20 качеств и умений, которыми должен обладать настоящий лидер


Помните фразу «ему не дано быть лидером»? Но данность ли это? Уверена, что нет. Лидерские качества в себе можно развить, как и другие soft skills, а предрасположенность — харизма и прочие природные данные — всего лишь помогают в этом, но не являются определяющими. Как самостоятельно «прокачать» в себе лидерство и какие лидерские навыки особенно нужны разработчикам, которые хотят стать тимлидами?

Меня зовут Екатерина Дементьева, я директор по персоналу компании-разработчика российского ПО МойОфис. Во многих жизненных сферах, в том числе в профессиональной, нужно постоянно учиться. Чтобы преуспеть и добиться желаемого, важно непрерывно развиваться. В этой статье я расскажу, как можно самостоятельно развить в себе такие лидерские качества, как:

  1. Перспективное видение
  2. Целеполагание
  3. Настойчивость
  4. Гибкость
  5. Умение нести ответственность и делить ее с командой

Пост будет полезен не только текущим и будущим тимлидам, но и тем, кто не стремится формально руководить командой.

Качества лидера: 15 важных качеств настоящего лидера

Проводился ряд исследований, по данным которых определено порядка 70 лидерских качеств. Однако заниматься развитием такого количества качеств задача просто невыполнимая. Поэтому сосредоточимся на 15 самых важных, основываясь на 20% принципе Парето. Итак, попробуем структурировать основные качества лидера, разделив на 3 раздела.

  1. Системные навыки
    : видение, целеполагание, настойчивость, гибкость, организованность.
  2. Коммуникативные навыки
    : коммуникабельность, умение мотивировать, поддержка.
  3. Личностные качества
    : уверенность, проактивность, профессиональность и ответственность, самообладание, эмоциональный интеллект, открытость к новому опыту, социальность.

В списке рассмотрим личные и личностные качества лидера, а также профессиональные качества лидера.


Личностные качества лидера порой более важны, нежели профессионализм и знания.

Видение

Видение

– способность воспринимать реальность, оценивать и предвидеть будущее. Не просто мечтать, а формировать видение. С этого начинается лидерство. Создать образ будущего, представить его и донести до людей. Из видения формируется цель. Лидер, имеющий чёткое видение, легко вдохновляет и мотивирует людей.

Целеполагание

Целеполагание

помогает оцифровать видение, чтобы оно стало чётким и понятным для других людей. Цели лидера всегда амбициозные и страстные, но при этом реально достижимые. Умения декомпозировать цели и определять приоритеты. У настоящего лидера есть несколько путей достижения цели.

Настойчивость

Настойчивость

как качество, которое помогает двигаться вперёд, преодолевать трудности, находить решения, извлекать опыт из неудач и удваиваться за счёт анализа побед и достижений.

Гибкость

Гибкость

– умение выходить за рамки, видеть в 3D. Лидер должен иметь несколько стратегий и выбирать самую эффективную. Умение адаптироваться и импровизировать, но следовать своему пути.

Организованность

Организованность

– это комплексное качество лидера. Включает в себя целеустремленность, собранность, структурированность и умение регулировать и контролировать. Всё это позволит собрать команду, организовать условия и процесс работы.

Коммуникабельность

Коммуникабельность

— это soft skill современности и не только для лидера. Навык успешного взаимодействия с людьми – умение налаживать контакты, конструктивно и непринуждённо общаться, умение слушать и слышать, задавать вопросы, давать обратную связь, аргументировать и получать информацию.

Высокий уровень мотивации

Высокий уровень мотивации

для того, чтобы заряжать энергией, вдохновлять других. Высокая самомотивация – признак лидерства.


Профессиональные качества лидера — адекватно оценивать ситуацию и прогнозировать решение.

Поддержка единомышленников

Поддержка своих единомышленников,

причём не только в трудных ситуациях. А взамен они будут поддерживать вас как лидера. Вежливо и тактично общайтесь с подчинёнными, интересуйтесь их проблемами, интересами, идеями.

Уверенность в своей цели

Уверенность в своей цели

, что она будет достигнута. Уверенность в своих силах как состояние. Лидер не показывает свои слабости, сложности только подогревают его интерес к работе. Личностная уверенность проявляется во внешности: осанка, взгляд, дыхание.

