Суггестивная терапия: суть, виды и методы, особенности

Суггестивная психотерапия использует внушение (суггестию) для того, чтобы устранить психические трудности у человека. Поскольку в этом случае, информация воспринимается некритично и без субъективно-личностной обработки, что позволяет безопасно заменить негативные мысли и чувства на позитивные. У некоторых ученых этот метод все еще вызывает сомнения относительно его эффективности, однако многочисленные результаты говорят об обратном.

Главная особенность суггестивной психотерапии заключается в том, что специалист должен искать индивидуальный подход к каждому человеку. Поскольку только в этом случае от лечения можно добиться значительного эффекта.

Статьи по теме

  • Что такое профессиональный стресс, его главные признаки и виды 29.08.2021
  • Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя как главные критерии его работы 13.08.2021
  • Какова роль самооценки в выборе профессии 13.08.2021
  • От чего зависит успех в бизнесе и как его не потерять 12.07.2021

Если при анализе удалось обнаружить внушаемость человека, то в этом случае его будет достаточно просто вылечить при помощи специально подобранных убедительных фраз.

Общая психотерапия

1.1. История развития учения о гипнозе и внушении

Использование таких удивительных и еще недостаточно изученных состояний психики человека, как внушаемость и гипноз, уходит своими корнями в доисторическое прошлое. Внушение в бодрствующем состоянии и особенно в состоянии гипноза применяли жрецы и шаманы, вожди и полководцы, целители и мистификаторы.

В одном из самых древних источников о способах врачевания — египетском папирусе Эберса (XVI в. до н. э.) — содержится описание 900 прописей целительных трав и снадобий. Но самым примечательным является начало папируса, звучащее примерно так: «Слова, которые следует произносить четко и произносить так часто, как только возможно, прикладывая лекарство к больным членам, для того чтобы уничтожить поразившие их страдания: “Изис, освободившая Озириса, избавившая Гора от злополучных деяний его брата Сета, убившего своего отца Озириса, о, Изис, великая богиня заклинаний! Освободи и меня от всего злого, от боли и злоумышленных действий, освободи меня от бога и богинь страдания, от смерти, от того, что проникло в меня…”». Во всем тексте папируса настойчиво проводится мысль о необходимости сопровождать принятие каждого лечебного средства обращением к богам и духам. Например, при принятии лекарства внутрь (питье, порошки) следует произнести заклинание: «Помоги! Иди и изгони то, что находится в моем сердце и моих членах.

Заклинания благотворны в сопровождении лекарств и лекарства благотворны в сопровождении заклинаний».

Использовали древние жрецы внушение и в состоянии гипноза. В греческом храме, посвященном богу-врачевателю Асклепию, имелось специальное помещение — абатон, где паломники, пройдя предварительные сложные процедуры богослужения, погружались в искусственный сон, во время которого слышали голос Асклепия. Характерно, что на стенах храма, составленных из огромных каменных плит, были вырезаны надписи с подробным описанием чудесных исцелений, свершившихся в храме. Этот прием, усиливающий суггестию, многие психотерапевты применяют и в наши дни.

Одним из наиболее искусных древних психотерапевтов, согласно книгам Нового Завета, был Иисус Христос. В главе VIII Евангелия от Матфея описывается, как Христос исцелил двух «весьма свирепых», переселив из них бесов в стадо свиней: «И он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (стих 32). В главе IX (стихи 27–35) рассказывается об исцелении словом слепых и немых. Евангелие от Луки (глава VIII) свидетельствует о мгновенном исцелении женщины, двенадцать лет страдавшей от кровотечений (стихи 43–44).

Удивительно и то, что сам Иисус понимает силу внушения и самовнушения. Он говорит людям, идущим к нему за исцелением: «По вере вашей да будет вам».

Широко распространено внушение и самовнушение в странах Востока, особенно в Индии. Швейцарский этнограф Штолль в своей книге «Гипноз и внушение в психологии народов» рассказывает о том, как йог Харид посредством самовнушения погрузил себя в состояние, близкое к анабиозу, и пробыл в таком состоянии в деревянном ящике без пищи и воды в течение 40 дней.

Велика в Индии и вера в могущественную чудотворную силу заклинаний. Вот одно из них, взятое из тайной книги брахманов «Атхарваведы»: «Раны на теле, исчезните. Это 55, или 67, или 99 страданий, которые исчезают все». При этом брахман раскачивается в такт заклинанию и сжигает на огне определенное количество листьев целебного растения. Заклинание оказывает исцеляющее воздействие, если произносится 70 раз.

Светоний и Тацит свидетельствуют, что эпирский царь Пирр и римский император Веспасиан излечивали прикосновением большого пальца правой ноги. Короли Франции и Англии исцеляли своих подданных наложением руки.

Таким образом, стихийно было накоплено множество психотерапевтических приемов. Проблема заключалась в их научной интерпретации.

