Какие бывают чувства
Рассмотрим для начала, какие бывают чувства. Каждый человек испытывает разный набор чувств, что, в принципе, абсолютно нормально. Чувства зависят от характера, типа темперамента, круга общения и сферы деятельности человека. На практике мы часто сталкиваемся с такими чувствами, как радость и грусть, стыд и страх, гнев и отвращение, скука и интерес, восхищение и удовольствие, обида, удивление и др.
Психологи определяют несколько критериев и категорий чувств. Три основных критерия, по которым образуется классификация чувств:
- Валентность. Согласно ему чувства бывают положительные, отрицательные и нейтральные.
- Интенсивность. Сюда относят слабые, средней силы, сильные чувства.
- Стеничность. Здесь выделяют повышающие активность и вызывающие пассивность чувства.
Существует также понятие «высшие чувства».
Интеллектуальные чувства
Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Виды чувств 410 ₽ Реферат Виды чувств 280 ₽ Контрольная работа Виды чувств 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Какие высшие чувства могут быть у человека?
Какие высшие чувства могут быть у человека и как они выражаются? Классификация делит высшие чувства на моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические. Моральные чувства человек испытывает к другим людям, они формируются в зависимости от окружения и степени социализации. К этой области относятся любовь, дружба, ненависть, благодарность, совесть.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе трудовой деятельности, когда человек испытывает удовлетворение от работы или недовольство результатом.
Эстетические чувства приходят к человеку при виде чего-то красивого, приятного глазу. Это может быть художественная или творческая работа, привлекательный внешне человек, яркое по краскам природное явление.
Праксические чувства характеризуют собственное отношение человека к работе, занятиям, любого рода деятельности.
Так или иначе, чувства сложно вогнать в определенный формат и конкретизировать. Чувства – индивидуальная реакция человека на происходящее событие, отношение или какой-либо объект.
Критерии формирования чувств соотносятся с основной эмоцией, которая проявляется в определенной ситуации.
Виды чувств, их проявления и классификация
Из-за того, что само понятие чувств и их производных до сих пор остается открытым, существуют разные их категории и виды. Самой часто используемой классификацией сегодня является отражение чувств как социальной сущности человека, которая разделяет все психоэмоциональные переживания на 3 группы.
Чувства в психологии делятся на 3 группы: моральные, интеллектуальные и этические.
Они такие:
- моральные;
- интеллектуальные;
- этические.
Также существуют такие подкатегории как социальные, практические, правовые и профессиональные чувства, которые частично пересекаются с тремя вышеупомянутыми.
Моральные или нравственные чувства
Нравственные чувства являются основой каждого общества. Они имеют исторические и культурные корни, обусловленные нормами поведения, формировавшимися столетиями. Их существование обусловлено необходимостью каждого человека чувствовать себя причастным к коллективу.
Моральные чувства предполагают оптимальное поведение людей с целью быть понятыми, также они формируют основы коллективного и индивидуального сознания.
Придерживаясь основ нравственного поведения, человек, как общественное существо, чувствует удовлетворение и принятие себя другими. Моральные чувства формируют ощущение привязанности, общности и коллективной идеи с которой отождествляются все члены общества.
Впервые основу для понимания нравственных чувств описал английский философ Адам Смит в XVIII столетии. Он дал собственную классификацию их важности, однако особенностью нравственных чувств является их изменчивый характер, поэтому, сегодня, важность и ценность моральных норм существенно изменилась.
Также не все нравственные чувства имеют одинаковую значимость и могут варьироваться в том или ином обществе, зависимо от того, какие культурные и общественные цели считаются приоритетными.
Самыми распространенными и универсальными нравственными чувствами сегодня являются:
Примеры моральных чувств | Описание |
Симпатия и сочувствие | Чувство симпатии и его влияние между людьми формирует положительное расположение и желание помочь человеку, даже вопреки собственному комфорту. Сочувствие, как разновидность симпатии, является способностью разделять любые чувства собеседника. |
Привязанность | Это ощущение близости, основанное на глубинной симпатии. В отличие от любви, привязанность касается только эмоциональной близости, формируется в процессе социализации и дает ощущение общности ценностей. |
Уважение | Чувство выражения достойного отношения к любому другому человеку, независимо от его достижений, ценности или важности. Уважение подразумевает необходимость учитывать мнение других и значение последствий тех или иных действий не только для себя, но и для коллектива. |
Благодарность | Это чувство признательности, возникшее на основании положительного опыта за сказанное или сделанное другим человеком. Благодарность является глубоким внутренним переживанием, пассивной реакцией на различные способы выражения уважения или поддержки, не требующей взаимных действий. |
Любовь | Это сильное чувство привязанности, обычно сопровождается эмоциональными и душевными переживаниями, нежели привязанность или симпатия. |
Дружба | Бескорыстные отношения между людьми, основанные на взаимных интересах или рода занятости. Дружба является важной составной частью процесса адаптации человека в обществе. |
Коллективизм, товарищество, патриотизм | Ощущение разделения и понимания единых жизненно важных ценностей с другими людьми. Такие чувства как коллективизм и патриотизм являются основополагающими для формирования общества и совместной культуры. В отличие от дружбы, чувство товарищества не нуждается в наличии общих личностных интересов, в его основе лежит разделение некой идеи. |
Совесть | Чувство осознанного выбора собственных действий, согласно с которым, последствия не должны причинить вреда другим членам общества. |
Доброжелательство и справедливость | Высшие чувства нравственности, вызванные желанием действовать бескорыстно во благо других. |
Таким образом, нравственные чувства являются основополагающими для формирования гармонии в межличностном существовании, независимо от наличия общих интересов с другими людьми или нет.
