Что представляет собой метод?
Сказкотерапия — метод психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности, творческих способностей человека, коррекции индивидуальных проблем, а также снятию напряжения, из-за накопления которого появляются психосоматические расстройства.
Многие люди считают, что сказкотерапия применяется при работе с детьми, но это не так. Ее можно назвать «детской» только потому, что она оказывает воздействие на детское начало человека, на его внутреннего ребенка.
Чтобы взрослый человек согласился на сказкотерапию, психолог должен установить близкий контакт с клиентом. В основном этим навыком на высоком уровне обладают опытные психологи с большим стажем работы в области психологического консультирования.
В таком случае пациент не будет стесняться и результат работы в этом направлении будет положительным. Поэтому перед тем, как психолог начнет работать со сказкотерапией, ему нужно научиться устанавливать контакт.
Основным инструментом этого метода является сказка или притча. События сказки у человека вызывают эмоции, а герои и их отношения пациентом проецируются на свою собственную жизнь.
Человеку часто кажется, что эта ситуация очень схожа с той, которая происходит у него.
Благодаря сказке пациент может решить свои проблемы. Сказкотерапия применяется при индивидуальной и групповой работе.
Преимущество сказкотерапии во втором виде работы заключается в том, что человек от других участников группы получает новые способы решения той или иной проблемы, которые ранее не открывались перед ним.
Чтобы клиент положительно отнесся к этому способы работы с его проблемой, сначала терапевт ее включает ненароком.
Это связано с тем, что многие взрослые люди категорически отказываются от этого вида работы, считая сказки бессмысленными.
Работать со сказкой можно несколькими способами:
- Анализ и обсуждение сказочной ситуации.
- Рассказывать сказку как одному человеку, так и нескольким.
- Рассказывать сказку, а потом придумать к ней продолжение, а последний рассказчик должен обязательно завершить историю.
- Групповое придумывание сказки.
- Рассказ сказки от первых лиц (героев) с предварительным их распределением между участниками группы.
- Переписывание сказок.
- Постановка сказки с помощью кукол или как спектакля.
- Рисование сказок, т.е. во время прочтения пациента просят изображать то, что он представляет.
Сказкотерапия позволяет сформировать свежий взгляд на ситуацию и отобразить внутренний конфликт пациента.
Сказкотерапия как методика включает в себя две стадии: осознавание ситуации, в которой находится клиент и терапия, т.е. решение проблемы клиента.
Медитативные истории перед сном.
Закрывайте глазки. А теперь представьте, что вы лежите не в постели, а на белом облачке. Оно очень мягкое, нежное и слегка покачивает вас. На небе много звёздочек. Они напевают вам свои любимые мелодии и своим сиянием освещают голубую прозрачную речку. Весь день в ней плескались и играли рыбки, а сейчас устали и плывут отдыхать. У них закрываются глазки. Они засыпают прямо на ракушках. Над речкой пролетает птичка. Она смотрит в воду и видит на дне сонное царство. Птичка тоже зевает и летит спать в своё тёплое, уютное гнёздышко. Стихает шум ветра, перестаёт журчать ручеёк. На речке уже нет волн. Она стала тихой и спокойной. Вместе с речкой уснул и лес. Все его зверюшки попрятались в свои норки, потому что им как птичкам и рыбкам нужно набраться свежих сил, а эти силы даёт сон. Рыбки и зверюшки ,очень любят смотреть сны. Поэтому засыпают раньше всех. Когда засыпают люди, им снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны. И чем быстрее ты заснёшь, тем больше интересного ты увидишь во сне. Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает интересных снов и тоже засыпает. Спит и солнышко. Когда оно проснётся, то разбудит тебя своими тёплыми лучиками. Не спит одна луна. Она рассказывает сказки всем спящим. Когда ты уснёшь, луна расскажет сказку и тебе. Спи спокойно малыш. Сладких тебе снов.
«Всякое бывает»
Тема: энурез.
