Кризис подросткового возраста считается одним из самых сложных. Проблемы в этом возрасте могут повлиять на всю дальнейшую жизнь, ведь это то время, когда человек из детства переходит во взрослую жизнь. Моменты взросления, как правило, проходят с эмоциональным напряжением, тяжело и сложно не только для окружающих, но и для самого подростка.
Как пережить кризис 13-14 лет максимально безболезненно, вы узнаете, прочитав эту статью.
Что происходит с подростками?
Первой причиной возникновения подросткового кризиса называют половое созревание. Физиологические изменения в организме влияют на психическое и эмоциональное состояние подростка, является причиной эмоциональных проблем. У молодых людей наблюдается повышенная возбудимость, нервозность, раздраженность, упадок сил.
Парень или девушка переживают новые для них впечатления: половое влечение (часто неосознанное), заинтересованность противоположным полом, сексуальный интерес. Подростки начинают ощущать себя взрослыми и всячески стараются противостоять родителям и педагогам. Часто взрослые наблюдают такую картину: их дети в переходном возрасте как будто намеренно начинают противостоять очерченным рамкам, пытаясь раздвинуть их.
Дети желают нарушать установленные нормы и правила, что закономерно вызывает конфликт с родителями.
В столкновении со взрослыми подростки изучают себя, свои возможности, стараются самоутвердиться и показать, на что они способны. Психологи говорят о том, что кризиса в возрасте 13-14 лет может и не быть, но это чревато серьезными нарушениями в дальнейшем:
- Молодые люди прочувствуют все прелести кризиса в более позднем возрасте (18-20 лет), и это может повлечь негативные последствия в дальнейшей жизни.
- Инфантилизм, позиция «взрослого ребенка», который может продлиться долгие годы.
Нужно учитывать тот факт, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, скорее, это эпизодические моменты, когда подросток желает противостоять взрослым и их правилам.
Биологические предпосылки
Мы ещё ушли совсем немного от родни с мохнатыми боками, много наших чувств — четвероного, а иные — даже с плавниками.
Игорь Губерман
Давайте посмотрим, как это происходит у наших ближайших биологических родственников – высших приматов. Часто такое сравнение помогает разобраться в истоках многих человеческих проблем. Ведь как бы ни хотелось нам думать иначе, законы биологии действуют и на нас. Несмотря на всю нашу разумность, инстинкты никто не отменял, хоть мы и стараемся найти нашим поступкам рациональные объяснения.
Когда детеныши других приматов (а человек относится к приматам) достигают половой зрелости, они начинают самостоятельную жизнь, к которой уже вполне готовы.
Люди, в отличие от других приматов, строят постоянные семьи из одного мужчины и одной женщины. И когда их ребенок превращается в подростка, (а по факту — в половозрелого человека) между ним и родителями часто возникают конфликты. Ведь наши инстинкты говорят нам, что не должно быть в одной семье двух взрослых особей одного пола. Инстинктивно, неосознанно между родителем и ребенком одного пола возникает конкуренция, а с конкурентом неизбежны конфликты. Между ребенком и родителем противоположного пола появляется сексуальная притягательность. И поскольку она запретна и неосознанна, начинает работать, так же неосознанно, защитный механизм в виде конфликтного поведения.
Кроме того, независимо от пола, мы просто обнаруживаем на своей территории еще одного взрослого человека. И этот человек ведет себя на нашей законной территории не как гость, а как хозяин, он требует отдельную комнату, да еще и просит без стука не входить. Его инстинкт требует своей территории, а наш — с возмущением бросается защищать нас от посягательств нашу территорию.
Может быть, вам трудно поверить в то, что вы только что прочитали. Вы, скорее всего, не замечали такого в своей жизни. Но учтите, все мы научились прилично себя вести и рационально объяснять себе собственные поступки. А неосознаваемые страсти кипят, иногда прорываясь наружу и вызывая тем бОльшую бурю, чем меньше мы осознаем наши инстинктивные мотивы. Поэтому лучше нашу биологическую природу учитывать и контролировать, чем по незнанию отдать ей полное управление.
Фазы подросткового кризиса
Кризис 13-14 лет – один из самых серьезных и тяжелых этапов в развитии человека. Психологи выделяют несколько основных фаз кризиса:
- Предкритическая (негативная), когда у подростка начинают ломаться стереотипы, он осознает, что правила, которые долгие годы выстраивали родители, можно нарушить.
- Кульминация. Пик приходится, как правило, на возраст 13-14 лет, но эта грань очень условна, поскольку у каждого человека пик может происходить в любом возрасте.
