Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности

Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.

Что такое эмпирическое познание?

Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.

Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:

  • сбор и первичное обобщение фактов;
  • составление формулировок и описаний;
  • накопление сведений, получаемых в ходе наблюдений;
  • систематизация и классификация информации.

Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.

В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).

Эмпирический уровень научных знаний

Основной задачей эмпирического уровня научного знания является описание объектов и явлений, а основной формой полученных знаний является эмпирический (научный) факт.

Эмпирические знания, эмпирические данные не тождественны сумме ощущений или восприятий. Это особый вид знаний, который является результатом длительной предварительной обработки, наблюдений, устройств обобщения данных, экспериментов. Задача эмпирического уровня знания — получение научных фактов, его формирование связано с диалектическим взаимодействием сенсорного и рационального в процессе эмпирического знания.

Эмпирические исследования направлены непосредственно на объект и основаны на данных наблюдений и экспериментов. На этом уровне сенсорное познание преобладает как живое созерцание. Здесь есть рациональный момент и его формы (понятия, суждения и т.д.), но они имеют подчиненное положение. Поэтому на эмпирическом уровне объект исследования отражается главным образом со стороны его внешних связей и проявлений, доступных для живого созерцания.

В дополнение к наблюдениям и экспериментам, в эмпирических исследованиях используются такие средства, как описание, сравнение, измерение, анализ, индукция. Основным элементом эмпирических исследований и формой научного знания является факт.

В современной научной методологии существуют две полярные позиции в понимании сущности факта — факторизм, который подчеркивает автономию и самостоятельность фактов по отношению к различным теориям, и теоризм, который, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории, а при изменении теорий меняется вся фактическая основа науки.

Правильное решение проблемы заключается в признании того, что научный факт, имеющий теоретический заряд, относительно не зависит от теории, поскольку в его основе лежит материальная реальность. В научном знании совокупность фактов образует эмпирическую основу для гипотез и формирования теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных.

Факты играют важную роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: Соответствие фактам является одним из основных требований научных теорий. Расхождение теории и факта считается основным недостатком теоретической системы знаний. В то же время, нет оснований считать теорию опровергнутой, если она противоречит одному или нескольким отдельным фактам, поскольку такое противоречие может быть устранено в ходе разработки теории или совершенствования экспериментальных методик.

Основные эмпирические методы научного познания:

  1. наблюдение — целенаправленное пассивное изучение объектов, полагаясь в основном на данные органов чувств. Наблюдение предполагает минимальное вмешательство в деятельность объекта и максимальную опору на естественные органы чувств субъекта. По крайней мере, пособия в процессе наблюдения, такие как различные инструменты, должны усиливать дискриминацию органов чувств только в количественном отношении. Можно различать различные типы наблюдений, например, вооруженные (с использованием приборов, например, микроскопа, телескопа) и невооруженные (приборы не используются), полевые (наблюдение в естественной среде объекта) и лабораторные (в искусственной среде). Наблюдение дает субъекту знаний чрезвычайно ценную информацию об объекте, которая, как правило, не может быть получена другим способом. Данные наблюдений являются чрезвычайно информативными и предоставляют уникальную информацию об объекте, который является уникальным для этого объекта в то время и при этих условиях. Результаты наблюдений формируют основу фактов, а факты, как известно, являются воздухом науки.
  2. Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в ход исследуемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях; в эксперименте субъект знаний не ограничивается ролью простого регистратора событий, а пытается активно воздействовать на объект знаний. Для этого необходимы условия, позволяющие реализовать такое воздействие, поэтому, как правило, эксперимент протекает от создания более или менее специфических условий существования объекта, вплоть до его изъятия из естественной среды и помещения в искусственную среду.
  3. Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различия объектов (или этапов развития одного и того же объекта).
  4. Описание — запись наблюдения или эксперимента с использованием конкретных систем нотации, используемых в науке. 5.
  5. Измерение — комплекс мероприятий, выполняемых с помощью средств измерений для нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Процесс измерения предполагает наличие объекта, подлежащего измерению, и шкалы, на основе которой производится измерение. Шкала представляет собой особую математическую структуру с набором элементов, операций и связей по этим элементам. Измерение — это процесс присвоения объекта тому или иному элементу шкалы. Такой процесс также можно назвать количественным — установление количественных определений объекта.