В сказочном Огороднике жили разные овощи: пузатые Помидоры, кокетливые Морковки, неповоротливые Тыквы, розовощёкие редиски и зеленоглазые Бобы. И ещё много-много разных культур. Жили они дружно и весело. И совсем не тужили, потому что в их Огороднике Было тепло, светло и уютно. Жители этого маленького городка любили ходить друг к другу- в гости, резвиться на лужайках. играть с бабочками и купаться. При этом они не забывали расти и крепнуть. Но больше всего на свете в Огороднике любили дожди. А дожди здесь, надо сказать, были тоже сказочными: по понедельникам шли только молочные дожди, по четвергам и субботам — лимонадные, по вторникам — чайные вперемежку с кофейными, по средам и пятницам лили морсики, а по воскресеньям капа мелкий кисельный дождик: В середине Огородника в красивом маленьком домике жил Краник, он следил за подачей воды всем овощам города. И ещё собирал жидкость в большой бак. Когда он наполнялся до краёв, Краник открывал заслонку и вся вода распределялась в нужное место и нужный домик. Вое овощи в Огороднике были довольны чёткой и слаженной работой Краника. Главным в Огороднике был Управляющий, который жил в высокой башне. Он зорко следил за всем, что происходило в городке: как работает электростанция. чистятся ли улицы и мостовые, вовремя ли идут дожди. Также он проверял работу Краника: исправно ли тот открывал заслонку и выпускал жидкость из бака в нужное место. Со всеми службами Огородника Управляющий связывался по телефону, отдавая чёткие приказы и распоряжения. И всё было хорошо, если бы однажды, то ли это было во вторник, от ли в четверг, сейчас этого уже никто точно не вспомнит, подул сильный ветер и нарушилась связь Управляющего с Краником.: телефон забарахлил, Ночью Краник так крепко заснул, что не услышал звонка телефона, во сне он всю воду из бака выпустил прямо в Огородник. А на утро случился скандал! Все возмущённые жители городка собрались вокруг Краника. Пузатый помидор бубнил под нос: — Я только сегодня надел новую пижаму, Посмотрите, какая она у меня замечательная, в полосочку. А ты. Краник, замочил её! Как я теперь буду спать в ней, а Розовощёкая Редиска визжала на всю улицу: — Я только сделала новую причёску! Посмотрите, что от неё осталось! Ужас какой-то! А трудолюбивая бабушка Капуста молча развешивала сушить мокрую постель. Кранику было очень стыдно. Он извинился перед всеми и целый день об этом думал. К ночи его вызвал Управляющий. И дал строгое указание слушать звонок телефона и следить за заслонкой, чтоб жидкость была вылита в нужное место. Но всё повторилось снова! На утро все опять стыдили и ругали краника. От этого он очень скверно себя чувствовал. С той поры Краник загрустил. А все остальные стали думать, как же ему помочь. Управляющий заменил телефон и усилил звонок, но Краник так и не слышал его.Однажды к кранику пришёл мудрый дядюшка кабачок и спросил: — Краник, когда ты просыпаешься утром, что первое будит тебя9 — Наверное, солнышко. — подумав, ответил Краник.- Но ведь ночью солнца нет, значит и будить меня некому. — Да. но ведь тебе можно сделать искусственное солнышко! — ответил дядюшка кабачок. — Как это? — удивился Краник. — нужно просто, чтобы ночью вместе со звонком у тебя зажигалась лампочка — маленькое солнышко! — Ура! Да, да! Нужно сделать это прямо сегодня! Спасибо тебе, дядюшка Кабачок! — уже на бегу кричал краник. В этот же день управляющий дал указание — рядом с телефоном у краника повесить яркую жёлтую лампочку. А у себя Управляющий поставил компьютер, на экране которого были видны все службы города. Наступила ночь. Тихо погружался в сон весь город. Уснул и наш краник. Не спал только управляющий. Он зорко следил за экраном компьютера. Он наблюдал, как наполняется большой бак у краника. И когда жидкость дошла до краёв. Управляющий нажал нужную кнопку, И в миг в домике у краника зазвонил телефон и зажглась яркая лампочка. — давай, Краник!И..,Краник ПРОСНУЛСЯ! Ура! Довольный Краник чётко всё выполнил: он открыл заслонку и слил жидкость в бак. После этого он лёг спать. А на утро все жители города были приятно удивлены — город был сух! И сразу же всем стало радостно: ведь они уже давно спали в резиновых мешках. Значит, опять можно надевать свои красивые пижамы и ночные рубашки. Все кинулись поздравлять Краника. И жизнь наладилась.
