Танцевально-двигательная терапия — эффективный способ лечения расстройств и заболеваний

Большинство направлений психотерапии работает с ментальными расстройствами, воздействуя на психику. Различные зависимости, нарушения сна или приёма пищи, шизофрения, поведенческие отклонения — их сфера деятельности. И лишь немногие способны оказывать терапевтический эффект не только на душу, но и на тело. Астении, вегетососудистая дистония, ожирение, заболевания опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, дефекты речи и слуха — со всем этим набором может справиться профессионально организованная танцевально-двигательная терапия (ТДТ).

Что это такое

Танцевальная терапия — это направление психотерапии, основывающееся на творческом самовыражении через танец и движение, которые способствуют интеграции когнитивного, эмоционального, социального и физического аспектов жизни человека. Новый способ лечения души и тела, вызывающий у пациентов только положительные эмоции и позволяющий избавиться от многих проблем.

Ещё в первобытном обществе танцы имели социально-психологическую важность, выполняя сразу несколько функций:

  • ритуальную (устанавливал связь с высшими силами);
  • коммуникативную (передавал знания, способствовал общению между различными группами);
  • идентификационную (отражал принадлежность к определённому племени);
  • экспрессивную (позволял самовыражаться);
  • рекреационную (снимал эмоциональное и физическое напряжение).

В начале XX века многие направления психотерапии стали рассматривать танец как возможный дополнительный метод к основному курсу лечения различных расстройств и патологий:

  • психоанализ — как технику расширения сознания;
  • индивидуальная психология — как воспитание врождённого «социального чувства»;
  • аналитическая (комплексная) психология — как работу с бессознательным;
  • телесно-ориентированная психотерапия — как метод лечения неврозов через телесные контакты.

В отдельное направление танцевально-двигательная терапия оформилась только в 1946 году. Американская танцовщица Мэрион Чейз, заметив, как благотворно влияют уроки хореографии на студентов, предложила проводить подобные занятия в больнице. Работала с психотическими, немыми больными. Научила их взаимодействовать в группе, открыто выражать чувства, общаться. Успех был очевиден.

1966 — год рождения Американской ассоциации танцевальной психотерапии.

На сегодняшний день ТДТ является самостоятельным, полноценным направлением со своим набором методов и техник, позволяющих добиться результатов в лечении пациентов. Применяется не только для взрослых, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в состоянии стресса или депрессии. Имеются программы для беременных, детей, подростков, пожилых. Есть семейные формы работы. Назначается как вспомогательный инструмент при различных заболеваниях и расстройствах.

Танцевально-двигательная терапия в работе с семьями с темой установления личных границ

Приведу пример из практики, когда слова «перестали работать»: на семейную терапию ходила мама с двумя дочерьми подросткового возраста (отец ушел из семьи, когда детям было 4 и 5 лет). Главной темой их взаимоотношений было непонимание друг друга: конфликты вспыхивали по любому поводу, они кричали и угрожали друг другу, хлопали дверьми и по очереди убегали из дома. Большое количество терапевтических сессий мы посвятили проговариванию позиций друг друга, установлению правил и взаимоприемлемых договоренностей. Проходило время, и они возвращались после очередного цикла терапии с еще большим накалом во взаимоотношениях в связи с нарушением тех договоров, которые были установлены ими в ходе наших встреч. Тема нарушения границ стала главной. Однажды они пришли в таком состоянии, что не могли разговаривать друг с другом. Обозначив тему границ, я предложила им невербально исследовать границы и проксемику (т.е. отношения дистанции и близости относительно друг друга). Нужно было ощутить то расстояние, которое существует между ними на данный момент, и то, которое им хотелось бы иметь. Это был своеобразный парный танец, в котором очень уверенным движением показывалось, где следовало остановиться другому: «Стоп!». Каково же было их удивление, когда они увидели, что расстояние, которое существует реально, слишком близкое для них и очень тесное, так как любое движение одного физически задевало личное пространство другого. Поэтому любая искра разгоралась в пламя, любое слово воспринималось как угроза, нападение или вторжение в личное пространство. Следующая часть работы их удивила не меньше — оказалось, что расстояние, на котором они чувствуют себя комфортно, очень большое. Для дочек было открытием то, что мама останавливала каждую из них на довольно большом расстоянии. Им казалось, что их маме вообще не требуется собственное пространство, что она живет исключительно их интересами. И только в результате такой двигательной работы у них появилась способность говорить и слышать друг друга. Эта сессия стала кардинальной для их семьи. После нее мама перестала водить детей к разным психологам с постоянным запросом: «Сделайте с моими дочками что-нибудь, чтобы они слушались и уважали меня». Она приняла решение о своей личной длительной терапии. Этот пример наглядно показывает, как работа с движением может эффективно снять сопротивление и помочь увидеть реальную ситуацию. Кроме того, подобное двигательное исследование позволяет пережить и изменить ее на физическом уровне, получить новый телесный опыт комфортного сосуществования в семье.

Суть

Основная цель танцевально-двигательной терапии — раскрыть не только творческий потенциал человека, но и внутренние помыслы, побуждения, страхи. Избавляет от скованности, комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и множества других, более серьёзных расстройств. Для реализации всех этих планов на разных этапах работы с пациентом последовательно выполняется ряд задач:

  • осознать способности и возможности собственного тела;
  • совершенствовать социальные навыки;
  • почувствовать, выразить языком танца собственное «я»;
  • научиться устанавливать связь между движениями, чувствами и мыслями.

Есть несколько базовых принципов, на которые опирается танцевально-двигательная психотерапия.

