Гуманный — это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты

Обновлено 11 сентября : 35 364 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.

Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.

Что такое гуманность: каковы ее признаки, кого можно назвать гуманным человеком – тема этой статьи.

Определение

Значение слова человечность можно раскрыть через понятие человеколюбия, под которым понимается стремление личности оказывать положительное влияние на жизнь других людей, проявлять о них заботу. Человечное отношение к окружающим основывается на уважении, умении замечать и ценить достоинства людей. Синонимичными понятиями к данному термину выступают гуманизм и доброта.

Человечность в отношениях к людям рождает позитивное взаимодействие. Индивид с человечной ориентацией пребывает в гармонии с собой и с миром, он получает моральное удовлетворение. Обязательными компонентами такого отношения к людям являются доброта и уважение.


Проявление человечности

В философии под человечностью подразумевают гуманное отношение. Философы убеждены, что условием формирования такого человеческого отношения к окружающим являются свобода, счастье и всестороннее развитие индивида.

По мнению педагогов, проявления человечности – это результат воспитания. Проблема человечности часто становится предметом изучения педагогов-практиков, заинтересованных в повышении качества образовательно-воспитательного процесса, так как человечное отношение к людям – это залог успешной социализации индивида.

Понятие человечность связывают с добродетелью и человеческим достоинством. Оно проявляется в непосредственном взаимодействии людей.

Гуманность и человечность

Считается, что такие понятия, как человечность и гуманность, являются синонимами. Однако это не одно и то же.

Человечность – это осознанный компонент морально-нравственного поведения человека. Такое поведение не является врожденным и не формируется само собой. Для его формирования у ребенка необходимы специальные воздействия со стороны взрослого, анализ поступков ребенка.

Гуманность – это всеобъемлющая любовь индивида к обществу, уважение к людям. Гуманистическое поведение проявляют не только отдельные индивиды, а целые государства, оказывая друг другу помощь в трудных ситуациях.

Черты характера, составляющие человечность

Про человечность говорят в том случае, когда в характере индивида отмечаются такие черты, как:

  • желание найти справедливость;
  • уважение к другим, вежливость;
  • гуманность, отказ от жестокости и грубости;
  • честность и искренность;
  • доброта и доброжелательное отношение;
  • отзывчивость;
  • скромность;
  • культурность;
  • способность к эмпатии, проявлению сочувствия;
  • милосердие, готовность прийти на помощь в критической ситуации;
  • самопожертвование, самоотверженность;
  • альтруистичность;
  • бескорыстность;
  • воспитанность, высокий морально-нравственный уровень;
  • толерантность, терпеливость, снисходительность;
  • умение прощать ошибки товарищей;
  • истинный интерес к людям, их проблемам, доверительному общению;
  • открытость;
  • великодушие, благородство.

Эссе на: «Человечность: аргументы

Те студенты, которые пишут эссе на эту тему, могут привести в своей работе следующие аргументы. Во-первых, можно утверждать, что человечность всегда соотносится с нравственностью; Во-вторых, как уже было сказано, это качество всегда включает в себя способность сочувствовать. Кроме того, тот, кто человечен, относится с терпимостью к другим, которые отличаются от него.

См. также: ГЕНЕАЛОГИЯ — что это. Функции и методы генеалогии


Человечность

В чем проявляется человечность

Примеры человечности и ее проявления можно найти в поступках индивида, в его отношении к жизни. Если человек умеет быть человечным, то это качество выражается в следующих моментах:

  • четком осознании собственной миссии в этом мире;
  • отказе от высокомерия;
  • развитой силы воли;
  • готовности жертвовать собственными интересами ради интересов близких или даже целого государства;
  • стремлении человека помочь нуждающимся, поддержать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации;
  • уважительном общении с разными категориями людей;


Сплоченный коллектив, основанный на принятии друг друга детьми

  • способности понять точку зрения человека, принять его таким, какой он есть;
  • понимании слабостей, наклонностей и потребностей того или иного партнера по общению;
  • принятии участия в коллективных видах деятельности с сохранением уважительного общения;
  • высоконравственном отношении к людям и их потребностям;
  • отсутствии эгоистических линий в поведении;
  • умении тактично сделать замечание хаму;
  • заботливом отношении к животным;
  • умении сделать правильный выбор, противостоять соблазнам.