Медитативная истории для детей перед сном
Эта медитативная история была придумана без сюжета как такового, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Для этого включается негромкая спокойная музыка и лучше, если тот, кто укладывает ребенка, приляжет к нему и тихим голосом медленно, делая паузы, начнет рассказывать. Давай мы с тобой вместе немного пофантазируем. Для этого нужно закрыть глазки. Закрыла? А теперь представим, что лежим мы не в постели, а на белом облачке. Оно очень мягкое, нежное и слегка нас покачивает. На небе много звездочек. Они напевают нам свои любимые мелодии и своим сиянием освещают голубую прозрачную речку. Весь день в ней плескались и играли рыбки, а сейчас устали и плывут отдыхать. У них закрываются глазки. Они засыпают прямо на ракушках. Над речкой пролетает птичка. Она смотрит в воду и видит на дне сонное царство. Птичка тоже зевает и летит спать в свое теплое, уютное гнездышко. Утихает шум ветра, перестает журчать ручеек. На речке уже нет волн. Она стала тихой и спокойной. Вместе с речкой уснул и лес. Все его зверюшки попрятались в свои норки, потому что им, как птичкам и рыбкам, до утра нужно набраться свежих сил, а эти силы дает сон. Рыбки и зверюшки очень любят смотреть сны. Поэтому засыпают раньше всех. Когда засыпают люди, им снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны. И чем быстрее ты заснешь, тем больше интересного увидишь во сне. Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает спокойной ночи и тоже засыпает. Спит и солнышко. Проснется оно только утром и разбудит тебя своими теплыми лучиками. Не спит одна луна. Она рассказывает сказки всем спящим. Когда ты уснешь, луна расскажет сказку и тебе. Я тоже пойду спать и видеть сны, а завтра расскажу, что мне приснилось. Спи спокойно, малыш. Сладких тебе снов.
Для чего применяется?
Сказкотерапия применяется для коррекции:
- Эмоционально-волевой сферы: борьба со страхами, тревожностью, агрессивностью, заниженной самооценкой.
- Внутриличностных и межличностных конфликтов.
- Взаимоотношений как между супругами, так детьми и родителями.
- Психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, патологии желудочно-кишечного тракта).
- Взаимоотношений в коллективах.
- Психических заболеваний (депрессия, панические атаки, тревожно-фобические расстройства).
Кроме этого, благодаря сказкотерапии можно подготовить человека к напряженным стрессовым ситуациям. После проработки возможных проблем и их решений человеку будет легче перенести проблему.
Если человеку в результате анализа сказки не удается определить выход из проблемы, то он в любом случае может выстроить более правильную стратегию поведения для предотвращения повторного возникновения такой же ситуации в дальнейшем.
Сказкотерапия позволяет развить творческие способности человека.
Благодаря этому он становится более раскрепощенным с окружающими его людьми.
Очень часто сказкотерапия проводится и с пожилыми людьми, особенно теми, кто оказался в пансионате.
По этому поводу было проведено множество исследований и был подтвержден положительный эффект: пациенты становятся более жизнерадостными и обретают силы на дальнейшее существование.
Общей целью сказкотерапии является коррекция поведения и избавление от страхов, которые заложены в бессознательном.
При работе со взрослыми людьми сказкотерапия применяется для определения характера человека и раскрытия его сущности. Это можно сделать с помощью прочтения и обсуждения уже существующей сказки. Т.е. в этом случае можно говорить о диагностической функции сказкотерапии.
Однако сказкотерапия позволяет вернуть веру человека в положительный исход проблемы. Если пациент сопротивляется при работе с психологом и не открывается до конца, то применяют сказку, чтобы эта энергия была направлена на размышление человека.
Медитативная сказка для беременных женщин
Эта сказка может быть прочитана в процессе психодинамической медитации на проживание эмбрионального опыта и процесса рождения. Ее может читать мама ребенку перед сном в ответ на вопрос: «Расскажи, как я был маленьким».