* * *

Учение о гипнозе неразрывно связано с именем венского врача Франца Антона Месмера

(1734–1815). Это был один из образованнейших людей своего времени. Он имел три диплома: доктора медицины, права и философии. Месмер музицировал с Вольфгангом Амадеем Моцартом, был дружен с его отцом, Леопольдом Моцартом. Изредка, в свободное от науки и музыки время, Месмер практиковал как врач. Используя в качестве лечебного средства магнит, введенный в практику Парацельсом еще в начале XVI в., Месмер неожиданно для себя обнаружил, что лечебный эффект у определенной категории больных наступает и в тех случаях, когда вместо магнита он прикасается к ним своей рукой. Из этого он сделал вывод о том, что целебная сила заключается не в магните, как утверждал Парацельс, а в руках целителя. Собственное открытие поставило Месмера в тупик, но как добросовестный ученый он стал искать этому явлению объяснение. В результате он создал теорию, сущность которой сводилась к следующему: Вселенная пронизана особого рода невидимой субстанцией — магнетическим флюидом (от греч.
fluidas —
текущий), и отдельные, особо одаренные личности (к ним Месмер причислял и себя) обладают способностью «накапливать» в себе магнетические флюиды, а затем непосредственно или через специальные приспособления передавать их другим людям.

Для лечения больных Месмер сконструировал специальные «бакэ» (чаны, наполненные железными опилками). В крышке каждого чана были сделаны отверстия, из которых наружу выходили подвижные железные стержни. Больные располагались вокруг бакэ, брались за стержни и друг за друга, образуя длинные цепочки. Сам Месмер выходил в лиловой одежде и «намагничивал» чаны, прикасаясь к ним хрустальным жезлом. Во время сеанса играла нежная музыка. Больные доводили себя до состояния «кризиса», во время которого плакали, кричали, корчились в судорогах. Потом их переносили в специальный зал, где они засыпали, а очнувшись ото сна, чувствовали себя освобожденными от страданий.

Месмера нельзя назвать шарлатаном. Он был глубоко уверен в правильности своей теории, которую считал «физиологической и рационалистической» (Шерток, 1972). Врач был убежден, что существование флюида так же реально и материально, как, например, действие металлического магнита. Однако Месмер утверждал, что открытый им «животный магнетизм» существенно отличается от действия магнита, и смутно догадывался, что кроме флюидов на больного воздействуют еще «какие-то силы». Отсюда и все эти ритуалы с камзолом, музыкой, жезлом… Не следует забывать, что в XVIII в., веке энциклопедистов, еще процветали суеверие, мракобесие, еще сжигали колдуний на кострах (последняя была сожжена в 1782 г.).

В 1774 г. месмеровская теория «магнетических флюидов» рассматривалась на совместном заседании Французской академии и Королевского медицинского общества, в котором принимали участие такие видные ученые, как Лавуазье, Франклин, Жюсье, Вайли. Приговор комиссии экспертов был достаточно суров и категоричен. «Животный магнетизм» был осужден. Целебное действие (а его отрицать было невозможно) приписывалось не флюидам, существование которых ставилось под сомнение, а… воображению. «Воображение без магнетизма вызывает конвульсии, — говорилось в заключении, — а магнетизм без воображения не вызывает ничего». Осуждена была не только теория Месмера, осужден был и сам метод лечения, который, по мнению академиков, «отрицательно влияет на нравственные устои общества».

В 1776 г. Месмер переезжает в Париж, добивается аудиенции у короля Франции Людовика XVI и заручается поддержкой королевы Марии-Антуанетты. На научный Олимп оказывается давление, но Академия остается непреклонной в своем решении. В годы французской революции Месмер эмигрировал в Швейцарию, где и умер в забвении и безвестности в 1815 г. Но семена, посеянные им, дали всходы. В 1882 г. Французская академия под влиянием работ Шарко признала метод лечения гипнозом научно обоснованным, т. е. одобрила, по существу, то, что сто лет назад решительно отвергла.

В 1818 г. поклонник Месмера Шестанье де Пьюисегюр, практикуя «магнетические» пассы, открывает наиболее глубокую стадию гипноза — сомнамбулизм.

Магнетизируя больного, Пьюисегюр убеждается в том, что пациент погружается в состояние «магнетизма» не только в результате прикосновений, но и под воздействием слова, приказа. Выходит, флюиды здесь ни при чем, а главный действующий фактор — внушение?