Все проявления гуманности у человека направлены на то, чтобы сделать этот мир лучше. Конечно же, человечный индивид все преобразования глобального масштаба такой человек начинает с себя. Главной тема его жизни заключается в духовной чистоте и постоянном самосовершенствовании.

1.5. Также необходимо подробнее остановиться на марксистском (социалистическом) гуманизме.

Согласно марксистской теории, гуманизм – мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV – XV веках, получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII – начала XIX веков в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский

,
социалистический гуманизм
, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и – в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:

утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»;

провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»;

признание человеческого труда высшей ценностью жизни, забота об его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»;

«оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.

Как формируется человечность

Закладывать основы гуманности в ребенке нужно с детства. Это главная задача родителей. Азы человечности формируются в семье, когда дети перенимают гуманный опыт старшего поколения. По мнению психологов, сензитивным периодом формирования гуманности в ребенке является возраст 3 лет, когда наиболее ярко проявляется стремление ребенка быть похожим на взрослых, самостоятельно делать что-то, принимать участие во «взрослых» делах, помогая родителям.

Успех воспитательных воздействий во многом определяется тем, являются ли родители и ближайшие родственники семьи гуманными людьми. Ребенок научится по-человечески относиться к окружающим только в том случае ,если будет видеть пример человечности рядом.

Основными методами формирования человечности являются простые бытовые действия. Например:

  • совместное чтение и последующее обсуждение художественных произведений;
  • предъявление к ребенку разумных требований со стороны взрослых, аргументированные ограничения свободы действий;
  • воспитательные беседы, анализ каждого проступка;
  • похвала за позитивные поступки;
  • взаимопомощь и взаимовыручка;
  • формирование стремления помогать старикам;
  • привлечение детей к семейным делам, бытовым обязанностям;
  • сохранение семейных традиций.

Однако не только семья влияет на развитие гуманного отношения к окружающей действительности у ребенка. В семье закладываются только основы такого мировоззрения. Затем на этом базисе педагоги в школе формируют человечность у детей, изучая темы и разделы разных дисциплин, анализируя примеры из жизни. Кроме того, морально-нравственный компонент в структуре личности развивается через систему внеклассных и общешкольных воспитательных мероприятий, которую реализуют классные руководители и педагоги-организаторы в течение учебного года.

Анализ литературных произведений и написание сочинений-рассуждений школьников формирует у них умения анализировать поступки героев, формировать собственное мнение относительно добра и зла. На уроках литературы, обществознания, истории школьники учатся разбираться в людях. У них формируются социально одобряемые личностные качества. Воспитательная работа, реализуемая в школе, направлена на формирование такого выпускника образовательного учреждения, который сможет сформировать вокруг себя психологически здоровое окружение и выбрать правильный жизненный путь.

Гуманный — это какой?

Еще раз повторю определение гуманности (но в несколько более развернутом виде), чтобы опираясь на него можно было бы выделить признаки человека, которого с полным основанием можно было бы назвать гуманистом.

Определить гуманного человека можно по следующим трем характерным признакам:

  1. Альтруизм – это желание помогать нуждающимся совершенно безвозмездно, склонность заботиться о других, оказывать содействие, не прося ничего взамен. Ярким примером проявления этого качества являются люди, занимающиеся волонтерством – деятельностью, направленной на посильную помощь окружающим. Это делается не за деньги, славу или еще какие-либо бонусы. Намерения таких людей идут от души. Это помощь ради помощи.
    Человек, имеющий гуманистический взгляд на мир, может быть донором, помогать детским домам, организовывать бесплатные праздники, ухаживать за стариками в домах престарелых, лечить раненных в зоне боевых действий и так далее.
  2. Нравственность — это система ценностей, выстроенная на великодушии, доброте (что это такое?), принятии и отсутствии эгоизма. Индивид гуманный – это человеколюбивая личность, воспитанная таковой с детства. Если ребенка разными способами учили жестокости и прививали мысль, что мир опасен, то вряд ли в будущем человек будет относиться к нему с любовью.
  3. Сила воли – нужна в данном случае для борьбы с низменными чувствами и желаниями. Тот же самый эгоизм присутствует у всех людей без исключения, это данность, необходимая для выживания и развития. Мы отличаемся только степенью любви к себе: есть те, кто никогда ни чем не делится и никому не помогает, и те, кто отдает последнее на благо других. Иногда для того, чтобы сделать второе, приходится изрядно помучиться в сомнениях. Гуманист – это тоже человек, он должен хоть немного думать и о себе, чтобы жить полноценной жизнью. Если вы стоите в последних штанах, то неразумно будет отдать брюки тому, у кого их нет. Другое дело, если штанов у вас двое.