Про маленького комочка…
Жил-был маленький пушистый комочек. Он был совсем маленький, теплый и удивительно хорошенький. Он жил в уютной, теплой маленькой норке, где ему было удобно и спокойно. Он просыпался, кушал, играл, кувыркался, снова засыпал и снова просыпался. Иногда комочек просто лежал в своей норке и слушал звуки, доносившиеся снаружи. Эти звуки были знакомы и приятны. Они завораживали Малыша и были такими родными. Он слышал шум воды, течение и журчание ручейков, ритмичное постукивание. А иногда издалека до него доносился еле слышный нежный голосок, похожий на звон серебряного колокольчика. Но шло время, комочек подрастал и ему уже становилось тесновато в своей уютной норке, он уже не мог так свободно кувыркаться, как раньше. Теперь кроме знакомых, родных звуков, в норку стали проникать и новые, незнакомые. Они были странными, удивительными и необычайно разнообразными. Некоторые звуки были особенно приятные. И комочек подолгу слушал их, затаив дыхание. Но были и не очень приятные звуки, и тогда комочек ворочался, стараясь заткнуть ушки, или стучал в стенки своей норки, желая прекратить эти звуки. Но стоило ему только постучать, как он слышал снова тот нежный приятный голос. Теперь он звучал громче и отчетливее. И комочек сразу успокаивался. Прошло еще какое-то время, комочек стал уже совсем большим, и, конечно, уже совсем не помещался в своей маленькой норке. Теперь уже каждый день он слышал множество разнообразных звуков, доносящихся снаружи. Ко многим он привык. И стало ему очень интересно, что же там, за стенками его норки? Ему очень хотелось посмотреть на того, кто обладал таким чудным серебряным голосом. Но как только малыш подходил к дверке своей норки, ему становилось страшно, и он не решался выйти. И в один прекрасный день к малышу явилась добрая Фея. Она взяла его за руку и сказала: — Ты уже вырос и хочешь выбраться из своей норки? Я могу проводить тебя. Ты чувствуешь, что путь предстоит нелегкий. Но я буду постоянно с тобой и помогу тебе. Мир, в который ты войдешь, будет не таким уютным и спокойным, как твоя норка. Он большой, наполненный разными звуками, красками, запахами, вкусами и ощущениями. А когда ты подрастешь, у тебя появятся друзья. Ты научишься всему, чему захочешь и увидишь много удивительного!.. Ну, что ж, ты готов? Сердце у комочка застучало, он крепко ухватил теплую руку Феи, открыл дверцу норки, и, вдохнув побольше воздуха, сделал шаг наружу… Его принял огромный и прекрасный мир, и чудные трели серебряного голоса-колокольчика наполнили его радостью. Малыш чувствовал себя любимым и желанным…
Медитативная сказка для засыпания «Гномик»
Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды. Их много-много. Но только одна так ярко и нежно светит тебе. Ведь у каждого человечка есть своя звезда. Она есть и у тебя. На ней живет маленький Гномик. Это твой Гномик. У него добрые глаза и нежные маленькие ручки. Белая бородка, а на голове колпачок. Синий, розовый, желтый… Сколько звезд на небе, столько и цветов. На конце колпачка — крохотный серебряный колокольчик. Кофточка подпоясана ремешком и переливается таинственным лунным светом. А на ногах — башмачки с золотыми бантами. Ты ложишься спать. Головка касается подушки, и твоя звезда протягивает к тебе свои лучики. Это звездная лесенка, по которой к тебе спешит твой Гномик. Слышишь? Топ-топ-топ… Это Гномик спешит к тебе по звездной лесенке. И башмачки его несут тебе сон, превращая твою подушку в белое мягкое облако. Оно нежно качает тебя на лучах твоей звезды. Маленькие ручки Гномика нежно гладят твою головку, глазки, веки. Он любит тебя, всю ночь тихо шепчет тебе на ушко добрые сказки. Тихо-тихо. Только тебе. Ведь это — твой Гномик. Он рассказывает, как днем твоя звездочка купается в золотых лучах доброго Солнца. Какие волшебные цветы растут в его звездном саду, сколько солнечных зайчиков пробегают по их лепесткам. Какие сказочные песни поют его друзья — птицы. С какой любовью и заботой он смотрит за тобой весь день! И как терпеливо ждет наступления вечера, чтобы спуститься к тебе со звезды, услышать твое дыхание, ощутить теплоту твоей кожи… И говорить, говорить с тобой… А утром, когда звездочка спрячется в волшебных нитях солнца, только тихий звон серебряного колокольчика будет тебе говорить: «Я здесь, я жду тебя, я храню тебя, я люблю тебя».
