Психоанализ — грандиозное мошенничество XX века или гениальный метод лечения психических расстройств?

Проблемы человека, его внутренний мир вызывали не меньший интерес философов, чем проблемы глобального развития. Это нашло отражение в философии психоанализа, попытавшейся найти выход из тупика, в который на начало ХХ века была поставлена философская наука в результате столкновения двух концепций. Первая — позитивизм, оперирующий исключительно естественнонаучными познаниями, вторая — иррационализм, который опирался на предположения, осознанные через интуицию, веру, чувства.

Возникновение психоанализа

Философия психоанализа оказала неоценимое влияние на развитие философской науки, а также на духовную культуру общества. Родоначальником психоанализа стал врач-психиатр из Австрии З. Фрейд, создававший, прежде всего, метод лечения больных. На его основе была сформирована концепция философских взглядов на сущность человека и культуры.

З. Фрейд и его последователи — Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм — это практикующие врачи, преследующие цели излечения больных и понимающие, что философия психоанализа намного обширнее врачебной практики, и с ее помощью возможно создание новых методов лечения. Именно психоанализ дал толчок к формированию новых концепций, взглядов на философские вопросы, таких как философия антропологии, жизни, культуры. Его особенность заключалась в его направленности исключительно к человеку, его психике, проблемам.

Исследования

Более сотни лет клинические описания единичных случаев в журналах Modern Psychoanalysis, Psychoanalytic Quarterly, International Journal of Psychoanalysis и Journal of the American Psychoanalytic Association оценивали эффективность психоанализа при неврозах и расстройствах характера и личности. Психоанализ, модифицированный техниками объектных отношений, был эффективен при многих сложных случаях нарушений в сфере интимности и межличностных отношений (см. многочисленные публикации Отто Кернберга). Как терапевтический метод, психоаналитические техники могут быть полезны и при одноразовых консультациях . Психоаналитическое лечение в других случаях может длиться от года до многих лет, в зависимости от серьёзности и сложности патологии.

Психоаналитическая теория была объектом критики и споров, начиная с момента своего зарождения. Фрейд отмечал это ещё в самом начале своей карьеры, когда медицинские круги Вены подвергли его остракизму за находку того, что истерические конверсионные симптомы характерны не только для женщин. Критика психоаналитической теории началась с Отто Ранка и Альфреда Адлера (в начале 20 века), продолжилась в рамках бихевиоризма (например, Вольпе) в 1940-х и 1950-х, и существует по настоящее время. Критика исходит от тех, кто не согласен с положением о существовании бессознательных механизмов, мыслей или чувств. Критиковалось также утверждение о «детской сексуальности» (описание того, что дети в возрасте от двух до шести лет фантазируют о зарождении). Критика приводила к модификациям психоаналитической теории, таким как работы Рональда Фейрбэрна, Михаэля Балинта и Джона Боулби. В последние десятилетия, критика сосредоточилась на вопросе эмпирической вирификации — несмотря на множественные эмпирические проспективные исследования (см., например, работы Барбары Милорд и её коллег из Медицинской школы Корнельского университета). В современной научной литературе можно найти исследования, поддерживающие многие идеи Фрейда, например, бессознательное, регрессию и т. д.

Психоанализ был использован как инструмент исследования детского развития (см. журнал The Psychoanalytic Study of the Child), и развился в гибкий, эффективный метод лечения ментальных нарушений . В 1960-е, ранние (1905) представления Фрейда о детском развитии и женской сексуальности подверглись пересмотру. Это привело к активным исследованиям в 1970-х и 1980-х и последующим новым концепциям женского сексуального развития, которые скорректировали некоторые положения Фрейда . См. также многочисленные работы Элеаноры Галенсон, Нэнси Ходоров, Карен Хорни, Франсуазы Дольто, Мелани Кляйн, Сельмы Фрайберг и других. В последнее время, исследователи включившие в свою работу теорию привязанности (например, Алиса Либерман, Сюзан Коатс и Даниэль Шехтер) исследовали роль родительской травматизации в развитии у маленьких детей способностей к ментальной репрезентации себя и других .

Несколько мета-исследований показали, что эффективность психоанализа и психодинамической психотерапии сравнима по результативности или превосходит другие виды психотерапии или лечение антидепрессивными препаратами . Эмпирические исследования говорят о том, что «классический» долговременный психоанализ — когда пациент лежит на кушетке как минимум три раза в неделю — также эффективен . Обзорная работа 2005 года по рандомизированным и контролированным исследованиям заключает, что «психоаналитическая психотерапия (1) эффективнее, чем отсутствие лечения или стандартное лечение и (2) эффективнее коротких форм психодинамической психотерапии» . Эмпирическое исследование эффективности психоанализа и психоаналитической психотерапии стало популярным в среде психоаналитически ориентированных исследователей.