Принцип взаимосвязи

Нельзя вылечить тело, если болеет душа, — и наоборот. ТДТ направлена на их одновременное выздоровление.

Принцип социализации

С помощью танца можно наладить общение: с собой, окружающим миром и другими людьми.

Принцип целостности

ТДТ работает сразу со всеми компонентами знаменитой в психотерапии триады «мысли-чувства-поведение».

Принцип развития

Тело — живой, постоянно меняющийся и совершенствующийся организм, а не статичный предмет.

Принцип творчества и самореализации

Внутренние ресурсы человека должны использоваться как мотиватор и источник жизненной силы.

На занятиях пациенты раскрепощаются. Привлекая невербальные способы самовыражения, извлекают из подсознания проблемы, о которых иногда не могут сообщить в силу каких-либо обстоятельств, а порой и сами не догадываются об их существовании. Психотерапевтам это помогает правильно поставить диагноз и подобрать оптимальные методы лечения.

Институт Практической Психологии и Психоанализа

Е.В. Буренкова к.психол.н., доцент кафедры общей психологии ПГПУ им. В.Г.Белинского, преподаватель кафедры ТДТ ИППиП

Танцевально-двигательная психотерапия в последние годы все больше и больше становится популярной в нашей стране и в странах ближнего зарубежья. Об этом свидетельствуют и количество отечественных публикаций, в которых встречаются слова танцетерапия, танцевально-двигательная терапия, и количество людей, пропагандирующих терапевтическую силу танца и, соответственно, являющихся ведущими различного рода групп с использованием методов ТДТ, и частое упоминание о ТДТ в газетах и журналах, телевидении и радио. Популяризация ТДТ-направления и метода с одной стороны несет достаточно большую пользу и вклад в развитие отечественного направления, с другой – в массовости и потоке легче всего растерять методологическую основу и опору, которая и составляет терапевтическую силу метода. И это происходит сейчас, когда все, что связано с танцем стремятся назвать танце-двигательной терапией.

Я не буду останавливаться на специфике применения и роли танца и движения в танцевально-двигательной терапии и в танцевальной педагогике, об этом И.В. Бирюкова подробно говорит в статье «Роль профессионального обучения и становления профессиональной идентичности танцевально-двигательного терапевта» (2009). Я рассмотрю лишь общие закономерности, встречающиеся в исследовательском пространстве ТДТ. Более того, данная статья является лишь попыткой в осмыслении экспериментального пространства ТДТ в преломлении к психологической науке.

ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУКА или ИСКУССТВО?

«Психотерапия всегда должна оставаться настойчивым стремлением двух людей восстановить целостность человеческого существа посредством отношений, возникающих между ними» (Р.Д. Лэнг, 2005, с.58). Структура этих отношений сама по себе является терапией, ибо позволяет исследовать собственную личность в отношениях с Другим или Другими. К. Левин описал процесс переживания и опыта как циклическую модель трех составляющих: исследование, планирование и действие, — где каждый компонент модели является собой часть непрерывного процесса познания мира.

Психотерапия сквозь призму клинической беседы – основного метода – часто рассматривается как процесс профессиональных отношений в диаде «личность – личность». В этом отношении каждый момент психотерапевтического взаимодействия является неповторимым, и, соответственно, приближает психотерапию к искусству: искусству слушания, ведения беседы, мастерству присутствия психотерапевта в моменте «здесь-и-сейчас», искусству создания пространства «исцеляющего» контакта. Однако, для того чтобы эффект терапии был «прогнозируемым», от специалистов требуется не только обладанием навыками слушания, но и навыками планирования и анализа исследования, чтобы систематизировать и представлять полученные эмпирические результаты. Беркли (Berkley, 1992) полагает, что начинающие специалисты должны, как минимум уметь правильно формулировать вопросы, относящиеся к исследованию, использовать четкие определения терминов, понимать источники неясности и неопределенности и то, как их можно контролировать, знать о существовании проблем, связанных с процедурами наблюдения и измерения, понимать ценность данных, приводимых в литературе, и иметь представление о самом процессе исследования и иметь мотивацию для его дальнейшего изучения на протяжении всей профессиональной жизни [2, с. 53].

Действительно, процесс психотерапии и исследовательский процесс научной психологии во многом схожи между собой.

Так нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:

1. Выдвижение гипотезы (гипотез). 2. Планирование исследования. 3. Проведение исследования. 4. Интерпретация данных. 5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез). 6. В случае опровержения старой — формулирование новой гипотезы (гипотез) [1, с.13].

Данный процесс представляет собой череду последовательных этапов:

1. выделение проблемы; 2. анализ предшествующих научных работ в данном направлении; 3. формулирование гипотезы, формирование плана исследования; 4. проверка гипотезы (проведение исследования); 5. анализ полученных результатов; 6. выводы и обобщения результатов (применение к существующей действительности)

Далее, если переносить выше описанную схему исследования на процесс психотерапевтического взаимодействия, мы увидим некоторое сходство в логике планирования исследования, т.е.:

1. сознание проблемы и необходимости ее решения; 2. системное изучение контекста и предпосылок к появлению данной проблемы; сбор данных о том, что известно о данной проблеме и о попытках ее решения; 3. функциональное определение проблемы с целью ее последующего решения; вывод, сделанный при изучении примеров решения подобного класса проблем; прогноз результатов и выбор действий, основанный на вероятности успеха; 4. проверка гипотез в плане действия; 5. оценка результатов; 6. выводы и обобщения.