Читайте также: Как сделать хвостик если нет резинки

Если в поступке человека не присутствует этих трех элементов, то говорить о гуманности не приходится.

Нередко бывает так, что люди жертвуют немалые суммы на благотворительность (как это делают филантропы), а потом кричат об этом на всех углах, разве что плакаты по городу не вешают. Такие деяния диктуются тщеславием, а это и есть корысть. Желание помогать не должно сопровождаться ожиданием отдачи, платы за свое добро. Иначе это уже торговые отношения.

Откуда берутся бесчеловечные люди

Примеры человечности в повседневной жизни были бы не так заметны, если бы абсолютно все члены общества проявляли гуманное отношение друг к другу. Но репортажи в СМИ и то, что можно увидеть на улице, убеждают в том, что рядом с человеколюбием уживается и бесчеловечность.

Откуда берутся бесчеловечные люди? Ответ прост: из неблагополучных семей, где родители не уделяют должного внимания формированию достойных граждан.

Бесчеловечные люди появляются, если:

  • в детстве к ним применяют жестокие методы воспитания;
  • дети становятся свидетелями родительских скандалов;
  • ребенок наблюдает неуважительное отношение родителей друг к другу;
  • с ними грубо обращаются сверстники, такие дети терпят унижения с их стороны;
  • среди товарищей они являются изгоями;
  • в детстве у ребенка была травмирующая ситуация, после которой ему не была оказана психологическая поддержка и помощь.

Бесчеловечные люди ведут себя преступным образом. Они ввязываются в драки, оскорбляют других, могут даже совершить убийство. Привычными для них занятиями являются варварство, вандализм, экстремизм. Они так себя ведут, потому что чувствуют мнимую враждебность окружающего мира. Так происходит ,потому что в детстве у них не сформировалось уверенность в безопасности и защите. Именно поэтому недолюбленный родителями человек, у которого было тяжелое детство, проявляет агрессию по отношению к тем, кто слабее него. Демонстрируя силу, он стремится защитить самого себя.

Антигуманное отношение может быть направлено на окружающих, животных, культурные или природные объекты. Люди, лишенные человеколюбия, самоутверждаются за счет других и компенсируют те страдания, которые перенесли в детстве. Структуру личности бесчеловечных людей составляют такие черты, как:

  • равнодушие к проблемам других людей;
  • низкий уровень культуры;
  • аморальное поведение;
  • озлобленность;
  • жадность;
  • корыстность;
  • злорадство;
  • зависть;
  • бессовестность;
  • склонность к предательству;
  • отсутствие сострадания;
  • мстительность;
  • беспощадность, жестокость;
  • хладнокровность;
  • эмоциональная черствость;
  • агрессивность;
  • эгоистичность.

В асоциальных и неблагополучных семьях дети не видят образцов гуманности и человечности, морально-нравственные основы личности не формируются. В такой ситуации воспитательная работа школы или любого другого образовательного учреждения оказывается неэффективной, так как подросток, который не испытал нежности, ласки, любви и заботы, не научится их проявлять.

Равнодушие как форма бесчеловечности


Равнодушие как форма бесчеловечности
Ошибочно полагать, что эмоционально холодный человек, которого не трогают чужие беды и несчастья, является гуманным. Кончено, не вежливо лезть в чужую жизнь и разбрасывать советы направо и налево, когда о них не просят. Но и отсутствие стремления облегчить страдания несчастного, разделить его боль – это тоже не пример человечности.

Человечность и социальная пассивность несовместимы. Если человек не интересуется тем, что происходит вокруг, отдаляется от коллектива, предпочитает одиночество живому общению, то у него не остается возможностей проявить человечность. А это социальное качество необходимо постоянно тренировать. В отсутствии практики они гаснет, а человек черствеет. Он уже не способен искренне любить, дружить и совершать возвышенные поступки.

