Описывая поведение человека в конфликте, уместно говорить об его стратегии, тактики, модели и стиле поведения. В чем разница?
Дадим определение каждому элементу:
- Стратегия поведения в конфликте – это план по достижению цели конфликта, отношение субъекта к конфликтам в целом, а не с конкретным человеком и не в конкретных условиях.
- Тактика поведения в конфликте – это приемы, средства достижения цели, которые соответствуют выбранной стратегии. Как правило, набор ограничен.
- Модель поведения в конфликте – это действия, слова и поступки, отражающие опыт, мировоззрение и индивидуальные психологические особенности человека (характер, темперамент).
- Стиль поведения в конфликте – это поведение человека непосредственно при контакте с определенным лицом, в определенных ситуациях.
А теперь разберем подробнее каждый компонент.
Стратегии
В психологии принято выделять следующие стратегии:
- Соперничество. Победа важнее, чем разрешение конфликта. Такая стратегия предполагает полную победу одной из сторон.
- Уклонение. Участник занимает позицию жертвы, отказывается обсуждать что-либо, предпринимать какие-то действия. Окружающие помогают, жалеют жертву, но конфликт так и остается неразрешенным.
- Компромисс. Оба участника идут на уступки, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей друг друга. Однако конфликт все равно остается неразрешенным, недовольство сохраняется.
- Приспособление. Цель – сохранение хороших отношений. Человек готов пожертвовать чем-то, чтобы с ним продолжали дружить. При таком подходе мелкие конфликты могут разрешиться сами собой, но при серьезных противоречиях это только усугубит ситуацию.
- Сотрудничество. Цель – устранение причины конфликта, разрешение проблемы. Оба участника много общаются, выражают свои потребности и желания, выслушивают оппонента, заинтересованы в том, чтобы обоим было максимально хорошо.
LiveInternetLiveInternet
Стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для конечного результата, исхода конфликта. Различают следующие стратегии поведения участников конфликта:
- доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
- уход (избегание, игнорирование);
- уступчивость (иногда обозначается как приспособление);
- сотрудничество (кооперация, интеграция).
- компромисс.
Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов.
- Запугивание и угрозы. Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не…, то я …» Примеры: «У меня есть возможности оказать на вас влияние», «Если вы не решите мой вопрос, мне придется обратиться к вашему руководству».
- Унижение партнера, оскорбления в его адрес. Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)». Примеры: «Вы даже не в состоянии понять проблему», «Вы постоянно делаете ошибки в самых простых ситуациях».
- Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого. Общая формула: «потому что я… (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы… (совсем не так компетентны, правы, как думаете)». Примеры: «Поверьте, мне уже неоднократно приходилось принимать подобные решения», «Не думаю, чтобы вы в этом разбирались лучше других».
- Уклонение от обсуждения проблемы. Примеры: «По-моему, вы драматизируете ситуацию», «Я вообще не вижу здесь никакой проблемы».
- Лесть. Примеры: «Вы настолько лучше меня в этом разбираетесь, что вам нетрудно будет найти правильное решение проблемы», «Неужели ты не пойдешь мне навстречу, ведь ты же все можешь и тебе это ничего не стоит».
Исследования, анализ конкретных ситуаций в трудовых коллективах, где возникало противостояние администрации и работника, позволяют проанализировать некоторые приемы силового воздействия, с использованием деструктивных приемов.
- Среди наиболее часто и типично использовавшихся была выделена своеобразная «психологическая редукция», сведение возникшей конфликтной ситуации к «плохому характеру» участника (или участников) конфликта. Работник жалуется на плохую организацию труда или несправедливость руководителя, а его обвиняют в «скандальности». С помощью этого приема занятая человеком позиция интерпретируется как следствие тех или иных его личностных особенностей и тем самым обесценивается. При этом ему наносится «эмоциональный удар», нередко вынуждающий его занять позицию защиты и оправдания себя.
- Другой прием — это «привязывание» неустраивающего поведения работника к интересам группы, состоящее в противопоставлении интересов отдельной личности и группы в целом. В этом случае возникает потенциальная возможность давления на человека со стороны группы.
- Следующий прием ослабления позиции партнера — это его компрометация, причем какие бы зоны ни затрагивались, она в целом способствует снижению доверия к человеку, что, в конечном счете, ослабляет его позицию.
Кроме упомянутых приемов воздействия на «конфликтующего» наблюдалось и с другими тактиками «силового» воздействия на человека («застать врасплох», «найти уязвимые места у партнера и воспользоваться его слабостью», наконец, использование угроз и других способов наиболее грубого давления). Все они, однако, связаны с применением силы и направлены на то, чтобы «подавить» партнера.
Однако методы воздействия на партнера могут включать в себя «мягкие» приемы и разнообразные формы манипулирования, позволяющие «переиграть» партнера. Все приемы манипулирования направлены на создание ситуаций, помогающих манипулятору использовать партнера для достижения своих целей.
Пять групп признаков, характеризующих манипуляцию:
- психологическое воздействие как родовой признак понятия;
- отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
- стремление получить односторонний выигрыш;
- скрытый характер воздействия;
- использование (психологической) силы, игра на слабостях.
Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия — это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 1 и 2), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.