Таким образом, научная основа психотерапевтического процесса представляет собой последовательные этапы психологического исследования, с необходимым выделением компонентов, структурирующих изучение психологической реальности клиента. Например, при овладении исследовательским методом в психотерапевтическом консультировании, с точки зрения Дж. Коттлера и Р. Брауна, консультанту необходимо овладеть следующими знаниями и навыками:

1. терминология и язык, посредством которых осуществляется общение с другими специалистами; 2. знание о классических исследованиях, касающихся консультирования и об их влиянии на клиническую работу. Это необходимо, для того чтобы самостоятельно анализировать различные методологические подходы, приводимые в литературе, а также для собственной осознанности профессиональной идентичности; 3. знание средств проведения системных исследований по вопросам, представляющим непосредственный интерес.

Они предполагают, что, осваивая язык и стратегии, методологически обоснованные подходы к решению поставленных задач, специалист учится использовать навыки оказания помощи в более осознанной и последовательной манере.

Психотерапия – наука или искусство? Для того чтобы определиться в выборе, необходимо понять, что же отличает искусство от науки или, наоборот, науку от искусства. Различия этих направлений деятельности человека, лежат в континууме «уникальность – повторяемость». В этом смысле психотерапия больше является наукой, т.к. повторяемость эффекта обуславливается четкой методологической базой и технологией использования метода. Однако, для того чтобы «магия» исцеления произошла, необходима та уникальность терапевтического альянса, которая возможна лишь при своего рода особенном в субъективном восприятии контакте между терапевтом и клиентом.

Таким образом, в процессе психотерапии происходит нелинейное взаимодействие между уникальностью и повторяемостью, каждый раз взаимообуславливаясь особенностью коммуникацией между терапевтом и клиентом.

В танцевально-двигательной психотерапии, где коммуникация, трансценденция полярностей и творчество являются одними из основных принципов, граница между видением ТДТ как части научного знания и ТДТ как таинства и магии искусства является еще более размытой, чем, например, в когнитивной или бихевиоральной психотерапии. И, на мой взгляд, здесь и кроется основная путаница между ТД-искусством и ТДТ, что позволяет назвать танцевально-двигательной психотерапией использование движений и танца в коррекционной и развивающей работе психолога и педагога.

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ и ТДТ

Любая научная дисциплина может претендовать на статус самостоятельной науки, если имеет четыре главных признака:

1. опора на четкую идеологическую базу (методологию); 2. наличие собственного объекта исследования; 3. наличие собственного предмета исследования; 4. наличие собственных методов исследования [4, с.8].

Методология психологии — отрасль психологии как науки, лежащая на пересечении ее с философией, предмет которой – соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (древа психологической науки) требованиям диалектического материализма (К.К. Платонов, 1981). Так же методология определяется как система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе. В общем, наиболее лаконичное определение было дано П. Копниным и А. Спиркиным (1964) – методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания.

Таким образом, методология в психологической науке в целом выполняет две функции: 1. служит теоретико-мировоззренческой (идеологической) основой научного познания и выступает как учение о методе познания; 2. по степени общности методология может представляться как понятие всеобщее, общенаучное и частное. В связи с этим методология является теоретико-мироззренческой и методической базой: на уровне всеобщего для всей системы наук, на уровне общего – для значительной части этой системы, но не для всех наук (для совокупности наук, имеющих общий объект исследования), на уровне частного – для какой-либо конкретной науки [4, с.36-37].

В преломлении к танцевально-двигательной психотерапии основной теоретической базой являются психодинамические теории развития (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.), мировоззренческой основой – гуманистический поход преобразующего взаимодействия (триада К. Роджерса). Основные методы познания в ТДТ согласуются с базовыми методами экспериментальной психологии – методы интроспекции (самонаблюдение и самооценка своих внутренних состояний)*; метод экстероспекции (наблюдение за поведением, состоянием и реакциями испытуемого)**; понимание (герменевтика – непосредственное восприятие, «схватывание» психических состояний другого человека, предполагает наличие двух качеств у психолога: эмпатия и интуиция)***.

Подходы, описанные М. С. Уайтхаус, Т. Шуп, М. Чейс, Дж. Ходоров, Р. Лабаном, И. Бартенефф и др. теоретиками и практиками, позволяют сегодняшним последователям ТДТ познакомиться с базовой школой учения о ТДТ, ее принципах, структуры и методов.

С целью дальнейшего осмысления объекта, предмета и методов исследования в танцевально-двигательной терапии рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды определений ТДТ. Приведем два примера определения.

1. Танцевально — двигательная терапия (ТДТ)

— это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Танцевальные терапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность [9].

2. ТДТ

– это метод, который использует в качестве инструмента выразительное движение и танец, с помощью которых человек вовлекается в процесс личной интеграции и роста [10].

Итак, с одной стороны ТДТ определяется как вид психотерапии, а с другой стороны – как специфический метод личной интеграции и развития человека. В этой связи становится ясным существующая дихотомия в исследовательских работах: – и на одном полюсе мы встречаем работы, носящие эмпирический характер исследования возможностей собственно методов ТДТ в качестве инструмента изучения и изменения психической деятельности человека (П. Льюис, А. Австрайх, 2005, Э. Досамантес – Альперсон, 2005, П. Палларо, 2007, 2008, Дж. Ходоров, 2008 и др.), — на другом – исследовательские работы, где ТДТ выступает к качестве метода, с помощью которого изучается спектр возможностей в применении его к различным категориям клиентов и пациентов (это и группы личностного роста (Т.А. Шкурко, 2002; А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко, 2006; Н.В. Каневская, 2006, Л.Л. Раздрокина, 2007 и др.), и собственно терапевтические и коррекционные группы (И.В. Бирюкова, 2005; М.А. Бебик, 2005; Н.А. Оганесян, 2002, А.Е. Шкенева, 2008)).

