Слезы — нормальная эмоциональная реакция, свойственная каждому человеку.
Повышенная слезливость
проявляется чрезмерной эмоциональной чувствительностью к внешним факторам: например — на прослушивание музыки, просмотр фильма, разговор или даже воспоминание о чем-либо. «Глаза на мокром месте» — так в народе называют это явление.
Повышенная слезливость — это не всегда симптом заболевания. Переутомление (на языке врачей — астения) часто проявляется повышенной эмоциональностью в виде слезливости, раздражительности, сонливости или бессонницы.
Полноценный отдых и изоляция от внешних раздражителей, в таких случаях, полностью восстанавливают состояние. Гормональные изменения в организме в период климакса, ПМС так же могут вызывать плаксивость.
Повышенная слезливость
и плаксивость может быть симптомом болезненного состояния. Чаще всего — начальным этапом болезненного процесса.
Врачами психиатрами отмечено, что многие тяжелые психические расстройства (психозы, шизофрения и др.) начинаются с негрубых симптомов, таких как нарушения сна, изменения аппетита, повышенная слезливость. Лишь спустя какое-то время к этим явлениям присоединяются более грубые проявления болезни в виде бреда, галлюцинаций, изменения сознания.
Но есть и заболевания (к примеру, неврозы и депрессии) для которых повышенная слезливость может быть одним из основных симптомов болезни.
Откуда берутся злые родители
Когда мы с мужем поняли, что ор и рукоприкладство не работают, мы стали искать другие способы восстановления мирной обстановки в семье.
Скажу сразу: все наладилось очень быстро, когда мы поняли главную причину—счастливые, отдохнувшие, реализованные родители не срываются на ор и тем более на шлепки. Поэтому начать надо с главного.
Никакая психология не поможет, если ваше физическое состояние близко к критическому. Вы можете сколько угодно работать с лучшими психологами страны, но если вы сильно устаете и мало спите — вы так или иначе будете срываться на крик и рукоприкладство.
Если мы регулярно не досыпаем — в кровь вбрасывается много гормона стресса кортизола. Этот гормон делает нас агрессивными и раздражительными. И он сильнее любых психологических примочек.
«Это так правильно, жаль я не понимала это¬го несколько месяцев назад. Истощение было сильное, каждодневная рвота. Даже не знала, что так можно уставать! Дети с мужем, конечно, первые под удар попадали, и я честно старалась себя контролировать, а потом начинала реветь целыми днями! Любимый муж увез отдыхать без детей! По детям скучаю, но привезу им лучшую мать».
«Меня иногда уже дочь спрашивает: „Мама, а ты выспалась?“. Ну потому что я часто говорю, что не выспалась, поэтому злая».
Реклама
Почему нельзя кричать на детей?
Крик по своей сути – это проявление агрессии. Когда агрессия исходит от самых дорогих и близких людей, ребёнок очень тяжело это переживает.
Если малыш растёт в атмосфере постоянных криков, скандалов и родительских нервных срывов, у него страдает:
Личностное развитие
Ребёнок постепенно становится замкнутым, тревожным, неуверенным в себе, часто плачет. Тормозится психическое развитие, ему становится сложно воспринимать и запоминать новую информацию. Он всё время находится как бы в панцире, защищающем его от внешнего мира. Ребёнок начинает бояться ситуаций неуспеха (ответов у доски, соревнований, публичных выступлений) и новых знакомств.
Во взрослом возрасте такие люди ищут постоянной поддержки и одобрения своих действий, им тяжело менять работу, сходиться с новыми людьми, т.к. они подсознательно ждут неудачи и агрессии со стороны окружающих.
Социальное развитие
У ребёнка не формируется базовое доверие к миру. Если обижает самый близкий и любимый человек, как мама или папа, значит, может обидеть любой. Ребёнок перестаёт доверять окружающим, у него возникают проблемы с построением дружеских и любовных отношений.
Ребёнок, чьи родители постоянно повышали голос, в дальнейшем будет также вести себя и в своей семье со своими детьми.
Детско-родительские отношения
Из отношений уходит доверие и взаимопонимание. Ребёнок перестает делиться своими проблемами, боясь вызвать негативную реакцию родителей. Таким образом, мама и папа из близких людей превращаются в чужих.
Норма или патология
Вам наверняка интересно узнать, как ведут себя другие родители, кричат ли они на детей. Мы поможем вам найти ответ.
В 2021 году психологи провели на улицах Москвы опрос среди родителей и людей, ставших свидетелями сцены с криками. У родителей спрашивали о том, допустимо ли кричать на ребенка. А у свидетелей просили дать характеристику подобным сценам.
Какие результаты в итоге получили исследователи:
- 52 % родителей сказали, что кричать на ребенка нельзя, но при этом 37 % из этой группы отметили, что сами иногда срываются. Свое поведение они оправдывали неуправляемостью ребенка, его капризами и выставлением родителей в плохом свете.
- 27 % родителей считают, что крики и наказания – самый эффективный метод воспитания, без этого нельзя обойтись.
- 21 % не приемлют такого формата общения с ребенком, никогда не повышают голос.
- 73 % наблюдателей считают, что такое поведение родителей недопустимо.
- 15 % равнодушны к проблеме.
- 12 % считают, что родители все делают правильно, без криков и наказаний не воспитаешь.
Как видите, вы не одиноки в своей проблеме. Но это не значит, что можно успокоиться и продолжить воспитание криками. Нужно разобраться в причинах такого поведения.