Эмпирические методы научного познания руководствуются определенными концептуальными идеями.

В социально-гуманитарных науках (история, социология, археология, политология, культурология, социальная психология и т.д.), помимо философских и общих научных методов, используются специфические методы:

  1. идеографический — описание индивидуальных особенностей отдельных исторических фактов и событий;
  2. диалог (метод «вопрос-ответ»);
  3. Понимание;
  4. Введение (самонаблюдение);
  5. эмпатия (в чувствах) — восприятие внутреннего мира другого человека;
  6. тесты; опросы и интервью;
  7. проекционные методы;
  8. биографические и автобиографические методы;
  9. социальные эксперименты и социальное моделирование;
  10. ролевые игры и симуляторы.

Однако мы понимаем, что в любом виде эмпирических знаний не существует чисто эмпирических методов, ибо даже простое наблюдение требует предварительных теоретических основ — выбора объекта наблюдения, формулирования гипотезы и т.п. Но это не препятствует формированию объективно истинных эмпирических знаний, а является условием для такого формирования.

Основной формой знаний на эмпирическом уровне является факт, научный факт, фактическое знание, которое является результатом первичной обработки и систематизации данных наблюдений и экспериментальных данных. Основу современных эмпирических знаний составляют факты рядового сознания и факты науки.

Теоретический уровень научных знаний

Теоретический уровень — это более высокий уровень научных знаний, целью которого является формирование теоретических законов, отвечающих требованиям общности и необходимости, действующих везде и всегда. Результатом теоретического познания являются гипотезы, теории, законы.

Теоретический уровень познания, науки связан с тем, что на ней объект представлен со стороны его связей и закономерностей, которые получаются не только и не столько в опыте, в ходе наблюдений и экспериментов, сколько уже в ходе автономного процесса мышления. Через применение и конструирование специальных абстракций разума и понимания как гипотетических элементов, с помощью которых заполняется пространство понимания сущности явлений и реальности.

В сфере теоретического познания возникают конструкции (идеализации), в которых познание может выходить далеко за пределы сенсорного опыта, данных наблюдений и экспериментов, и даже вступать в резкое противоречие с прямыми сенсорными данными. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их общечеловеческих внутренних отношений и закономерностей, которые захватываются с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью выводов, законов, категорий, принципов.

Неотъемлемой частью, наиболее характерной особенностью теоретических знаний является использование таких методов:

  • как абстракция — абстракция незначительных особенностей объекта исследования,
  • идеализация — создание зачастую простых объектов мысли,
  • анализ — мысленное разложение исследуемого объекта на элементы,
  • синтез — сочетание элементов, полученных в результате анализа, в систему,
  • индукция — перемещение знаний от рядового к общему,
  • дедукция — перемещение мысли от общего к рядовому.

Теория построена таким образом, что она описывает идеализированные объекты, а не окружающую действительность. Идеализация является основной логической операцией теоретической мысли. Его целью и результатом является создание, конструирование особого типа объектов — идеализированных объектов, с которыми необходимо работать, что является существенным признаком теоретического познания.

Теоретическим уровнем научного познания является разработка психических моделей исследуемого процесса, которые призваны обобщать и объяснять имеющиеся факты и эмпирические законы. На этом уровне исследователь оперирует идеализированными объектами, свойства и отношения которых обобщают существенные свойства и отношения объектов в реальности. Его специфические методы — идеализация, формализация, аксиоматизация, мыслительный эксперимент, гипотетико-дедуктивный. Знания (гипотеза, теория, право), возникающие на этом уровне, не только объясняют существующий эмпирический материал, но и способствуют его увеличению, выполняя прогностические и методологические функции.

Теоретические исследования связаны с совершенствованием и развитием концептуального аппарата науки и направлены на всестороннее знание реальности в ее основных взаимосвязях и закономерностях. Этот уровень научного знания характеризуется преобладанием рациональных форм знания — понятий, теорий, законов и других форм мышления.