Однако началом научного изучения гипноза следует все-таки считать исследования английского хирурга Джеймса Брейда

(1795–1860). Присутствуя на сеансах известного французского магнетизера Шарля Лафонтена (внука знаменитого баснописца), Брейд обратил внимание на то, что подопытный, впавший в состояние «магнетизма», не может открыть глаза, пошевелить рукой и вообще напоминает спящего человека. Брейд решает сам продолжить опыты по «магнетизации», но применяет при этом свой оригинальный метод. Он предлагает пациенту фиксировать взор на любом предмете, например на горлышке бутылки, и не думать ни о чем, кроме сна. Результаты опытов превзошли ожидания. Все пациенты после нескольких минут общей расслабленности и фиксации взгляда впадали в состояние, которое Брейд назвал
гипнозом
(от греч.
hypnos —
сон).

Результаты своих опытов Брейд опубликовал в книге «Нейрогипнология». Он рассматривал гипноз как особый вид сна, наступающий в результате утомления сосредоточенного взора и внимания, расслабления мышц и замедленного дыхания.

Для объяснения механизма гипноза Брейд использовал гипотезу о моноидеизме,

или о состоянии охваченности одной-единственной мыслью. Это состояние, как он полагал, возникает у загипнотизированного в результате сосредоточения взора и мысли на одном предмете.

Теоретическое объяснение Брейдом гипноза в наше время представляется несколько наивным, но практические наблюдения, сделанные им, не потеряли своей актуальности.

Брейд одним из первых отметил тот факт, что восприимчивость людей к гипнотизации — гипнабельностъ

— неодинакова и зависит не столько от личности гипнотизера, сколько от состояния нервной системы пациента. Он обратил внимание на то, что глубина гипноза у разных людей может быть различной, а иногда меняется на протяжении одного и того же сеанса. Брейд убедился в особой силе внушения в состоянии гипноза и использовал этот эффект как метод лечения истерических параличей, припадков, амоврозов. Но главной заслугой ученого является то, что он был первым, кто взглянул на гипноз как на явление земное, материальное, вызванное естественными, физиологическими причинами.

После смерти Брейда центр изучения гипноза переместился во Францию. Точнее, во Франции образовались два центра по изучению гипноза: первый в Сальпетриере (под Парижем) во главе с всемирно известным неврологом и психиатром Жаном Мартеном Шарко

(1825–1893) и второй в Нанси во главе с профессором терапевтической клиники университета
Ипполитом Бернгеймом
(1837–1919).

Поводом для новой волны интереса к гипнозу во Франции послужил тот факт, что Шарко была поручена проверка эффективности вошедшей в моду металлотерапии.

Так, французский исследователь Бюрк заметил, что больная, в состоянии сомнамбулизма дотрагивающаяся до медной ручки двери, впадала в каталепсию. Этого не происходило, если на ручку двери была предварительно надета резиновая перчатка. В 1876 г. Бюрк, накопив большой фактический материал, обратился к президенту Французского биологического общества, и тот назначил комиссию по изучению этих явлений. В ее состав вошел и Шарко. Комиссия подтвердила факты, полученные Бюрком, но не сумела дать им убедительного теоретического объяснения. Работая в комиссии, Шарко заинтересовался гипнозом как методом воздействия на больных. Его внимание привлек механизм возникновения неврозов, особенно истерии, и тот факт, что многие симптомы истерии в состоянии гипноза буквально «на глазах» исчезали или, наоборот, проявлялись, привел ученого к выводу о том, что гипноз является не чем иным, как искусственно вызванным истерическим неврозом.

Шарко разработал свой «шоковый» метод гипнотизации. Пациента вводили в полутемный зал. Внезапно раздавался оглушительный звук гонга. Перед глазами вспыхивал яркий свет, и пациент впадал в состояние гипноза. Шарко выделил три стадии глубины гипноза: каталепсию, летаргию

и
сомнамбулизм.
Главная заслуга Шарко заключается, пожалуй, в том, что он привлек к гипнозу внимание мировой научной общественности. Под его влиянием изучением гипноза стали заниматься такие видные ученые Парижа, как неврологи Поль Риже и Жиль де ля Турет, Ж. Бабинский, Шарль Фере, психиатр Пьер Жане, патофизиолог Альфред Бине и многие другие.

Представители нансийской школы (Бернгейм, Дюмон, Бони и др.) считали, что гипноз — это психологический феномен, связанный с внушением. Они рассматривали гипноз как результат того, что гипнотизируемый поддается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом достаточной критики к полученному внушению. Широко известно утверждение нансийцев: «Гипноза нет, есть только внушение». В то же время они категорически отрицали болезненную, истерическую природу гипноза.

Между парижской и нансийской школами гипнологов развернулась длительная и довольно острая научная дискуссия. В конечном итоге на первом Международном конгрессе физиологической психологии, состоявшемся в Париже в 1889 г., нансийцы одержали убедительную победу.

Следует, однако, отметить, что ошибок не избежала ни та, ни другая школа. Если Шарко, идентифицируя гипноз с истерией, ограничил рамки его лечебного применения, то Бернгейм и его сторонники, отождествляя понятия гипноз

и
внушение
, отрицали самостоятельность гипноза и существование его вне сферы вербального воздействия.