Почему родители срываются на ребенка:
- бессилие и отчаяние;
- психофизиологическое истощение;
- ненависть к ребенку, ярость, сожаление о его рождении;
- невыполнимый объем требований, обязанностей (чувство, что вы разрываетесь на части);
- завышенные ожидания, требования к ребенку;
- личные триггеры и психотравмы (например, срыв после того, как вас перебивают или игнорируют);
- страх потерять контроль над ситуацией;
- страхи, повышенная тревожность на фоне слабой саморегуляции (крики после того, как ребенок чуть не травмировался или получил какую-то травму);
- разочарование в себе, несоответствие реальности идеалам и представлениям о родительстве.
Психологи, педагоги, социологи и педиатры единогласно утверждают, что такой стиль воспитания оказывает негативное влияние на психофизиологическое здоровье и развитие ребенка. Значит, с проблемой нужно бороться.
Причины агрессивного поведения в пожилом возрасте
Можно выделить три большие группы.
Биологические:
- постоянный физический дискомфорт, боли, вынужденная поза, плохое самочувствие, общее недомогание;
- побочный эффект от приема некоторых лекарств;
- внешние раздражители, к которым чувствителен пожилой человек: жара или холод, сквозняки, шум, яркий свет;
- снижение слуха и зрения, из-за которого ухудшается ориентация в пространстве, повышается уровень тревожности, напряженности;
- • нарушения мышления (бред, галлюцинации), которые сопровождаются агрессивной самозащитой от вымышленной угрозы;
- деменция, при которой происходят возрастные изменения тканей головного мозга и меняется поведение человека.
Социальные:
- одиночество, недостаточный объем общения, контакта с другими людьми;
- постоянное бездействие, отсутствие занятий, интересов, увлечений, регулярных обязанностей; пожилой чувствует себя бесполезным, ненужным и у него может появляться протестное поведение, сопровождающееся агрессией;
- недоверие к опекуну, врачу, посетителю, провоцирующее вспышку агрессии, может быть связано с ростом подозрительности при деменции;
- нежелание информировать окружающих о своем состоянии, эмоциональных проблемах, нарушениях здоровья. Пожилой человек не хочет становиться «обузой» — использует агрессивное поведение, чтобы близкие или врачи не вмешивались в его жизнь.
Психологические:
- постепенная дезадаптация и связанные с нею эмоции: расстройство, тревога, страх, депрессия; человек осознает, что не может справляться со все большим количеством задач; это ухудшает его психическое состояние, провоцирует агрессию;
- стеснительность, нежелание принимать помощь при умывании, переодевании, посещении туалета;
- отсутствие самоконтроля, постепенная утрата представлений о нормах поведения;
- усиление негативных черт характера;
- чувство уязвимости: внешний мир кажется незнакомым, угрожающим, может пугать пожилого, если он дезадаптирован;
- проблемы в отношениях с близкими; провоцировать агрессию может как равнодушие со стороны родственников (обычно кажущееся) или, напротив, их озабоченность состоянием здоровья пожилого человека.
У вас есть вопросы?
Мы перезвоним в течение 30 секунд
или позвоните по номеру
Нажимая кнопку «Отправить»
, вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Как правильно наказывать
Воспитание без наказаний действительно невозможно, но нужно выбирать педагогически правильные способы и соблюдать баланс порицания и похвалы.
Как правильно наказывать детей:
- Спокойным голосом выражайте свое недовольство, давайте оценку поступкам, а не личности ребенка.
- Четко определяйте границы наказания, и лучше делать это заранее. Придерживайтесь двухуровневой системы наказаний: сначала предупреждение, объяснение ситуации и подробное объяснение будущего наказания, потом само наказание. Если вы еще не объяснили, что красть игрушки других детей нельзя, то нельзя и наказывать малыша за это. Объясните, а уже в следующий раз накажите. Ребенок должен заранее знать, чем он жертвует, если сознательно нарушает ваши требования. И должен понимать, за что его наказывают. Уделяйте внимание мелочам, точному указанию времени и продолжительности наказания.
- Подробно объясняйте свое недовольство, почему поступок ребенка расценивается как плохой. Старайтесь понять позицию ребенка, выслушивайте его мнение, причину поступка.
- Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым, но учите его ответственности. Для этого сами анализируйте каждую ситуацию и определяйте причастность ребенка.
- Придерживайтесь единой воспитательной позиции с мужем, другими родственниками. Всегда сдерживайте слово, не обещайте того, что не сможет сделать («я тебя убью за это»). Избегайте двойных стандартов, например, если вы запрещаете ребенку кричать на вас и других людей, то и сами не имеете права кричать на него и кого-либо.
- Проговорите, что вам неприятно наказывать ребенка, но вы вынуждены это сделать, потому что его поведение противоречит нормам семьи. Объясните, какое поведение устроило бы вас. Разговаривайте с ребенком, объясняйте, почему так нельзя делать.
- Не ставьте ребенка в угол – в таком положении расслабиться, успокоиться и осмыслить поведение не получится.
- Не позволяйте наказанию зависеть от вашего настроения.
Нельзя оскорблять, высмеивать, бить, публично наказывать ребенка и сравнивать его с другими детьми или вами в детские годы. Недопустимо лишать ребенка еды, но оставить без десерта или пиццы можно. Нельзя игнорировать другие физиологические и эмоциональные потребности («я тебя больше не люблю», «я не буду с тобой разговаривать»). Нельзя угрожать, запугивать и унижать ребенка.
Похвалы в детско-родительских отношениях всегда должно быть больше. Мы охотнее выражаем негатив, лучше замечаем чьи-то недостатки и ошибки. Учитесь выражать позитивные эмоции, не обесценивайте хорошее поведение ребенка.