Сенсорное восприятие как живое созерцание здесь не исключается, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их общечеловеческих внутренних отношений и законов, которые понимаются с помощью рациональной обработки данных эмпирических исследований.

Рассматривая теоретические исследования, можно выделить следующие структурные составляющие — проблему, гипотезу и теорию.

  1. Проблема. Первый этап научного цикла знаний — постановка задачи. При постановке задачи необходимо, во-первых, признать ситуацию проблемой, во-вторых, четко понять смысл проблемы, ее постановку с разграничением известного и неизвестного. эмпирико-теоретическое научное познание.
  2. Гипотеза — это научно обоснованное предположение, основанное на фактах, вывод, имеющий цель решения научной проблемы и имеющий вероятностный характер. Прежде всего, качество гипотезы определяется степенью ее способности охватить как спектр исследуемых явлений, так и другие, в том числе вновь открываемые. Сила гипотезы также измеряется степенью, в которой она способна предсказывать новые факты.
  3. Теория, в отличие от гипотезы, уже не вероятная находка, а устоявшаяся. Научная теория — это система знаний, которая описывает и объясняет определенный набор явлений, обосновывает все высказывания и ставит законы, открытые в этой области, на общую основу. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права.

Основные черты научной теории:

  1. Научная теория — это знания об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Интеграция знаний в теорию определяется ее предметом;
  2. его важнейшей особенностью является объяснение известного набора фактов, а не простое их описание, показывающее закономерности их действия и развития
  3. теория должна иметь прогностическую силу и прогнозировать процессы
  4. все важные теории должны быть объединены общей основой
  5. все теории должны были быть оправданы.

Теоретический и эмпирический уровни научных знаний тесно взаимосвязаны. Эмпирические исследования, выявляя новые данные наблюдений и экспериментов, стимулируют развитие теоретических исследований, ставят перед ними новые задачи. Теоретические исследования, развивающие и конкретизирующие теоретическое содержание науки, открывают новые перспективы объяснения и предвидения фактов, направляют и направляют эмпирические исследования.

Наука как целостная динамическая система знаний может успешно развиваться только в том случае, если она обогащается новыми эмпирическими данными и обобщает их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенные моменты развития науки эмпирический переходит в теоретический и наоборот. Недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

Методы теоретических знаний:

  1. Аксиоматика — состоит в построении научной теории по аксиомам и правилам вывода информации. Аксиома не требует логического доказательства и не может быть опровергнута эмпирическими фактами. Это приводит к абсолютному опровержению всех возникших противоречий;
  2. Гипотетический — дедуктивный — основан на построении научной теории на гипотезах, то есть на выводах, которые могут быть опровергнуты путем сравнения данных с фактическими полученными экспериментальными фактами. Этот метод требует отличной математической подготовки на самом высоком уровне;
  3. Описательные методы теоретического познания — это графические, словесные и схематические методы познания, основанные на экспериментальных данных.

Теоретические методы научного познания более наглядно проявляются в мышлении, поскольку это активный процесс, способный обобщать и отражать реальную реальность, переходя от мышления к конкретному пониманию изучаемого явления или процесса.

Переплетение эмпирических и теоретических уровней знаний. Если источником содержания эмпирических знаний является информация об объективной реальности, полученная в результате наблюдения и экспериментов с ней, то источником содержания теоретических знаний является информация об идеальных объектах, являющихся продуктами конструктивной мыслительной деятельности. Содержание теоретических знаний является имманентным продуктом самого сознания, в то время как содержание эмпирических знаний зависит лишь отчасти от сознания и отчасти от материальной реальности, которая от него независима (и всегда остается загадкой для сознания).

Теоретические знания — это сложная структура, состоящая из высказываний различного уровня обобщения.

