Диагноз: подросток. 7 способов преодолеть подростковый кризис

Подростковый кризис психологи и врачи называют периодом в жизни человека, когда происходят активные изменения на физиологическом и психологическом уровне. Превращение ребенка в подростка выражается желанием продемонстрировать собственную независимость, самовыразиться и самоутвердиться. Часто возникают конфликты с родителями, учителями, пропадает рвение к учебе.

Подростковый кризис длится несколько лет, начинается около 11 и завершается к моменту совершеннолетия, а иногда к 20-21 годам. Это непростой период сопровождается гормональной перестройкой, изменением формы тела, внешности, а также появлением личностного мировоззрения.

Пройти кризисный период подростку непросто — эмоциональные перепады, неумение справляться с новыми задачами часто заставляют сомневаться в собственных силах. Внимательные родители, педагоги и психологи способны помочь вчерашнему ребенку справиться с периодом взросления так, чтобы подростковый кризис пройти с минимальными потерями.

Подростковый кризис: физиологические основы

В 11-12 лет активно перестраивается гормональная система. Особенно интенсивно начинают работать щитовидная железа, надпочечники, гипофиз. Эти органы синтезируют половые гормоны и гормоны роста в большем, чем раньше, количестве. В то же время, функция тимуса, снижается.

На фоне гормональной перестройки возникают значительные изменения.

Они проявляются интенсивным ростом — у девочек увеличение частей тела наблюдается с 11 до 13, у мальчиков в период от 13 до 15 лет. Изменения не происходят одновременно, зачастую первыми вытягиваются конечности, затем туловище. Большинство подростков кажутся неуклюжими, угловатыми. Из-за непропорциональных размеров отдельных частей тела у них возникает неуверенность в собственной привлекательности, стеснительность.

У мальчиков меняется голос из-за утолщения связок. Высокий детский тембр не сразу становится более низким. “Ломка” происходит около года.

Скорость полового созревания во время пубертата во многом зависит от конституции, наследственности, особенностей климата и других факторов. У девочек период менархе (первых месячных) приходится на 11-13 лет, мальчики созревают к 13-15 годам. Но полностью формирование гормональной и репродуктивной системы завершается позже, в 18-20 лет.

Кризис сопровождается пробуждением интереса к представителям противоположного пола. Пробуждение сексуальности, первая влюбленность отражается на эмоциональном состоянии и поведении подростка.

Эмоциональные перепады — отличительная особенность подросткового возраста. Резкие колебания гормонов в сочетании с неумением понимать причины и экологично управлять своими эмоциями заставляют подростков бурно реагировать — проявлять агрессию, плакать, испытывать подавленное или возбужденное состояние. На фоне эмоциональных перепадов возникают и физиологические реакции — скачки артериального давления, мышечные спазмы, быстрое утомление.

Характерные для возраста реакции

Для подросткового возраста характерны четыре реакции:

  • эмансипации;
  • группирования со сверстниками;
  • интереса к противоположному полу;
  • многочисленных увлечений.

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Реакция эмансипации

Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:

  • эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
  • поведенческую (уход от контроля родителей);
  • нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).

Группирование со сверстниками

Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.

Интерес к противоположному полу

Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.

Увлечения

Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:

  • интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
  • телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
  • лидерские;
  • эгоцентрические (самодеятельность);
  • азартные (ставки);
  • информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).

Подростковый кризис: признаки

Кризис подросткового возраста не все родители распознают по первым проявлениям. Часто взрослым кажется, что ребенок не хочет слушаться или грубит специально, проявляет упрямство им “назло” или под влиянием “неправильных” друзей.

Задуматься о том, что чадо вступило в подростковый период заставляют повторяющиеся ситуации, в которых ребенок отказывается общаться, бурно проявляет эмоции или настаивает на своем.

Внимание! Зная признаки подросткового кризиса, родители могут помочь своему сыну или дочке справиться со сложным периодом без серьезных последствий.

Подростки становятся конфликтными, отвергают любые предложения со стороны взрослых, настаивают на своей точке зрения.

Те, кто еще вчера с удовольствием занимался спортом, музыкой или посещали кружки рукоделия, перестают получать удовольствие от занятий. Нередко мальчики и девочки бросают занятия, которым уделили несколько лет. Подростки быстро увлекаются другими видами деятельности и так же быстро теряют к ним интерес. На увещевания родителей не бросать секции или кружки дети реагируют очень бурно и расценивают это, как попытку ущемить их свободу.