- Посткритическая. Подросток делает собственные выводы, выстраивает новые отношения, формирует собственные правила.
Физическое развитие в 12 лет
Возраст 12 лет — это нечто среднее между возрастом, когда девочки начинают половое созревание . Кроме того, в самом начале типичного возраста мальчик тоже начинает проходить через этот процесс.
У девочек вы заметите рост груди, рост волос и, наконец, менструацию. У мальчиков половое созревание начинается с увеличения пениса и яичек, затем роста волос в области лобка и подмышек, а затем роста волос на лице, роста мышц и усиления голоса.
Основные вехи
Начинает проявлять признаки полового созревания, включая менструацию у девочек и развитие мускулатуры у мальчиков. Становится все более опытным в спорте Переживает скачок роста
Совет для родителей
Сейчас не время закрывать глаза на растущую сексуальность вашего подростка, хотя это трудный путь вниз. Поэтому, если вам нужна помощь в начале разговора , поговорите с лечащим врачом о том, как поднять эту тему с ребенком.
Когда должно начаться половое созревание у девочек и мальчиков?
Причины кризиса
Кроме полового созревания, психологи называют еще несколько причин, из-за чего начинается подростковый кризис:
- Развитие собственного сознания. Ребенок предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, но часто они слишком завышены. В этом случае происходит формирование личностных комплексов, поскольку подростки еще не готовы воспринимать всю ответственность за собственные поступки. Из-за этого у детей могут ухудшаться отношения с родителями, сверстниками, педагогами.
- Контроль со стороны взрослых. 13-летние дети считают себя взрослыми людьми, которые могут принять взвешенные решения, не прибегая к помощи. На самом деле, это удается не всегда, ведь у подростков еще мало жизненного опыта. Когда со стороны взрослых (родителей, педагогов) поступают какие-либо запреты, подросток их демонстративно нарушает, при этом часто оказывается в смешной, нелепой ситуации. Взрослые хотят детям лучшего, поэтому злятся, что к их мнению не прислушиваются, а подросткам кажется, что их считают детьми. Отсюда противостояние и открытый конфликт.
- Самоутверждение. Дети в возрасте 13-14 лет хотят доказать всему миру и себе, что они уникальные, неповторимые, талантливые. Часто у подростков появляются лжеидеалы, на которых они стремятся быть похожими. Когда приходит осознание, что ничего не получается, начинается жесткая самокритика, ощущение своего бессилия, самокритика падает до нуля.
Два шага вперед — один назад
Ребенок развивается, минуя череду кризисов. После каждого кризиса он готов все дальше уходить в мир и все меньше нуждается в родителях. Но если что-то идет не так, если ребенок не справляется с жизнью, он может немного вернуться назад — на прошлую стадию развития, чтобы прийти в себя рядом с источником любви и заботы — рядом с мамой, папой, бабушкой. Годовалый кроха просится на ручки, как грудничок, первоклашка влезает на колени, десятилетка берет нас за руку.
Подросток тоже может немного “впасть в детство”, или “регрессировать”, как говорят психологи. Если он в стрессе, переживает неудачу, то может начать вести себя, как маленький. Приходить к нам пить чай с конфетами (хотя давно предпочитает отсиживаться в своей комнате), просить посмотреть вместе мультик и даже валяться в родительской кровати, как когда-то. Это просто может означать, что ему нужно больше защиты и заботы, что у него сейчас сложный период, и нужно побыть рядом. Он напитается нашим теплом, успокоится — и снова пойдет вперед.
Признаки подросткового кризиса
У некоторых подростковый кризис проходит незаметно, другие испытывают серьезные проблемы с общением. Психологи выделяют общие признаки наступления кризиса:
- конфликтность в отношениях;
- желание побыть в одиночестве;
- предпочтение виртуальным разговорам;
- подросток желает общаться с друзьями, убегает из дома, игнорирует родителей;
- эмоциональная неуравновешенность;
- перепады настроения;
- вспыльчивость;
- желание уединения;
- агрессия;
- недовольство собой и окружающими;
- беспокойство, повышенная тревожность;
- заниженная самооценка;
- повышенные требования к собственной личности;
- ухудшение успеваемости.
Главным признаком подросткового кризиса психологи называют негативизм. Дети видят все в негативном ключе: все поддается критике, взрослые их раздражают, окружающий мир окрашен в черные тона.
Что делать, если у вашего ребенка наступил кризис подросткового возраста?