Проактивность

Проактивность

как осознанное отношение к себе и ситуации, умение контролировать и влиять на события, искать пути решения. Реагировать соответственно своим принципам и интересам и не допускать возникновения ситуации в будущем.

11. Профессиональность и ответственность

Профессиональность и ответственность

– лидер профессионально и адекватно оценивает ситуацию. Анализирует ситуацию, прогнозирует последствия. Берет ответственность за результат, вовлечен в процесс, приходит на помощь.

Самообладание

Самообладание

– умение держать удар, работать в стрессоустойчивых условиях, проявлять выдержку. А также держать себя в ресурсном состоянии – управлять гневом, управлять стрессом, эмоциями и уметь быстро восстанавливаться.

Развитый эмоциональный интеллект

Развитый эмоциональный интеллект

— ещё один soft skill. Помогает управлять своими и чужими эмоциями. Способность проявлять и управлять эмоциями. Умея правильно интерпретировать эмоции, лидер сможет мотивировать, вдохновлять и управлять.

Открытость к новому

Открытость к новому

– интересоваться текущим, проявлять искренне любопытство к участникам группы, отслеживать тенденции и внедрять инновационные подходы.

Социальность

Социальность

– правильно оценивать любую ситуацию, проявлять дружелюбность. Строить долгосрочное сотрудничество по принципу win-win. Заниматься нетворкингом в соответствии с интересами, ценностями и нормами, а возможно формировать их.


Будущее за лидерами, которые меняют мир к лучшему.

Психологические и социальные характеристики

Это способность строить качественные и доверительные отношения внутри коллектива. Задача «‎главного» – выполнять свою роль и функции так, чтобы взаимоотношения между людьми при этом только налаживались.

Какие качества современного успешного лидера должны быть у руководителя:

  • Коммуникабельнность – умение любить общаться с персоналом, находить общий язык со всеми вне зависимости от их роли, должности, пола и возраста. Это помогает упрочнить позиции команды.
  • Справедливость – ни один человек не простит несправедливости от своего начальника. Все споры и сложности необходимо решать так, как будет правильно. Каждому члену группы требуется уверенность в том, что с любым вопросом он может обратиться к начальству и получит грамотный, честный и объективный ответ.
  • Командность – настоящему руководителю предстоит отстаивать интересы своих работников перед вышестоящими или проверяющими органами, внешними и внутренними, защищать их от угроз и штрафов.
  • Создающий все условия для реализации и самореализации – он сделает все, чтобы его персоналу было удобно и комфортно работать, а фирма работала как часы. Он занимается обучением, дает все необходимое для морального и карьерного роста новых кандидатов на лидирующие позиции. За это обычно их ценит весь коллектив компании.

Способность мечтать/амбициозность

Много нужно современному лидеру, но скажу честно, есть одна материя совершенно необходимая — способность мечтать и заражать других своими мечтами. Именно мечты все время заводят наш внутренний мотор на движение вперед. Например, лидер мечтает создать гаджет, чтобы сделать жизнь миллионов людей более комфортной, он объединяет вкруг себя людей мечтой, которую разделяет каждый член команды. Руководитель будет вести проект по запуску нового продукта, скрупулезно отслеживая все сроки, не поощряя новые идеи, которые могут вызвать сбой сроков, потому что им руководит амбиция получения повышения по службе как можно скорее.

  • Цена ошибки: четыре признака мнимого лидера
  • Всему голова: почему отлаженная система важнее яркого управленца

Негативные качества лидерства

Лидерство совсем не обязательно связано с высокой должностью. Некоторые люди, поднявшись по карьерной лестнице, становятся слабыми лидерами. Они стали руководителями, проявив компетентность на прошлой позиции. Затем или не справились с полученной властью, или достигли уровня некомпетентности. И если они начинают демонстрировать анти-лидерские модели, то их называют «токсичными лидерами».