Исследования эффективности психодинамического лечения в некоторых популяциях показали противоречивые результаты. Исследования Бертрама Кэрона и его коллег из Мичиганского государственного университета говорят о том, что грамотное применение психодинамической терапии может быть успешно в случае больных шизофренией. Более поздние исследования сомневаются правильности этого утверждения. Так, отчет Центра изучения результативности лечения больных шизофренией (Schizophrenia Patient Outcomes Research Team, PORT ) не рекомендует использование психодинамических форм психотерапии при шизофрении, указывая что дополнительные исследования необходимы для подтверждения их эффективности. Однако, рекомендация PORT основана на экспертных мнениях клиницистов, а не на эмпирических данных. Существуют эмпирические данные, противоречащие этой рекомендации .

Существуют различные формы психоанализа и психотерапии, практикующие психоаналитическое мышление. Например, помимо классического психоанализа, психоаналитическая психотерапия. Другие примеры распространенных терапевтических методов, которые используют находки психоанализа: психотерапия на основе ментализации (Mentalization-Based Treatment) и психотерапия, фокусированная на переносе (Transference-Focused Psychotherapy).

Что такое психоанализ

Как говорилось выше, Фрейд был практикующим врачом-психиатром, по 10 часов ежедневно вел прием больных. Поэтому психоанализ – это медицинский метод излечения, часть психотерапии, первоначально применяемая для больных истерией. И уже в дальнейшем, в процессе работы над ним, он был принят как философская доктрина. Суть ее заключается в том, что определенные патологические представления, большая часть которых носит сексуальный характер, вытесняются из области сознания и действуют из сферы бессознательности, откуда под разными облачениями проникают в сферу сознания, разрушая единство человеческого «Я» и окружающего его мира.

Фрейд и его работы

Фрейд родился и практически всю жизнь провел в Вене. Здесь он получил медицинское образование в университете, после чего занялся медицинской практикой. Именно здесь увидели свет его работы по философии психоанализа, которые пользовались невероятным успехом и имели достаточно мощную критическую оценку. Выводы, которые он в них излагал, взбудоражили общество и вызывают споры по сей день. Это был вызов классической философии, в которой основное внимание уделялось человеческому сознанию.

В 1899 г. выпускается его первая работа по психоанализу «Толкование сновидений», которая до сих пор не утратила актуальности и является настольной книгой многих ведущих практикующих психиатров. Буквально через год выходит его новая книга «Психопатология обыденной жизни». Следом за ней идут «Остроумие и его отношение к бессознательному» и другие значительные работы. Все его произведения, носящие как философскую, так и медицинскую направленность, тут же переводились на разные языки мира. Они и в наше время пользуются огромной популярностью.

Классическая философия утверждала, что сознание является основной регулирующей составляющей человеческой жизни. Философия психоанализа Фрейда устанавливала, что под ним располагаются пласты бессознательных желаний, устремлений, влечений. Они наполнены энергией, от них зависит личная жизнь каждого человека и, вместе с этим судьба, цивилизаций.

Конфликт бессознательного с сознанием, неудовлетворенность сокровенных желаний приводят к расстройству психики, душевным заболеваниям. Современная западная философия психоанализа вышла из работ Фрейда. Метод психоанализа получил широкое распространение среди врачей в странах Западной Европы и особенно Америки.

Основы

Основные положения:

  • человеческое поведение, познание окружающего мира и опыт определены внутренними влечениями;
  • они иррациональны и бессознательны;
  • попытки их осознания вызывают психологическое сопротивление, которое проявляется в виде защитных механизмов;
  • индивидуальные особенности поведения и личности зависят от событий, произошедших в раннем детстве, на разных этапах психосексуального развития;
  • осознанное восприятие окружающего мира и материал бессознательного (вытесненного) вступают между собой в конфликт;
  • он приводит к различным психоэмоциональным расстройствам: неврозам, депрессиям, невротическим чертам характера, фобиям;
  • от области бессознательного можно освободиться, если осознать его (но сделать это можно только с помощью профессионала).

Это основные идеи психоанализа, на которых строится работа с пациентом.

Два этапа в философской деятельности З. Фрейда

Врачебная практика, наблюдение больных давали ученому большой объем информации к размышлению. На ее основе была проведена работа, сформировавшая определенные взгляды на вопросы психоанализа З. Фрейда – философия с определенными аспектами, которые можно разделить на два этапа. Первый – формирование концепции бессознательного, длительность его продолжалась с 1900-1920 гг. Второй длился до конца жизни. Именно на этом этапе исследуется бессознательное, включая сюда инстинктивные космические позывы жизни и смерти.

Первый этап

В начале своей практики, собирая и анализируя экспериментальные данные, Фрейд делает удивительные выводы о наличии в психике людей ранее не известных образований, имеющих определенную структуру и характеристики. На основании сделанных выводов он описывает их как сознание, подсознание и бессознательное.

Несмотря на то что западная философская школа делала акцент на сознании, философия психоанализа Фрейда все внимание уделяла бессознательному. Она определяет его как часть психики, куда выталкиваются неосознанные человеком желания, находящиеся за пределами разума и вневременного пространства.

Критика

На протяжении всего своего существования психоаналитический подход в психологии критиковался с различных точек зрения.