«Бабочка»
В далекой волшебной стране, где много ярких благоухающих цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок, и где всегда голубое небо, жила-была Бабочка. Яркая и прекрасная. Жители этой страны очень любили ее и всегда рады были ее видеть. Но еще совсем недавно, она была большой лохматой гусеницей и жила на высоком старом дереве. У гусеницы было много лапок, но уползти далеко она не могла. А ей так хотелось повидать весь мир! Узнать, как живут там за горами, вдали от их, волшебной страны. И в волшебной стране, и в жизни, многие гусеницы превращаются в куколок. Превратилась в куколку и наша гусеница. Лежа в коконе, она мечтала увидеть мир. И очень скоро мечты ее осуществились, она превратилась в прекрасную Бабочку. Теперь она могла летать высоко-высоко и видеть гораздо больше прежнего. Часто в небе она встречала радугу, и они подружились. И вот, однажды, попрощавшись с обитателями волшебной страны, Бабочка отправилась в путешествие.
Медитативная история для детей перед сном
Эта медитативная история была придумана без сюжета как такового, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Для этого включается негромкая, спокойная музыка и лучше, если тот, кто укладывает ребенка, приляжет к нему и тихим голосом медленно, делая паузы, начнет рассказывать. Давай мы с тобой вместе немного пофантазируем. Для этого нужно закрыть глазки. Закрыла? А теперь представим, что лежим мы не в постели, а на белом облачке. Оно очень мягкое, нежное и слегка нас покачивает. На небе много звездочек. Они напевают нам свои любимые мелодии и своим сиянием освещают голубую прозрачную речку. Весь день в ней плескались и играли рыбки, а сейчас устали и плывут отдыхать. У них закрываются глазки. Они засыпают прямо на ракушках. Над речкой пролетает птичка. Она смотрит в воду и видит на дне сонное царство. Птичка тоже зевает и летит спать в свое теплое, уютное гнездышко. Утихает шум ветра, перестает журчать ручеек. На речке уже нет волн. Она стала тихой и спокойной. Вместе с речкой уснул и лес. Все его зверюшки попрятались в свои норки, потому что им, как птичкам и рыбкам, до утра нужно набраться свежих сил, а эти силы дает сон. Рыбки и зверюшки очень любят смотреть сны. Поэтому засыпают раньше всех. Когда засыпают люди, им снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны. И чем быстрее ты заснешь, тем больше интересного увидишь во сне. Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает спокойной ночи и тоже засыпает. Спит и солнышко. Проснется оно только утром и разбудит тебя своими теплыми лучиками. Не спит одна луна. Она рассказывает сказки всем спящим. Когда ты уснешь, луна расскажет сказку и тебе. Я тоже пойду спать и видеть сны, а завтра расскажу, что мне приснилось. Спи спокойно, малыш. Сладких тебе снов.
Медитативная сказка
Сегодня мы снова отправляемся в сказку. Представьте, что вы оказались в волшебной стране. Вы лежите на волшебной поляне и видите над собой высокое чистое голубое небо, слышите, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей. Чувствуете рядом аромат спелой земляники или свежевыпеченногс хлеба, который исходит из избушки Волшебницы, живущей на опушке, протянуть руку, сорвать и положить в рот крупную ароматную ягоду и ощутить сладость спелой земляники, при этом шёлковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо. Вам легко, тепло и приятно. Вы закрываете глаза и засыпаете. И снятся вам чудесные сны. Сладких вам снов.
Материал подготовила: педагог-психолог Камалева Илия Исхаковна
Цели
В сказкотерапии используется несколько видов сказок, которые подходят для взрослых и отличаются друг от друга своей целью воздействия на клиента:
- Психокоррекционная, целью которой является коррекция определенной психологической проблемы, т.е. нахождение выхода из проблемной ситуации.
- Психотерапевтическая, затрагивающая отношения человека с окружающей средой и самим собой, а также воздействующая на психику человека и содержащая мудрость (притчи, сказания).
- Медитативная сказка, которая способствует снятию напряжения человека после перенесенных стрессовых ситуаций. Ее можно использовать и после тяжелого рабочего дня.
Важным моментом является то, что рассказчик должен иметь определенный тембр голоса, чтобы человек смог полностью погрузиться в сказку.
Ирина Баданова, практикующий психолог – о сказкотерапии
Здравствуйте, друзья!
Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику, а правое за эмоционально-образную сферу. В современном мире люди привыкли пользоваться почти исключительно левым полушарием, игнорируя правое.
Это дает преимущество в обучении и выполнении прикладных задач, но сильно обедняет нашу повседневную жизнь, лишает ее цвета и света, уплощает чувства, лишает возможности получать удовольствие и от процесса, и от результата, найти нестандартный выход из сложной ситуации, установить насыщенные эмоциональные отношения с близкими.