Такие команды очень быстро разваливаются, не может сохраняться лояльность и уважение к лидеру на основе страха или манипуляций. Негативные качества токсичных лидеров:

  • Нарциссизм
    – например, развивая личный бренд, следует помнить, для чего вы его развиваете. Чрезмерный самопиар с учётом наличия власти может сыграть злую шутку. Ещё страшнее самореклама и присвоение достижений других.
  • Отсутствие видения
    – при наличии бесконечного числа возможностей лидер должен уметь выбрать лучшую. Оценить её в реальности и в перспективе. Если у лидера нет видения, не будет ни стратегии, ни цели, ни мотивации.
  • Слабая система ценностей
    – авторитеты без ценностей пугают людей, за ними идут из страха или преследуя выгоду. Проявляется через неуважение к людям, бесчестное поведение, манипуляции, непоследовательность, склонность к риску.
  • Некомпетентность
    как в профессиональном плане, так и нехватка навыков руководителя. Лидер не должен знать всё, но должен понимать свои пробелы в познаниях и развивать их, чтобы говорить на одном языке с экспертами.
  • Нехватка навыков управления изменениями
    – лидер должен уметь быстро реагировать, быстро принимать решения, организовать и мотивировать. Мир меняется, а с ним и рынок.

Эффективность руководителя

Человек, занимающий руководящую должность, должен развиваться во всех сферах: повышать свою квалификацию, уровень образования, улучшать свои знания и навыки.

Чтобы проанализировать эффективность деятельности руководителя, необходимо учесть множество факторов, среди которых:

  • повышение производительности труда;
  • рост основных фондов;
  • быстрота оборота фондов;
  • возрастание прибыли.

Если результат по этим показателям является положительным, можно считать деятельность директора эффективной.

Знания

Чтобы быть назначенным на должность руководителя компании, необходимо иметь как минимум высшее профильное образование. В дополнение к этому нужно хорошо разбираться в экономике, менеджменте и психологии. Профессиональные знания подразумевают понимание взаимосвязей между различными процессами, поиск оптимальных вариантов решения поставленных задач.

К сильным сторонам руководителя относят умение грамотно руководить коллективом, достигать высоких финансовых показателей, соблюдать гражданское и трудовое законодательство, разбираться в налогах, бюджетировании, ведении кадровой политики.

Следует учитывать жесткую конкуренцию и недостаток времени. Современный управленец должен владеть как минимум 1 иностранным языком, уметь водить автомобиль, иметь знания в области смежных профессий.

Директор предприятия должен разбираться в деятельности всех отделов его компании:

  • производственных цехов;
  • филиалов;
  • юридической службы;
  • бухгалтерии;
  • отдела кадров;
  • отдела снабжения;
  • отдела маркетинга;
  • логистики;
  • архива и др.

Ответственность за работу всех этих подразделений лежит на директоре (вне зависимости от сферы деятельности предприятия). Таким образом, он должен владеть широким диапазоном знаний для эффективной организации труда и контроля над выполнением поставленных задач.

Умения

Профессиональные навыки руководителя характеризуют его способность быстро реагировать на различные изменения, взаимодействовать с людьми, добиваться высоких результатов. Здесь необходимо сделать акцент на следующих качествах:

  1. Уравновешенность – способность брать под контроль свои эмоции. Это главное качество лидера: сохранять спокойствие в различных ситуациях и подавать пример своим сослуживцам.
  2. Уверенность в себе – главное качество личности, необходимое для взаимодействия с окружающими. Уверенный в себе человек всегда сохраняет спокойствие. Подчиненные будут брать пример с такого руководителя. Такие взаимоотношения директора и коллектива создадут благоприятную атмосферу на предприятии.
  3. Стрессоустойчивость способствует сохранению ясности мыслей. Такой человек не будет теряться при каждой возникшей проблеме, он сможет сохранить спокойствие в коллективе. Принятие важных решений в любых ситуациях – залог успеха в карьере.
  4. Стремление к победе. Эта черта характера присуща уверенным личностям. Устремленность на достижение положительного результата дает стимул для продвижения по службе. Энтузиазм заразителен, и сотрудники компании также будут стремиться к достижениям.
  5. Наличие организаторских способностей подразумевает под собой навыки оперативного оценивания ситуации, выявление первостепенных целей и четкий расчет времени на их решение. Такие задатки бывают не только врожденными, их можно развить в процессе работы над собой. Грамотный управляющий равномерно распределяет объем работы между подчиненными и контролирует ее выполнение.