Основные положения критики:

  • длительный курс терапии (у Фрейда описан случай, когда он провёл 1 017 сеансов за 6 лет лечения одного пациента);
  • высокий риск возникновения ятрогенных эффектов и конформизма;
  • неэффективность кратковременного применения;
  • поведенческая психотерапия в 2 раза эффективнее психоанализа;
  • отсутствует работа пациента над самим собой, он полностью зависит от психоаналитика;
  • иррационализм психоаналитического направления слишком запутан и не понятен многим людям.

Английский биолог Питер Медавар назвал психоанализ самым масштабным интеллектуальным мошенничеством ХХ века.

Несмотря на всю критику, философия психоанализа сыграла важную роль в развитии общества. Она активно используется практически во всех гуманитарных науках. Без неё была бы невозможна даже сексуальная революция. Сейчас данное направление, представленное более чем 20 школами и отдельными течениями, практикуется так же широко и часто, как и сто лет назад, когда было создано.

Второй этап

На основании пересмотра концепции в философии психоанализа Зигмунда Фрейда бессознательное получило некоторые уточнения. Дальнейшее его изучение привело к тому, что к инстинктивным позывам были добавлены еще два – смерть и жизнь. Именно в это период была описана структура психики, а также концепция конфликта между бессознательным и сознательным как принцип человеческого существования.

Практика

Общая схема лечения

Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.

Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.

В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.

Примеры из частной практики Фрейда

В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.

Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:

  • тревожная и конверсивная истерия;
  • обсессивно-компульсивный невроз;
  • психоневротическая депрессия;
  • невротические черты характера;
  • фобии;
  • психосоматика.

Противопоказаниями являются различные формы ши­зофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импуль­сивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.

Методы психоанализа

Свободные ассоциации

Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.

Толкование сновидений

Анализанту предлагается на протяжении нескольких сеансов рассказывать все свои сны в мельчайших деталях. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов из снов, которые используются в психоанализе до сих пор. Большинство из них связано с потаёнными сексуальными желаниями.

Интерпретация

Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.

Сопротивление

Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.

Перенос

Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.

Проработка

Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.

Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.

Три составляющие структуры психики

Если изложить философию психоанализа Фрейда кратко, то необходимо заметить, что человеческая психика имеет три структуры, которые можно охарактеризовать как:

1. Бессознательное (Оно). Этот слой психики наследуется человеком от далеких предков. Именно в нем находятся два основных инстинкта человека:

  • Продолжение рода – это сексуальные влечение и энергия, или, по определению Фрейда, — Либидо.
  • Самосохранение. Определяет агрессивное поведение.

Бессознательное, по определению Фрейда, находится за пределами разумного, другими словами оно иррационально и безнравственно (аморально).

2. Подсознание (Я). Формируется на основание жизненного опыта. «Я» разумно, и, в соответствии с реальностью, старается перевести бессознательное «Оно» в соответствие с моральными принципами «Сверх-Я». Его цель ограничить рефлекторные импульсы «Оно» в соответствии с действующими требованиями реальности, в которой находится человек.

3. Сознание (Сверх-Я). Его можно определить как совесть или судью, контролирующего и наказывающего бессознательное «Оно». Именно в нем сосредоточены все нормы морали, нравственности, все идеалы человека.

При этом каждая составляющая живет своей жизнью и не зависит от других. Даже знакомясь с философией психоанализа кратко, можно сделать вывод, что сознание есть насилие над природными инстинктами.

Психоаналитическая философия.

Психоаналитическая философия возникла как новое метафизическое учение, осмысливающее скрытые тайники человеческой души, темные психические лабиринты (бессознательное, подсознательное), а также просветленные разумом уголки человеческой психики, или, иначе говоря, все, что поддается логическому, сознательному объяснению. Следует отметить, что и в бессознательном слое психики заключены богатые возможности для некой иррационализации человеческой жизнедеятельности. Это касается прежде всего проявления и экономии внутренней (духовной) энергии, которая заложена во внутренних слоях психики, во врожденных инстинктах человека.

Принципы медицинского психоанализа были сформулированы австрийским ученым Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Его бесспорной исторической заслугой явилось то, что он положил начало систематическому, собственно научному исследованию бессознательного. Это новое, по сути своей философское учение оказало сильнейшее воздействие на общественное сознание, на развитие естественной и гуманитарной науки, но особенно медицинской психологии и философии. Без идеи бессознательного трудно сегодня представить современную психологию, психиатрию, культурологию, философию, да и вообще всю духовную культуру человечества.

