Глаза как зеркало мимики: функциональная нагрузка взгляда


Почему человек отводит взгляд, не смотрит в глаза собеседника при общении: причины, психология

Необязательно он врет, хотя большинство людей так и подумают. На самом деле человек может избегать контакта сглазами собеседника по ряду причин.

Причины:

  • Стеснительность
  • Нежелание вникать в разговор
  • Нерешительность
  • Симпатия к собеседнику и застенчивость
  • Раздражение
  • Отсутствие симпатии к партнеру
  • Обман


Почему человек отводит взгляд, не смотрит в глаза собеседника при общении: причины, психология

Человек смотрит в глаза при разговоре: психология

Вообще прямой пронзительный взгляд не всегда говорит о симпатии. Чтобы понять, что означает такой взгляд, необходимо оценить и другие детали.

Причины:

  • Если разговор достаточно напряженный и не совсем приятный. Мужчина или собеседник длительным и пронзительным взглядом пытается разоблачить и повергнуть противника.
  • Если вы мило общаетесь, мужчина при этом пристально смотрит на вас и поправляет волосы, рубашку, то это говорит о его заинтересованности вами. Вы ему не безразлична.
  • При пронзительном взгляде и скрещивании рук на груди, можно говорить о некой неприязни или нежелании слушать собеседника. В разговоре оппонент не заинтересован.
  • Если мужчина пристально на вас смотрит и говорит низким голосом, это свидетельствует о флирте и симпатии.


Человек смотрит в глаза при разговоре: психология

Ключи визуальной оценки — ‘Лгущие глаза’

Насколько это известно, впервые термин «Ключи визуальной оценки», использовался Ричардом Бэндлером (Richard Bandler) и Джоном Гриндером (John Grinder) в их книге «Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming» («Превращение лягушки в принцессу: НЛП»). Основываясь на собственном опыте, они обнаружили следующее:
Когда «нормально организованному» человеку (не являющемуся левшой) задается вопрос, он направляет взор по одному из шести направлений, если смотреть со стороны спрашивающего, глядящего на него человека:

Вверх и влево

Указывает на визуально созданные образы (ВС)

Если кого-то попросить представить себе «пурпурного буйвола», то в то время, когда человек думает о вопросе, представляя в своем сознании «визуально созданного» пурпурного буйвола, его глаза повернутся в этом направлении.

Вверх и вправо

Указывает на визуально вспоминаемые образы (ВВ)

Если спросить человека, «какой цвет имел первый дом, в котором ты жил?», то его глаза повернутся в этом направлении, когда он будет думать о вопросе, «визуально вспоминая» цвет дома их детства.

Налево

Указывает на слуховые создаваемые образы (СС)

Если кого-то попросить представить себе самый высокий звук из всех возможных», то, когда он будет думать о вопросе, «создавая слуховой образ» звука, которого никогда не слышал, его газа повернутся в этом направлении.

Направо

Указывает на слуховые вспоминаемые образы (СВ)

Если попросить человека вспомнить, как звучит голос его матери, то, когда он будет думать о вопросе, пытаясь вспомнить звук, его глаза повернуться в этом направлении.

Вниз и влево

Указывает на ощущения / кинестетику (О)

Если кому-либо «Можешь ли ты вспомнить запах костра?», то именно в этом направлении повернутся его глаза, когда он будет думать о вопросе, вспоминая запах, ощущения или вкус.

Вниз и вправо

Указывает на диалог собственный (Д)

В этом направлении глаза человека так поворачиваются, когда он «говорит сам с собой».

Почему важно смотреть в глаза при разговоре?

Крепкий и уверенный взгляд – демонстрация силы. Мало уверенно говорить и подкреплять слова поступками, нужно вести себя как лидер. Это можно сделать при помощи взгляда. Ваш взгляд должен быть пронзительным. Лучше всего если случайные прохожие при вашем взгляде будут опускать глаза.