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРИНЦИПЫ ТДТ

Каждое направление науки определяет основные принципы видения психической реальности и ее закономерностей, т.н. угол преломления для описания, интерпретации и прогноза объекта исследования. И в психологической науке выделяются общенаучные принципы познания и специфические психологические принципы.

К общенаучным относят:

Антропный принцип

как принципиальная познаваемость мира и возможную его изменяемость под влиянием познающего субъекта;
Принцип детерминации
как принцип всеобщей обусловленности чего-либо чем либо.
Принцип дополнительности (комплементарности)
, который констатирует сложность организации любых объектов реальности и как следствие, необходимость в многоплановом описании этих объектов.
Принцип инвариантности,
который подчеркивает единство тенденций устойчивости и изменчивости в организации мира, и требует от исследователей выявления константных характеристик Природы, свидетельствующих об основополагающей общности всех фрагментов реальности на всех уровнях его организации.
Принцип методического атеизма
, который запрещает ссылку на Бога как на причинный фактор.
Принцип объективности
. Данный принцип констатирует наличие объективной реальности, которая частично и в целом принципиально познаваема.
Принцип относительности
указывает на зависимость любых свойств объектов реальности от их движения: любой объект реальности всегда находится в отношении к другим объектам.
Принцип самоорганизации
, предопределяющий возможность поступательного развития мира. Данный принцип связан с принципами целостности и системности.
Принцип системности
– это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.
Принцип соответствия
заключается в преемственности при смене одной теории другой.
Принцип целостности
утверждает, что «целостность объекта выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности. Основными формами существования любого целого как объекта реального мира являются пространство и время. Основным способом существования любого целого является движение» [4, с.119].

К специфическим психологическим принципам относятся:

Принцип детерминизма

как базовый принцип научного познания психических явлений.
Принцип единства сознания и деятельности
включает в себя принцип единства сознания и личности, и единства личности и деятельности.
Принцип личностного подхода
определяет целостность человека со стороны психической организации и его взаимодействия я с окружающим миром.
Принцип развития
, который «конкретизирует в психологии общий закон диалектики, согласно которому развитие – это всеобщее свойство материи» [4, с.128].
Принцип системного подхода
в психологии заключается в изучении психики и любых ее проявлений как систем.

Сравнение основополагающих принципов ТДТ с вышеназванными принципами психологической науки обнаруживает их согласованность (Таблица 1). И, следовательно, теоретические концепты экспериментальной психологии применимы и в танцевально-двигательной психотерапии.

Согласование общенаучных и специфических принципов психологической науки и принципов танцевально-двигательной психотерапии

Таблица 1.

Принципы ТДТ [11] Принципы психологической науки
Принцип 1.

Тело и психика нераздельно взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Аксиомой ТДТ является «тело — зеркало души, а движение — это выражение человеческого «я»».

Принцип целостности Принцип относительности Принцип дополнительности (комплементарности)
Принцип 2.

Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, и с миром.

Принцип относительности Принцип личностного подхода
Принцип 3.

Целостность понимается как триада «мысли — чувства – поведение», и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.

Принцип системного подхода
Принцип 4.

Тело – процессуально. Суть данного принципа отражает один из принципов Дао — способность видеть статику в движении и движение в статике.

Принцип инвариантности
Принцип 5.

Творчество — неиссякаемый источник жизненной силы и созидательной энергии человека.

Принцип развития

Анализируя сформулированные выше принципы ТДТ (Таблица 1), выделим три основные области работы танцевально-двигательного психотерапевта: тело (телесные процессы) и его движения, межличностные отношения, самосознание. Таким образом, танцевально-двигательная психотерапия, беря за основу жизненную силу творчества, с одной стороны – дифференцируя интегрирует в целое мысли, чувства и поведение человека в исследовании и осознавании телесного процесса, с другой стороны – использует эти знания в изучении и формировании коммуникаций человека с социумом.

Соответственно, задачами танцевально-двигательной психотерапии являются: — формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, использующего жизненную силу творческой энергии; — достижение внутренней целостности и самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия и интегрируя мысль, чувство и движение; — восстановление диалога с самим собой через выражение и принятие отношений со своими чувствами; — развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами.

И основной задачей танцевально-двигательной психотерапии будет обретение чувствования и осознанности собственного «Я» [12].

Задачами же ТДТ исследования будут выступать:

1. Выявление и описание некоторых феноменологических психических единиц, исследемых и определяемых через движение (например, исследования аффектов Дж. Ходоров [8]); 2. Объяснения психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей сквозь призму основных принципов ТДТ (например исследования П. Льюис и А. Австрайх, описанные в статье «объектные отношения и псиология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии» [5, с.100]); 3. Выяснения механизмов проявления психологических закономерностей посредством методов ТДТ (например, Дж. Белл в статье «Двигательная семейная терапия: изучение, оценка и изменение семейного танца» обозначает методы определения дисфункционального и изменяющегося поведения членов семьи через исследование группового движения [7]).

ОБЪКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТДТ

Следующим шагом определимся с объектом и предметом исследования в танцевально-двигательной психотерапии в частности.

Объект

исследования какой-либо науки выступает определенный фрагмент реальности, на который направлены исследовательские действия данной науки (В.В. Никандров, 2008, с.9). И, соответственно, объектом исследования психологии в целом является то, что фиксируется при изучении: характеристики, свойства, качества, изменения психики человека и/или животных.
Предметом
же психологического исследования является какая-либо часть (сторона) проявление объекта. Предмет указывает на аспект изучения данного объекта (с определенной точки зрения), определяет специфику науки, другими словами, «что необходимо выявить, познать, а это в первую очередь сущность психических явлений, их закономерности, тенденции, сущностные связи, отношения, особенности протекания процессов и протекания процессов и механизмов функционирования психики» [3, с. 78]. Как говорят методологи науки, «объект познания – это форма данной объективной реальности субъекту познания, а предмет научного познания – это форма данности познаваемого объекта познающему субъекту» (Н.Н. Семенова, 1976, с. 64).