С современных позиций следует признать, что, хотя гипноз и внушение взаимосвязаны, тем не менее это отличающиеся друг от друга явления хотя бы уже потому, что в гипноз можно погрузить не только человека, но и животных, в то время как восприятие словесного внушения присуще только человеку.

Было бы неверно думать, что изучением гипноза в 60-80-е гг. XIX в. занимались исключительно в Англии и Франции.

Большой вклад в исследование гипноза внес шведский психотерапевт Отто Веттерстранд,

опубликовавший книгу «Гипнотизм и его применение в медицине» (переведена на русский язык в 1893 г.), в которой он описывает особенности лечения гипнозом соматических заболеваний (болезни сердца, желудка, астма) и впервые ставит вопрос о лечении гипнозом хронического алкоголизма.

Немалую роль в развитии учения о гипнозе сыграли труды немецких врачей Левенфельда

и
Молля.
Одновременно с работами Шарко, Бернгейма, Бони профессор физиологии Харьковского университета Василий Яковлевич Данилевский

(1852–1939) в многочисленных экспериментах показал возможности гипнотического воздействия на животных. С 1874 г. он проводил исследования на самых различных представителях животного мира: лягушках, ящерицах, змеях, тритонах, черепахах, крокодилах, речных раках, морских крабах, лангустах, омарах и каракатицах, рыбах и птицах, а в 1891 г. выступил с докладом на IV съезде Общества русских врачей в Москве, где убедительно доказал единство природы гипноза у человека и животных, нанеся тем самым ощутимый удар по нансийской школе.

На этом же съезде с докладом «Терапевтические приемы гипнотизма» выступил ученик и последователь С.С. Корсакова А.А. Токарский

(1859–1901). Страстный сторонник внедрения гипноза в лечебную практику, он говорил в своем докладе: «Смешно было бы думать, что гипнотизм вырос где-то сбоку, за дверями храма науки, что это подкидыш, воспитанный невеждами. Можно только сказать, что невежды его достаточно понянчили и захватали руками». Прошло более ста лет, но эти слова актуальны и сейчас.

В начале 80-х гг. XIX в. А.А. Токарский впервые начал читать курс физиологической психологии и гипнотерапии на медицинском факультете Московского университета. Известно о благосклонном отношении А.А. Токарского к народным целителям и служителям церкви, использовавшим методы прямого и косвенного внушения в лечебных целях. В 70-80-х гг. XIX в. в селе Нахабино (под Москвой) священник Сергий Пермский исцелял хронических алкоголиков: он брал с них «зарок» не пить спиртного и при этом заставлял целовать крест и Библию. В проповеди, предшествующей ритуалу, отец Сергий убеждал в том, что христианин, вновь начавший пить после «боговдохновленного зарока», совершает тяжкий грех. Таким образом он излечил около 30 тыс. человек, которые создали общины «чаепитников».

А.А. Токарский специально ездил смотреть, как исцеляет алкоголиков отец Сергий, отнесся к его опыту весьма одобрительно, а вернувшись, сказал: «Ничего, кроме внушения и гипноза, я там не видел, никаких “чудес”, никакой “воли Божьей” — обычная психотерапия ‘»верой”». Обо всем этом он рассказал в своей книге «Терапевтическое применение гипнотизма» (1890).

Большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии сыграл Владимир Михайлович Бехтерев

(1857–1927).

Родился В.М. Бехтерев 20 января 1857 г. в селе Сорали Елбужского уезда Вятской губернии в семье станового пристава. В 1873 г. он поступил в прославленную Медико-хирургическую академию. При этом не обошлось без курьеза. Выяснилось, что огромному, похожему на Илью Муромца парню нет еще 17 лет, и двери академии перед ним закрылись. Однако Володя Бехтерев был не так прост. Он пошел домой к начальнику академии профессору Я.А. Чистовичу и сумел убедить его, что дело не только в количестве прожитых лет…

Способности и трудолюбие этого человека были поистине легендарными. Будучи слушателем академии, он успел побывать на войне с турками за освобождение Болгарии, участвовал в нескольких студенческих забастовках, был одним из организаторов студенческого бойкота, объявленного преподавателю физиологии И.Ф. Циону, из-за чего на всю жизнь нажил себе недоброжелателя в лице И.П. Павлова (в те годы — ассистента И.Ф. Циона).

В 1878 г. В.М. Бехтерев окончил академию и был оставлен в должности врача-стажера при кафедре психиатрии, которую возглавлял И.П. Мержеевский, ученик и преемник родоначальника отечественной психиатрии И.М. Балийского.