  1. Наиболее общий уровень — аксиомы, теоретические законы. Для классической механики, например, это три закона Ньютона (инерция; связь между силой, массой и ускорением; равенство сил действия и противодействия).
  2. Вторым, менее общим уровнем научной теории являются частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеальных объектов, построенных из исходных идеальных объектов. Для классической механики, например, это законы движения идеального маятника.
  3. Третий, наименее общий уровень развитой научной теории состоит из частных, единых теоретических положений о свойствах, отношениях некоторых идеальных объектов.

Эмпирические и теоретические виды знаний различаются не только по средствам, но и по методам исследовательской деятельности.

На эмпирическом уровне основными используемыми методами являются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль играют и методы эмпирического описания, которые фокусируются на объективных характеристиках исследуемых явлений и максимально освобождаются от субъективных слоев.

Что касается теоретических исследований, то здесь используются специальные методы:

  • Идеализация (метод построения идеализированного объекта);
  • ментальный эксперимент с идеализированными объектами;
  • специальные методы построения теории (восходящие от абстрактного к конкретному);
  • методы логического и исторического исследования и др.

Все эти особенности средств и методов связаны с особенностями объекта эмпирического и теоретического исследования. На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но изучает ее в разных тематических разрезах, в разных аспектах, и поэтому ее видение, представление в знаниях будет даваться по-разному.

Изучая явления и связи между ними, эмпирическое знание способно открыть действие объективного закона. Но обычно оно фиксирует это действие в виде эмпирической зависимости, которую следует отличать от теоретического права как специальные знания, полученные в результате теоретического изучения объектов.

Эмпирическая зависимость является результатом индуктивной передачи опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический закон, с другой стороны, всегда является надежным знанием. Получение таких знаний требует специальных исследовательских процедур.

Следует подчеркнуть, что увеличение количества экспериментов само по себе не приводит к достоверной эмпирической зависимости, поскольку индукция всегда является неполным, несовершенным опытом. Сколько бы экспериментов мы ни проводили и сколько бы ни обобщали, простое индуктивное обобщение результатов экспериментов не приводит к теоретическим знаниям. Теория не построена индуктивным обобщением из опыта.

Таким образом, эмпирический и теоретический уровни знаний различаются в предметах, средствах и методах исследования. В реальности эти два уровня познания всегда взаимодействуют.

Методы эмпирического познания

На данном уровне используются следующие методы:

  • Наблюдение. Это организованное изучение объекта в естественных условиях. При этом на объект и среду, в которой он существует, не должно оказываться никаких существенных воздействий, иначе полученные данные могут быть неточными или недостоверными. Кроме того, важна объективность информации, поэтому наблюдатель должен фиксировать все релевантные факты, а не только те, которые показались интересными лично ему.
  • Эксперимент. Основное отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что исследователь может влиять на объект и окружающую среду, намеренно создавая интересующие его условия. При этом результаты эксперимента также должны быть объективными и беспристрастными. Важным требованием к экспериментальным данным является повторяемость (другой исследователь, проводя аналогичный эксперимент в полностью воссозданных условиях, должен получить те же результаты).
  • Сравнение. Этот метод позволяет выявить сходства и различия двух объектов. Сравнение производится только для характеристик, являющихся существенными для данного исследования. Это позволяет сравнивать между собой предметы, которые при этом не сравнимы по ряду других признаков, не имеющих значения в текущем контексте.
  • Измерение. Данный метод основывается на сравнении исследуемого объекта с эталонными значениями для получения численных характеристик, выраженных в общепринятых единицах измерения.
  • Описание. Данный метод заключается в фиксировании и формальном описании результатов познавательной деятельности (данных, полученных при помощи наблюдения, эксперимента или другого метода познания). При этом используются специальные термины и обозначения, гарантирующие однозначную интерпретацию описаний.