Психоаналитическое учение имеет множество аспектов. Прежде всего оно является учением о человеке, хотя данной тематикой не исчерпывается. Возникнув в лоне психиатрии как новый подход к лечению неврозов методом катарсиса, или психического самоочищения, психоанализ перерос в новое направление медицины и философской антропологии. 3. Фрейд, будучи практикующим врачом, исследовал причины и характер неврозов. Он обнаружил скрытый (бессознательный) слой человеческой психики, который прежде вообще был неведом и никем не изучался. Постепенно из медицинской методики лечения неврозов психоанализ вырос до уровня научной психологии, а затем и нового философского течения мысли. Он позволял осмысливать индивидуальные и социально-культурные факторы в саморазвитии личности. «Фрейд является основателем подлинно научной психологии, — писал американский философ Э. Фромм (1900-1980), его последователь, — а открытие им бессознательных процессов и динамической природы характера составляет уникальный вклад в науку о человеке, изменившей представление о нем на все грядущие времена» [10].

Именно 3. Фрейд показал всем, что «человек вовсе и не хозяин в своем собственном доме». Бессознательное властвует в человеческой душе (психике). Ученый, выделив в последней несколько глубинных пластов (слоев) — бессознание, подсознание (предсознание), сознание и «Сверх-Я», — создал новую, оригинальную модель личности, представляющую собой комбинацию трех элементов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (super ego). «Оно» — это врожденный слой психики, который находится за нижними пределами человеческого сознания и включает разного рода биофизиологические пристрастия, инстинкты типа сексуальных влечений, природных страстей. Это самый нижний, но зато самый мощный, «дикий» пласт психики (как основание айсберга), психическая самость — основа жизнедеятельности всех человеческих индивидов. Как бессознательное влечение он дает человеку главный заряд мощной психической энергии. Люди смутно ощущают импульсы этой энергии, которая толкает их к активности в какой-либо сфере деятельности. Последняя может быть как разрушительной, так и творческо-созидательной. Таким образом, Фрейд впервые показал, что в человеке есть мощные внутренние силы, противостоящие его разуму (сознанию).

Подсознание (или предсознание) представляет собой уже формируемый психический слой. Он несравненно шире и выше, нежели бессознательное. Поэтому категория «подсознание» в не меньшей степени, чем категория «бессознательное», является основополагающим сюжетом в учении 3. Фрейда. Это такое состояние психики человека, которое похоже на бессознательное в силу того, что оно тоже скрыто, а если и выражено, то неявно. Подсознательное касается двух внутренних (психических) сфер воздействия на человека и его поведение. В первом случае поведение, будучи доведенным в результате тренировок до автоматизма, совершается как бы само по себе, бессознательно (например, езда на велосипеде). Но подсознание при этом в любое время можно помыслить, а соответствующее поведение — объяснить. В другом случае поведение первоначально является неосознанным, однако впоследствии оно может быть подвержено осознанию, пониманию. Подсознательное представление — это такое представление, которое человек просто не замечает, но присутствие которого чувствует и признает. Подсознание обнаруживается только в экстремальных случаях, например при обнаружении ошибочных действий или же во сне.

Высшим же слоем человеческой психики является сознание, или «Я». По Фрейду, именно «Я» есть сфера осознания человеком бытия мира и себя в нем. Причем в психике индивида не происходит органического наслоения сознания на подсознательное и бессознательное.

Между бессознанием и сознанием возникает острый конфликт, который провоцирует формирование еще одного слоя в психике индивида. Его можно назвать социальным духовным пластом. Находясь на вершине человеческой психики, он очень сильно воздействует на нее, — это «Сверх-Я». Важно о ни в коем случае нельзя считать сверхсознанием. «Сверх Я» — это априорный моральный закон, присвоенные индивидом внешние общественные требования, которые становятся его личным достоянием. «Сверх-Я» является, можно сказать, внутриличностной совестью индивида. Соответствующее психическое состояние Фрейд называл «внутренней цензурой индивида», которая постепенно складывается и закрепляется в его менталитете в результате усвоения им социально и духовно значимых моральных норм и религиозных заповедей, а также высших идеалов, общечеловеческих ценностей и т.п. Поэтому сознанию, или «Я», суждено всегда находиться между бессознанием и «Сверх-Я», то есть между неосознаваемой внутренней энергией «Оно» и влиянием высших сил морально-культур-ной цензуры личности, сформированных обществом. Таким образом, сознание оказывается как бы между молотом и наковальней. «Сверх-Я» вносит и «утверждает» общественное начало в человеческом индивиде. В результате воздействия «Сверх-Я» он социализируется в личность.

Согласно 3. Фрейду, при определенных условиях бессознательные импульсы и иные инстинктивные влечения человека (среди последних особое место занимают сексуальные) лежат в основе практически всех проявлений индивидуального духа, в том числе и низменных, а нередко — самых возвышенных и благородных. Однако бывает и так, что творческую энергетику человеческого индивида во всех сферах его жизнедеятельности «забивает» психическая энергия типа фрейдистского либидо (лат. libido — страсть) — чувственное вожделение, сексуальное бессознательное влечение, желание, склонность. Однако, в отличие от естественного стремления к самосохранению, оно может быть вытеснено чем-то духовно возвышенным в результате сложной психической трансформации, то есть сублимации (лат. sublimare — возносить, возвышать). Именно сублимация обусловливает базовое начало формирования творческой активности человека во всех сферах его деятельности: науке, медицине, искусстве, философии, в конечном итоге — во всех социальных проявлениях его жизни.