В 24 года Бехтерев блестяще защищает докторскую диссертацию, а в возрасте 27 лет командируется за границу. Находясь в командировке в Лейпциге, он в декабре 1884 г. получает официальное приглашение, подписанное министром народного просвещения Деляновым, занять кафедру психиатрии в Казанском университете. И снова проявляется характер ученого. Прежде чем дать свое согласие, он ставит три условияюрганизовать в Казани клинику душевных болезней, учредить дополнительную должность ассистента кафедры и продлить срок его командировки с целью стажировки в клинике Шарко. Все требования В.М. Бехтерева были удовлетворены. До весны 1885 г. он стажируется в Сальпетриере, увлекается гипнологией, успевает побывать в Вене у «знатока мозга» Мейнерта и осенью уезжает в Казань. Там Бехтерев стал активным поборником лечения гипнозом и внушением.

В 1893 г. в возрасте 36 лет В.М. Бехтерев назначается начальником кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, сменив на этом посту И.П. Мержеевского.

И.П. Мержеевский был отличным клиницистом, морфологом, но к психотерапии, особенно к лечению гипнозом, относился скептически. Возможно, причиной тому был нездоровый «гипнотический бум», который прокатился по всей Европе и достиг своего апогея в России к середине 80-х гг. XIX в.

И.П. Мержеевский добился решения Медицинского совета об осторожном применении гипноза во врачебной практике, согласно которому прибегать к гипнозу можно было только с разрешения администрации и обязательно в присутствии второго врача.

Заняв кафедру, В.М. Бехтерев настоял на отмене этих ограничений. Сам он в лечении больных широко использовал внушение под гипнозом. Когда в юбилейном для Военно-медицинской академии 1898 г. Бехтереву предложили выступить с актовой речью, он посвятил ее роли внушения в общественной жизни. Позже, в 1903 г., эта речь была издана отдельной книгой «Внушение и его роль в общественной жизни».

Некоторые положения, высказанные В.М. Бехтеревым в этой книге, актуальны и в наши дни. Прежде всего он четко разграничивает такие понятия, как убеждение, внушение, гипноз.

Убеждение, по его мнению, входит в сферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваивается нами путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь прочным достижением нашего Я.

«Внушение, — утверждал ученый, — сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица другому, — прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания».

Гипноз, по В.М. Бехтереву, представляет собой «не что иное, как искусственно вызванный видоизмененный нормальный сон», при котором, однако, сохраняется контакт с гипнотизером. «У загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего внушение действует на него столь подавляющим образом».

Внушения могут иметь форму приказаний, лозунгов, личного примера… «Команда действует не только силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививки известной идеи… Пример тоже может действовать как внушение, ведущее к совершенно невольному и безотчетному подражанию». Сначала идеологическая обработка, потом строевая муштра, развивающая пассивную подчиняемость, потом приказ: «Иди и убей!» Идет и убивает. Таков механизм поведения солдат на войне.

«Внушение, — утверждает В.М. Бехтерев, — действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике… Внушение действует прямо непосредственно на психическую сферу другого лица путем увлекательной и взволнованной речи, жестов, мимики».

Пути передачи психического состояния с помощью внушения более многочисленны и разнообразны, чем пути передачи мыслей посредством убеждения. Поэтому «внушение представляет собой гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор, нежели убеждение».

Внушение, как правило, сочетается с взаимовнушением и самовнушением, которые могут привести к психическим эпидемиям. Их характер в значительной мере определяется господствующими в данный период воззрениями. Так, для XVI в. были характерны «эпидемии» колдовства, для XVII в. — бесноватость, одержимость, для XIX в. — мании величия и преследования.

Во времена Бехтерева верили в спиритов, в «духов», не утихала деятельность мистификаторов и шарлатанов. Внушенные идеи Бехтерев называл «психическими микробами». «Не подлежит сомнению, — говорил он, — что… психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемии и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения новых эпидемически распространяющихся учений».

Всю свою сознательную и плодотворную жизнь ученый способствовал внедрению в практику медицины гипносуг-гестивной терапии. И когда в декабре 1927 г. В.М. Бехтереву в ту пору признанному лидеру отечественной невропатологии и психиатрии, предложили выступить на I Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, он сделал доклад о коллективном лечении внушением под гипнозом больных алкоголизмом.

Триада условий, определяющих сущность и эффективность этого метода лечения (триада Бехтерева), не утратила своей актуальности и в наши дни. Она включает:

• разъяснительную беседу рационального плана;

• внушение в гипнозе;

• обучение участников группы формулам самовнушения.

Этот доклад В.М. Бехтерев сделал за 30 часов до смерти.

* * *

История отечественной психотерапии, естественно, не ограничивается именами В.Я. Данилевского, А.А. Токарского, В.М. Бехтерева. Большой вклад в развитие патогенетической психотерапии внес В.Н. Мясищев, активизирующей терапии — С.И. Консторум, психосоматической терапии — К.И. Платонов, эмоционально-стрессовой терапии — В.Е. Рожнов. За каждым из этих имен стоят десятки учеников.