Эксперимент — базовый метод науки

И наблюдение, и измерение включены в такой сложный базовый метод науки, как эксперимент. В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на предмет исследования различных приборов и экспериментальных средств. Эксперимент представляет собой одну из форм практики, где сочетается взаимодействие объектов по естественным законам и искусственно организованное человеком действие. Как метод эмпирического исследования этот метод предполагает и позволяет осуществлять в соответствии с решаемой проблемой следующие операции:

₋ конструктивизацию объекта;

₋ вычленение объекта или предмета исследования, его изоляцию от влияния побочных и затемняющих сущность явлений, изучение в относительно чистом виде;

₋ эмпирическую интерпретацию исходных теоретических понятий и положений, выбор или создание экспериментальных средств;

₋ целенаправленное воздействие на объект: планомерное изменение, варьирование, комбинирование различных условий в целях получения искомого результата;

₋ многократное воспроизведение хода процесса, фиксацию данных в протоколах наблюдений, их обработку и перенос на другие объекты класса, не подвергнутые исследованию.

Эксперимент проводится не стихийно, не наудачу, а для решения определенных научных проблем и познавательных задач, продиктованных состоянием теории. Он необходим как основное средство накопления в изучении фактов, составляющих эмпирический базис всякой теории, является, как и вся практика в целом, объективным критерием относительной истинности теоретических положений и гипотез.

Предметная структура эксперимента позволяет вычленить следующие три элемента: познающий субъект (экспериментатор), средства эксперимента, объект экспериментального исследования.

На этой основе можно дать разветвленную классификацию экспериментов. В зависимости от качественного различия объектов исследования можно различать физический, технический, биологический, психологический, социологический и др. Характер и разнообразие средств и условий эксперимента позволяют вычленить прямой (натуральный) и модельный, полевой и лабораторный эксперименты. Если принять во внимание цели экспериментатора, то различаются поисковые, измерительные и проверочные виды экспериментов. Наконец, в зависимости от характера стратегии можно различать эксперименты, осуществляемые методом проб и ошибок, эксперименты на основе замкнутого алгоритма (например, исследование Галилеем падения тел), эксперимент с помощью метода «черного ящика», «шаговой стратегии» и др.

Классический эксперимент строился на таких методологических предпосылках, которые в той или иной степени отражали представления Лапласа о детерминизме как однозначной причинно-следственной связи. Предполагалось, что, зная начальное состояние системы в некоторых постоянных условиях, можно предвидеть поведение этой системы в будущем; можно четко выделить изучаемое явление, реализовать его в желаемом направлении, строго упорядочить все мешающие факторы либо отвлечься от них как несущественных (например, исключить субъект из результатов познания).

Возрастающее значение вероятностно-статистических представлений и принципов в реальной практике современной науки, а также признание не только объективной определенности, но и объективной неопределенности и понимание в связи с этим детерминации как относительной неопределенности (или как ограничения неопределенности) привело к новому представлению о структуре и принципах эксперимента. Выработка новой стратегии эксперимента непосредственно вызвана переходом от изучения хорошо организованных систем, в которых можно было выделить явления, зависящие от небольшого числа переменных, к изучению так называемых диффузных или плохо организованных систем. В этих системах нельзя четко выделить отдельные явления и разграничить действие переменных различной физической природы. Это и потребовало более широко применять методы статистики, по сути дела, внесло «концепцию случая» в эксперимент. Программу эксперимента стали создавать так, чтобы предельно разнообразить многочисленные факторы и учесть их статистически.

Функции эмпирического познания

Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:

  • Развитие и образование. Эмпирическое познание является основным механизмом развития интеллекта, получения знаний об окружающем мире и формирования необходимых навыков.
  • Формирование модели поведения. Человек строит свою модель взаимодействия с обществом и миром на основании эмпирических наблюдений. К примеру, ребёнок подражает взрослым. При этом некоторые поступки приносят ему радость, а другие расстраивают. И на основании этого чувственного опыта формируется его характер.
  • Оценка окружающего мира. Эмпирические наблюдения помогают нам найти своё место в мире, сформировать принципы поведения, морали и нравственности, определить взаимоотношения с окружающими.
  • Целеполагание. Именно чувственный опыт является основным источником вдохновения и мотивации, помогающим нам находить новые цели и устанавливать правильные векторы развития.

Если рассматривать эмпирическое познание как научную категорию, то основной его функцией является сбор и систематизация «сырых» данных об исследуемом объекте или явлении. При этом оно не ставит перед собой задачу устранения противоречий, но стремится к максимальной полноте знаний.

