Чем опасна подростковая депрессия и как её предотвратить


Слезы — нормальная эмоциональная реакция, свойственная каждому человеку.

Повышенная слезливость

проявляется чрезмерной эмоциональной чувствительностью к внешним факторам: например — на прослушивание музыки, просмотр фильма, разговор или даже воспоминание о чем-либо. «Глаза на мокром месте» — так в народе называют это явление.

Повышенная слезливость — это не всегда симптом заболевания. Переутомление (на языке врачей — астения) часто проявляется повышенной эмоциональностью в виде слезливости, раздражительности, сонливости или бессонницы.

Полноценный отдых и изоляция от внешних раздражителей, в таких случаях, полностью восстанавливают состояние. Гормональные изменения в организме в период климакса, ПМС так же могут вызывать плаксивость.

Повышенная слезливость

и плаксивость может быть симптомом болезненного состояния. Чаще всего — начальным этапом болезненного процесса.

Врачами психиатрами отмечено, что многие тяжелые психические расстройства (психозы, шизофрения и др.) начинаются с негрубых симптомов, таких как нарушения сна, изменения аппетита, повышенная слезливость. Лишь спустя какое-то время к этим явлениям присоединяются более грубые проявления болезни в виде бреда, галлюцинаций, изменения сознания.

Но есть и заболевания (к примеру, неврозы и депрессии) для которых повышенная слезливость может быть одним из основных симптомов болезни.

Откуда берутся злые родители

Когда мы с мужем поняли, что ор и рукоприкладство не работают, мы стали искать другие способы восстановления мирной обстановки в семье.

Скажу сразу: все наладилось очень быстро, когда мы поняли главную причину—счастливые, отдохнувшие, реализованные родители не срываются на ор и тем более на шлепки. Поэтому начать надо с главного.

Никакая психология не поможет, если ваше физическое состояние близко к критическому. Вы можете сколько угодно работать с лучшими психологами страны, но если вы сильно устаете и мало спите — вы так или иначе будете срываться на крик и рукоприкладство.

Если мы регулярно не досыпаем — в кровь вбрасывается много гормона стресса кортизола. Этот гормон делает нас агрессивными и раздражительными. И он сильнее любых психологических примочек.

«Это так правильно, жаль я не понимала это¬го несколько месяцев назад. Истощение было сильное, каждодневная рвота. Даже не знала, что так можно уставать! Дети с мужем, конечно, первые под удар попадали, и я честно старалась себя контролировать, а потом начинала реветь целыми днями! Любимый муж увез отдыхать без детей! По детям скучаю, но привезу им лучшую мать».

«Меня иногда уже дочь спрашивает: „Мама, а ты выспалась?“. Ну потому что я часто говорю, что не выспалась, поэтому злая».

Реклама

Почему нельзя кричать на детей?

Крик по своей сути – это проявление агрессии. Когда агрессия исходит от самых дорогих и близких людей, ребёнок очень тяжело это переживает.

Если малыш растёт в атмосфере постоянных криков, скандалов и родительских нервных срывов, у него страдает:

Личностное развитие

Ребёнок постепенно становится замкнутым, тревожным, неуверенным в себе, часто плачет. Тормозится психическое развитие, ему становится сложно воспринимать и запоминать новую информацию. Он всё время находится как бы в панцире, защищающем его от внешнего мира. Ребёнок начинает бояться ситуаций неуспеха (ответов у доски, соревнований, публичных выступлений) и новых знакомств.

Во взрослом возрасте такие люди ищут постоянной поддержки и одобрения своих действий, им тяжело менять работу, сходиться с новыми людьми, т.к. они подсознательно ждут неудачи и агрессии со стороны окружающих.

Социальное развитие

У ребёнка не формируется базовое доверие к миру. Если обижает самый близкий и любимый человек, как мама или папа, значит, может обидеть любой. Ребёнок перестаёт доверять окружающим, у него возникают проблемы с построением дружеских и любовных отношений.

Ребёнок, чьи родители постоянно повышали голос, в дальнейшем будет также вести себя и в своей семье со своими детьми.

Детско-родительские отношения

Из отношений уходит доверие и взаимопонимание. Ребёнок перестает делиться своими проблемами, боясь вызвать негативную реакцию родителей. Таким образом, мама и папа из близких людей превращаются в чужих.

Норма или патология

Вам наверняка интересно узнать, как ведут себя другие родители, кричат ли они на детей. Мы поможем вам найти ответ.

В 2021 году психологи провели на улицах Москвы опрос среди родителей и людей, ставших свидетелями сцены с криками. У родителей спрашивали о том, допустимо ли кричать на ребенка. А у свидетелей просили дать характеристику подобным сценам.

Какие результаты в итоге получили исследователи:

  • 52 % родителей сказали, что кричать на ребенка нельзя, но при этом 37 % из этой группы отметили, что сами иногда срываются. Свое поведение они оправдывали неуправляемостью ребенка, его капризами и выставлением родителей в плохом свете.
  • 27 % родителей считают, что крики и наказания – самый эффективный метод воспитания, без этого нельзя обойтись.
  • 21 % не приемлют такого формата общения с ребенком, никогда не повышают голос.
  • 73 % наблюдателей считают, что такое поведение родителей недопустимо.
  • 15 % равнодушны к проблеме.
  • 12 % считают, что родители все делают правильно, без криков и наказаний не воспитаешь.

Как видите, вы не одиноки в своей проблеме. Но это не значит, что можно успокоиться и продолжить воспитание криками. Нужно разобраться в причинах такого поведения.