Таким образом, в качестве объекта ТДТ

исследования будут выступать телесные ощущения, межличностные отношения, самосознание,
предметом
же
ТДТ
исследования будут выступать всевозможные особенности отдельных характеристик и их взаимосвязей внутри континуума «когнитивная сфера – эмоциональная сфера – движение», а также континуума «внутренние переживания – межличностные взаимодействия» субъекта в различных сферах его жизнедеятельности.

ВЫВОДЫ

В завершении отмечу, для того чтобы ТД-исследование состоялось необходимо, чтобы наряду с собственно методами ТДТ сосуществовали общепринятые методы в экспериментальной психологии. Если говорить о формализованных методах в ТДТ – это лишь методы наблюдения и анализа движения, разработанные Р. Лабаном, И. Бартенефф и Х. Пэйн. В остальных случаях специалисты в области ТДТ используют специфические терапевтические методы (техники), способствующие трансформации некоторых психологических характеристик личности и ее состояний – «зеркало», «изменение движение на противоположное», «усиление движения» и др. В этом случае для констатации изменения используются другие диагностические методики, заимствованные из классической психологии.

В танцевально-двигательной терапии часто говорится про опору и вес. Так для того, чтобы танцевально-двигательная психотерапия устояла на отечественной земле психологической науки, нам, сегодняшним ее приверженцам, важно разрешить следующие методологические проблемы, позволяющие «ощутить опору и собственный профессиональный в психологической науке вес». Это: — анализ принципов, теорий, подходов в ТДТ в согласовании с отечественными принципами психологической науки; — проработка понятийного аппарата исследовательского процесса в ТДТ и соответствующей терминологии, языка и схем исследований; — обозначение и продолжение изучения сфер применимости методов и технологий ТДТ; — собственно разработка и апробация отдельных методов и методических приемов (от частных до всеобщих) в ТДТ.

Выделенные пункты работы представляют собой, на мой взгляд, отдельный проект по осмыслению и созданию некоей концепции, базирующейся на основополагающей мировой научно-практической школе ТДТ. ТДТ по своей сути является междисциплинарной областью терапии, и, соответственно, область и теоретических эмпирических исследований также будет все время находиться в «пространстве прикосновений» либо с глубинным миром переживаний, либо с внешней природой межличностных коммуникаций. И без участия каждого, кто практикует ТДТ, создание методологической и собственно исследовательской базы невозможно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 320с. 2. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – 464с. – (Серия «Золотой фонд психотерапии») 3. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272с. 4. Никандров В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 235с. 5. Научно-практический журнал практического психолога. – Москва, 2005. — № 3. — 200с. 6. Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания; Райская птичка; О важном / Перевод с английского. – Львов: Инициатива, 2005. – 352с. – (Серия «Citadele») 7. Белл Дж. «Двигательная семейная терапия: изучение, оценка и изменение семейного танца» — методический раздаточный материал специализации по ТДТ ИППиП — Москва, 2007. [Электронный ресурс]. 8. Ходоров Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2009. — 211с. 9. Бутон Б. Танцевальная терапия (American version) 10. Информационный бюллетень АТДТ. Москва. 2000. №4. С.11. 11. Бирюкова И.В. Танцевально – двигательная терапия: тело как зеркало души // Информационный бюллетень АТДТ. Москва. 2000. №4. С.6-7. 12. Бебик М.А. История и основные принципы танце-двигательной терапии

ПРИМЕЧАНИЯ:

* Методологическое обоснование этот метод получил в философии Р.Декарта. С выделением психологии в самостоятельную науку данным методом исследуются ощущения, восприятия и эмоции в лабораториях. Как вариации этого метода – анкеты субъективных состояний, шкалы самооценок, личностные опросники и т.п.

** Философским обоснованием метода являются взгляды представителей позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер и др.) и прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи), которые полагали, что лишь то знание истинно, что полагается на эмпирические факты, которые могут быть проверены. В психологии – это исследование наблюдаемых и измеряемых психических явлений поведения, реакций на стимулы и т.д.

*** Теоретическое обоснование связано с философией жизни и понимающей психологии В. Дильтея. Широко используется в гуманистической психотерапии. Вариантами данного метода являются графологический и физиогномический методы, психоаналитическая интерпретация, проективные методы (на фазе интерпретации), анализ продуктов деятельности человека, биографический метод. Моделирование как конструирование «модели» психики другого в своем субъективном представлении.

Показания и противопоказания

Показания:

  • астенический синдром;
  • вегетососудистая дистония;
  • нарушенный метаболизм;
  • лишний вес, ожирение, психогенное переедание;
  • заболевания опорно-двигательной и дыхательной систем на начальном этапе;
  • апатия, неврозы, повышенная конфликтность, негативизм;
  • эмоциональные, поведенческие расстройства;
  • фобии, комплексы, низкая самооценка;
  • стрессы, депрессия;
  • наличие мышечного панциря;
  • аутизм;
  • ОВЗ, ЗПР, нарушения слуха и речи у детей.

Особенно часто применяется при неврозах и депрессивных состояниях, так как способствует общему психологическому благополучию личности, повышает самопринятие, автономию, снимает напряжение, проясняет жизненные ценности, настраивает на позитивное изменение межличностных отношений.