Несмотря на то, что родители подростков очень переживают за своих детей, никакого определенного лечения не понадобится. Обращаться к специалистам нужно в том случае, когда поведение подростка выходит из-под контроля, что может повлиять на развитие его личности в дальнейшей жизни.
Советы психологов родителям детей-подростков:
- Старайтесь находить компромиссы. Больше общайтесь с детьми, чтобы понять, как и чем они живут. Ищите общие интересы, ведь вам наверняка есть, о чем поговорить за чашкой чая.
- Старайтесь придерживаться общих семейных правил, например, ужинать всем вместе за большим столом.
- Родителям важно придерживаться этих правил, иначе подросток быстро поймет, что можно из нарушать.
- Обсуждайте все важные семейные дела вместе с детьми. Интересуйтесь их мнением, прислушивайтесь к нему, чтобы подростки осознали, что их слово что-то значит.
- Не срывайтесь, разговаривайте спокойно, наберитесь терпения.
- Старайтесь заинтересоваться увлечениями своего сына/дочери. Допустим, сын увлекается тяжелым роком.
- Послушайте с ним вместе концерт любимого исполнителя, не критикуйте, не высказывайтесь негативно. Уважайте интересы своего ребенка!
- Хвалите за каждое достижение, говорите, что гордитесь успехами сына/дочери. Несмотря ни на что, ребенку в любом возрасте важно услышать слова похвалы именно от родителей.
- Проводите с подростком больше времени. Забудьте о домашних делах, прогуляйтесь по магазинам, посидите в кафе вместе, обсудите новости, поговорите по душам. Детям очень важно ощущать эмоциональную и физическую близость родителей, поэтому не жалейте времени на то, чтобы немножко побыть вместе.
- Постарайтесь остаться авторитетом для своего ребенка, при этом сохраняйте дружеские отношения. В подростковом возрасте так важно, чтобы родители понимали и принимали позицию детей.
- Чаще интересуйтесь делами детей у педагогов и школьных психологов.
Преодоление кризисного периода: советы психолога
Воспользуйтесь советами психолога. Что поможет преодолеть кризис?
Для этого ребенку предстоит выполнить ряд задач:
- Положительные отношения со сверстниками, дружеские связи.
- Принятие собственной внешности.
- Принятие своего пола, осознание, в чем заключена женская и мужская социальная роль.
- Дружеский, доверительный контакт с родителями.
- Приобретения ответственности, инициативности.
- Осознание своих способностей, выбор профессии.
Без помощи родителей сложно пройти кризис благополучно. Отцу и матери стоит признать, что их чадо – отдельная, самостоятельная личность. Поменяйте модель поведения, если видите острое неприятие предыдущей модели.
Вышеперечисленные выполненные задачи указывают на преодоление кризиса. Роль родителей в этом велика – немало зависит от их поведения. Сын или дочь нуждаются в совете, разговоре? Не отталкивайте их, считая проблему глупой и не стоящей внимания. То, что пустяково для вас, для старшеклассника может иметь невероятную значимость. Впоследствии он поймет незначительность ситуации, но сейчас она имеет для него огромное значение.
Нередко подросток неосознанно проверяет родителей на прочность. Хотите завоевать авторитет и уважение дочери или сына – все зависит от вашего поведения. Запреты должны быть обоснованными и соблюденными. Предупреждения реальными и осуществленными. Глупо говорить: «Убью тебя, если не вернешься вовремя и без предупреждения» или же угрозы «отключить интернет» без последующих осуществлений. Подросток начинает воспринимать все слова, произнесенные родителями, как пустые. Об авторитете и уважении речи уже не идет.
Ему следует заранее понимать, чем грозят нарушения. Озвучивайте угрозы, которые готовы и сможете осуществить – держите свое слово. К примеру, это может быть лишение чего-то на определенное время: компьютерные игры, просмотр телевизора, сокращенная прогулка с друзьями и другое.
Увлекаться не стоит. Санкции и наказания – крайние меры. Куда лучше если вы установите с ребенком отношения доверительного характера. Доверия, просьбы, дух поддержки, уважения и сотрудничества предпочтительнее приказов. Добиться тесных и теплых отношений сложно, если были допущены ошибки на предыдущем возрастном этапе.