Непостоянство поведения проявляется эмоциональными перепадами. Они проявляются в общении с учителями, родителями. В немалой степени эмоциональное состояние подростка зависит и от отношений со сверстниками. Дома, в школе и компании друзей один и тот же подросток ведет себя и реагирует на одинаковые фразы по-разному.

Так, со взрослыми может проявляться упрямство, негативизм, агрессия. Подобное поведение — признак того, что подросток пытается обрести самостоятельность:

  1. Освобождается от потребности в одобрении и оценке со стороны родителей. Это необходимо, чтобы научиться идти по выбранному пути (не имеется в виду асоциальное поведение), не оглядываясь на мнение матери и отца.
  2. Прекращает оценивать себя, мир вокруг сквозь призму родительских критериев. Появляется собственное мнение, которое базируется на своем опыте.
  3. Учится обеспечивать себя материально, стремится к свободе выбора работы, места для проживания, интересов и круга общения.
  4. Получает опыт жизни без чувства вины и беспокойства за отделение от родителей.

Сверстники становятся самыми важными людьми для подростка. Он пытается подражать тем, которых считает более успешным в какой-либо сфере.

Дома и в школе новый стиль поведения не всегда принимается с пониманием. Но ребенку непросто выработать четкую тактику. Это заставляет подростка изолироваться от всех или только от конкретной группы людей.

Прекращение контактов нередко проходит очень непросто. Для кого то спасением становится чтение книг, компьютерные игры, поиск ответов на вопросы в собственном сознании. Другие же подростки полностью отстраняются от одноклассников, начинают больше общаться с одногодками во дворе.

Важно! То, насколько отстраненным будет подросток, зависит от глубины его кризисных переживаний и тех событий, которые воспринимаются болезненно. Чем больше травмирующим моментов, тем более одиноким становится мальчик или девочка.

Страдает учеба. Причина тому — перевод значимости со знаний на социальное взаимодействие. Подросток может посещать занятия не для того, чтобы получить знания, а желая встретиться с важными для него людьми. Таким же принципом руководствуются дети подросткового возраста и при выборе дополнительных занятий.

Источники

  • Surme K., Akman H., Cime Akbaydogan L., Akin M. Evaluation of Parents’ Knowledge and Attitudes Towards Pediatric Dental Practice during the COVID-19 Pandemic. // Oral Health Prev Dent — 2021 — Vol19 — N1 — p.271-277; PMID:33881290
  • Horacek U., Auer I., Thaiss H. [Children’s daycare and schools-a challenge for local health services in the pandemic]. // Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz — 2021 — Vol64 — N4 — p.463-471; PMID:33871673
  • Vardi N., Zalsman G., Madjar N., Weizman A., Shoval G. COVID-19 pandemic: Impacts on mothers’ and infants’ mental health during pregnancy and shortly thereafter. // Clin Child Psychol Psychiatry — 2021 — Vol — NNULL — p.13591045211009297; PMID:33855857
  • Ghosh AK., Mecklenburg M., Ibrahim S., Daniel P. Health Care Needs in the Aftermath of Hurricane Maria in Puerto Rico: A Perspective from Federal Medical Shelter Manatí. // Prehosp Disaster Med — 2021 — Vol36 — N3 — p.260-264; PMID:33853696
  • Tang Q., Liu Y., Fu Y., Di Z., Xu K., Tang B., Wu H., Di M. A comprehensive evaluation of early potential risk factors for disease aggravation in patients with COVID-19. // Sci Rep — 2021 — Vol11 — N1 — p.8062; PMID:33850192
  • Desine S., Eskin L., Bonham VL., Koehly LM. Social support networks of adults with sickle cell disease. // J Genet Couns — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33847032
  • Shi J., Gao X., Xue S., Li F., Nie Q., Lv Y., Wang J., Xu T., Du G., Li G. Spatio-temporal evolution and influencing mechanism of the COVID-19 epidemic in Shandong province, China. // Sci Rep — 2021 — Vol11 — N1 — p.7811; PMID:33837241
  • Patel S., Dadnam C., Hewitson R., Thakur I., Morgan J. Fifteen-minute consultation: Recognition of sickle cell crises in the paediatric emergency department. // Arch Dis Child Educ Pract Ed — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33832961
  • Wang NL., Li SM., Wei SF. . // Zhonghua Yan Ke Za Zhi — 2021 — Vol57 — N4 — p.241-244; PMID:33832046
  • Lupton D., Lewis S. Learning about COVID-19: a qualitative interview study of Australians’ use of information sources. // BMC Public Health — 2021 — Vol21 — N1 — p.662; PMID:33823843

Подростковый кризис: причины возникновения

Причины кризиса подросткового возраста классики психологии рассматривают с нескольких позиций:

  1. Несовпадение полового и социально-культурного развития с окончанием физиологического роста (Л. С. Выготский). Переходный возраст — необходимое звено между детством и взрослостью, которое сформировалось в результате культурного и исторического развития.
  2. В подростковый период возникают потребности, которые ребенок не способен удовлетворить из-за недостаточного опыта и физиологических особенностей (Л.И. Божович). Источник повышенной эмоциональности, агрессии и других проблем в поведении — внутренние и внешние запреты, с которыми сталкивается взрослеющий человек.
  3. Кризис для подростка — период поиска своего места, роли, предназначения в жизни, время самоопределения (Э. Эриксон).