Равнодушие опустошает индивида, обесценивает его жизнь. Пустота в душе требует заполнения, поэтому человек ищет хоть какие-то варианты заполнения этой пустоты. У него повышается риск совершения асоциальных поступков, ведь такой индивид не склонен испытывать угрызения совести, стыд и чувство вины.

Согласно религиозным воззрениям, равнодушие – это грех. Как показывает практика, самые страшные преступления совершаются с молчаливого согласия на эти действия со стороны равнодушных личностей.

Кто такой гуманист

Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.

Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.

Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.

Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.

Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.

Преимущества человечности

Каждый человек, достигнув сознательного возраста, имеет возможность выбирать, как ему поступать. Очевидными преимуществами человечности являются:

  • обретение душевного спокойствия и позитивного самовосприятия;
  • осознание собственной силы, гордость своими достижениями;
  • нахождение своего места в жизни, в коллективе;
  • радость от того, что можно быть полезным для кого-то;
  • развитие силы воли, толерантности;
  • возможность получить признание среди членов коллектива;
  • сохранение доброжелательных отношений с начальством и коллегами;
  • обретение гармоничных отношений в семье;
  • любовь и понимание со стороны окружающих.

Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.

Задать вопрос

Проблемы человечности

Человечность является социальным феноменом. Социологами выделены основные проблемы человечности:

  1. природа человечности до конца не изучена. Как показывает практика, сформировать это качество личности можно не у всех людей. На основании этого ученые высказывают предположение о биологической природе человечности. Если это качество является врожденным, стоит ли прилагать усилия для его искусственного воссоздания?
  2. В условиях реальной жизни данная личностная черта не всегда проявляется закономерно и последовательно. Это связано с тем, что даже душевным людям свойственно ожидать благодарности и одобрения своим действиям. Но получить их не всегда получается. Человек, который нуждается в помощи и заботе, порой не имеет личностного ресурса для того, чтобы благодарить. Не принимая это в учет, человек, совершивший добро, разочаровывается в нем. Вероятно ,в следующий раз, стоят перед нравственным выбором, он откажется от проявления гуманизма.
  3. В современном мире существует множество синонимичных понятий. Так, термины «доброта», «гуманизм», «гуманность», «милосердие», «человечность» близки по значению. Но в то же время их содержание различно. Каждое из этих понятий имеет свои нюансы. В результате этого индивидуальные представления родителей и педагогов о том, что же все-таки стоит понимать под человеколюбием, сильно разнятся. Это приводит к тому, что усилия агентов социализации не имеют четко заданного определенного направления. Все стараются сформировать достойного гражданина, не имея при этом однозначного четкого образца желаемого результата.
  4. На сегодняшний день нет валидного психолого-педагогического инструментария, который позволил бы получить достоверную информацию об уровне человечности того или иного испытуемого. Есть методики, направленные на изучение степени выраженности того или иного компонента человечности (уровня воспитанности, например). Но на основании результатов данных методик не представляется возможным составить четкое представление о том, каким уровнем человечности обладает тот или иной испытуемый.
  5. Некоторые люди приравнивают человеколюбие и доброжелательность к душевной слабости. Они полагают, что в условиях современного мира быть человечным невыгодно. Проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью, своим богатством. В общественном сознании прочно укоренился стереотип о том, что, проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью. Если у родителей такое отношение к человечности, будут ли они сознательно тренировать данное качество у своих детей?
  6. Задача сохранения личных границ и границ другого человека становится актуальной проблемой проявления человечности. В жизни часто происходят такие ситуации, когда воспитанные люди предпочитают не вмешиваться в ту или иную ситуацию, требующую нравственного выбора, так как опасаются показаться навязчивыми, излишне любопытными. Однако, если задуматься, риск показаться слишком навязчивым должен пугать меньше, чем возможность прослыть равнодушным.