Навыки

Навыки являются важной составляющей любого вида деятельности. Они отражают накопленные знания и полученный опыт. Профессиональные навыки представляют собой знания, которые постоянно совершенствуются.

Основными деловыми качествами руководителя являются:

  1. Логический и критический тип мышления (практический интеллект). Человеку с таким мышлением проще работать с большими массивами информации, отбрасывая все ненужное и не отвлекаясь по мелочам.
  2. Выполнение одновременно большого количества задач требует выдержки и собранности, навыков быстрого реагирования. Необходимо уметь использовать все свои способности и скрытый потенциал для принятия верных решений.
  3. Управляющий должен уметь чувствовать других людей, понимать скрытые мотивы их поступков. Такое умение носит название социальный интеллект. Человек с такими способностями хорошо разбирается в людях и знает, что можно ожидать от сотрудника. Он хорошо понимает, что для эффективной работы необходимо создать здоровый микроклимат в коллективе и мотивировать своих сотрудников.
  4. Адекватная самооценка, склонность к анализу своих действий, самокритичность, выбор нужной линии поведения – такие способности являются привилегией управленца. Заниженная самооценка и неуверенность в себе препятствует полноценному восприятию информации, а завышенная часто приводит к тому, что намеченные планы оказываются невыполнимыми.
  5. Знания экономики и маркетинга. Для управляющего предприятием не является первостепенным владение всеми нюансами технологического процесса и работы каждого сотрудника. В его обязанности входит понимание самого процесса и качества продукции, ее соответствие стандартам и требованиям рынка.

Привычки

Директору необходимо понимать, что он является примером для своих подчиненных, поэтому он должен представлять, какими он хочет видеть своих работников:

  • собранными;
  • деликатными;
  • активными;
  • скрупулезными и т. п.

Если начальник хочет добиться того, чтобы в его коллективе не использовали нецензурную лексику во время общения, то ему необходимо собственным примером доказать своим подчиненным, что можно общаться без использования нецензурных выражений. В подсознании у подчиненных будет формироваться модель поведения, при которой успешный человек общается вежливо и культурно. Требуя от других выполнения каких-либо правил, необходимо непосредственно самому их придерживаться в жизни.

Если слова и действия начальника расходятся между собой, такая ситуация не будет способствовать формированию уважительного отношения к нему со стороны его подчиненных. То, что человек несет в мир своим поведением, привычками и внешним видом, говорит само за себя.

Привычки являются отражением личности человека, но в процессе ежедневной деятельности человек перестает их замечать. Только тот, кому присущи задатки лидера, может разглядеть в себе сильные и слабые стороны, признать свои недостатки и работать над их исправлением. Процесс самосовершенствования не должен прекращаться.

Грамотный руководитель умеет управлять своими подчиненными, т. к. он освоил управленческие навыки, без которых невозможно руководить коллективом.

Отличительные черты хорошего руководителя:

  • постановка высоких целей;
  • поиск правильного подхода к сослуживцам;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • продвижение своей продукции на рынке;
  • налаживание взаимоотношений с основными клиентами и инвесторами;
  • поощрение сотрудников фирмы за их вклад в ее развитие.

Лидерство начальника должно быть таким, чтобы стимулировать работников к росту и развитию.

Умение работать в матрице/умение ставить задачу

Еще одна способность лидера — умение работать в матричной структуре, которая сейчас доминирует в крупных и средних компаниях. Мы привыкли работать в структурах с вертикальным подчинением: руководитель управляет своими прямыми подчиненными. Матричная структура подразумевает совместную работу по функциям или проектам. То есть кроме прямого руководителя появляется еще и матричный, с которым нужно работать в рамках проекта или функции (закупки, продажи и т. д.). Например, запускается проект по аутсорсингу контактных центров в пяти европейских странах, и назначен ответственный из России. В каждой стране свои рыночные условия, разная экспертиза в выстраивании бизнес-процессов контактных центров. Что сделает сначала лидер: потратит время, чтобы понять мотивацию участников проекта, и постарается вовлечь их в проект по-настоящему, а не формально. Обычный руководитель напишет формальное письмо с приглашением на общий звонок, где будет анонсирован план проекта.