Либидо, дающее человеку мощный заряд внутренней (психической) энергии, функционирует как бы в двух срезах. Во-первых, сублимируя, оно не осознается человеком, но эффективно одухотворяет его жизнедеятельность, вытесняя «темное» половое влечение. А в результате действия «Сверх-Я» — ауры, порожденной в индивиде его сообществом, культурой, традициями и т.д., — низменные влечения меняются и становятся вполне благородными. В этом смысле бессознательное в виде заключенной в нем сексуальной энергии становится источником неких творческих позывов в жизни и деятельности. Таким образом, сублимация предстает не чем иным, как эффективным средством высвобождения сексуальной (темной) энергии и целенаправленного ее перевода в позитивные виды и формы социально-творческой энергии индивида. Сублимация выступает «психическим генератором» личности в целях ее воздействия на рост общественно-культурного прогресса. Благодаря ей личность достигает заметных успехов в избранной ею сфере деятельности. Но это зависит и от врожденной энергетики сексуального влечения, и от направленности сублимации. Все эти наблюдения позволили 3. Фрейду философски осмыслить роль последней как эффективного фактора переключения.

Однако либидо может попросту грубо вытесняться из психики человека. Подобное вытеснение прямо противоположно эффекту сублимации. В этом случае оно ни во что не переходит, но и не исчезает само по себе, а углубляется куда-то в недра психики, где и находится в скрытом состоянии до наступления неких «благоприятных» условий, а именно ослабления или временного прекращения действия внутренней цензуры — совести, «Сверх-Я». Грубое вытеснение либидо воздействует на психику человека, пробуждая в нем агрессивность. Оно загоняет энергетику сексуального влечения в нижние слои психики, что приводит нередко к психическим расстройствам и неврозам. Лучшим способом избавления от такого скрытого бессознательного состояния является осмысление его сознанием, для чего необходимо провести тонкий психоанализ по методу интроспекции (лат. introspectare — смотреть внутрь). Речь идет о своего рода исповеди, когда пациент, направляемый психоаналитиком, «припоминает» свои порочные мысли, желания и освобождается от их вредного воздействия.

С учетом всего сказанного можно сделать вывод, что фрейдовский человек — «Я» (или личность) — оказывается как бы сотканным из целого ряда противоположных факторов, обусловленных естественными (природными) влечениями и вполне осознанными (социально-нравственными) нормами, принципами организации жизнедеятельности. Поэтому внутренний (духовный) мир человека постоянно переживает непростую драматическую ситуацию под напором воздействия на него двух сверхсил: с одной стороны, темной внутренней (родовой), порой грубой врожденной психической энергии, всегда рвущейся наружу, а с другой — внешней (социально-культурной) энергии, которая целенаправленно сдерживает разрушительную силу темных инстинктов. Именно этим обстоятельством определяется характер индивидуального и общественного поведения каждого отдельно взятого человека.

Из приведенного выше краткого изложения учения 3. Фрейда о психоанализе видно, что в нем причудливым образом переплелись метафизическое (философское) понимание родовой сущности человеческой психики и реальные способы и средства организации здорового образа жизни индивида на личностном уровне. По Фрейду, природа наделила человека родовыми, психологически обусловленными устремлениями. Удовлетворение этих стремлений ведет в конечном итоге к становлению личности. Фрейдизм, таким образом, превратился из частной неврологической концепции лечения в новое, современное направление философского осмысления личности как физиопсихосоциальной целостности. А отсюда напрашивается вывод о необходимости при лечении всех пациентов исходить из понимания личностной характеристики человека. Философская доктрина 3. Фрейда тем самым основательно модернизировала конкретно-научные методы, схемы организации и регуляции психической деятельности.

Один из последователей Фрейда Карл Густав Юнг (1875— 1961), швейцарский психолог и философ, перешел к рассмотрению более широкого спектра человеческой психики, а именно: как бессознательное простирается за пределами человеческого «Я» — конкретной личности. Он предпринял беспрецедентное дифференцирование фрейдовского «Оно». Ученый усомнился в том, что Фрейд правомерно свел всю бессознательную человеческую жизнедеятельность к биологически унаследованным инстинктам. По мнению Юнга, человеческие инстинкты имеют не биологическую, а скорее культурно-символическую природу. Ученый предположил, что структура внутреннего мира человека многослойна. Психический мир содержит в себе индивидуально-бессознательное жизненного опыта и более глубинный врожденный слой — коллективное бессознательное, которое является отображением родового опыта всех предшествующих поколений людей в виде архетипов, или общечеловеческих наследуемых всеобщих первообразов, символов, стереотипов, таких, как «разум сердца», «мудрец», «богатырь», «Родина-мать», «русская душа». Таким образом, Юнг доказывал, что бессознательное имеет родовое начало.

