Стратегии, тактики, модели и стили поведения в конфликте

Описывая поведение человека в конфликте, уместно говорить об его стратегии, тактики, модели и стиле поведения. В чем разница?

Дадим определение каждому элементу:

  1. Стратегия поведения в конфликте – это план по достижению цели конфликта, отношение субъекта к конфликтам в целом, а не с конкретным человеком и не в конкретных условиях.
  2. Тактика поведения в конфликте – это приемы, средства достижения цели, которые соответствуют выбранной стратегии. Как правило, набор ограничен.
  3. Модель поведения в конфликте – это действия, слова и поступки, отражающие опыт, мировоззрение и индивидуальные психологические особенности человека (характер, темперамент).
  4. Стиль поведения в конфликте – это поведение человека непосредственно при контакте с определенным лицом, в определенных ситуациях.

А теперь разберем подробнее каждый компонент.

Стратегии

В психологии принято выделять следующие стратегии:

  1. Соперничество. Победа важнее, чем разрешение конфликта. Такая стратегия предполагает полную победу одной из сторон.
  2. Уклонение. Участник занимает позицию жертвы, отказывается обсуждать что-либо, предпринимать какие-то действия. Окружающие помогают, жалеют жертву, но конфликт так и остается неразрешенным.
  3. Компромисс. Оба участника идут на уступки, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей друг друга. Однако конфликт все равно остается неразрешенным, недовольство сохраняется.
  4. Приспособление. Цель – сохранение хороших отношений. Человек готов пожертвовать чем-то, чтобы с ним продолжали дружить. При таком подходе мелкие конфликты могут разрешиться сами собой, но при серьезных противоречиях это только усугубит ситуацию.
  5. Сотрудничество. Цель – устранение причины конфликта, разрешение проблемы. Оба участника много общаются, выражают свои потребности и желания, выслушивают оппонента, заинтересованы в том, чтобы обоим было максимально хорошо.

LiveInternetLiveInternet

Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода конфликта. Различают следующие стратегии поведения участников конфликта:

  1. доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
  2. уход (избегание, игнорирование);
  3. уступчивость (иногда обозначается как приспособление);
  4. сотрудничество (кооперация, интеграция).
  5. компромисс.

Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов.

  1. Запугивание и угрозы. Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не…, то я …» Примеры: «У меня есть возможности оказать на вас влияние», «Если вы не решите мой вопрос, мне придется обратиться к вашему руководству».
  2. Унижение партнера, оскорбления в его адрес. Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)». Примеры: «Вы даже не в состоянии понять проблему», «Вы постоянно делаете ошибки в самых простых ситуациях».
  3. Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого. Общая формула: «потому что я… (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы… (совсем не так компетентны, правы, как думаете)». Примеры: «Поверьте, мне уже неоднократно приходилось принимать подобные решения», «Не думаю, чтобы вы в этом разбирались лучше других».
  4. Уклонение от обсуждения проблемы. Примеры: «По-моему, вы драматизируете ситуацию», «Я вообще не вижу здесь никакой проблемы».
  5. Лесть. Примеры: «Вы настолько лучше меня в этом разбираетесь, что вам нетрудно будет найти правильное решение проблемы», «Неужели ты не пойдешь мне навстречу, ведь ты же все можешь и тебе это ничего не стоит».

Исследования, анализ конкретных ситуаций в трудовых коллективах, где возникало противостояние администрации и работника, позволяют проанализировать некоторые приемы силового воздействия, с использованием деструктивных приемов.

  • Среди наиболее часто и типично использовавшихся была выделена своеобразная «психологическая редукция», сведение возникшей конфликтной ситуации к «плохому характеру» участника (или участников) конфликта. Работник жалуется на плохую организацию труда или несправедливость руководителя, а его обвиняют в «скандальности». С помощью этого приема занятая человеком позиция интерпретируется как следствие тех или иных его личностных особенностей и тем самым обесценивается. При этом ему наносится «эмоциональный удар», нередко вынуждающий его занять позицию защиты и оправдания себя.
  • Другой прием — это «привязывание» неустраивающего поведения работника к интересам группы, состоящее в противопоставлении интересов отдельной личности и группы в целом. В этом случае возникает потенциальная возможность давления на человека со стороны группы.
  • Следующий прием ослабления позиции партнера — это его компрометация, причем какие бы зоны ни затрагивались, она в целом способствует снижению доверия к человеку, что, в конечном счете, ослабляет его позицию.

Кроме упомянутых приемов воздействия на «конфликтующего» наблюдалось и с другими тактиками «силового» воздействия на человека («застать врасплох», «найти уязвимые места у партнера и воспользоваться его слабостью», наконец, использование угроз и других способов наиболее грубого давления). Все они, однако, связаны с применением силы и направлены на то, чтобы «подавить» партнера.

Однако методы воздействия на партнера могут включать в себя «мягкие» приемы и разнообразные формы манипулирования, позволяющие «переиграть» партнера. Все приемы манипулирования направлены на создание ситуаций, помогающих манипулятору использовать партнера для достижения своих целей.

Пять групп признаков, характеризующих манипуляцию:

  1. психологическое воздействие как родовой признак понятия;
  2. отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
  3. стремление получить односторонний выигрыш;
  4. скрытый характер воздействия;
  5. использование (психологической) силы, игра на слабостях.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 1 и 2), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Таблица 1. Конструктивный спор по Кратохвилу: стиль спора

+
1. КонкретностьВ споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению.Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу.
2. ВовлеченностьОба увлечены, наносят и получают сильные «удары».Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. КоммуникацияЯсная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь».Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности «шум».
4. «Честная игра»Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер.Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место.