С противоположной стороны, существуют антиобщественные чувства, которые деструктивно влияют на отношение между людьми.
К ним относятся чувства:
- гнева;
- злобы;
- ненависти;
- антипатии;
- презрения;
- вражды;
- зависти;
- недоброжелательности.
Интеллектуальные чувства
В отличие от нравственных чувств, которые дают человеку ощущение общности, интеллектуальные связаны с познавательной деятельностью.
Таким образом, интеллектуальные чувства являются не только психологической составной каждого человека, но и формируют его мировоззрение и мыслительные процессы, способствуя умственному воспитанию и развитию творческого мышления.
Возникновение интеллектуальных чувств у каждого человека, по мнению психологов, основывается на физиологической предпосылке ориентировочного рефлекса, связанного с потребностью объяснять все процессы вокруг себя, которые каждый воспринимает с помощью органов чувств.
В отличие от нравственных чувств, неосознанно копируемых от других членов общества, интеллектуальные чувства развиваются целенаправленно в процессе обучения. Они являются основой для профессионального роста человека, а также составляют важную часть его уверенности в собственных силах.
К самым главным примерам интеллектуальных чувств относятся:
Примеры интеллектуальных чувств | Описание |
Чувство удивления | Вызванное чем-то новым и необычным, мало привычным для личной картины мира человека. В результате удивления повышается внимание, и стимул разобраться в непознанном объекте. |
Чувство догадки | Возникает в процессе познания чего-то нового. Чувству догадки свойственно составлять гипотезы, предполагать исход событий и построение логических связей между доступной информацией. Главная цель этого чувства – понять природу и суть нового. |
Уверенность | Чувство, которое рождается при правильном формировании логических связей и общей картины понимания того или иного предмета. Уверенность возникает в процессе мышления, и основывается на ощущении правильного объяснения информации. |
Чувство удовлетворения | Возникает как результат успешно проделанной работы. |
Чувство ясности и нечеткости мысли | Чувства, возникшие на основании четкости осознания мыслительного процесса: если решения и выводы получаются легко, ощущается легкость и ясность, в противоположном случае – чувствуется смутность. |
Недоумение | Чувство, вызванное трудностями объяснения фактов и причинно-следственных связей. Недоумение может иметь двоякое влияние на познавательный процесс: или побуждать разобраться в проблеме, или провоцирует сильный ступор и непонимание, куда двигаться дальше. |
Сомнение | Чувство, связанное с возникновением сомнений из-за несогласованной и нелогической информации, нестыковки фактов и проблем в наблюдении за событиями. Обычно чувство сомнения не позволяет увидеть полную картину происходящего. |
Эйфория | Ощущение, возникшее от правильного решения, успешно пройденного пути и завершенной работы. |
Таким образом, интеллектуальные чувства являются главным источником приобретения новых знаний и развития собственных творческих способностей.
Все навыки, полученные в результате развития интеллектуальных способностей, связанные с решением проблем и формированием собственного независимого мышления.
Эстетические или высшие чувства
Эстетические чувства являются самыми неоднозначными среди всех свойственных человеку переживаний. Несмотря на постоянные попытки создать объективное понимание об их критериях и свойствах, эстетические чувства остаются субъективным.
Если нравственные чувства воспринимаются человеком через неосознанное проживание в обществе, а интеллектуальным обучаются, то эстетические чувства являются максимальным проявлением индивидуальности и развиваются интуитивно каждым человеком.
Поэтому, самыми важными чертами эстетического мировоззрения является индивидуализм и исторический контекст.
Главная цель эстетических чувств – не в ощущении единства или поиске истины, а в стремлении к совершенству, красоте, гармонии и пониманию всех процессов. Отличающая черта эстетических чувств – поиск качества.