Архетипы Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в психике каждого человека, передаваясь из поколения в поколение. «В отличие от личного бессознательного, которое является в известной степени относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, — утверждал К.Г. Юнг, — коллективное бессознательное в обычных условиях не осознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе коллективное бессознательное вообще не существует; на самом деле оно является не чем иным, как возможностью, той самой возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы мнемических образов или, выражаясь анатомически, через структуру мозга. Нет врожденных представлений, но, наверное, есть врожденная возможность представлений, которая определяет границы даже самой смелой фантазии, определяет, так сказать, категории деятельности фантазии…» [И]. Таким образом, психическое ядро личности составляет внутренняя коэволюция индивидуального и коллективного бессознательного. Следует отметить, что предположения К.Г. Юнга о существовании некоторых конкретных архетипов нуждаются в дальнейшем философском осмыслении и научном обосновании.

К концу 30-х годов XX века сформировался неофрейдизм — в результате соединения психоанализа с социологической, этнологической и антропологической теориями. Исходным положением нового философского течения в психологии явился так называемый принцип социального детерминизма. По мнению К. Хорни, из биологизаторской установки родоначальника психоанализа не следует вывода о том, как же можно помочь человеку в его духовном росте. Ученый в определенной степени реабилитирует бессознательное, стремясь снять с него обвинение в деструктивности и антисоциальности. Бессознательное, конечно, деструктивно, но исключительно потому, что такова социальная среда, породившая его. «Мы возвращаемся к древней медицинской мудрости, — пишет К. Хорни, — которая гласит, что целительные силы присущи как человеческому телу, так и душе и что в случае заболевания тела и души врач должен просто помочь устранить вредные и поддержать исцеляющие силы. Ценность психоаналитической терапии в том, что она, ослабляя разрушительные силы, дает шанс появиться конструктивным силам человека» [12].

Американский социальный психолог и философ Эрих Фромм характеризовал эту позицию К. Хорни как антропологическую. Ратуя за развитие гуманистически ориентированного психоанализа, он апеллирует к социальному настрою индивида и исходит при этом из того факта, что человек является главным образом социальным существом. Э. Фромм резко раскритиковал чрезмерную абсолютизацию 3. Фрейдом роли бессознательного в индивидуальной жизни человека, придав ей социологическое измерение. Именно этот ученый стал первым радикальным реформатором психоанализа 3. Фрейда. Э. Фромм доказал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения индивида к общественному миру, к другим людям, к естественной природе и к самому себе. Различия между биологическим подходом 3. Фрейда к формированию человека как личности, антропологической концепцией К. Хорни и социально-философским осмыслением Э. Фроммом этих же проблем весьма значительны и принципиальны. Согласно воззрениям последнего, человек с самого начала своей жизни есть социальное существо. Социальная структура и естественная природа в нем выступают как равноправные образования: социальное и психическое существуют параллельно, на паритетных началах. В этой связи Фромму даже удалось открыть целую галерею новых социальных типажей и характеров.

Э. Фромм философски глубоко осмыслил общественные, политические коллизии своего времени. Собственную концепцию он назвал радикальным гуманизмом. Это название говорит само за себя, указывая на отрицание любого надчеловеческого (но не надличностного) начала как на основную задачу ищущего человека. Радикальный гуманизм, по Фромму, — это учение о подлинном существовании (или экзистенции) человека, истинным родоначальником которого был К. Маркс. Для К. Маркса человек живет до тех пор, пока он одержим творчеством и собственными усилиями преобразует мир. И поэтому вывод Э. Фромма однозначен: учение Маркса одушевлено гуманистическими ценностями. Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека каким бы то ни было высшим силам. Последнее обстоятельство и привело их к защите гуманистической направленности философии марксизма. «Маркс затрагивает кантовский принцип, который гласит, что человек всегда должен быть сам себе целью и никогда не может быть средством достижения цели. Но Маркс, — пишет Э. Фромм, — развертывает этот принцип дальше, утверждая, что человеческое существо не должно превращаться в средство достижения не только чужих целей, но и даже в средство своего индивидуального бытия» [13].

Ныне последовательными приверженцами идей психоанализа в применении их к индивиду и человеческому обществу стали фрейдо-марксисты. Они, как и Э. Фромм, призывают к изменению образа жизни людей, созданию нового общества и нового человека, перед которым открываются реальные возможности оптимального развития и совершенствования в здоровой социальной атмосфере. У Э. Фромма, кстати, довольно глубокое осмысление получило социально-культурное явление в психике человека, получившее название «ментальность» (фр. mentalite — склад ума, образ мышления, мировосприятие). В нем осуществляется глубинный синтез индивидуального и коллективного сознания, включающего и элементы бессознательного. Если иметь в виду ментальность современной личности, то она складывается на базе философских и религиозных воззрений, народных традиций, самобытной духовной культуры, качества социальной среды и, в свою очередь, оказывает на них свое влияние.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Значение либидо

Фрейд в созданной им философии психоанализа в бессознательное «Оно» вводит понятие либидо (половое влечение или желание) как составляющий инстинкт. Причем его энергия настолько велика, что в жизни человека оно оставляет незабываемый след. Исследуя его, он приходит к выводу, что либидо включает в себя кроме эротической любви и все другие ее виды: к себе, детям, родителям, животным, Родине и так далее.