Таблица 1. Конструктивный спор по Кратохвилу: стиль спора
+ | — | |
1. Конкретность | В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению. | Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу. |
2. Вовлеченность | Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары». | Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д. |
3. Коммуникация | Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь». | Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности «шум». |
4. «Честная игра» | Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер. | Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место. |
Таблица 2. Конструктивный спор по Кратохвилу: результат спора
+ | — | |
1. Информативность | Что-то узнал(а) или получил(а), научился чему-то новому. | Не узнал(а) ничего нового. |
2. Отреагирование | Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии. | Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось. |
3. Сближение | Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство. | Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены. |
4. Улучшение | Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее. | Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить. |
Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации — «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации.
Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т. д.
sdo.elitarium.ru
Тактики
Каждой из стратегий соответствует определенный набор тактик.
Соперничество:
- жесткий контроль над действиями и источниками информации другой стороны;
- систематическое давление (физическое, психологическое, моральное);
- обман, лесть, манипуляции, хитрость, «подставы», провокации;
- отказ идти на контакт, обсуждать что-либо (человек придерживается позиции «есть мое мнение и неправильное – тут нечего обсуждать»).
Уклонение:
- демонстративный уход от обсуждения («меня обидели», «не трогайте меня»);
- отказ применять физическую силу;
- игнор и недоверие, отказ собирать информацию и анализировать факты;
- перекладывание ответственности;
- оттягивание принятия решений;
- отрицание конфликта.
Компромисс:
- торги и обсуждение проблем, активные переговоры;
- обман и лесть (нужны, чтобы убедить соперника в том, что у него есть определенные качества).
Присутствует установка на равное разделение благ.
Приспособление:
- соглашение во всем, постоянные уступки;
- демонстративное нежелание вступать в противоборство;
- лесть, угодничество, потакательство.
Сотрудничество:
- сбор информации об оппоненте, проблеме, конфликте;
- анализ своих ресурсов и возможностей оппонента;
- подбор и озвучивание альтернативных решений;
- открытое обсуждение с выявлением конкретных проблем;
- выслушивание и принятие позиции оппонента.
Деструктивное поведение
Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.
Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.
Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:
- Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
- Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
- Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
- Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
- Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).
Модели
Существуют 3 модели поведения в конфликтах:
- Конструктивная. Способствует разрешению конфликта, укреплению взаимоотношений людей, удовлетворению потребностей каждого из участников. Характерна для общительных, доброжелательных, открытых, сдержанных людей.
- Деструктивная. Не решает конфликт, приводит к ухудшению взаимоотношений между людьми, истощает каждого из участников. Характерна для подозрительных, замкнутых, недоверчивых людей.
- Конформистская. Характерна для пассивных и непоследовательных людей, зависимых от мнения других. Может развернуть конфликт как в конструктивное, так и в деструктивное русло.
Виды деструктивного поведения
Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
- делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
- девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.
Дата | Учёный | Классификация | Суть |
1938 г. | Р. К. Мертон | Подчинение | Принятие общественных целей и средств их достижения |
Инновация | Принятие общественных целей, но не средств их достижения | ||
Ритуалзм | Отрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению | ||
Ретретизм | Выход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения | ||
Мятеж | Попытка изменить общественные цели и средства их достижения | ||
1981 г. | В. В. Ковалёв | Девиации социально-психологического характера | — нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм; — демонстрация саморазрушения. |
Девиации патологического характера | — патологические; — непатологические. | ||
Личностно-динамические девиации | — реакция; — развитие; — состояние. | ||
1987 г. | Ф. Патаки | Преддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению) | — аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса; — низкий уровень интеллектуального развития. |
Основы девиантного поведения (устойчивые формы) | — преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость, — суицид. | ||
1990 г. | Ц.П.Короленко | Нестандартные действия | Мотивированное деструктивное поведение, выходящие за рамки общепринятых норм. |
Деструктивное поведение | — поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов; — саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид). | ||
1995 г. | В. Н. Иванов | Докриминогенное поведение | Игнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ. |
Криминогенное поведение | Уголовно-наказуемые преступления | ||
2001 г. | Ю.А. Клейберг | Негативное поведение | Саморазрушение |
Позитивное поведение | Творчество | ||
Нейтральное поведение | Попрошайничество | ||
2004 г. | Е.В.Змановская | Антисоциальное поведение | Нарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности. |
Асоциальное поведение | Нарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении. | ||
Аутодеструктивное поведение | Поведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе. | ||
2010 г. | Н. В. Майсак | Девиации по характеру поведения | — конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду); — внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения). |
Девиации по уровню принятия обществом | — одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения); — неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм). |
Стили
В психологии принято выделять 6 стилей:
- Партнерский. Характерен для длительных отношений, где оба оппонента хорошо знают друг друга и хотят сохранить взаимопонимание и доверие.
- Прагматический. Подходит для тех ситуаций, когда отношения с человеком неважны. Важнее оттолкнуть конфликт от себя.
- Психозащитный. Цель – сохранение внутренней гармонии. Возникает там, где заметны взаимоисключающие интересы оппонентов.
- Доминантный. Один или оба участника ведут себя эгоистично, агрессивно, нарушают социальные нормы.
- Контактный. Один человек ведет себя максимально контактно, старается узнать как можно больше об оппоненте, чтобы потом контролировать его.
- Самоутверждающийся. Один человек пытается «сломать» другого, чтобы тот сам отказался от противостояния.
Первые 3 стиля относятся к конструктивному разрешению конфликтов, последние 3 – к деструктивному.