Отечественная психотерапия немыслима и без таких имен, как Е.Н. Довбня, Ф.Е. Рыбаков, В.Н. Хорошко, П.П. Подъяпольский, А.И. Яроцкий, А.Ф. Лазурский, Ю.В. Каннабих, В.М. Нарбут, Ф.Д. Неткачев, В.А. Гиляровский, М.П. Кутании, М.В. Стрельчук и многие другие.

История отечественной психотерапии по существу является историей развития учения о гипнозе и внушении.

Недирективные методы психотерапии, в том числе и психоанализ Зигмунда Фрейда, нашедшие в России благодатную почву в начале XX в., в 1930-х гг. были осуждены как метафизические, чуждые материалистическому мировоззрению, и на них было наложено табу. «Вместе с водой был выплеснут и младенец».

Следует отметить, что и сам Фрейд сыграл отрицательную роль в истории развития гипнологии, совершив ту же ошибку, что и ортодоксальные гипнологи по отношению к психоанализу

Фрейд сначала интересовался гипнозом, ездил изучать его технику к Шарко и Бернгейму, но потом, встав на позиции психоанализа, предал гипноз анафеме. В 1910 г. с кафедры Кларковского университета в Америке он говорил: «Вскоре гипноз стал для меня неприятен, как капризное и, так сказать, мистическое средство. Только когда вы исключите гипноз, вы сможете заменить сопротивление и вытеснение и получите действительно правильное представление о патогенном процессе». Быстрое распространение идей психоанализа на Западе и авторитет Фрейда сыграли свою роль. Интерес к гипносуггестивной терапии в странах Запада заметно снизился и только в последние десятилетия начал возрождаться вновь.

Решением Британской медицинской ассоциации в 1955 г. гипноз был полностью реабилитирован в Англии. В 1958 г. Американская медицинская ассоциация официально включила гипноз в медицинскую терапию. В 1955 г. во Франции была издана Медико-хирургическая энциклопедия, в которой гипнозу (том «Психиатрия») посвящена отдельная глава. Однако лишь в 1965 г., после 65-летнего перерыва, в Париже состоялся III Международный конгресс по гипнозу.

Сказанное не означает, что психотерапия на Западе полностью ориентирована на внушение и гипноз, но время и здравый смысл способствуют все большему сближению директивных и недирективных методов психотерапии.

Суггестивные методы лечения

Мы подробно разобрали для вас эриксоновский гипноз и аутогенную тренировку, давайте посмотрим, что такое метод суггестивного погружения и чем он отличается.

Применяемое не только для лечения, но и для личностного роста, обучения языкам, специальным предметам, такое погружение представляет несколько серий интенсивных занятий, на которых при помощи комбинации специальных приемов можно проработать сложные установки и усвоить объемы информации, несопоставимые с результатами обычных психотерапевтических и педагогических сессий.

Залог успеха суггестивных методов психотерапии — уважение к гипнологу и его авторитетность. Мы сотрудничаем с ведущими гипнологами, которые обладают не только профессионализмом и репутацией, но и яркой харизмой, необходимой для быстрого установления раппорта.

Суггестивные приемы многообразны, раскрытие механизмов действия может снижать их эффективность, поэтому давайте лучше обратимся к результатам таких воздействий.

Подготовка к гипносуггестивной терапии

Использовать гипнотические методы внушения можно только после того, как для этой процедуры будут созданы все необходимые условия. На начальной стадии врач рассказывает пациенту, почему такую терапию он планирует использовать для его лечения, подробно описывая все, что будет происходить во время сеанса. Многие люди категорически отказываются от гипноза, боясь чужого вмешательства и стараясь оградить свое сознание от этого.

В обязательном порядке психотерапевт должен провести тест на внушаемость, который позволит определить, поддается ли пациент гипнозу.

Для этого специалист попробует внушить человеку определенные переживания или же чувства. Очень важно, чтобы лечащий врач вызывал доверие у пациента, иначе процедура не удастся.

Специалист, который работает с гипнотическими методиками, обязан уметь расположить к себе пациента, вызывая чувство спокойствия. Важен тембр его голоса и манера разговора. Успешно ли пройдет сеанс гипноза, во многом зависит от интонации, выразительности и громкости его голоса. Гипносуггестивная терапия проводится в специально предназначенном для этих целей кабинете, где создается располагающая обстановка, которая помогает больному расслабиться и довериться врачу.

Воздействие на сознание самовнушением

Наиболее часто медики рекомендуют использовать метод, разработанный французским фармацевтом и психологом Эмилем Куэ. Лечение, предложенное врачом, позволяет заменить вредные психологические установки позитивными и благотворно воздействующими на организм. Лечебная формула состоит из простых и позитивных утверждений: «С каждым днем мне становится все лучше и лучше!», «Я полон сил и энергии, которые исцеляют мой организм!», «Я здоров и прекрасно себя чувствую!».