Почему родители срываются на ребенка:

  • бессилие и отчаяние;
  • психофизиологическое истощение;
  • ненависть к ребенку, ярость, сожаление о его рождении;
  • невыполнимый объем требований, обязанностей (чувство, что вы разрываетесь на части);
  • завышенные ожидания, требования к ребенку;
  • личные триггеры и психотравмы (например, срыв после того, как вас перебивают или игнорируют);
  • страх потерять контроль над ситуацией;
  • страхи, повышенная тревожность на фоне слабой саморегуляции (крики после того, как ребенок чуть не травмировался или получил какую-то травму);
  • разочарование в себе, несоответствие реальности идеалам и представлениям о родительстве.

Психологи, педагоги, социологи и педиатры единогласно утверждают, что такой стиль воспитания оказывает негативное влияние на психофизиологическое здоровье и развитие ребенка. Значит, с проблемой нужно бороться.

Причины агрессивного поведения в пожилом возрасте

Можно выделить три большие группы.

Биологические:

  • постоянный физический дискомфорт, боли, вынужденная поза, плохое самочувствие, общее недомогание;
  • побочный эффект от приема некоторых лекарств;
  • внешние раздражители, к которым чувствителен пожилой человек: жара или холод, сквозняки, шум, яркий свет;
  • снижение слуха и зрения, из-за которого ухудшается ориентация в пространстве, повышается уровень тревожности, напряженности;
  • • нарушения мышления (бред, галлюцинации), которые сопровождаются агрессивной самозащитой от вымышленной угрозы;
  • деменция, при которой происходят возрастные изменения тканей головного мозга и меняется поведение человека.

Социальные:

  • одиночество, недостаточный объем общения, контакта с другими людьми;
  • постоянное бездействие, отсутствие занятий, интересов, увлечений, регулярных обязанностей; пожилой чувствует себя бесполезным, ненужным и у него может появляться протестное поведение, сопровождающееся агрессией;
  • недоверие к опекуну, врачу, посетителю, провоцирующее вспышку агрессии, может быть связано с ростом подозрительности при деменции;
  • нежелание информировать окружающих о своем состоянии, эмоциональных проблемах, нарушениях здоровья. Пожилой человек не хочет становиться «обузой» — использует агрессивное поведение, чтобы близкие или врачи не вмешивались в его жизнь.

Психологические:

  • постепенная дезадаптация и связанные с нею эмоции: расстройство, тревога, страх, депрессия; человек осознает, что не может справляться со все большим количеством задач; это ухудшает его психическое состояние, провоцирует агрессию;
  • стеснительность, нежелание принимать помощь при умывании, переодевании, посещении туалета;
  • отсутствие самоконтроля, постепенная утрата представлений о нормах поведения;
  • усиление негативных черт характера;
  • чувство уязвимости: внешний мир кажется незнакомым, угрожающим, может пугать пожилого, если он дезадаптирован;
  • проблемы в отношениях с близкими; провоцировать агрессию может как равнодушие со стороны родственников (обычно кажущееся) или, напротив, их озабоченность состоянием здоровья пожилого человека.

У вас есть вопросы?
Мы перезвоним в течение 30 секунд

или позвоните по номеру

Нажимая кнопку «Отправить»

, вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Как правильно наказывать

Воспитание без наказаний действительно невозможно, но нужно выбирать педагогически правильные способы и соблюдать баланс порицания и похвалы.

Как правильно наказывать детей:

  1. Спокойным голосом выражайте свое недовольство, давайте оценку поступкам, а не личности ребенка.
  2. Четко определяйте границы наказания, и лучше делать это заранее. Придерживайтесь двухуровневой системы наказаний: сначала предупреждение, объяснение ситуации и подробное объяснение будущего наказания, потом само наказание. Если вы еще не объяснили, что красть игрушки других детей нельзя, то нельзя и наказывать малыша за это. Объясните, а уже в следующий раз накажите. Ребенок должен заранее знать, чем он жертвует, если сознательно нарушает ваши требования. И должен понимать, за что его наказывают. Уделяйте внимание мелочам, точному указанию времени и продолжительности наказания.
  3. Подробно объясняйте свое недовольство, почему поступок ребенка расценивается как плохой. Старайтесь понять позицию ребенка, выслушивайте его мнение, причину поступка.
  4. Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым, но учите его ответственности. Для этого сами анализируйте каждую ситуацию и определяйте причастность ребенка.
  5. Придерживайтесь единой воспитательной позиции с мужем, другими родственниками. Всегда сдерживайте слово, не обещайте того, что не сможет сделать («я тебя убью за это»). Избегайте двойных стандартов, например, если вы запрещаете ребенку кричать на вас и других людей, то и сами не имеете права кричать на него и кого-либо.
  6. Проговорите, что вам неприятно наказывать ребенка, но вы вынуждены это сделать, потому что его поведение противоречит нормам семьи. Объясните, какое поведение устроило бы вас. Разговаривайте с ребенком, объясняйте, почему так нельзя делать.
  7. Не ставьте ребенка в угол – в таком положении расслабиться, успокоиться и осмыслить поведение не получится.
  8. Не позволяйте наказанию зависеть от вашего настроения.

Нельзя оскорблять, высмеивать, бить, публично наказывать ребенка и сравнивать его с другими детьми или вами в детские годы. Недопустимо лишать ребенка еды, но оставить без десерта или пиццы можно. Нельзя игнорировать другие физиологические и эмоциональные потребности («я тебя больше не люблю», «я не буду с тобой разговаривать»). Нельзя угрожать, запугивать и унижать ребенка.

Похвалы в детско-родительских отношениях всегда должно быть больше. Мы охотнее выражаем негатив, лучше замечаем чьи-то недостатки и ошибки. Учитесь выражать позитивные эмоции, не обесценивайте хорошее поведение ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]