Причины важности взгляда:

  • Уверенный взгляд повышает вас в глазах собеседника
  • Говорит о вашей уверенности и серьезности намерений
  • Говорит об открытости и честности


Почему важно смотреть в глаза при разговоре?

Как научиться не бояться смотреть людям в глаза?

В большинстве случаев люди не смотрят собеседнику в глаза из-за страха и неуверенности. Но среди политиков и коучеров существуют специальные упражнения, которые позволяют смотреть оппоненту в глаза. Это усиливает доверие со стороны собеседника и может стать серьезным оружием во время дебатов и споров. Ниже приведены рекомендации, которые позволят вам научиться уверенно смотреть собеседнику в глаза.

Рекомендации:

  • Проводите ежедневные тренировки. Для этого просто практикуйтесь на прохожих. Заглядывайте им в глаза.
  • Также стоит делать упражнения для глазной мускулатуры. Вам необходимо с закрытыми и открытыми глазами рисовать восьмерки.
  • Несколько минут в день уделяйте оценке своего взгляда в зеркале. Так вы сможете понимать, как выглядите со стороны.
  • Если вам изначально сложно научиться смотреть в глаза, можете фокусировать внимание на переносице.
  • В вечернее время при разговоре с собеседником концентрируйте взгляд на точке слева от лица оппонента.
  • Если вы заметили, что как только смотрите в глаза оппоненту, и он опускает взгляд, вы добились своего.


Как научиться не бояться смотреть людям в глаза?
Научиться смотреть в глаза совсем несложно. Для этого необходимо желание и регулярные тренировки.

Модальности внутреннего опыта.

Давайте освоим несколько новых терминов. Во-первых, я хочу, чтобы вы имели возможность в будущем читать и понимать любую литературу по гипнозу, а там эти термины применяются; и во-вторых, нам будет удобнее использовать эти термины в нашей дальнейшей работе. Итак, то разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения), которое мы сделали, называется разделением на модальности внутреннего опыта. Все, что относится к зрению — воспоминания и представления зрительных образов — называется визуальной модальностью (от латинского «визус» — зрение). Слуховая память именуется аудиальной модальностью (у термина тот же латинский корень, что и в слове «аудиосистема»), и опыт движений, прикосновений — кинестетическая модальность. Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который «специализируется» на зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте — аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике — кинестетиком.

Я уже некоторое время наблюдаю за вами, и для себя ваши ведущие модальности определил. Так, например, я думаю, что внимание мужчин группы привлекается к Наташе не только потому, что она — симпатичная девица, но и потому, что она — кинестетик… Было бы несправедливо скрыть ведущие модальности всех остальных. Сделаем так: сядьте в круг, чтобы все друг друга видели. Я задам вам вопрос, на который вы ответите и при этом заметите ответы партнеров. Итак, вопрос: «Как вы узнаете о мире?..»

Игорь: Мы должны сказать об этом?..

С. Горин: Да ничего не надо говорить, вы уже ответили глазами! И вообще, я хотел бы знать, как можно словами ответить на этот вопрос, вы же не осознаете ответ! Вы все ответили глазами, и те, кто наблюдал, могут отметить для себя вашу ведущую модальность. Кстати, в этом упражнении можно было увидеть интересную деталь, я ее давно заметил: у подвида гомо сапиенс, человека разумного, называемого «гомо советикус» (человек советский, читайте Зиновьева), первое движение глаз в ответ на непонятные вопросы — во внутренний диалог, то есть, в контроль речи. Не проболтаться! Болтун — находка для шпиона! Скрытные мы люди, все-таки…

О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазным сигналам доступа, собеседник всегда вам о ней говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей модальностью; если он говорит о «блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения», то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной системе. Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения типа: «монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим» и т. п. Кинестетические слова: «трогать, касаться, мягко, грубо, тепло, холодно, давит» и т. п. Слова, указывающие на основную модальность человека, тоже имеют свое название — «слова-предикаты». Есть и такие слова, которые не относятся ни к одной модальности: «знать, понимать, думать»‘ (иногда их относят к так называемой речедвигательной модальности, но этот термин применяется редко). До сих пор нас интересовало то, как надо говорить, а теперь мы займемся тем, что надо говорить.