Вывод: какими основными качествами должен обладать лидер

В традиционных организациях менеджер руководит командой «сверху вниз». Но в последнее время авторитетные консультанты (McKinsey, BCG, Bersin by Deloitte, Bain) сходятся во мнениях о необходимости изменений в организационном дизайне компаний. Желателен переход к плоским структурам, где наблюдается переход от должностей и директивного руководства к ролям и сотрудничеству. Самоуправление организации и вместо менеджеров – лидеры команд.

Современный мир настолько быстро меняется, что кто-то может сломаться, кто-то выплыть, приспособиться, но приложив для этого максимальное количество ресурсов и сил. Так что будущее за лидерами перемен —

за теми, кто в любой ситуации может усилить себя и свою команду.

Исследования ABBYY показывают, что 3% сотрудников принимают 84% решений и влияют на более чем 80% остальных сотрудников. Формируйте свой набор лидерских качеств, развивайте то, чего недостаточно, чтобы найти своё место в изменчивом мире. Лучший способ для этого найти правильного наставника — за каждый большим успехом стоит кто-то.

  • Развивайте эмоциональный интеллект – учитесь осознавать, задействовать, использовать свои эмоции и управлять ими.
  • Проявляйте эмпатию, сопереживайте, считывайте и понимайте эмоции других.
  • Развивайте умение убеждать – формируйте правильные убеждения для себя и окружающих.
  • Отстаивайте свою точку зрения, основанную на идее, анализе и оценке.

Именно такие качества характеризуют лидера как великого человека! Будьте лидером своей жизни!

Какие функции выполняет в коллективе

Любая группа людей это своя налаженная система, которая не может нормально функционировать без вожака. Зачем он нужен:

  • организует жизнь отдела во всех сферах сразу;
  • создает правила, в которых будет всем комфортно работать, затем следит, чтобы они выполнялись;
  • официально разговаривает с начальством от лица всех людей;
  • отвечает за результаты деятельности всей общественности, следит за тем, какими будут итоги;
  • координирует и меняет при необходимости задачи, которые будет выполнять определенный сотрудник, чтобы добиться максимальной производительности.

Современные модели основ лидерства

Любая модель лидерства базируется на условии наличия власти

(формальной или неформальной) и на
влиянии
, то есть как лидер воздействует на коллектив, чтобы достигнуть цель и повысить эффективность работы.

Последние 100 лет тема лидерства интересна, существует огромное количество моделей лидерства, продолжают развиваться новые концепции, но все их можно распределить на три этапа по хронологии развития.


Какие качества характеризуют лидера как великого человека? Их много, нужно создавать свой набор.

Теория личностных качеств

Теория личностных качеств – теория великих людей. Она утверждает, что человеку необходимо обладать набором личностных качеств, благодаря которому он станет лидером, способным вести за собой людей.

На самом раннем подходе, учёные говорили, что лидеров характеризуют 5 основных качеств:

  1. Ум или интеллект
  2. Господство или преобладание над другими
  3. Уверенность в себе
  4. Активность и энергичность
  5. Знание дела

Но большинство людей, обладавших этими качествами, так и оставались последователями. Позже теория развивалась и выделили уже 4 группы лидерских качеств:

  • Физиологические – внешность, включая рост, вес, тип фигуры и лица, голос, здоровье, работоспособность и энергичность.
  • Психологические – тип личности, темперамент, характер. Они имеют наследственный характер и зависят от воспитанности.
  • Интеллектуальные – умственные способности, память, логика.
  • Личностно-деловые качества – порядочность, коммуникабельность, организованность, ответственность.

К сожалению, так и не удалось выделить универсальный набор таких лидерских качеств, перечень оказался бесконечным. Теория страдает рядом недостатков, но в целом послужила толчком к развитию целого ряда других концепций.

Какие навыки влияют на зарплату: что важнее hard skills или soft skills?

Концепция лидерского поведения

Концепция лидерского поведения – утверждает, что эффективность лидера определяется манерой поведения, стилем руководства, что можно психологически воздействовать на людей.

В зависимости от поведенческого подхода у каждого лидера свой стиль. Например, Курт Левин выделял следующие стили лидерства.