Иногда бессознательное (Оно) посылает мощный сексуальный вызов, но он по какой-то причине возвращается обратно, или просто его импульс становится менее интенсивным, разряженным, переключается на другие, более высокие области деятельности человека. Это может быть искусство, наука, политика, общественная деятельность и так далее.

Из этого Фрейд делает логический вывод, что культура, мораль и любая другая деятельность человека есть сублимированная (перенаправленная и преобразованная) сексуальная потребность. Согласно философии психоанализа Фрейда, любая культура на Земле, в том числе и европейская — плод деятельности невротиков, чьи влечения сексуального характера были подавлены и преобразованы в другие виды человеческой деятельности.

Психоанализ и философия неофрейдизма

Идеи Фрейда были подхвачены его последователями, их работы по развитию и дальнейшему осмыслению психоанализа привели к новым взглядам на него. Его ученики и последователи шли дальше, осмысляя и развивая психоанализ. В философии 20 века психоанализ занимает значительное место. Наиболее известными представителями неофрейдизма являются Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.

Они признавали определенную роль бессознательного, роль инстинктов, но при этом считали, что немаловажными являются и социальные факторы, к которым относятся общественные связи, взаимоотношения людей, а также культура. Они полагали, что условия, в которых человек проживает, существенно влияют на поведение его в обществе и содержание его деятельности.

Расхождения с Фрейдом состояли прежде всего в том, что они, по сравнению с ним, принимающим только сексуальную энергию, признали в развитии личности участие сознания и общественного фактора. То есть они склонились в сторону классической философии, признающей только роль сознания.

Роль неофрейдистов в разработке теории бессознательного велика. Это можно объяснить тем, что ими исследуется не только индивидуальное, но и общественное сознание при разделении его на сознательное и бессознательное. Они оперируют таким понятием, как сверхкомпенсация – ответная социальная реакция на чувство неполноценности. Это основа для появления великих людей, наделенных недюжинными способностями.

Отсюда следует вывод: если Фрейд пытался выяснить причину совершения человеком определенных поступков, то его последователи, используя базовые идеи философии психоанализа, старались объяснить социальное устройство жизни, в которой этот человек живет.

Виды

Классический фрейдизм

Основная концепция в двух словах: любые психические расстройства — результат конфликта бессознательного (сформированного под влиянием психосексуального развития) и сознательного (продиктованного воспитанием и социальными нормами).

Юнгианский психоанализ

Другое название — аналитическая (комплексная) психология. Цель — осмыслить и интегрировать глубинные силы и мотивации человеческого поведения через феноменологию не только сновидений (как у Фрейда), но ещё и фольклора и мифологии. Ключевое понятие — коллективное бессознательное.

Статистический

Авторская методика Ольги Перцевой, построенная на квадрате (психоматрице) Пифагора. Позволяет составить цифровой портрет личности, не осложнённый шаблонами общества, навязанными моделями мышления и поведения. Одно из направлений в нумерологии.

Экзистенциальный

Техника экзистенциальной психотерапии, разработанная Ж.-П. Сартром. Согласно ей, человек — завершённая целостность, а не комплекс паттернов поведения, вступающих в конфликт с сексуальными инстинктами (как у Фрейда). Основной инструмент — наблюдение.

Гуманистический

Основоположник — Фромм. Отрицает ведущую роль сексуальных влечений в развитии личности. Акцентирует внимание на других факторах её формирования — социологических, политических, экономических, религиозных и культурных.

Структурный

Основоположник — Ж. Лакан. Направление, использующее особое значение языка для характеристики бессознательного. Активно применяется для терапии речевых нарушений, продиктованных психическими расстройствами и детскими психотравмами.

Эго-психология

Ведущая роль в психике отводится Эго (согласно классической концепции, её играло Оно). Представители: А. Фрейд (младшая дочь Зигмунда Фрейда), Э. Глоувер, Э. Эриксон.

Теория объектных отношений

Основа британской школы психоанализа. Базовая идея — отношение людей к окружающему миру во взрослой жизни формируется под влиянием опыта, сложившегося в детстве. Основные представители — М. Кляйн и Д. Сандлер.

Современными школами с психоаналитическим подходом к лечению расстройств также являются Self psychology Кохута, интерперсонализм Салливана и интерсубъективизм Столороу.

Карл Юнг и его учение о «коллективном бессознательном»

От последователей Фрейда впоследствии отошли и образовали свои направления А. Адлер (личностная психология) и К. Юнг (глубинная психология). Представитель философии психоанализа К. Юнг – швейцарский врач-психиатр, философ, коллега Фрейда в течение нескольких лет. Его работы расширили и укрепили позиции в данном направлении. Именно Юнг создает новое течение в философии культуры – аналитическую психологию.

Он был поборником методов лечения больных и философии психоанализа Фрейда. Юнг, полностью разделявший медицинские и философские взгляды своего старшего товарища и учителя, со временем разошелся с ним в отношении бессознательного. В частности, это касается либидо.