Дело в том, что обычно мы организуем, оформляем свое сообщение так, чтобы нам было удобно его передавать… Но для эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать. Вы можете передать команду посредством сверхсовременной телевизионной станции, но что толку от этого, если у потенциального исполнителя нет даже детекторного приемника? Если в этой ситуации вы все же захотите, чтобы вас поняли, придется приглашать сигнальщика с флажком. Разве редко мы наблюдаем, когда в деловом общении один говорит: «Да ты только посмотри!», а другой возражает: «Нет, ты послушай!». Виталий — кинестетик; я могу битый час потратить на то, чтобы обрисовать ему блестящие условия и яркие перспективы сотрудничества со мной, показать открытые перед ним радужные горизонты, и предложить ему в итоге принять мою точку зрения. Пожалуйста — он сидит и недовольно качает головой. Но если я теплым и задушевным тоном дам ему почувствовать легкость нашего тесного контакта… как видите, он заинтересовался. Научитесь говорить с человеком так, чтобы ему было удобно вас слушать, чтобы ваши слова совпадали с его внутренним опытом.

Упражнение

Выполняется в парах. Вначале нарисуйте для себя простую схему (см. схему 2): в центре листа бумаги изобразите более или менее схематично глаз и обозначьте 8 направлений взгляда — 3 направления вверх (вправо, по центру, влево); 2 направления по горизонтали (вправо и влево); и 3 направления вниз (вправо, по центру, влево). Теперь на каждом из этих направлений напишите по три-четыре слова, которые соответствуют совпадающей с направлением модальности. Например, для визуальной модальности это будут слова: «смотреть, яркий, блестящий»; справа можете добавить «представь себе».

Вопрос из зала: Слово «золото» можно?..

С. Горин: Ну, для меня «золото» — это что-то кинестетическое, хотя я его в слитках никогда не носил… Лучше пишите что-то более определенное. Да, направление взгляда прямо перед собой при расфокусированном взгляде, «отсутствующий взгляд» — на вашей схеме это направление показать нельзя, но вы помните, что это — тоже визуальное направление. «Отсутствующий взгляд» сопровождается еще и расширением зрачков, как правило. Для горизонтального направления взгляда используйте слова аудиальной модальности — «слушать, говорить, громко, тихо». Те же слова подойдут для направления взгляда влево вниз (внутренний диалог). Ну, и для кинестетических направлений — «трогать, касаться, горячо, холодно».

Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.

Смотреть Яркий БлестящийСмотреть Яркий БлестящийПредставь себе Яркий Блестящий
Слушать Говорить Громко(o)Слушать Говорить Громко
Слушать Говорить ГромкоТрогать Касаться ГорячоТрогать Касаться Горячо

Теперь — само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом и показывает партнеру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который соответствуют каждому из направлений, и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, разумеется, своими глазами. Затем вы меняетесь ролями. Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие слова, затем меняетесь ролями. В третьей части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.

Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его внутреннему опыту. Очень простой пример — если я вам говорю «Смотрите-ка!», это значит, что я не просто предлагаю вам что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю «картинку»; это значит, что я сам для себя такую «картинку» сконструировал и буду реагировать полноценно только на «визуальные аргументы». В распределении ведущих модальностей у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности, а мужчины — в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типичный аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).

Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто понимает.

С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став начальством, учтите, что самые распространенные модальности — визуальная и кинестетическая. Возможно, вы захотите быть понятыми… Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие словаря, впоследствии вы его дополните… Это — таблица (см. таблицу 1),в которой по вертикали даны слова из четырех групп: неопределенные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из соседних столбцов.

Упражнение.

Сейчас у вас будет перерыв, и вы все равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами, мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть попробовать несколько модальностей, но на каждый отрезок времени оставайтесь только в одной из них.