Противопоказания:

  • нарушения мозгового кровообращения;
  • продуктивные психопатологические симптомы: бред, галлюцинации, кататонические расстройства;
  • склонность к суициду;
  • грубые поведенческие нарушения;
  • заболевания, сопровождающиеся приобретёнными деменциями: Альцгеймера, Галлервордена-Шпатца, Паркинсона, Пика, аноксия, хорея Хантингтона, спиноцеребеллярная атаксия;
  • стенокардия, кардиосклероз, гипертония;
  • одышка, бронхиальная астма;
  • серьёзные заболевания и травмы позвоночника.

Виды

Клиническая ТДТ

Используется не только для устранения психических проблем, но и лечения физиологических заболеваний. Выступает вспомогательным методом терапии. Чаще всего назначается для детей с нарушением слуха или речи, с ОВЗ и ЗПР, для взрослых — при диагностировании астено-невротического состояния, вегетососудистой дистонии, болезней опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

Психотерапевтическая ТДТ

Решает конкретные проблемы, устраняя неврозы, повышенную конфликтность, негативизм, стрессовые состояния, навязчивые мысли, фобии и зависимости. Предполагает разнообразные формы работы: групповую, индивидуальную, семейную. Часто использует методы психоанализа. Требует достаточно длительного периода для достижения устойчивого результата.

Психологическая ТДТ

На эти занятия могут ходить абсолютно все, кто хочет раскрепоститься, выплеснуть негативную энергию, усовершенствовать свои социальные навыки. При этом не обязательно страдать от каких-то конкретных проблем. Проводится обычно в группах. Используется педагогами-психологами как метод психокоррекции незначительных личностных и поведенческих отклонений у детей и подростков.

Каждый из видов может использовать техники и методы, заимствованные из других течений и направлений:

  • психоанализ;
  • психодрама;
  • экзистенциально-гуманистическая психотерапия;
  • трансперсональная терапия.

Внутри танцевально-двигательной терапии тоже выделяются свои течения:

  • интегративное (А. Гиршон);
  • «5 ритмов» — сочетание с медитативными техниками (Г. Рот);
  • контактная импровизация (С. Пэкстон).

Чаще всего она используется в тесном сотрудничестве с другими направлениями психологии и психотерапии.

Этапы лечения

1. Осознание

Главная задача — пациент через танец должен осознать, кто он на самом деле, чего хочет, свои желания и ценности, чувства, потребности, страхи. Параллельно такая же работа ведётся с телом: отслеживание дыхания, оттачивание движений, контроль пульса и давления.

2. Выражение

После осознания пациент учится выражать в танце свои эмоции, чувства и желания. Он может изложить с помощью тела то, что не способен высказать словами. Это избавляет от психологической и мышечной зажатости.

3. Аутентизм

С помощью спонтанных импровизаций психотерапевт способен проникнуть в самые глубинные и потаённые уголки подсознания пациента. Иногда данный этап сравнивают по эффективности с гипнозом.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ?

Это прежде всего люди (их иногда называют кинестетиками), для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью что-нибудь понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение — это способ самовыражения, самопознания и развития.

Это также могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что для того, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что они не целостны, что они потеряли контакт с собой или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

Методы, техники, приёмы

Вид танцевально-двигательной терапии определяет набор методик, с помощью которых специалист будет помогать пациенту избавиться от проблем. Наиболее распространённые и эффективные техники:

  • эмоциональное отреагирование;
  • ролевые игры;
  • музыкальное движение — метод воспитания, способствующий личностному развитию, рассчитан на здоровых людей, но успешно используется в работе с проблемными детьми;
  • свободный танец;
  • дыхательные гимнастики;
  • кинестетическая эмпатия;
  • парная импровизация;
  • структурированный танец;
  • совместный подбор музыки.

Успешность лечения определяют именно правильно подобранные методы. Поэтому здесь так важен профессиональный подход к решению проблемы. Если нужно избавиться только от негативной энергии — можно просто включить музыку дома и, не стесняясь, выплеснуть из себя всё плохое. Это тоже будет вписываться в рамки данного направления. С более серьёзными расстройствами должны работать подготовленные специалисты.

Хотите позаниматься с профессионалом? Тогда вам — в Центр интегрального танца «Живи танцуя». Основатель — Александр Гиршон. Кандидат психологических наук, хореограф, профессиональный танцевально-двигательный терапевт. Ведущий и автор многочисленных тренингов и мастер-классов. Написал немало работ по вопросам психологии и духовных практик: «Истории, рассказанные телом», «Маленькая книга о Тени», «Интегративная танцевально-двигательная терапия».

ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ ?

Стромстэд следующим образом отвечает на этот вопрос:

— Любого рода физическое, эмоциональное и/или психологическое насилие.

— Ранние детские болезни, трудные роды, дефекты при рождении, травмы тела, полученные на самом раннем этапе жизни.

— Другие травмы тела, включая несчастные случаи и хирургические вмешательства.

— Плохие ранние объектные отношения, где «отзеркаливание» родителями, так необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным.

— Неадекватные или нарушенные границы в межличностных отношениях членов семьи.

— Чувство стыда и критика, которые родители проецируют на ребенка (когда взрослые не в ладах со своим телом). Также эти чувства могут быть вызваны отвергающим или вторгающимся родителем.

— Раннее оставление или игнорирование ребенка. Ощущение ребенком того, что его тело или качество его жизненности не соответствует культурному идеалу или семейному паттерну-стилю.

