых зависит от того, насколько категорично выражается «третье мнение» актёра.

Суть эксперимента

Если всё действительно так, и каждая из нас так сильно зависит от внешнего влияния, то, можно предположить, что эта особенность личности человека является плодородной почвой для различного рода манипуляций. Не удивительно, что она подверглась детальному изучению.

Соломон Элиот Аш польский и американский психолог, который внёс значительный вклад в область исследования конформности. Его знаменитый эксперимент, результаты которого были опубликованы в 1951 году, наглядно показал власть конформизма в группах.

Суть эксперимента очень простая. Было сформировано две группы студентов, которых попросили поучаствовать в тесте на проверку зрения.

Читайте также: На каком языке говорят цыгане?

  • Первая группа состояла из одного испытуемого и семи «подсадных уток»
  • Вторая состояла из свободно набранных студентов, без подставных лиц.

Группы находились в разных аудиториях, и не контактировали друг с другом. Каждой группе были показаны, по очереди, две карточки: на первой была изображена вертикальная линия, на второй было начерчено три вертикальных линии разной длины, где только одна из трёх, по своей длине, соответствовала длине линии с первой карточки. Задачей было определить какая из трёх линий на второй карточке идентична линии на первой по своей длине.


Giphy

Испытуемому из первой группы к рассмотрению было предложено восемнадцать пар карточек. Соответственно, он должен был дать восемнадцать ответов. Каждый раз он отвечал последним в группе. На первые два вопроса все участники дают правильные ответы. Начиная с третьего «подсадные утки» дают один и тот же неправильный ответ.

Это приводит испытуемого в замешательство, и он давал тоже неправильный ответ, подчиняясь мнению большинства. Если же он продолжал настаивать на правильном ответе, то это причиняло ему чувство большого дискомфорта. Варианты поведения подставных студентов в группе менялись, то есть некоторые из них всегда давали правильные ответы на все вопросы.

Что такое конформность


Фото автора Liza Summer: Pexels
Конформность – это психологическая характеристика позиции отдельно взятого человека по отношению к позиции группы. Эта характеристика отражает, в какой степени ты подчиняешься групповому давлению в формировании мнения, принятии решения.

Человек по своей природе существо общественное. Полноценное развитие личности любого из нас напрямую зависит от нашего взаимодействия внутри социума. Само понятие личности отражает носителя индивидуального начала, которое раскрывается в контексте социальных взаимоотношений.

Все твои привычки, моральные ценности, весь набор поведенческих масок, всё это сформировано, начиная с самого момента рождения, под влиянием людей, с которыми ты взаимодействовала и среды, в которой ты находилась. Процесс развития твоей личности продолжается на протяжении всей жизни. Взрослея, ты приобретаешь новый опыт, который может полностью менять расставленные ранее приоритеты. Это болезненный процесс, но необходимый и закономерный.

Критика

С чем связана критика экспериментов С. Аша? Психологами высказывалось мнение, что кто-то из испытуемых мог выражать внешнее согласие с мнением большинства не из-за конформности, а потому, что хотел сохранить доброжелательные отношения, избежать конфликта.

Современные исследователи неоднократно повторяли опыты Аша. Их попытки показывали аналогичные результаты.

В Японии психологи для чистоты эксперимента решили провести его без подставных лиц. В своем опыте они использовали специальные очки. У одного из участников группы очки были настроены не так, как у остальных: отрезки он видел искаженными. Данная вариация показала, что конформность в большей степени свойственна женщинам, мужчины склонны сопротивляться давлению группы. Некоторыми учеными высказывается мнение, что результаты, полученные японцами, отражают не степень конформности женщин и мужчин, а особенности японской системы воспитания, в которой девочек учат подчиняться, а у мальчиков формируют независимость.

Результаты

Мнению большинства подчинились 74% испытуемых. Не поддались давлению группы 26% участников исследования. Эксперимент С. Аша продемонстрировал, что:

  • в ситуациях расхождения собственного мнения и мнения остальных членов группы, человек испытывает дискомфорт, опасается критики, поэтому склонен продемонстрировать высокую конформность;
  • степень проявления конформизма у людей находится в прямой зависимости от численного состава группы;
  • чем сложнее задание, тем больше вероятность того, что человек примет точку зрения большинства;
  • наличие союзника снижает конформность.

Соломон Аш

Соломон Аш родился 14 сентября 1907 года в Варшаве в еврейской семье. Когда мальчику было тринадцать лет, его семья переехала в США и поселилась в Ист-Сайде на Манхэттене. Степень бакалавра Аш получил в городском колледже Нью-Йорка в 1928 году, а магистерскую и докторскую степени — в 1930 и 1932 годах в Колумбийском университете, где он учился у Макса Вертгеймера. После этого Аш на протяжении девятнадцати лет преподавал психологию в Суортморском колледже, работая в одном коллективе со своим соратником по гештальтпсихологии Вольфгангом Кёлером.

В 1950-х годах Аш привлек к себе всеобщее внимание рядом поистине революционных экспериментов из области социальной психологии. В них изучалось такое явление, как конформность. Благодаря этой работе психолог вошел в научное сообщество и разработал несколько теорий о влиянии группового давления на поведение человека.

С 1966 по 1972 год Соломон Аш занимал должность директора Института когнитивных исследований при Рутгерском университете. С 1972 по 1979 год он преподавал психологию в Пенсильванском университете, а в 1979 году стал почетным профессором психологии. Скончался ученый 20 февраля 1996 года в возрасте восьмидесяти девяти лет.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Что определяет конформизм

Конформизм, в отличии от конформности как свойства личности, определяет сам процесс изменения установок, мнения, восприятия, поведения отдельно взятого человека под влиянием общества. Выделяется два вида конформизма:


Почему нас волнует мнение окружающих?

  • внутренний – это, когда ты полностью принимаешь все предлагаемые тебе установки, и реально пересматриваешь свои позиции и взгляды;
  • внешний – ты создаешь внешнюю видимость согласия с навязываемыми установками, избегая, таким образом, открытой конфронтации с обществом.

Конформизм можно смело отнести к защитным механизмам личности. Опасность постоянного использования этого механизма в повседневной жизни заключается в том, что расплатой может быть полная потеря своего «Я». Правда есть и дополнительные «плюшки», ты редко испытываешь чувство одиночества и тревожности, становясь таким как все, и принимая модель поведения культуры и общества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]