Сложный путь саморазвития

Гуманность Гуманный

Гуманность как качество личности –
наличие ярко проявленной системы социальных установок личности, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в рамках общения, содействия, соучастия, помощи со всем живым и «природным», которое имеет для субъекта глубокий личностный смысл.
Однажды в Африке, во время священного праздника шакалы напали на семью антилоп и растерзали их. За это тяжкое преступление раньше полагалась смерть, но по решению сообщества их посадили пожизненно в яму, проявив гуманность и милосердие. Миролюбивые зебры сказали: — Мы все одной крови. Большой грех убивать себе подобных. Никто из нас не имеет права лишать их жизни. Гуманнее оставить их в живых, пусть всю жизнь сидят в тюрьме и раскаиваются. Броненосец возразил: — Они совершили тяжкое преступление, проявив свои животные инстинкты! Эта стая шакалов бросила вызов всему сообществу. Оставив их в живых, мы оскорбляем чувства выживших антилоп, детей которые остались без родителей. Это обида и негодование за несправедливый вердикт со временем приумножит ненависть и злобу в обществе. Шакалам не присуще раскаивание, и поэтому они заслуживают только смертной казни. Хотя слова броненосца звучали убедительно, но Лев согласился с мнением зебр, и оставило осуждённых пожизненно в яме. И так получилось, что через некоторое время шакалам удалось бежать из ямы, убив охрану и случайно попавшихся свидетелей. Львы опять их поймали и бросили в яму до решения сообщества. И в этот раз гуманные зебры сказали: — Мы не вправе лишать их жизни. Не мы им давали её и не нам жизнь у них отнимать. И сообщество опять приняло сторону зебр. Лев посмотрел на расстроенного броненосца и спросил его: — Что вы думаете о данной ситуации и решении сообщества. — Я думаю, что либо здравый смысл спасёт наш мир, либо ваша гипертрофированная гуманность его погубит.

Гуманностью, если она чрезмерна, можно отравиться. Несомненная добродетель в современном мире превращается в жестокость по отношении к невинным людям, ставшим жертвами палачей, прощённых обществом. Наверное, сегодня Нюрнбергский процесс никогда бы не состоялся. Нынешний гуманизм мутирует в оргию вседозволенности, двойных стандартов, лицемерия и самообмана человечества. Сегодняшний гуманизм несомненно переживёт человечество.

Норвежский террорист Андерс Брейвик в июле 2011 года напал на молодёжный лагерь и убил 77 человек, 151 получили ранения. Его признали вменяемым и приговорили к 21 году тюремного заключения. Брейвик содержится в одиночной камере площадью 80 квадратных метров и состоящей из трех комнат: спальни, кабинета и спортзала. Он имеет возможность вести переписку. Также террорист может прогуливаться во внутреннем дворике под надзором охраны. 9 ноября 2012 года Андерс Брейвик направил сотрудникам норвежской службы исполнения наказаний 27-ми страничное письмо, в котором пожаловался на тюремную жизнь. Брейвику не нравится отношение охраны тюрьмы, резиновая ручка, которая натирает руку при долгом использовании, принуждение бриться и чистить зубы под присмотром охраны. Брейвик отмечает, что ему приносят холодную еду и масло, которое, по словам террориста, «невозможно намазать на хлеб». В целом Брейвик назвал условия содержания в тюрьме «садистскими».

Проповедникам такого чрезмерного гуманизма, читай – жестокостью в отношении к жертвам, советую прислушаться к словам Михаила Генина: «Хочешь обнять весь мир — купи глобус». Александр Драгилёв совершенно определенно высказался относительно гуманизма, который ставит милость выше справедливости: «Если есть Бог, значит, Он выше нас. Значит, Он смотрит на наши поступки. Если Он нас создал, значит, у нас помимо нашей цели есть еще цель в Его понимании. Он нас создал для чего-то, значит, в Его голове, в Его уме, для нас приготовлено какое-то назначение. Соответственно, следовать этому назначению, которое Он для нас придумал, есть добро, есть хорошо, благо. А противиться своему предназначению, для которого Он нас создал, есть зло. Нас это ставит в некие рамки, в рамки добра и зла. Когда мы говорим, что человек венец творения природы, мы отметаем рамки добра и зла. Мы говорим: «Все, что хорошо для человека есть Абсолютное благо — хорошо вообще!» Все, что хорошо для цезаря, хорошо для меня. Отсюда появляется эта религия. Она называется гуманизм. Гуманизм — это религия, которая человека ставит на пьедестал Бога. Мы поклоняемся человеку. Мы поклоняемся гуманоиду. Такая вот религия. Все, что хорошо для человека есть добро».