Пусть вас не смущает, если фразы звучат как-то по-детски и не серьезно. Поскольку в этот момент человек обращается к своему подсознательному, слова нужно подбирать самые простые. Процесс внушения должен быть непринужденным, если каждый день человек будет себя заставлять использовать метод самовнушения, из этого ничего хорошего не получится.

Фразы подбираются во время консультации у психотерапевта. В зависимости от проблемы, специалист поможет скорректировать получившийся текст.

Он должен быть коротким — максимум 2-3 предложения. Если речь идет о борьбе с пагубными зависимостями, то в этом случае фразы, используемые для самовнушения, могут иметь более развернутый вид: «Мое решение бросить пить окончательное и обсуждению не подлежит. Как бы ни уговаривали меня друзья и какие бы аргументы не приводили, я все равно останусь при своем мнении, и не буду пить! Мое решение окончательное!».

Сеанс самовнушения длится не очень долго — 4-5 минут. Курс лечения составляет от 1 до 2 месяцев. Во время сеанса человек должен занять удобное положение и полностью расслабиться. Фразы следует повторять вслух несколько раз подряд. Делать это нужно не торопясь и не зацикливаясь на содержимом.

Что такое суггестия?

Суггестия — это (лат. suggestio — внушение, совет) – особого рода вербальное и невербальное воздействие на психику человека, для внедрения в подсознание установок, программ с манипулятивной или лечебной целью. В результате внушения происходят:

  • изменение состояния;
  • побуждение к действию.

Суггестия задействована во многих сферах социума:

  • медицина;
  • психология, психиатрия;
  • шоу-бизнес;
  • произведения искусства, художественная литература, музыка;
  • реклама;
  • СМИ;
  • юриспруденция;
  • военные структуры;
  • религия;
  • политика;
  • спорт.

Суггестия подразделяется:

  1. Аутосуггестия
    – самовнушение. Проговаривание установок, аффирмаций, текстов человеком самому себе. Аутогенная тренировка.
  2. Гетеросуггестия
    – воздействие суггестора (тот, кто внушает) на суггеренда (тот, на кого воздействуют).

Эффективность суггестивных программ

Суггестивные техники применяются для большинства нарушений психики непсихотического уровня:

  • неврозы;
  • неврастения;
  • истерические расстройства;
  • нарушения сна;
  • а также при психосоматических заболеваниях, конверсионных расстройствах, т.е. таких заболеваний тела, первопричина которых находится в голове: истерические/конверсионные парезы, параличи, глухота, слепота, немота;
  • соматизированное расстройство;
  • соматоформное расстройство вегетативной нервной системы (современное название ВСД);
  • устойчивое соматоформное болевое расстройство.

Являясь директивной методикой, суггестивный подход не рекомендован людям, основная проблема которых в избегании ответственности за собственную жизнь и решения. А вообще суггестивные технологии безопасны и высокоэффективны при грамотном использовании.

Суггестивная терапия часто применяется не в виде монотерапии, а комплексно в комбинации с методами и подходами других психотерапевтических школ. Окончательное решение о тактике психотерапевтического воздействия, используемых методах принимает специалист или консилиум специалистов ЦМЗ «Альянс».

Специалисты

Ашмейба Нино Анатольевна

Психотерапевт, психиатр

врач высшей категории

опыт работы более 15 лет

37 положительных отзывов

  • Суггестивная терапия
  • Реконструктивно-личностная психотерапия
  • Рациональная психотерапия
  • Индивидуальная психотерапия

записаться на прием

Крылатых Виктория Юрьевна

Психотерапевт, психиатр

опыт работы более 15 лет

115 положительных отзывов

  • Индивидуальная психотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Нейролингвистическое программирование
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия

записаться на прием

Если вы затрудняетесь в выборе психотерапевта, позвоните нам или заполните заявку. Мы поможем найти специалиста, с которым вам будет комфортно.

Заполнить заявку

Особенности методики

Суггестивная психотерапия предполагает особую формулу внушения. Часто специалист в области психотерапии использует убедительные выражения, ориентированные на конкретного больного. Содержание этих выражений отражает меры по лечению человека, обратившегося за врачебной помощью.

Специалист произносит нужную фразу четко и внятно, сохраняя при этом негромкий тон. Смысл каждого слова глубок, фраза выглядит стройной, грамотно простроенной. Только в некоторых случаях доктор изменяет тон и прибегает к достаточно резким высказываниям.

Состояние пациента

После первого сеанса гипносуггестивной психотерапии человек отмечает, что его физическое, эмоциональное и психическое состояние заметно изменяется к лучшему. Он становится более бодрым, высказывает оптимистические мысли.

На втором этапе врач переходит непосредственно к внушению, целью которого является купирование того или иного аномального проявления.