Интенсивное умственное и физиологическое развитие стимулирует появление новых потребностей. Недостаточная зрелость не позволяет удовлетворить их в полном объеме. Подросток чувствует себя уже взрослым, но не может жить, как взрослый.

Из-за того, что основное внимание ребенок теперь уделяет не учебе, а общению со сверстниками, снижается успеваемость. На фоне этого возникает внутреннее напряжение, тревога, к которым часто присоединяется давление со стороны родителей и учителей.

После 10 лет начинают активно развиваться теменные доли головного мозга. Это способствует тому, что у подростка появляется умение использовать свои интеллектуальные и аналитические способности. Но недостаточное развитие префронтальной коры не позволяет анализировать риски и собственные возможности. планировать и контролировать эмоции. Такое умение появляется к 17-18 годам.

Развитие познавательной сферы становится толчком для приобретения подростком новых знаний. Он от образного переходит к абстрактному мышлению, в этом помогает уже приобретенный собственный опыт. Во время обработки информации ребенок активно использует знания, память, дедукцию, формирует собственное мнение.

Новый уровень мышления дает возможность осознать собственную неповторимость. Появляется почва для размышлений о предназначении, на фоне которых у подростка формируется жизненная позиция, а также возникают страхи.

Одна из главных причин тяжелого проживания кризиса — конфликтные отношения с родителями. Для многих взрослых непросто принять перемены в поведении чада. Родители пытаются пользоваться прежними подходами во взаимоотношениях (как к маленькому), не учитывая, что их дочь или сын уже выросли.

Личностное развитие

Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:

  • подражательный (самый простой, но сомнительный путь: имитация внешнего вида);
  • образцовый (стремление походить на «настоящую женщину», «настоящего мужчину»);
  • социальный (сотрудничество со взрослыми, участие в жизни семьи, общества);
  • интеллектуальный (самообразование, дополнительный поиск научной информации).

В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.

Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:

  • ощущение себя актером и восприятие мира как сцены;
  • убежденность в уникальности своих эмоций.

Подростковый кризис с медицинской точки зрения

Подростковый кризис — время, когда эндокринная система начинает работать более активно, чем раньше. На фоне полового созревания происходит развитие вторичных половых признаков. Очень быстро увеличивается рост — буквально за несколько месяцев мальчики и девочки вырастают на 5-6 см, на целый размер увеличивается нога.

Бурный рост нередко становится причиной нарушения осанки.

Активная работа сальных и потовых желез заставляет подростков часто испытывать неловкость из-за чрезмерной потливости, высыпаний на коже. Стремление выглядеть привлекательно часто заставляет девочек отказываться от еды. А для других подростков пища становится способом удовлетворить свою потребность быть замеченным, снять тревожность.

Все названные выше проявления подросткового кризиса, замеченные вовремя, поддаются коррекции. Чтобы избежать нежелательных последствий родителям стоит быть внимательными к своему ребенку, в случае необходимости не откладывать визит к неврологу, эндокринологу, психотерапевту. Игнорировать подростковый кризис у ребенка небезопасно для его психического и физического здоровья.

Особенности подросткового кризиса

В период перехода от детства к взрослости появляются психические новообразования, которые ранее функционировали примитивно. Но подросток еще не знает, как пользоваться приобретенным так, чтобы не испытывать эмоциональные колебания.

Жесткая логика, которая требует быстрых решений, прямых ответов становится причиной того, что подростки видят мир в черно-белых цветах, без оттенков.

Способствует этому развивающееся логическое мышление, умение делать выводы при отсутсвии нюансированности. Подросток оценивает резко негативно или в позитивном ключе не только мир, других людей, но и самого себя.

Рассматривая себя, не как продолжения или приложение к родителям, а как отдельную личность, подросток начинает уделять много внимания собственным переживаниям. Он начинает искать для себя ответы на вопросы о том, в чем смысл жизни, что такое смерть, что кроется за религиями, зачем нужна дружба и любовь. Но, главное, ставит цели для своего будущего.