Отличия эмпирического познания от теоретического

Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.

  1. Разные предметы изучения. При познании одного и того же объекта на эмпирическом и теоретическом уровнях предметы познания отличаются. Эмпирическое познание направлено на изучение явлений, связанных с объектом, измерение его характеристик и проявлений его сущности. На теоретическом уровне выявляются закономерности и сущностные связи с другими объектами.
  2. Разные уровни объективности. Задача эмпирического познания состоит в том, чтобы получить объективные данные об объекте. Чтобы избавиться от субъективности восприятия, применяются специальные подходы к сбору фактов. В теоретическом познании субъективные качества исследователя играют более существенную роль, ведь он сам определяет, на каких закономерностях сосредоточить внимание.
  3. Разные формы взаимодействия с познаваемым объектом. Эмпирическое познание использует непосредственное взаимодействие с объектом (либо частично опосредованное при использовании различных исследовательских инструментов). Теоретическое познание вообще не подразумевает взаимодействия с исследуемым объектом, а полностью опирается на анализ уже имеющихся данных, полученных эмпирическим либо теоретическим путём.
  4. Разные инструменты познания. На эмпирическом и теоретическом уровнях используются разные наборы инструментов и понятийные аппараты. На эмпирическом изучаются реальные свойства объекта и используются термины, отражающие эти свойства. На теоретическом уровне изучается абстрактная модель объекта, наделённая фиксированным набором заранее заданных свойств. При этом используются инструменты из других наук.
  5. Разные требуемые направления и уровни подготовки. Субъектом эмпирического познания может быть человек с меньшим уровнем подготовки, при условии, что имеющиеся в его распоряжении инструменты позволяют фиксировать или измерять все необходимые свойства. При этом он может обладать меньшими знаниями в области точных наук, но должен хорошо понимать природу исследуемого объекта. Для теоретического познания обычно требуются знания из логики, математики, физики и других наук.
  6. Разные способы организации знания. Фундаментальным требованием к теоретическим знаниям является отсутствие противоречий. Соответственно, при теоретическом познании приходится следить за системностью и непротиворечивостью получаемых знаний. Любое логическое противоречие или несоответствие расчётных величин говорит о наличии ошибки. В эмпирическом познании противоречия вполне допускаются. На данном уровне просто собирается информация, а выяснение того, по каким причинам возникают противоречивые данные – задача теоретического познания.

Введение

Наука представляет собой систему знаний и особую сферу человеческой деятельности, в рамках и с помощью которой изучаются наиболее существенные свойства, признаки, явления реальности, законы ее существования и развития. Наука возникла в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида к этому свидетельству. Но долгое время научные знания были в зародыше, и даже в этом состоянии они были доступны лишь немногим. Ситуация изменилась в XVI-XVII веках. Именно в Новую эру наука становится широко распространенным феноменом, есть много образованных людей. Образование и развитие индустриального общества невозможно без науки.

В современном мире наука играет очень важную роль. Все, что нас окружает — результат научной деятельности, ее плоды. Именно наука стала причиной научно-технической революции, начавшейся в конце XVIII века и продолжающейся в наше время. Век и продолжался в наше время. За последние 20-30 лет объем знаний о природе бытия и о природе человека увеличился в сто раз, и за последние три столетия мы имеем более 90% от общего объема знаний, которыми обладает человечество.

Актуальность темы заключается в том, что взаимосвязь между теоретическим и эмпирическим уровнями знаний эволюционирует благодаря динамике научных знаний и закономерностям научного развития. Инженерия и технология развиваются вместе с научными знаниями. Соответственно, наука как сложное и многослойное образование оказывает влияние на социальное развитие.

Целью работы является рассмотрение взаимосвязи между эмпирическим и теоретическим уровнями научных знаний.

Задачи, поставленные в данной диссертации:

  1. рассмотреть эмпирический уровень научных знаний.
  2. изучение теоретического уровня научных знаний.
  3. описать взаимосвязь между эмпирическим и теоретическим уровнями знаний.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]