Гуманный, по В. Далю, значит человеческий, человечный, людской (поступить или сделать по-людски, хорошо), свойственный человеку истинно просвещенному, милостивый, милосердный. Мерилом гуманистических ценностей служат «человечность» и «бесчеловечность». Всё соответствующее или не противоречащее критерию человечности становится ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни. Антоним гуманности – жестокость, то есть в узком понимании гуманность – это стремление не причинять страданий человеку насколько это возможно.

В жизненном и психологическом смысле человечность как качество и существенное свойство человека включает в себя: альтруизм (доброту); нравственность как совокупность жизненных правил поведения, реализующих альтруизм и подавляющих эгоизм; волю, как душевную силу, реализующую альтруистическое и нравственное поведение в борьбе с собственным и чужим эгоизмом.

Гуманность как качество личности тесно связана с другим её качеством — альтруизмом, под которым понимается склонность к бескорыстной заботе о благополучии других и готовность жертвовать для других своими личными интересами. Критерий оказания помощи на бескорыстной основе, то есть вне эгоистических интересов, служит определяющим для всех форм проявления гуманности. Любая форма поддержки, сочувствия, сострадания либо помощи, исходящая от ожиданий одобрения, получения каких-то выгод не может считаться проявлением истинной гуманности. Например, крупные пожертвования в благотворительный фонд, сделанные из соображений тщеславия или рекламы, гуманностью не считаются. Благочестивый, гуманный поступок должен быть бескорыстен. Это основное требование.

Грань между бескорыстным и эгоистичным поступком выявить со стороны сложно. Это может сделать лишь сам человек, проанализировав истоки своего поведения. Зачастую за бескорыстным и совершенно неизбирательным оказанием помощи кроется эгоистический мотив, связанный с внутренним самоутверждением, либо снятием стресса и избеганием чувства вины.

Биограф А. Линкольна Ф. Шарп иллюстрирует сказанное следующей историей. Как-то, путешествуя в карете и разговаривая со своими спутниками, А. Линкольн, «после того, как … привел доводы в пользу того, что эгоизм толкает на совершение всех хороших поступков, … обратил внимание на то, что свинья, мимо которой как раз проезжала карета, производит ужасный шум. Ее поросята упали в пруд и тонули. Линкольн попросил кучера остановиться, выпрыгнул из кареты, бросился к пруду и вытащил поросят. Когда он вновь уселся на свое место в карете, его собеседник заметил: “Ну, Эйб, скажите-ка, какое отношение имеет эгоизм к тому, что только что произошло?” “Да что ты, Бог с тобой, Эд, самое прямое. Я бы целый день не смог успокоиться, если бы проехал мимо и оставил бы бедную свинью волноваться за своих крошек. Я сделал это, чтобы успокоиться. Неужели ты этого не понимаешь?”»

Подлинно гуманное отношение в целом ряде случаев оказывает сильнейшее позитивное воздействие, как на отдельных индивидов, так и на целые группы. Яркий пример такого рода мы находим в известном романе Г. Сенквича «Камо грядеши». Римский трибун Марк Виниций в письме к другу пишет: «Когда я …возвратился к себе, дома меня не ждали. Думали, я в Беневенте и вернусь не скоро, поэтому я застал беспорядок, пьяных рабов за пиршеством, которое они себе устроили в моем триклинии. Явился я неожиданно, как внезапная смерть, и, пожалуй, ее они бы меньше испугались. Ты знаешь, дом я веду твердую рукой, и вот все, как один, упали на колени, некоторые от страха потеряли сознание. И знаешь, как я поступил? В первую минуту хотел потребовать розги и раскаленное железо, но тут меня обуял стыд и — веришь ли? — жалость к этим несчастным; меж ними есть и старые рабы, которых еще мой дед М. Виниций во времена Августа привел с берегов Рейна. Я заперся в библиотеке и там у меня появились еще более странные мысли, а именно: после того, что я слышал и видел у христиан, мне не подобает поступать с рабами как прежде, они ведь тоже люди. А челядь моя несколько дней была в смертельной тревоге — они думали, что я медлю для того, чтобы придумать более жестокое наказание, а я их так и не наказал — потому что не мог! Третьего дня созвал их всех и сказал: «Я вас прощаю, а вы постарайтесь усердной службой искупить свою вину». Они бросились на колени, обливаясь слезами, с воплями простирая ко мне руки, называя меня владыкой и отцом, так что я — говорю это тебе со стыдом — тоже был растроган. … А что до рабов моих, меня удивило одно. Полученное ими прощение не только не возбудило в них наглость и не расшатало послушание — напротив, никогда страх не принуждал их служить столь усердно, как это сделала благодарность».

Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Как развить в себе человечность

Выше было сказано о том, что большую роль в развитии человеколюбия у индивида играет его семья. Но это не означает, что человек из неблагополучной семьи не сможет сознательно сформировать у себя возвышенное отношение к окружающим.

Чтобы развить в себе человечность, нужно:

  1. Найти в ближайшем или отдаленном социальном окружении человека, который мог бы считаться образцом милосердия. Чтобы организовать собственную жизнь в соответствии с принципами человеколюбия, нужно окружить себя доброжелательными людьми.
  2. Развитию человечности способствует участие в волонтерском движении. Бескорыстная помощь нуждающимся пробуждает в глубине души индивида истинную любовь к людям, бережное отношение к их чувствам.
  3. В общении с друзьями важно учиться слушать, а не говорить. Часто именно с искренней помощи друзьям начинается путь человека к Богу.
  4. Человеку, который решил благородно относиться к окружающим, безвозмездно помогать нуждающимся, нужно выработать правильное отношение к благодарности. Кончено, каждому приятно получить благодарность за добрый поступок, но это не должно быть самоцелью. Не стоит делать поспешные выводы о человеке ,если он не поблагодарил своего спасителя.
  5. Важно научиться прощать людей, которые однажды причинили боль и отпускать обиды. Злопамятность и обидчивость – это те черты характера, которые необходимо корректировать. Причиной их появления являются непроработанные негативные эмоции. Если не получается отпустить разрушающие чувства самостоятельно, нужно обратиться за помощью к психологу.
  6. Человеколюбие складывается из таких компонентов, как интеллигентность, доброта и любовь. Это означает ,что гуманному отношению к людям нужно учиться, читая книги по философии ,педагогике, психологии. Также необходимо по-доброму смотреть на мир, научиться замечать в людях хорошее, а не зацикливаться на плохом. Чтобы полюбить мир и людей в нем, нужно полюбить самого себя. Это связано с самопринятием. Квалифицированный психолог поможет сделать это.
  7. Только критичное отношение к собственным поступкам поможет человеку научиться отличать добро от зла. Конечно, одного намерения стать человечным не достаточно для того, чтобы коренным образом поменять свою жизнь. Трансформация личности – долгий процесс. Облегчить переход от привычной модели поведения к человеколюбию может ведение дневника. В нем стоит подробно описывать и анализировать ситуации нравственного выбора и собственное поведение в них.

Принцип непрерывности

Гуманность человека формируется при непрерывном воспитательном процессе. Он определяется многими факторами, считается многогранным явлением, не ограничиваемым временными, возрастными рамками. Воспитание начинается с момента появления человека на свет, осуществляется на протяжении всей жизни.

На личность, ее качества, в разной степени воздействует социальная среда, природные условия. Воспитание осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной работе.

Некоторые родители считают, что ребенок воспитывается лишь в тех случаях, когда с ним проводятся определенные беседы, осуществляется работа учителей дошкольных учреждений и образовательных учреждений.

Но Макаренко говорил о том, что важнейшим аспектом непрерывного воспитания является семья. Старшее поколение должно брать на себя обязанность через разные институты: дошкольные заведения, семью, профессиональные учебные заведения, целенаправленно заботиться о гуманизации подрастающего поколения.

Примеры человечности из жизни

Примерами человечности в жизни могут служить:

  • героические поступки пограничников;
  • деятельность благотворительных фондов;
  • самоотверженная борьба врачей за жизнь человека;
  • волонтерская помощь школьников старикам;
  • донорство;
  • искреннее желание принимать участие в жизни близких, спрашивая у них: «Что случилось? Может, нужна помощь?»


    Волонтерская деятельность

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]