Сказкотерапия – очень живой и приятный метод, который позволяет найти прямую дорогу к неосознанным потребностям и ресурсам, минуя многие психологические барьеры. Герои сказок не ощущают себя таковыми, они не знают, что ими интересуются люди из другого мира.
Только представьте себе, что Ваша жизнь тоже для кого-то может быть сказочной историей. Кто Вы? Заколдованная принцесса, Баба Яга, Иван-Царевич или Серый Волк? Дракон о трех головах или мышка-норушка? Вы ходите искать счастья за три моря или охраняете сокровища? Совершаете подвиг ради спасения суженого или ждете избавления? Вы ведете отряд на бой, разгадываете загадку или томитесь в темнице? Владеете волшебным предметом, или Вы сами и есть предмет, волшебный или необычный?
Как у Андерсена, даже простая спичка может рассказать историю жизни и смерти. Через сказочный образ можно многое о себе понять. Какой я, в чем я нуждаюсь. Какие у меня есть сильные и слабые стороны. Что меня привело в это место, в эту ситуацию. На что я надеюсь, и могу ли получить это в реальной жизни.
Сказкотерапия не только углубляет наши знания о себе, но и может помочь увидеть ситуацию под другим углом, найти неожиданное и изящное решение. Есть множество примеров, когда сказка помогала пережить самые сложные моменты в жизни. Идентификация с любимым персонажем позволяет примерить на себя самые лучшие его качества. И этим не грех пользоваться и взрослым, и детям, недаром среди взрослых людей так популярны маскарады, реконструкторские бои, косплеи и им подобное.
Было время, когда каждый из нас воспринимал мир как чудо. Конечно, речь идет о детстве. Затем мы пережили разочарование, расставание со сказочным миром, как герои “Хроник Нарнии”, которые стоят перед дверью в мир реальный. Но раз за разом они возвращаются в сказочную страну, чтобы найти ресурс для продолжения обычной жизни, чтобы найти самих себя.
Психология приглашает посетить этот удивительный мир детства, мир сказки, где есть место для встречи с сокровенным и возможность потрудиться и получить щедрую награду. В добрый путь, дорогие друзья, ветер сквозит сквозь щелочку, дверь приоткрыта, захотите ли Вы войти?
Принципы
Практикующими психологами выделяются несколько принципов сказкотерапии:
- Донесение информации о жизненных ценностях.
- Принцип жизненной силы. Он заключается в том, что пациент, обращаясь к психологу, страдает от недостатка жизненной силы, и именно поэтому он не может самостоятельно изменить свою жизнь. С помощью сказки клиент может восстановить свою силу, т.е. накопить внутренние ресурсы.
- Многогранность, характеризующаяся тем, что психолог рассматривает сказку с разных сторон. Благодаря этому принципу пациент начинает смотреть на какую-то проблемную ситуацию с разных точек зрения.
- Связь между психической и социальной реальностью.
Примеры сказок для взрослых и пожилых людей
Психологи для проведения сказкотерапии предлагают использовать народные сказки, которые позволяют передать клиенту жизненный опыт.
Примерами психологических сказок как для взрослых, так и для пожилых людей могут служить:
- «Курочка ряба»;
- «Колобок»;
- «По щучьему велению»;
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Кроме этого, можно использовать и авторские художественные сказки, такие как «Русалочка» (Г.-Х. Андерсен), «Рождество зверей» (М.-Л. Вер).
В некоторых пособиях для практических психологов по сказкотерапии приводятся и другие примеры в зависимости от проблемы и возраста человека.
В пособии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии» в приложении можно увидеть сказку для пожилых людей, которые имеют проблемы со взрослыми людьми, которая называется «Старая королева».
Можно найти большое количество психологических сказок на просторах интернета. Их также можно использовать для работы с пациентами.
Сказкотерапия для взрослых: подведём итоги
Теперь вы знаете, что сказкотерапия для взрослых актуальна не меньше, чем для детей. Она позволяет рассмотреть свои проблемы со стороны и найти правильный выход, помогает расслабляться и полноценно отдыхать душой, развивает творческий потенциал и учит проживать свои эмоции. Таким образом, можно сказать, что это удивительное и крайне эффективное направление в психотерапии, которое может помочь каждому сделать жизнь ярче, красочнее и насыщеннее!
На нашем сайте вы можете записаться на консультацию к Ирине Бадановой или любому другому психологу со скидкой 10% на первый сеанс, озвучив промокод МирВнутриТебя.