Юнг не был согласен с философией психоанализа Фрейда в том, что все импульсы «Оно» причислялись к сексуальности, он трактовал его намного шире. Либидо по Юнгу – это все виды энергии жизни, которые человеком воспринимаются как бессознательные желания, стремления.

По Юнгу, либидо не находится в неизменном состоянии, а подвергается трансформации и сложным превращениям в силу тяжелых жизненных ситуаций, и все это далеко от сексуальности. В связи с этим в сознании людей возникают переживания и образы, которые связаны с древними событиями начала жизнедеятельности людей. Это не просто слова, эти факты Юнг брал из своей медицинской практики. Именно философия психоанализа Юнга придает бессознательному «Оно» коллективное и безличное начало, а уже после этого субъективное и индивидуальное.

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Что такое архетипы

Коллективное бессознательное составляет архетипы – универсальные базовые врожденные структуры, они являются причиной переживаний событий из древней истории зарождения человечества, которые могут являться человеку в сновидениях и быть причиной волнений и психических расстройств, именно они являются той средой, из которой формируется духовная жизнь человека и вся культура человечества.

Определения большинства архитипов стало нарицательным и вошло в обыденную жизнь людей, как поговорки, например:

  • Маска — лицо человека, которое он «натягивает» при любых контактах с посторонними, а также на официальных встречах;
  • Тень — второе лицо человека, которое состоит из вытесненных в подсознание порочных черт характера или неприемлемых качеств.

Большое значение для человека, по определению Юнга, имеет архетип «Мое истинное Я» или «Самость», которое представляет собой синтез всех архетипов. Постижением этого своего «Я» человек должен заниматься на протяжении всей жизни. Первые результаты этого развития, по мнению Юнга, появляются не ранее среднего возраста.

В это время человек уже обладает достаточным жизненным опытом. Еще для этого необходимы обязательный высокий уровень развития интеллекта, настойчивая работа над собой. Только достигнув заветной вершины, личность может реализоваться в полной мере, понять «непостижимое», закрытое простым смертным. Познают его единицы, большинству этого не дано.

Теория

Анализант — пациент, с которым работает психоаналитик.

Метапсихология — вся теория психоанализа.

Топографическая модель психики:

  • сознательная — её поверхностная, понятная, видимая часть;
  • бессознательное — скрытая, непонятная, загадочная, неосознаваемая;
  • предсознательное — пограничная, находящаяся в области бессознательного, но прорывающаяся наружу во время определённых ситуаций выбора или во снах.

Структурная модель психики:

  • Ид (Оно) — инстинкт, подчиняется принципу удовольствия;
  • Эго (Я) — контакт с окружающим миром через восприятие, управляет поведением и мышлением;
  • Суперэго (Сверх-Я) — нормы морали, ценности, основанные на моральных запретах и формирующихся в процессе воспитания.


Структура личности по З. Фрейду
Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде моральных установок, черт характера, паттернов поведения:

  1. Оральная фаза (от рождения до 1,5 года) — господство Ид.
  2. Анальная (1,5-3,5) — формирование сверх-Я под влиянием норм, правил, ограничений, запретов.
  3. Фаллическая (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который чаще всего приводит к комплексам Эдипа или Электры.
  4. Латентная (6-12) — отсутствие проявлений, перерыв.
  5. Генитальная, взрослая (с 12 лет).

Защитный психологический механизм — бессознательный психический процесс, направленный на устранение отрицательных переживаний:

  • замещающий;
  • компенсирующий;
  • вытесняющий;
  • отрицающий;
  • проектирующий;
  • сублимирующий;
  • рационализирующий;
  • регрессирующий.

Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список существенно расширен и включает более 30 психических процессов.

Э. Фромм и его концепция «экзистенциальной дихотомии»

Немецкий философ, психоаналитик Э. Фромм, последователь учения Фрейда, привнес в психоанализ понятия экзистенциализма, а также марксизма. Он сформулировал свою концепцию в книге «Душа человека». Понятие «экзистенциализм» можно определить как философию выживания, которая стоит на двойственности человеческой сущности. Дихотомия – это раздвоенность, постепенное деление на две сущности, внутренняя связь которых более ощутима, чем внешняя. Примером может служить человек, который по сути своей является биологическим существом, но наличие у него разума выводит его из этого круга, делает в природном мире чужаком, разделяет его и природу.

Философия экзистенциализма и психоанализа – это, по определению Фромма, гуманистический психоанализ, призванный изучать личность человека с точки зрения взаимоотношений его и общества, а именно отношение человека к себе, окружающим его людям и обществу.

Огромное значение Фромм придавал любви. Он утверждал, что возникновение чувства, его развитие меняют человека, делают его лучше, открывают в нем скрытые глубины, качества, способные его облагородить, поднять на небывалую высоту. В нем проявляется ответственность за другого, чувство привязанности к любимому, к целому миру. Это ведет человека от пагубного эгоизма к гуманистическим чувствам и альтруизму.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]