Что нельзя делать родителям детей-подростков
- конфликтовать с детьми;
- навязывать свое мнение;
- говорить в таком тоне: «Ты еще не вырос, чтобы меня учить», «Слушай нас, мы – взрослые, а ты еще ребенок», «Ты ничего не понимаешь», и т.д.;
- потакать всем капризам своих детей;
- повышать голос, устраивать истерики, применять физические наказания;
- критиковать, унижать;
- не уделять время ребенку, ссылаясь на занятость;
- закрывать дома, отключать интернет, чтобы дочь или сын не общались с друзьями;
- влезать в личное пространство ребенка (читать его переписку, дневник, постоянно проверять телефон, социальные сети и т.д.).
Когнитивное развитие в 12 лет
Мозг 12-летнего ребенка перестал увеличиваться в размерах, но еще далек от своего развития. Абстрактное мышление, решение проблем и логика становятся все проще, 3 но префронтальная кора головного мозга, которая играет роль в управлении импульсами и организационных навыках, все еще остается незрелой.
Речь и язык
К 12 годам большинство детей хорошо владеют языком и общаются. Они способны мыслить за пределами буквальных интерпретаций, и пословицы и идиомы больше не проносятся над их головами. Вы, вероятно, впервые почувствуете сарказм, и они поймут как тон, так и язык разговора.
Играть в
Двенадцатилетние дети начинают проводить свободное время в таких мероприятиях, как организованные спортивные состязания, видеоигры и общественные мероприятия с друзьями. Продолжайте следить за количеством экранного времени, которое ваш подросток проводит, и поощряйте его оставаться активным, даже если он не занимается организованными видами спорта.
Основные вехи
- Понимает и применяет логику к ситуациям и проблемам
- Узнает о понятиях справедливости и равенства
- Начинает понимать причинно-следственные связи
Совет для родителей
Оставайтесь на связи с учителями вашего ребенка — не создавая неудобств — и оставайтесь активными в их академической жизни. Не ждите, пока табель успеваемости придет домой с плохой оценкой, чтобы убедиться, что ваш ребенок до подросткового возраста успевает в учебе с максимальной эффективностью. Если есть академические проблемы, найдите основную причину, а не расстраивайтесь, так как это может быть что угодно, от проблемы со зрением до нарушения обучаемости .
Какими могут быть последствия
Подростки, которым не была оказана помощь, если они в ней нуждались, во взрослой жизни могут испытывать массу проблем:
- частые эмоциональные срывы;
- неврозы;
- психологические расстройства;
- замкнутость, закрытость;
- суицидальные наклонности;
- влечение к запрещенным препаратам.
Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок пережил подростковый кризис с минимальными потерями. Преодолеть кризисные моменты будет значительно проще, если с раннего детства родители будут придерживаться правильного воспитания. К 13-14 годам ребенок будет знать основные правила, научиться придерживаться их и разовьет коммуникативные способности. Эмоциональных вспышек, к сожалению, не избежать, но они будут проходить значительно легче, если заранее установить четкие правила и построить дружеские отношения со своими детьми.
Читайте по теме: Как пережить саизоляцию с подростками
Оставить комментарий
Не самое главное
— Мы говорили, что школа отходит у подростков на второй план. Как помочь ребенку справиться со школьной программой?
— Родители должны понимать, что оценочность и тестовость, которых много сейчас в системе образования, не всегда показатель. Для меня, например, тестовый формат всегда был сложен, для кого-то, напротив, он кажется легче, чем другие формы экзаменов.
Школа и экзамены — это просто очередной этап в жизни ребенка. Надо вселять в ребенка уверенность в своих силах, проговаривать варианты развития ситуации. А часто в самих родителях слишком много тревоги.
Я, к своему удивлению, недавно узнала, что даже первоклассникам теперь нанимают репетиторов, чтобы они лучше учились.
И родители, и учителя поддерживают какую-то общую невротизацию по поводу экзаменов. У меня в практике было несколько случаев, когда дети не хотят идти в 10-й класс только потому, что будет ЕГЭ, и они думают, что провалятся.
Подростки.
unsplash.com
— Чего боится ребенок?
— Плохо сдать. Родители должны сами понимать, что это не крах в жизни, и транслировать эту мысль ребенку. Есть много случаев, когда даже высокоинтеллектуальный школьник заваливает экзамены. Это происходит от того, что он придает оценке основополагающее значение, и паника от того, что он не сдаст, полностью отключает мозг.
Да, в ситуации сдачи экзаменов стресс может быть мобилизующим фактором. Волнуемся, но собираемся и отвечаем правильно. Но если эмоциональная нагрузка слишком велика, то возникает так называемый дистресс, который блокирует память.
Человек постоянно испытывает тревогу и страх и в самый ответственный момент оказывается не готов. Это защитный механизм психики.
Подростки.
unsplash.com