— Религиозное обесценивание чувственности, потребности и роли тела как наиглавнейшей основы нашего восприятия, точки зрения и доступа к миру ощущений.

— Выживание в катастрофах, таких как холокост, стихийные бедствия, войны. (см. T.Stromsted «Re-inhabiting the female body» / Somatics(r). 1994-1995. V.10. N1. P.18-27.)

Итак, ТДТ — это огромная область. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением являются только ограничения самих танце-терапевтов (в зависимости от их специализации).

В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание — классификация по DSM IV-R); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми-инвалидами, беженцами.

ТДТ в России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской танце-терапевтической ассоциации (ADTA), Европейской рабочей группы по профессиональному развитию ТДТ (это совет руководителей 12 учебных ТДТ-программ в Европе) и Международной ассоциации терапий творческим выражением (IEATA). С 1995 года существует 4-летняя обучающая программа по ТДТ и в Москве. В 1999 году открылась ТДТ-специализация в Институте практической психологии и психоанализа.

Как проводятся тренинги, сеансы, занятия

Помимо специфических принципов, для проведения сеансов используются также общепринятые, базовые:

  • добровольное участие;
  • принцип «здесь и теперь» (важно лишь то, какие переживания пациент испытывает в данный момент);
  • конфиденциальность;
  • открытое выражение эмоций и чувств (доверительные отношения не только между пациентом и психотерапевтом, но и между участниками группы);
  • ответственность (в точности выполнять все задания);
  • активность.

Чаще всего танцевально-двигательная терапия использует групповую форму занятий. Обычно они выстраиваются по определённой схеме.

Разогрев

Время: 3 минуты.

Цель: подготовить тело к работе, снять мышечные зажимы.

Упражнение — «Танец по частям». Участники становятся в круг. Включается ритмичная музыка. Специалист называет части тела, которые нужно задействовать: голову, руки, плечи, бёдра, живот, корпус. Далее идёт обсуждение, кому что далось легко, а что — трудно. Там, где возникли сложности, скорее всего, имеется мышечный панцирь.

Танцевально-двигательная экспрессия

Время: 30-45 минут.

Цели:

  • осознание собственного тела;
  • развитие его возможностей и способностей;
  • выражение чувств и эмоций;
  • оттачивание социальных навыков при работе в группе.

«Веду за собой»

Участники становятся в колонну. Включается музыка. Тот, кто стоит во главе, начинает двигаться, показывая различные па. Остальные повторяют его движения. Через 30 секунд, по хлопку специалиста, ведущий уходит в конец колонны. Тот, кто оказался первым, берёт на себя его обязанности. Каждый должен отыграть обе роли. Во время обсуждения все высказываются, в какой позиции (ведомого ил ведущего) они чувствовали себя более комфортно.

«Фауна»

Каждый участник выбирает любое животное или птицу и начинает под музыку изображать его, не сообщая другим, кого именно копирует. Перед выполнением упражнения специалист ставит три задачи:

  1. Постараться, чтобы животного узнали другие, то есть изображать максимально реалистично.
  2. Узнать как можно больше других зверей и птиц.
  3. Вступать в контакт с другими во время танца.

Во время выполнения упражнения танцевальный психотерапевт делает наблюдения и записывает результаты. Почему участник выбрал именно этого животного? В психологическом плане разница между волком и кроликом, например, существенна. Насколько тесно он взаимодействует с другими? Сразу можно выделить социально активных и изгоев. Как именно проходят эти контакты? Кто-то выражает танцем агрессию, кто-то — дружелюбие и мягкость.

«Отзеркаливание»

Участники произвольно делятся на пары, становятся друг напротив друга. Один — показывает движения, второй — выполняет, отзеркаливая их. Главное — не касаться партнёра и смотреть глаза в глаза. Через минуту роли меняются. В течение нескольких минут можно создавать новые тандемы. В итоге обсуждается, что понравилось, а что нет.

«Танцевальный хоровод»

Участники берутся за руки и становятся в круг. Включается достаточно ритмичная музыка, под которую нужно спонтанно двигаться, выражая собственное «я», привнося в коллективный танец что-то индивидуальное. Единственное правило — не размыкать рук. Здесь специалисту важно увидеть навыки социализации. Кто-то слишком увлечён только собой, не обращая внимания на то, что доставляет неудобство окружающим (это свидетельствует о наличии расстройств). Другие стесняются. Третьи механически копируют движения соседа.

Заминка

Время: 5 минут.

Цели:

  • восстановить дыхание;
  • снять напряжение и эмоциональное возбуждение;
  • закрепить результаты.

Медитация. Включается медленная, спокойная музыка. На экране проектора — иллюстрация красивого восхода солнца. Участники произвольно рассаживаются (лучше прямо на пол), принимая удобную позу. Танцевально-двигательный терапевт произносит аффирмации о том, как хорошо и спокойно у всех на душе. Может быть использована аудиозапись. При этом пациенты могут двигаться в такт мелодии, закрыть глаза, даже лечь — никаких запретов нет.

Анализ

На этом основная часть сеанса закончена. Но не для психотерапевта, который анализирует поведение каждого участника во время занятия со следующих позиций:

  • как он использует пространство и время;
  • в каком ритме он чувствует себя более комфортно;
  • как взаимодействует с остальными участниками;
  • смог ли выразить себя, выполняя упражнения;
  • чего больше в движениях — хаоса, спонтанности или подчинения каким-то правилам;
  • насколько точны и целенаправленны движения;
  • какие части тела выпадают из танца (скорее всего, они являются заложниками мышечного панциря) и т. д.