Важность сверстников у подростка граничит с осознанием того, что одиночество в некоторые моменты жизни неизбежно. Все чаще он задумывается о том, что общего есть у него с друзьями, а что — разделяет и направляет по своему пути.

Опасный момент! В ситуации, когда подросток очень близок с друзьями, зависим от их мнения, имеет с ними много общих интересов, конфликты и непонимание способны вызвать очень болезненную реакцию.

Чувство полного одиночества нередко возникает на фоне того, что подросток переоценивает свои возможности. Его силы возрастают, что дает возможность самостоятельно решать некоторые вопросы, справляться без постоянной помощи со стороны. Подросток начинает испытывать свое всемогущество. Но непреодолимые трудности и ограниченные ресурсы провоцирует состояние разочарования в себе, возникновение комплексов.

Когда завершается

Считается, что нормальный возраст для окончания пубертатного периода 14-16 лет. Однако психологи стали замечать, что в современном мире у молодых людей и девушек кризис стал начинаться и заканчиваться гораздо позже, в большинстве случаев уже после достижения совершеннолетия.

Психологи связывают это с тем, что современные стандарты требуют от молодых людей конкурентоспособности в плане образования, на получение которого сейчас уходит гораздо больше времени.

В связи с этим период, когда молодой человек или девушка начинает работать и жить самостоятельно, постоянно отодвигается. Поэтому окончание переходного возраста может приходиться на 17-21 год. Хорошо это или нет, сказать сложно. Хотя можно отметить, что возникновение более позднего периода способствует спокойному или менее конфликтному его протеканию.

Какова формула счастья в доме, где есть подросток? Все просто – достаточно достичь взаимопонимания и взаимоуважения. Бушующие гормоны постепенно утихнут, и перед родителями появится новый, уже взрослый человек, который будет благодарен им за оказанную поддержку.

Советы для родителей подростков

Поддержка родителей в период подросткового кризиса очень важна. Старшие члены семьи уже имеют опыт преодоления сложных этапов в жизни и могут помочь своему ребенку без больших потерь пройти самый непростой период.

Родителям стоит быть внимательными и чуткими по отношению к сыну или дочери. Когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, важно не тормозить и не подгонять его, но дать возможность реализовать желание брать на себя ответственность.

Психологи рекомендуют родителям подростков:

  • изучать специальную литературу, которая знакомит с тонкостями переходного возраста. Участвовать в родительских группах — их организуют во многих школах, клубах по развитию личности;
  • понять, что изменения, которые происходят с ребенком, неизбежны, необходимы и нормальны. Даже, если он проявляет непослушание, бунтует, от всего отказывается, ничем не интересуется. На самом деле, за кажущимся безразличием скрывается очень чуткий и ранимый человек;
  • поддерживать стремление к самостоятельности, стараться не проявлять излишнюю опеку. Те приемы, которые родители использовали в отношении чада недавно, уже не работают. В переходный период меняться должен не только ребенок, но и вся семейная система.
  • период отделения подростка от семьи, его выход из-под опеки часто бывает для родителей неожиданным, болезненным. В такой ситуации требуется помощь психолога. Хорошо помогает не только индивидуальная работа со специалистом, но и участие в родительской группе;
  • задача родителей подростка — внимательно слушать ребенка, не пытаться поучать его. Это необходимо, чтобы ребенок стал доверять и научился делиться переживаниями;
  • необходимо внимание к настроению и поведению ребенка, это позволяет вовремя отследить нарушения и обратиться за помощью. Важно не бояться увидеть проблему, а поддерживая сына или дочь стараться решить проблемный момент;
  • помнить, что переходный возраст — не навсегда. Через несколько лет ребенок повзрослеет. Но, каким он станет после окончания кризиса, во многом зависит от самих родителей.

Для человека, который проходит кризис подросткового возраста, крайне важно понять, что он имеет что-то свое. Нужно научить охранять собственные личные границы и не нарушать чужие. Давайте ребенку возможность находиться в одиночестве, иметь секреты и личные вещи, к которым нет доступа никому больше.

Чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно, не стеснялся неуклюжести и умел постоять за себя, привлекайте его к совместным занятиям спортом. Это не только создаст ощущение общности интересов, доверие, но и разовьет реакцию, ловкость, целеустремленность и решительность.

Стремясь добиться чего-либо от сына илим дочери, необходимо демонстрировать пример. Иными словами, ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя подросток. Если хотите уважительного отношения к себе, уважайте его и других людей. Требуя от ребенка своевременного возвращения домой с прогулки, будьте пунктуальны сами. А если хотите, чтобы сын или дочь обращались за советом — спрашивайте и их менения тоже.