Уровень эстетического удовольствия проявляется не в функциональности и практичности, а в попытке творения и материализации в художественных образах действительности, которую человек созерцает, как источник вдохновения.
Поэтому, эстетические чувства описывают попытку человека найти прекрасное, возвышенное, определить суть комического и трагического.
Предполагается, что проявление этих чувств самое разнообразное и его можно найти везде: от созерцания природы (голубизны неба или блеска звезд), архитектуры, живописи, поэзии и музыки до поступков людей и поиска наслаждения в ежедневном труде.
Особая черта эстетики состоит в том, что чем дольше человек ищет прекрасное и возвышенное, тем больше он его находит и понимает в разных проявлениях.
Этому процессу свойственно выделение факторов, особенностей, связей и осознание эмоционального переживания личности к заинтересованному предмету, которого она наделила особым интересом.
Эстетические чувства всегда субъективные и специфические, они формируются человеком с целью не только осознать фактическую важность предмета или явления для общества, но, и чтобы наделить его особым смыслом.
Главными элементами, формирующими эстетические чувства, являются:
Примеры эстетических чувств | Описание |
Любование, или эстетическое наслаждение | Особое восприятие целостности объекта, чувство удовольствия от сочетания красок, форм, звуков, движений или других особенностей предмета или явления. |
Гармония | Осознание завершенности предмета или явления, логичности его формы и важности каждого элемента. |
Чувство красивого | Субъективная оценка реально существующего предмета, его внутренней гармонии и творческого вклада создателя и важности его намерения. Чувство красоты оценивается с точки зрения разных факторов (сочетание цвета и форм, контрастов и исторической актуальности предмета). |
Чувство возвышенного | Восприятие гениального в предмете или явлении, выделении уникальных особенностей сочетания важности, интеллектуального вклада и прогресса. |
Чувство прекрасного | Свойство чувственного восприятия, переживания и подражания реальности не через фотографическое копирование увиденного, а через художественную переоценку того или иного объекта. |
Чувство трагического | Сильные душевные переживания, цель которых – оторваться от будничной реальности и задуматься над глубиной и смыслом жизни. |
Чувство комического | Восприятие целостности и несоответствия разных аспектов предмета, дисгармония между формой, смыслом и сюжетом. |
Чувства в психологии, такие как эстетические, моральные и интеллектуальные – это высшие познавательные свойства каждого человека.
Развивая те или иные элементы высших чувств, человек не только осознает свое место в обществе и чувствует себя частью коллективного сознания, он также способен развивать индивидуальные потребности и стремление осуществить задуманные идеи.
Эмоции
Эмоции и чувства – разные психологические понятия. Если чувства являются отношением к чему-то или кому-то, то эмоции – способ это отношение выразить. Чувства – ощущения более продолжительные и устойчивые. Эмоции же носят временный характер и относятся к происходящему в конкретный момент событию. Например, любовь – чувство, а улыбка от радостной встречи с любимым человеком – эмоция.
Тем не менее, эти понятия связаны и существовать друг без друга не могут, так как являются компонентами взаимодействия деятельности нервной, гормональной, сердечно-сосудистой систем.
В отличие от чувств, которые человек приобретает в течение жизни, эмоции являются врожденными или инстинктивными факторами психологического портрета. Эмоции присущи исключительно людям, факты проявления эмоций у животных не обнаружены.
Чувства
Чувства представляют собой особую форму отношения личности к происходящим явлениям действительности, устанавливают соответствие или несоответствие различным потребностям, отличаются устойчивостью проявления. На основе чувственного восприятия можно определить эмоциональное отношение индивида к различным явлениям, выделить моральные ценности и убеждения, изучить внутренний мир человека. Чувства и переживания воспринимают и отражают происходящие явления действительности, и затем выражаются во вне. Развитие личности напрямую связанно с чувственным развитием, являясь необходимым условием эмоционального развития. Совместно с индивидуальным сознанием и воспитательными воздействиями формируются чувственные образы и развиваются индивидуальные личностные особенности.
Виды эмоций
Специалисты различают следующие виды эмоций:
- Положительные. Человек испытывает радость, удовлетворение, благодарность. Как пример – встреча с близким по духу или любимым человеком, радость от хорошей оценки или полученной премии.
- Отрицательные. Сюда можно отнести злость, гнев, страх. Пример: опоздал на самолет, не сдал зачет, встретил недруга в одной компании.
- Нейтральные: когда, собственно, все равно, что произошло и почему. Нет выделения на плохое и хорошее.
- Астенические. Те, которые не оказывают стимулирующего действия на человека, не побуждают его к совершению каких-либо дел. Не выполнил вовремя задание, но нет смысла уже приступать к работе, так как «дедлайн» окончен, рейтинг упал.