  • Авторитарный — власть в руках лидера; цели, выбор средств и методов для достижения и вся коммуникация идёт сверху вниз и обсуждению не подлежит. Эффективен в армии, полиции, пожарных.
  • Демократичный – делегирование ряда полномочий, принятие решения разделено по уровням, коммуникация в двух направлениях. Эффективен для творческих людей и ВУЗов.
  • Либеральный – снятие полномочий с лидера, самоуправление и горизонтальная коммуникация. Эффективен в группах.

Теория «X» и «Y» Д. Мак Грегор сосредотачивает лидера на работе и на самом человеке. Хороша своей простотой, логичностью и чёткостью мотивации.

Система Ликерта – основывается на доверии лидера к подчинённым, выделяет 4 стиля.

  1. Эксплуатационно-авторитарный – отношения в стиле «Хозяин — раб».
  2. Благосклонно-авторитарный — отношения в стиле «Начальник — подчиненный».
  3. Консультативно-демократический — отношения в стиле «Выборный руководитель — подчиненный».
  4. Демократический — отношения в стиле «Лидер — последователь».

Есть теория поведения лидера на основе вознаграждения. Не только на принципе «кнута и пряника» строится мотивация. Согласно этой теории выделяют 4 типа поведения лидера в зависимости от применения мер вознаграждения и наказания.

Наиболее популярная, на мой взгляд, концепция поведенческих стилей лидерства Блейка и Моутона. Они создали матрицу на основе двух переменных лидерского поведения: по горизонтали – интерес к работе, по вертикали – интерес к людям.

В целом концепция лидерского поведения привлекает внимание руководителей простотой, имеется связь стиля руководства и самой командой. Но не даёт гибких решений в случаях резкого изменения ситуации.


Умение вести за собой, иметь видение, бесстрашие и гибкость — основные качества лидера.

Концепция ситуационного лидерства

Концепция ситуационного лидерства – базируется на сочетании лидерских качеств и поведении, причём в зависимости от ситуации. Лидер должен по-разному себя вести в зависимости от группы, профессионализма сотрудника, ситуации и даже воздействия внешней среды.

Основателем подхода считается Ф. Фридлер, разработал шкалу характеристик наиболее предпочитаемого работника (НПР), что помогает формировать команду.

Согласно поведенческой модели лидерства «континуум лидерского поведения» Р. Танненбаума и У. Шмидта выделяют 4 стиля:

  1. эксплуататорски-авторитарный,
  2. благосклонно-авторитарный,
  3. консультативный,
  4. вовлечённый.

По лидерской модели «Путь-Цель» Хауза – Митчелла существуют такие варианты управления:

  • директивный,
  • поддерживающий,
  • участвующий,
  • ориентированный на достижения.

По теории Ситуационной модели Херси – Бланшара лидерство позиционируется от социальной ситуации и выделяют такие стили:

  • директивный,
  • наставнический,
  • поддерживающий,
  • делегирующий.

Адаптивный подход (авторы Виктор Врум и Филипп Йеттон, дополнена Артуром Яго) опирается на специфике коллектива и особенностях задач. Лидер концентрируется на проблеме и задействовании команды в зависимости от её сложности:

  • единоличный выбор решения,
  • учитывает мнение персонала,
  • подробный анализ и поиск совместного выхода из ситуации,
  • разделение сотрудников на группы для принятия решения.

И ещё огромное количество подходов. Для интегральной модели свойственен синтез командного духа и харизматичности лидера. Это модель только для целостной аутентической личности.

Концепцию преобразующего лидерства применяют лидеры-реформаторы, новаторы для сплочения команды, способной к инновациям. Ещё есть концепции харизматичного лидерства, где лидер берет на себя роль вождя. Атрибутивная концепция предполагает, что руководитель удалённо контролирует работу, наблюдает и при необходимости корректирует её.

Для меня наиболее близка концепция ситуационного лидерства, где лидер сам выбирает стиль, исходя из сложившейся ситуации. Какую бы модель лидерства вы не использовали, каждый лидер обладает определёнными качествами. Но опять возникает вопрос: какими?

Кто придумал коучинг и почему он эффективен. Личная история.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]