Содержание:

  • Что нужно знать о подростковом возрасте? Почему сложно детям?
  • Почему сложно родителям?
  • Особенности переходного периода
      У девочек
  • У мальчиков
  • Вопросы полового созревания
  • Какие опасности подстерегают детей и родителей?
  • Как помочь ребёнку пережить подростковый период?
      Ошибки родителей в воспитании
  • Как правильно вести себя родителям в этот непростой период
  • Если ребёнок попал в плохую компанию
  • Что на самом деле происходит с подростками – определяем внутренний возраст своего ребёнка
      Совет родителям от психолога-эксперта
  • Профилактика

    Чуткость, внимание к подростку со стороны родителей дает возможность избежать серьезных проблем. В период самоопределения, сепарации старшим членам семьи необходимо не только проявлять внимание к чаду. Важно найти время для собственных интересов и любимых занятий.

    Не стоит пытаться поучать ребенка — намного полезнее, если он будет видеть в родителях живых людей, которые тоже ошибаются и исправляют ошибки. С которыми можно поделиться интересной информацией и которые тоже могут рассказать немало полезного.

    Давайте ребенку свободу в той мере, в какой она не может навредить ему. Подросток должен знать, что существуют границы, которые он не может нарушать (они необходимы для безопасности).

    Учите чадо, что проблемы в жизни неизбежны, но не трагичны, а разбираться со сложностями стоит в самом начале.

    Изменения жизненных ценностей

    В рамках исследовательского проекта “Ценностный атлас России” было проведено изучение ценностных ориентиров среди учащихся школ, колледжей и лицеев страны. Возраст респондентов составил 14-19 лет. Исследование проводилось в нескольких федеральных округах:

    • Центральном;
    • Приволжском;
    • Северо-Западном;
    • Сибирском;
    • Уральском;
    • Южном.

    Исследование показало, что для российских подростков важна возможность самостоятельно выбирать ориентиры, которые влияют на выбор направления в жизни. В ходе исследования было выделено 10 главных ценностей.

    Приоритеты подростков распределились так (от наиболее к менее значимым):

    1. Доброта (пожелание благополучия близким).
    2. Самостоятельность в суждениях и принятии решений.
    3. Желание получать чувственное удовольствие (гедонизм).
    4. Стремление к личному успеху.
    5. Личная и общественная безопасность.
    6. Жажда приключений, риска, новизны.
    7. Стремление к пониманию, терпимости к другим людям, бережное отношение к животным, природе (универсализм).
    8. Социально одобряемое поведение (конформность)
    9. Уважение традиций, религиозность.
    10. Стремление к власти.

    В выборе жизненных ценностей отличается у подростков разного пола и возраста. Так, у учеников выпускных классов высоко ценится самостоятельность, новые впечатления и власть. Для 8-классников важны терпимость, почитание традиций и конформность. Для девушек очень важна доброта, безопасность и универсализм. Анализ анкет юношей показал склонность к получению власти, высокий уровень самостоятельности.

    Исследование показало и проблемные моменты. Большинство участвовавших в опросе подростков не умеют, но, более того, не хотят заниматься построением жизненной перспективы. Они не знают, как действовать, чтобы прийти к намеченной цели.

    Большинство опрошенных считают, что они недостаточно взрослые, чтобы думать о будущем, “еще не время”. Учитывая то, что возрастной разброс между участниками исследования составил 5 лет, не была выявлена тенденция к увеличению знаний о себе, о сильных и слабых сторонах собственной личности, о способах преодоления трудностей на пути к цели.

    По результатам исследования, был сделан вывод о влиянии родительской позиции по отношению к подросткам. В период кризиса, многие мамы и папы пытаются оградить своих детей от “шишек, которые могут упасть на голову”, оградить детей от проблем. Это приводит к тому, что подросток не может самоопределиться, не умеет выстраивать жизненную траекторию, не понимает собственные желания и не оценивает объективно свои силы.

    Руководителем проекта был Андрей Подольский, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ. По его мнению, поддержка родителей ребенку необходима. Но она заключается не в том, что старшие определяют жизненные пути чада. Такая стратегия родительского поведения создает проблемы для молодых людей в ближайшей и отдаленной перспективе.

    Ирина Шербул

    Как поспособствовать положительному поведению ребенка

    Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции подростковых акцентуаций. То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

    1. Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
    2. Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
    3. Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
    4. Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
    5. Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
    6. Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
    7. Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
    8. Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
    9. Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]