Таблица 2. Конструктивный спор по Кратохвилу: результат спора

+
1. ИнформативностьЧто-то узнал(а) или получил(а), научился чему-то новому.Не узнал(а) ничего нового.
2. ОтреагированиеИсчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии.Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось.
3. СближениеСпор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство.Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены.
4. УлучшениеУстранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее.Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации — «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации.

Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т. д.

sdo.elitarium.ru

Тактики

Каждой из стратегий соответствует определенный набор тактик.

Соперничество:

  • жесткий контроль над действиями и источниками информации другой стороны;
  • систематическое давление (физическое, психологическое, моральное);
  • обман, лесть, манипуляции, хитрость, «подставы», провокации;
  • отказ идти на контакт, обсуждать что-либо (человек придерживается позиции «есть мое мнение и неправильное – тут нечего обсуждать»).

Уклонение:

  • демонстративный уход от обсуждения («меня обидели», «не трогайте меня»);
  • отказ применять физическую силу;
  • игнор и недоверие, отказ собирать информацию и анализировать факты;
  • перекладывание ответственности;
  • оттягивание принятия решений;
  • отрицание конфликта.

Компромисс:

  • торги и обсуждение проблем, активные переговоры;
  • обман и лесть (нужны, чтобы убедить соперника в том, что у него есть определенные качества).

Присутствует установка на равное разделение благ.

Приспособление:

  • соглашение во всем, постоянные уступки;
  • демонстративное нежелание вступать в противоборство;
  • лесть, угодничество, потакательство.

Сотрудничество:

  • сбор информации об оппоненте, проблеме, конфликте;
  • анализ своих ресурсов и возможностей оппонента;
  • подбор и озвучивание альтернативных решений;
  • открытое обсуждение с выявлением конкретных проблем;
  • выслушивание и принятие позиции оппонента.

Деструктивное поведение

Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:

  1. Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
  2. Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
  3. Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
  4. Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
  5. Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).

Модели

Существуют 3 модели поведения в конфликтах:

  1. Конструктивная. Способствует разрешению конфликта, укреплению взаимоотношений людей, удовлетворению потребностей каждого из участников. Характерна для общительных, доброжелательных, открытых, сдержанных людей.
  2. Деструктивная. Не решает конфликт, приводит к ухудшению взаимоотношений между людьми, истощает каждого из участников. Характерна для подозрительных, замкнутых, недоверчивых людей.
  3. Конформистская. Характерна для пассивных и непоследовательных людей, зависимых от мнения других. Может развернуть конфликт как в конструктивное, так и в деструктивное русло.

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

ДатаУчёныйКлассификацияСуть
1938 г.Р. К. МертонПодчинениеПринятие общественных целей и средств их достижения
ИнновацияПринятие общественных целей, но не средств их достижения
РитуалзмОтрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению
РетретизмВыход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения
МятежПопытка изменить общественные цели и средства их достижения
1981 г.В. В. КовалёвДевиации социально-психологического характера— нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм; — демонстрация саморазрушения.
Девиации патологического характера— патологические; — непатологические.
Личностно-динамические девиации— реакция; — развитие; — состояние.
1987 г.Ф. ПатакиПреддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению)— аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса; — низкий уровень интеллектуального развития.
Основы девиантного поведения (устойчивые формы)— преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость, — суицид.
1990 г.Ц.П.КороленкоНестандартные действияМотивированное деструктивное поведение, выходящие за рамки общепринятых норм.
Деструктивное поведение— поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов; — саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид).
1995 г.В. Н. ИвановДокриминогенное поведениеИгнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ.
Криминогенное поведениеУголовно-наказуемые преступления
2001 г.Ю.А. КлейбергНегативное поведениеСаморазрушение
Позитивное поведениеТворчество
Нейтральное поведениеПопрошайничество
2004 г.Е.В.ЗмановскаяАнтисоциальное поведениеНарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности.
Асоциальное поведениеНарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении.
Аутодеструктивное поведениеПоведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе.
2010 г.Н. В. МайсакДевиации по характеру поведения— конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду); — внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения).
Девиации по уровню принятия обществом— одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения); — неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм).

Стили

В психологии принято выделять 6 стилей:

  1. Партнерский. Характерен для длительных отношений, где оба оппонента хорошо знают друг друга и хотят сохранить взаимопонимание и доверие.
  2. Прагматический. Подходит для тех ситуаций, когда отношения с человеком неважны. Важнее оттолкнуть конфликт от себя.
  3. Психозащитный. Цель – сохранение внутренней гармонии. Возникает там, где заметны взаимоисключающие интересы оппонентов.
  4. Доминантный. Один или оба участника ведут себя эгоистично, агрессивно, нарушают социальные нормы.
  5. Контактный. Один человек ведет себя максимально контактно, старается узнать как можно больше об оппоненте, чтобы потом контролировать его.
  6. Самоутверждающийся. Один человек пытается «сломать» другого, чтобы тот сам отказался от противостояния.

Первые 3 стиля относятся к конструктивному разрешению конфликтов, последние 3 – к деструктивному.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]