- Стенические, когда, испытав эмоции, человек берется за дело. Здесь пример может быть такой. Женщина приходит в магазин, но понравившееся платье привычного размера катастрофически мало. Испытав негативную эмоцию, дама садится на диету, записывается в спортзал и начинает худеть. Действие запущено.
- Простые эмоции. Когда человек испытывает что-то конкретное, например, радость или смущение.
- Сложные (составные), когда в основе – целый спектр чувств. Сюда можно отнести, например, раздражение, когда человек одновременно обижается, злится, расстраивается из-за происходящего.
- Низшие эмоции человек испытывает, удовлетворяя ежедневные потребности: выспался, наелся, утолил жажду.
- Высшие эмоции испытывает тот, кто занимается продуктивной интеллектуальной деятельностью. Сюда относится гордость за ребенка, сдавшего на «отлично» сложный экзамен, радость от посещения художественной выставки и т.д.
Известно, что все эмоции воспринимаются и трактуются специалистами по-разному, поэтому говорить о том, что вышеописанные виды эмоций одновременно можно отнести к любому человеку или ситуации, ошибочно. Каждая эмоция, как и происходящая ситуация, субъективна.
Функции чувств
Чувства в психологии – это неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Они помогают формировать собственное представление о мире, оценивать приоритеты и эффективно поддерживать коммуникацию с другими людьми.
Мотивационная
Мотивационная функция чувств выполняют основополагающую роль стимулирования человека к действию и поддержания его активности.
Мобилизуя все переживания и цели, чувство желания является важным побуждающим фактором к любому действию:
- концентрации над заданием;
- планированию;
- формированию необходимого психоэмоционального настроя;
- быстрому восстановлению после стресса или тревоги.
Сигнальная
Сигнальная функция является способностью человека реагировать на разные сигналы из окружающей среды и собственного внутреннего состояния.
Благодаря этой функции человек воспринимает любую информацию (эмоции, чувства, невербальную коммуникацию), а его мозг может идентифицировать и придать значимости тем или иным сигналам, на основании которых формируется оценочное суждение и ответная реакция.
Оценочная
Главное задание оценочной функции человека – понять, что происходит вокруг, интерпретировать любое восприятие информации (вербальной и невербальной) с субъективной точки зрения как желаемое или вредное воздействие на собственное состояние.
Оценочная функция формируется на основании жизненного опыта и неосознанно придает некой значимости предмету или ситуации в положительном или негативном ключе.
Функция, синтезирующая основы образа
Чувства в психологии – это множество разных чувственных раздражителей, которые воспринимают информацию по-разному.
Поэтому цель синтезирующей функции состоит в создании целостной и понятной картины восприятия из разных кусочков информации (например, целостное восприятие торта с его формой, запахом, вкусом и эстетикой). Эта функция создает возможность гармонического существования мыслей, чувств и эмоций.
Экспрессивная функция
Экспрессивная функция чувств является важной частью коммуникации каждого человека. Она помогает не только воспринимать невербальную информацию во время общения с другими, но и обеспечивает собственное синхронное выражение чувств и мыслей с целью создания более полной картины экспрессии.
Есть ли единый и утвержденный список эмоций?
Список эмоций, свойственных человеку, в научной сфере не принят. Известно около пятисот проявлений чувств и различных состояний, которые можно было бы в него включить. Но так или иначе, он никогда не будет утвержден, хотя бы потому, что постоянно сокращается или увеличивается.
Мы предлагаем вам попробовать понаблюдать за собой и составить свой собственный список эмоций. Сделать это можно следующим образом. Заведите блокнот, в который ежедневно записывайте события, происходящие с вами в течение дня, но отдельную графу оставьте под описание эмоций, которые были этими событиями вызваны.
Например, поход в магазин за свежими фруктами – радость от покупки или досада от отсутствия любимых яблок. Прогулка на лыжах – страх скатиться с высокой горки, гордость за то, что смогла это сделать. Подводите итоги прошедшего дня: что вы испытываете в конкретный момент? Какие эмоции чувствуете по окончании дня? Довольны проведенным временем или нет?
Не старайтесь вытащить эмоции, которые заставят вас действовать или бездействовать, просто научитесь констатировать факт. После нескольких дней практики вы сможете лучше распознавать свои и чужие эмоции, научитесь ориентироваться в чувствах.
Самоанализ поможет вам обрести контроль над собственными эмоциями, ведь существуют неконтролируемые эмоции, которые возникают сами собой и становятся проблемными факторами для человека. Получив знания из подобного исследования, сможете взять эмоциональный фон под контроль.