Побудка пациента

Заключительным этапом гипносуггестивной психотерапии является побудка больного. В девяноста девяти случаях она происходит без каких бы то ни было осложнений.

Сеанс завершается тем, что доктор внушает пациенту, что после того, как он проснется, он будет чувствовать себя хорошо отдохнувшим и великолепно выспавшимся.

Особенности аутосуггестии

Немаловажным ответвлением суггестивной психотерапии является самовнушение. Особенностью аутосуггестии является то, что больной внушает самому себе рекомендованные доктором мысли и чувства. Целью аутосуггестии следует считать купирование болезненных проявлений, а также укрепление воли и уверенности в том, что выздоровление наступит в ближайшее время.

Обычно сеансы проводятся не более трех раз в семь дней. Также больной должен заниматься самостоятельно в домашних условиях

После тренировок, в ходе которых достигается полнейшая мышечная релаксация, человек сможет при помощи волевого усилия сконцентрировать свое внимание на мыслях, содержащих важную для скорейшего излечения информацию

Метод суггестивной психотерапии абсолютно безопасен. Чаще всего к нему прибегают в излечении человека от тяжелой алкогольной зависимости. После сеансов больной чувствует тошноту при одной только мысли о водке.

Убеждение

Этот процесс осуществляется в состоянии бодрствования пациента. Наверное, поэтому он считается более сложным по степени влияния. Специалисту необходимо найти правильный подход, «точки импульсов» и правильно воздействовать на эмоции и сознание человека, при этом, обходя контроль разума.

Различают открытые, закамуфлированные и рациональные убеждения. Первые предполагают прямое сообщение психотерапевта о том, что он воздействует на пациента и хочет произвести определенную подмену понятий в его сознании. Фразы здесь обычно строятся так: «Я досчитаю до трех и произойдет…». Однако сознание человека не всегда можно поймать на такие крючки.

Рациональные убеждения включают определенные логические понятия и объяснения, которыми пользуется специалист. Стандартные фразы здесь звучат примерно так: «Вам запрещается (не следует) делать то-то, потому что…». Этот вид внушения также работает далеко не со всеми пациентами.

Суггестивная психотерапия чаще всего использует скрытые убеждения. Они включают три приема: последовательность фраз до соглашения, удивление и творческие моменты, банальность.

Первый прием предполагает набор фраз, который произносится психотерапевтом с акцентом на согласие пациента и проявление его в виде ответных реакций тела (расслабления, восстановления ровного и спокойного дыхания). Например: «Вы пришли ко мне… сидите сейчас в удобном кресле… вы расслаблены… у вас есть проблема… но после нашего сеанса вам станет гораздо лучше». Первая часть серии фраз направлена на согласие пациента, а слова «вам станет лучше» и есть убеждение.

Удивление и творческие моменты — это чистая импровизация психотерапевта, который видит перед собой пациента, которому требуется особый подход.

Банальность — это набор фраз, которые опровергнуть пациент не может. После очередного подтверждения «банального сообщения» сознание пациента автоматически положительно встречает убеждение. Например: «Когда человеку удобно, он расслаблен. Каждый человек решает проблемы по-своему. Ваш симптом исчезнет после того, как ваше бессознательное поймет, что вы способны решать проблемы конструктивно». А также сюда могут входить пословицы и поговорки, которые связаны с темой сеанса.

Так, в ряде на первый взгляд обычных фраз с вектором подтверждения специалист использует крючок суггестивного воздействия — убеждения. Противопоказаниями здесь являются прием психотропных лекарств и эмоциональное возбуждение.

Область применения и особенности

В клинической практике гипносуггестивная терапия применяется следующим образом:

  1. Как самостоятельный метод для достижения успокоительного и нормализующего эффекта.
  2. Для обучения самогипнозу.
  3. Как дополнительный метод в других видах психотерапии.

Суггестивные техники активно применяются во всех видах психотерапии. Так, изменённое состояние сознания обеспечивается с помощью релаксирующего воздействия массажа. Такая работа с телом в целях излечения активно применяется в телесно-ориентированной терапии.

Психоаналитическая терапия для получения нужных данных активно использует методы концентрации внимания и вхождения в транс.

Гипносуггестивная психологическая терапия активно применяется психотерапевтами и психологами для лечения:

  • депрессивных и тревожных состояний;
  • наркотической, алкогольной или никотиновой зависимости;
  • расстройств пищевого поведения;
  • избыточного веса;
  • нарушений сна;
  • игроманий;
  • фобий;
  • посттравматического стрессового расстройства.

Методы гипнотического воздействия и внушения опробованы при тяжёлых необратимых заболеваниях в качестве средства управления болью. С помощью суггестии и самосуггестии пациент снижает болевые воздействия и управляет ими. Такие методы используются при ожогах, тяжёлых родах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]