После всестороннего анализа поведения каждого участника психотерапевт может переформировать группы и назначить индивидуальные сеансы.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТДТ

Невозможно понять суть ТДТ, не обращаясь к основным источникам, которые питают ее как отдельную школу психотерапии. В связи с этим следует выделить четыре исторических аспекта:

1. Первый — это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием З. Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы: — Психоанализ З.Фрейда; — Индивидуальную психологию А.Адлера; — Аналитическую психологию К.Г.Юнга.

К 40-50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии как альтернатива традиционному гипнозу. Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики — таким образом внося неоценимый вклад в общее понимание психологических законов.

ТДТ рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления. Танце-терапевты (в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта) могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. ТДТ своего рода мета-уровень, способный провести параллель и объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В то же время ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.

2. Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не создала своей школы. Основание новых танцевальных форм, танцевальной педагогики связано с другими именами. И прежде всего стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретиком движения и танца. Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее время является теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ. Его учение в 60-70-е годы было развито Ирмгард Бартениефф, которая разработала особую систему упражнений («Основы Бартениефф» ) гармонизирующую движение и обучающую правильному и экономичному использованию тела в движении. В настоящее время Лабан-анализ и Основы Бартениефф являются составной частью методологии ТДТ, а также ее отдельным направлением.

Немецкая танцовщица и хореограф Мери Вигман стала основоположницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. Мери Вигман привнесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию.

Танцевальная импровизация — это способы спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и честно: в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими психологическими ресурсами. И если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности — а это основная часть и цель психотерапевтического процесса. Т.е. оказалось, что сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.

Не случайно, что все первые танце-терапевты были учениками Р.Лабана и М.Вигман или их последователей.

Например, Мэриан Чейс имела собственную студию. И постепенно ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства на процесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее студенты раскрывались и менялись как личности, становясь все более целостными, все более самими собой. Есть легенда, что среди ее учеников были люди, одновременно находившиеся в психотерапии. И психотерапевты обратили внимание на улучшение состояния своих пациентов, что было связано с занятиями у М.Чейс. Постепенно некоторые психотерапевты стали направлять своих пациентов на занятия по танцевальной импровизации в ее студию. И в 1946 году Мэриан Чейс была официально приглашена на работу в психиатрическую больницу им. Св.Элизабет в Вашингтоне (округ Колумбия), где в тесном сотрудничестве с психиатрами и родился ее метод. Вероятно, эту дату и можно считать днем рождения ТДТ. Следует упомянуть, что эта клиника — одна из самых передовых психиатрических больниц в США. Она известна своим гуманистическим подходом в психиатрии и по сей день остается новатором в применении терапий творческим выражением в психиатрическом лечении. Среди пионеров ТДТ следует также упомянуть Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак.

3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего, как он говорит. Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием.

В.Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания.

ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированному В.Райхом, но практически не использует его методов работы.

4. Нельзя не упомянуть о полностью утерянном в современной цивилизации изначальном предназначении танца и о древних целительских практиках, где танец был неотъемлемым атрибутом.

У первобытных людей еще до появления языка движение, жесты были средством коммуникации. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальный способ выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способ передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса: «Из какого ты племени?» спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?»

Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение к неведомому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной и с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого — не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем. Ведь тело — это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Абрахам Маслоу говорил, что «…так же, как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности, например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения». Если перевести это на язык танце-терапии — это потребность быть видимым, что возможно только в движении.

Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной).

Особые случаи

Для детей дошкольного возраста

Танцевально-двигательная терапия часто используется для коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей до­школьного возраста. Основные задачи:

  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • повышение активности и самостоятельности;
  • реализация творческой составляющей;
  • ликвидация вторичных личностных реакций: агрессивности, гипервозбудимости, мнительности, тревожности;
  • коррекция уровня самосознания и самооценки;
  • формирование чувства ритма;
  • совершенствование навыков социализации.

Эффективность терапии в работе с проблемными детьми дошкольного возраста обусловлена её способностями:

  • выявлять ритмические рефлексы;
  • приспосабливать организм к слуховым раздражителям;
  • нормализовать деятельность ЦНС (гипервозбуждённые успокаиваются, замедленные становятся более активными);
  • помогать в устранении дефектов речи через связь двигательных и речевых анализаторов;
  • развивать произвольную лицевую моторику.

Рекомендуемые упражнения: «Джаз тела» (есть индивидуальный и парный варианты), «Танец-вибрация», «Огонь-лёд», «Росток», «Насос и надувная кукла», «Улыбающееся солнышко», «Джангл».

Для детей с нарушениями речи

Тесная связь двигательных и речевых анализаторов позволяет использовать танцевальную терапию как вспомогательный метод в работе логопедов. Цели:

  • овладеть «языком движений»;
  • научиться выражать с помощью танца эмоции;
  • развить перцептивные и мнемические возможности;
  • снять мышечное напряжение;
  • расширить навыки в коммуникативной сфере.

Рекомендуемые упражнения: «Ри, «Скользящее движение», «Ритмический диктант», «Канон», «Театральная азбука».

При нарушениях слуха

Исследования показали положительное влияние танцевально-двигательной терапии на слуховой анализатор. У детей с нарушениями слуха обычно затруднена вербальная сторона общения. Танец минимизирует дискомфорт, снимает психологические барьеры, устраняет чувство скованности и неловкости. Через движение активируются ресурсные возможности организма: помимо работы с психикой, идёт развитие органов слуха при постоянном контакте с музыкальным материалом.

Как показала практика, за 12 занятий длительностью по 1 часу дети с нарушениями слуха смогли избавиться не только от зажатости и комплексов, но и совершенствовали свои физические возможности — стали лучше слышать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]