Наташа: Можно взять свою родную модальность?

С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в зале). Возьми чужую, потренируйся…

ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.

НеопределенныеВизуальныеАудиальныеКинестетические
УстановкаПерспектива, точка зренияКомментарий, мнениеНаправленность, уклон, стойка
ОбдуматьОсветитьОбговоритьПрочувствовать
Проявлять настойчивостьВысматривать, выслеживатьВыслушивать, подслушиватьДобиваться, упорствовать, держаться
ПродемонстрироватьПоказатьОбъяснитьРаскидать, вытащить, рассортировать
Испускать что-либоСиять, лучиться, искритьсяЗвучать, резонироватьДрожать, вибрировать
ОтсутствоватьБыть пустым, чистымБыть оглушенным, безмолвнымОнеметь, замереть
Обычный, привычныйТусклыйОднозвучный, приглушенныйВялый, дряблый, безвкусный
Заметный, привлекающий вниманиеЯркий, показной, цветистый, бросающийся в глазаГромкий, оглушительныйПрилипчивый, упорный, поразительный
Быть внимательнымПрисматриваться, приглядыватьсяПрислушиватьсяБеспокоиться, волноваться
ИгнорироватьУпускать из видуНе услышатьНе почувствовать, пропустить
Сделать заметным, привлекающим вниманиеВыставить на вид, проявитьПровозгласить, оглашатьВыдвигать вперед, выставлять
ЗамечатьОсматриватьВслушиватьсяВчувствоваться
Воспроизвести, повторитьСделать обзор, просмотреть, обозретьОбговорить, проговоритьПройтись по…, прогнать
ИзложитьПоказатьРассказатьПровести
ПридуматьВообразитьПрипомнить звучаниеУхватить, охватить
Напомнить о чем-либоВыглядеть знакомымСогласовываться с чем-либо, быть созвучнымСостыковываться, соприкасаться
Привлечь внимание к чему-либоУказатьНамекнутьКоснуться
Лишенный ощущенийСлепойГлухойБесчувственный
Давайте обдумаемДавайте рассмотримДавайте обговоримДавайте прикинем

Обсуждение. Самоотчеты участников: — Было нетрудно разговаривать визуальным и кинестетическим языком, с другими были проблемы… — Для меня были трудными неопределенные слова… — Было ощущение искусственности такого общения, не могу поверить, что оно может быть эффективным.

С. Горин: Я говорил о преодолении барьера вашей собственной модальности, и те трудности, с которыми вы столкнулись, просто указали вам на те области, где вам еще предстоит усовершенствоваться. Ну, а по поводу искусственности общения… Я добавлю вам еще один аргумент, пример А. Ситникова: «…Это случается, когда мы смотрим телевизионный репортаж и внезапно исчезает изображение. Диктор, который сидит там, на стадионе, пытается вам рассказать то, что он видит: «Посмотрите, какой удар!» А что вы видите? Вы видите мелькание. Если бы диктор знал, что вы в это время не видите изображение, он бы представил себя радиорепортером и начал передавать информацию так, чтобы вы представили: «Он ведет правой ногой, мяч летит сюда…». Чтобы не было так: «Посмотрите, как интересно, надо же, какой». Чтобы этого не возникло, нужно информацию всегда организовывать от коммуникатора (приемника). Не передавать на той волне, на который удобно передавать, а передавать на той волне, на которой удобно воспринимать. Если я передам информацию в той модальности, в которой в данный момент работает мой партнер, получается так же, как в системе декодирования цвета. Я кодирую сигнал в той же системе кодировки цвета, в которой он декодирует тот же самый сигнал. Если я кодирую в системе ПАЛ, а он декодирует в системе СЕКАМ, то получается черно-белое изображение… Не так ярки мои доводы и убеждения. И вряд ли он воспримет мои слова, как очень важную информацию. И именно для этого нужно использовать ту модальность, которая происходит в нем. Вообще, замечательно, что существуют индикаторы, которые позволяют узнать, в какой модальности работает партнер».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]